Е.Л. Феодоритова

Поэты из рода Феодоритовых

 

Роскошным подарком к юбилею моего супруга Ю.И. Феодоритова стала  книжка стихов его племянника – М.И. Феодоритова. В сборнике нам открылись новые, глубинные грани богатой натуры Михаила Ивановича – лирический дар. Наш племянник – не единственный поэт рода. Стихи писали его отец, дед и его два брата, а также двоюродный дядя Вячеслав Петрович.

Мне, как психогенетику-любителю, захотелось разобраться в поэтическом феномене клана Феодоритовых.

Как известно, в роду Феодоритовых наличествуют греческие предки. По мнению философа, изучающего ментальности народов мира, Г. Гачева, «греки ценят плюрализм. Миропонимание у них универсально… Принцип МЕРЫ – важнейший в греческом образе мира… Наш ум, считали греки, в состоянии улавливать лишь короткие части совершенной Истины».

В характере мужчин из рода Феодоритовых отсутствует гордыня, что является следствием греческой ментальности. «Гармония – вариант принципа Меры. Означает равномерное развитие в человеческом существе различных способностей».

Кроме самых общих соображений по греческим корням, можно вспомнить о средневековых священниках- страстотерпцах феодоритах: - Феодорите Кирском и Феодорите Кольском. Не исключено, что здесь кроются истоки высокой одухотворённости наших поэтов.

Двигаясь в сторону современности, следует вспомнить мать Вячеслава Петровича - Александру Сергеевну, урождённую Ветошину. Ей были присущи как внешняя, так и внутренняя красота, сила духа. Дети унаследовали от неё романтичность характера, большие способности, трудолюбие.

Бабушка другого нашего поэта, Клавдия Фёдоровна (в девичестве Катасонова), была очень общительной, хлебосольной и доброжелательной. Она обладала хорошим логическим мышлением, любила играть в шахматы и самостоятельно освоила профессию бухгалтера. Её потомки отличаются любовью к жизни и хорошими коммуникативными способностями.

У Феодоритовых можно отметить  сочетание  одарённости как к естественным и математическим, так и к гуманитарным наукам – полифоничность талантов.

Начиная с 14 поколения Феодоритовых, мы имеем физиков и лириков «в одном флаконе». Нет противопоставления, наоборот - чем более физик, тем более лирик.

Братьям Илье, Петру и Ивану Феодоритовым повезло с учителями литературы: они хорошо знали этот предмет и ставили самодеятельные спектакли по любимым произведениям. Все братья  пробовали писать стихи, но лучше всех получалось у Ильи – он, по словам его племянника, Вячеслава Петровича, «певец, рассказчик и поэт»,  в том числе автор многочисленных мемуаров в прозе.  

            Выдающийся учёный, гордость рода в 15 поколении, Вячеслав Петрович, оставил потомкам ряд стихотворений, лучшие образцы которых мы далее предлагаем читателям.

Другим заметным поэтом оказался представитель 16 поколения – Михаил Иванович. 4 стихотворения, подходящих для сравнения с образцами творчества Вячеслава Петровича, мы также приводим ниже.

Существенный вклад в формирование лирического дара М.И. Феодоритова внесли его родители. Их молодость пришлась на времена «хрущёвской оттепели», когда поэзия была в моде и люди ходили на поэтические вечера в Политехнический музей. Родители привили сыну неравнодушное, сердечное отношение к людям. Отца, Ивана Ивановича, окружающие очень любили: он отличался солнечной улыбкой и весёлым взглядом,  пользовался огромной популярностью среди друзей и коллег.

Предрасположенность к литературному творчеству Миша, по всей видимости, унаследовал от Ивана Ивановича. Впрочем, литературными генами обладает и его мама, Валентина Андреевна, она сочиняет поздравления в стихах, а её племянник стал журналистом.

Семена поэтического дарования взошли, проросли и выросли в цветущее растение. Этому способствовали садовники-родители: ростки сформировались в оранжерее с плодородной поэтической почвой, в насыщенной лирической атмосфере. С лёгкой руки Ивана Ивановича в семье был введён обычай - читать вслух и заучивать шедевры из наследия мировой и  отечественной поэзии (Омар Хайям, Заболоцкий, Асадов и др.), принято писать поздравления в стихах к знаменательным датам. 

Миша уловил алгоритм написания стихов, научился выражать чувства поэтическим способом, приобрёл хороший вкус.

            Прежде, чем начать рассматривать и оценивать творчество наших поэтов, хочу поделиться с читателем некоторыми знаниями по азам стихосложения. Эта информация пригодится,  так как в своём критическом обзоре я провела анализ  в ракурсе использования авторами поэтических размеров.

 

Выписки из энциклопедии «Я познаю мир» (изд. «Астрель»).

Статья Сергея Волкова о стихосложении.

 

В стихах есть особый ритм, а при отстукивании или скандировании  этот ритм становится  очевидным. Именно наличие жёсткого ритма и позволяет стихам ложиться на музыку, становиться песнями. Под стихи можно маршировать, танцевать, делать зарядку. Ритм держится на чередовании ударных и неударных слогов.

Размер — это форма ритма. Различают двусложные размеры (ямб и хорей) и трёхсложные (дактиль, анапест, амфибрахий). Комбинированный размер в русской поэзии представлен дольником. Дольник отличается от обычных размеров тем, что количество безударных слогов между ударными непостоянно — то один, то два.

Комплекс из ударного и примыкающего к нему безударного слога  называется  стопой. В зависимости от количества таких комплексов в стихотворной строфе размер, например, ямб может быть 4-стопным, 5 и 7-стопным. (По некоторым подсчётам, четырёхстопным ямбом  написаны 25 процентов русских стихов).

Различия в стихотворных размерах легче всего понять на примерах.

 

Двухсложные размеры

 

Хорей (4х-стопный)

Милый, милый людоед,      \ - \ - \ - \
Смилуйся над нами!           \ - \ - \ - \

Ямб (4х-стопный)

Над косточкой сидит бульдог,      - \ - \ - \ - \
Привязанный к столбу
.                   - \ - \ - \ - \

 

Трёхсложные размеры

 

Дактиль:

Эта страница зелёного цвета,        \ - - \ - - \ - - \ -
Значит, на ней постоянное лето.    \ - - \ - - \ - - \ -
 

Амфибрахий:

Хозяйка однажды с базара пришла,   - \ - - \ - - \ - - \
Хозяйка с базара домой принесла:      - \ - - \ - - \ - - \

Анапест:

Вот ворона на крыше покатой,          - - \ - - \ - - \ -
Так с зимы и осталась лохматой
.       - - \ - - \ - - \ -

Дольником написано стихотворение А.Блока:

 

Девушка пела в церковном хоре   \ - - \ - - \ - \ -
О всех усталых в чужом краю,   - \ - \ - - \ - \

 

В нашем распоряжении пока только четыре стихотворения Вячеслава Петровича Феодоритова (левая колонка). В них он затрагивает тему происхождения своего рода, излагает биографию своего дяди Ильи Власьевича, признаётся  в тёплых чувствах к своей сестре Рите, рисует феерическую картину летнего дождя.    

Из творчества Михаила Ивановича мы выбрали сопоставимые  по тематике произведения: понимание своего места и предназначения  в жизни, роли отца в ней, любовь к сыну и летний дождь во Франции (правая колонка).

 

     Мой дальний предок греком был

Мой дальний предок греком был -
Свободный, гордый грек!
Он россиянку полюбил -
Голубизной прозрачных рек,
Бездонных ласковых озёр
Его пленил прекрасный взор!

Когда вечернею порой
Тесал он камни под горой,
Глаза любимые ласкали
Прозрачной дымкой синей дали...

Мне предок дал - признаюсь сам, -
Бахвальством только не зови!
Нежаркий, но - огонь в крови,
Тоску по дальним берегам...

Его подруга нежной силой
Передала чрез годы мне
Любовь к отчизне милой-милой,
К российской светлой стороне...

Ещё - от вас не утаю,
Что мне дороже всех наград! -
Как предок гордый мой, люблю
Я россиянки синий взгляд!

Люблю всем сердцем - пылким, страстным,
Любуюсь обликом прекрасным...
Видать, отозвались в крови
Дни давней пламенной любви!

       

Утро, Карелия

 

Все на круги возвращается,

солнце над лесом встает,

Значит, Земля вращается,

и все как надо идет.

Тропкой лесной, между кочек,

листья брусники затронув ногой

Я прохожу в одиночестве запоздавшей Карельской весной,

Снег, нанесенный с севера

недавно прошедшей пургой,

Тулупом лежит у дерева,

как память зимы седой.

Но землю нагреет Солнце,

растопит вчерашний мороз

И в темной воды оконцах

не будет замерзших слез.

Я шаг тишиной измеряю,

забыв городов суету,

И в сердце Любовь наливаю:

нежно погладив сосну.

Воздух спокойствием дышит,

мысли неспешно текут

И каждая клеточка слышит,

как листья деревьев растут.

Себя ощущаю я лесом,

озером, что отражает небо,

Березкой рядом с навесом,

ростком, что желает стать хлебом.

Я велик, всесилен, бесконечен,

я песчинка в мире голубом,

Смертен, и одновременно вечен,

на Земле я и жилец, и дом.

Этим майским утром растворились

все частицы тела моего

Я живу любимый и влюбленный,

сам себе Господь и Божество.

 

 

Стихотворение Вячеслава Петровича было создано в 1986 г. Размер  4-стопный ямб придаёт произведению особую музыкальность. Перед нами  - романс о союзе тёмных и голубых глаз, о корнях рода - греческих и русских. Генетическая память о любви предка. Гениально схвачена характерная черта темперамента мужчин Феодоритовых – «нежаркий, но огонь в крови». Он звучит лейтмотивом  всех мужских характеров рода на протяжении пяти поколений, описанных на сайте истории рода. Глубокое, лиричное, метафоричное и прозорливое стихотворение.

Стихотворение Михаила Ивановича было написано, вероятно, под впечатлением от созерцания великолепной природы в Карелии во время командировки. Размер – вариант амфибрахия. Этот размер по Н. Гумилёву – «баюкающий и прозрачный, говорит о покое божественно лёгкого и мудрого бытия».

В этом стихотворении  воплощено чувство космического единства и голографический принцип организации всего живого. Миша в поэтической форме выразил одну из идей космологии.

Космология ― это учение о мире, по которому  человек представлялся в виде микрокосма, отражающего структуру макрокосма (Вселенной). Человеческое тело живёт по своим законам (микрокосма) и в то же время подчиняется космическим законам.

Важнейшим принципом космологии является голографический принцип отражения Вселенной, гласящий: что наверху, то и внизу, что внизу, то и наверху. Основной принцип голографии: каждая частица содержит в себе всю информацию о целом.

Иллюстрацией голограммы может служить такой пример: если от листика берёзы отрезать маленький кусочек и поместить лист в кирлиановскую установку, возникнет искрящееся изображение целого листа. Тем же свойством обладают и голограммы. Их можно разрезать на  мелкие кусочки, и каждый из них хранит целостный образ, записанный на целой голограмме.

Человек – это система клеток, которые живут в единстве и любви. Одновременно человек – клетка сложного организма (человечества), а человечество – одна из экосистем Земли.

 Произведения обоих авторов объединяет любовь к Отчизне, природе, и к жизни вообще.

 

Два других сравниваемых стихотворения посвящены очень дорогим для авторов людям, они наполнены душевным теплом, болью утраты и светлой памятью, благодарностью и признанием.

 

Мой дядя прожил сотню лет

Мой дядя прожил сотню лет,
И мне совсем не пара -
Певец, рассказчик и поэт.
Осталась мне гитара.

Ко мне, ласкаясь, прилегла,
Как лебедь шеей длинной.
Она негромкая была
В красе своей старинной.

Я тронул крепкую струну,
И рядом две другие.
Аккорд раздвинул тишину,
Напомнив дни былые.

Мне дядя рассказал давно,
Как мчались горцы, мчались кони
Взглянуть на чудо- на кино-
В его агитвагоне.

Под звёздным небом кинозал
Вместил окрестных три аула.
Следили горцы, как сбежал
От сторожей абрек Заура.
Восторга крик со всех сторон...
Темнела гор громадных груда,
Блестел трубою граммофон,
И к горцам шло второе чудо.

Огни погасли. Ночь слепа.
Мой родич закрутил пластинку.
И разом ахнула толпа,
Заслышав кабардинку.

Потом и дядя выступал,
На струнах звонко звенькал -
Про коробейника певал,
Про удалого Стеньку.

Потом кончалось волшебство.
Под дальний скрип калитки
Про коммунизма торжество
Читал агитбоец агитки.

Не дрогнет тонкий чёрный ус,
Внимает горец чинно,
А в мыслях: лучше бы урус
Нам показал ещё картину.

Уж поздно лагерь замолкал,
Поддавшись угомону,
А утром снова с гиком мчал
Вослед агитвагону...
На Воркуте за героизм
Стал в ссылке дядя дряхлым дедом,
Про торжество, про коммунизм
С тех пор не вёл беседу.

Порой гитару в руки брал
И, со щеки смахнувши влагу,
Он слабым голосом певал
Про Стенькину отвагу.

Суровой жизни остриё
Кромсало дней последних крохи.
Он ждал: что станет из неё,
Из сталинской эпохи?

Но не дождался. Крест стоит
Над скромною могилой.
Гитара сердце мне щемит
С былою мягкой силой.

Я тоже, видно, не дождусь,
И белый свет покину.
С гитарой старою прощусь,
Её оставлю сыну.

Помянет нас в руках его
Гитара в лёгком вздохе,
Когда настанет торжество
Какой-нибудь эпохи.

 

10-19.09.1993

Смерть отца

 

Туман, и в сердце пустота:

Ему чего-то не хватает.

Постыла жизни суета.

Смятенье душу заполняет.

 

Другими красками одет

Стоит столетний клен у входа,

Он молчалив, он строг, он сед,

В нем не весна, а вечер года.

 

Переменилось все кругом,

Хоть тот же мир и тоже небо.

А Он ушел, покинув дом.

Ушел туда, где раньше не был.

 

Ушел спокойно, как всегда

Лишь улыбнувшись на прощанье.

И закатилася звезда,

Погасло солнце без названья.

 

Где он сейчас? Знать, не дано,

Что за чертою происходит…

Сижу. В тоске смотрю в окно,

А сердце бередит и бродит,

Его зовет: «Ну, как ты там?

Ведь мы с тобой не попрощались.

Ушел к неясным берегам,

Оставив нас сидеть в печали...»

 

И ветер листья шевелит

Березы, что растет напротив;

На ветке воробей сидит,

Клюв чистит, голову воротит.

 

Вдруг взгляд свой бросил на меня.

У птиц такого не бывало:

Весь полон светлого огня,

И на душе теплее стало.

 

Лед отступил. Я тихо с ним

Веду неслышную беседу.

Как будто в мире мы одни:

Я и пушистый непоседа,

Что прилетел издалека,

Сказать: «Не бойтесь. Все в порядке».

И чья-то добрая рука

С любовью гладит по лопатке.

 

На ветке воробей сидит

И мне кивает головою,

В глаза мне весело глядит:

Ушедший Дух передо мною!

 

Спокойней стало на душе,

Тоска запряталась глубоко.

Вспорхнул и скрылся в вышине

Посланник вечного Далеко.

 

Май 2004 г.

В минипоэме Вячеслава Петровича, написанной 4-стопным ямбом, в лирической форме описывается биография Ильи Власьевича, его трагическая судьба, пришедшаяся на мрачную эпоху сталинизма. Именно отсюда мы узнали, что Илья тоже писал стихи, он был «певец, рассказчик и поэт». По ходу поэмы настроение меняется от радостного и энергичного -  в пору активной и победной молодости, до печального - во время суровой и одинокой старости. Обрамляет поэму образ гитары, символизирующую поэтическую лиру, которую передаёт в наследство племяннику дядя-поэт. Чувствуется пессимизм в отношении ожиданий  лучшей жизни для россиян.

Произведение Михаила Ивановича также выполнено в размере 4-стопный ямб. Это - очень сильное стихотворение, созданное в трагические дни безвременной смерти отца. Нестерпимая боль утраты была переплавлена в поэтический шедевр.

Настроение внутри произведения меняется от трагически безысходного к просветлённому. Воробей, посмотревший на поэта человеческим взглядом – реинкарнация ещё не улетевшей в иные слои Бытия души отца, метафора его весёлого, жизнерадостного образа.

Стихотворения – очень разные по временному охвату: момент и целая жизнь. Несмотря на трагическую ситуацию, описанную в Мишином произведении, автор из 16 поколения рода Феодоритовых более оптимистично смотрит в будущее. Оба произведения написаны хорошим слогом и довольно музыкальны.

 

Два других произведения, посвящённые близким, написаны в разных тональностях: грустной,  ностальгической и весёлой, радостной.

 

Сестрёнке Ритусе


Давал мальчишкам взбучку,
Шёл за тебя горой,
Водил тебя за ручку
Я школьною порой.


Мы всей семьёй гуляли
За тихою рекой,
Цветы нас восхищали
Небесной чистотой
.


Когда страна терпела
Военную беду,
Со мной сестрёнка ела
Весною лебеду.


Заснежена дорога,
И за окном светло.
С годами снега много
Нам в кудри намело.

 

Судьба повелевает
Мне жить с сестрою врозь,
Но детства дни сияют,
Как винограда гроздь.

И часто-часто мнится
В прозрачных, лёгких снах,
Что детство возвратится
Потом, на небесах.

Лыжня

 

Солнце в глаза. Накатанный снег.

Суббота. Прекрасный день.

На лыжах иду, и мне слышится смех

Того, кто за мной как тень

 

Скользит по лыжне.

Устремляюсь вперед

Но сзади опять смешок.

На шаг не отстал и за мною идет

Упорно мой младший сынок.

 

«А можно я: первый «коньком» пойду?»

Толкнулся, подняв буран,

И скрылся в снежном белом дыму

Моей семьи великан...

 

Мне много радости день принес.

Хоть я и порядком устал:

Не зря мой ребенок столько рос,

Не зря он на лыжи встал.

 

Уверен, пройдет еще столько-то лет,

Он лыжи возьмет не один

(состарюсь я, буду, конечно же, дед),

но Вовку обгонит сын.

 

        Стихотворение Вячеслава Петровича написано 3-стопным ямбом. Оно получилось очень музыкальным и лиричным, с отличным ритмом. Тема - ностальгия по детству. В финале – встреча с сестрёнкой в раю. За 10 лет до своей кончины Вячеслав Петрович предчувствовал, что уйдёт из жизни раньше сестры. Производит сильнейшее эмоциональное впечатление.

Мишино стихотворение написано амфибрахием. Удачный ритм: стихотворение можно читать, скользя на лыжах. Яркая картинка. Отцовская гордость и нежность к сыну-великану. Есть глубина – образ эстафеты поколений.

 

Знаменательно, что оба автора написали стихотворения, посвящённые дождю и радуге. Гроза, дождь и радуга – явления природы очень драматичные и насыщенные событиями. В философском смысле они могут служить метафорой исхода борьбы противоположностей, благоприятным разрешением трудной ситуации. Картина радуги захватывает божественной красотой. Её появление приносит мир, счастье и радость.

 

 

Гимн дождю


Я люблю тебя, дождь!
О великий волшебник, и воин, и вождь!
По бескрайним небесным просторам
Ты движением строгим и скорым
За собою ведёшь миллионы полков-
Грозных туч в тёмных латах булатных,
Кавалерию лёгких, крылатых
Белоснежных коней-облаков.
И ведёшь ты войска в грозный бой на злодея,
Распалённого злобой врага-суховея.
Он дохнул на поля клубы огненной пыли,
И кровавый пожар лижет нивы вдали,
И деревья, засохнув, застыли,
И засохнув, хлеба полегли,
И сухие морщины, как язвы, покрыли
Молодые ланиты прекрасной Земли...
И глядят измождённые очи
В небеса, словно в недра сухого колодца,
Бесконечные дни, бесконечные ночи-
Ждут тебя, чародея и полководца.
Ты явился, и войско вперёд выступает,
И в глубинах небес трудный бой закипает.
Вот летят облака, извиваясь клубком,
Тучи-рыцари мерно врага окружают,
И призыв твой гремит, словно яростный гром,
И как молния, меч твой сверкает!
Но силён суховей - вдруг могучим рывком
Он объятья врагов разрывает,
Снова лижет он землю сухим языком,
И в испуге земля замирает...
Но врага рассекает твой меч огневой,
Трубный голос врага оглушает,
И войска выправляют нарушенный строй,
И кольцо всё теснее смыкают.
Задыхаясь, враг рвётся отчаянно в бой,
Но разбойничья мощь иссякает,
И, не в силах владеть булавой боевой,
Суховей в глубь степей отступает.
Бой стихает, слышны лишь глухие угрозы,
И полились на землю обильные слёзы -
Слёзы радости всех матерей,
Что до боли боялись за жизнь сыновей-
Так страшны были жажды безумные муки! -
Слёзы счастья любимых людей,
Избежавших тяжёлой разлуки...
Слёзы светлые, соки сердец...
И вбирает земля благодатную влагу,
Чтобы вечно слагала жизнь вечную сагу,
Чтобы, горе пройдя, люди радость нашли...
Лей же, дождь, лей желанную влагу
На горячие щёки земли!


Я люблю тебя, дождь!
Даровитый и редкостный мастер!
Вижу: взяв великанский фломастер,
Над рекой, над притихшим садом
Ты явил изумлённым взглядам


Сокровеннейшее из чудес:
Над полями победных сражений,
Размахнув на полсвода небес,
Врезал в память и взор поколений
Разноцветный пылающий серп -
Символ мира, труда, вдохновляющий герб!
А затем ты тончайшим резцом
По зеркальной глазури озёр
Вырезаешь ажурный, подвижный узор,
И бегут, разбегаясь, кольцо за кольцом,
Увлекая восторженный взор.
Снова мир! И движеньем прекрасным,
Как искуснейший хлебороб,
Вяжешь в высях неведомым пряслом
Золотистый сияющий сноп.
Ливень схлынул, умчался внезапно и разом,
И зажглись на ветвях искры ярких алмазов,
Словно в листьях таятся мальчишки, девчонки
И задорно горят озорные глазёнки,
И вдруг вырвется с хохотом звонким засада,
И на влажной лужайке мелькнёт кавалькада...
Ливень схлынул, и без одежонок -
Право, мокрый покров им не нужен!
Звонко шлёпают толпы мальчонок
По голубеющим лужам.
Брызги рвутся из-под ножонок,
Смех струится, весел и звонок...
Я люблю тебя, дождь!
Над притихшею далью полей
Вижу глаз твоих синих сиянье
Из-под тёмных косматых бровей,
Добродушное слышу ворчанье -
Приглушённые, мирные трубы.
Я люблю твои тёплые губы -
На - целуй мои щёки и нос,
Словно добрый и преданный пёс,
На - целуй мои руки и грудь,
Дождь, мой ласковый и непокорный!
Я люблю твой озон животворный
Полной грудью вдохнуть!

Радуга (паломничество в Тэзе)

 

Дождь серою пеленою

Плачет который час,

Тучи плывут надо мною,

Солнечный лик угас.

Капли стучат по крыше,

В их песне тоска и стон.

И я эту песню слышу,

Дождем я в нее погружен.

И, кажется, нету просвета,

И сами приходят слова:

«Дай, Отче, нам яркого света,

дай солнца и дай нам тепла».

И, словно услышав молитву,

В тучах создав полынью,

Ветер порывом открытым

Волю исполнил мою.

И за уходящим ливнем

Чудо открылось глазам:

Красным, зеленым и синим

Росчерком по небесам

Ярко меняя краски

Их изогнув дугой

Явился мне мост прекрасный

Над невысокой горой.

Он создан из тонкой вуали,

Прозрачнее чистой воды,

И самые дальние дали

Сквозь эту вуаль видны

Дороги поля и деревья,

Вчерашнюю смыв суету...

И, словно в открытые двери,

Я взглядом в их мир захожу.

И счастье наполнило воздух,

И радость в душе поет,

И радуги яркий отблеск

Мир в мое сердце несет!

 

 

 

      "Гимн дождю" написан Вячеславом Петровичем анапестом. По Н. Гумилёву этот размер часто

применяется в описаниях стихии. Размер, выбранный автором, идеально подходит к выбранной теме.

В поэме разворачивается противоборство двух стихий – ветра-суховея и дождя. Это - очень динамичное произведение. Настроение в нём постепенно меняется от  бурного, воинственного, до светлого и радостного.

Сначала мы присутствуем при битве двух стихий (горячего ветра и небесного полководца-дождя). Противоборство завершается победой дождя - на землю льются благодатные «слёзы радости всех матерей». Дождь пролился на землю и превратился из полководца в даровитого художника, который рисует картину серпа-радуги, похожую на герб СССР. Потом возникает сноп  из лучей солнца. Настроение поэмы становится светлее. Дети шлёпают по лужам. Дождь становится добрым псом, который лижет щёки ребёнка. Почти ощутим запах озона.

Поэма очень образна, возможно, содержит скрытые намёки на жизненные реалии тех лет.

В стихотворении Михаила Ивановича "Радуга" мир после дождя преображается светом Божественной любви. Автор воспринимает радугу, как прекрасный мост из прозрачной, многоцветной вуали, несущую счастье и радость.

Поэзия обоих отражает также реалии времени.

Так,  Вячеславу Петровичу радуга напоминает герб СССР (поэма «Я люблю тебя дождь»).

 Живописец дождь «…явил изумлённым взглядам…

Разноцветный пылающий серп –

Символ мира, труда, вдохновляющий герб!»

«…И движеньем прекрасным,

Как искуснейший хлебороб,

Вяжешь в высях неведомым пряслом

Золотистый сияющий сноп…»

У Миши радуга выглядит чудесным небесным мостом,

 «Красным, зелёным и синим

Росчерком по небесам

Ярко меняя краски

Их изогнув дугой

Явился мне мост прекрасный…»

У Вячеслава Петровича дождь олицетворяет положительное творческое начало. Он - чародей и полководец, даровитый художник и ласковый пёс, несущий счастье детям.

У Михаила Ивановича дождь  несёт пассивное начало. Здесь Радуга служит чудесным воплощением Божественной любви.

 

Хотелось бы привести ещё одно стихотворение Михаила Ивановича. Это произведение поэта из 16 поколения - очень жизнеутверждающее.

Это - одно из наиболее удачных стихотворений автора написано дольником. Удалось создать зримую картину процесса роста зелени, знаменующего наступление весны и обновление жизни. Глубокое философское стихотворение. Удачная метафора: пробивающаяся молодая трава – зелёная кровь жизни. Постепенно листва превращается в кипящий и бурлящий зелёный океан. Это  - гимн  Весне и гимн жизни.

 

Зеленый стих

 

Дождь зеленый, раскроются почки,

На деревьях, раздетых зимой.

Нежной зеленью встанут листочки

Рядом с темно-зеленой сосной.

Ее иглы в морозную стужу

Словно сотня зеленых ежей

Из ветвей вылезали наружу,

Чтоб поймать крошки теплых лучей,

А теперь, Солнце ярко сияет,

В цвет зеленый оделась Земля.

Снег ушел и трава наступает,

Покрывая поляны, поля.

Сквозь кору многолетних деревьев.

Сквозь кирпич, сквозь асфальт, сквозь бетон

Пробивается яркая зелень.

Проявляется жизни закон.

Видно где-то в глубинах планеты

Кровь зеленая жизни течет,

солнце как поднимается к лету.

Кровь вскипает, бурлит и зовет

Свою силу, чтоб камень разрушить

И явить себя миру весной,

Чистоту мирозданья нарушить,

Затопив все зеленой листвой.

           

У Миши поэзия отражает щедрый и богатый духовный мир, обнаруживает любящую весь мир Душу, мудрое понимание окружающего мира, влюблённость в мир, умение жить здесь и сейчас.

Поэзия Вячеслава Петровича, очень динамичная и ёмкая по содержанию, образная, музыкальная и лиричная. Много грустных по настроению стихов. Мне кажется, ему было присуще трагическое мироощущение эпохи. Стихи производят сильное эмоциональное воздействие.

Поэтический потенциал М.И. Феодоритова высок, и ему есть, куда расти, если больше работать над формой произведений.

 

В заключении хотелось бы отметить, что Феодоритовы – люди творческие. У представителей рода  преобладают математические и естественно-научные способности. Гуманитарные наклонности реализуются, главным образом как хобби. Художественные способности также заметны. Так,  Владимир Михайлович (сын Михаила Ивановича) и Татьяна Сергеевна (дочь Сергея Ивановича) прекрасно рисуют.

Что можно сказать о блуждании литературных генов?

Свои чувства в стихах умели выражать 6 человек: 3 брата из 14-го поколения – Илья, Иван и Пётр, представители 15 поколения – Иван Иванович и Вячеслав Петрович, Михаил Иванович из 16 поколения.

Юлий Иванович (15 поколение) – компьютерно продвинутый писатель, автор рассылок, статей, юморесок, публикующийся в виртуальном мире. Его дочь, Катя, художественно описывает жизненные впечатления на своём сайте в Life journal.

Внук Вячеслава Петровича Слава делает прекрасные фотографии в цифровом формате и хорошо умеет писать (например, очерк о своём деде, написанный в школьные годы)

Сыновья поэта Вова и Серёжа – тоже яркие, творческие  личности. Проявятся ли у них литературные способности  - покажет будущее.

 

Апрель 2006

Елена Феодоритова
(в девичестве Русина)

Сайт создан в системе uCoz