asКлуб любителей аллегорийsa
Дадим имена символическим картинам - сияющим звездам в электрическом тумане Сети.
Клуб любителей аллегорий


Зачем он нужен, Интернет?
Выпуск  012

Феномен: Виртуальная реальность и аретеи

Греческое арете, охватывает целый пучок значений, а именно: 
силу, мужество, богатство, хорошее ведение дел
(Йохан Хейзинга).

Знакомство с виртуальной реальностью мы начнем с самого важного, пожалуй, что в ней открыто, – с аретей. Это открытие связано с именем Николая Александровича Носова (1952-2002), создателя новой области знания – виртуальной психологии. Памяти замечательного ученого посвящен этот выпуск.

Главное открытие Носова заключается в глубоком понимании того, что всякая грань, всякий уровень человеческой жизни удвоен в виртуальной реальности (ВР), которая этой гранью, этим уровнем управляет (в кибернетике такие ВР называют моделями мира). Поскольку в организации ВР ошибок не избежать, процесс управления любой сферой человеческой жизни дополняется аретеями – чудесными процедурами исправления ошибок ВР.

Носов различал три вида аретей:

1. Создание недостающего элемента ВР (когда, к примеру, человек не замечает то, что обязан учитывать для успешного управления ситуацией, и ему на это обращают внимание).

2. Уничтожение излишнего или ошибочного элемента ВР (например, избавление от вредной привычки).

3. Обособление и целостное оформление ВР для автоматизации её работы и включения надежным элементом в более сложные ВР (так, в частности, осваивается метод для решения определенного класса задач).

Чтобы не заблудиться в абстракциях, рассмотрим один из примеров аретей, приводимых Носовым в его книге "Виртуальная психология" (М.: Аграф, 2000. – 432 с.).

Каждый из нас обладает телом, которое мы кормим, чистим, упражняем и украшаем как ценнейшее свое достояние. Жизнь тела удвоена в его самообразе – виртуальной реальности, задающей норму функционирования организма. Эта норма очень часто искажена стрессами: раздражение или страх вызывают мышечные зажимы (из-за чего мы не можем пройти по достаточно широкой балке над пропастью, хотя легко проходим по ней, когда она лежит на земле). Ещё сильнее самообраз искажается хроническими болезнями – именно эти искажения вызывают рецидивы болезни после казалось бы успешного курса лечения.

Но вот сам пример. Женщина 39 лет страдала от боли в спине в течение 2,5 лет. Последние 6 месяцев снимала боли только за счет сильно действующих анальгетиков либо новокаиновой блокадой. Врачам не верит. Обследование выявило наличие остеохондроза и большое напряжение в мышцах спины. Сеанс аретеи состоял в работе с воображением. Легкий массаж различных участков сопровождался просматриванием своего тела в возникающем образе (это были образы молодости) и акцентированием расслабляющего выдоха. В ходе сеанса женщина почувствовала, как молодой возраст спины стал распространяться по всему телу, а старый возраст стал словно вытекать из неё, при этом ноги стали совершенно расслабленными и она даже почувствовала биение крови в подушечках пальцев ног. Боль пропала, и тело ощущалось по-новому. В дальнейшем боль не возникала, женщина прекратила прием лекарств и потеряла 8 килограммов веса (до сеанса у неё была II степень ожирения).

Конечно, этот пример можно истолковывать по-разному. Но сам факт того, что информационное воздействие может избавить человека от хронической болезни, перестроить метаболизм тела и избавить от излишнего веса, заслуживает особого внимания. Аретея в данном случае обеспечила замену патологического самообраза тела здоровым самообразом, взятым из воспоминаний молодости.

В своей книге (с. 201) Носов называет эту аретею девиртуализацией, т.е. относит её ко второму из 3 перечисленных типов – разрушению ошибочного элемента ВР. Однако, при всём уважении к Николаю Александровичу, нельзя не заметить, что речь здесь шла не о разрушении, а о замещении, причем аретея состояла, как минимум, из трех ходов: 1) привлечение внимания к ощущениям в определенных участках тела, 2) воссоздание здорового самообраза по воспоминаниям молодости, 3) целостное закрепление нового самообраза (старый вытекает, а новый заполняет его место). Фактически, в этом случае была реализована комбинация из всех трех описанных Носовым типов аретей.

Видимо, характеризуя рассмотренный случай как аретею девиртуализации, Носов исходил из предположения, что патологический самообраз сам является виртуальным напластованием над здоровым самообразом тела. Тогда стоит разрушить больную ВР, как искажения исчезнут сами собой.

Аретея, взятая в её полнейшем проявлении, состоит в надстраивании метаэтажа управления смыслами, восполнением множества возможных смыслов, выработки критерия оценки приемлемости смыслов и принятии решения о главном смысле данной символьной последовательности. Тем самым порождаемая виртуальная реальность раскрывается во всём многообразии и получает практическое воплощение и завершение в решении проблемы, вызвавшей её появление. 

Иными словами, над полем возможностей, выявленных в  сознании, надстраивается пирамида аретеи - решающего правила, которое позволяет выбрать клеточку, соответствующую проблемной ситуации, и адаптивно реализовать обозначенный в ней способ действий.

Вы спросите: как такую пирамиду можно строить? Да тысячами способов, причем вы сами можете изобрести оригинальные, никем ещё не придуманные способы. Все творческие эвристики решения задач - это способы организации поля возможностей, т.е. аретеи в используемом здесь более широком, чем у Носова, толковании.

У лингвистов в чести порождающие грамматики, у риторов - хрии, у физиков - законы природы, у философов - системы категорий, у политиков - стратагемы и т.п. Самый простой и понятный пример - из детства: конструктор номер 5, детали-возможности, рисунки-образы готовых конструкций и рисунки же, показывающие последовательность сборки этих конструкций из деталей. 

Играя с такими конструкторами, дети учатся аретеям. А если им покупать только готовые игрушки, то они будут сами разбирать их на части, поскольку тяга к освоению аретей - одна из глубочайших потребностей человеческой природы.

В последующих нескольких выпусках мы рассмотрим удивительные образцы аретей с точки зрения изложенной выше концепции.

А пока - вот вам ссылка на аретею танца - смотрите, изучайте, наслаждайтесь:

http://www.flyingpuppet.com/shock/legato.htm 

* * *

Вот и всё пока... Вопросы и замечания feod@narod.ru 

До новых встреч,
Двуглавый Юл, историк-экспериментатор
 

Вернуться к карте выпусков


Рейтинг@Mail.ru

Сайт создан в системе uCoz