Материалы к Выпуску 4 "Мировые войны в локальной сети"

 

Уважаемые сетяне! 

(обращение, которое ввел в оборот Первый Президент России ;о)

При подборке материалов в это приложение я испытывал некоторые сомнения. Дело в том, что война - это применение оружия. А размещение образцов информационного и психологического оружия, особенно массового поражения, не входит в мои планы.

Поэтому здесь будут приведены лишь те эпизоды, в которых содержится юмористическая и литературная компонента, - не более того. И, как обычно, научные работы по теме выпуска.

1. Секреты психологической войны

2. Увлекающие технологии

3. Идентификация манипулятивного поведения

4. Самореклама в ответ на провокации

5. Суггестия: исход "сатанистов" из группы intellect

6. Боевой листок о неожиданной поддержке

7. Резюме Третьей мировой

 

Секреты психологической войны

Психологическую войну люди ведут с давних пор. Но никогда и нигде ее не афишируют! Более того, документы о конкретных особенностях ее проведения обычно хранят за семью печатями. Известно только, что специалисты психологической войны аккумулировали в своей практике все сколько-нибудь эффективные способы воздействия на человеческие эмоции и сознание. Сегодня ни одно государство не в состоянии защитить себя, используя одни лишь военно-технические средства. Обеспечение безопасности все больше и больше становится комплексной задачей, включающей в себя военные, политические, экономические, информационные и другие меры. Успешно решать эту задачу удается благодаря оптимальному сочетанию всех форм и способов противоборства, включая в их число и психологическую войну.

Сущность войны в обычном понимании данного термина всесторонне изучена. Особенности же психологической войны правильно понимают только специалисты. Между тем, одна из основных целей любой “обычной” войны как раз и заключается в изменении психологии противника. Что значит “заставить его сдаться на милость победителя”, либо “принять предлагаемый план урегулирования” какой-то проблемы? Это предполагает, помимо прочего, сформировать у него убеждение в бессмысленности дальнейшего сопротивления, лишить веры в свой успех, т.е. изменить психологию.

Так что же такое психологическая война?

Сущность профессионально организованной психологической войны выражена в наставлениях древнекитайского философа и военного деятеля Сунь Цзы (VI век до н.э.). Они сводятся к следующему:

“1. Разлагайте все хорошее, что имеется в стране вашего противника.

2. Вовлекайте видных деятелей противника в преступные предприятия. 

3. Подрывайте престиж руководства противника и выставляйте его в нужный момент на позор общественности.

4. Используйте в этих целях сотрудничество с самыми подлыми и гнусными людьми.

5. Разжигайте ссоры и столкновения среди граждан враждебной вам страны. 

6. Подстрекайте молодежь против стариков.

7. Мешайте всеми средствами работе правительства.

8. Препятствуйте всеми способами нормальному снабжению вражеских войск и поддержанию в них порядка.

9. Сковывайте волю воинов противника песнями и музыкой.

10. Делайте все возможное, чтобы обесценить традиции ваших врагов и подорвать их веру в своих богов.

11. Посылайте женщин легкого поведения с тем, чтобы дополнить дело разложения.

12. Будьте щедры на предложения и подарки для покупки информации и сообщников.

13. Вообще не экономьте ни на деньгах, ни на обещаниях, так как они приносят прекрасные результаты”.

Психологическое воздействие оказывается на конкретные сферы психики отдельного человека, групп людей и общественного сознания в целом:

- потребностно-мотивационную (знания, убеждения, ценностные ориентации, влечения, желания);

- интеллектуально-познавательную (ощущения, восприятия, представления, воображение, память и мышление);

- эмоционально-волевую сферу (эмоции, чувства, настроения, волевые процессы);

- коммуникативно-поведенческую (характер и особенности общения, взаимодействия, взаимоотношений, межличностного восприятия).

Это означает, что психологическое воздействие только тогда дает наибольший реальный эффект, когда учитываются присущие этим конкретным сферам особенности функционирования индивидуального, группового и общественного сознания.

С особенностями межличностного восприятия связан ряд психологических эффектов. Среди них эффекты новизны, первичности, стереотипности, ореола.

Эффект новизны при восприятии людьми друг друга заключается в том, что по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, то есть более новая информация о нем. А по отношению к незнакомому человеку более значима первая информация.

Эффект первичности состоит в том, что вероятность припоминания нескольких первых элементов однородного материала более высока, чем средних (при этом, чем объемнее предъявляемый материал и чем выше темп его предъявления, тем меньшее количество первых элементов припоминается);

Эффект стереотипности выражается в упрощенном и схематичном, но устойчивом представлении о чем-либо (или ком-либо). Стереотипы стихийно складываются в условиях дефицита информации, либо неспособности индивида интерпретировать ее адекватно. Стереотип никогда не бывает истинным, он всегда содержит тенденциозные, заранее заданные характеристики явления, поэтому всегда неадекватен ему. Стереотип обобщает явления по принципу внешней схожести или случайных совпадений, однако не анализирует их глубинную сущность.

Эффект ореола, это распространение первичной общей оценки человека (людей) на восприятие его (их) поступков и личностных качеств.

Межгрупповая дискриминация – установление различий между собственной и другой группой. В определенных условиях межгрупповые различия могут искусственно подчеркиваться и преувеличиваться. Межгрупповая дискриминация – явление не только психологическое, в основе которого лежат познавательные механизмы установления тождества и различия, но и социальное.

Результаты межгрупповой дискриминации проявляются в виде двух тенденций:

1. Установления позитивно оцениваемых различий в пользу собственной группы (эффект внутригруппового фаворитизма). Психологи давно обратили внимание на широко распространенный феномен: приоритет своего группового членства над совпадением взглядов с представителями чужой группы. Иными словами, индивид в ситуации выбора скорее отдаст предпочтение даже таким членам "своей" группы, с которыми он не согласен, чем тем членам "чужой" группы, с которыми внешне его объединяет сходство точек зрения.

2. Установления позитивно оцениваемых различий в пользу другой группы. В своих крайних выражениях данная тенденция ведет к ослаблению внутригрупповых связей, девальвации внутригрупповых ценностей, дестабилизации и дезинтеграции группы как таковой. Как правило, на это и ориентировано психологическое воздействие.

Существуют закономерности осмысления и усвоения содержания психологического воздействия.

Так, быстрее осмысливается и усваивается:

- тот материал, который чаще встречается;

- тот, что связан с повседневной практической деятельностью;

- тот, что эмоционально прочувствован;

- тот, что соответствует национальному образу мышления.

Например, англичане и американцы лучше осмысливают логически просто построенные рассуждения, французы предпочитают оригинальные идеи, эмоционально окрашенные сообщения. Китайцы любят образные выражения, немцы – систематизированные сведения, преподнесенные в традиционном духе.

Построение психологического воздействия и особенно пропагандистского сообщения должно соответствовать схеме: вопрос, гипотетический ответ, аргументы, утверждение.

Субъект психологического воздействия не имеет права резко противопоставлять свою позицию позициям объекта. Если расхождение между позициями невелико, то действует "закон ассимилятивной оценки близко стоящих позиций": информация, близкая к собственным позициям людей, кажется им еще более близкой, сходной с их взглядами. И, наоборот, взгляды, суждения, мнения, резко отличающиеся от позиции аудитории, кажутся ей еще более неприемлемыми, чем они могут быть в действительности. Люди "отворачиваются", "закрываются" от сообщаемой им информации: срабатывает "закон контрастной оценки".

Несколько психологических эффектов:

1. "Эффект престижа" - информация, исходящая от источника, обладающего высоким авторитетом, характеризуется большей силой воздействия, так как люди воспринимают ее менее критично.

2. "Эффект визитной карточки". Субъект психологического воздействия сначала излагает то, приемлемость чего для объекта ему заранее известна. После того, как выясняется наличие "общей точки зрения", он излагает ту мысль, ради которой организовал свое сообщение. Общность взглядов (мнений, суждений) между объектом и субъектом по ряду вопросов как бы ослабляет дух противоречия, критичность со стороны объекта.

3. "Эффект своего человека" - любое сходство между субъектом и объектом (если объект психологического воздействия придает этому сходству определенное значение) повышает действенность самого воздействия.

4. "Эффект симпатии-антипатии" - объект психологического воздействия гораздо легче приемлет взгляды, преподносимые симпатичным ему субъектом и бессознательно настраивается враждебно к той информации, которую сообщает неприятный ему источник.


Крысько В.Г. "Секреты психологической войны"
(цели, задачи, методы, формы, опыт)
Минск, "Харвест", 1999, серия "Коммандос"

httр://www.dere.ru/bg/рsywar.shtml

Увлекающие технологии

Вовлекающие технологии, излагаемые в предлагаемом нами тексте, - не просто переименованные технологии манипуляции. Мы исходим из принципиально иного понимания...

Когда политический консультант говорит с заказчиком, кандидат с избирателем, политик с аудиторией, то в этом случае всегда существует дисбаланс представлений: адресат и автор-отправитель находятся не только внутри разных дискурсов, но и преследуют разные цели. Тот из них, чья цель более нагружена смыслом, более основательна, универсальна, автоматически становится манипулятором. Поэтому нет проблемы манипулирования, есть проблема включения в деятельность другого, передача цели этой деятельности другому.

В избирательной кампании эта грань всегда стирается: неясно, что есть цель кандидата - избраться или осуществить предвыборную программу. Поскольку реальные цели зачастую не объявляются, а избирателей никто и не собирается вовлекать в публичную политику или в коммуникативный процесс по поводу целей кандидата, то мы можем зафиксировать наличие манипуляции сознанием избирателя. Политические консультанты, применяющие технологии вовлечения, могут либо заниматься манипуляцией, либо презентовать цель и привлекать избирателей в публичную политику для осуществления целей кандидата. Описываемые ниже увлекающие технологии показывают основные приемы, которые могут использоваться как для манипуляции, так и для коммуникативных стратегий конвенциональной публичной политики.

Рабочие понятия увлекающих технологий

 
Увлекающие технологии - это технологии подготовки, применения и сворачивания увлекающих смысловых сред целевого субъект-назначения. Они подразделяются на отвлекающие и вовлекающие смысловые среды целевого субъект-назначения. 

Инспирология - направление исследования, занятое изучением технологий и инструментов блефа, афер, инсинуаций, инспираций, интриг, игровых ситуаций, манипуляций общественным мнением, информационных войн и т.п.

Инспирация - наущение, тайное подстрекательство, призванное вызвать заданную реакцию, то есть реагентные действия. Существует также и инсинуированная инспирация, то есть провоцирование, основанное на введении в заблуждение.

Подготовка увлекающей смысловой среды

Исследование мотивов и построение системы смысловых мотиваций контрагентов. Подготовка почвы -  проектирование провокации, инсталляция мозаики событий, актуализация пассивного фона и установка декораций. Задача подготовки почвы - привлечь внимание контрагентов к восприятию увлекающей среды и выяснить естественных реагентов на события. Подготовка ажиотажа, проектирование вектора и рамок ажиотажа, использование интриг.

Проведение увлекающей смысловой среды

Проведение подразделяется на захват и удержание роли управления поведением. Для захвата преимущественно используются инсинуации. Для удержания - как правило, используются инспирации, но применение этих инструментов зависит от типа цели увлечения и качеств среды увлечения.

Захват. Иногда бывает целесообразно провокативно выбросить некоторый знак, довести ажиотаж до наивысшей точки активности и затем окружить его мозаикой событий. Иногда, наоборот, целесообразно создать мозаику событий, довести ажиотаж до наивысшей точки активности и взорвать ситуацию провокацией. Для таких действий разрабатывается серия взаимосвязанных инсинуаций.

Удержание. Удержание роли управления поведением контрагента через смысловую мотивацию происходит за счет развития и упрочения увлекающей среды. Разработка и проведение серии инспираций. Целью обычно является некоторое действие или результат в наперед известном событии. Увлекающая ситуация удерживается до того момента, когда становится ясно, достигнута или не достигнута цель.

Сворачивание увлекающей смысловой среды

Задача сворачивания происходит из необходимости предохранения технологии от возможности быть использованной конкурентами и из необходимости закрепления достигнутых результатов в качестве легитимных. Поэтому растворение увлекающей среды в фоновом шуме производится за счет постепенного уменьшения ажиотажа или за счет производства сверхзначимого события (провокации) вне среды увлечения. Такие действия носят название "отвлекающий маневр".

Сергей Дацюк Увлекающие технологии

httр://uis.kiev.ua/russian/koi/~_xyz/imрlicate_technologies.html

Идентификация манипулятивного поведения

Идентификация манипулятивного поведения в бизнесе является составной частью разведтехнологий (РТ) против личности (персоны). Необходимость идентификации манипулятора возникла в связи с тем, что манипулирование личностью получило свое научное обоснование, стало общедоступно, и знание приемов манипулирования личностью перешло от нелегальных и закрытых сообществ массе предпринимателей и бизнесменов.

Идентификация манипулятора является не только средством защиты, но и средством нападения, т.к. идентификация автоматически запускает механизм контрдействий.

Семантические признаки

Среди множества семантических признаков для манипуляторов личностью наиболее характерны следующие:
1) факты вашего прошлого делового опыта. Чем выше у манипулятора информированность о ваших планах и перспективных устремлениях, и особенно о ваших неудавшихся проектах, тем больше он готов к манипулированию вами;
2) повышенное внимание к вашей персоне. В частности, такие стороны личности, как семейное положение, проблемы кровнородственных обменов, хобби, интересы, психосексуальные особенности, здоровье, досуг и т.д. Появление этого признака может свидетельствовать о том, что ваш оппонент приступил к разведке и приготовлению к манипулированию либо уже его осуществляет. В разведтехнологиях присутствие в трансакционных обменах такого признака трактуется однозначно как установка партнера на манипулирование.

РТ рекомендует следующие контрмеры, выбираемые в зависимости от ситуации и вашей стратегии:
— жестко уклониться от манипулирования, одернув предполагаемого манипулятора;
— приступить к контролю за разговором с целью односторонней выдачи информации;
— поддержать интерес атакующего с целью встречной обработки, т.е. скачать с него личностную информацию;
— поинтересоваться с глазу на глаз, откуда у второй стороны такая информированность;
3) повышенный интерес к философским темам. РТ рекомендуют проверять, не скрывается ли за этим интересом разработка планов воздействия по линии несоответствия личностных жизненных устремлений с имеющейся жизненной ситуацией. Контрмеры — проявить себя как самовлюбленный индивидуалист;
4) повышенный интерес к личностной мотивации. Такой интерес в предпринимательских трансакционных обменах присутствует всегда для подготовки должного стимулирования партнера, но повышенный интерес — это всегда разведка вашей психики. Контрмеры — допустить в своих высказываниях явную некритичность к собственным оценкам. Если партнер не ведет психологическую разведку с целью подготовки манипулирования, он укажет на это, если такая работа с вами ведется, то он вскоре перейдет от разведывательных к разведывательно-воздействующим обменам;
5) попытки повышения субъективной значимости вашего действия. Эти попытки заключаются в завышении ценности ваших действий или имущества, которое на самом деле не является целью манипулятора, а используется им для отвлечения внимания от истинной цели. За этим может скрываться разведка наличия у вас «сверхценной идеи». Контрмеры — демонстрация полного равнодушия;
6) тема личностных ориентаций. Частый и навязчивый переход на темы личностных и особенно социальных ориентаций может свидетельствовать о разведке ваших социальных установок. В последующем можно ожидать от предполагаемого манипулятора предложений дополнительных, не ожидаемых вами стимулов. Это уже явный признак прогрессирующего манипулирования. Контрмеры — контроль;
7) внесение в трансакционные обмены элементов проверки ваших возможностей. Контрмеры — демонстрация обиды и защитного поведения. Если это манипулятор, то он прекратит проверочные потуги, боясь потерять жертву. Если после демонстрации защиты вторая сторона продолжает настаивать на проверке, аргументируя к принципу «дело есть дело», то это скорее всего не манипулятор, а деловой партнер;
8) выяснение ваших идеалов. Знание ваших ценностных ориентаций манипулятору необходимо для подготовки разнообразных спектаклей-показух с целью воздействия;
9) статусные несоответствия. Например, завышение вашего делового и имущественного положения. Это свидетельствует о статусном манипулировании. Контрмеры — создание видимости, что вам такая оценка приятна. Это спровоцирует манипулятора на наращивание атаки в данном направлении и выдачу дополнительной информации;
10) драматизация ситуации. Контрмеры — проверка предполагаемых угроз; принятие игры с последующей подставкой партнера под им же придуманные санкции;
11) искусственный «цейтнот». Искусственный или инспирируемый цейтнот часто выражается в попытке представить исход трансакционного обмена как результат вашей оперативности. Контрмеры — пересекающиеся трансакции, например, «дело должно отлежаться»;
12) апелляция к третьим лицам. Например, информация о готовящейся против вас акции коммерческого или криминального характера. Контрмеры — не предпринимать действий до получения результатов проверки данной информации и личности партнера, выдавшего эту информацию;
13) настойчивое стремление оказать вам услугу. В РТ это называется «разыграть плацебо». Контрмеры — встречное «плацебо». Манипулятор при откровенном встречном «плацебо», как правило, отказывается от своих планов;
14) апелляция к позитивному прошлому опыту. Например, воздействие удачливым примером на других. Контрмеры — проверка;
15) разведка личной ответственности. В манипулятивных целях осуществляется для дезорганизации работы. Например, чтобы отвести от участия в каком-либо деле. Контрмеры — применение трансакции «Как бы ты сам поступил на моем месте?»;
16) бомбардировка знаниями. Контрмеры — определение, на чем основана выдаваемая информация, на памяти или интеллекте. Манипулятор обычно использует механизм памяти (фокусники, цыгане, демонстраторы чрезвычайных способностей и т.д.). Еще одна контрмера — применение трансакции «Хорошая память — это не значит умный»;
17) ссылки на значительные имена. Применяется манипуляторами невысокого класса, т.к. контрмера очень проста — проверка истинных отношений говорящего с упоминаемым персонажем, например, звонок с вопросом, нет ли у вас такого-то. Ответ «А кто это такой?» говорит сам за себя;
18) эмоциональные воздействия. Любая попытка задеть ваши эмоции с целью вызова неуправляемых реакций;
19) «приближение» (навязывание самого себя, своего окружения, внедрение в ваше окружение). Контрмеры — любые изменения в вашем окружении требуют применения лай-диагностики;
20) апелляция к вашим профессиональным самооценкам. Чаще используется в форме завышения ваших профессиональных качеств и достоинств. Если лесть «проходит», то манипулятору это дает знание слабых сторон вашей психики. Например, при акционировании одного предприятия некая команда осуществила поглощение только за счет того, что знала слабость директора к производственно-техническим решениям (вариант «сверхценной идеи»). Контрмеры — купирование своих ответных трансакций, в частности, проявление индифферентности к лести;
21) «позиция» (роль, выбранная партнером в трансакциях, например, переговорах). Контрмеры — любое отклонение позиций требует обоснования и детальной аргументации;
22) контроль последействия. Манипулятор знает концовку своей игры. Вы — нет. Манипулятор знает, чем должен кончиться разговор, какая должна быть последняя тема. Контрмеры — если концовку смазать или направить в неординарное русло, то манипулятор должен быть озадачен. Его наблюдения вашего последействия будут противоречивы, и он, возможно, себя этим выдаст;
23) контроль «программирования» (насаждение в ваше мироощущение нужных манипулятору эталонов делового общения и обычаев делового оборота). Наиболее часто осуществляется с помощью привлечения к работе в различных советах, заседаниях, комиссиях, группах управления проектом и т.д., на которых происходит самопрограммирование. Контрмеры — фильтрация усвоения чужих эталонов путем самоанализа речевых и поведенческих реакций;
24) конфликтность (любые попытки раздувания и провоцирования конфликтов). Контрмеры — анализ следующих вопросов:
— не преследуется ли цель толкнуть вас на откровенность;
— кто является причиной конфликта — вы или он сам;
— цель конфликта — сотрудничество или дополнительный кусок пирога;
— характер конфликта (разведка или боевые действия).

Эмоциональные признаки-реакции

1) пониженная чувствительность, повышенная толерантность (склонность к подавлению аффективных реакций). Этот признак сигнализирует о скрытности и двуличии натуры. Манипуляторы высокого класса, как правило, толерантны. Контрмеры для проверки диагностики — провокация, например, специально предпринятые выпады и т.д. РТ считают, что если человек никогда не выходит «из себя», то часто это человек двойного дна;
2) чувство юмора. Любые искусственно вносимые в беседу разрядки (например, неуместные анекдоты) — признак манипулятора;
3) «отзеркаливание» (эмоциональный отклик на вашу реакцию). Здесь необходимо определить, насколько партнер подыгрывает вам и не осуществляет ли он «эмоциональный трансферт» (один из способов внушения и гипноза. Гипнотизер вводит себя при помощи отзеркаливания в то эмоциональное состояние, в котором находитесь вы, а затем в этой игре из позиции ведомого переходит в позицию ведущего). Контрмеры — проверка меры отзеркаливания. Может применяться и провокация в виде демонстрации вами завышенных реакций или иных, не свойственных вам реакций. Манипулятор может по инерции «отзеркалить» эту реакцию, для которой нет видимых причин, и этим выдать себя. Такое контрвоздействие дезорганизует как манипулятора, так и честного партнера;
4) нагнетание тревожности. Основная задача здесь — определить уровень искусственности, свойственной манипулированию. Чем меньше рассудочности в тревожности партнера, чем менее он может пояснить свое состояние, тем вероятнее, что он осуществляет манипулирование. Контрмеры — применение психозащит;
5) экстраординарные реакции. Например, наиболее часто — нападки на других в вашем присутствии с целью воздействия на вас. Используется манипуляторами невысокого класса. Контрмеры — провокация в виде трансакции «прибей гада»;
6) аттрактивные эмоции (наличие в поведении спектакля и аттракциона, например, сверхэтикетных манер, и демонстрация необычайного к вам интереса);
7) барьерные реакции (вызываются затрагиванием «болезненной» темы или всего, что имеет негативное эмоциональное последействие). При наступлении на такую «мозоль» неманипулятор не станет отрицать наличие слабой стороны в своей позиции или попросит не затрагивать болезненную тему. Манипулятор — начнет затыкать дыры, наращивать оборону или огульно все отрицать;
8) комментарии эмоциональных состояний. В случае с манипулятором признак тонкой игры. Внешне — демонстрация откровенности и партнерства, но в то же время озвученная эмоция может быть дополнительным рычагом воздействия на вас.

Коммуникативные признаки

1) состав бригады. Анализ характерного состава бригады и распределение внутрибригадных ролей позволяет определить, какой тип игры с вами ведется. Например, «злой, плохой, хороший» или «преследователь, жертва, спаситель» (последний состав в трансактном анализе Э.Берна называется «драматическим треугольником» (1, с. 161) и в манипулятивном отношении интересен тем, что показывает возможные переключения ролей в игре, например, манипулятивное превращение преследователя в жертву). Контрмеры — исследование признаков режиссуры;
2) стартовое поведение. Необходимо дать возможность произвести на вас впечатление своей домашней заготовкой. Она может быть выражена в речи, жестикуляции, теме, манере поведения, построении фраз, в ключевых словах. Контрмеры — расшифровка домашней заготовки;
3) личностное обращение (вы, ты, забывание, перевирание, перепутывание имени и отчества). Часто применяется. Признак грубого или начинающего манипулятора;
4) фасцинации (атаки на восприятие, например, вдалбливание вам в голову требуемой информации). Фасцинации могут быть акустическими, семантическими, физическими (трубой по голове). Акустические — от монотонного бубнения одного и того же до специально интонированной речи вплоть до театрального декламирования;
5) техника слушания. Особенно много внимания ей уделяет манипулятивная школа Карнеги. Инсценированное напряженное внимательное слушание — признак начинающего манипулятора;
6) «искусство производить впечатление». Только 9% поступающей нам информации используется рассудочно. Остальная информация (в 10 раз больше) поступает как микроинформация и анализируется только подсознанием (микрошумы, дыхание, голосовые характеристики, позы, мимика, сочетание цветов, запахи), и до поры до времени этой информацией голый рассудок пренебрегает. Иначе говоря, обычный человек сознательно контролирует только десятую часть того, что в него входит. Опытные манипуляторы это знают и используют для невербального воздействия, которое обнаруживается объектом манипулирования несколько позже (задним умом). Опытный манипулятор чаще апеллирует к подсознанию, но и опытный Р-технолог знает, что микросигналы беды можно уловить зачастую только из направленной на подсознание микроинформации. Контрмеры — для дешифровки чужого поведения необходимо не мешать войти в себя потоку микроинформации и взять под контроль свои ощущения. Отчасти это решается, как только человек принял установку на идентификацию манипулятивного поведения;
7) построение и ведение беседы (серии трансакций). В беседах с манипулятором присутствуют следующие структурные особенности его трансакций:
— направление и подталкивание разговора (серии трансакций);
— переключение тем;
— вопросная эквилибристика.

Направление и подталкивание обмена строится и планируется до начала трансакций и в ходе обмена корректируется следующими приемами:
— гибкое изменение формулировок, чтобы не спугнуть объект манипуляций;
— постановка дополнительных уточняющих, наводящих, поясняющих, контрольных, провоцирующих вопросов. Ключевые вопросы отрабатываются заранее. Их можно определить по микроинформации;
— оперативное легендирование для маскировки манипулирования и возбуждения у объекта подозрительности;
— ассоциативное развитие темы в нужном направлении.
Контрмеры — применение аналогичных приемов.

8) момент воздействия. Отличие манипуляций от нормальных трансакций может быть отражено моментом воздействия основного заряда, например, дезинформации. Куда поместить заряд — в начало или в конец серии трансакций (беседу), обрамив его информационной шелухой и предварительно продумав объем и форму информационного балласта — вопрос очень важный.

По тому, как манипулятор или Р-технолог позиционирует и маскирует заряд, можно определить его намерения и цели. (Отличие манипулятора от Р-технолога в том, что манипулятор свою технологию выдает за рекомендации теории менеджмента, а РТ пытается называть эту технологию тем, чем она является на самом деле).

Обычно теория манипулирования и РТ рекомендуют в зависимости от особенностей объекта заряд помещать либо в начале серии трансакций (эффект первичности), либо в конце (эффект недавности и эффект окончания беседы), либо дублирование заряда в начале и конце (краевой эффект). В любом случае и манипулятор и Р-технолог должны знать, что конечная цель заряда — перевести информацию из краткосрочной памяти в долговременную (перевод занимает не менее 15 секунд) и что заряд должен быть не более 7-8 слов (количество регистров в памяти человека).

При других типах трансакций существуют подобные нормы.

Внешние признаки

1) одежда. РТ утверждает, что манипуляторы, особенно невысокого класса, имеют привязанность к дорогим аксессуарам типа дорогого «Паркера», заколки с камнем, дорогой зажигалки, часов и т.п.
2) «невербалика». Расшифровка манипулятора, как утверждает РТ, на 80% строится на прочтении невербальной информации. Каждый информационный невербальный канал имеет свой язык, который необходимо знать и изучать так же, как и иностранный язык. В частности, в качестве примера можно привести язык телодвижений. Он относится к внешним языкам, в которых каждый символ (телодвижение и жест) имеет свой перевод. Имеется всемирно известный учебник этого языка Аллана Пиза под названием «Язык телодвижений» с подзаголовком «Как читать мысли других по их жестам» (2), изданный в России в 1995 году и используемый в качестве учебного пособия практически во всех РТ-школах. Этот язык интернационален, но каждый народ имеет свой незначительный национальный акцент в этом языке. Правда, российские Р-технологи считают, что язык телодвижений, расшифрованный Алланом Пизом в рамках бихевиористской теории, слабо вписывается в российский культурно-этнический опыт. На самом деле это не так. Безусловно, язык телодвижений имеет российский акцент. Более того, в российском акценте языка телодвижений имеется масса подакцентов, например, воровской, бюрократический, военный, региональные и различные профессиональные подакценты и т.д. Но в целях изучения за основу можно смело брать учебник Аллана Пиза.
Язык телодвижений очень ценен для «отзеркаливания» и перевода объекта манипулирования из состояния ведущего в состояние ведомого. Полноценное «отзеркаливание» и перевод «ведущий-ведомый» без знания этого языка сделать практически невозможно.
Среди других внешних языков можно привести цветовой язык, язык запахов, язык поступков, видеоряд, язык знаков отличия и другие знаковые системы;
3) внешние непсихологические трансакционные обмены. В первую очередь необходимо обращать внимание на трансперсональные обмены партнера по поводу собственности и его участия в управлении собственностью. Какова его структура собственности и насколько она носит манипулятивный характер. Это касается как личной собственности, так и его участия в корпоративной собственности. Необходимо иметь данные об объектах собственности партнера и о том, каким образом они стали объектами его собственности или каким образом он участвует в распоряжении этой собственностью. Эти признаки манипулятивного поведения являются наиболее ценными из всех вышеперечисленных признаков и наиболее содержательными, но и наиболее трудновыявляемыми. Если вы обнаружили эти внешние трансперсональные признаки, то можно со стопроцентной уверенностью утверждать, что этот человек обладает и психологическими манипулятивными признаками.

Анализ признаков манипулятивного поведения

Анализ признаков — приемы раннего обнаружения в самосознании Р-технолога признаков и следов насильственных психовоздействий.
РТ делит эти приемы на приемы рационального и подсознательного самоконтроля (самоанализа) и считает, что владение ими позволяет идентифицировать манипулятора тем раньше, чем он более умел. Профессиональные манипуляторы это тоже знают и тоже быстро расшифровывают опытного Р-технолога и уходят в сторону.
В основе применения анализа лежит принцип провокации — развернуть оружие противника против него самого. Иначе говоря, используется принцип «лучшая оборона — это атака».

1) МЕТЕРС (Метод Текущего Рационального Самоконтроля). Широко применяется в бизнесе, в том числе как средство повышения общей культуры предпринимательского мышления.
МЕТЕРС заключается в формировании своеобразного рефлекса контроля времени мышления путем периодической «фотографии» мыслительных процессов через равные промежутки времени.
МЕТЕРС похож на способ нормирования труда, называемый ФРД и ФРВ (фотография рабочего дня и фотография рабочего времени). Но в МЕТЕРС «фотографируется» не рабочий день или время загрузки работников и оборудования, а временная структура своего мышления, что позволяет обнаруживать разнообразные его отклонения, в том числе происходящие под воздействием насильственных психических трансакций.
Как только «фотография» мышления показывает, что после контакта вы продолжаете домысливать чужие идеи, то вероятность того, что вы претерпели психологическую атаку велика. Чем более активно перерабатывается в мозгу чужая мысль, чем дольше вы ее анализируете, чем глубже ваши преобразования, тем сильнее вас «зарядили».
После обнаружения «фотографии» можно приступать к анализу манипулятивных признаков атакующего (например, навязчивое или ненавязчивое обращение к теме «заряда», продумывание вашего отношения, признаки легендирования и вопросной эквилибристики). Если признаков набирается убедительное количество и «фотографирование» показывает интенсивное последействие, то можно сделать вывод, что манипулирование прогрессирует и саморазвивается в вашем сознании.

2) Метод интроспекций. Это прием подключения подсознания к анализу признаков. Осуществляется он с помощью формирования в себе психологической установки на «слушание» подсознания, на «всплытие» подсознательной информации «наверх». Формирование установки начинается с того, что вы после серии трансакций даете сознанию паузу путем переключения на другую деятельность (обычно сон, спорт, отдых, другое времяпровождение), чтобы микроинформация могла «всплыть». По окончании паузы начинаете «слушать» и определять точки внимания, на которые указывает подсознание.

3) Метод медитаций. РТ не брезгует эзотерической техникой. Прием здесь обычный и может применяться без паузы, что делает его использование ценным для оперативных целей. Сначала исключаются внешние факторы, затем осуществляется расслабление и концентрация на объекте интереса (манипуляторе и признаках).

4) Метод МАССА (Метод Ассоциативно-Синестезийных Символьных Аналогий). Метод рекомендуется применять при тупиковых вариантах, когда вы испытываете значительные трудности при рациональном прочтении противника.
Суть метода: синестезия (инициирование подсознания и органов чувств) и ассоциация (поиск и предание аналогий слабым и побочным подсознательным сигналам, не поддающимся рациональному обнаружению). Полученные аналоги и символы подвергаются дальнейшему логическому анализу. Метод доступен только профессионалам РТ, психотерапевтам и психолингвистам. Используется часто, когда в манипулировании объектом является абсолютно несведущий человек. Ему предлагается описать манипулятора и признаки в терминах, например, представителей животного мира или народных волшебных сказок. Поиск ассоциативных аналогий этим человеком отключает у него рациональное сознание, и микроинформация начинает всплывать и кристализоваться в образах различных зверей или сказочных персонажей. Каждый психотерапевт и психолингвист ориентируется на свой хорошо им освоенный ряд ассоциативных аналогий. Одни используют животный мир, другие — волшебные сказки, третьи — народные предания, мифопоэтических персонажей, четвертые — овощи, фрукты, пятые — классическое искусство и т.д.

5) Динамический анализ. Относится к рациональным методам. Состоит в отслеживании изменений ваших дел с момента появления рядом с вами предполагаемого манипулятора.

6) Метод мозаики признаков. Это спонтанное сочетание рациональных методов и иррациональных.

7) Метод трансакционного анализа. Это синтез методов типа динамического анализа и подсознательных методов.

А. Е. Уральский, Б. Н. Беляков, В. В. Гришмановский. Идентификация манипулятивного поведения в бизнесе

httр://www.dere.ru/bg/biz-maniр.shtml

Самореклама в ответ на провокации

13.05.2001

Последний бунт мутантов поднял посещаемость группы intellect выше
запредельной планки 800 постингов!
Тумба сооружает заградительную тумбу у входа в группу!!!
Спешите познакомиться с храмом святой мудрости и красоты, пока его не
разрушили лазутчики талибов (в их черных планах группа intellect стоит сразу
за изваяниями Будды)!!!
Торопитесь! Торопитесь! Торопитесь!
До ужасного краха осталось совсем немного времени! Склоны Везувия уже
сотрясаются от подземных толчков!!!...................

Суггестия: исход "сатанистов" из группы intellect

Я вижу, как бредут они
в своих одеждах черных, серых,
собою заполняют дни
и уменьшаются в размерах.
Они проходят сквозь меня,
спешат, проталкиваясь мимо,
на перепутьях гомоня
уже почти неразличимо,
в необозначенном своем
недолгом матерном мотиве
ступают в каменный проем
и исчезают в перспективе...

Боевой листок о неожиданной поддержке

17.05.2001

Ну, ФСБ! Умеют же работать, когда захотят!

На один из моих тайных почтовых адресов пришел неожиданный постинг с инструкциями.
В связи с чем седьмой выпуск "Боевого листка" откладывается.
Пока пойдет серия приложений к шестому выпуску.
Из постинга приведу лишь концовку:
"Держись Феод! Не отдавай Родину-Мать на поругание сатанистам! Мочи их всех в сортире!
Владимир".


Резюме Третьей мировой

19.05.2001

Декабристы, как известно, разбудили Герцена. Герцен еще кого-то - далее по цепочке, пока это не докатилось до Клифа.

АДМИНИСТРАТОР ОБЪЯВИЛ ПРАВИЛА И САНКЦИИ ЗА ИХ НЕВЫПОЛНЕНИЕ.
Это колоссальное событие, способное резко оздоровить атмосферу в Пайкнете. Пожелаем ему и его помощнику успехов на этом благородном и тяжелом пути. Надеюсь, у них хватит мужества честно выполнять ими же объявленные правила.
Во всяком случае, для стихийного вандализма, который я обозначил рабочим термином "сатанизм", обозначена преграда - вызвавшая у особо рьяных вандалов бурные протесты.
 
Завтра меня, скорее всего, отключат от ньюсов на 2 недели - в помощниках у Админа ходит аватар, бывший одним из активных сатанистов. Хотя, может, он преобразится в новой роли - кто знает? Бывают на свете чудеса - а я по природе романтик...
Но мне и самому нужна передышка, чтобы перейти от боевого режима в привычно созидательный.
 
Тороплюсь подвести итоги Третьей мировой, пока меня не лишили права голоса.
 
Эту войну спровоцировал Тумба, с жаром молодого слона бросившийся наводить порядок в посудной лавке. Но ситуация была подогрета заранее провокациями со стороны Дералсема, Спауна и некоторых других, выносивших в группу intellect гнусные темы - вроде обсуждения запахов между женских ног.

Центральным пунктом атаки было выгнать инициатора создания данной группы и основного поставщика контента, т.е. меня, за пределы группы. Напомню, что аналогичные попытки мне приходилось отбивать в ходе Первой и Второй мировых войн. Увещевания амбициозных аватаров, что, мол, данная группа сделана не для них, а для других категорий пользователей, что негоже устанавливать свои правила и что нужно считаться с мнением обитателей данной конфы - не имели никакого эффекта. Группировка из, примерно, 5 аватаров агрессивно навязывала свои порядки НА ВСЕМ ПРОСТРАНСТВЕ ПАЙКНЕТА, не считаясь с протестами других обитателей. Их активная солидарная агрессия, а также наличие координирующего звена в лице Дералсема составляли новое целостное явление, которое я обозначил как "виртуальная банда".

Что такое виртуальная банда? Это сетевое сообщество пользователей, выраженное коалицией представляющих их аватаров и преследующее цель навязать свои порядки всем пользователям на всем пространстве локальной сети.

Третья мировая пополнила это представление. Виртуальная банда - не просто стая отморозков, а сообщество аддиктов-киберианцев, воспринявших инфернальное зло, сочащееся из Интернета и направленное на поругание божественных творений. Если же выразиться без богословской терминологии, то это проявления животных инстинктов, освобожденных от запретов социальных норм. Другими словами - одна из форм обычного бытового вандализма - который мы наблюдаем повсеместно в местах общего пользования: разбитые лампочки, выломанные кнопки лифтов, исписанные и заплеванные подъезды, перевернутые урны, изуродованные лица артистов на плакатах, загаженные собаками дворы и т.п.

Хорошо, когда есть участковый, который гоняет хулиганов и наставляет безумную молодежь! Хорошо, когда есть Админ, который не боится твердой рукой устанавливать закон и порядок!

Но надо уметь и самим постоять за себя. Вот таким средством и послужили "Боевые листки" - виртуальное психическое оружие против потерявших человеческий облик и чувство приличия интернет-аддиктов. В эти листки я заложил несколько приемов воздействия, но оглашать их не буду, чтобы не вооружать противную сторону. Не скажу, что мне было приятно их писать, - это вроде как пить касторку - противно, но надо. Психическое оружие - вещь очень опасная. Прибегнуть к нему пришлось только потому, что противная сторона инициировала агрессию на уничтожение и Админ равнодушно на это взирал.

В завершение итогового послания дам формулу снятия порчи, которую мне подарили на форуме суфиев - прочтите ее несколько раз и живите с миром!!!

Во имя Аллаха Всемилостивого и Милосердного!
 1. Скажи: "Ищу спасенья я у Господа рассвета,
 2. От зла того, что Он создал;
 3. От зла спустившегося мрака;
 4. От зла того, кто колдовство творит,
 5. От зла завистника, когда в нем зависть зреет".
 
Во имя Аллаха Всемилостивого и Милосердного!
 1. Скажи: "Ищу спасенья  я у Господа людей,
 2. Властителя людей,
 3. У Бога человеческого рода,
 4. От зла недоброго смутьяна,
     Что, наущая, изчезает,
 5. Кто смуту вносит в сердце человека,
 6. И обитает среди джиннов и людей".

 Источники   

Теории, концепции, прогнозы

Феномены Сети и компьютинга

На главную

Рейтинг@Mail.ru

Сайт создан в системе uCoz