Материалы к Выпуску 7 "Клуб амазонок и история со сменой пола"

 

Подборка выдержек из статей о "женском вопросе" в Интернете

Интернет делают мужчины - так считают 2/3 мужчин

Мужчины и женщины живут в разных мирах

Некоторые факты о мужчинах, которые следует знать женщинам 

Чего боятся современные мужчины

Власть идентичности 

Интернет делают мужчины - так считают 2/3 мужчин

Данные опроса интернет-аудитории. Среди ответивших мужчины составили приблизительно 76%, а женщины - соответственно, 24%

Интернет необходимо рассматривать как молодую и молодежную среду: наибольшее количество пользователей Рунета, в частности, составляют молодые люди в возрасте от 17 до 25 лет. На апрель 2000 года в сети Интернет насчитывалось приблизительно 41% женщин.

Приблизительно четверть пользователей до сих пор не хотят принимать тот факт, что женщины могут работать с компьютером как профессионалы и даже весьма продуктивно. 35% мужчин не видят ничего хорошего в том, что женщина работает за компьютером на профессиональном уровне. 57,4% респондентов сходятся во мнении, что мужчины могут работать лучше женщин, а иногда даже гораздо лучше. И всего 3% уверены, что женщины могут работать лучше мужчин. 

Алена Мышенкова. Гендерные и возрастные аспекты использования Интернет

http://www.flogiston.ru/projects/articles/int_gender.shtml

 

Мужчины и женщины живут в разных мирах

Женщины и мужчины  живут в разных мирах, у них разные ценности и действуют они по разным правилам.

Чтобы снять стресс, мужчины нападают на соседей, либо напиваются; женщины - едят шоколад и отправляются по магазинам. Женщины плохо ориентируются на местности, плохо водят машину, болтливы, терпеливо пережидают рекламу при демонстрации телепередач. Мужчина не может отыскать пропавшую вещь, но ставит компьютерные диски в нужном порядке, во время рекламы скачет с канала на канал, не опускает крышку унитаза. Разные привычки и повадки обусловлены разными занятиями за период эволюции: мужчина охотился и защищал, а женщина нянчила и собирала.

В 90-х годах ХХ века было установлено, что к моменту рождения базовые программы уже загружены в мозг: мужчины - охотники, женщины - воспитатели. Мы -  не жертвы социальных стереотипов, а биологически запрограммированные особи.

У  мужчин-охотников есть высокоразвитое чувство направления - навигационное чувство, они должны преследовать и поймать дичь, а затем найти дорогу домой.  У женщин вырабатывалось навигационное чувство ближнего радиуса действия, чтобы следить за ближайшим окружением, ориентироваться вблизи от дома, уметь распознать надвигающуюся опасность, уловить незначительные изменения в поведении и внешнем виде детей и взрослых. Разделение функций: он - добытчик, она - хранительница гнезда.

У женщин более широкое периферийное зрение: в мозг заложена программа, позволяющая видеть сектор в 45 градусов с каждой стороны головы, а также вверх и вниз. У мужчин глаза можно уподобить биноклю, мозг обеспечивает ему туннельное видение. Охотнику необходимо поймать глазом цель и не выпускать её из поля зрения на довольно далёком расстоянии. Современный мужчина с лёгкостью отыщет отдалённую пивную, но не может отыскать вещь в шкафу, комоде или холодильнике.

Информация, попадающая через глаза, редактируется мозгом, и отбирается только то, что нужно для выживания. Мозг сужает поле обзора под конкретную задачу. Мозги мужчин  запрограммированы  на охоту и обеспечивают узкое поле зрения. Женский мозг расшифровывает информацию с более широкого сектора, так как женщине надо было следить за гнездом. По статистике страховых компаний женщина-водитель реже по сравнению с мужчиной попадает в аварии, связанные с боковым ударом. Чаще женщина зацепит машиной препятствие при параллельной парковке, поскольку у неё слабо развито ощущение пространства.

Благодаря отличному периферийному зрению, женщины гораздо реже попадаются в занятии  разглядывания мужчин, чем мужчины женщин. У женщины вероятность распознания слова выше, чем у мужчины, поскольку его мозг завораживают геометрические формы. Женщина лучше видят в темноте, чем мужчина, глаза мужчины лучше приспособлены к слежению за дальним объектом в узком поле. Пространственный глазомер, за который отвечает правое полушарие мозга, позволяет мужчине выделить и опознать движение других автомобилей спереди и сзади.  Это обеспечивает мужчинам дальнее ночное видение. Женщины ночью часто не способны различить, по какой стороне дороги двигается встречный транспорт. Поэтому в дальней дороге мужчины должны вести машину ночью, а женщины днём. Глаза женщин лучше подходят для работы вблизи с мелкими деталями. Программа женского мозга обеспечивает лучше скоординированную моторику в ограниченной узкой области. Поэтому она быстрей вденет нитку в иголку или выявит мелкие детали на экране компьютера.

Женщины способны предсказать результат завязавшихся взаимоотношений, легко могут выявить лжеца, умеют разговаривать с животными. Когда женщина входит в комнату, её экстрасенсорные способности позволяют мгновенно определить, участники какой пары находятся в полной гармонии, кто в ссоре, кто с кем хочет сойтись поближе, и где располагаются женщины-соперницы или женщины, дружественно к ней настроенные. Мужчина, входя в комнату, регистрирует входы и выходы - его атавистическое мышление оценивает возможные угрозы и пути отхода. Видит, где что надо подправить и починить. Затем ищет знакомые лица. Женщина тем временем уже прошлась по всем лицам и знает, кто есть кто, что есть что, и как все присутствующие себя чувствуют.

По исследованиям авторов, при общении лицом к лицу восприятие послания идёт за счёт бессловесных сигналов на 60-80%, за счёт тональности - на 20-30% и только 7-10% информации воспринимается из самих слов. Великолепная восприимчивость женщины даёт ей возможность подхватывать и анализировать информацию, а способность мозга быстро обмениваться информацией между полушариями позволяет мгновенно сопоставлять и расшифровывать словесные, визуальные и все прочие сигналы. Поэтому мужчине очень трудно лгать женщине, стоя лицом к лицу, а женщине мужчине - довольно  легко, в силу недостаточной чувствительности мужчин в распознании несоответствий между словами и невербальными сигналами. Мужчинам лучше врать женщине по телефону, в письме или тёмной комнате.

Первые исследования в области различий мозга мужчин и женщин провёл Френсис Гаттон в 1882 г. Мужчины склонны к  пронзительным звукам, крепким рукопожатиям, красному цвету, легче решают технические проблемы. У женщин острее слух, в разговоре они используют большее количество слов, лучше выполняют работу индивидуального характера. У женщин, в отличие от мужчин,  существует несколько центров речи.

С 1990-х годов появилась возможность видеть на экране при помощи томографии функционирование мозга: области повышенного метаболизма (горячие точки)   отвечали за определенные виды деятельности. Было установлено, что у мужчин рифмы складывают участки левого полушария, а у женщин как правое, так и левое полушарие. То есть, мужские и женские мозги работают по-разному.

Большинство мужчин могут делать только одно дело в одно время. Когда мужчина читает газету, он практически глухой. Конфигурация мозга мужчины, с малым количеством нервных соединений между полушариями, не позволяет ему вести несколько дел сразу. Женщин может вести машину, накладывать косметику, говорить по мобильному телефону и слушать радио одновременно.  В силу того, что женщины полнее используют оба полушария одновременно, они могут путать правую и левую сторону. У мужчин этого не происходит.

По тестам,  80-85% мужчин имеют мужской склад ума, от 15 до 20% мужчин имеют феминизированные мозги. Около 10% женщин обладают мужским складом ума и мозг частично запрограммирован на мужской стиль поведения. Это означает, что в этом случае эмбрион в возрасте 6-8 недель получил избыток мужских гормонов и соответственно сложились программы мозга. Чем больше женского в программе мозга, тем выше вероятность проявления творческих способностей, развитой интуиции. 

Мужчина может рассортировать информацию в уме и отложить её на время в архив. У женщины информация снова и снова прокручивается в голове. Единственный способ перестать думать о проблемах - поговорить о них. Когда женщина пересказывает мужчине свои проблемы, она не ждёт от него вариантов их решения, ей нужно, чтобы её просто выслушали.

Типично женская особенность - говорить околичностями. Барбара спрашивает у Алана, какие из двух пар туфель одеть к данному платью. Любой ответ Алана оказывается неудовлетворительным. Барбара давно сделала выбор. От Алана ей нужно было услышать подтверждение, что она хорошо выглядит. В этой ситуации не нужен конкретный ответ. Нужно предоставить женщине озвучить своё решение и похвалить её за это. Если вы нравитесь женщине, она будет говорить с вами часто и помногу. Слова используются как награда. Женщина  любит "ходить вокруг да около". Разговор обиняками служит цели налаживания отношений. В разговоре обиняками отсутствует агрессия, обходятся стороной разногласия. Женские мозги ориентированы на процесс беседы. Разговор намеками женщин друг с другом обычно успешен. Мужчины намёков часто не понимают и предпочитают выражаться прямо. У мужчин - короткие прямые предложения, раскрывающие суть, насыщенные фактами, причём словарь у них богаче. Мужчине следует усвоить, что разговор намёками свойственен женскому складу ума. Разговор намёками в деловых переговорах принят на Востоке, прямолинейность считается дурным тоном.

Для женщин речь служит средством завести друзей и поддерживать взаимоотношения. Для мужчин разговаривать - означает передавать факты. Мужчины говорят, в основном, в уме, сами с собой, молча решая проблему. Желание что-то сказать у мужчины означает готовность сообщить решение. Женщины думают вслух. Ум женщин запрограммирован на использование речи как главного средства выражения. Женщины воспринимают мышление вслух, как проявление дружбы и желание общаться. На мужчин это производит впечатление глупости и недисциплинированности. Он ждёт только выводов. Мужчина должен понять, что, выговариваясь, женщина не ждёт от него решений. Женщине надо понять, что молчание мужчины не означает его недовольства чем-либо.

Налаживание отношений с помощью разговора - приоритетная программа женского ума. В день женщина может произносить до 8000 слов, до 3000 дополнительных звуков и до 10000 жестов и невербальных сигналов - итого более 20 000 "слов".   Если мужчина произносит в день в сумме до 7000 "слов", то за ужином он больше разговаривать не хочет, ибо уже выдал свою дневную норму слов. Женщина, если она мало разговаривала, например, использовала 3000 слов, захочет за ужином "расстрелять" ещё 15000 слов! Отсюда трения. 

У мужчин предложения короче, чем у женщин, и они структурно оформлены. Мужчина даёт вводную часть, суть и вывод. Из его речи легко понять, что он хочет. Когда в своей речи женщина ведёт одновременно несколько линий, мужчина теряет нить разговора. Информационный поток между полушариями, области речи в мозгу, позволяют женщине говорить о нескольких вещах одновременно, (женщина жонглирует несколькими мячами). Многоплановость женщины устрашает мужчину, с его более простым устройством мозга в области речи.

Мужчины и женщины одни и те же явления воспринимают по-разному. Мужчина видит вещи и объекты в пространственной взаимосвязи, складывает картину мира из мозаики. Женщину интересуют взаимосвязи каждой частицы мозаики с соседней, но не пространственная организация всех частиц (за деревьями леса не видит).

Мужчина настроен на достижение цели, завоевание определённого социального статуса, победы в конкурентной борьбе. Фокус женских интересов - общение, сотрудничество, гармония, любовь, взаимопонимание. Женщины легко признают свои ошибки, потому что в их мире это признание есть одна из форм связи и налаживания отношений между подругами.

Мужчины ценят вещи, женщины отношения. Шкала ценностей у мужчин и женщин отражает структуру мозга. Идеал человека с точки зрения мужчин, (по данным статистического обследования в 5 западных странах), описывается прилагательными: храбрый, работоспособный, властный, уверенный, привлекательный, практичный. У женщин преобладают прилагательные: тёплая, любящая, щедрая, сострадающая, обаятельная, дружелюбная, уступчивая. Женщины предпочитают служение другим, встречи с интересными людьми. Мужчины ценят престиж, власть и владение вещами.

Исследования на тему о приоритетных ценностях, проведённые в 1990-х годах, показывают, что для 70-80% мужчин наиболее важной частью жизни является работа. 70-80% женщин превыше всего ставят семью. Если женщина несчастлива в личных отношениях, то не может сконцентрироваться на своей работе.  Женщина справедливо жалуется на мужа, что их взаимоотношения больше волнуют её. Так оно и есть, в силу разной организации мозга у женщин и мужчин.

Мужчины любят "сбиваться в стаи". Человек, хищник на высокой ступени развития, создал древний эквивалент футбольной команды, что позволяло одолеть крупного зверя. В стаях мужчины делали мужскую работу, метали копья в будущий обед. Женщины, всегда беременные, делали женскую работу, ухаживали за детьми, устраивали жилище, собирали фрукты. Современные мужчины сбиваются в стаи в пивных и клубах.

Мужчины запрограммированы на действие. Мать, желающая пообщаться с сыном, должна что-нибудь с ним делать вместе: рисовать, играть на компьютере, в процессе совместной деятельности он и разговорится.

Хождение по магазинам для женщины аналогично разговору: нет чётко сформулированных целей, может не быть и результата. Это занятие для женщин считается омолаживающим и успокаивающим.  Для мужчин такого рода времяпрепровождение приводит к повышению давления через 20 минут. Чтобы тратить энергию, мужчина должен иметь цель и график достижения её.

В эпоху Римской империи Юлия Цезаря называли "мужчиной для всех женщин и женщиной для всех мужчин". Гомосексуальные отношения в те времена пользовались уважением. Гомосексуализм существовал всегда и не является продуктом свободы нравов. Это генетическая предрасположенность, а не свободный выбор. Среди приматов гомосексуальное поведение - способ укрепления связей внутри группы или знак подчинения лидеру. У лесбиянок женское тело при мужском устройстве мозга. На одну лесбиянку приходится 8-10 голубых. Геи и лесбиянки выбирают сексуальную ориентацию не в большей мере, чем гетеросексуалы. Гомосексуальность - это навсегда. Гомосексуальные наклонности закладываются внутриутробно, закрепляются в возрасте пяти лет и не поддаются волевому регулированию личности. Гомосексуализм - черта семейная. Гомосексуализм связан с наличием специального гена в хромосоме Х и передаётся по материнской линии. Кроме того, дети с гомосексуальной ориентацией рождаются у матерей, испытывавших стрессы на ранней стадии беременности. В немецких исследованиях 70х годов показано, что у матерей, испытавших сильное потрясение в начальный период беременности, вероятность рождения голубого сына возрастала в 6 раз.

Половое поведение определяется двумя центрами. Центр спаривания располагается в гипоталамусе, и он принимает решение, к какому полу вы испытываете влечение. При нехватке мужских гормонов он оперирует в женском режиме. Центр поведения в мозгу определяет манеру поведения, речи и жестикуляции. В случае нехватки мужских гормонов у мужчины, его поведение приобретает оттенок женственности. Если мозг женского эмбриона получит дополнительную дозу мужских гормонов, он может активизироваться по мужской схеме. Это может означать влечение к другим женщинам. Если в мужском режиме действует и центр поведения, у женщины появляются мужские манеры, речь и жестикуляция. Если центр поведения не был преобразован мужскими гормонами, получаем женственную лесбиянку, но с влечением к женщинам. Женственные лесбиянки не свободны в своих предпочтениях. Лесбиянки, женственные или не очень, испытывают равное влечение к своему полу.

37% мужчин думают о сексе каждые 30 минут. Сексуальное влечение мужчины можно уподобить газовой плите: быстро вспыхивает на полную мощь и гаснет, когда еда приготовлена. Женщины – это электрические плиты. Они медленно разогреваются до предельных температур и дольше остывают. Возрастные кривые сексуального влечения женщины и мужчины на протяжении жизни различны. Пик сексуального влечения женщины приходится на 36-38 лет, что объясняет синдром тяги к мальчикам для развлечений. Сексуальная сила 19-летнего мужчины соответствует сексуальному влечению 30-летней женщины. Сексуальное влечение мужчины  40 лет соответствует влечению женщины, сразу после 20 лет, отсюда вторая жена у 40-летнего мужчины.

В стрессе женщине - не до секса. В этой же ситуации мужчине секс годится для разрядки накопившегося напряжения. Чем мужчина умнее, тем меньше ему хочется секса, тем не менее, он его имеет. Мужчины, работающие с 9 до 17 часов, имели 48 сношений в год, а мужчины с 60-часовой рабочей неделей – 82. Повышенный уровень тестостерона заставляет мужчину и работать, и стремиться к сексу. Поклонники джаза имеют секс на 34% чаще поклонников поп-музыки. Самыми целомудренными оказались любители классической музыки.

Прежде чем соединиться с мужчиной женщина стремятся завязать отношения или, по меньшей мере, установить эмоциональную связь. Женщина хочет много секса с мужчиной, которого любит. Мужчина хочет много секса. Половая распущенность мужчин запрограммирована в мозгу и является наследием его эволюции. Войны связаны с истреблением мужчин и поэтому необходимо постоянное воспроизводство. Как же мужчина терпит моногамный брак? Для этого существует гигантская индустрия – порнография, эротические видеофильмы, проституция, файлы Интернета со знаком Х, показы мод и конкурсы красоты. Устройство мозга мужчин требует полигамной стимуляции. Эффект петуха: петух может совокупляться 60 раз в день, но с одной курицей не более 5 раз. Бык теряет интерес к корове после 7 раз, баран к овце – после 5 раз. Так природа обеспечивает широкое рассеивание семени, чтобы произошло максимальное число зачатий, с которыми связано выживание вида. Биологическая задача мужчины – найти максимум здоровых женщин и помочь им зачать. Биологическая задача женщины – выносить ребёнка и найти партнера на срок, достаточно долгий, для того, чтобы довести ребёнка до возраста самостоятельности. Биологическая природа человека опасно устарела. Понимание биологических наклонностей человека помогает ему сделать выбор и избежать ошибок, возникающих вследствие инстинктивных действий.

По данным социологических опросов о женских и мужских идеалах, (15000 человек от 17 до 60 лет), мужчины имеют точное представление о том, что ищет женщина в мужчине. Женщины гораздо хуже осведомлены о мужских приоритетах. Мужчины хотят секса, а женщины любви. Женщины хотят невозможного: мужчина должен иметь фигуру идеального охотника и характер внимательной женщины. Между тем, сочетание мужского тела и женских черт встречается обычно у голубых. В личной жизни на первое место секс ставили только 1% женщин, 45% поместили на первое место доверие, 22% уважение. 

Современный мужчина мало изменился. 87% считают работу наиболее важной частью из жизни и 99% жаждут яркой сексуальной жизни.

Современная женщина выбирает профессиональную карьеру. Женщина, как и мужчина, может стать добытчицей. 93% современных женщин, считают жизненно важной финансовую независимость и 62% стремятся к власти в политике, то есть не хотят зависеть от мужчин. 84% работающих в США женщин заняты в секторе обслуживания и информации. В политических системах разных стран – не более 5% женщин-политиков. Женщина, работающая в мужской иерархии, для достижения успеха должна стать в какой-то степени мужеподобной: одеваться в мужском стиле, приобрести мужскую манеру поведения. Но мужские занятия для женщин имеют побочные следствия: сердечные заболевания, язву, стресс и преждевременную смерть. Для 44% карьерных женщин работа является самым сильным стрессом.

Алан и Барбара Пиз "Язык взаимоотношений мужчина - женщина".
М.:ЭКСМО-ПРЕСС, 2000, 400 стр.

Некоторые факты о мужчинах, которые следует знать женщинам

"За рубежом", 2000, № 2 

http://www.tuttifrutti.newmail.ru/articles/facts-male.htm

 

Чего боятся современные мужчины

Всегда считалось, что мужчины, – существа бесстрашные. И уж если чего и боятся, так это своей сексуальной несостоятельности или сложностей в отношениях с женщиной. Может, так оно и было. Но нынешнее время настолько изменило расстановку ролей полов, что у современных мужчин появились страхи и комплексы, о которых их деды и подумать не могли.

Немецкий психолог Увэ Дениц перечисляет 10 наиболее распространенных причин, вызывающих страх у представителей сильного пола.

1. БОЯЗНЬ НАЧАЛЬНИКА-ЖЕНЩИНЫ
Прежде это явление встречалось чрезвычайно редко, так как женщины нечасто занимали руководящие посты. Сегодня, однако, не менее трети мужчин имеют печальный опыт работы под началом женщин. Что легко может лишить мужчину уверенности и вызвать у него комплекс неполноценности.

2. СТРАХ ПЕРЕД УВОЛЬНЕНИЕМ
С тех пор как среди женщин все чаще стали встречаться дипломированные специалисты, многие мужчины опасаются, что при устройстве на работу или повышении по службе дамам будет оказано предпочтение.

3. СТРАХ ТОГО, ЧТО ИХ БРОСЯТ
Если женщины после развода обычно испытывают облегчение, то мужчинам кажется, что у них земля уходит из-под ног.

4. ОПАСАЮТСЯ ЗА ФИГУРУ
Если прежде женщины делали вид, что смотрят в другую сторону, то теперь они спокойно рассматривают мужчин. А те, будучи существами тщеславными, испытывают страх. Поэтому характерное для женщин стремление к идеальной фигуре ценой жесткой диеты и утомительной зарядки легко переходит у мужчин в настоящую манию.

5. БОЯТСЯ РЕКЛАМЫ
Еще недавно, включая телевизор, мужчины рассчитывали, что увидят на экране прелестных женщин в прозрачных туалетах, – сегодня же в рекламе все чаще появляются их более привлекательные, мускулистые соперники-мужчины. В наши дни немало мужчин опасаются, что при виде рекламных красавцев иметь таких захочется и их женам. Они перестанут довольствоваться своими располневшими и обленившимися партнерами.

6. СТРАХ ПЕРЕД ТЕМ, ЧТО ОНИ УЖЕ НЕ СПОСОБНЫ НА ПОВТОРНЫЙ ОРГАЗМ
Лишь немногие мужчины считают, что женщине во время полового акта достаточно одного оргазма. Большинство опасаются, что от них ждут больше того, на что они способны.

7. БОЯТСЯ ЖЕНЩИН С СИЛЬНЫМ ХАРАКТЕРОМ
На протяжении столетий никто не сомневался, что мужчина является венцом творения, что он и самый сильный, и самый умный, если же на пути мужчины встречается сильная, решительная и властная женщина, то большинство из них. попросту отступают.

8. БОЯТСЯ ПОРАЖЕНИЯ
Прежде женщины не смели возражать им, а теперь мужчина совсем необязательно одерживает верх в споре. 68 процентов их опасаются, что доводы женщин окажутся более убедительными.

9. СТРАШАТСЯ, ЧТО ИМ ПРИДЕТСЯ ЖИТЬ ЗА СЧЕТ ЖЕНЫ
Многие мужчины заранее тревожатся, что жена будет получать большую зарплату или пенсию.

10. И, НАКОНЕЦ, БОЯТСЯ ПРОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ, опасаясь, что в качестве мужа они окажутся в западне, выхода из которой не существует.

"Женские секреты", 1999-12

http://www.tuttifrutti.newmail.ru/articles/assorti/menafraid.htm

 

Власть идентичности

...обратиться к мысли У.Джемса, более чем столетней давности, согласно которой у человека столько Я, сколько человек признают в нем личность.

Соответственно встает новая задача - изучения человека в информационном социуме, что неотделимо от исследования такого его центрального «ядра» как идентичность. Но сегодня это еще именно становление, собственно переход от индустриального общества к информационному, и потому субъективно для человека он представлен в определенной «разорванности» двух разных миров : реального социального бытия и бытия информационного. Первый, социальный мир, традиционно жестко объектен и структурирован, он исходно задает человеку рамки для самокатегоризации, ограничивая его как социальный объект (границами пола, возраста, национальности, профессиональной принадлежности и пр.); второй же - информационный - принципиально безграничен, и, следовательно, необходимым условием существования в нем является решение задачи самоопределения, поиска идентичности. Подобное установление «границ» возможно двумя путями :

Решение именно этой двойной задачи и позволяет человеку стать субъектом не только социального, но и информационного мира. Неслучайно, в одной из последних работ, посвященных наступающей информационной эре, подчеркивается, что поиск идентичности «есть столь же важный источник социального развития, как и технико-экономические изменения» (Castells, 1997. Символично также название одной из частей данной работы - «Власть идентичности»). 

Введение в активный научный обиход, начиная с 70-х годов ХХ столетия, понятия «идентичность» представлялось весьма перспективным. Актуальные проблемы исследования идентичности (множественности «Я», активности личности в формировании Я-образа, смыслообразующей роли Я-концепции при выборе тех или иных стратегий самопрезентации и др.) задали принципиально новое звучание традиционной задаче анализа личностного развития. 

По мнению Дж. Донат (Donath, 1997), идентичность играет ключевую роль во всех виртуальных сообществах. Участие в телеконференции обеспечивает принадлежность и поддержку; наряду с этим, помощь другому пользователю, обратившемуся в телеконференцию за помощью, вносит вклад в становление определенного содержания идентичности - идентичности помогающего, компетентного человека. Участие в телеконференции может, таким образом, порождать позитивную социальную идентичность. 

Виртуальная самопрезентация может вносить вклад в становление определенного содержания социальной идентичности не только за счет принадлежности к определенному виртуальному сообществу, но и за счет противопоставления себя этому сообществу, намеренно девиантного, конфликтного поведения. Примером такого поведения является описанное Дж. Донат (Donath, 1997) явление, известное как «trolling» - послание в конференцию провокационных сообщений. Пользователя, посылающего подобные сообщения, называют «troll», что переводится двумя способами - и как «тролль», и как способ рыбной ловли, который заключается в забрасывании приманки и протаскивании ее по дну в ожидании, что рыба на нее клюнет.

 Пользователь, заподозренный в том, что он - «тролль», вызывает агрессию других пользователей, и, как правило, его вскоре отключают от пользования данной телеконференцией.. (Donath, 1997). Дж. Сулер, описывая девиантное поведение в Сети, говорит о существовании пользователей, которые прибегают к намеренно антинормативным, оскорбительным высказываниям, за которые их определенно отключают. Тогда они входят в сообщество снова, и ситуация повторяется (Suler, 1997). Можно предположить, что в основе девиантного поведения лежит желание обрести социальную идентичность через противопоставление себя некоторому социальному целому. Подобное девиантное поведение может быть связано с диффузной, неопределенной идентичностью, и представлять собой стратегию преодоления диффузной идентичности, при которой человек предпочитает выбрать негативную социальную идентичность, чем быть никем или чем-то неопределенным. 

Помимо новых возможностей принадлежности к социальным категориям, сетевая коммуникация, благодаря таким своим особенностям, как анонимность, невидимость и безопасность, порождает другое следствие - она дает пользователям возможность создавать сетевую идентичность полностью по своему выбору. Невидимость означает возможность изменения внешнего облика, полностью редуцировать невербальные проявления и, в конечном итоге, почти абсолютного управления впечатлением о себе. Отсюда основная особенность виртуальной самопрезентации, которая признается большинством исследователей - это возможность почти абсолютного управления впечатлением о себе (Becker, 1997, Reid, 1994). Если относительно принадлежности к определенным сетевым сообществам можно достаточно уверенно сказать, что аналогичный механизм формирования социальной идентичности имеет место и в реальности, то создание практически любых сетевых идентичностей - это уникальная особенность Сети. 

Наиболее яркие проявления экспериментирования с идентичностью - виртуальная «смена пола» и девиантное поведение в Сети; оба эти явления очень широко распространены в Интернете. Кроме того, некоторые пользователи Сети выдвигают на первый план одни свои признаки, а другие признаки намеренно скрывают. Некоторые представляют такие "факты" относительно себя, которые являются скорее желаемыми, чем действительными. Некоторые презентируются в Сети просто непосредственно. Другие предпочитают, чтобы о них не было известно вообще ничего. Феномен существования нескольких сетевых идентичностей был зарегистрирован многими исследователями (Reid, 1991, 1994; Donath, 1997; Turkle, 1997, Кelly, 1997; Shields, 1996). 

Очевидно, что выбор способа самопрезентации в Сети зависит от типа личности (Suler , 1996c). Как может самопрезентация в Сети быть связана с реальной идентичностью пользователя? Утверждается, что самопрезентация в Сети представляет собой осуществление желаний - силы и могущества, красоты, принадлежности, и т. п. Согласно точке зрения Дж. Сулера (Suler, 1997), никто не хочет быть полностью анонимным - абсолютно невидимым, без имени, идентичности или межличностного взаимодействия вообще. В конструктивной форме реакция на анонимность и недостаток выразительных средств в виртуальной коммуникации проявляется в том, что сетевые идентичности наделяются утрированными, очень выразительными атрибутами силы, могущества, красоты и т. п. (Reid, 1994). 

Итак, как связана виртуальная самопрезентация с реальной идентичностью пользователя? В виртуальной коммуникации, благодаря невидимости пользователя, не выражены те признаки, которые связаны с внешним обликом и служат основой социальной категоризации в реальном общении.  Создание сетевой идентичности, отличающейся от реальной, может быть связано с неудовлетворенностью определенными сторонами реальной идентичности. В этом случае виртуальная самопрезентация может быть «осуществлением мечты, неосуществимой в реальности, мечты о силе и могуществе или о принадлежности и понимании» (Suler, 1996a). В виртуальной коммуникации становится возможным выражение запретных в реальности агрессивных тенденций (Suler, 1997), высказывание взглядов, которые невозможно высказать в реальности даже самым близким людям (Young, 1997), выражение подавленных в реальности сторон своей личности (Young, 1997; Turkle, 1997), удовлетворение запретных в реальности сексуальных побуждений (Young, 1997), желания контроля над другими людьми, манипулятивных тенденций (Becker, 1997; Dautenmann, 1997, Suler, 1996b). Таким образом, виртуальная самопрезентация может служить выражением подавленной части своей личности или удовлетворять потребность в признании и силе. Удовлетворяя потребность в признании и силе, люди создают такую виртуальную самопрезентацию, которая соответствует их идеалу «Я» и замещает плохое реальное «Я» (Young, 1997; Turkle, 1997). 

Однако, кроме неудовлетворенности реальной идентичностью, отличающаяся от реальной идентичности виртуальная самопрезентация может создаваться по ряду других причин. Создание сетевой идентичности, которая отличается от реальной, может объясняться тем, что люди не имеют возможности выразить все стороны своего многогранного «Я» в реальной коммуникации, в то время как сетевая коммуникация им такую возможность предоставляет (Kelly, 1997). Некоторые авторы (Turkle, 1997; Balsamo, 1995; Sinnerella, 1998 ) утверждает, что множественность и изменчивость идентичности в виртуальной коммуникации отражает множественность идентичности в современном обществе в целом. Наиболее подробно гипотетические мотивы создания сетевой идентичности, отличающейся от реальной, описаны на примере виртуальной «смены пола» - выдавания себя в виртуальной коммуникации за представителя противоположного пола. Виртуальная «смена пола» очень широко распространена в Интернете. Она может быть связана с различными факторами, причем вовсе не обязательно с гомосексуализмом или трансвестизмом. Помимо уже приведенных причин (желания контроля над другими людьми, выражения подавленной части своей личности, которые человек не может выразить в реальности). Дж. Сулер (Suler, 1996) приводит следующие возможные причины смены пола:

Таким образом, виртуальная самопрезентация, отличающаяся от реальной идентичности, может создаваться также для того, чтобы испытать новый опыт - именно в этом контексте понятие «экспериментирования с идентичностью» наиболее уместно; то есть, сетевая идентичность, отличающаяся от реальной идентичности, не только выражает нечто, уже имеющееся в личности, но может быть и стремлением испытать нечто ранее не испытанное (Turkle, 1997). Известно, что стремление к подобному экспериментированию с идентичностью, желание пробовать себя во все новых и новых ролях, испытывать новый опыт - особенность открытой идентичности, то есть, такого состояния идентичности, для которого характерен поиск альтернатив дальнейшего развития. 

С другой стороны, можно предположить, что участие в виртуальной коммуникации вносит вклад в становление определенного содержания личной идентичности. Один из примеров подобного влияния виртуальной идентичности на реальную приводится Ш. Теркл ( Turkle, 1997). Она описывает, как студент колледжа, который в реальности отличался крайней необщительностью, застенчивостью, неуверенностью в себе, начал играть в одну из MUD - сетевых ролевых игр. В игре он познакомился с девушкой - игроком, между ними завязались романтические отношения. Вскоре он достиг в игре больших успехов, настолько, что его выбрали полководцем одной из армий в решающем сражении. Он был поражен оказанным ему доверием. Постепенно он понял, что может представлять ценность в глазах других людей, может быть успешным и добиваться своих целей. Он стал более уверенным в себе, более общительным. Это привело к тому, что у него появились друзья в реальной жизни. То есть, существует возможность изменения реальной идентичности за счет виртуальной идентичности. 

А.Е. Жичкина, Е.П. Белинская Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью

http://www.follow.ru/psychology/zhichkina-belin.html

 Источники   

Теории, концепции, прогнозы

Феномены Сети и компьютинга

На главную

Рейтинг@Mail.ru

Сайт создан в системе uCoz