Материалы к Эхо 6-9 цикла "Метаморфозы ника"

Шкала тонусов

АРК-треугольник и переходы по шкале тонусов

Тренинг управления шкалой тонусов 

Шкала тонусов 

4.0 Энтузиазм, рвение, радостное настроение
3.5 Бодрость, веселость
3.3 Сильный интерес
3.0 Консерватизм, удовлетворенность, нежелание менять существующее
2.9 Умеренный интерес
2.8 Довольство
2.6 Безразличие
2.5 Скука
2.4 Однообразие, монотонность
2.0 Антагонизм, выраженная обида
1.9 Враждебность
1.8 Страдание, боль
1.5 Гнев
1.4 Ненависть
1.3 Возмущение
1.2 Отсутствие сочувствия, сострадания
1.15 Скрытая обида
1.02 Тревога, озабоченность, беспокойство
1.00 Страх
0.98 Отчаяние
0.96 Ужас
0.94 Ошеломление. онемение, оцепенение
0.90 Сочувственное сострадание
0.80 Угодливость, заискивание
0.50 Печаль, уныние, горе
0.375 Безотказное задабривание
0.30 Ощущение своей недостойности
0.20 Самоуничижение
0.10 Жертвенность
0.07 Отчаяние
0.05 Апатия
0.03 Никчемность
0.01 Умирание
0.00 Мертвое тело

Вот основные ступеньки шкалы тонов (тонусов), если двигаться снизу вверх: желание смерти/апатия (0.0) - горе (0.5) - страх (1.0) - гнев (1.5) - антагонизм (2.0) - скука (2.5) - интерес (3.0) - бодрость (3.5) - энтузиазм (4.0). Ступенькам произвольно приписаны численные величины, для того чтобы более наглядно представить, как далеко один тон отстоит от другого. Приведенные здесь ступеньки занимают диапазон от 0.0 до 4.0 с интервалом в 0.5 между любыми двумя соседними ступеньками. Чтобы избежать излишней сложности, промежуточные тона, которых существует множество, не приведены.

В этом делении шкалы на полутоновые отрезки есть своя небольшая хитрость: если вы хотите поднять эмоциональное состояние вашего партнера, просто займите на шкале положение на полтона (или чуть) выше той точки, в которой он находится, и вы увидите, как он пойдет вверх по тону. Если вам удастся не выходить за пределы этого полутонового интервала, то в конце концов ваш партнер снова окажется в прекрасном расположении духа. И дело не в том, что вы ему будете говорить, а в том, как вы будете с ним разговаривать. Значение имеет именно ваш уровень тона. Если вы опуститесь до его уровня тона, ничего не изменится, если не считать того, что теперь будет уже два эмоционально угнетенных человека. Если вы будете находиться слишком высоко по сравнению с ним, вы будете для него нереальны, и он не станет вас слушать. Если вы вспомните случаи, когда вам удавалось поднять кого-нибудь по тону, вы, вероятно, обнаружите, что вы, сами того не замечая, прибегали к этой небольшой хитрости. Можно добиться в этом значительной ловкости. Правда, для этого требуется острая наблюдательность.

Пока что речь шла только о серединном участке шкалы тонов. На самом деле она простирается далее вверх и вниз и идет от безмятежности бытия” (+40) до полной неудачи” (-40). С крайней верхней точкой шкалы связаны такие показатели, как бесконечное пространство, неограниченная свобода, абсолютное отсутствие препятствий, состояние полного знания. Противоположный конец шкалы тонов в самом ее низу характеризуется бесконечной уплотненностью, отсутствием пространства, абсолютным засильем препятствий, отсутствием свобод и незнанием. Очевидно, что крайние точки шкалы не допускают никакой игры: смысла в игре нет в обоих случаях, у нас нет препятствий/одни только препятствия и у нас полная свобода/никакой свободы. Эти состояния называются состояниями не-игры. Игра, называемая жизнью, происходит в промежутке между этими двумя крайностями.

Большая часть житейских переживаний человека, живущего в теле, выражается в эмоциях, укладывающихся в пределах от 0.0 до 4.0.

На этой шкале у людей есть одновременно два тона. Один из них - социальныйтон, который они стараются поддерживать для того, чтобы производить хорошее впечатление. Обычно под ним вы обнаружите хронический”, то есть истинный тон. Вы можете устроить проверку истинного тона человека, неожиданно напугав его. Он выпадет из своей фальшивой приятности” (где-то в районе 3.0 = интерес) и полетит прямиком вниз, например в страх, который является его настоящим тоном. Вы можете узнать это по его лицу или по тому, что он говорит. Можете полностью положиться на это: человек никогда не упадет ниже своего хронического тона. Он может нырнуть еще ниже, если новость окажется слишком плохой, но вскоре он остановится на своем хроническом тоне. Как только он совладает с собой, он вновь наденет на себя свой социальный тон.

Л. Кин Саентология. Больше, чем культ? First printing 1991. 
Перевод с английского Д.В. Тютиков, 2000

АРК-треугольник и переходы по шкале тонусов

В саентологии есть три фактора, имеющих исключительную важность для того, чтобы управлять жизнью. Эти три фактора дают ответы на вопросы: Как мне следует разговаривать с людьми? Как я могу заставить людей поверить во что-то? Как я могу передавать людям новые идеи? Как мне узнать, о чем люди думают? Как мне лучше справляться со своей работой?

В саентологии мы называем эти три фактора АРК-треугольником. Треугольником это явление называется потому, что имеет три взаимосвязанные точки. Первая из этих точек аффинити. Вторая из этих точек реальность. Третья, и самая важная из этих точек,- коммуникация.

Эти три фактора взаимосвязаны. Под аффинити подразумевается эмоциональная реакция. То есть чувство влечения или его отсутствие, эмоция или отрицательная эмоция, связанные с жизнью. Под реальностью подразумеваются твердые объекты, реальные вещи в жизни. Под коммуникацией подразумевается обмен идеями между двумя терминалами (персонами, ролями). Без аффинити нет реальности или коммуникации. Без реальности нет аффинити или коммуникации. Без коммуникации нет ни аффинити, ни реальности. Это общие утверждения, но, тем не менее, они весьма ценны и истинны.

Вы когда-нибудь пытались разговаривать с рассерженным человеком? Коммуникация рассерженного человека находится на уровне отрицательной эмоции, которая отталкивает от него все терминалы. Поэтому его фактор коммуникации очень низок, хотя и громок. Он пытается уничтожить что-то или какой-то другой терминал, поэтому его реальность очень бедна. Скорее всего, предмет, на который направлен его гнев, не является причиной последнего. Разгневанный человек не говорит правду. Поэтому можно сказать, что его реальность, даже по тому предмету, о котором он говорит, бедна.

Между двумя людьми должно быть хорошее аффинити (то есть влечение), прежде чем они станут очень реальными друг для друга (а реальность здесь следует понимать как плавно изменяющуюся величину, то есть некоторые вещи бывают более реальны, чем другие). Между двумя людьми должно быть достаточно аффинити, прежде чем они смогут разговаривать друг с другом, испытывая при этом хоть какую-то искренность и уверенность. Прежде чем два человека станут реальными друг для друга, между ними должна произойти какая-то коммуникация. Они должны по крайней мере видеть друг друга, что само по себе является формой коммуникации. Прежде чем два человека испытают аффинити друг к другу, они должны стать, до известной степени, реальными.

Эти три термина взаимозависят друг от друга, и когда один из них падает, падают и другие. Когда один поднимается, поднимаются и другие. Нужно улучшить лишь один угол этого очень ценного саентологического треугольника, чтобы улучшились оставшиеся два угла. Нужно улучшить два угла треугольника, чтобы улучшился третий.

Чтобы лучше представить применение этого на практике, рассмотрим случай с одной девушкой, которая покинула дом, и родители после этого не хотели с ней разговаривать. Девушка устроилась на работу в контору, но была в полном отчаянии, и работа валилась у нее из рук. Специалист по саентологии, внимание которого обратил на девушку руководитель той конторы, побеседовал с ней и узнал, что родители девушки были очень на нее рассержены и не хотели иметь с ней никакой коммуникации. Они были настолько расстроены ее отказом (на самом деле неспособностью) посвятить себя профессии пианистки, выступающей с концертами, ради чего они истратили на ее учебу уйму денег, что "умыли свои руки" и отказались нести ответственность за ее будущее. Их придирки и заставили ее убежать от дома подальше. С этого времени они прекратили с ней всякие отношения, но от бывших соседей она узнала о том, что они очень плохо о ней отзываются. В расстроенных чувствах, поскольку она очень любила своих родителей и хотела быть с ними в наилучших отношениях, девушка не могла работать. Из-за ее неспособности выполнять свою работу нарушались линии коммуникации в конторе. Другими словами, ее аффинити было очень низким, и ее реальность в целом была довольно низкой, поскольку она, можно сказать, большую часть времени "отсутствовала", поэтому линии коммуникации, проходившие через ее руки, находились на таком же низком уровне и, соответственно, забивали другие линии коммуникации в конторе. В этот момент ситуация привлекла пристальное внимание руководителя конторы. В обычных условиях девушку просто уволили бы, и на ее место приняли другую. Но с кадрами было трудно, и, кроме того, руководитель знал более современный способ решить проблему. Он обратился к специалисту по саентологии.

Саентолог, хорошо знающий АРК-треугольник, сделал очень простую вещь - для саентолога, - которая девушке показалась чудом. Он сказал ей, что она должна написать своим родителям - не важно, ответят они или нет, она должна писать - и она так и поступила. Естественно, ответа не было. Почему от родителей не было ответа? Девушка, ослушавшись и удалившись из-под их контроля, по-видимому больше не находилась с ними в контакте. Родители не считали ее реальной. Для них она больше не существовала. Это они сами себе сказали. Они пытались полностью удалить ее из своей жизни, раз она принесла им такое разочарование. Поэтому они по отношению к ней не испытывали никаких эмоций, кроме, пожалуй, некоторой апатии. Они не могли контролировать ее, поэтому с момента утраты контроля они стали относиться к ней с апатией. На этом этапе родители, как уже говорилось, были апатичны к ней, и она была для них не слишком реальной. Вообще говоря, то, что они выбрали для нее профессию, которую она не могла освоить, показывает, что она и раньше не была для них очень реальной, ведь эта профессия несомненно не соответствовала способностям девушки. Поэтому саентолог предложил ей написать письмо. Это письмо было посвящено, как мы говорим, "прекрасным дорогам и хорошей погоде". Девушка писала, что она работает в другом городе, что погода хорошая, что дела у нее идут хорошо, она надеется, что они оба здоровы, и целует их. В письме она тщательно избегала все темы, связанные с ее уходом из дома. Фактор А письма, аффинити, был достаточно высок; фактор К присутствовал. Целью саентолога было попытаться установить фактор Р: реальность ситуации, при которой девушка находится в другом городе, и вообще реальность ее существования в мире. Он знал, что она настолько привязана к родителям, что если они не будут считать ее реальной, она не будет реальна даже для самой себя. Конечно, родители не ответили на это первое письмо, но саентолог заставил девушку написать еще одно письмо.

После четырех писем, в которых сообщалось более или менее одно и то же и намеренно не замечалось то, что до сих пор не было ответа, девушке вдруг пришло от матери письмо, полное злости, но не на девушку, а на кого-то из ее старых друзей. Девушку инструктировал и контролировал саентолог, и он не разрешил ей написать ответное гневное письмо, а убедил ее написать письмо, полное приятного удивления и счастья от того, что она получила письмо от матери. После этого пришло два письма, одно от отца, одно от матери, оба полные любви и заботы, с пожеланиями ей всего хорошего. Девушка, конечно, с радостью ответила на эти письма, но она бы начала заискивать, если бы саентолог позволил ей это. Вместо этого ее родители получили радостные счастливые письма, и в ответ пришли еще два письма, в которых ее поздравляли с тем, что она нашла работу, что она нашла интересное дело в жизни, и спрашивали, куда ей послать ее одежду и небольшой денежный перевод, чтобы ей было легче в городе. Родители даже начали продумывать новую карьеру для девушки, которая соответствовала ее основному занятию - работать стенографисткой.

Разумеется, саентолог точно знал, что произойдет. Он знал, что аффинити и реальность родителей поднимутся, и вместе с ними поднимутся реальность, аффинити и коммуникация девушки в конторе, как только исправится ситуация. Он исправлял ситуацию при помощи коммуникации, в которой девушка выразила свою аффинити, и это, как и всегда, оказало действие. Девушка начала нормально работать, делать успехи, и так как ее чувство реальности поднялось достаточно высоко, она стала очень ценным работником.

Возможно, АРК-треугольник так долго оставался неизвестным людям по той причине, что человек из апатии поднимается через несколько различных тонусов. Эти тонусы универсальны; один следует за другим, и люди всегда проходят через эти тонусы один за другим. Это тонусы аффинити, и шкала тонусов дианетики и саентологии является, пожалуй, самым лучшим способом прогнозирования, что произойдет дальше, и как человек поступит.

Шкала тонусов начинается намного ниже апатии. Другими словами, человек вообще не испытывает никаких эмоций в отношении к какому-то предмету. ...относительно многих предметов и проблем люди находятся на уровне гораздо ниже уровня апатии. Оттуда и начинается шкала тонусов, с полного, мертвого нуля, намного ниже самой смерти. Поднимаясь до более совершенных тонусов, человек достигает уровней смерти тела, апатии, горя, страха, гнева, антагонизма, скуки, энтузиазма, спокойствия, в этом же порядке. Есть много небольших промежутков между этими тонусами, но тот, кто хоть что-то знает о людях, непременно узнает эти эмоции. Когда улучшается тонус человека, находившегося в апатии, он испытывает горе. Человек в горе, когда улучшается его тонус, испытывает страх. Человек в страхе, когда улучшается его тонус, испытывает гнев. Человек в гневе, когда улучшается его тонус, испытывает антагонизм. Человек в антагонизме, когда улучшается его тонус, испытывает скуку. Когда у человека, испытывающего скуку, улучшается тонус, он чувствует энтузиазм. Когда у человека, испытывающего энтузиазм, улучшается тонус, он чувствует спокойствие. Уровень, находящийся под апатией, настолько низок, что состояние ума на нем характеризуется отсутствием аффинити, эмоций, он не воспринимает проблемы и не видит последствий вещей, которые на самом деле имеют огромную важность.

Область ниже апатии - это область без боли, интереса, бытийности (принятие имени, роли) и всего остального, что важно каждому, но это область большой опасности, поскольку находящийся там, оказывается ниже уровня, на котором он способен реагировать на что-то, и соответственно он может все потерять, даже не заметив этого. Работник, который находится в очень плохом состоянии и по существу представляет угрозу для своей организации, может быть неспособен испытывать боль или какую-нибудь эмоцию по какому-то поводу. Он ниже апатии. Мы видели рабочих, которые могли повредить себе руку, не обратить на это внимания и продолжать работать, даже когда рука была очень сильно повреждена. Работники медпунктов на промышленных предприятиях иногда удивляются тому, как мало внимания обращают некоторые рабочие на свои собственные травмы.  Находиться рядом с ними небезопасно. У них неправильные реакции. Если такой человек управляет подъемным краном, кран вдруг теряет управление, и поднятый им груз может упасть на группу людей, стоящих внизу. Этот крановщик, находящийся ниже уровня апатии, просто даст крану уронить свой груз. Другими словами, он потенциальный убийца. Он не может ничего остановить, ничего изменить, не может ничего начать, и все же, подобно автомату, он некоторое время справляется с работой, но когда наступает момент действительно чрезвычайный, он, по всей вероятности, отреагирует неправильно, и произойдет несчастный случай. Причиной несчастных случаев на производстве являются люди, которые находятся ниже уровня апатии. Когда в офисах совершаются грубые ошибки, которые стоят фирмам огромных денег, потерянного времени и усилий персонала, авторами этих ошибок, как правило, оказываются именно люди, находящиеся ниже уровня апатии. Человек в таком состоянии не может контролировать вещи и, по существу, не присутствует в достаточной мере, чтобы его мог контролировать кто-либо другой и совершает странные и непредсказуемые поступки.

Так же, как человек может хронически пребывать ниже уровня апатии, он может находиться и в апатии. Это достаточно опасно, но, по крайней мере, получает выражение. Только когда мы поднимаемся до самой апатии, АРК-треугольник начинает проявляться и становится видимым. Следует ожидать коммуникацию от самого человека, а не от какой-то цепи (инстинкта) или приобретенной схемы (привычки). Люди могут хронически находиться в горе, страхе, гневе, антагонизме, скуке, или могут "застрять в энтузиазме". За спокойствие может быть легко принято состояние ниже апатии, но, конечно, только очень неискушенным наблюдателем. Одного взгляда на физическое состояние человека достаточно, чтобы понять разницу. Люди, которые ниже апатии, обычно страдают от разных болезней.

Каждому уровню аффинити, представленному в шкале тонусов, соответствует свой уровень коммуникации. У каждой эмоции есть свой тип коммуникации. Человек, находящийся ниже апатии, по сути дела, вообще не вступает в коммуникацию. Коммуникацию осуществляет у него какая-нибудь автоматическая реакция или, как мы говорим, "цепь". Сам человек, как кажется, не присутствует, и по-настоящему не говорит. Поэтому его коммуникация иногда вызывает странное впечатление, чтобы не сказать больше. Он совершает неправильные поступки в неподходящее время. Он говорит не то, что нужно, когда не следует. Естественно, если человек зафиксировался на одном из уровней шкалы тонусов - ниже апатии, в апатии, горе, страхе, гневе, антагонизме, скуке, энтузиазме или спокойствии, - то и голос его при коммуникации соответствует этой эмоции. Изучать коммуникационные характеристики людей на разных уровнях шкалы тонусов - увлекательное занятие. Каждый из них говорит и обращается с коммуникацией в точности так, как характерно для его уровня по шкале тонусов.

Каждому уровню аффинити и коммуникации соответствует некоторый уровень реальности. Реальность - исключительно интересный предмет, поскольку она, в основном, имеет отношение к относительно твердым телам. Другими словами, твердость вещей и эмоциональный тонус людей имеют определенную связь. Люди на низких уровнях шкалы тонусов не переносят твердые тела. Они не могут терпеть твердые объекты. Такая вещь нереальна для них; она тонка и легковесна. По мере подъема по шкале тот же объект становится все более твердым, и наконец они могут видеть ее настоящий уровень твердости. Другими словами, эти люди имеют определенную реакцию на массу в различных точках шкалы. Вещи им представляются яркими или очень, очень тусклыми. Если бы вам удалось заглянуть глубоко в глаза человеку, находящемуся ниже уровня апатии, вы бы увидели действительно расплывчатый, туманный, колеблющийся, нереальный мир. Если бы вы заглянули в глаза раздраженного человека, вы бы увидели угрожающе твердый мир, в котором все твердые тела чреваты для него жестокостью и насилием, но все же они были бы недостаточно твердыми и недостаточно реальными или видимыми для человека в нормальном состоянии. Человек на уровне спокойствия может видеть твердые тела такими, какие они есть, такими яркими, как они есть, может выдерживать огромную тяжесть или твердость, не реагируя на них. Другими словами, когда мы поднимаемся по шкале тонусов, от низшего уровня до высшего, вещи могут становиться все более и более твердыми и все более и более реальными.

Итак, как вы станете разговаривать с человеком? Вы не можете как полагается поговорить с кем-то, если вы находитесь в состоянии ниже апатии. Вам потребуется хоть немного больше аффинити, чтобы с кем-то поговорить. Ваша способность разговаривать с любым конкретным человеком связана с вашей эмоциональной реакцией на этого человека. Если кому-то совершенно нет дела до других людей, у него будут большие трудности в разговорах с ними, в этом нет сомнения. Поэтому, чтобы поговорить с человеком, нужно найти что-то, что в нем нравится, и обсуждать с ним то, с чем он может согласиться. Вот в чем причина провала новейших идей: никто не обсуждает предметы, по которым у него нет с собеседником согласия ни в одном пункте.

То, с чем мы согласны, становится более реальным, чем то, с чем мы не согласны. Между согласием и реальностью есть определенное соотношение. Реальны те вещи, которые мы согласны считать реальными. Нереальны те вещи, о которых мы согласны, что они нереальны. К вещам, с которыми мы не согласны, у нас очень небольшое чувство реальности.

Пользуясь треугольником АРК, следует знать, напомним, что, когда вы начинаете развивать коммуникацию, происходит проход через эмоциональные тонусы. Другими словами, на другом конце линии кто-то, кто был совершенно апатичен в отношении нас, почувствует раздражение на нас. Если у нас хватит настойчивости просто пройти через это раздражение, то мы достигнем всего лишь антагонизма, отрицательного отношения, затем равнодушия и, наконец, энтузиазма и прекрасного уровня коммуникации и понимания.

Очевидно, что АРК-треугольник тесно связан со способностью контролировать и способностью оставлять без контроля. Когда человек пытается контролировать что-то, и это ему не удается, он испытывает антипатию к этой вещи. Другими словами, он оказался неправ, он ошибся. Его намерение не удалось. Его намерение, так сказать, ударило обратно по нему же. Таким образом, когда человек пытается контролировать вещи, и его контроль над ними не удается, у него возникает склонность опуститься на более низкий уровень шкалы тонусов по отношению к этим вещам. Так, человек, которого подвели его собственные инструменты, склонен относиться к ним с понижающимся уровнем аффинити. Они начинают вызывать у него скуку, он испытывает к ним антагонизм, он злится на них - на этом этапе техника начинает ломаться, - начинает их бояться, печалиться о них, становится апатичен по отношению к ним, затем вообще о них перестает думать. Начиная с уровня скуки вниз способность использовать инструменты в работе непрерывно понижается.

Как, зная все это, можно повысить свою способность контролировать свои рабочие инструменты?

Пользуясь АРК, можно до известной степени восстановить контроль над инструментами и энтузиазм в работе. Сделать это можно, вступив в коммуникацию и обнаружив в себе желание, чтобы и инструменты, и сотрудники стали реальными и "твердыми". Можно восстановить свою способность работать с инструментами, просто трогая их и отпуская. Это может показаться бессмысленным, и человек может подняться до уровня скуки, где этот процесс ему наскучит. Как раз над этим уровнем лежит награда - там возникает энтузиазм. Звучит очень странно, что, если человек будет просто трогать свой автомобиль и убирать руку, трогать его и убирать руку, трогать его и убирать руку, трогать его и убирать руку, возможно в течение нескольких часов, то он вернет себе не только энтузиазм по отношению к машине, но и огромную способность управлять машиной, о которой он у себя и не подозревал. Так же можно устанавливать коммуникацию и с людьми, поскольку они часто возражают против того, чтобы их трогали. Если кто-то действительно вступает в коммуникацию, и притом хорошую, с этими людьми, слушает, что они говорят, подтверждает, что он слышал то, что ему сказали, говорит то, что хочет им сказать, достаточно мягко и достаточно часто, чтобы это действительно дошло до них, то он до очень заметной степени восстановит свою способность общаться и координировать свои действия с окружающими. Здесь мы видим непосредственное применение АРК к работе. Трудно поверить, что, если мы заставим бухгалтера поднимать и класть на стол свой карандаш или ручку пару часов подряд, то у него восстановится способность работать ими и улучшится способность складывать числа; и если мы заставим его трогать и отпускать главную книгу достаточно долго, то у него появится способность лучше работать с этой книгой, и он станет делать в ней гораздо меньше ошибок. Это звучит как магия. Это и есть магия. Это саентология.

Л.Рон Хаббард Проблемы работы

 

Тренинг управления шкалой тонусов

Л. Рон Хаббард вывел шкалу эмоциональных тонов, которую он подробно описал в своей книге «Наука выживания». Она также обсуждается в книге Рут Миншулл «Как выбирать себе людей» [Ruth Minshull «How To Choose Your People»].

Это в основном образцы (шаблоны) эмоций, по которым люди имеют тенденцию следовать, перемещаясь последовательно вверх-вниз по этой шкале. Понятно, что такое последовательное перемещение не естественно для чистого духа, который запросто может переживать любую эмоцию, вообще без всякого шаблона. Но эта шкала довольно глубоко сидит в нас... Поэтому люди в основном следуют ей, и им кажется, что они мыслят более ясно и имеют больше энергии, находясь в верхней части этой шкалы.

Следующая схема является очень упрощённой версией этой шкалы эмоциональных тонов. Если вам это интересно, то ознакомьтесь с вышеуказанными источниками, записями Хаббарда и других авторов для получения дополнительной информации. Там есть расширенные и более подробные варианты этой шкалы, различные практические приложения, и т.п. Тем не менее, приведённая здесь шкала достаточна для наших целей.

ЭНТУЗИАЗМ (БОДРОСТЬ)

КОНСЕРВАТИЗМ

СКУКА

АНТАГОНИЗМ

ГНЕВ

СКРЫТАЯ ВРАЖДЕБНОСТЬ

СТРАХ

ГОРЕ (ПЕЧАЛЬ)

АПАТИЯ

Чтобы ознакомиться с этой шкалой и улучшить управление своими эмоциями, придите в людное или интересное место, и посмотрите на своё окружение, находясь в каждой из этих эмоций, начиная с апатии и кончая энтузиазмом. Наблюдайте, что происходит, отмечайте, что вы чувствуете, пока не разберётесь в этом. И так для каждой эмоции.

Другими словами, вы начинаете смотреть вокруг с апатией [безразличием], и, отмечая всякие вещи, чувствуете [испытываете] апатию к ним, думаете с апатией о них. Затем посмотрите на своё окружение, чувствуя горе, и т.д.

Если необходимо, повторите всю шкалу снизу вверх несколько раз, пока не сможете управлять этим с комфортом.

Использование шкалы эмоций

Ценная техника для установления общения с кем-то это умение подстраиваться под эмоциональный тон собеседника. И что ещё интересно: если вы сначала соответствуете тону человека, а затем начинаете медленно подниматься по шкале вверх, используя каждую следующую эмоцию по очереди, то вы можете поднять его собой. И тот, кто был в страхе или подавлен (в апатии), придёт в более бодрое настроение и состояние ума.

Например, вы можете присоединиться к гневу человека, но гневаться не на него, а направить эту эмоцию на внешнюю цель. А затем постепенно сдвигать эту эмоцию вверх в антагонизм, который выглядел бы как дерзкое и саркастическое отношение к проблеме, но не как ярость (гнев), далее постепенно сдвиньтесь к состоянию скуки, и так далее по шкале тонов.

Но в действительности соответствовать чьему-то эмоциональному состоянию не так легко, как кажется. Люди стараются поддерживать внешний лоск для общества и выглядеть лучше, чем они есть. Явление неосознанного самообмана, и, как следствие, обмана окружающих, приводит к тому, что, например, страх выдаётся за гнев, а кажущийся энтузиазм человека весьма далёк от действительности.

Итак, вы разговариваете на различных эмоциональных уровнях, и видите, что где-то, в каком-то тоне, вы вдруг находите полный контакт и взаимопонимание. Чтобы это произошло, вы должны выражать свои эмоции несколько абстрактно, например: «Ох, как опасно гулять поздно ночью по улице» (страх), или: «Как однообразна жизнь» (скука). И имейте в виду, что большинство людей не ответят вам контактом и пониманием на тот эмоциональный тон, который они демонстрируют, потому что, как мы говорили выше, это обман. Даже если ваши слова находятся в соответствии с их системой взглядов в данную минуту, они могут не соответствовать его реальному тону. Но следите за тем моментом, когда человек внезапно проявит увлечённость тем, о чём вы говорите. Ожидайте этого. Это и является тем уровнем, на котором он находится прямо сейчас!

И помните: люди меняются и сдвигаются по этой шкале эмоциональных тонов. Они могут резко опускаться или сильно подниматься по ней во время разговора. Но люди имеют часто не всегда видимую хроническую эмоцию, в которую они имеют тенденцию впадать при решении жизненных проблем.

Теперь вы должны попробовать испытать это в обычном разговоре, пытаясь определить эмоциональные уровни людей, и даже попытаться поднять их вверх, если можете.

Копирование других точек зрения может стать весёлой, забавной, интересной и очень практической деятельностью, поскольку эмоциональные отношения людей являются в значительной мере тем, как они смотрят на вещи.

Введите это в свою реальную практику общения. Это значительно разовьёт вашу способность к общению.

Пилот (Кен Оггер) Самоочищение. Настольная книга для самостоятельного очищения и освобождения духа

 

 Источники   

Теории, концепции, прогнозы

Феномены Сети и компьютинга

На главную

Рейтинг@Mail.ru

Сайт создан в системе uCoz