Зареалье: феномены Сети и технологии работы с ними
Цикл # IQ

Выпуск 11

Гипертекстовые машины развития мысли

Мысль - это нечто эфемерное и мимолетное: раз - и промелькнула в уме. Не зря же говорят "быстрее мысли", когда хотят подчеркнуть экстра-супер-быстроту процесса. Но иногда мысль кажется такой неповоротливой. Приходится её раскачивать как застрявшую в яме машину, чтобы вытолкнуть на гладкую дорогу. Вот в таких случаях вам могут помочь гипертекстовые машины.

Принцип работы таких машин прост, и наверняка хорошо вам знаком. Вы вступаете в диалог с собой: задаете вопросы и сами же отвечаете на них. Правильно поставленные вопросы, как заметил еще Сократ, могут привести человека к неожиданным для него выводам и даже открытию глубоких истин.

Эту процедуру автодопроса вряд ли можно отнести к приятному времяпрепровождению. Обычно мы прибегаем к ней в критических ситуациях, под давлением обстоятельств, когда приходится резко умнеть, чтобы выпутаться из ещё больших неприятностей. Вот как описывал это состояние А.С. Грин: "Надо было что-то придумать. Огненный клубок прыгал в голове Геника, развертываясь и сжимаясь в ослепительно блестящую точку, которая плыла перед его глазами по аллее и зеленым кустам".

Так и собеседники Сократа ежились от его вопросов: подводя их к истине, он одновременно наживал себе врагов и, как известно, в итоге плохо кончил - его обвинили в отрицании старых богов и приговорили к смерти в мае 399 года. Но сократические беседы остались в истории мировой культуры, а изобретенный им метод майевтики (греч. maieutike, повивальное искусство) вот уже 17 веков помогает извлекать скрытое в человеке правильное знание с помощь искусных наводящих вопросов.

Вообще говоря, каждый философ, предлагая свой метод понимания мира, выстраивает систему вопросов, отвечая на которые мы можем упорядочить свое мировоззрение. И таких систем тьма тьмущая, причем многие создавались людьми гениально одаренными и обладают мощнейшей эвристической силой. Одна диалектика Гегеля чего стоит! А ведь есть кроме философов еще и великолепные педагоги и методологи. В их трудах, посвященных развитию мышления, заданы схемы, позволяющие эффективно решать задачи и синтезировать новые идеи. Пойа, Лакатос, Цвикки, де Боно, Розеншток-Хюсси, Макаренко, Мельников, Тейлор, Эмерсон, Карнеги, Альтшуллер, Сыроежин, Чавчанидзе... - сотни имен! 

Так что систем вопросов, развивающих мысль, накоплено множество для самых разных проблемных ситуаций. Но ничто не мешает вам придумать свою собственную систему - самую для вас эффективную, учитывающую уникальные особенности вашего мышления и специфику тех проблем, которые вам предстоит решать.

В докомпьютерные времена такие вопросы записывались на карточки - и в процессе размышлений человек тасовал карты, отвечая на очередной вопрос и переходя к следующему. Но теперь эту процедуру гораздо удобнее выполнять в электронном виде. Возьмем повсеместно распространенный текстовый редактор Word, в меню "Вид" выберем режимы "Структура" и "Схема документа" - и вот перед вами готовый инструмент для разговора с собой. Задайте в виде оглавления выбранную вами систему вопросов (она появится списком в левом окошке) и печатайте свои ответы в левом окошке, которое представляет собой рабочее поле активного вопроса. Когда вы закончите работать с вопросником, то перейдя в том же меню в режим "Обычный", получите суммарный текст ваших размышлений, который можно распечатать, переслать в виде файла и т.п. 

Такое использование Word'a в качестве усилителя интеллекта удобно, когда вопросы следуют последовательно один за другим. Если же логика переходов в принятой вами схеме хитрее, то имеет смысл воспользоваться механизмом гипертекста. На рабочих страничках вопросов размещаем гиперссылки с вариантами переходов на другие странички, что позволяет реализовать более сложные (циклические, ветвящиеся) схемы развития мысли.

В качестве примера работы такой гипертекстовой машины хочу предложить вашему вниманию схему гегелевской триады (тезис-антитезис-синтез), реализованную для троекратного обобщения (кто знаком с терминологией, это трехзвенная узловая линия меры). Файл с этой машиной выложен в архиве (5Кб) http://feod.msk.ru/evrika/Mera-3.zip, а здесь представлен результат работы с нею для темы "Усилители интеллекта".

1. Тезис (Раскройте важную для вас сторону объекта)

Интеллект определенный уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать все новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности (Словарь практического психолога. Минск, 2001, с. 196)

Основные критерии, по коим оценивается развитие интеллекта, - это глубина, обобщенность и подвижность знаний, владение способами кодирования, перекодирования, интеграции и генерализации чувственного опыта на уровне представлений и понятий.

В мировой психологии распространено понимание интеллекта как психической адаптации к наличным обстоятельствам жизни.

Далее

2. Антитезис (Раскройте обратную сторону тезиса, его изнанку и отрицание)

Проблема - осознание невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта (там же, с. 444).

Проблема есть осознание тупика в работе с проблемной ситуацией, когда последнюю не удается свести к задаче, методы решения которой известны.

Вернуться к тезису / Далее

3. Синтез (Что лежит в основе сочетания тезиса и антитезиса? В чем может заключаться механизм их гармоничного сочетания (вместо ИЛИ-ИЛИ сочетание И-И)?)

Усилитель интеллекта привлекаемое средство, инструмент, с помощью которого удается решить проблему и т.о. перевести ее в разряд задач.

Примеры УИ: справочник (при отсутствии необходимых знаний), калькулятор при сложных расчетах (поиск ошибок может вести в бесконечность), карты, схемы и чертежи (для пространственного соотнесения деталей), морфологические таблицы Цвикки и метод мозгового штурма (для стимуляции творческого воображения).

А вот примеры компьютерных УИ:

Наращивать оперативную память пользователя - смысловые значки и их связи выводятся на общий экран. Примеры: Explain, TheBrain, но подойдет и TreePad.

Через смысловые срезы текста - выборки цитат по ключевым словам (Фильтратор, TextAnalyst).

Через визуализацию вычислений (Advanced Grapher).

Через использование эвристик - наиболее эффективных автоматизированных алгоритмов поиска решений + базы типовых решений (программы фирмы ТРИЗ-Шанс).

....

Вернуться к тезису / Вернуться к антитезису / Далее

4. А-синтез (В чем слабость проделанного синтеза и какие противоположные выводы можно получить на том же материале?)

Компенсатор интеллекта средство снижения силы интеллекта в тех случаях, когда излишние любознательность и проницательность оказываются невыгодными или опасными.

Основными компенсаторами служат стереотипы (здесь проблемная ситуация подменяется привычной) и мифы (проблемная ситуация преобразуется в виртуальную реальность, поддерживающую интересы и ценности субъекта, либо передающую информацию о ситуации в форме иносказания).

Вернуться к синтезу / Далее

5. С-Синтез (Что лежит в основе синтеза и а-синтеза, и как можно гармонично увязать эти позиции?)

Арсенал - это набор усилителей и компенсаторов интеллекта, которым располагает субъект для работы с проблемами (их решения, изоляции или компенсации).

Основными КИ служат заученные профессиональные знания о проблемной области, опыт работы и репутация, а главными УИ - освоенный инструментарий (общие методы решения задач, владение техническими и программными средствами).

Вернуться к Синтезу / Вернуться к А-Синтезу / Далее

6. А-С-Синтез (Можно ли предложить логику или придумать особые условия, в которых выстраивается опровержение С-Синтеза? Что в этом случае будет утверждаться относительно объекта?)

Изобретательность (смекалка) - способность субъекта придумывать новые усилители или компенсаторы интеллекта, когда арсенал отсутствует или неприменим к данной проблемной ситуации.

Это качество в психологии называют еще креативностью. Исследования Дж. Гилфорда, В. Лоуэнфельда и К. Бейттела выявили 8 факторов креативности:

умение видеть проблему;

умение увидеть в проблеме как можно больше сторон и связей;

гибкость как умение понять новую точку зрения и отказаться от ошибочных взглядов;

оригинальность, нешаблонность мышления;

способность к перегруппировке идей и связей;

способность к абстрагированию и анализу;

способность к конкретизации и синтезу;

ощущение стройности организации идей.

Вернуться к С-Синтезу / Далее

7. С-С-Синтез (Какая логика и какие условия снимают противоречие с-синтеза и а-с-синтеза? Как эта мера соотносится с мерами синтеза и с-синтеза?)

Профессиональный интеллект - это интеллект, оснащенный арсеналом и развитой смекалкой для решения проблем в определенной проблемной области.

Для раскрытия этого понятия большое значение имеют работы А. Маслоу, который провел психологические исследования суперпрофессионалов - людей, добившихся выдающихся успехов в своих областях деятельности. Все они отличались высоким уровнем самоактуализации.

Вот как пишет об этом А. Маслоу: "Главными мотивами самоактyализированного человека являются не потребности дефициентных уровней, а мотивы роста, и потому эти люди почти не зависят от внешних обстоятельств, от других людей и от культуры в целом. Источники удовлетворения потребности в росте и развитии находятся не во внешней среде, а внутри человека - в его потенциях и скрытых ресурсах". "Если изложить кратко мое отношение к этой проблеме, то можно сказать, что, на мой взгляд, здоровые, самоактyализированные люди, не достигшие пределов высшего переживания, живущие на уровне житейского постижения мира, еще не прошли весь путь к истинной человечности. Они практичны и эффективны, они живут в реальном мире и успешно взаимодействуют с ним, но полностью самоактyализированные люди, которым знакомы высшие переживания, живут не только в реальном мире, но и в более высокой реальности, в реальности Бытия, в символическом мире поэзии, эстетики, трансцендирования, в мире религии в ее мистическом, очень личном, не канонизированном значении, в реальности высших переживаний".

Можно предположить, что самоактуализация и является высшей формой УИ - развитие и применение способностей ради служения высшим ценностям.

Вернуться к А-С-Синтезу / Вернуться к С-Синтезу / Вернуться к Синтезу / Далее

Резюме (Не пожалейте нескольких минут и дайте свободное описание впечатлений от проделанной работы и некоторые практические наметки на будущее.)

Эта работа позволила прояснить место усилителей интеллекта как средств профессионального освоения проблемной области. 

Возможности гипертекстовых машин отнюдь не исчерпываются только задачами развития мысли. Есть, к примеру,  модели, предназначенные для управления мотивацией, - там реализована уже 2-мерная машина (размышляя, вы перемещаетесь не по дереву, а по матрице).  

Для освоения метода майевтики вам может пригодиться следующая формула самовнушения:

Я рассматриваю все проблемы как возможности для роста.   Я открываю новые пути решения стоящих предо мною задач.  Расширяя горизонты своего сознания, я реализую заложенный во мне потенциал.  Я люблю сложные ситуации, которые стимулируют мое творческое мышление, и побуждают упорно трудиться.  Я обретаю силу, наполняя свое сознание позитивными идеями.  Изменяя свое мышление, я изменяю свою судьбу.

* * *

Если вас заинтересовали гипертекстовые машины развития мысли, пошлите этот выпуск тем,  кто сможет их с пользой применить. Чтобы идея прирастала воплощениями. Возьмемся за руки, друзья...

* * *

Увлекательных приключений всем в Зареалье Сети!

Вопрос недели

Уважаемые друзья! Время нас, конечно, торопит - все мы люди весьма занятые... Но проскакивать на скорости заявленные классы усилителей интеллекта, а тем более замечательные во всех смыслах майевтические машины, было бы кощунственно. Поэтому мы слегка притормозим разбег и в дополнение к этому выпуску сделаем несколько вспомогательных (допустим, три), где разберем другие примеры.

Ссылку на машину "Гегель" я вам дал выше, и вы можете апробировать её на интересующей вас проблематике. Я же для общего обсуждения готов раскрыть с помощью этой машины следующие цепочки понятий:

1. Я - Ты - Мы - Они - Общество - Природа - Вселенная

2. Я - Организм - Судьба - Случай - Жизнь - Смерть - Воплощение

3. Здоровье - Болезнь - Образ жизни - Новации - Развитие - Деградация - Судьба

4. Учеба - Забывание - Избирательная память - "Забытое" - Виртуальная память - Отчужденная память - Культура

5. Знание - Заблуждение - Рабочая истина - Ошибка - Уместная истина - Неуместные истины - Канон

6. Зареалье - Реальность - Мир возможностей - Мир иллюзий - Мир планов - Запределье - Пограничье

7. Рассылка - Переписка - Форум - Сайт-накопитель - Проектная группа - Игровая тусовка - Сетевое сообщество

8. Бог Интернета - Хаос Погибели - Жизнь Духа - Крушение Духа - Катарсис - Путь духовного роста - Сверхличность

9. Справедливость - Преступление - Закон - Сговор - Устав фирмы - Дух фирмы - Смысл жизни 

Какие из этих цепочек попадут в следующие три выпуска - зависит от вашего выбора. Отметьте три предпочтительных цепочки, составьте из их номеров трехзначное число и отправьте автору.

Постскриптум

Спасибо всем, кто прислал полезные ссылки. Вот лучшее из присланного:

http://futura.ru/ - кладезь знаний и гипотез о будущем (скачал 42 очень любопытных статьи)

http://ulha.boom.ru/ - размышления о таинственном в нашей жизни и приглашение к диалогу (писем 9 и действительно глубоких; запущу их в машину "Гегель").  

http://www.aldebaran.ru/lib.shtml - библиотека художественной литературы (скачал оттуда 7 мб классных книжек)

Для Вас пишет Юлий Феодоритов E-mail:feod@narod.ru

 

 Источники   

Теории, концепции, прогнозы

Феномены Сети и компьютинга

На главную

Рейтинг@Mail.ru

Сайт создан в системе uCoz