Материалы к Выпуску 12
"Визуализация"

Визуальная метафора

Созидающая визуализация

Имидж и пути его создания

Визуальная метафора

Под визуальной метафорой обычно понимают графическое изображение некоего объема информации по принципу аналогии, сходства, сравнения. Визуальная метафора может иметь вид конкретных предметов живой и неживой природы; это могут быть схемы-рисунки, как в mind-map (ментальных картах) Тони Бузана; это могут быть сюрреалистичные картинки без конкретного содержания - лишь линии, цвета, штриховка и т.д. С помощью визуальной метафоры мы можем обозначать события, состояния, чувства, работать в разных точках временной линии, планируя будущее, анализируя и перепросматривая (если это необходимо) прошлое, осознавая настоящее.

Вообще говоря, идея использования визуальной метафоры не нова. Без нее невозможно представить себе арт-терапию, работу с рисунком в приемах гештальттерапии (по осознаванию чувств, состояний через рисунок - например, упражнение «стань персонажем рисунка и поговори от его имени»). Но, если идти дальше, с помощью рисунка мы можем не только осознавать, определять в себе или клиенте нечто - чувства, состояния, отношение к чему-либо - но и вносить изменения в соответствующий контекст. Происходит следующее: изменяем что-то в рисунке - меняется что-то в нас. Интересных эффектов с помощью визуальной метафоры можно достигать, применяя приемы и техники НЛП, в которых уже «отшлифованы» успешные модели получения изменений (скажем, техника «изменения личностной истории», «изменение субмодальностей»). Используя рисунок как заякоренное пространство информации, с визуальной метафорой можно работать и в разных техниках и на разных логических уровнях: миссии, на уровне личностного своеобразия - создавать желаемый образ себя, избавляться от ограничивающих убеждений и создавать новые, работать со способностями, ценностями. Все это открывает новые возможности для терапии, дает новые инструменты для психотерапевтической работы, особенно в тех случаях, где осложнено «словесное» общение, а именно в работе с детьми, в работе с собой, в работе с информацией клиента, о которой ему трудно говорить.

Пожалуй, психотерапевтическая работа с собой - одна из самых трудных. Но необходимость в такой работе периодически возникает - мы анализируем происходящие с нами события, планируем, размышляем, ставим проблемы, решаем задачи. Не всегда «под рукой» хороший психотерапевт или не всегда мы к нему обращаемся. Используя визуальную метафору, можно решать такие задачи самому, обращаясь к своему подсознательному опыту.

Допустим, у вас завтра - ответственная встреча, и необходимо настроиться на нее, создать версию желаемого для вас будущего (которое во многом зависит от вашего состояния), иметь это состояние, провести важные переговоры, решить много важных дел. Накануне, когда никто и ничто не мешает, можно включить медитативную музыку - она необходима для создания особого раппорта со своей глубинной частью, и для отключения Критика, внутреннего диалога, внутренней «говорилки». Здесь, пожалуй, полезно «включать» собственного Мечтателя, и отправляться в доверительное путешествие навстречу своему бессознательному. Можно взять цветные карандаши, фломастеры или цветные гелиевые ручки и начать рисовать. Процесс похож на медитацию. Вы выбираете цвета, рисуете какие-то абстрактные линии, которые как- будто сама выводит рука, они соединяются в замысловатый рисунок, что-то заштриховываете. Есть какая-то логика в нарисованном, во время работы могут приходить какие-то мысли, им место на бумаге - добавляете цвет или линии в рисунок - мысль превращается в знак. Потом смотрите на все это со стороны. И если вам нравится ваш рисунок (Саша Любимов называет его «сюром» - наверное, от «сюрреализма»), нравится метафора вашего желаемого состояния - и, соответственно желаемого развития событий, то можете «соединиться» с ним, буквально интериоризировать, взять его вовнутрь. Если не нравится (проверка на экологию) - можно отставить в сторону, перерисовать. Такая работа позволяет создавать реальность будущего, обозначать его, а, находясь в настоящем, «двигаться уже по знакомой территории», глубже проживая реальность. Рисунок становится еще и визуальным якорем.

Если не хватает собственных сил или ресурсов, их можно нарисовать, а, следовательно, иметь к ним доступ - так появится картинка «поток любви, счастья», «ресурсы Вселенной», «здоровье» или что-то, что хотелось бы добавить в собственную жизнь.

Полезность работы с визуальной метафорой заключается и в том, что она предоставляет возможность для выражения негативных чувств в социально приемлемой манере и освобождения от них (это упражнения типа «Нарисуй свой страх, гнев», «Нарисуй свои отрицательные эмоции»). Это способ безопасной разрядки. Подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем, вербально, т.к. нет сознательной цензуры.

Ирина Мягкова. Визуальная метафора в психотерапевтической работе
http://nlp.ekb.ru/subj/articles/vmetaph.html

Созидающая визуализация

Созидающая визyализация является таким способом использования вообpажения, котоpый позволяет создавать то, чего вы желаете. В созидающей визyализации нет ничего стpанного, нового или необычного. В действительности вы пользyетесь ею каждый день, каждyю минyтy. Это естественная мощь вашего вообpажения, пеpвичная созидательная энеpгия космоса, котоpой вы сознательно или неосознанно постоянно пользyетесь.

Вообpажение является способностью yма создавать идеи или ментальные обpазы. В созидающей визyализации мы использyем вообpажение, чтобы создать отчетливый обpаз того, что хотим. Затем мы фокyсиpyем внимание на этой идее или каpтине постоянно, пpидавая ей положительнyю энеpгию до тех поp, пока она не станет pеальностью;дpyгими словами, пока действительно достигнем того, что визyализиpовали.

Ваша цель может быть на любом ypовне: физическом, чyвственном, интеллектyальном или дyховном. Вы можете вообpажать себя в новом доме, или на новой pаботе, или имеющими пpекpасные взаимоотношения с окpyжающими, или ощyщающими ypавновешенность и спокойствие, или, возможно, с yлyчшенной памятью и способностями к обyчению. Или вы можете вообpазить себя эффективно действyющим в сложеной обстановке, или даже пpедставить себя лyчистым сyществом, наполненным светом и любовью. Вы можете действовать на любом ypовне и все даст свои плоды; пpиобpетая опыт, вы подбеpете те конкpетные обpазы и методики, котоpые лyчше всего pаботают.

Созидающая визyализация является настоящим волшебством. Она включает понимание и самонастpойкy на естественные пpинципы, yпpавляющие нашей Вселенной, а также тpениpовкy в использовании этих пpинципов осознанно и твоpчески.

Закон излyчения и пpитяжения состоит в следyющем: все, что вы отдаете Вселенной, веpнется к вам же в виде отpажения. "Что посеешь, то пожнешь." Hа пpактике это означает, что мы пpитягиваем к себе то, о чем дyмаем, во что сильно веpим, чего в глyбине дyши ожидаем и/или то, что очень живо пpедставляем.

Когда мы чего-либо боимся, чyвствyем себя в опасности, полны тpевоги, мы пpитягиваем к себе именно тех людей и те ситyации, котоpых хотели бы избежать. Если же относимся к чемy-либо положительно, ожидаем и пpедвкyшаем pадость, yдовольствие и счастье, то мы бyдем пpитягивать людей, создавать ситyации и события, котоpые соответствyют нашим ожиданиям. Таким обpазом, чем больше положительной энеpгии мы вкладываем в мысль о желаемом, тем чаще оно бyдет встpечаться в нашей жизни.

Вот основное yпpажнение созидающей визyализации:

Сначала подyмайте о том, что вы хотели бы достичь. Для этого yпpажнения выбеpите что-нибyдь пpостое, что вы легко себе пpедставляете. Это может быть пpедмет, котоpый вы хотели бы иметь, событие, ситyация, в котоpой вы желали бы оказаться, или какие-то обстоятельства вашей жизни, котоpые вы хотели бы yлyчшить.

Расположитесь поyдобнее, сидя или лежа, в тихом месте, где вас никто не потpевожит. Полностью pасслабьте тело. Пpедставьте, начиная с пальцев ног и кончая головой, поочеpедное pасслабление всех мyскyлов вашего тела, вообpажая, как все напpяжение yходит из вас. Дышите животом глyбоко и медленно. Считайте от 10 до 1, с каждым счетом чyвствyя себя более pасслабленно.

Когда вы почyвствyете полное pасслабление, начинайте пpедставлять в точности то, что вы хотите. Если это пpедмет, пpедставьте, что он y вас, что вы пользyетесь им, наслаждаетесь и восхищаетесь им, показываете его своим дpyзьям. Если это событие или ситyация, пpедставьте себя в ней и вообpазите, что все вокpyг вас пpоисходит так, как вы хотите. Вы можете пpедставить, что говоpят люди или пpедставить любые детали, котоpые могyт сделать каpтинy более pеальной.

Вы можете заниматься этим относительно недолго, может быть всего несколько минyт как хотите. Hаслаждайтесь. Этот пpоцесс должен пpиносить pадость, подобнyю pадости pебенка, мечтающего о подаpке на день pождения.

Тепеpь, все еще деpжа в yме мысль или обpаз, дайте себе положительнyю yтвеpдительнyю yстановкy (вслyх или мысленно, как хотите) о вообpажаемом:

"Это пpосто чyдесно пyтешествовать по гоpам в выходной день."

или

"У меня отличные, счастливые отношения с _________. Действительно, мы начинаем понимать дpyг дpyга."

Такие положительные yстановки, называемые yтвеpждения, являются важной частью созидающей визyализации. Позже мы обсyдим их более детально.

Все вpемя заканчивайте визyализацию, давая себе твеpдyю yстановкy, напpимеp:

То, что я хотел, или еще лyчшее yже дано мне pади высшего всеобщего блага.

Возможно пpоизойдет что-то отличное от того, что вы себе вообpажали, все может быть даже лyчше, но вы должны помнить, что пpоцесс визyализации пpиносит только пользy.

Если y вас возникают сомнения или пpотивоpечивые мысли, не боpитесь с ними и не пытайтесь их yстpанить, так как пpотиводействие yсилит их. Позвольте им свободно пpоходить чеpез ваше сознание, а сами возвpащайтесь к своим положительным yстановкам и обpазам.

Занимайтесь этим до тех поp, пока пpоцесс кажется вам интеpесным и пpиносит pадость. Может быть пять минyт, а может быть и полчаса. Повтоpяйте yпpажнение каждый день, или как можно чаще.

Как видите, основной пpоцесс относительно пpост. Однако, чтобы использовать его действительно эффективно, тpебyется понимание деталей и постоянное совеpшенствование...

Шакти Гавейн. Созидающая визуализация
http://www.theosophy.ru/lib/creative.htm

 

Имидж и пути его создания

В настоящее время существует тенденция к слиянию различных наук, методов и методик. Существует целая группа коммуникативных технологий, целью которых является влияние на массовое сознание.

Одна из них, наименее изученная, но в последнее время довольно часто упоминаемая - имиджмейкеринг.

В данной работе имиджмейкер будет рассматриваться как Консультант, выполняющий следующие функции:

психо-эмоциональная поддержка Клиента;

обеспечение когнитивных потребностей Клиента;

помощь в понимании ситуации и анализе способов решения проблем;

выполнение функций доверенного лица;

снижение давления на Клиента и уменьшение уровня конфронтации внутри его Команды ("ближний круг" общения);

помощь в создании имиджа Клиента;

осуществление PR, рекламной политики и разработка стратегии Клиента на выборах ("дальний круг" общения);

координация "обратной связи".

При построении психологического портрета Клиента можно выделить следующие этапы:

описание психологической структуры личности;

определение динамики развития личности;

формулировка основной тенденции развития - прогноз.

Структура личности Клиента состоит из основных блоков личностных характеристик:

Я-концепция;

Потребностно-мотивационная сфера;

Ментальность;

Стиль принятия решений;

Стиль межличностных отношений;

Устойчивость к стрессу.

Динамика развития личности зависит от влияния политических и общественно-социальных факторов. Следует учитывать также внутренние особенности Клиента, его "картину мира", которая может расширяться или, наоборот, сужаться под воздействием неблагоприятных факторов.

Прогноз развития Клиента - один из главных результатов психодиагностики. Он становится основой для дальнейшей работы по психокоррекции и формированию имиджевых стратегий Клиента.

После определения психологических проблем Клиента и выстраивания психологического портрета, как правило, возникает необходимость в проведении курса психокоррекции.

На данном этапе имиджмейкер может применять психотерапевтические методики, которые позволят выстроить мотивационную сферу Клиента, помочь в решении личностных проблем. В зависимости от установок, выработанных совместно с Клиентом, может осуществляться коррекция психофизиологических характеристик и ценностной ориентации, с дальнейшим кодированием на успех. При этом применяются различные психотехники, например НЛП (нейролингвистическое программирование), трансактный анализ, гештальт-терапия, символ-драма и пр. Из новых и пока еще малоизвестных, но эффективных психотехник можно назвать креативно-сублимирующую терапию, разработанную Центром психо-имиджевой коррекции.

Глубинный психоанализ и прочие методики, требующие от Клиента немалого количества времени, особых условий, и концентрации на своих проблемах вряд ли будут эффективными, учитывая напряженный график избирательной кампании. А в некоторых случаях эффект может быть обратным: Клиент начинает рефлексировать, теряется цельность, уверенность, и все это отражается на его имидже. Ведь, даже при наличии проблем, Клиент адаптировался к ним, и, может быть именно эти проблемы мотивировали его деятельность, которая привела к общественной успешности.

Впрочем, если Консультант обладает достаточным количеством времени на предварительный этап (до начала активной публичной деятельности Клиента), то необходимость серьезной психотерапевтической работы трудно оспаривать.

Однако в любом случае перед Консультантом возникает проблема адекватности самооценки Клиента. Нередко человек стремится к лидерству, компенсируя низкую самооценку или, восполняя потребности чрезвычайно завышенной самооценки, поскольку самооценка выражается как отношение наших достижений к нашим потребностям.

Известно, что чем выше самооценка, тем ниже реактивность, тем меньше зависимость от внешних обстоятельств. Если же самооценка низкая, наступает зависимость от других, усиливается обратная связь, гибкость реагирования. Эффект коррекции будет в том, чтобы устранить невротический компонент в самооценке и придать мотивированному стремлению к самоутверждению обратную связь.

Определение архетипа Клиента и архетипическая адаптация имиджа.

Процессы психокоррекции и формирования имиджа практически неразрывны и взаимозависимы. Но если психокоррекция опирается на научно-практические психологические методики, то на конструирование имиджа в большей степени оказывают влияние культурно-гуманистические и эстетические закономерности.

Успешность имиджа будет зависеть от того, насколько полно он соответствует общественному архетипу. Так если имидж поп звезды (которая призвана развлекать) берет свое начало у площадных затейников и балаганных скоморохов, с их яркой, броской атрибутикой, кичем, эпатажем, эксцентричностью. То имидж политика основывается на лидерском архетипе. Когда герой противостоит злу, защищая других от бедствий и врагов. С одной стороны герой обладает такими качествами как мужественность, бесстрашие, решительность, беспощадность к врагам, с другой, он добр, справедлив, мудр и чуток по отношению к друзьям и группе, которая признает его лидером.

В зависимости от целей Клиента Консультант определяет для него соответствующий архетип. Все действия "архетипического" лидера должны оцениваться как успешные и победоносные.

Ну и конечно, обязательным условием станет демонстрация лидерского набора. Сила. Правота. Уверенность. Новаторство. Надежда.

Предположим, Клиент планирует участвовать в избирательной кампании. Естественно, его архетип - лидерский. Но и здесь есть свои нюансы. Так депутат, который должен будет заниматься законотворческой деятельностью не обязательно должен иметь агрессивно-доминирующие качества. Известны примеры, когда депутатами становились артисты, ученые, журналисты, учителя, врачи.

Но если речь идет о выборах главы местного административного органа, то требования предъявляются уже другие. Здесь нужны качества управленца: принципиальность, жесткость, хозяйственная компетентность и пр.

Если попытаться обрисовать обобщенный портрет Клиента, претендующего на роль лидера, то он мог бы представлять собой следующие характеристики.

КЛИЕНТ - он же КАНДИДАТ. Человек, желающий улучшить свои общественно-социальные условия путем избрания на соответствующую должность. Для успешного избрания кандидат должен доказать:

что он объективно лучше других;

может принести больше пользы, чем другие;

знает проблемы избирателя, выражает и представляет его интересы;

является неким избранником высших сил (применительно для некоторых случаев специфичности электората, - желательно продемонстрировать подтверждение этому - знак свыше);

Он должен показать всем, что у него в избытке жизненные силы и идеи.

Если кандидат ориентируется на оппозиционный электорат, он должен продемонстрировать непринадлежность к элите, критиковать, разрушать, менять.

Если кандидат представляет власть, он демонстрирует охранительные тенденции.

Прежде всего, нужна убедительная биография: в детстве любознательный, но не "яйцеголовый", - народ таких не любит, - из простой семьи, справедливый, любит спорт. Затем милосердие, любовь к бедным и униженным (т.к. знает, что это такое). Если из бывших военных, можно сыграть на патриотизме: он не воин-профессионал, а гражданин, вооружавшийся для защиты родины.

От него требуется 3 вещи: всегда выглядеть решительным, вовремя выражать сочувствие, и иметь привлекательный и доброжелательный вид. Речь должна быть эмоциональной и искренней. Желательно, чтобы в его образе, была историческая связь с великими личностями (опора на архетип!), их нынешнее воплощение и продолжение.

У кандидата обязательно должна быть обаятельная и располагающая улыбка, и неизбывная жизнерадостность. Он должен вселять в окружающих ОПТИМИЗМ.

(Бывают случаи, когда кандидат идет к власти, искренне желая делать добро, но на пути он встречает столько зла, с которым ему проходится бороться, что этот человек в итоге забывает для чего первоначально ему нужна была власть

Однако никакой, даже самый искусный имидж не сможет эффективно воздействовать, если он будет создан без учета особенностей личности Клиента. Неадаптированный имидж может стать диссонансным раздражителем для тех, на чье восприятие он рассчитан.

Существует мнение, что воспринимается имидж, а не человек, т.к. с человеком общается только его близкое окружение. И действительно, искусственно сконструированный виртуальный имидж позволяет создать идеальный образ Клиента и может эффективно работать, но только с большими группами. Однако, чем меньше группа, тем большую роль играет личностный фактор. Ведь в этом случае Клиент вынужден общаться с электоратом непосредственно и воспринимать его будут уже на нескольких уровнях, по различным каналам. Неконгруэнтность и фальшь становятся в этом случае очевидны.

При конструировании и адаптации имиджа, следует учитывать также психологические особенности типа Клиента. В зависимости от того является Клиент экстравертом или интровертом, а также от ситуационного или общественного контекста, в его имиджевой политике должна преобладать либо стратегия открытости, либо, наоборот, закрытости. Так, например, у интровертов в ходе избирательной кампании могут возникнуть проблемы с публичностью.

И последнее. Задачей Консультанта на данном этапе является совмещение имиджа реального, идеального и требуемого.

А.Кичаев. Использование психотехник в работе имиджмейкера
http://www.akcenter.ru/Method.htm

 Источники   

Теории, концепции, прогнозы

Феномены Сети и компьютинга

На главную

Рейтинг@Mail.ru

Сайт создан в системе uCoz