Зареалье: феномены Сети и технологии работы с ними
Цикл # IQ     Опыт 12-2

Символы динамики

Известно нам, что час невозвратим,
Что нет ни дням, ни месяцам возврата,
Но круг календаря, иль циферблата
Мешает нам понять, что мы - летим...

Мы продолжаем серию опытов по теме "Визуализация".  В прошлом выпуске речь шла о пентаграмме - карте микрокосма человека, олицетворяющей великие принципы пятеричности, "золотого сечения" и излучающей идеи добра и света. То был и есть самый древний и самый сильный символ гармонии в истории человечества. Теперь же обратимся к символам, выражающим идеи перемен: стреле, кругу и спирали. Напомню, что символистикой пришлось заняться для того, чтобы понять работу усилителей интеллекта, основанных на  визуализации.  

К идее перемен большинство людей относится с опаской. Популярно старинное китайское изречение "Не дай бог жить в эпоху перемен"... 28-й президент США Томас Вудро Вильсон, современник Великой Октябрьской социалистической революции, как-то сказал: "Если хочешь нажить врагов, попробуй что-нибудь изменить". 

С другой стороны, опять же большинство согласно с тем, что без движения нет жизни. И тяга странствий - это же не что иное как жажда перемен. А если вы втайне обожаете перестанавливать мебель, то этот выпуск - для вас! ;0)

Как люди воспринимают перемены в своей жизни? Я задал этот вопрос в конце предыдущего выпуска, и получилась такая картина: 

Разброс точек зрения, как мы видим, велик. Но все их можно свести к сочетанию трех факторов: игре случая (или импровизации, если вам так нравится),  диктату форс-мажорных обстоятельств и вашей способности влиять на происходящее. Эти факторы могут быть зафиксированы, осмыслены и упорядочены в специальных символах динамики. 

Начнем с самого распространенного - стрелы или стрелки, как мы её по-свойски называем.

Стрела символизирует движение к цели, а в более общем случае любые перемены или влияния. В нашем динамичном и перенасыщенном символикой мире стрелки - едва ли не рекордсмен по численности среди прочих знаков. Приглядитесь - их же как муравьев в лесу жарким летом. Только на лежащей перед вами клавиатуре их 11, а если приглядеться, то 17 штук!  Стрелки указывают нам направления движения, предписывают и предостерегают, а иногда собираются в стаи и тогда в качестве сетевых графиков организуют работу учреждений, заводов и корпораций... ;0)

В истории человечества лук и стрелы долгое время были оружием охоты и войны, что сказалось и на символике стрелы. В исламе стрела означает гнев и наказание божье, посылаемое на врагов его. У христиан это мучение, страдание, гвозди креста. Гомер использует стрелы как символ страданий и болезней, насылаемых на человечество богами, особенно Аполлоном. У индусов это атрибут Рудры, бога земли, молнии и бурь, убивающего людей и животных, причиняющего боль и беды, но, также несущего плодородие и целительный дождь. Стрелы, пущенные из лука, означают действия, последствия которых нельзя переменить. 
В то же время полет стрелы ввысь воспринимается как восхождение к небесному. Сердце, пронзённое стрелой, символизирует союз. Притча об одной отдельной стреле, которую легко можно сломать, в то время как пучок стрел остается невредимым, распространена по всему миру как образ силы, сообщаемой единством.

Графически стрела представляет энергию, целенаправленный порядок и преодоление пространства. С необычными образами стрел, собранными в Интернете, вы можете познакомиться в коллекции символов на http://zarealie.narod.ru. Обратите внимание, что все стрелки направлены слева направо. Как подметил ещё Юнг, это не случайное совпадение. Вдоль горизонтальной оси левая сторона читается нами как ретроспективная (зона "происхождения", связанная с бессознательным и мраком), а правая сторона - как стремление к исходу, что согласуется с общепринятым порядком чтения текстов слева направо.  Эли Стар, анализируя различные формы, образуемые пересечением вертикальных и горизонтальных линий, отметил связь вертикали с активным принципом, а горизонтали - с пассивным. Следовательно, линия, идущая из нижнего левого угла вправо вверх, обозначает восхождение и обладание правотой - "правый путь". Кроме того, прямые линии всегда выражают активность, в отличие от извилистых, обозначающих пассивность. Запомним эти законы  символических пространств - они пригодятся нам чуть позже при описании эпизода борьбы с фашистской свастикой.

Для нас, читающих тексты слева направо и сверху вниз, эти направления привычны и представляются естественными. Давайте систематизируем архетипы направлений:

Слева направо = ось времени, переход от прошлого через настоящее к будущему, от задачи к результату, от обстоятельств к цели как желаемому будущему состоянию. Перспектива. Ось абсцисс в декартовской системе координат также идет в этом направлении. Вероятно, следование взглядом слева направо связано в нашем подсознании со стереотипом понимания, сборки смысла

Сверху вниз = естественное направление движения тел под действием силы тяжести. Вверху шире кругозор, поэтому спуск вниз означает сужение кругозора. В животном мире верхние позиции занимают вожаки стада и далее по нисходящей. Люди недалеко ушли от такой пространственной иерархии - подтверждением этому служат, например, глаголы "возвыситься" и "опустить". Движение вниз, обозначаемое соответствующей стрелкой, выражает переход от причины к следствию, от решения к исполнению, от "высокого" к "низкому".

Сочетание этих двух первичных и естественных направлений дает стрелку, идущую слева направо и вниз. Она символизирует естественный ход событий, традицию, связь начал устоявшегося порядка вещей с привычным и узаконенным кругом обстоятельств.

Справа налево = движение из будущего в прошлое. Ретроспектива. Собирание следов прошлого. Это "понимание наоборот", т.е. не сборка смысла, а его разборка на составные и скрытые при сворачивании части. Излюбленное занятие критиков, ниспровергателей порядков, а также маленьких мальчиков, превращающих свои машинки в груды колес и шестеренок... ;0)

Снизу вверх = повышение статуса, расширение кругозора. Одновременно это искусственный процесс, работа как противовес естественному, стихийному процессу.

Будучи взяты вместе, два последних направления образуют стрелку справа налево и вверх. Архетип её смысла состоит в реставрации, т.е. восстановлении начал, свергнутых злой волей или же разгулом стихии. А также понимание хода событий по оставленным следам. Эта стрелка могла бы выражать дух Шерлока Холмса или Следопыта.

Для полной картины недостает ещё двух стрелок. Движение слева направо и вверх означает сочетание естественного хода событий с повышением статуса и расширением кругозора - самое любимое романтиками - юность, восходящее развитие и прогресс. Да ещё при самых благоприятных обстоятельствах, когда ветер дует в паруса и точно в направлении цели.

Напротив, обратная прогрессу стрела справа налево и вниз выражает самое ужасное - регресс, деградацию и распад, старение и смерть.  Но не будем слишком сгущать краски. Разборка машины на запчасти для ремонта других машин также попадает в символику этой стрелки. И вспашка поля для посева нового урожая... Как говаривал Базаров, прежде чем строить, нужно место расчистить. Вот это разрушение для подготовки нового созидания - позитивный смысл такого символа.

 Круг - вероятно, самый древний и самый почитаемый символ. Людям он изначально был явлен формой солнечного диска и луны и также изначально связан с суточным и другими циклами в природе. В большинстве культур круг как изображение солнца - основной символ созидательной энергии. Как источник тепла, солнце представляет жизненную силу, страсть, храбрость и вечную молодость. Как источник света, оно символизирует знания, интеллект; аллегорическая фигура Правды в западном искусстве часто изображается с солнцем в руках. Как наиболее яркое из всех небесных тел, солнце - эмблема королевского величия и имперского блеска. Соответственно, кольцо с точкой посредине в астрологии обозначает солнце, в алхимии - золото, у розенкрейцеров - императорскую власть, которая в центре несет творческое начало, дающее смысл всему окружению.

Как символ циклического движения круг часто изображается в виде колеса со спицами (Колесо Фортуны). Если круг как таковой воспринимается статически, то спицы колеса придают ему символическое значение вращения и динамики, а также кругового процесса, возникновения и исчезновения, свободы от локальной связи. Обод колеса разделен на секторы, иллюстрирующие фазы течения времени. 

Изначальность природных циклов наложила неизбежный отпечаток на всю круговую символику и, в частности, на обрядовые венки, неотделимые от истории мировой культуры, любых эпох и народов. В венках из цветов, трав листьев и веток естественным образом соединилась символика вечного возвращения растительной жизни и небесно-космического круговорота, тайна жизни и тайна смерти. Магические функции венков чрезвычайно разнообразны: величальная (увенчание головы победителя или надевание цветочной гирлянды на шею); дожиночная, связанная с завершением сбора урожая; свадебная (откуда возникло само понятие "венчание"); погребальная (похоронные венки, надеваемые на усопшего или возлагаемые на могилу) и т.д. Магический смысл имеет уже сама форма венков - круг, тор, колесо, что полностью соответствует магической семантике солнечного сияния и распространяется на другие круглые предметы с отверстием посередине: кольца, обручи, звенья цепи, навершие ключей, выпечку - калачи, бублики, баранки и т.п. Повсеместно практиковалось гадание по венкам: их бросали в реку и по движению в воде пытались узнать судьбу; оставляли на сутки во дворе, примечая, чей венок завянет (тому грозит несчастье); подкладывали на ночь под подушку, чтобы увидеть вещий сон.

У круга или кольца нельзя увидеть ни начала, ни конца, ни направления, ни ориентировки - в этом смысле он является противоположностью стрелы.  Но если стрелки соединить в замкнутый цикл, то эта противоположность снимается. И уже не имеет значения округлость формы - любой многоугольник из стрелок, начиная с треугольника, становится изображением цикла.  

Если движение слева направо выражает естественный ход событий, течение времени, то в круге ему соответствует вращение по часовой стрелке (представьте колесницу, едущую справа налево и убедитесь ;0).  Винты, гайки и шурупы вы закручиваете точно так же. И это НОРМАЛЬНО! 
А вот вращение против часовой стрелки воспринимается как ненормальное, искусственное (и потому привлекающее к себе повышенное внимание своей сверхъестественностью, вызовом или даже эпатажем).  

Круг является общепринятой формой обозначения объекта, его обособленности в среде. Точно так же цикл выделяется как целостный, ритмичный, воспроизводящийся процесс среди случайных событий и перемен. Особо следует выделить такую разновидность круга, как ноль. Это замкнутая граница, не содержащая внутри себя ничего, - чистый холст, жаждущий прикосновения кисти художника. Или это цикл, пока не содержащий внутри себя событий-стрелок, - точка-зародыш разворачивающейся Вселенной. Это Дао - прародитель единицы. Пифагор рассматривал этот знак как содержащий все сущее. В пиктограммах майя ноль был представлен космической спиралью. 

Круг, согласно взглядам философов платоников и неоплатоников, является совершеннейшей формой. Существуют глубокие психологические предпосылки такой концепции совершенства. Как полагает Юнг, квадрат, соответствующий наименьшему из составных чисел и множителей, символизирует разобщенное состояние человека, не достигшего внутреннего единства (совершенства), тогда как круг можно соотнести с этим конечным состоянием Единства. Восьмиугольник представляет промежуточное состояние между квадратом и кругом. Сочетание круга и квадрата распространено во многих культурах, например в индийских и тибетских мандалах, в китайских знаках. Так, в Китае активное, или мужское начало (Ян) изображается в виде белого круга (обозначающего также небо), тогда как пассивное, женское начало (Инь) - черным квадратом (земля). Белый круг олицетворяет энергию и небесное влияние, а черный квадрат - земные силы. Взаимодействие, заключенное в их дуализме, представляется известным символом Ян-Инь, в виде круга, разделенного пополам волнистой линией. Белая половина (Ян) включает в себя черное пятно, а черная половина (Инь) - белое пятно. Эти два пятна обозначают постоянное присутствие в мужском начале женского, а в женском - мужского. Волнистая линия - это символ движения и взаимопроникновения. Будучи заключены в охватывающий их круг, эти 4 элемента + 1 выражают принцип пятеричности устройства мира. В китайской философии этот интегральный символ носит имя Тайцзи (Великий Предел) и обозначает вечный источник и первопричину всех вещей. Приглядитесь к этому символу - если его воспринимать как имеющий глубину, то он начинает выражать не столько кругооборот, сколько неразрывное единство двух - восходящей и нисходящей - спиралей.  Белая по часовой стрелке поднимается вверх - к небу, а черная стекает вниз, к земле, двигаясь уже против часовой стрелки.

Спираль - это меняющийся цикл. Она может сворачиваться и разворачиваться, символизируя нисходящее (мы как бы проваливаемся в воронку) или восходящее, через раскрытие потенций, развитие. Спираль - символ развития и вечного изменения. Каждый виток - конец одного цикла и начало другого. Спираль - символ циклических ритмов: смена времен года, рост и убывание луны, рождение и смерть человека. Интересен знак двойной спирали, в которой оба элемента – саморазвертывание и самоконцентрация ("эволюция и инволюция") связаны в неразрывном единстве. В этом можно увидеть образ "становления и исчезновения" как процесса вечного круговорота, а также равновесие противоположностей (даосский знак "Ян-Инь" и др.). Спираль (пружина) - символ сжатой энергии.

С древнейших времен - символ жизненной силы, как на уровне Космоса, так и в микрокосмосе. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков до рисунков на человеческих пальцах и в двойной спирали молекулы ДНК, содержащейся в каждой клетке живого организма. Восходящая спираль - мужской, фаллический знак, нисходящая - женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения. Спираль как часть плавной и бесконечной линии символизирует также развитие, продолжение, непрерывность, центростремительное и центробежное движение, ритм дыхания или самой жизни.

Спираль можно завернуть как по часовой стрелке, так и против. И мистерии двух спиралей (или двух направлений) прослеживаются во многих культурах. По оценке П. Глобы, вращение спирали против часовой стрелки (совпадающее с направлением фашистской свастики) выражает примат эволюции общества, группы людей и  негативно сказывается на эволюции индивидуума, полагая его всего лишь структурной единицей, не имеющей своего права голоса. А направление по часовой стрелке, напротив, утверждает индивидуальное развитие каждого человека, но при этом игнорируются общественные связи, контакты и интересы, что способно привести к анархии и развалу сообщества. Поэтому обе спирали должны выступать совместно, не создавая ситуаций, когда одна доминирует над другой. Тогда создаются гармоничные условия для развития как общества, так и отдельного человека. 

Эта трактовка исходит из исторического примера нацизма, но мне представляется довольно поверхностной и ошибочной, поскольку противоречит логике более простых символов - стрелы и круга. Диктатуры Сталина и Мао не менее гитлеровской попирали индивидуальную свободу, однако при этом использовали совсем иную символику. Так что выведение символических принципов из примеров истории - довольно шаткий путь. 

Логичнее связывать вращение по часовой стрелке с естественным ходом событий, а против часовой - с преодолением такого хода. Тогда как соотношение целого и части, общественной необходимости и личной свободы выносить в третье измерение, наподобие символа Тайцзи. Там, если приглядеться,  два первоначала - Ян и Инь, представлены восходящей и нисходящей спиралями, которые закручены в разные стороны. При этом нисходящая (женская - Инь) ветвь выражает процессы упорядочивания и самоорганизации, свертки смысла, сохранения, ассимиляции. Восходящая (мужская - Ян) соответствует разворачивающимся процессам, расширению кругозора и экспансии, присвоению новых территорий, а также диссимиляции, разрушению и удалению всего отжившего и устарелого. 

Примечательно, что ДНК живой клетки также состоит из двух спиралей, дополняющих друг друга и свернутых в спирали более высокого порядка. Вообще, спирали часто заворачиваются в другие спирали, те в третьи и т. п.: линия, являющаяся осевой для одной спирали, в ходе восходящего развития становится сама спиралью - идет процесс усложнения и объединения динамических элементов в более крупные образования.

Символ спирали уникален в своем роде. Спираль обладает статичностью (указывая основные этапы, за пределы которых нет выхода) и динамичностью (развертка процесса во времени). Она соединяет в себе окружность и прямую - две очень различные фигуры. Схематическим изображением спирали является вращающийся крест - свастика - один из древнейших знаков, встречающийся на всех континентах. Свастика была широко распространена и у славян. Достаточно указать хотя бы, что свастикой украшались резиденции Петра I; первые дензнаки Советской власти, имевшие хождение с 1918 по 1922 год, также были помечены свастикой. 

Использование гитлеровцами свастики в качестве символа национального превосходства и геноцида осквернило этот символ в глазах остального человечества (заметим, что, в отличие от восточной, фашистская свастика закручена против часовой стрелки). И здесь я расскажу о любопытном примере борьбы со свастикой. Ведь сам по себе этот символ очень силен. 

Психоаналитик В. Райх объяснил в своей книге, вышедшей в 1933 году, притягательное действие свастики на массы: "Она действует на подсознательные эмоции наблюдателя. Свастика - не что иное, как изображение обвившихся друг вокруг друга людей, схематическое, но в то же время вполне узнаваемое. Одна линия означает половой акт в горизонтальном, другая - в вертикальном положении. Можно предположить, что этот символ будоражит скрытые от нас самих струны в организме, притом тем больше, чем меньше удовлетворен человек, чем более он похотлив. Если же приписать этому знаку дополнительно идею верности и чести, то он сумеет удовлетворить и моральные сомнения и будет тем более охотно принят".  В период распространения фашизма в Германии его сторонники часто рисовали свастику на стенах домов, заборах, вагонах поездов и т.п., тем самым распространяя дух своей идеологии. 

В ответ антифашисты создали "Железный фронт", пропагандой в нем руководил выходец из России биолог Сергей Чахотин (за эффективность его прозвали "красный Геббельс"). Он и придумал символ антифашистской борьбы, способный подавить гитлеровскую настенную пропаганду. На свастику, намалеванную на заборе, сверху наносились три стрелы, параллельно идущие в направлении из левого нижнего угла в правый верхний. Как вы помните, эти символы означают активность, восхождение и обладание правотой. Нарисуйте такое сочетание - и вы сами убедитесь, что свастика повержена более сильным символом!!!   

Свивающуюся и развивающуюся спираль включает в себя архетип Космического древа, олицетворяющего вечно возрождающуюся потенцию Вселенной. Если Космическое колесо только фиксирует повторяемость и цикличность вселенских событий, то растение раскрывает их во всем многоцветии и развитии. Колесо лишь монотонно вертится или катится, дерево же появляется из семени, растет, обретает сложную и постоянно меняющуюся структуру (корни, ствол, ветви, листва, плоды) и наконец умирает, оставляя после себя потомство. Древо - зримый символ развития, распространенный на всех континентах Старого и Нового Света.

Символы динамики можно применить для интерпретации результатов опроса, о которых говорилось в самом начале. Представьте себе спираль, растянутую вдоль оси времени. 

Мне кажется, общая модель динамики сильно смахивает на задачу грузоперевозок по рекам. Допустим, вам нужно доставить груз из пункта А в пункт Б. Вы рисуете на карте стрелку, соединяющую эти два пункта. Затем начинаете искать водный маршрут, соответствующий этой стрелке. Затем начинаете движение по реке, стараясь держаться фарватера, огибая мели и рифы. На этот процесс накладываются различные циклы: смены дня и ночи, регулярного пополнения запасов топлива, питьевой воды и продовольствия в речных портах, посадки и высадки пассажиров-попутчиков и т.п. 

И вот здесь очень важна работа автоматизмов подсознания. Для купца, у которого есть хороший капитан, достаточно начертить стрелку на карте - а все остальное сделается как бы само собой. И так далее по нисходящей лестнице пирамиды. К примеру, капитану не нужно заботиться о ежедневных циклах кормежки экипажа корабля - это дело судового кока. Но вся эта стройная система понятна только для информированных членов команды. Для скучающей пассажирки на верхней палубе и для кочегара в трюме дни слились в однообразный цикл. А для мальчишки, отправившегося странствовать зайцем, всё это представляется увлекательным и опасным хаосом событий, в котором нужно уцелеть и отыскать свою нишу (может, и юнгой в команду удастся пристроиться... ;0)

Как всё просто удается - на словах и на бумаге:
Так легко на гладкой карте стрелку начертить...
А потом идти придется через горы и овраги
Так что прежде, человечек, выучись ходить! 

На этом пока всё, в следующем выпуске мы завершим экскурс в символику 
рассмотрением знаков выбора и управления: креста, сети и пирамиды...

 * * *

В отношении управления меня давно занимает такой вопрос: Правда ли, что управление людьми обязательно связано с тайной? Виктор Конецкий, например, считал, что капитан корабля не может быть своим в доску для команды и обязан нести в себе толику непостижимого. А вы как думаете?

1. Управление - это манипулирование людьми, а потому всегда имеет тайное второе дно.

2. Управление должно быть с открытыми картами и исходить из общих интересов.

3. Управление - это координация действий в соответствии с планом. 
Тайны, интересы - от лукавого...

4. Управление - это приложение власти. А власть - от Бога.

5. Иное (в этом случае укажите - какое).

Проставьте номера выбранных вами ответов в теме письма и пошлите автору.

(моя точка зрения представлена на http://www.feod.narod.ru )

До новых встреч!
Юлий Феодоритов
mailto:feod@narod.ru
 

P.S. При подготовке этого выпуска использовались материалы сайтов SIMBOLORUM http://a-press.ur.ru/pages/greif/sim/simbolorum.htm и Символист.Ру http://symbolist.ru/ 

P.S.S. Звезда, циклы и символика рождения соединены Сергеем Карякиным вместе в синтетических символах для медитации. Мне понравилось... http://webs.silesnet.cz/sfinks/index_ru.html 

P.S.S.S. Не хотел говорить, но не могу удержаться... ;0) Вот мы здесь рассуждали о символах динамики. Много любопытного, но мелковато - вы не находите? При всем уважении к Тайцзи вынужден констатировать, что не удалось найти символа равного по мощи пентаграмме.  Я только обнаружил две попытки создания такого символа. Это упоминания о спиралоидной дуплекс-сфере Игоря Шмелева и дуплекс-сфере Михаила Перепелицына. О дуплекс-сфере писал ещё Виктор Токарчук. Но информации об этих проектах крайне мало, так что пока воздержусь от комментариев. Может, кто-то поможет и пришлет необходимые описания?..

А для любопытных - можете скачать анимированную картинку, на которой "Дыхание Брамы" изображается как циклическая развертка-свертка спирали на торе. Забавно то, что активная точка на картинке движется только вперед, не подозревая о циклах и восходящем-нисходящем развитии, однако геометрия пространства такова, что в итоге получается пульсирующая спираль (152 кб):  images/Brama.zip

 Источники   

Теории, концепции, прогнозы

Феномены Сети и компьютинга

На главную

Рейтинг@Mail.ru

Сайт создан в системе uCoz