Зареалье: феномены Сети и технологии работы с ними
Цикл # Гипермедиа Опыт19-2

Законы организации внутреннего мира

 

Аннотация. В этом выпуске будет вкратце изложена теория Белозерова, в которой композиции предстают как универсальный способ связи смыслов в виртуальной реальности человеческой психики. В том числе 10 законов строения композиций, сформулированных им. (Белозеров С.М. Организация внутреннего мира человека и общества. Теория и метод композиций. - М.: Алетейа, 2002. - 768 с.)

Не навреди!

Теория композиций Белозерова и разработанные им технологии самопрограммирования психики представляют собой одну из разновидность аретей (процедур создания, корректировки и уничтожения виртуальных реальностей, о которых шла речь в Выпуске 18 и опытах к нему). Предложенные Белозеровым аретеи родственны инженерии знаний, поскольку оперируют с психикой, как с текстом, который можно писать и переписывать, меняя его смысл без какой-либо ощутимой обратной связи. (Но, заметим в скобках, такая обратная связь все же существует, и писатели часто отмечают, что развитие сюжета диктуется не только их намерениями, но и намерениями персонажей повести или романа)

Вкратце метод Белозерова заключается в том, что образ какой-либо ситуации путем ряда обозначений и оценок переводится в наборную матричную конструкцию формата 7х7, ячейками которой служат значимые элементы ситуации. При этом проясняется состав и взаимосвязи ячеек, а неработоспособные и конфликтующие из них заменяются на хорошие. В целом это напоминает проверку кластеров и дефрагментацию файлов на жестком диске компьютера.

В предшествующем Опыте 19-1 мы рассматривали универсум и типологию композиций и построили своего рода фазовое пространство их разновидностей. Напомню его вид:

Статус, динамика \ Виды целого
Черный ящик
Система
Конфигуратор
Теороид
Нормировщик
("Родитель")
Повышение
11
Критик-модернист
12
Заказчик-новатор
13
Политик-либерал
14
Учитель, законодатель-либерал
Стабильный
21
Критик-прагматик
22
Заказчик-прагматик
23
Политик-прагматик
24
Учитель, законодатель-прагматик
Понижение
31
Критик-традиционалист
32
Заказчик-рутинер
33
Политик-консерватор
34
Учитель, законодатель-консерватор
Координатор
("Взрослый")
Повышение
41
Режиссер-модернист
42
Конструктор-новатор
43
Стратег
44
Руководитель-реформатор
Стабильный
51
Режиссер-прагматик
52
Конструктор-прагматик
53
Тактик
54
Руководитель-прагматик
Понижение
61
Режиссер-традиционалист
62
Конструктор-рутинер
63
Уставник
64
Руководитель-консерватор
Деятель
("Ребенок")
Повышение
71
Мэтр
72
Мастер
73
Мастер боя
74
Изобретатель
Стабильный
81
Художник, актер, музыкант
82
Работник
83
Боец
84
Специалист
Понижение
91
Любитель
92
Подмастерье
93
Новобранец
94
Ученик


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На этом поле композиции Белозерова занимают сравнительно небольшой участок - для отражения ситуаций, допускающих разборку на элементы и последующую сборку, т.е. моделирование в виде систем (эти ячейки выделены цветом).

Это ограничение сам Белозеров не осознает - его теория претендует на универсальность.  В предыдущих выпусках мы уже не раз обсуждали постулат, что мышление и психика вообще необычайно пластичны и подобны плазме. Так что для своих задач и особенно для людей соответствующего склада ума теория и методики Белозерова  вполне уместны. Нам же они интересны еще и тем, что в Сети - путешествуя по сайтам и листая гипертекстовые странички - пользователи подвергаются программирующему воздействию вполне в духе методик Белозерова.

Вот ряд контрпримеров к теории Белозерова:

1. Здоровье.
Допустим, человек страдает от высыпаний на коже по всему телу.  Если он или некий лекарь начнет бороться с этим недугом как заболеванием кожи,  то победа над высыпаниями может обернуться иной, уже смертельно опасной внутренней болезнью.  Ведь кожа - это и орган выделения, так что высыпания были компенсацией нарушений в работе, скажем, печени. Лечение симптомов болезни без понимания ее причин ведет к усугублению недуга.

2. Семья.
К примеру, человек живет в достаточно устойчивой и благополучной семье, но что-то его раздражает. Скажем, жена уже не вызывает такого подъема духа, как раньше. Разбор ситуации на матрице возможностей по Белозерову подсказывает выход: завести любовницу для компенсации этого пробела в личной жизни. При этом человек переоценивает свои возможности конспирации - и жена догадывается о его измене.  Семья разваливается, а любовница, как потом выясняется, на роль новой жены и хранительницы очага, ну, никак не подходит.

3. Работа.
Представим себе, что человек трудится в организации с достаточно высоким уровнем оплаты, но его не устраивают отношения в коллективе и перспективы профессионального роста. Анализ ситуации по Белозерову подсказывает, что терпеть это безобразие не нужно, а нужно пытаться переломить ситуацию - сменив место работы или включившись в интриги по выявлению и смещению неких врагов, отравляющих атмосферу. В итоге человек наживает врагов и со скандалом увольняется. Однако обретя свободу, этот человек к своему изумлению обнаруживает, что 1) в его профессии существует безработица, 2) он переоценивал свои таланты, 3) на новом месте и зарплата ниже, и отношения еще хуже.

4. Общество.
В истории российского общества существует масса примеров, когда реформаторы прекрасно рассчитывали и обосновывали переустройство социальных и экономических систем, но при этом находились в плену заблуждений, распространяемых идеологией.
20-е годы - НОТ Гастева, Витке, Керженцева и др. был отвергнут, т.к. был неудобен для класса номенклатуры, само существование которого было величайшей тайной.
50-е годы - внутренний хозрасчет Грошева был отвергнут по той же причине.
70-е годы - провалилась попытка Глушкова перестроить управление производством на основе АСУ, опять же из-за тайного сопротивления номенклатуры, хотя на словах все были только "ЗА".

Список контрпримеров можно продолжить, но достаточно и этих. Вывод достаточно банален: даже самая хорошая методология не может заменить отсутствие знаний и профессионального опыта, адекватных проблеме, а также не восполнит необходимые ум, чуткость и предусмотрительность, коли таковых недостает.

Не случайно, между прочим, так сложна профессия психоаналитика, которую осваивают десятками лет, и так высока плата за лечение у таких специалистов. Или возьмем топ-менеджеров крупных компаний. За что им платят такие сумасшедшие гонорары?  Да все потому, что успех обманчив и приходит, как правило, к профессионалам, а простые решения, доступные дилетанту с умеренными умственными способностями (т.е. типичному пользователю методик Белозерова), могут оказаться гибельными.

Итак, принцип "Не навреди":  осмотрительность в самопознании (есть вещи, которые лучше не ворошить, - ведь написано же на некоторых ящиках и столбах: "Не влезай, убьет!") и осторожность в самопрограммировании (по возможности, избегайте необратимых шагов, а коли таковые необходимы, сначала семь раз отмерьте...)

Понятие "композиция"

Наиболее адекватным понятием для  деятельности человека и ее отражения в психике, считает Белозеров, служит  понятие композиции. Устоявшийся в культуре термин композиция происходит от латинского compositio — соединение частей, приведение их в порядок, расчленение, сопоставление и связывание в единое целое.

Композиция - в отличие от конструкции, структуры и родственных им понятий - всегда законченное целостное образование, имеющее смысловой центр. Наличие смыслового центра - характерный признак большинства организованных форм человеческой активности (поведения, деятельности, игры, жизни и др.) и психологических систем, управляющих ими. Связи, создающие композиционное целое, это, во-первых, функциональные связи (между частями), и, во-вторых, смысловые связи частей с центром композиции, определяющим ее смысловую целостность.

В «речевом» сопровождении деятельности именно вопросы как лингвистические формы оказались наиболее чувствительными к выявлению смысла субъективных моделей. Смысл композиции может быть раскрыт (и сформирован) системой вопросов.

Ответы на вопросы, конституирующие организованную активность человека и отражающие ее строение, Белозеров назвал контентами (от английского contents — «содержание»).   

Конечно, нельзя представлять дело так, будто любой найденный ответ на любой поставленный вопрос является контентом композиции.  Здесь важна включенность в систему. Вопрос должен служить выявлению общего смысла и подразумевать некие другие вопросы, служащие тому же. Соответственно, и ответ должен увязываться с другими ответами на систему вопросов.

Контенты строятся по принципу «Я - Мир», в них происходит контакт «Я» с «Миром», в них «Я» имеет возможность выбирать и строить свой «Мир».

Обобщенная модель композиции была разработана Белозеровым преимущественно для задач управленческого консультирования, т.е. для решения проблем организации производства. Как уже упоминалось, она представляет собой матрицу 7х7.

Вот ее составляющие (вопросы) для разных областей:

В управлении В психологии В осмыслении судьбы В осмыслении роли 
цель
трудности
причины
способы
ресурсы
лица
информация
мотив
цели
условия
проблемы
их источники
способы
обр. связь
Чем занята моя жизнь?
Какие трудности испытываю?
Почему они возникают?
Как быть?
Что подсказывает прошлое?
Отчего все так складывается?
Что я жду в своей жизни?
Зачем это мне?
Чего не люблю?
Чем не поступлюсь?
Отчего все во мне так?
В чем я убедился?
Каким правилам следую?
Какой я в отношениях?

Это варианты 7 вопросов, которые формируют строки матрицы. А столбцы - это варианты анализируемых ситуаций, соответственно: набор целей, мотивов, сценариев судьбы, различных ролей. Белозеров, исходя из оптимального объема оперативной памяти, предлагает включать в поле внимания 7 вариантов, но их может быть и 2-3-.... Все зависит от вашей способности к анализу и от числа видов деятельности в среде того объекта, композицию которого вы строите. Число ячеек матрицы (контентов) должно быть таким,  чтобы любое содержание, возникающее у вас в голове на волнующую вас тему, могло попасть в один из контентов композиции, и не было бы контентов (ячеек), в которые не попадает никакого содержания или его слишком мало, чтобы заполнить контент.

Содержание, записанное в произвольной форме в ячейку матрицы, образует ее элемент (Э).  Далее Белозеров предлагает этот элемент уточнить и дифференцировать по следующим направлениям (при этом матрица становится 3-мерной):

критерий (К) - то, что вы хотите от этого элемента (вопросы: зачем? ради чего? какой?..)

решение (Р) - выбор вариантов реализации модели (вопросы: как? чем? с кем?..)

требование (Т) - желаемый результат, исходящий из смысла модели (хочу так)

информация (И) - сведения о том, что положение дел не соответствует требованию (сейчас так, было так)

Изначально ячейка является одноместной (Э), но вашей задачей является перевести ее в четырехместную, нижнее место в которой занимает требование, выше - информация, далее - критерий и на верхнем месте - решение. Хотя допустимы и более простые варианты:

двухместные: хочу так (Т), поэтому выбираю такое (Р) / на таком основании (К) нужно выбирать такое (Р)

трехместные: хочу так (Т), вот почему (К) выбираю такое (Р)

Белозеров детально описывает правила подбора К, Р, Т, И. Например, критерий должен быть ориентиром на конечный смысл модели, служить основанием для выбора Р и способом оценки всех Р, входящих в данный контент.  Решение должно быть реальным, конкретным и не дублировать другие Р.  И т.п.

Построение матрицы не исчерпывает работу с нею. Это только первый этап, а всего их у Белозерова 7.  Далее следуют сборка модели и осознание композиции (2),  осмысление материала и самой модели (3), оценка материала и самой модели (4), прогноз осуществления построенной модели (5),  исправление модели (6) и воплощение модели (7). Эти этапы мы рассмотрим в последующих опытах, но уже сейчас можно заметить, что методика Белозерова намеренно усложнена. Чем это вызвано, понять несложно - автор нацелен на коммерческую реализацию продукта, а потому старается затруднить восприятие непосвященным (точно такая же картина наблюдается в психоанализе, где изобретен сложный язык, служащий пропуском в цех высокооплачиваемых психоаналитиков).
 

НАЗНАЧЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ

Что она для вас?

1.  Система запоминания

В случае ее осознанности, композиция может служить активным организатором памяти. Чем более осознана организация индивидуальной композиции, тем выше уровень запоминания. Информация в человеческой памяти хранится в контентах композиций. Память воспринимает и хранит смыслы, всегда состоящие из связей или отношений, для содержания которых и предназначены контенты по своей природе.

Вопросы — это «клей» памяти. Благодаря им информация прочно «прикрепляется» к контентам. В случае осознанности композиция становится способом организации больших и сложных потоков информации в простые информационные модели с высокой скоростью ориентации в них для пользователя.

2.  Система понимания

Или, если хотите, — смысловой «конспект», содержательная и упрощающая модель сложного целого — знаний объекта, процесса или явления как целого. Конспект или модель такого рода состоит из отраженного и порожденного материала, но представленного только своими существенными моментами. Структура такого конспекта еще до встречи с понимаемым задается каркасом композиции, образованным связями ведущих признаков-ориентиров, в которых проявляется конечный смысл вашего деятельного общения с понимаемым.

3.  Система прогнозирования

Сложившаяся композиция переживается как интуитивное предчувствие будущего, потому что содержит элементы желаемого и модель его достижения; специальные процедуры осознания композиции выявляют те ее «неорганичные» части, которые могут препятствовать достижению необходимых результатов.

4.  Эвристическая система

Иначе — система открытия. Например, контенты частной неосознанной композиции сценария, оформившиеся как «внутренние камертоны» (по словам известного кинорежиссера Ларисы Шепитько), выполняют роль внутренних режиссеров происходящего на съемочной площадке. Часто это проявляется в том, что режиссер еще не знает, как должна произойти сцена, но он точно знает, как она не должна произойти, и вновь, в очередном дубле упрямо повторяет: «Нет, не так, опять не то».

5. Регулирующая система

Чем более осознанна и совершенна композиционная модель, тем более эффективна деятельность, успешнее обучение, счастливее жизнь, безошибочнее игра, разумнее поведение.

6. Система ориентировки

Осознанная композиция делает возможным такое восприятие ситуаций, благодаря которому обеспечивается полная ориентировка для успешного протекания профессиональной и учебной деятельности, жизни, игры и поведения. Она предпосылает человеческой; активности столь же осмысленное, как и целесообразное восприятие каждой данной ситуации. Она является удобно приложимой схемой, без которой восприятие новых фактических данных и учет всех необходимых были бы невозможны.

7. Модель «несуществующего»

В самой композиции трудно бывает узнать, что в ней было отражено. Яркая иллюстрация тому - абстрактные художественные композиции, например, «Черный квадрат» Казимира Малевича: он так «видит» мир. Благодаря своему свойству моделировать «несуществующее», композиция может представлять нам в нашем воображении невиданные явления, фантастические идеи и немыслимые образы.
Как модель «несуществующего», композиция способна представить нам нашу деятельность, поведение или жизнь, хотя как таковые, как видимые объекты, которые можно как-то выделить и отграничить от других, они не существуют. Но они есть в реальности, и проявляются в действиях и поступках, а самое главное, существуют их модели - композиции, - регулирующие их как системы.

ФУНКЦИИ КОМПОЗИЦИИ

Все семь перечисленных назначений композиции описываются ее тремя основными функциями:

1.  Мнемоническая (запоминание).

2. Моделирующая (понимание, прогнозирование, регулирование, ориентирование, представление).

3.  Эвристическая (открытие нового).

10 законов Белозерова

  1. Закон естественности: композиция, образовавшаяся в подсознательной сфере психики без ведущей роли сознания, в процессе ее извлечения-объективации обнаруживает семь признаков естественности: изоморфизм, релевантность, эвристичность, простота, красота, привычность и универсальность.

    Признак изоморфизма композиционной модели ярко иллюстрируется игрой «Puzzle», в которой отдельные фрагменты изображения стыкуются друг с другом строго по законам заданного образца-картинки, которую нужно воспроизвести. Ни один фрагмент в ней не может быть заменен другим, ни один фрагмент не может быть из нее изъят и ни одним произвольным фрагментом нельзя ее дополнить, не исказив целое — заданный образец. Точно так же и контенты композиции: когда они органично соединяются в замкнутое самостоятельное целое — орган, — композиция становится естественной.
    Это действительно феноменально: у человека еще нет никаких знаний и представлений на волнующую его тему, а он уже может точно и абсолютно уверенно утверждать — «это то, это так» или «это не то, это не так», — когда ему предлагают в готовом виде какие-то варианты на тему того, что он познает или собирается делать. В это время он сам еще не может предложить никакого варианта, однако обладает точным «бессознательным знанием» — композицией. Разумеется, в этот период композиция существует в подсознании только как «аффективный проект» и может обладать лишь тремя из семи признаков естественности: изоморфизмом, ощущением ее простоты и красоты.
     

  2. Закон инвариантных отношений: отраженный и порожденный в психологическом пространстве материал группируется в композиции по признакам, соединяющим группы (контенты) между собой.

    Сами отношения между контентами инвариантны для конечного смысла композиции: каждое отношение — незаменимое звено в цепи достижения смысла, так как несет смысл в себе. Этот закон иначе можно было бы назвать законом «разделения для соединения» — «РДС», — поскольку само разделение целого на части по закону РДС предполагает последующее их соединение в целое. Платон сравнивал такую работу психики с хорошим поваром, который делит, а не рубит звенья рыбы. Так же думал и Плотин: «...Выделяя содержание по частям, мы снова связываем части, будучи не в силах надолго задержать их стремление слиться друг с другом; поэтому мы отпускаем их назад в целое и позволяем стать единством или, вернее, быть единством».
    Математически закон инвариантных отношений выражается на уровне композиции как закон кратных отношений, а на уровне элементов, заполняющих контенты, — как закон золотого сечения, устанавливающий взаимоотношения между элементами.
     

  3. Закон единства многообразия: конечный смысл организованной активности, регулятором которой является композиция, выражается наборами неповторяющихся признаков-критериев, — отбирающих неповторяющийся материал для заполнения контентов и организующих связи материала внутри и между контентами.
     

  4. Закон регуляции: композиция образуется в психике человека только в качестве устойчивой субъективной модели организованной активности, или системы ее внутренних регуляторов, отражающих и порождающих эту активность.

    Когда в психике образуется композиция объекта, механизма, совокупности данных или структуры, то они непременно берутся психикой процессуально, как деятельность объекта (множества), с объектом (множеством) или в объекте (множестве). То же касается событий, ситуаций и другого.
    Композиции разнородного материала на одну тему строятся так же, хотя процессуальность выражается при этом не явно, а, например, как соответствие законам взаимоотношений элементов материала темы. Так строятся композиции химических элементов, элементарных частиц, лингвистических элементов и т. п.
     

  5. Закон трансформации: любое образование в композиции (как и во всем психологическом пространстве) имеет три составляющие: интеллектуальную, эмоционально-чувственную и смысловую (как говорили древние — ум, чувство и волю). Они меняют свой относительный «вес», благодаря чему любые образования могут превращаться друг в друга: идея — в эмоцию, чувство — в мысль, смысл — в переживание, страсть — в смысл, принцип — в страстное стремление и т. д.

    Это первый из двух законов, которые вместе играют в психологии роль «закона сохранения и превращения энергии».
     

  6. Закон объективации: любое образование в композиции (как и во всем психологическом пространстве) имеет свою осознаваемую и неосознаваемую части. Все, что рождается в психике, находит свою форму выражения, так или иначе объективируется.

    Это второй из законов, которые вместе играют в психологии роль "закона сохранения и превращения энергии".
    Этот закон является прямым продолжением закона регуляции (четвертого из десяти). Принимая решения в поведении, деятельности или жизни, мы должны учитывать как можно больше обстоятельств ситуации, в которой оказались. Для этого психика объективирует нам по максимальной возможности все, что ей удалось «собрать» («узнать»), почувствовать и «подумать» о ситуации.
    Другая необходимость происходит от общественной природы человека. Чтобы выживать и развиваться, общество «собирает» все, что удается создать и накопить отдельным его членам. Вот почему так «мучает» людей «невысказанное», вот откуда «муки творчества», доводящие человека до разрыва с близкими и родными. Новообразование, рожденное в подсознании, должно стать достоянием общества, превратиться в «памятник», объективироваться и в таком виде влиять на жизнь общества.
     

  7. Закон дополнительности: в одну группу — контент композиции — попадают только те решения и информация, для оценки и выбора которых важны все критерии этой же группы, но при этом каждое решение и информация имеют один свой ведущий критерий группы для их оценки и выбора.

    Во-первых, внутри каждого контента критерии дополняют друг друга, так как в «их проявляется конечный смысл всей модели-композиции. Все критерии - всего лишь различные грани смысла модели; относясь к одному контенту, его критерии с различных сторон описывают все его содержание. Поэтому через призму каждого критерия контента должны рассматриваться любые из его решений и любая информация, попадающие в контент. Вот почему критерии «впустят» в контент лишь то содержание, которое может быть оценено с точки зрения всех его критериев.
    Во-вторых, внутри каждого контента решения дополняют друг друга до целостной функциональной единицы, которая сможет полноценно выполнять свою роль в организме композиции. Набор критериев контента задает те назначения функциональной единицы, которые должны выполняться ее решениями. Поэтому каждое решение выбирается в контент прежде всего для выполнения какого-то одного назначения, для которого оно больше всего пригодно.
    В-третьих, любые два решения связанных контентов имеют не только одну ключевую взаимную связь, но и дополнительные связи с другими решениями этих же контентов; так же связываются и критерии. На этом же основании образуются ключевые и дополнительные связи внутри самих контентов — и между решениями, и между критериями. Так обеспечивается надежность композиции.
     

  8. Закон связи: из сочетания законов инвариантных отношений, дополнительности и единства многообразия следует, что два решения любых контентов, отношения к которым со стороны всех критериев своих контентов подобны, связаны между собой по смыслу, производному от конечного смысла модели. Подобие отношений рассчитывается по специальному математическому алгоритму, выражающему закон золотого сечения.

    Аналогичным образом обнаруживается любая связь между решениями (Р-Р) и критериями (К-К) внутри контента композиции. Точно также определяются связи и между любыми другими типами элементов композиционной модели, адекватными теме композиции.
    Каждый элемент композиции (любое решение, любой критерий и другие) имеет минимум четыре связи (осознанные или подлежащие осмыслению): две связи — с элементом своего же контента, и две связи — с элементами связанных с ним контентов.
     

  9. Закон неповторимости: все содержания элементов композиции (критериев и решений) не повторяют друг друга, все они различны.

    Таким образом, если в композиции 49 критериев и 49 решений, то композиция содержит 98 отличающихся друг от друга содержаний материала композиционной модели.
    Смысл этого закона для организации внутреннего мира заключен в соблюдении принципа экономии и одного из принципов гармонии — каждая из частей должна представлять собой единственно возможный вклад в целое, и тогда у целого есть возможность быть структурно совершенным.
     

  10. Закон числа: количество контентов в композиции колеблется в диапазоне от трех до девяти — 6±3.

    Заметьте, что само понимание происходило первоначально, еще в колыбели человеческой психики, именно в зрительном поле. Понять означало увидеть важные для жизни связи в непосредственно окружающем древнего человека поле восприятия. В границах осматривающего глаза складывалась композиция происходящего и определялись действия свои и соплеменников. Зрительные композиции отправлялись в память как необходимый опыт выживания. Память формировалась по законам зрительных композиций. Вот почему для нас правильно понять значит «изобразить» композицию в своем внутреннем мире, а «изобразить» — это найти число инвариантных отношений в понимаемом.
    Первоначально, в период формирования человеческой психики, закон числа диктовался количеством органов чувств у человека. В самом деле, человек постигает мир и себя, через известные всем нам каналы восприятия: зрение (1), слух (2), осязание (3), обоняние (4), вкус (5), восприятие себя и мира через биопсихологическое поле — так называемое «шестое» чувство (6), проприорецепцию — ощущение внутреннего состояния своего организма и положения частей собственного тела в пространстве (7). Естественно предположить, что для качественно разной информации, поступающей по каждому из этих семи каналов, в пространстве психики формировались своеобразные «приемники» с нейрофизиологическими «доминантами», — отличающие информацию своего канала от других. При этом в психологическом пространстве из разной информации, в конце концов, выстраивалось целостное представление о том, с чем имел дело человек. Другими словами, «приемники» информации обменивались между собой «мнениями» синтезируя и оценивая объект восприятия. Таким образом, внутренний мир человека моделировал в себе внешний мир, организуя модель на основе семи взаимосвязанных блоков информации.
    Еще одним источником действия закона числа могли быть семь основных ориентаций человека в окружающем его мире: вперед (1), назад (2), вверх (3), вниз (4), вправо (5), влево (6), точка отправления (7). Эти основные ориентации формировали пространственные оси и во внутреннем мире человека .
    В пространстве психики можно встретить всего семь типов целостных образований, состоящих из трех, четырех, пяти, шести, семи, восьми и девяти групп элементов.
    В психике типы организации композиционных моделей отличаются уровнем их сложности. Самый сложный уровень организации возникает тогда, когда для понимания объекта требуется разбить всю информацию о нем на девять контентов. Самый простой — «вычленение» в нем всего лишь трех контентов:
    1)   9 контентов: 81 решение, 81 критерий (максимум 162элемента);
    2)   8 контентов: 64 решения, 64 критерия (максимум 128элементов);
    3)   7 контентов: 49 решений, 49 критериев (максимум 98 элементов);
    4)   6 контентов: 36 решений, 36 критериев (максимум 72 элемента);
    5)   5 контентов": 25 решений, 25 критериев (максимум 50 элементов);
    6)   4 контента:   16 решений, 16 критериев (максимум 32 элемента);
    7)   3 контента:    9   решений, 9 критериев   (максимум 18 элементов).
    В этом примере количество решений и критериев равно числу контентов, хотя и при трех контентах в каждом из них может быть до девяти решений и критериев. Это сделано намеренно, чтобы показать, как резко может снижаться уровень сложности композиций в зависимости от числа контентов. В реальных композициях, как показывают опыты, часто наблюдается именно такая картина.

    Кроме уровня сложности организации любая композиционная модель характеризуется еще и степенью ее устойчивости. Высокий — уровень устойчивости в моделях без «дыр», то есть в моделях, все пары элементов которых имеют минимум по четыре двойных связи (К-К, Р-Р, Т-Т, И-И). Средний — уровень устойчивости в моделях, более 50% пар элементов которых не имеют четырех двойных связей. Низкий — уровень устойчивости в моделях, 100% пар элементов которых не имеют четырех двойных связей.

    В своем постижении себя и мира мы движемся от простых моделей к сложным, в них мы только и находим так влекущие нас истины о мире и о себе. Но помните, что более сложная модель не значит несущая истину: у каждого моделируемого объекта свое число — своя степень сложности.

    * * *

    Такова, если вкратце, теория композиций по Белозерову. В последующих Опытах 3, 4, 5 этого выпуска мы рассмотрим три основные технологии, изложенные в монографии С.М. Белозерова: Новелла, Зеркало и План.

    Вот и всё пока... Вопросы и замечания mailto: feod@narod.ru

    До новых встреч!
    Юлий Феодоритов,
     

 Источники   

Теории, концепции, прогнозы

Феномены Сети и компьютинга

На главную

Рейтинг@Mail.ru

Сайт создан в системе uCoz