Зареалье: феномены Сети и технологии работы с ними
Цикл # Гипермедиа Опыт19-4

Композиция "Зеркало"

Аннотация. "Зеркало" - технология психологической самоорганизации и самопрограммирования взаимоотношений и поведения. Технология включает процедуры "Образ", "Я-другие", "Новый образ", "Композиция", "Критерии", "Архив", "Матрица", "Контакты", "Позиция", "Сравнение", "Изменение", "Связывание". (Белозеров С.М. Организация внутреннего мира человека и общества. Теория и метод композиций. - М.: Алетейа, 2002. - 768 с.)

Гляжу в тебя, как в зеркало,
До головокружения...

Общая тема композиции «Зеркало» — «моя совесть, мои поступки, мои отношения с другими людьми и с самим собой». Как психологическая система, «Зеркало» регулирует ваши отношения с другими людьми и с самим собой, подсказывает вам те или иные поступки, а также объясняет и оправдывает их.

Внимание! Это обещание Белозерова сопряжено с риском. Если вы чувствуете опасность, спрятанную в ваших отношениях с людьми, с которой вы сможете и не совладать, то лучше в эти тайны не влезать без помощи опытного наставника - психолога, психотерапевта, психоаналитика. Технология "Зеркало" заменить такого наставника не в состоянии.

ШАГ ПЕРВЫЙ. ОЩУЩЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СРЕДИ ЛЮДЕЙ - «ОБРАЗ»

Представьте себе образ, который выражает сущность вашего положения среди людей. Эта картина может быть плодом свободной фантазии, одно только условие обязательно: образ должен отражать реально складывающиеся ваши отношения с другими людьми и с самим собой. Вместе с тем, он должен говорить и о том, как другие люди относятся к вам, к вашим отношениям с ними. Главное, чтобы образ «ухватил» суть и вместил в себя все особенности и грани отношений, хотя бы на уровне чувства или ощущения целого.
Вот примеры таких образов из работы по технологии «Зеркало»:
— мужчина П. нарисовал огромное и грустное животное, стоящее над маленькими людьми, которые что-то делают между его передними лапами; он подписал под рисунком, что оно огромное и грустное;
— женщина А. нарисовала себя в центре распустившегося цветка, вокруг
были уже увядшие или еще не распустившиеся цветы, в которых тоже были
люди; над ее цветком был дирижабль-одуванчик, на котором она могла перелетать к другим цветкам.

ШАГ ВТОРОЙ. ЧТО ПРИТЯГИВАЕТ И ЧТО ОТТАЛКИВАЕТ В ОТНОШЕНИЯХ «Я-ДРУГИЕ»

Чтобы найти критерии для перехода от существующего образа отношений (шаг первый) к новому образу отношений (шаг третий) и новой организации (композиции) вашей души, устраивающей вас во всех отношениях, из семи типов отношений, представленных ниже, выберите те, в которых ваша душа чувствует (или чувствовала бы) себя психологически комфортно (со знаком «+») или, наоборот, дискомфортно, не по себе (со знаком «-»). Внутри каждого типа отношений вы можете выбрать несколько отношений, а можете не выбрать ни одного. (Сами отношения обозначены как «Я» (то есть вы), с одной стороны, и «другие» — начальники, родители, дети, равные, неравные и другие).

Семь типов отношений

1 тип «Я - начальник» (Я в отношениях с начальством, представителями власти, руководства и т. п.):
Я - милиционер, Я - чиновник, Я - мой руководитель, Я - хозяин, Я - директор, Я - контролер, Я - учитель, Я - преподаватель, Я - воспитатель, Я - постовой, Я - вахтер, Я - привратник.

2 тип «Я — подчиненный» (Я в отношениях с нижестоящими, подчиненными, сферой услуг и т. п.):
Я - заместитель. Я - подчиненный, Я — ученик, Я — студент, Я — воспитанник, Я — таксист, Я - банщик, Я - официант, Я - парикмахер, Я - швейцар, Я - домработница, Я - слуга.

3 тип «Я — родители» (Я в отношениях с родителями или теми, кто выполняет их роль):
Я - мать, Я - отец, Я - дедушка, Я - бабушка, Я - мачеха, Я - отчим, Я - опекун, Я - покровитель.

4 тип «Я — дети» (Я в отношениях с детьми различного возраста и родственной близости):
Я - сын, Я - дочь, Я - младенец, Я - ребенок, Я - подросток, Я - девушка, Я - юноша, Я - внук, Я - внучка, Я - племянник, Я - племянница, Я - приемный сын, Я - приемная дочь.

5 тип «Я — равные» (Я в отношениях с людьми, с которыми существуют равные отношения):
Я - Я, Я - супруг(а), Я - желаемый(ая), Я - коллега, Я - контрагент, Я - друг, Я - родственники, Я - брат, Я - сестра, Я - сводный брат, Я - сводная сестра, Я - теща, Я - тесть, Я - свекровь, Я - свекр, Я - враг, Я - продавец, Я - сосед, Я - пассажир.

6 тип «Я — неравные» (Я в отношениях с людьми, с которыми существуют неравные отношения):
Я - элитный, Я - плебей, Я - «крутой», Я - богатый, Я - бедный, Я - нищий, Я - бродяга, Я - духовное лицо, Я - преступник, Я - подонок, Я - уважаемый, Я - кумир, Я - талант, Я - гений, Я - Бог, Я - дьявол, Я - бездарный, Я - спонсор, Я - содержанка.

7 тип «Я—живое» (Я в отношениях с представителями братьев наших меньших и природы):
Я - собака, Я - кошка, Я - рыбки (акв.), Я - птица (клет.), Я - растения, Я - мышка, Я - крыса, Я - природа, Я - насекомое, Я - земноводное, Я - лошадь, Я - корова, Я - теленок, Я - коза, Я - баран, Я - ягненок, Я - волк, Я - лиса, Я - заяц, Я - сокол, Я - ласточка, Я - воробей, Я - голубь.

Вы можете, отталкиваясь от предложенных семи типов отношений и их примеров, называть те, которых среди них нет.

Ваши выборы (+) и (-) отношений запишите, например, так:
из 6: «Я - кумир» (-), «Я - бродяга» (-), «Я - бездарный» (-);
из 7: «Я - природа» (+), «Я - сокол» (-); ...

По каждому выбранному отношению ответьте на вопрос:
— для ряда отношений со знаком «+»: «Почему я предпочитаю именно
это отношение, чем именно оно притягательно для моей души?»;
— для ряда отношений со знаком «-»: «Что в этом отношении не устраивает меня, что отталкивает мою душу именно в этом отношении?»
Для каждого выбранного вами отношения («+» и «-») может быть сразу несколько ответов на вопросы о предпочтении и отталкивании. Важно фиксировать все ваши ответы хотя бы одним ключевым словом-памяткой, чтобы не забыть, что вы имели в виду.

ШАГ ТРЕТИЙ. КАК БЫ ВАМ ХОТЕЛОСЬ УСТРОИТЬ СВОИ ОТНОШЕНИЯ - «НОВЫЙ ОБРАЗ»

Выполните то же самое, что и на первом шаге (процедура «Образ»), но придумайте новый образ, который бы впитал в себя все «плюсы» и избавился бы от всех «минусов» вашего поведения и ваших отношений с людьми и с самим собой.

Примеры новых образов из работы того же мужчины П. и той же женщины А.:
— мужчина П. нарисовал людей и то же самое (но уже веселое и соразмерное с людьми) животное, которые вместе сидят за одним большим круглым столом и разговаривают о каком-то странном предмете, который находится в центре стола;
— женщина А. нарисовала тот же рисунок, но с такими изменениями: все цветы были распущены, увядших не было, над каждым цветком был дирижабль-одуванчик.

ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ. УСТАНОВЛЕНИЕ КОНТЕНТОВ КОМПОЗИЦИИ

По семи контентам композиции «Зеркало», необходимо эскизно описать содержание каждого контента, понять их отличия друг от друга для вас, а также взаимосвязи и взаимовлияния контентов.

Вот эти контенты:

Мотивы:
желания, стремления во взаимоотношениях с людьми и миром.

Избегания:
чего вы не любите, не терпите, чего избегаете, не выносите.

Ценности:
материальные и духовные, значимые для вас, оберегаемые вами.

Сокровенное:
ваши глубинные мысли, чувства, воспоминания, переживания.

Убеждения:
принципы, которым вы следуете во взаимоотношениях, в мире.

Правила:
нормы, законы поведения, установленные самим для себя.

Характер:
особенности вашего поведения - в глазах других, в ваших собственных.

ШАГ ПЯТЫЙ. УСТАНОВЛЕНИЕ КРИТЕРИЕВ

До заполнения матрицы (шаг 7) вам нужно сначала выбрать по семь критериев (признаков) для каждого из семи контентов. Для этого вам предлагается их примерный ориентировочный перечень — семь наборов критериев по семь в каждом наборе — всего 49 разных критериев (чуть ниже). Но помните, для чего вы выбираете критерии: они должны помочь вам извлечь из вашей памяти ассоциации-решения по волнующей вас теме для «наполнения» ими каждого контента и, в конечном счете, — для составления модели по композиции «Зеркало». Выбранные критерии нужно просто отметить для себя, а новые — дописать.
Какие критерии выбрать? Только те, которые подходят к вашей теме и образу, полученному на первом шаге. Обязательно обратитесь и к критериям, которые найдены на втором шаге — «Я-другие»: среди них могут оказаться те, которые подходят для ваших сегодняшних реально сложившихся отношений. Когда вы читаете предложенные вам списки критериев в каждом контенте и критерии, найденные на втором шаге, то замечайте, какие из них волнуют вас, задевают, трогают, настораживают, вызывают самые разные эмоции и чувства, забытые переживания, наводят на мысли и воспоминания, связанные с поступками и отношениями с людьми, с самим собой, — вот их и выбирайте. Если при выборе критериев вам в голову будут приходить свои критерии, которых нет в списке, или разные модификации критериев, предложенных в списке, то, пожалуйста, добавьте их в список выбранных вами критериев. Обратите внимание на парные критерии: они, как правило, противоположные, но, тем не менее, выбирать можно как оба в паре, так и один из них.
Во время работы по выбору критериев у вас сразу могут возникать ассоциации-решения и воспоминания, пусть даже смутные, хотя бы даже только ощущения решений и воспоминаний — не упускайте их, все они нужны на следующем шаге, это очень важно! Обязательно фиксируйте их словом-памяткой или любым другим знаком, чтобы не забыть.
Каждый критерий записывайте в одну из ячеек матрицы будущей модели.

Примерный набор критериев для композиции «Зеркало»

Для мотивов
1. Притягательность:
чего вы больше хотите, что притягивает сильнее?
2. Зависимость:
достижение чего больше зависит от других или обстоятельств?
3. Время:
достижение чего отнимает больше времени и сил?
4. Для себя:
достижение чего принесет больше радости, пользы вам лично?
5. Вынужденность:
на выбор чего повлияли больше другие или обстоятельства?
6. Вероятность:
что имеет больше шансов на достижение в намеченный срок?
7. Для других:
достижение чего принесет больше радости и пользы другим?

Для избеганий
1. Нетерпимость:
что для вас нетерпимо, невыносимо?
2. Преднамеренность:
что бывает от других преднамеренно, с умыслом?
3. Виновность:
когда вы сами бываете причиной того, что это случается?
4. Непростительность:
что вы труднее прощаете другим?
5. Частота:
что чаще всего бывает и скорее всего снова- будет?
6. Преодолимость:
с чем удается справиться, избежать, измелить, прекратить?
7. Благонамеренность:
что другие делают вам «во благо», а вам это неприятно?

Для ценностей
1. Социальные:
чем не поступитесь в ситуации социальной угрозы для вас?
2. Личностные:
чем не поступитесь даже в ситуации угрозы вашей жизни?
3. Утверждаемые:
что хотите утвердить в других, сделать ценностью ддятшх?
4. Неприятие:
что не разделяется другими, что вызывает их неприятие?" -
5. Совестность:
в связи с чем возникали, могут быть «угрызения» совести?
6. Выстраданность:
что досталось вам трудно, страданиями, переживаниями?
7. Ценность Д:
за что вас ценят другие?

Для сокровенного
1. Любовь С:
что вы сами больше любите в себе?
2. Любовь Д:
что другие в вас больше любят?
3. Слабость:
в «угоду» чему вы можете или уже допускали поступки с «угрызениями» совести?
4. Сила:
что дает вам душевные и физические силы, поддерживает и укрепляет?
5. Неизменность:
что в вас как будто заложено с рождения и с трудом может быть изменено?
6. Понимание:
что в вас чувствуют, видят, знают, понимают другие?
7. Счастье:
что делает ваши отношения с другими счастливыми?

Для убеждений
1. Главные:
им изменять нельзя, иначе вы измените себе.
2. Неразделенные:
их мало кто разделяет до конца среди других.
3. Независимые:
на них не имеют влияния суждения и мнения других людей.
4. Справедливые:
они вносят справедливость в ваши отношения с другими.
5. Оправдывающие:
они оправдывают ваши поступки, осуждаемые другими.
6. Неустойчивые:
они недостаточно обоснованы вами, вызывают у вас сомнение.
7. Мудрые:
они обеспечивают вам жизнь, во многом устраивающую вас.

Для правил
1. Гибкость:
следование им делает вас гибким в жизни и в отношениях с другими.
2. Правильные:
они делают поступки выверенными со всех позиций.
3. Трудные:
им трудно следовать в жизни и в отношениях е другими.
4. Вынужденные:
они диктуются условиями жизни или воспитаны в детстве.
5. Произвольные:
вы сами установили их для себя.
6. Близкие:
следуя им, вам легче оставаться самим собой.
7. Полезные:
они повышают качество вашей жизни и избавляют вас от ошибок.

Для характера
1. Настоящий:
каким вы сами себя считаете?
2. Видимый:
каким вас считают другие?
3. Трудный:
какие черты вашего характера другие считают трудными, сложными?
4. Желанный:
каким вас чаще всего желают видеть другие?
5. Исправляемый:
какие черты вы сами в себе стремитесь исправить, изменить?
6. Эгоистичный:
за что другие считают вас эгоистом?
7. Альтруистичный:
за что другие считают вас альтруистом?

ШАГ ШЕСТОЙ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПОВЕДЕНИЯ - «АРХИВ»

Выбранные вами критерии обязательно разволнуют вас. Такова уж основная тема композиции «Зеркало» — «моя совесть, мои поступки, мои отношения с другими людьми и с самим собой». В результате океан вашей души будет «выплескивать» на берег вашего сознания самые разные ассоциации и воспоминания. Они-то и суть решения будущей композиции, которые будут составлять, для начала, ее архив — подготовительный материал для будущей модели.
Для каждого выбранного вами критерия (если их семь в контенте) архив должен состоять минимум из одного решения. Всего для каждого контента нужно иметь минимум восемь решений (восьмой — это мини-архив, хотя бы один для замены, если другой не подойдет). При нехватке решений найдите еще критерии, а по ним — недостающие решения.
Есть еще один способ расширения архива — анализ своих поступков. Этот способ описан после 12 шагов технологии «Зеркало».
Организация архива: в каждом контенте решения разложены «по полочкам» тех критериев, которые вызвали их из памяти. Следовательно, каждое решение «помечено» тем критерием, на «полочке» которого оно находится. Полнее получится архив, когда вы подберете семь волнующих вас критериев для каждого контента (всего 49 разных критериев) и каждый из этих критериев вызовет из вашей души минимум одно решение на волнующую вас тему в технологии «Зеркало». Таким образом, в архиве будет как минимум 49 решений, «помеченных» каждый своим критерием.

Правило дополнительности. Каждый из семи критериев одного контента должен подходить ко всем решениям этого же контента как основание для их выбора и как способ их оценки, иначе вы не сможете соблюдать другие правила сборки модели — матрицы композиции. Вы заметите удивительную закономерность: если в соседних (связанных) контентах критерии подобраны по правилу дополнительности к решениям своих контентов, то каждый из них обязательно связывается хотя бы с одним критерием из соседнего контента.

ШАГ СЕДЬМОЙ. ПОСТРОЕНИЕ «ЛИНИЙ» ПОВЕДЕНИЯ - «МАТРИЦА»

Перейдем к сборке матрицы. Перед вами матрица (7х7) из 49 ячеек, каждую из которых должен заполнить один критерий и одно решение из архива. Первый ряд ячеек матрицы заполняется критериями и решениями контента «мотивы», второй — критериями и решениями контента «избегания», третий — «ценности», четвертый — «сокровенное», пятый — «убеждения», шестой — «правила», седьмой — «характер». Матрица заполняется столбцами слева направо, каждый столбик заполняется сверху вниз.
Для первого столбца вы выбираете один из мотивов архива — какой вы считаете обязательным для себя в отношениях с другими людьми, хотя сам мотив может при этом удовлетворять только ваши или только их интересы и потребности, - и размещаете его в верхней ячейке. Затем подбираете к нему из архива одно избегание и размещаете его под мотивом.

При этом вы руководствуетесь двумя соображениями:
первое: критерий мотива должен быть связан с критерием избегания (логика связи может быть понятна только вам, хотя бы интуитивно, для начала; главное только, чтобы эта связь критериев была для вас важна в отношениях); лучше даже, если вы сначала подберете один из критериев для избегания, связанный с критерием для мотива, который уже помещен в матрицу, а потом уже выберите одно из избеганий, «помеченных» этим связанным критерием;
второе: избегание должно быть связано с мотивом (логика связи может быть понятна только вам, хотя бы интуитивно, для начала; главное только, чтобы эта связь решений была для вас важна в отношениях); получается, что своей особой логикой {по смыслу) связаны между собой и критерии, и сами решения — мотив с избеганием, — при этом смыслы этих двух связей могут быть разными, а могут и совпадать.

Точно так же вы подбираете к избеганию следующее решение — ценность, к ценности — одно сокровенное, к нему — одно убеждение, к убеждению — правило и, наконец, к правилу — одну черту характера.
Интересно также составлять матрицу модели, раздельно работая с решениями и критериями. Такой способ чем-то напоминает игру в лото. Сначала вы заполняете ячейки матрицы по «правилу креста» решениями или критериями на ваш выбор. Потом, обращаясь к спискам (заранее подготовленным) критериев (или решений), заполняете вторые места ячеек матрицы. Часто получаются совершенно неожиданные сочетания пар «решение-критерий».
Правило креста. Для второго столбца вы выбираете один из оставшихся мотивов архива. Лучше, если критерий этого мотива тоже будет связан с критерием мотива из первого столбца. Избегание второго столбца связано с его мотивом. Лучше, если критерий избегания второго столбца будет связан также и с критерием избегания первого столбца. Лучше, если и сами избегания второго и первого столбцов будут тоже связаны между собой. Таким образом, по всей матрице будет соблюдаться «правило креста». Это такое правило сборки матрицы, при котором каждое решение (Р) и его критерий (К) связаны с соседними по вертикали и по горизонтали. Так вы точнее поймете себя (по первой модели), и так прочнее будет Дом вашей души.
При первом заполнении матрицы это правило трудно соблюдать жестко. Важно хотя бы раз заполнить матрицу и понять, какая «картина» души и отношений получается в результате. Помните: не все связи критерий-критерий и решение-решение будут при сборке матрицы для вас отчетливо ясны, они могут только интуитивно чувствоваться. Но после сборки, и даже в ее процессе они начнут осознаваться, открываться вам и могут быть четко сформулированы. Осмысление и открытие связей (часто совершенно новых для вас!) происходит из-за того, что в матрице оказываются рядом интуитивные связи и осознанные: последние освещают светом сознания первые.
Многие после первой же сборки делают так: сначала заполняют матрицу связанными критериями, а потом уже с легкостью заполняют ее связанными решениями, «помеченными» этими критериями. Такой способ ведет фактически к автоматическому заполнению матрицы решениями, если, конечно, вы подберете для себя полностью весь набор из 49 разных и волнующих вас критериев, каждый из которых «пометит» свое особое решение архива, то есть вы получите 49 пар «критерий-решение».

Правило неповторимости. Второе правило заполнения матрицы — все решения композиции должны по содержанию отличаться друг от друга, это же правило работает и для критериев.

Правило реальности. При заполнении матрицы старайтесь не обманывать самого себя, ведь никто не сможет без вашего желания посмотреть на результат, который будет вами получен по окончании сборки композиции. Старайтесь подбирать из архива только те решения, которые соответствуют образу ваших отношений и поведения, который был создан на первом шаге вашей работы. Если вы сразу начнете ориентироваться на новый образ (шаг третий), идеализировать какие-то моменты вашей души, подстраиваться под что-то желаемое и тому подобное, то запутаетесь в себе и вся работа будет сделана впустую. Только откровение перед собой и отсутствие собственной цензуры позволит увидеть Дом вашей души в его реальном сегодняшнем состоянии и это даст вам возможность изменить ваш внутренний мир и сделать его полностью пригодным для здоровых и желаемых взаимоотношений.

ШАГ ВОСЬМОЙ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СФЕРЫ КОНТАКТОВ - «КОНТАКТЫ»

Теперь нужно понять круг ваших контактов: с кем вы в основном общаетесь, находитесь в состоянии внутреннего диалога, даже когда этих людей нет рядом с вами. Сделать это легко, ответив на простой вопрос: «В отношениях с кем вы руководствуетесь всеми семью регуляторами общения, которые представлены в каждом столбце?» Всего получится семь контактов. Они всегда парные и обозначаются, например, так «Я-Я» (с самим собой), «Я-супруг», «Я-человек» (какой-то человек, которого вы еще реально не встретили, но он необходим вам; это воображаемый контакт), «Я-друзья», «Я-дети» (или сын, дочь), «Я-родители» (или мать, отец), «Я-коллеги» (один из них), «Я-начальник», «Я-подчиненный», «Я-власти», «Я-враги» и так далее. На этом шаге вы, может быть, откроете для себя картину ваших основных контактов общения, в которых живет ваша душа. При этом они не обязательно будут со знаком «+». Реально вы можете переживать свои отношения с существующим врагом или противником без положительных эмоций. Может оказаться, что в контакте «Я-противник» сегодня живет ваша душа.
Вам нужно над каждым столбцом сделать соответствующую запись названия контакта.

ШАГ ДЕВЯТЫЙ. СМЫСЛ ПОЗИЦИИ И ОТНОШЕНИЙ В КОНТАКТАХ - «ПОЗИЦИЯ»

Попробуйте сгруппировать ваши контакты (столбцы). В одну группу может войти два, три и даже шесть контактов. У вас должно получиться минимум две, максимум семь групп (когда каждый контакт представляет группу). Контакты объединяются в группу общим смыслом ваших отношений к участникам контактов. Этот общий смысл называется отношением. Это означает, что когда вы общаетесь, когда вы ведете с ними внутренний диалог, когда думаете, как поступить по отношению к кому-то из них, за всеми вашими мотивами, ценностями, правилами, убеждениями и т. д. стоит общее отношение к ним. В одну группу попадают те контакты, в которых у вас включается одно и то же отношение.
Когда вы определили свои отношения в контактах остается сделать последнее обобщение — понять общий смысл всех ваших отношений, единый смысл, который пронизывает все ваши отношения в контактах. Он называется позицией.

ШАГ ДЕСЯТЫЙ. АНАЛИЗ «ЛИНИЙ» ПОВЕДЕНИЯ - «СРАВНЕНИЕ»

Первое сравнение.  Оно делается для того, чтобы понять: «Что сейчас во мне главное?» Сначала сравните решения между собой внутри каждого ряда. Сравнивайте с такой точки зрения: «Что сильнее влияет на мои поступки и отношения с моей позиции?» (позиция определена на предыдущем шаге). Начните с мотивов, закончите характером. Сравнивая решения внутри ряда, присваивайте им ранги от 7 до 1 (ранги повторять нельзя). Нужно сравнить решения, например мотивы, отвечая только на один вопрос: «Какой из них больше всего влияет на мои поступки?» То же самое проделайте, сравнивая решения внутри каждого столбца, но уже с уточнением вопроса: «Что сильнее влияет на мои поступки в отношениях с...» (имея в виду каждый раз разных людей, отмеченных в контактах-столбцах). В результате каждое решение получит два ранга: первый — по горизонтали, второй — по вертикали, как, например, в таблице на рис. 5.6 (в ней представлены среднестатистические данные для контентов по 198 пользователям):

 

я

родств.

супруг

дети

подруги

сотрудн.

все суммы

мотивы

7-5

5-7

6-6

2-2

3-3

4-5

1-4  = 32

избегания

7-6

5-2

3-1

6-5

4-1

2-2

1-2  = 19

ценности

7-4

2-5

6-7

3-7

4-5

1-3

5-5  = 36

сокровенное

7-7

3-6

6-4

5-6

1-7

2-7

4-6  = 43

убеждения

7-3

6-3

3-4

4-3

5-4

2-4

1-7  = 28

правила

7-2

2-3

6-5

5-4

3-6

4-1

1-1   = 22

характер

5-1

2-1

6-2

7-1

4-2

3-6

1-3 = 16

суммы

47

25

36

32

24

18

14

Теперь сложите эти ранги — вы получите максимальную сумму для одних решений, равную 14 (7+7), и минимальную сумму для других решений, равную 2 (1+1). Ответ на вопрос «Что во мне сейчас главное?» очевиден: решения, получившие большие суммы баллов, главнее. К разряду «главных» рекомендуется отнести решения, имеющие в сумме от 8 баллов и больше. Таким образом, вы теперь знаете относительный «вес» каждого решения вашей души в диалоге с самим собой при выборе поступка.
Обратите внимание на суммы баллов по рядам и столбцам (они выделены справа и внизу под таблицей). Среди рядов (контентов) максимальная сумма у сокровенного (43 балла). (Чтобы определить влиятельность контента, складываются баллы, полученные при сравнении решений внутри столбцов, — они справа в парах цифр). Значит, содержание решений сокровенного сильнее всего влияет на совершаемые поступки. Второе место по степени влияния на поступки у ценностей (36 баллов), на третьем месте — мотивы (32 балла), на четвертом — убеждения (28 баллов), на пятом — правила (22 балла), на шестом — избегания (19 баллов). Характер — на последнем (16 баллов), потому что его содержание всего лишь проявление всех других внутренних регуляторов поведения, представленных в композиции.
Среди столбцов (контактов) в таблице 10 наибольшую сумму баллов имеет первый слева (47) — самый значимый по статистике (или для конкретного человека) контакт «я» — с самим собой. В нем же находятся и главные решения, набравшие максимальные баллы (14, 13, 12). Чтобы определить важность для вас того или иного контакта, суммируйте баллы, полученные при сравнении решений внутри рядов, — они слева в парах цифр. На втором месте для женщин (по этой же статистике — 119 из 198 женщин) — контакт с супругом (36 баллов). На третьем — с детьми (32 балла). На четвертом — с родственниками (25 баллов). На пятом — с подругами (24 балла). На шестом — с сотрудниками (18 баллов), и на седьмом — со всеми (14 баллов).
Теперь проделайте такое же сравнение для критериев вашей модели. Вы обнаружите наиболее важные, главные критерии, на которые ориентируется ваша душа при выборе решений, формирований отношений и совершении поступков.
Полезно также наложить результаты сравнения решений и критериев друг на друга. Вы получите ячейки, в которых сумма баллов их решений и критериев максимальна — 28 (7+7+7+7), и минимальна — 4 (1+1+1+1). Так вы найдете «ядра» и «скорлупу» вашей личности.

Удовлетворены ли вы полученной картиной? Может выявиться сюрприз:
например, случится так, что главным в вас окажется то, что вы всегда недолюбливали в других или в самом себе. Чуть хуже вариант, когда главное в вас то, что большинство других людей терпеть не может, порицает и отвергает. Но важно другое — вы теперь это ясно осознаете и сами можете решить дальше, что с этим делать, чем это заменить из архива и стоит ли вообще заменять. Вот для ответа на последний вопрос и нужно провести второе сравнение.

Второе сравнение. Оно делается для того, чтобы вы поняли ответ на вопрос: «От чего мне следует избавиться в себе и что лучше подобрать для замены?»
Второе сопоставление проводится точно так же, как и первое, но критериев для сравнения здесь уже больше, а значит, и работы прибавляется, и результат оказывается богаче, содержательнее, интереснее.
Организовать такое сравнение не сложно. Критерии, выбранные вами на пятом шаге, пронумеруйте по порядку внутри каждого контента. Если, например, у вас семь критериев для мотивов, то каждый критерий получит свой порядковый номер — все равно какой (от 1 до 7). В каждой ячейке у вас будет стоять семь цифр — порядковых номеров критериев. После этого начинайте сравнивать мотиву между собой поочередно по каждому критерию. Например, критерию «достоинство» вы присвоили порядковый номер 1. Каждый мотив получит свой ранг (от 7 до 1) по этому критерию. Сами ранги вы запишите ниже — под номером 1 критерия «достоинство. В результате, в каждой ячейке под номером 1 появится ранг каждого мотива по критерию «достоинство».

Обратите внимание на такой момент в истолковании соотношений рангов. Одно истолкование, одно правильное понимание своих отношений с каким-то одним человеком может быть типичным для всего вашего поведения во всех контактах. Особенно характерно это для тех решений и критериев, которые получили высокие суммы баллов по результатам первого сравнения, то есть по «главным» ячейкам композиции вашей души. А если такие «главные» ячейки сосредоточены, в основном, в каком-то одном столбце-контактe, то объяснение вашего поведения и отношений внутри этого контакта может быть ведущим объяснением ваших отношений и поведения во всех контактах.

ШАГ ОДИННАДЦАТЫЙ. КЛЮЧИ К ПСИХОЛОГИИ ДУШЕВНОГО РАВНОВЕСИЯ - «ИЗМЕНЕНИЕ»

Если существующая линия поведения вас не устраивает, то надо подумать о замене содержания элементов — решений и критериев. Начните с архива «сокровенное». Посмотрите, чем еще может жить ваша душа в беспокоящем контакте? Если в архиве нет ничего подходящего, то обратитесь к критериям, которые вы ранее не выбрали, или к критериям со знаком «+», которые получены по результатам работы на шаге втором. Эти новые критерии могут помочь вам найти новые, более подходящие решения.
Есть еще процедура, которая также помогает понять себя и помогает изменить в себе отдельные решения и критерии в случае необходимости. Можно установить уровень каждого из критериев или только некоторых, которые вас особенно волнуют. Важно подобрать такое решение, чтобы расхождение между уровнем и рангом было как можно меньше.
Надо сказать, что не всегда нужно заменять решение при несовпадении уровня и ранга. Иногда достаточно изменить свою ориентацию на уровень критерия. Например, получилось резкое расхождение уровня и ранга по критерию «частота» в контенте «избегание». Можно снизить (или повысить) уровень этого критерия, тогда расхождения почти не будет. При этом только изменятся ваши ожидания в этом контакте: вы уже нормально отнесетесь к тому, что «частота» может снизиться или повыситься, смотря по тому, чего вы хотите. Так вы меняете в себе свои привычные, сложившиеся отношения и взгляды на то, что происходит в контакте с конкретным человеком.
Подлежит замене также любой критерий, который не имеет минимум четырех связей в матрице: одна связь с критерием в вышележащем контенте, вторая — с критерием в нижележащем контенте, третья и четвертая — с критериями внутри контента. При этом критерии для мотивов должны иметь вторые связи с критериями для сокровенного, а критерии характера — с критериями семи выбранных решений (см. ниже). То же касается и самих решений.

Правильно ли вы понимаете себя в отношениях с другими людьми по построенной вами модели?
Проверить себя и ответить на этот вопрос можно, сделав два выбора.
Первый выбор:
Как вы считаете, почему у вас такой характер? Почему другие люди считают, что вам присущи такие черты, которые вы описали в контенте «характер»?
Чтобы ответить на этот вопрос, вам нужно выбрать из всех Р вашей модели только семь Р, которые объясняют, почему другие люди считают вас таким. Важно выбрать семь ключевых Р, каждое из которых объясняет, влияет, на большую часть черт, или даже на все семь черт характера.
Разумеется, вы вольны выбирать Р-ответы из всех Р вашей модели, но только кроме Р, входящих в контент «характер».
Второй выбор:
Как вы считаете, где то главное, что управляет вами, когда вы строите свои отношения с людьми? Что внутри вас определяет то, как сложатся ваши взаимоотношения с другими людьми, с самим собой?
Чтобы ответить на этот вопрос, вам нужно выбрать из всех К вашей модели только семь К, которые объясняют, почему ваши отношения с людьми складываются так и не иначе. Важно выбрать семь ключевых К, каждый из которых максимально влияет на то, как складываются ваши отношения с другими людьми в рамках данной модели.
Разумеется, вы вольны выбирать К-ответы из всех К вашей модели, но только кроме К, входящих в контент «Характер».

Если во взаимоотношениях с людьми, контакты с которыми вы выделили в этой модели, вы понимаете себя правильно, то выбранные семь решений должны совпасть с выбранными семью критериями. Если какие-то из них не совпадают, то еще раз внимательно прочтите обе инструкции и измените ваши выборы. Подсказкой вам послужит то, что вы уже выбрали раньше: обращайте внимание на те критерии и решения, которые находятся в тех же ячейках — именно они и могут «обеспечить» совпадение. Но помните, что ваши новые предпочтения влекут за собой переосмысление себя и своих взаимоотношений с другими.

ШАГ ДВЕНАДЦАТЫЙ. НИТЬ АРИАДНЫ В ЛАБИРИНТАХ СОВЕСТИ - «СВЯЗЫВАНИЕ»

Большинство моментов и внутренних регуляторов вашего поведения и взаимоотношений связаны между собой. Когда вы размышляете над своим поведением и своими сложившимися взаимоотношениями с людьми, стараясь их понять и изменить, выфактически тем и занимаетесь, что мысленно перебираете все эти связи, пытаясь протянуть «ниточки» от своих желаний и стремлений (М) до своего характера (Х). Учесть все эти хитросплетения связей гораздо легче, когда они перед вами «как на ладони». А для этого нужно только установить свои связи в матрице.

По возможности свяжите между собой решения и критерии всех соседних рядов матрицы: установите связи Р-Р и К-К.

1. Связь М-И (мотивы-избегания):
каждый мотив нужно связать сначала с одним избеганием. Смысл связи всегда индивидуален, например: «Когда я хочу быть в центре внимания, то прежде всего стараюсь не вызывать оценок». Эта первая связь — ключевая, главная для вас. Посмотрите, нет ли других связей М-И, которые вам необходимо учитывать в построении взаимоотношений с людьми. Это дополнительные необходимые связи. Внимание: точно также установите связи для критериев каждого мотива — ключевые и необходимые дополнительные. Это обязательно также и для всех других шести типов связей.
2. Связь И-Ц (избегания-ценности):
каждое избегание нужно связать сначала с одной ключевой для этого избегания ценностью. Смысл связи всегда индивидуален, например: «Я избегаю отношений с курящими подругами (И) во имя своих детей (Ц)». Затем, если это необходимо, свяжите избегание с другими ценностями — дополнительные необходимые связи этого избегания.
3. Связь Ц-С (ценности-сокровенное):
каждую ценность нужно связать сначала с одним ключевым для этой ценности сокровенным. Смысл связи всегда индивидуален, например: «Весь дом (Ц), в который я вложила свою душу, идет у меня от любви к отцу и матери (С)».
Затем, если это необходимо понимать и учитывать во взаимоотношениях, свяжите эту ценность с другими элементами сокровенного — дополнительные необходимые связи.
4. Связь С-У (сокровенное-убеждения):
каждое сокровенное нужно связать сначала с одним ключевым убеждением для этого сокровенного. Смысл связи всегда индивидуален, например: «Я храню в своем сердце ощущение тепла и добра от общения моего деда с селянами (С) и считаю, что добрых людей в мире больше, чем злых (У)». Затем, если это необходимо понимать и учитывать во взаимоотношениях, свяжите это сокровенное с другими убеждениями — дополнительные необходимые связи.
5. Связь У-П (убеждения-правила):
каждое убеждение нужно связать сначала с одним ключевым правилом для этого убеждения. Смысл связи всегда индивидуален, например; «Миром правит зависть (У), поэтому я стараюсь мало контактировать с другими и поменьше „трепаться" (П)». Затем, если это необходимо понимать и учитывать во взаимоотношениях, свяжите это убеждение с другими правилами — дополнительные необходимые связи.
6. Связь П-Х (правила-характер):
каждое правило нужно связать сначала с одним ключевым элементом характера для этого правила. Смысл связи всегда индивидуален, например: «Я никогда никому не даю взаймы (П), поэтому меня считают прижимистым (X)». Затем, если это необходимо понимать и учитывать во взаимоотношениях, свяжите это правило с другими чертами характера — дополнительные необходимые связи.
7. Связь Х-7 (характер с семью выбранными Р):
каждую черту характера нужно связать сначала с одним из семи выбранных Р. Смысл связи всегда индивидуален, например: «Я кажусь многим очень въедливым, занудливым (X), думаю, потому что не люблю, когда непорядок (И)». Затем, если это необходимо понимать и учитывать во взаимоотношениях, свяжите эту черту характера с другими из семи выбранных Р модели — дополнительные необходимые связи.

Построение внутренних схем

На основе ключевых и дополнительных связей вы можете строить внутренние схемы размышлений и переживаний, которые будут помогать вам:
— настраиваться перед ситуациями и строить, если необходимо, внешнюю и внутреннюю психологическую защиту;
— строить нужные вам взаимоотношения и поступки.

Стройте эти схемы только на основе двойных связей (Р—Р) + (К—К).

Если вы не найдете минимум четырех двойных связей, идущих от какой-либо ячейки матрицы (одна к любой ячейке нижележащего контента, другая к любой ячейке вышележащего контента, третья и четвертая — к ячейкам своего же контента), то заменяйте содержание этой ячейки на новое (критерий и/или решение), так как оно «не того поля ягода», оно не вписывается в картину жизни вашей души по поводу отношений с другими людьми или с самим собой.
Установление дополнительных связей интересно и полезно также для повышения гибкости вашего поведения: когда в один контакт могут психологически (по дополнительным связям) включиться решения и критерии других контактов (столбцов), то вы можете позволить себе гораздо более широкий спектр вариантов поступков, которые допускаются или предлагаются решениями и критериями из других контактов. При наличии в матрице модели дополнительных связей вы можете прочертить новые «фигуры» связей, решений и критериев, и эти «фигуры» предложат вам новые «формулы успеха» в поддержании или развитии контакта, психологические «формулы успеха» новых поступков, решений проблем в ваших взаимоотношениях.

САМОАНАЛИЗ ПСИХОЛОГИИ ПОСТУПКОВ

Первые же наблюдения за тем, что происходит внутри нас, приводят к простейшему представлению: при зарождении поступка в человеке происходит внутренний диалог (свернутый или развернутый) — обсуждение ситуации в невидимом для других разговоре с самим собой. Вступают в него два наших «Я»: два вечных оппонента внутри личности, которые могут не договориться — и тогда мы обречены на душевный разлад, конфликт, или придут к соглашению и санкционируют поступок. Вот эти оппоненты:
«Я—Я» «Я—другие»
«Я—другие» — это второе «Я» личности. Это адаптивное социализированное «Я», ведающее регуляцией отношений человека с другими людьми и отвечающее перед ними и перед «Я—Я» за то, чтобы эти отношения строились бесконфликтно.
«Я—Я» — это глубинное ядерное образование личности, отвечающее перед собой за сохранение своей идентификации, своих сокровенных ценностей, чувств, убеждений, без которых оно теряет свою сущность, самое себя. Это первое Я личности.
Из наличия этих двух «Я» следует тройственная структура личности:
«Я-Я» + «Я-другие» = «Я1» + «Я2» + «другие»
Во внутреннем мире человека все эти три части заключают в себе окружающий мир общества, в который входит личность. В «Я1» его меньше, чем в «Я2», а в «другие» его больше чем в «Я2». Получается, что «Я» человека не что-то бессодержательно мистическое, невесть откуда берущееся, а во многом индивидуально преобразованный мир — «Я-мир». И в этом «Я-мире» постоянно происходят диалоги и «триалоги» между «Я1», «Я2» и миром «других». Но, для всех возникающих споров между двумя всегда находится третий, который рассудит распалившиеся страстями стороны с присущим судье объективным сторонним взглядом.
Надо сказать, что внутренние конфликты между ними — постоянный источник становления и развития личности или, наоборот, отступления личности от самой себя. Человек стремится сохранять баланс между двумя основными подструктурами своей личности (Я1 и Я2), то есть оставаться самим собой и в то же время сделать максимально приемлемым свою личность для общества других людей.

Для этого, соответственно, существуют три стратегии:
первая — развивать и увеличивать гибкость своего адаптивного «Я», чтобы с его помощью строить и регулировать отношения с другими людьми;
вторая — учиться разбираться в себе, постигать себя, истинное ядро своей личности, отделять «зерно» от «плевел», чтобы совершенствовать его и с его же помощью бесконфликтно строить взаимоотношения со своим вторым социальным, адаптивным «Я», которое будет хорошим «подчиненным» у первого лица (истинного «Я»), если только его «руководитель» не будет узурпатором, автократом, «тупым» и «недалеким» начальником, не разбирающимся ни в себе, ни в подчиненном, ни в том, для чего он управляет;
третья — время от времени разбираться в своих представлениях о мире, в котором живут «Я1» и «Я2», и следить за тем, чтобы не погрязнуть в иллюзиях и стереотипных взглядах.

По сути, глубинный внутриличностный конфликт рождается столкновением человека с миром. Две основные потребности личности вступают в этом столкновении в противоречие: остаться самим собой и быть принятым обществом. Именно поэтому каждый человек неминуемо должен учиться методам познания трех своих «Я» («Я1», «Я2» и «другие») и методам совершенствования их организации и развития. Легче всего это делать, имея непосредственно перед собой свой же собственный материал, на котором можно разбирать свои же учебные и опытные ситуации. Таким материалом служит ваше индивидуальное содержание, которым заполнена композиция «Зеркало».

Теперь — о том, как искать объяснение поступка.
Сомнения и душевная борьба, предшествующие совершению поступка, всегда знаки конфликта между тем, что ведет к нему человека (человек чего-то очень хочет, к чему-то стремится, что-то очень любит, или наоборот — что-то его вынуждает, заставляет, чего-то он не выносит, не терпит, от чего-то уходит; все это ведет его к поступку, заставляет поступить), и тем, что мешает, препятствует, останавливает изнутри совершение поступка.
В душевное столкновение между тем, что ведет, и тем, что мешает, всегда вмешивается что-то третье, что решает сомнения и борьбу в пользу В (того, что ведет) или М (того, что мешает), — это внутренний решающий (Р) судья, определяющий «быть или не быть» поступку. Конфликт между В и М, который решается Р однозначно в пользу одной из сторон, это самый простой вариант, самая простая схема психологии совершения поступка.
В многочисленных опытах по анализу своих поступков пользователями замечено, что чаще всего в качестве того, что решает, выступает то содержание композиции «Зеркало», которое занимает место критерия. Это и понятно: ведь критерии — представители конечного смысла модели, того, ради чего человек строит отношения с другими людьми.
Нередко в конфликте между В и М внутренний судья Р сам затрудняется в выборе предпочитаемой стороны, потому что даже до решения или сразу после него в душу могут вкрасться новые сомнения, может начаться новая борьба, т. е. могут возникнуть новые В и М. Тогда только после второго решения поступок будет психологически санкционирован человеком для самого себя, т. е. самооправдан.
Схема усложнится, если окончательное решение не будет принято и на втором такте. В этом случае мы можем быть свидетелями трех-, четырех-, пяти- и более тактных решений.


Теория композиций по С.М. Белозерову - в Опыте 19-2. В последующих Опытах 3, 4, 5 рассматриваются три основные технологии, разработанных Белозеровым на основе теории композиций: Новелла, Зеркало и План.

Вот и всё пока... Вопросы и замечания mailto: feod@narod.ru

До новых встреч!
Юлий Феодоритов,
 

 Источники   

Теории, концепции, прогнозы

Феномены Сети и компьютинга

На главную

Рейтинг@Mail.ru

Сайт создан в системе uCoz