Зареалье: феномены Сети и технологии работы с ними
Цикл # Гипермедиа Выпуск 20

Провокации в гипермедиа

Аннотация. Провокации вполне законно существуют в театральном искусстве, в прикладной социологии и даже в теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), где провозглашается: "Вводите в отлаженные действия нарушения и пользуйтесь открывшимися преимуществами, - будьте провокативны!" Каждый человек провокатор со стажем. В детстве - ради сластей и игрушек, постарше - ради комфорта и карьеры, а немного погодя - для удержания повзрослевших детей. Да любое проявление свободной воли не что иное как вторжение Я в естественный ход событий для высвобождения скрытых возможностей, сиречь провокация.

Лозунг "Долой провокации!" - это тоже провокация

Для начала давайте проясним само понятие провокации. В обыденном языке с ним обычно связывается негативный смысл - это слово воспринимается в ряду коварство - обман - махинации - шантаж. В сталинскую эпоху под провокаторами понимали агентов царской охранки или подстрекателей, действующих с предательской целью. Да и в наше время словари "провокацию" трактуют как "подстрекательство, побуждение отдельных лиц, групп, организаций и т.д. к действиям, которые могут повлечь за собой тяжелые последствия". 

Между тем не всё так мрачно. Истоки этого слова восходят к латинскому provocatio (вызов), и в римском праве оно означало средство защиты обвиняемого путем обращения к народу. Термин "провокация" используется в медицине для обозначения одного из методов диагностики. Провокации вполне законно существуют в театральном искусстве, в прикладной социологии и даже в теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), где провозглашается: "Вводите в отлаженные действия нарушения и пользуйтесь открывшимися преимуществами, - будьте провокативны!"

Более того, Илья Эренбург в 1921 году воспел Великого Провокатора в своей книге "Необычайные похождения Хулио Хуренито" вот такими словами: "Хулио Хуренито учил ненавидеть настоящее, и, чтобы эта ненависть была крепка и горяча, он приоткрыл пред нами, трижды изумленными, дверь, ведущую в великое и неминуемое завтра. Узнав о его делах, многие скажут, что он был лишь провокатором. Так называли его при жизни мудрые философы и веселые журналисты. Но Учитель, не отвергая почтенного прозвища, говорил им: "Провокатор - это великая повитуха истории. Если вы не примете меня, провокатора с мирной улыбкой и с вечной ручкой в кармане, придет другой для кесарева сечения, и худо будет земле". 

Вот и мы будем далее понимать провокацию как экспериментальную историю, зондирование естественного хода событий для его исследования, активизации и проявления сущностей. А вот дурной или хороший смысл приобретает провокация - это зависит от того, с какой целью она производится.

Вот вы сейчас читаете этот текст и пребываете в виртуальной реальности контекста. В этот момент - это ваш мир. Глаза ваши устремлены в прямоугольник экрана монитора, мысли взлетают с аэродромов строк, а пальцы на клавиатуре как руки диспетчеров, управляющих этим движением: только не сбиться, только не потерять нить, только развести мысли по разным курсам и эшелонам высоты, чтобы они не врезались одна в другую и не посыпались клубком противоречий в тартарары. До провокаций ли тут???

Ни боже мой. Но в отличие от воздушных диспетчеров, заточенных в башни обстоятельств и правил, у вас есть чудесные дверцы в стене - открыв одну из них, вы попадете из мира грохочущих автострад в тишину тенистого сада, где время как бы остановилось. За другой дверцей - еще один мир, за третьей - третий. И в каждый из них вы можете уходить, как в отпуск, как бы говоря основному своему делу: замри и жди моего возвращения.

Вы, вероятно, уже догадались, что речь идет о метафорах и притчах - вкраплениях иных реальностей в основной смысл и сюжет контекста, о монтаже, пробуждающем скрытые смыслы через контрапункт образов, об искусстве намека, открывающем простор для примысливания неизвестных ранее обстоятельств. Уместно здесь вспомнить и майевтику - ведь там вопросы ритора открывают дверцы в уме ученика и дают доступ к знанию, скрытому за этими дверцами. А главное, гипертекстовая природа Сети просто создана для подобных смысловых провокаций - нужно только научиться с толком ими пользоваться.

Если же взглянуть шире, то нам нужно будет обратиться к нормам человеческой культуры и нарушениям этих норм как вторжениям иных культур в изначальную. Такие вторжения - удачные или неудачные - представляют собой мемплексы.

Предыдущий выпуск мы завершили упоминанием мемплексов - объединений психических вирусов (мемов), распространяющихся по умам многих людей. Вот о феноменах таких мемплексов и их проявлениях в гипермедиа Сети мы и будем собирать знания в этом выпуске. План раскрытия темы таков:

  1. Утаивание как феномен психики и человеческой культуры.
  2. Этические и социальные императивы тайн.
  3. Мемплексы, провоцирующие самораскрытие.
  4. Провокации в Сети.

1. Утаивание

Извините за банальность: мир полон тайн.  Человек прячет свои вещи за заборами и замками, тело под одеждой, а мысли за словесными уловками. Недаром А.Чехов писал: "…каждое личное существование держится на тайне".

И тому есть весомые причины. Доступ других лиц к информации о деятельности данного лица позволяет им включаться в управление этой деятельностью. Если субъект обладает хоть каким-то суверенитетом, он будет открывать другим информацию о своих планах только в степени, необходимой для объединения сил, а в остальном будет стремиться скрыть информацию, чтобы защитить свои планы от постороннего вмешательства и не дать другим слишком большую власть над собой. Возможны и другие причины утаивания информации: чтобы приобрести власть над другими (если информация им необходима), чтобы защитить интересы группы, чтобы не бросить тень на священные предметы…

На заре развития вычислительной техники бытовал миф о том, что автоматическая обработка информации позволит в десятки раз ускорить управление обществом и производством, победить бюрократию и мощным рывком социального прогресса построить-таки коммунизм. Увы, эта идея пополнила музей утопий - АСУ Глушкова там где-то неподалеку от Города Солнца Кампанеллы. И причина краха множества подобных утопий одна и та же: все они открыты и публичны, а в жизни общества колоссальное значение имеют тайные отношения, никак в подобных теориях не упоминаемые. Ну, не хотели рабочие и служащие, а тем более начальники всех рангов, делиться информацией с ЭВМ - боялись, что их после этого уволят. Так и сгинула за полвека утопия АСУ вместе с утопиями зрелого социализма, ускорения и перестройки.

Напомню анекдот тех времен: "Ворона врезалась в забор. Лежит на земле и думает: ускориться я ускорилась, да не перестроилась...". Дело в том, что не может быть социального проекта, перестраивающего мышление людей наподобие программирования компьютера. Возьмите примеры тоталитарных обществ - как только людям мозги не промывали, а надолго не хватало. Тогда как общества, признающие прайвеси (право личности на тайны) и рыночную самоорганизацию, как показывает история, гораздо более долговечны и способны к развитию. Так что уважение к чужим тайнам - признак цивилизации и хорошего воспитания.

С другой стороны, нам всем не нравится оставаться несведущими пешками в чьей-то игре. Инстинкт гонит нас ориентироваться на незнакомой местности, выявлять и обходить гиблые места, находить ягодники, родники и прочие оазисы.
(Когда то меня потрясла сила этого инстинкта, проявившаяся в опыте с крысами. Крысу помещали в огромную клетку с лабиринтами ходов, с обилием корма, воды и прочих удовольствий. И в этом крысином раю был узкий лаз в другую клетку - темный, непонятно куда ведущий, да еще и болезненно бьющий током при попытках туда залезть. Так вот крыса, после освоения своего рая в какой-то момент начинала упорно лезть в эту неприятную норку, трясясь от страха и потея от напряжения... Зачем??? Да затем, что ее гнал инстинкт освоения новых пространств)

 
2. Этические и социальные императивы тайн

Возьмем любую фирму или даже компанию приятелей на вечеринке - там управление связывает информационные слои поведения всех участников совместной деятельности в единую систему. Центром этой системы является цель (образ результата, на достижение которого направлен совместный труд) или функция (нормативная модель деятельности). Достижение цели или выполнение функции обеспечивается путем влияния на исполнителей. Сама возможность такого влияния определяется как власть в отношении рассматриваемой деятельности. Чтобы система совместного труда не подвергалась помехам со стороны посторонних лиц, число агентов влияния стремятся сократить до минимума (поэтому лидер, как правило, один, а в структуре действует принцип единоначалия).

Итак, сущность любой деятельности находится в информационном слое реальности и спрятана от посторонних лиц, могущих помешать этой деятельности.  

Таков этический императив тайны: посторонним вход воспрещен. Этот императив приобретает особые черты в трех основных типах коллективов: семейных (органическое объединение с лидером), ситуативных (стихийных коллективах и командах) и иерархиях.

Люди, выделяющиеся своим умом, знаниями, общительностью, силой воли или красотой, обладают большими возможностями влиять на взгляды, настроения и поступки окружающих. Выдающаяся личность как бы притягивает к себе людей, готовых поддерживать ее инициативы. И дело зачастую не в стремлении лидера окружить себя сторонниками. В большинстве своем люди ищут себе партнеров и друзей, от союза с которыми они ожидают решения своих проблем. Более того, у людей есть потребность найти себе патрона или кумира, которому они могли бы служить и поклоняться. И эта потребность существует с младенчества, когда ребенок всецело интегрирован в семью.

Но влиятельность может быть и ситуативно обусловлена. Стоит возникнуть серьезной проблемной ситуации, как человек, от которого зависит ее разрешение, приобретает влияние на всех, кто в эту ситуацию втянут. Хотя этот человек может ничем не выделяться как личность.

Влиятельность может становиться властью в стихийных коллективах (вроде случайных знакомых, объединяющихся для борьбы со скукой) и в командах - гибких коллективах, в которых права инициатора программы переходят к лицу, лучше владеющему ситуацией (например, в волейболе инициатива принадлежит игроку, к которому попал мяч). Несмотря на полярное отличие этих коллективов по уровню организованности, процесс превращения влиятельности во власть схож: ситуативный лидер задает программу, которую потом выполняет группа (заметим, что координатором программы может быть совсем другое лицо). Влиятельность становится властью, когда присущая ей возможность действовать через других людей становится реальной.

Наиболее распространенная организационная форма власти – иерархия, т.е. пирамидальная структура, построенная на принципе единоначалия. В иерархиях власть передается с верхних ярусов на нижние. Это может быть власть звания или должности, но в любом случае за ней стоит принятый в иерархии порядок распределения полномочий и ответственности. Для подсистем иерархии характерно, что они создаются для выполнения определенных программ и руководители этих подсистем наделяется властью как гаранты реализации этих программ. 

Иерархии могут возникать из стихийных коллективов. При этом радикально меняется отношение к влиятельности - стихийные лидеры становятся опасными и от них избавляются. Характерный пример: в 20-х годах в СССР компартия провозгласила борьбу с бюрократизмом, но на съездах руководители партии боролись как раз с наиболее рьяными борцами с бюрократией, приписывая им фракционность, т.е. попытки перехвата власти. 

Особенностью иерархий является и любовь к засекречиванию управленческой информации. Помимо присущей им тенденции к обожествлению власти и культу личности, за этим стоит и простой расчет: когда руководитель подразделения секретит планы работы, то он тем самым повышает свой вес в коллективе, становясь жрецом программы – хранителем тайны существования и выживания этого подразделения. Зачастую это является необходимым, если властные гарантии статуса руководителя ненадежны.  

Идеалом управления и мифом иерархий являются демократии и команды - высокоорганизованные коллективы, где царит дух товарищества, где "один за всех и все за одного", где программы вырабатываются с учетом мнений всех членов коллектива, а координация поручается самым умелым и достойным. В командах власть как бы отделяется от членов коллектива и концентрируется в программе (законе, уставе...), перед которой все равны и которая определяет в зависимости  от ситуации, кто и какие полномочия получает. Для команд характерна открытость информации внутри группы. Но команды весьма нестойки к попыткам отдельных лидеров захватить власть и к эгоизму массы, стремящейся уклониться от участия в программе. Их существование ограничено рамками отношений, где члены коллектива примерно равны и объединены совместными положительными перспективами. Как только подобная ситуация ослабевает, команды трансформируются в более устойчивые формы организации - иерархии или стихийные коллективы. Последние в быту нередко называют тусовками.

Различия императивов тайны по трем слоям психической реальности (оценка, управление и действие) и трем типам коллективов (семья, иерархия, тусовка) собраны в следующей таблице:

Слой / Тип Семья Иерархия Тусовка
Нормативно-оценочный, мотивационный,
стратегический
Дух общины

Чужой - источник угроз.

Культ лидера и миссии

Внутренние и внешние агенты врагов.

Интерес

Избегать зануд и неудачников.

Информационный, планирующий,
тактический
Подчинение младших старшим

Семейные тайны, "сор из избы не выносят".

Принцип единоначалия

Коммерческая и административная тайны. Грифы секретности.

Договоренность


Тайна замысла. "Не говори гоп, пока не перепрыгнешь".
Предметно-преобразующий,
исполнительский,
практический
Общие ресурсы

Охрана общего добра.

Дисциплина плана и распределения ресурсов

Система безопасности.

Взносы в общий котел

Коллективный надзор.

3. Мемплексы, провоцирующие самораскрытие

Нужно сразу сказать, что этот вопрос имеет довольно щекотливый характер. Специалисты, профессионально занимающиеся психическими вирусами,  считают, что это знание должно быть засекречено и применяться только людьми, получившими своего рода допуск к нему. Ну, представьте себе, что некто стал бы распространять рецепты, как незаметно отравить соседа или изготовить на кухне атомную бомбу. Вам ведь наверняка не понравилось бы, обнаружь вы на столе у соседа подобные инструкции.

Но ориентироваться в том, что с нами происходит и кто нами манипулирует, мы имеем полное право. И член семьи, и должностное лицо иерархии, и участник тусовки (например, в переполненном салоне автобуса или в толпе на улице), чтобы выжить в нынешнем своем статусе, должен разбираться в отношениях свой/чужой, друг/враг, приятель/неприятель. Ведь пока мы не разобрались с этим ключевым различением, мы беспомощны перед лицом психической агрессии и попыток манипулирования.

Вот в этом ключе здесь мы и обсудим природу и строение мемов и их конгломератов - мемплексов. Сначала общее введение (извините за его пространность):

Мем - единица передачи культурного наследия или единица имитации. Примерами мемов служат мелодии, идеи, модные словечки и выражения, способы варки похлебки или сооружения арок. Точно так же, как гены распространяются в генофонде, переходя из одного тела в другое, мемы распространяются в том же смысле, переходя из одного мозга в другой с помощью процесса, который в широком смысле можно назвать имитацией.

Мемы распространяются как вертикально, от поколения к поколению, так и горизонтально, внутри одного поколения. Мы постоянно получаем или передаем их: когда читаем книгу или слушаем радио, когда рассказываем забавную историю или танцуем, когда играем в теннис или обедаем. Каждая наша мысль, эмоция, привычка - мем, а наш мозг - их средоточие. Так что теперь, если вас осенит оригинальная идея, знайте: очередной мем залетел к вам в голову. Наше сознание вообще не что иное, как комплекс усвоенных мемов.

Кстати, меметики первый из упомянутых мемов отнесли бы к исключительным, а второй - к посредственным. Мем теории относительности потому и поселился в голове лишь у одного-единственного человека, что он уникален по своей сложности и значимости. Вспомните, с каким трудом вам в школе давалась физика! Все потому, что исключительные мемы не так легко передаются! Зато какой-нибудь чрезвычайно распространенный мем популярной песенки можно подхватить в два счета. Или другой пример: можно прочитать толстый научный журнал и ничегошеньки не понять (вот они - исключительные мемы!), а можно одним глазом просмотреть сборник анекдотов и, не прилагая особых усилий, запомнить его от корки до корки. Вообще мемы научных знаний или поэтических рифм, как тепличные растения, требуют особых условий: чтобы взрастить их в своем мозгу, следует немало потрудиться. Зато посредственные мемы, например, мемы нецензурных выражений, как сорняки, растут повсюду. Именно поэтому выругаться или спеть скабрезную частушку с равным успехом может и подзаборный пьянчужка, и академик: распространенным мемам все равно, в чьей голове оказаться, их так много, что они поражают абсолютно всех. Легко запоминающиеся мемы - везунчики! Они быстро находят себе жилище в виде человеческого мозга.

Иногда мемам удается вырваться на свободу: по пути от одного носителя к другому они задерживаются в свободном пространстве. Тогда возникают слухи, распространенные убеждения. Обычно такое бывает в толпе, при большом скоплении людей, а значит, и мемов. Об этих случаях говорят: "Идеи носятся в воздухе".

Мемы не вечны, они рождаются и умирают. Об идее, которая сейчас будоражит умы, лет через сто и не вспомнят: мем этой идеи погибнет. Кстати, обычно дольше всего живут уникальные, редкие мемы. С посредственными мемами ситуация обратная: их много, но их жизнь коротка. Некоторые мемы могут умирать, так сказать, на время. Люди ничего не знали о культурных памятниках древности, но вот археологи раскопали Трою и другие древние города, тем самым раскопав и оживив мемы археологических находок.

Настоящая пора благоденствия для мемов наступила с появлением Интернета. Уж теперь-то у них есть все возможности для завоевания мира! Кстати, по свидетельству основателя меметики Ричарда Докинса, само слово "мем" и производные от него необычайно популярны в англоязычной Сети.  Существует большое количество сайтов, посвященных меметике, статей с названиями типа "Мемы, метамемы и политика", "Мемы и пресса" и даже "Мем-садоводство". Но все это - мелочи по сравнению с религиозным движением фанатиков меметики! Секта, которая действует в Интернете, называется "Церковь Вируса" (сами мемы иногда именуют "вирусами ума") и почитает своим заступником и покровителем святого Дарвина.

Говоря о том, что мемы стремятся захватить человечество и господствовать над ним, мы ничуть не преувеличивали. Более того, по мнению меметиков, господство над людьми - это программа-минимум мемов. По большому счету они хотят вообще уничтожить человечество. Как же мемы будут распространяться, если не станет людей? На этот счет есть такая теория. Люди давно говорят о создании искусственного интеллекта. Но мы-то уже знаем, что мысль изреченная есть вырвавшийся на свободу мем. То есть идея искусственного разума, как и все остальные идеи, принадлежит не человеку, а мемам. Они прекрасно смогут обходиться без людей, когда создадут им замену - разумных роботов. Если такое случится, мемы станут независимыми от человека, перестанут в нем нуждаться и...

Фантастика? Возможно, нет, ведь примеров жестокости мемов множество. До эпохи искусственного разума еще далеко, а мемы уже уничтожают людей. Чем, как не жестокостью и эгоизмом мемов, можно объяснить идеи и модели поведения, пагубно влияющие на людей? Наркотики - величайшее зло, от которого погибли тысячи людей. Но мемплекс наркомании не интересует, погибнут его носители или останутся в живых, ему важно одно: чтобы носителей было как можно больше. Поэтому наркомания продолжает распространяться. Многие политические идеи требуют жертв-камикадзе, опять-таки мемы этих идей, распространяясь, используют человека и нимало не заботятся о его жизни. Сьюзан Блэкмор называет подобные мемы автотоксичными, т.е. вредными, разрушительными для носителя. Уберечься от них, по мнению исследовательницы, можно лишь одним способом - забить свой мозг другими мемами. Это как в случае с генами: чем их больше, тем здоровее человек. Если в вашей голове будет много хороших мемов, взятых из книг, фильмов, бесед с умными людьми, ваш иммунитет к заражению опасными мемами повысится: на глупости не останется ни времени, ни места в мозге.

Наука, культура, искусство, религия, сама цивилизация - все это порождение мемов. Человек же абсолютно ни при чем. Ведущий теоретик меметики Сьюзан Блэкмор отказывает ему в мало-мальски самостоятельной мысли. Похоже, она вообще не считает человека живым существом, поскольку называет его не иначе, как "мем-машиной" (отсюда и название ее книги). На взгляд Сьюзан, человеческого эго не существует вовсе. "Эго - это гигантский мемплекс. Пожалуй, самый коварный и всепроникающий из всех, - пишет она. - Конечно, если посмотреть с традиционной точки зрения, то покажется, что люди - личности, способные мыслить и выдвигать идеи. Но если взглянуть на мир, помня о мемах, станет ясно, что человек всего-навсего организм-хозяин, несущий в себе мемплексы. Сами люди не обладают мыслями, не генерируют идеи, а лишь имитируют, сохраняют и передают их". Блэкмор даже предлагает особый термин - "я-плекс", соединяющий в себе понятия "я" и "мемплекс".

Центр я-плекса - то, что мы называем своим внутренним "я", индивидуальностью, сознанием. Вокруг "я" группируются наши самые излюбленные мемы. Любой мем, попадая в человеческий мозг, проходит своего рода отбор: мы либо принимаем его, либо нет. Не понравившиеся мемы могут тут же вылететь из головы или заваляться где-то на задворках памяти. Бывает, к слову, и так, что мем (даже самый безобидный) не нравится настолько, что вызывает настоящую аллергию. Мем-аллергия проявляется в разного рода фобиях: гомофобии, порнофобии, ксенофобии и т.д. Признаки тяжелой мем-аллергической реакции: требование строгой цензуры, акты вандализма, грубость и даже физическое насилие по отношению к носителям неугодного мема. В общем, все те, кто категорически против (не важно чего), - мем-аллергики. Но уж если мем нам приглянулся, мы принимаем его в я-плекс, приближаем к "я", как император приближает к себе фаворитов. И тогда, если это мем какого-то политического движения, мы на всех выборах будем голосовать только за это движение. Если это мем музыкальной группы, мы будем слушать только ее. Если это мем рекламы "Спрайта", мы будем дуть "Спрайт" литрами, чтобы - не дай Бог! - не засохнуть, пусть даже потом нам придется лечь в больницу с гастритом! Одним словом, наши убеждения, верования, пристрастия, все наше самое-самое любимое - это я-плекс, мемы-фавориты, сгруппированные вокруг некоего центра в мозге.

Этот центр условный, что подтверждают и открытия в области нейробиологии. Нейробиологи доказали, что так называемого внутреннего "я" не существует. В человеческом мозге нет никакого центра управления полетами, а есть множество равнозначных фрагментов. Идею внутреннего "я" отрицают не только смежные с меметикой науки, но и некоторые философские учения, религии. Философ XVIII века Дэвид Юм сравнивал "я" с группой ощущений, связанных воедино общей историей, то есть "я" для него было не стабильной сущностью, а, скорее, историей про "я", которого в реальности не существует. Буддисты считают, что существуют только действия и их последствия, а того, кто их совершает, нет.

Но, если все это так, если эго не существует, то почему человечество заблуждалось на протяжении тысячелетий, наивно полагая, что само творит историю, обладает разумом, совершает научные открытия и создает культурные шедевры? Оказывается, обманываться нас вынуждали все те же мемы! Они заставили людей поверить, что человеческие индивидуальности действительно существуют. Дав нам иллюзию реального существования, ютящиеся в наших головах мемы преследовали одну-единственную (другой у них нет) цель - размножаться, распространяться и создавать все новые фантомы. Им гораздо проще делать это тайно, оставаясь непознанными для людей.
(http://www.sufism.ru/forum/viewtopic.php?t=1401)

Надеюсь, что вы прочли этот большой отрывок, а не пропустили его для скорости... ;0) Чтобы получить общее представление о мемах, полезно пройти его разок - но не более, поскольку там немало помпезной трескотни и саморекламы меметики. Реальное знание о мемплексах мы почерпнем из работ Виктора Орлова (Уфа) и типологии аретей-двухходовок Николая Носова (Москва), о которых шла речь в выпуске 18.

Модель Орлова хороша тем, что она оперта на практику конструирования мемов и дает ключ к визуализации процессов заражения идеями. Вкратце эту модель можно описать следующим образом:

Психика человека, находящегося в информационном обмене со средой, напоминает рой пчел. При этом каждая "пчела" является мемплексом. Структуры таких мемплексов подобны и сравнительно просты. "Рой" у каждого человека, естественно, состоит из своего набора "пчел", но архитектоника роев и принципы их работы также подобны, причем имеются далеко идущие параллели с работой иммунной системы организма.

Представим сначала как устроена "пчела" - организмический комплекс идей, способный внедриться в психику, существовать там относительно самостоятельно и далее тиражироваться  во внешней коммуникации для "заражения" множества других людей. (Заметим, что тиражирование, сохранение и передача информации - общее свойство живой природы, а тем более общества. Поэтому миф о якобы вирусном строении организмов и их сообществ - не более чем художественное преувеличение. Однако все согласятся с тем, что тиражирование облегчается, если смысловые единицы информации будут устроены особым образом. Поэтому уместна абстракция, которая находит эти особые свойства спрятанными в потенции, например, академического знания и проявленными у знания популярного, а тем более у знания, передаваемого журналистами и рекламщиками. Заметим также, что эта абстракция является провокацией)

Мем представляет собой капсулу психической реальности. Эта капсула может быть упакована и зафиксирована в определенном наборе знаков, но, очевидно, не сводится к ним. Имеющаяся у людей система интерпретации воссоздает из знаковой споры мема его полноценную копию, которая уже способна к активным действиям.

Согласно Орлову, простейший мем представляет собой программу - ее изобразим в виде тельца "пчелы". Это тельце имеет рецептор и эффектор для взаимодействия с окружением мема. Как только рецептор отмечает несоответствие ситуации впечатанному в него образу, включается эффектор и действует до тех пор, пока это несоответствие не будет устранено. Например, так действует пчела, которая собирает нектар, пока брюшко не заполнится.

Важно понимать, что мем существуют только в психике, тогда как знаки в информационной среде человека - это только споры мемплексов, которые запускают процессы интерпретации, сиречь сборки мемплексов.  Например, все предметы, окружающие человека, являются знаками, активизирующими соответствующие мемы.  Когда вы видите незнакомый предмет, то спрашиваете: "Для чего это?" - вам объясняют и тем самым подсаживают вам в психику новый мем.

Если приглядеться, то в мемах нетрудно узнать старые добрые единицы Т-О-Т-Е (test-operate-test-exit), открытые полвека назад Миллером, Галантером и Прибрамом.  С тех пор известно, что такие единицы замечательно объединяются в цепочки, сети и иерархические структуры. В частности, любую работу можно представить в виде сетевого графика, каждая стрелочка в котором - та же самая единица Т-О-Т-Е, управляющая переводом исходных условий в результат.

Соответственно, и мемы легко слипаются друг с другом в более крупные образования - мемплексы, которые в целом имеют ту же структуру, что и мем, но теперь рецепторы и эффекторы могут торчать уже изо всех трех основных подсистем: 

1) из блока установки, задающего конечный результат и оценивающего степень его достижения, 

2) из блока циклического воздействия, обеспечивающего продвижение к этому результату, 

3) из блока управления и информирования, доставляющего сведения о ситуации в блок-1 и координирующего работу блока-2.

В модели Орлова эти блоки называются:

В попытке психического заражения меммионы входят во взаимодействие с нэнами, а трион пытается обмануть бдительность фага. В частности, меммионы могут становиться троянами, т.е. маскироваться под искомые жертвой сигналы или выступать в комплексе с такими сигналами. (Не будем, однако, впадать в панические преувеличения. Громадное большинство подобных информационных взаимодействий связано не с иммунной блокадой вирусов, а с уточнением  ассимиляции мемов-симбонтов хоста. То есть человек-хост заимствует на время знание из окружающей обстановки, использует его себе на благо, а потом сохраняет или даже распространяет это знание для блага - своего и тех социальных общностей, в которые он включен. Заметим также, что знание это, будучи капсулой психики,  имеет тройственную природу - в полном соответствии с делением философии на аксиологию, гносеологию и онтологию или, как говорилось в предыдущем выпуске, по триаде "оценка-информация-исполнение"

Теперь о структуре "роя пчел" - модели психики человека как хоста мемплексов (по Орлову) или я-плекса (по Блэкмор). Орлов толкует термин "я-плекс" в более узком значении - как набор мемов-убеждений человека относительно самого себя.

Роевидных  моделей психики, их теоретических и экспериментальных обоснований, пока, по-видимому, не существует. Но эти представления получили широкое распространение в среде рекламистов и пиарщиков, о чем свидетельствует множество популярных публикаций на эту тему. И тому есть весомые причины. В работах французского социолога А. Моля, опубликованных в конце 60-х годов ХХ века, отмечалось, что культура и психика людей из системной становится мозаичной, т.е. знания сцеплены в ней не логикой и иерархией ценностей, а как шерстинки в войлоке - по смежности. Эти перемены Моль связывал прежде всего с влиянием средств массовой информации (газет, радио, ТВ, наружной рекламы, Интернета).

Чем больше давление мозаичной культуры, тем меньшую роль играет логика, тем более восприимчиво сознание к манипуляции. Место рационального мышления занимает мышление ассоциативное. 

А. Моль: "Мозаичная культура, при которой мы живем, все чаще пользуется способами убеждения, непосредственно основанными на приемах ассоциации идей, применяемых творческим мышлением. Главнейшие из этих приемов были определены Уильямом Джемсом: ассоциация по совмещению (изображение на одной рекламе банана и ребенка), ассоциация по неожиданности, свойственная сюрреализму (разрез печени Венеры Милосской, погружающейся в минеральную воду Виши), ассоциация по смежности (текст, состоящий из заметок, связанных только тем, что они напечатаны рядом на одной странице), ассоциации по звуковому сходству, которыми пользуются авторы рекламных лозунгов и товарных знаков. На практике эти приемы играют очень важную роль при внушении получателю доводов отправителя наряду с эстетическим способом убеждения, при котором получателя не столько убеждают, сколько "обольщают", с тем чтобы он в конечном счете принял соблазнительное за убедительное. Броское оформление книги, агрессивный эротизм очаровательной блондинки, раздевающейся на обертке туалетного мыла, метеосводка в форме "песни о завтрашнем дне", исполняемой хором девушек, - все это примеры того систематического и исключительно эффективного смешения категорий, которым широко и умело пользуется политическая пропаганда и которое стало поэтому неотъемлемой чертой современной мозаичной культуры".

Как пишет В. Орлов, психика напоминает некий, постоянно следящий за окружающим миром автомат. В голове у нас находятся программы и стереотипы действий, которые мы включаем в тех или иных ситуациях. Но чтобы эти программы сработали, необходимо, чтобы во внешнем мире появился какой-то стимул. От каждой программы (или группы программ), которые есть в нашей голове, наружу протянуты своеобразные антенны - нэны, которые чутко отслеживают окружающие стимулы. При встрече с  потенциальным хостом, мемплекс  активизируется и начинает "мигать лампочками", пытаясь подобрать отмычки к программе, за которую отвечает нэн.

Конечно, реальные процессы в психике неимоверно сложнее этой схемы. Мозг - это самое сложное устройство во Вселенной, а психика подобна плазме и способна подстраиваться под любые схемы, которые ей предписывают. Недавно открыто существование в мозгу быстрой рефлексии, за 1-2 миллисекунды проводящей обзор и интеграцию подсистем организма (Лефевр, Адамс-Веббер, 2001). Известно также и о феноменах поэтапного удвоения внутренних реальностей в процессе индивидуального психического развития человека: телесности (3), сознания (7),  личности (14), воли (16), человека (28), мессии (33) (Носов, 2000).   При этом освоенная реальность спускается на автоматический уровень, и Я человека приобретает способность без труда  управлять ею через обобщенный образ этой реальности.

Интегративные механизмы психики сами по себе очень сложны, но их нормальная работа делает сложное простым. Так что сознание, способное одновременно оперировать не более чем с 7 объектами, может справляться с решением возникающих проблем. Кроме того, упрощение психических процессов происходит из-за дезорганизующего влияния информационной среды (попросту говоря, СМИ дезориентируют и дурачат человека) и узкофункционального кратковременного характера подавляющего числа взаимодействий (например, в большом городе продавца не интересует внутренний мир покупателя, которого он больше никогда не увидит и которому надо любой ценой "впарить" товар). Поэтому роевидная модель в такого типа взаимодействиях оказывается вполне работоспособной и эвристически ценной, хотя с этической точки зрения в некоторой степени и циничной - ведь человека приравнивают автомату, т.е. вещи.

Итак, психику человека можно представить в виде большого мемплекса (я-плекса), т.е. большой "пчелы", слепленной из множества маленьких "пчел", прилетающих, улетающих и перемещающихся в рое. Из этого динамического объединения торчат усики рецепторов, занятых поиском информации по актуальным потребностям и по отведению возможных опасностей. За эти антенны можно дергать, как за ниточки, и тогда рой начинает разворачиваться в сторону интересного ему нового объекта. При этом процесс выстраивания взаимодействия с ним организуется с учетом базы знаний о прецедентах - фаг блокирует контакт с объектом, если он обнаруживается в библиотеке вирусов, и, напротив, организует взаимодействие с ним, если объект признан заслуживающим доверия, согласно библиотеке полезных мемов.

Типы мемплексов, провоцирующих самораскрытие

Наверное, разновидностей мемов и их объединений, способствующих раскрытию тайн, придумано немало. Ведь этим занимаются многие профессионалы - возьмите, к примеру, следователей, психотерапевтов или гадалок.

Исчерпывающую типологию находок в этой области я не берусь здесь построить. Обозначу лишь некоторые, бесспорные, на мой взгляд, классы:

Эти классы могут быть изображены в описанной выше модели (что дает свободу в их модификации и конструировании новых классов).

Тайна ведь - это спрятанный внутри я-плекса мем, которого не выпускают наружу (хотя ему, конечно, хочется вылезти и размножиться)  и нэн-антенны которого втянуты или замаскированы.

Тогда обозначенные три класса мемов самораскрытия выглядят так:

4. Провокации в Сети

Общеизвестный психологический факт - в компании малознакомых людей (на отдыхе или в поездке) тайны выбалтываются гораздо легче, чем среди сослуживцев или родственников. В Интернете - на чатах, форумах, персональных сайтах - этот феномен расцветает пышным цветом. Более того, поскольку вход в Сеть осуществляется через персональный компьютер, то доверительность и самораскрытие еще выше - ведь человек смотрит в дисплей, как в зеркало, а то и как окно в мир, где живет его душа.

Бытует мнение, что Сеть - это карнавал масок, способных на эпатаж и дерзкие выходки, но не отражающих личность тех, кто спрятан за этими масками-никами. О подобии чатов мениппее и карнавалу писали, в частности, Л. Тираспольский и В. Новиков (http://www.litera.ru/slova/tiraspolsky/virtconf.html)

Но это поверхностный взгляд, не учитывающий силу мемов, а также роевидную структуру личности в матричной культуре.

Истина же в том, что по мере врастания юзера в Сеть - все больше его мемов размещаются там и сознание его тем самым постепенно перемещается из головы в пространство Интернета. Конечно, не буквально, а через споры мемов - знаки. Тем не менее, Сеть начинает все более и более управлять его поведением.

Для таких процессов в психологии и философии было введено понятие надсознания. То есть поведение человека управляется не только сознанием и подсознанием, но и средой, в которой размещены метки-ориентиры, инструкции, приманки и прочее - одним словом, мемы.

Такое расползание сознания в Сеть рождает множество прелюбопытных феноменов. О некоторых уже говорилось во многих ранних выпусках этой рассылки: ники выражают самоопределение Я; насмешка над ником проникает сквозь все защитные барьеры Я и уязвляет глубинные структуры психики; вполне приличные в офф-лайне люди могут объединяться в сетевые банды и совершать дикие поступки; личность получает возможность делиться наподобие кассетной боеголовки и действовать через ансамбль ников...

О некоторых других феноменах, связанных с провокациями в Сети, мы поговорим в опытах, развивающих этот выпуск.

А пока, в качестве примера, ссылка на одну из сетевых провокаций "Мысли знаменитой блондинки".


Напоминаю, что сбор феноменов по циклу "Гипермедиа" мы ведем нелинейным способом, что вполне отвечает особенностям этого цикла. Ассоциативный переход к следующей теме теперь зависит и от вашего выбора. Анонсы предстоящих 22 выпусков рассылки представлены в нижней части странички u.htm со значком /a. Пишите о том, что вас интересует в первую очередь, - и я постараюсь это учесть в очередном "гиперпереходе".

До новых встреч!
Юлий Феодоритов
mailto:feod@narod.ru

 

 Источники   

Теории, концепции, прогнозы

Феномены Сети и компьютинга

На главную

Рейтинг@Mail.ru

Сайт создан в системе uCoz