Зареалье: феномены Сети и технологии работы с ними
Цикл # Гипермедиа Опыт 20-1

Суггестии

Аннотация. Этот опыт призван систематизировать простейший вид провокаций - внушения, или по-научному суггестии.

Типология суггестий-двухходовок

Салют исследователям гипермедиа! Разрешите напомнить вам, что в Выпуске 18 мы говорили о том, что всякая грань, всякий уровень человеческой жизни удвоен в виртуальной реальности (ВР), которая им управляет. Поскольку в организации ВР ошибок не избежать, процесс управления любой сферой человеческой жизни дополняется аретеями – процедурами исправления ошибок организации через корректировку ВР.

Автор этой теории Николай Носов различал три вида аретей:

1. Создание недостающего элемента ВР (когда, к примеру, человек не замечает то, что обязан учитывать для успешного управления ситуацией, и ему на это обращают внимание).

2. Уничтожение излишнего или ошибочного элемента ВР (например, избавление от вредной привычки).

3. Обособление и целостное оформление ВР для автоматизации её работы и включения надежным элементом в более сложные ВР (так, в частности, осваивается метод для решения определенного класса задач).

И в том же выпуске мы закончили обзор теории Носова вот такой таблицей:

ДС АС

СС

к → с

в → с

с → с

ДА

АА

СА к → в

в → в

с → в

ДД

 АД СД

к → к

в → к

с → к

Со следующими, весьма скупыми пояснениями:

Чтобы перейти от слов к делу, давайте построим таблицу аретей-двухходовок (мышеловка - типичный пример двухходовки), взяв за основу три базовых типа аретей, описанных Носовым.  При этом вместо "ИЛИ-ИЛИ" реализуется принцип Бартини "И-И", т.е. совмещение разных аретей в одном действии. Нашей целью будет ориентация в пространстве возможных двухходовок для выбора той, которая лучше подходит к текущей проблемной ситуации.  
Фазовое пространство двухходовок само по себе неоднозначно и может быть построено по-разному. Для иллюстрации этого изображены 2 пространства двухходовок. Пояснения к клеточкам матриц вы можете прочесть на всплывающих подсказках (а для любителей ребусов всё же поясню происхождение обозначений: А - аттракция, первый тип аретей по Носову; Д - девиртуализация, второй тип; С - синомия, третий тип; к - консуетал, переживание изначальной реальности; в - виртуал, переживание виртуальной реальности; с - собь, переживание ВР в её целостности и в связи с изначальной реальностью).

Теперь настало время вплотную поработать с этой таблицей. Правая и левая части ее дают полные типологии двухтактных преобразований, которые могут случиться в любой системе управления. При этом левая таблица отражает активную, инструментальную сторону этих преобразований, а левая - пассивную сторону, характеризующую переживание состояний. Короче, Ян и Инь в одном флаконе... ;о)

Например, ячейка АА в левой таблице обозначает что дважды создавались элементы виртуальной реальности (проще говоря, образы результатов). Этой ячейке в правой таблице соответствует ячейка в → в, то есть двукратное переживание динамики этих образов, своего рода "снов наяву" или мечтаний.

Соответственно, паре ДД + к → к соответствует двойное закрытие образов (например, заданий путем их исполнения) и двукратное переживание реальности, отраженной в этих образах. Каждая реализация задания ведет к смене намерений, здесь же этот эффект удвоен, что заставляет человека определяться уже не только с тактикой, но и со стратегией поведения.

Аналогично, пара СС +  с → с выражает двойное самоопределение и переживание не только текущей роли , но и роли более глобальной и возвышенной.

Если мы хотим управлять каким-нибудь процессом, то стараемся держать в поле внимания и инструмент, и материал, меняющийся под действием этого инструмента. Вот эта пара объектов, связанная обратной связью, весьма вероятно, служит не только общим основанием символики Инь-Ян, но и уже обсуждавшейся нами ранее троичности психических процессов "норма-информация-действие"

Чтобы привести к общему виду типологии аретей и композиций, я в таблицах, с которыми мы сейчас будем работать, изменил расположение элементов. Слева направо и снизу вверх - основные направления восходящего развития - теперь ведут от практики через информирование к нормотворчеству.

Поскольку в тему этого Опыта вынесены культурные вариации, то двухходовки аретей здесь будут направлены на социальную психику - коллективное сознание Мы и надсознание.

Место двухходовок в культуре и их интерпретации

Нужно начать, наверное, с того, что мир культуры, в большинстве своем, состоит из одноходовок. То есть, как об этом говорилось в предыдущем выпуске, мы окружены облаком мемов, мемы эти часто слипаются, образуя мемплексы, но все это однослойные мозаики смыслов. Например, на рекламе сока вы видите красивую девушку, сияющую здоровьем, прекрасную природу и смеющихся детей... - но покупаете вы только сок. А в двухходовках этим бы дело не кончилось: за одним результатом вылез бы другой, скрытый, которым могло бы стать нечто непредвиденное - от исполнения прихотей свалившейся вам на голову девушки до последующего раздела жилплощади и имущества.

Люди избегают ситуаций, ведущих к необратимым последствиям, - именно поэтому двухходовки (если они распознаются) часто вызывают настороженность. Мир, собранный из двухходовок, описали братья Стругацкие в "Сталкере" - в нем не то что жить, а продержаться хоть какое-то время было весьма проблематично...

Но двухходовки тем не менее встречаются, и довольно часто. Их сфера - манипулирование психикой, плановая организация групповой деятельности, духовное самосовершенствование. Вот примеры их применения:

СД - Сначала выстраивается роль (С), а потом дается задание для ее исполнения (Д - девиртуализация здесь как команда на исполнение задания) // "Голубушка, как хороша. Какие перышки, какой носок. И верно ангельский быть должен голосок.  Спой, светик, не стыдись". 

ДА - Дается задание (Д), с оплаченной благодарностью-результатом (А) // "Прошу..., заранее благодарен" или из той же басни Крылова: "Спой, светик, не стыдись. Ведь ежели, сестрица, при красоте такой и петь ты мастерица, так ты б у нас была  жар-птица". (Заметим в скобках, что в знаменитой басне "Ворона и лисица" сыр был выманен трехходовкой СДА)

АД - Дается образ привлекательного результата (А), а потом команда (Д) на исполнение действий, ведущих к этому результату // "Если хочешь ты найти друзей, собирайся с нами в путь скорей".

ДД - Серия из двух заданий, причем второе предполагает исполнение первого // "Собирайся с нами в дальний путь, только песню не забудь". Серией внушается уверенность, что первое задание будет непременно выполнено. (Опять же заметим в скобках, что популярной некогда песней внушалась трехходовка АДД).

...

При сборе материалов к этому выпуску я обнаружил, что множество двухходовок содержится в революционных песнях. И это нетрудно понять, ведь эти песни служили мобилизации масс на радикальную смену образа жизни и самопожертвование. Полный перечень примеров для левой и правой таблиц легче всего взять оттуда:

ДД = команда + команда в развитие

Внушается решимость действовать

Весь мир насилья мы разрушим До основанья, а затем
Мы наш, мы новый мир построим...

КК = переживание 2 мотивов к действию

Усиление мотивации через взаимодополнение

Бездушный гнет, тупой, холодный, Готов погибнуть наконец.
Нам будет счастьем труд свободный, И братство даст ему венец.

АД = цель + команда для ее достижения

Внушается исполнение целевой программы

Чтоб свергнуть гнет рукой умелой, Отвоевать свое добро,
Вздувайте горн и куйте смело, Пока железо горячо! 

ВК = диагноз + мотив

Усиление мотивации через обоснование

Нас давит, товарищи, власть капитала, Царящего мощно повсюду.
Однако, товарищи, время настало Проснуться рабочему люду.

СД = роль + команда ее реализации

Самовыражение действием

Мы – кузнецы, и дух наш молод, Куем мы счастия ключи.
Вздымайся выше, наш тяжкий молот, В стальную грудь сильней стучи, стучи, стучи!

СК = вера + мотив

Усиление мотивации через веру

Любовью к истине святой В тебе, я знаю, сердце бьется.
И, верно, отзыв в нем найдется На неподкупный голос мой.

ДА = команда + результат ее выполнения

Внушается связь действия с мотивом/наградой

Мы наш, мы новый мир построим...
Кто был ничем, тот станет всем.

КВ = мотив + прогноз

Усиление мотивации через обоснование

Слезами залит мир безбрежный, Вся наша жизнь – тяжелый труд,
Но день настанет неизбежный, Неумолимо грозный суд!

АА = цель + цель

Внушается перспективность цели

Долой тиранов! Прочь оковы, Не нужно старых рабских пут!
Мы путь земле укажем новый, Владыкой мира будет труд!

ВВ = диагноз + прогноз

Двойное обоснование замыкает универсум

Если погибнуть придется В тюрьмах и шахтах сырых, —
Дело, друзья, отзовется На поколеньях живых.

СА = роль + цель

Цель внушается через самоопределение

И так как ты рабочий, То не жди, что нам поможет другой:
Себе мы свободу добудем в бою Своей рабочей рукой!

СВ = вера + прогноз

Усиление веры через прогноз

Нам нет преград ни в море, ни  на суше, Нам не страшны ни льды. ни облака.
Пламя души своей, знамя страны своей Мы пронесем через миры и века.

ДС = команда для подтверждения роли

Самоопределение действием

Встань в ряды, товарищ, к нам! Ты войдёшь в наш единый рабочий фронт,
Потому что рабочий ты сам!

КС = мотив + вера

Обоснование мотивации через веру

Но ты молчаливо оковы несешь, За дело любви ты страдаешь,
За то, что не мог равнодушно глядеть, Как брат в нищете погибает.

АС = цель + роль

Самоопределение целью

Это есть наш последний и решительный бой;
С Интернационалом воспрянет род людской..

ВС = прогноз + вера

Обоснование веры через прогноз-условие

Там, за далью непогоды, Есть блаженная страна: Не темнеют неба своды, Не проходит тишина.
Но туда выносят волны Только сильного душой!.. Смело, братья! Бурей полный Прям и крепок парус мой!

СС = роль + роль

Двойное самоопределение 

Меня называли орленком в отряде,
Враги называют орлом.

СС = вера + вера

Удвоение веры замыкает универсум

Проклинайте меня, проклинайте, Если я вам хоть слово солгал,
Вспоминайте меня, вспоминайте, Я за правду, за вас воевал.

Не знаю, как на вас, на на меня сильнейшее впечатление произвели ритмизованные двухходовки из песни "Мы кузнецы" и из "Левого марша" немецких рабочих - "Ты-вой-дешь-вме-сте-снами-вра-бочий-фронт-по-тому-что ра-бочий-ты-сам". Невольно вспомнилась аретея ритмической импровизации, о которой мы говорили в Опыте 18-1.

 Технологии культурных вариаций и меметика

Этот раздел призван расширить наши представления о вариациях культур. О чем бизнес-школах читают специальный курс "Consumer Behavior", а любая уважающая себя фирма, прежде чем выйти на новый рынок, проводит обучение персонала культурным особенностям этого рынка. И только так удается сократить число ошибок, ведь любой человек воспринимает родную культуру как единственно верную, а отличающиеся от нее культурные нормы как признак неблагополучия, интриг, а то и сумасшествия.

Итак, мы составили арсенал из 18 типов воздействия на культуру. Теперь осталось разобраться, что делать с этим богатством и нельзя ли его свернуть до более обозримого количества приемов.

В самом деле, число 18 легко сократить до 12 - это если пренебречь различиями в порядке следования аретей (например, АС = СА). Можно пойти дальше и 12 свести к 6 - поместив Инь и Ян в один флакон, т.е. предположив, что активный и пассивный залог действуют примерно одинаково.

На самом деле различия есть. Порядок очень важен, как это хорошо видно на примере басни "Ворона и лисица". Ведь сначала нужно размягчить глину и потом уже лепить кувшин - и никак не наоборот.  То же относится и выбору активного и пассивного залогов - когда-то нужно действовать инструментом, а когда-то дать материалу самому заполнить приготовленную для него форму. Но эти отличия можно в первом приближении оставить на усмотрение того. кто будет эти аретеи применять, сообразуясь со своими возможностями и ситуацией.

В простейшем виде мы получаем следующие комбинации (выбран порядок от общего к частному): ДД, АД, СД, АА, СА, СС. Вот их житейские формулы:

ДД - два действия в одном (часто: сделай одно вместе с другим).

АД - вот цель - действуй

СД - вот роль - действуй

АА - две цели в одном (часто: борьба со злом и созидание добра)

СА - вот роль и цель к ней

СС - две роли в одной (часто: частная и великая)

Эти двухходовки, как и аретеи вообще, полезно представить в понятиях меметики и роевидной модели психики, чтобы перекинуть мост к наработанным там технологиям.

В предыдущем выпуске мы говорили, что мем можно зрительно представить себе наподобие пчелы с двумя усиками - рецептором и эффектором, а тельце несет управляющий элемент (трион), который связывает сигналы от рецептора и эффектора для преодоления иммунной системы психики.

Когда мемы сливаются в макромем, они получают общее управление, то есть тельца у "пчел" сливаются в одно, а усиков - гораздо больше, чем у каждой из "пчел" по отдельности.

Здесь  опишу один из способов такого слияния, хорошо интерпретируемый в рамках роевидной модели психики. Назовем его "Подледный лов":

Например, формула "В дорогу! Только песню не забудь!" из песни-агитки времен комсомольских строек была нацелена на то, чтобы оторвать молодежь от родительского дома. В типологии двухходовок это ДД - вторая команда внушает уверенность, что первая (В дорогу!) будет выполнена. Т.е. включается архетип подчинения лидеру. Но не только. Кто помнит эту песню, там рефреном проходит романтика бродяжничества, кочевой жизни ("...приблизится все, что ты видишь вдали..."). Это очень сильный архетип. Известно, что если в детстве люди вынуждены скитаться, то потом приучить их к оседлой жизни практически невозможно. Это затягивает как ритмическая импровизация (ходьба = ритм и адаптация к случайностям рельефа + новые впечатления). И песня, которую следует прихватить с собой, актуализирует именно этот архетип - вспомните песни чукчей "что вижу - о том и пою", туристические песни, маршевые песни и т.п.

Другой пример - формула "Встань в ряды, товарищ, к нам! Ты войдёшь в наш единый рабочий фронт,
Потому что рабочий ты сам!
". Здесь тоже дается команда, внушается уверенность в ее выполнении (лунка пробита!) и из глубин подсознания вытаскивается архетип слияния с толпой, действия "как все".

Напомню определение понятия "архетип". По Юнгу, это скрытые в подсознании фундаментальные образы-программы, создающие основу поведения, единства культуры и взаимопонимания людей. Как только нам удалось активизировать дремлющий архетип, как тут же происходит культурная вариация - меняются нормы, образ мыслей и стиль поведения людей.

Вводя базовое для психоанализа понятие архетипа, Юнг опирался на мифы, одинаковые во множестве культур. Поэтому и набор архетипов у него соответствующий - Мать-Земля, Дитя, Воин, Бог, рождение, смерть.

Для лечения психопатологии такие глубинные архетипы, наверное, актуальны. Но у нас другой класс задач - влияние на повседневное поведение психически нормальных людей. 

Со времен Юнга массовое подсознание было вдоль и поперек прочесано прикладными психологами, маркетологами и рекламистами, и были выявлены 18 базовых ценностей, влияющих на потребительское поведение. Вытягивание этих глубинных ценностей методом "Подледного лова" и дает нам полный универсум культурных вариаций.

Любопытно отметить совпадение числа клеточек в нашей удвоенной таблице 3х3 с числом базовых ценностей массового поведения. Уж не впечатана ли эта таблица где-то в недрах подсознания?!

Вот перечень этих ценностей (Hawkins, 1995):

  1. Индивидуализм / коллективизм

  2. Романтика / прагматизм

  3. Семья для детей / для взрослых 

  4. Патриархат / матриархат

  5. Конкуренция / кооперация

  6. Мудрость у молодых / у пожилых

  7. Приоритет удобства / чистоты и порядка

  8. Вознаграждение за достижения / за статус

  9. Предпочтения переменам / традиции 

  10. Принятие риска / безопасности

  11. Ориентация на решение проблем / фатализм

  12. Преодоление / охрана природы

  13. Выше ценится физическая / умственная активность

  14. Предпочтение материального / духовного богатства

  15. Ориентация на радости досуга / труда

  16. Немедленное / отложенное удовлетворение

  17. Крен на чувственное удовлетворение / на аскетизм

  18. Относиться к жизни с юмором / серьезно

Хокинс выделяет три группы в этих ценностях - на себя (13-18), на других людей (1-6) и на среду(7-12).  Формулировки пунктов достаточно прозрачны, поэтому раскрывать их не буду. Однако использование их, к примеру, в конструировании двухходовок предполагает вдумчивое переосмысление словесных штампов таких формулировок. Спрятанные за ними архетипы гораздо живее и содержательнее. В частности, архетип слияния со стадом здесь не упомянут, но его можно разыскать за словом "коллективизм". А вот архетип кочевников и вовсе вроде бы потерян... - это "предпочтение переменам"? Тогда склонность к оседлости - "предпочтение традиций"???

Все же, несмотря на известную расплывчатость формулировок общую карту культурных вариаций мы получаем. Заметим, что каждый архетип выступает у Хокинса в виде пары антагонистов. Это значит, что у каждой двухходовки существует антипод, дающий противоположный эффект.

В завершение выпуска - пример такой пары:

Ничего на свете лучше не-э-ту, чем бродить друзьям по белу све-э-ту
Тем, кто дружен, не страшны тревоги - нам любые дороги доро-о-ги!

Красивы африканские заливы, города. Сияет в южной полночи хрустальная звезда.
Но где бы мы ни плавали, все звезды над кормой казались нам московскою, кремлевскою звездой. 


Напоминаю, что сбор феноменов по циклу "Гипермедиа" мы ведем нелинейным способом, что вполне отвечает особенностям этого цикла. Ассоциативный переход к следующей теме теперь зависит и от вашего выбора. Анонсы предстоящих выпусков рассылки представлены в нижней части странички u.htm  со значком /a. Пишите о том, что вас интересует в первую очередь, - и я постараюсь это учесть в очередном "гиперпереходе".

До новых встреч!
Юлий Феодоритов
mailto:feod@narod.ru

 Источники   

Теории, концепции, прогнозы

Феномены Сети и компьютинга

На главную

Рейтинг@Mail.ru

Сайт создан в системе uCoz