Зареалье: феномены Сети и технологии работы с ними 
Цикл # Гипермедиа Выпуск 21

Сайты как гипермедиа

Сайты - звезды в электрическом тумане Сети (Кристен).

 

Привет неутомимым путешественникам Сети! 

Мы продолжаем изучать мир гипермедиа - интерактивной виртуальной реальности, с которой мы имеем дело при общении с компьютером и Интернетом. Поскольку гипермедиа поощряет полет ассоциаций, то следуя её духу, в прошлом выпуске был объявлен новый принцип раскрытия темы - вместо последовательного движения по заранее намеченному плану (ознакомиться с ним можно здесь) будем выбирать очередную тему, повинуясь иной логике  -  ассоциаций и противопоставлений. В различных областях искусства такую логику называют линеарным контрапунктом, монтажом аттракционов, парадоксальным стилем, коллажем и т.п. В итоге все пункты плана будут выполнены - но нелинейным, мозаичным порядком.

Поэтому не удивляйтесь, что вслед за 18-м выпуском к вам пришел 21-й - после знакомства с индивидуальными психотехниками аретей возникла настоятельная потребность посмотреть на аретеи массовые, можно даже сказать - индустриальные, включенные в промоушн, рекламу и государственное регулирование. А это, как вы уже догадались, вебдизайн и вебмастеринг.

В России в целом и в ряде регионов - в Карелии, в Кубани, на Сахалине... - проводятся конкурсы на лучший сайт. Через такие конкурсы, поощряемые местными властями, их инициаторы надеются создать некую общественность вебмастеров и вебдизайнеров, повысить общую культуру создания сайтов.

В критериях оценки, объявляемых на этих конкурсах, аккумулируется опыт создания хороших сайтов. Вот как об этом говорят устроители Национальной Интернет премии 2003: "Перечисленные выше критерии сперва были сформулированы в мировом интернете как правила создания хороших новых сайтов, а теперь они выступают в качестве лучших из имеющихся инструментов оценки".

Итак, оценка сайтов - задача общественно признанная, в массовом порядке решаемая и связанная с развитием культуры гипермедиа.  Давайте взглянем, на чем основывается решение этой задачи...

1. О вкусах не спорят

Житейская мудрость гласит, что спор о вкусах - лучший повод для драки ;0). Т.е. критерии оценки субъективны, а решение конкурсной комиссии - это просто компромисс в закулисной игре бонз, меряющихся авторитетом и пытающихся протащить в лауреаты "своих" кандидатов или даже самих себя. И так считают многие. Например, вот что писали CNews.ru об итогах Национальной Интернет премии-2003:

"Ни для кого не секрет, что в России различные премии и конкурсы зачастую носят сомнительный оттенок. Национальная Интернет премия в этом вполне преуспела. Нынешняя премия продолжила традицию разочарований и скандалов, сопровождавших премии прошлых годов, и продемонстрировала все ту же степень ангажированности, которая в глазах несетевой общественности серьезно портит реальную картину развития интернета как передового медиа-канала. Премии этого года, конечно, не удалось побить рекорд 2001 г, когда жюри под председательством А. Воложа (президента компании «Яндекс») присудило 6 премий «Яндексу», а диплом о присвоении звания «Человека года» А. Воложу был подписан самим А. Воложем, но своих «неожиданностей» хватило. Интересно выглядит победа «Компьюленты» в номинации «Информация и общественно-политическая жизнь...».

Между тем механизм субъективной оценки несколько иной. Чтобы описать его, представим себе некое простейшее существо, живущее только настоящим. Вот оно проголодалось - и его не интересует ничего, кроме пищи. Т.е. пища оценивается высоко, а всё остальное низко. Насытившись, оно захотело пить - теперь питье получает высокую оценку. Когда жажда утолена, это существо жаждет развлечений. Нагулявшись и наплясавшись, оно устает и ему требуется уже сон. Проснувшись, это простейшее ощущает голод - и так по кругу... (Чтобы избежать натурализма, я исключил из цикла жизни этого существа некоторые фазы - но и они так же важны и интересны этому существу, как и все остальные. Недаром же Андрей Кнышев отвел им почетные места в своем нашумевшем списке 55 удовольствий ;0)

И ещё один штрих к жизнеописанию простейшего существа. Оно, между прочим, дышит. Дыхание происходит автоматически и никак не оценивается этим существом, поскольку то его не замечает. Но перекройте ему доступ к воздуху - оно начнет задыхаться - и тогда уже глоток чистого воздуха становится первейшей потребностью, оценивается высоко, а всё остальное - ничтожно.

Наблюдая это простейшее существо, в котором отражается и наш собственный цикл жизнедеятельности, можно так описать критерии, которыми оно пользуется в оценке ситуации:

Вернемся теперь к вышеупомянутому конкурсу сайтов. Если члены конкурсной комиссии не имеют объективных критериев оценки и руководствуются только профессиональным чутьем, то 1) они будут брать в качестве эталонов свои собственные сайты, ибо там воплощен высший в их понимании уровень мастерства; 2) из новинок они будут ценить только те, которые отвечают их собственным потребностям в развитии сайтов; 3) они будут беспощадно отметать все проекты, изъяны которых будут нарушать нормы "общего среднего уровня"; 4) они будут озабочены общим престижем конкурса, с тем чтобы тиражировать его в дальнейшем (в это смысле статья в CNews.ru нацелена в болевую точку).

2. Красота имеет внутренние законы

Да, почтенные члены жюри часто руководствуются субъективными оценками, но они ни за что не признаются в этом. Напротив, каждое уважающее себя жюри до начала конкурса публикует критерии, по которым будет сравнивать номинантов. Эти критерии, как уже упоминалось выше, подаются как объективные и аккумулирующие лучший мировой опыт.

Так ли это? Давайте посмотрим на несколько наборов.

Вот критерии Национальной Интернет-премии - их 6:

1. Содержание - это информационное наполнение сайта, которое должно отвечать его теме, привлекать внимание, быть кратким, ясным, действенным и вызывать жажду продолжения.
2. Структура и навигационные функции - возможность быстро добраться до нужного места и легко охватить содержание сайта как вглубь, так и вширь.
3. Визуальное оформление - высокое качество и уместность дизайна, который призван производить впечатление на посетителя или даже поражать его.
4. Функциональность - сайт быстро загружается, независим от платформы и типа браузера, все ссылки "живые", технологии применяются к месту и отвечают предполагаемой аудитории. Хорошая функциональность — это технология, которая не бросается в глаза.
5. Интерактивность - наряду с гиперссылками и всплывающими меню сайт должен предоставлять пользователю возможности диалога — двустороннего обмена информацией, как в поисковых системах, чатах, сетевых играх и пр. Благодаря интерактивным элементам пользователь должен постоянно ощущать отличие Сети от журнала или телевизора.
6. Общее впечатление - неуловимые тонкости, которые заставляют пользователя остаться. Признаки хорошего общего впечатления - если вы создали закладку, переслали адрес сайта приятелю или просто заинтересовались и провели на нем некоторое время.
(Оговорка устроителей: Относительная значимость каждого из критериев меняется в зависимости от направленности сайта. Очевидно, например, что для новостного сайта информационное наполнение имеет большее значение, чем визуальное оформление, а для сайта, посвященного искусству, ситуация обратна. В конечном счете, наиболее существенным критерием является общее впечатление: сайт — это нечто большее, чем просто сумма составляющих его частей.)

Вот критерии конкурса "Web Сахалин 2002":

1. Информационное содержание - насколько привлекает внимание посетителя и отвечает теме сайта, а также социальная значимость проекта и грамотное изложение информации.
2. Техническая реализация - быстрота загрузки, независимость от типа браузера, удобство навигации на сайте, возможность взаимодействия с пользователем (система "вопрос-ответ", обратная связь, форумы, чаты и т.д.).
3. Дизайн - высокое качество внешнего вида сайта, уместность и соответствие той аудитории и задаче, на которые ориентирован сайт.

Вот критерии фестиваля сайтов "ТЕГ-2003" (Томская область):

1. Контент: четкость, ясность и полнота изложения; достоверность; полезность и доступность информации; частота обновления.
2. Визуальное исполнение: соблюдение общего (фирменного в т.ч.) стиля; стиль композиции; стиль оформления текста; цветовое решение; общая компоновка сайта.
3. Техническое решение: наличие сервисов, соответствующих номинации (поиск, гостевые, рассылки, новости, форумы, прайс-листы, каталоги и пр.); скорость доступа; удобство их использования; элементы автоматизации сайта; применение новейших возможностей сайтостроения (звук, видео, анимация, Java-апплеты и т.д.), возможность просмотра в различных браузерах.

Вот критерии конкурса Интернет.Ку-2003 (Кубань):

1. Дизайн
Общее впечатление, создаваемое ресурсом
- соответствие оформления сайта его информационному наполнению, стилистическая целостность сайта, соблюдение стилевого единства на страницах второго уровня.
Архитектоника (цветовое решение)
- выбор цветовой схемы в соответствии с основной идеей дизайна, сочетание цветов.
Композиционное решение
- пропорции, взаимное расположение элементов.
Типографика (шрифты)
- выбор шрифтов, их сочетание и применение.
Эргономичность (usability)
- логичность и понятность интерфейса, удобство навигации.
Rich Media
- все требования, предъявляемые выше, плюс специфика данной технологии (сюжет, сценарий, интерактивность и т.п.)
Креативность
- уникальность, чистота идеи, неординарность подхода и адекватность поставленной задаче.
2. Техника исполнения
Качество верстки
- чистота и корректность кода, оптимизация кода, эффективное использование модульной сетки, кросс-браузеринг.
Качество графики
- оптимизация графики, корректное использование различных графических форматов.
Уровень программирования
- умение и уровень использования программных средств, безопасность программ, работоспособность линков, интерактивность, скорость загрузки.
3. Содержание
Соответствие формату
- выполнение смысловой задачи - соответствие текстов объявленной тематике сайта, полнота освещения темы, наличие справочной информации и ссылок на другие ресурсы.
Организация содержания
- логика и прозрачность структуры материалов сайта, стиль подачи материала, удобство поиска по сайту.
Актуальность информации
- "свежесть" информации на сайте, динамизм ресурса и периодичность обновления материалов там, где это требуется.
Привлекательность и дружественность
- оригинальность текстов, эксклюзивность материалов, литературная привлекательность языка, приемы повышения заинтересованности посетителей, обратная связь.
Грамотность языка
- общая грамотность, соблюдение правил грамматики и орфографии.

Для полноты картины доберемся до западных границ России - конкурс интернет-сайтов Карелии "Серебряная мышь":

Каждому участнику выставляется оценка по 20-балльной системе, при которой итоговая оценка выводится как сумма четырех составляющих по следующим категориям.
дизайн (максимальная оценка - 7 баллов),
информационная насыщенность (максимальная оценка - 7 баллов),
удобство навигации (максимальная оценка - 3 балла),
оригинальность и/или использование новых технологий (максимальная оценка - 3 балла).

Нетрудно заметить, что критерии похожи (устроители поглядывают друг на друга, а в Казахстане так и просто скопировали критерии с российского конкурса). Но есть и отличия: на Сахалине вспомнили о социальной значимости сайтов (согласитесь, что это существенно), в Томске и на Кубани использовали понятие стиля (и это существенно), Кубань заговорила о типографике, эргономичности и креативности, Карелия критерии взяла обобщенно, но зато ввела шкалы оценок. 

Если призадуматься, то в копилку критериев можно насыпать множество других. Вот на этом сайте (англ.), к примеру, выложены 100 критериев оценки сайтов, сгруппированных в 5 равнозначных групп - функциональность, дизайн, контент, оригинальность, профессионализм и эффективность.

Однако назвать критерии - это еще полдела. О том, как построить обоснованную оценку, существует целая наука. Созданы компьютерные программы, автоматизирующие этот увлекательный процесс, - о них говорилось в 15-м выпуске нашей рассылки и приложении к нему (каждому критерию сопоставляется шкала, устанавливаются веса или сравнительные значимости критериев, определяется оптимальное решающее правило). Тогда при исходной задаче выбора и определенном составе экспертов будет достигаться сходимость оценки, т.е. наборы критериев могут быть разными, а конечный выбор будет одним и тем же.

Но все эти премудрости обычно касаются внешних оценок - это когда предмет воспринимается с точки зрения потребителя, его интересов и ощущений. Очевидно, что его запросы (критерии) налагают противоречивые требования к конструкции: сайт должен быть и содержательным (больше текста), и зрелищным (больше картинок), и быстро загружаться (меньше текста и картинок), и удобным (привычным), и оригинальным (непривычным).  Конкурсной комиссии вольготно пользоваться такими противоречивыми критериями (без шкал, весов и решающих правил), а вот создателям сайтов приходится выкручиваться, переводя взаимоисключающие требования заказчиков (ИЛИ-ИЛИ) в синтетические решения, удовлетворяющие сразу всем требованиям (И-И). 

Вот такие синтетические решения являются самоценными, т.е. несущими собственную, неутилитарную красоту, которую способны оценить прежде всего конструкторы, но и пользователи иногда ощущают нечто вечное, стоящее казалось бы за самыми обыкновенными вещами. Как сказал когда-то Федор Тютчев:

Чему бы жизнь нас не учила,
Но сердце верит в чудеса:
Есть нескудеющая сила,
Есть и нетленная краса.

Оценка сайта из него самого, по внутренним критериям, и является, имхо, подлинно объективной оценкой. Такая оценка отвечает законам сборки синкретичных (многоцелевых) решений. Она может быть осуществлена путем некой идеальной процедуры синтеза сайта под те задачи и условия, в которых он должен впоследствии существовать.

Во главу угла, очевидно, нужно поставить функциональность (так многие и делают). Ведь сайт - искусственная система, созданная для определенной функции. Можно сравнить с автомобилем - у того функциональность связана с шасси, мотором и рулевой колонкой. А корпус, мягкие сидения и кондиционер - на втором месте по значимости.

В опытах, развивающих тему этого выпуска, мы рассмотрим такую систему критериев:

1. Функциональность + гэги (рекламные ходы, привлекающие внимание).
2. Образный стиль.
3. Стиль текстов.
4. Концепт (высшие гармоники).

Другие темы цикла "Гипермедиа" будут касаться других разновидностей интерактивных виртуальных сред, но сайты - это самое массовое и самое важное в Сети. Она раскрывается перед изумленными пользователями компьютеров как звездное небо - и здесь невольно приходит на ум бессмертное двустишие М. Ломоносова:

Открылась бездна, звезд полна;
Звездам числа нет, бездне – дна.

 * * *

Вот и всё пока... 

До новых встреч!
Юлий Феодоритов
mailto:feod@narod.ru

 

 Источники   

Теории, концепции, прогнозы

Феномены Сети и компьютинга

На главную

Рейтинг@Mail.ru

Сайт создан в системе uCoz