Зареалье: феномены Сети и технологии работы с ними
Цикл # Гипермедиа Опыт 21-5

Кольца и созвездия

Говоря о сайтах как феноменах гипермедиа, нельзя обойти вниманием так сказать "внешнеполитическую" составляющую их функционирования.  Придерживается ли автор сайта глухого изоляционизма, стремясь приковать посетителя исключительно к своему контенту? Или он открыт для кооперации с другими сайтами? Или он позиционирует себя как перекресток множества дорог? Открытая политика, очевидно, больше соответствует духу Сети - и ее реализация многими авторами привела к появлению различных форм интеграции сайтов в более крупные объединения. Кольца и созвездия - лишь некоторые из них.

Внешние ссылки - признак атмосферы доверия

Открытость является сутью и духом Сети. Связываясь с остальными авторами Интернета, вы демонстрируете доверие к другим сайтам, а это подразумевает доверие и к вашему сайту.

По мнению Нильсена, Моркеса и многих других теоретиков Интернета, отсутствие боязни быть связанным с другими сайтами является признаком доверия, ведь при этом другие сайты рассматриваются как ваши поручители. Кроме того, ссылки также содержат информацию и помогают оценить достоверность высказываний автора. Представление разных точек зрения с помощью внешних ссылок демонстрирует, что вы не боитесь сравнения с другими сайтами и уверены, что ваши посетители вернутся снова.
Отказ же от использования внешних ссылок создает впечатление эгоистичного, замкнутого и даже параноидального сайта.

Информационная кооперация в Сети

Сказав "А", очевидно, нужно сказать и "Б". Если авторы сайтов не только демонстрируют доверие, но и в какой-то степени проникаются этим чувством, то они будут готовы и к более тесным формам сотрудничества.

Вот несколько примеров.

Союз образовательных сайтов - ведущий раздел проекта http://www.allbest.ru. В основу его создания была положена идея объединения наиболее содержательных и интересных образовательных, научных и информационных ресурсов в союз, который будет способствовать их развитию.

Портал суфийских сайтов - Орден Ниматуллахи реализует ветвящуюся систему сайтов, в которых раскрывается и пропагандируется эта разновидность ислама. http://www.sufism.ru/orden/sitemap.htm

Веб-кольцо русских писателей - Это веб-кольцо для встречи читателей и русских авторов - писателей, прозаиков, поэтов, литераторов.  http://h.webring.com/hub?ring=ruwriters (Оно реализовано на бесплатном англоязычном сервисе, предназначенном для обслуживания сотен различных колец http://dir.webring.com/rw)

Клубы по интересам на Yahoo -  например, клуб IErussian · Искусственный разум, нейронные сети и т.д. http://groups.yahoo.com/group/IErussian/  Такие клубы служат не только площадкой для дискуссий (с доставкой реплик по e-mail), но и библиотекой файлов, ссылок и изображений, собираемых членами клуба.

Стихи.ру - национальный сервер современной поэзии, объединяющий поэтов-любителей. Сервер дает возможность авторам опубликовать свои творения, проводит их критический анализ, делает и рассылает по подписке регулярные обзоры лучших новинок. http://www.stihi.ru

Народ.Ру - бесплатный хостинг с веб-конструктором сайтов. http://narod.yandex.ru/
По словам менеджера проектов компании Yandex Вадима Богданова, занимавшегося развитием community на Narod.ru, идея проекта "Сообщества" состоит в том, чтобы владельцы сайтов одной тематики могли объединиться в web-ring. На начало 2004 года самое крупное такое сообщество "Народная коммуна" насчитывало 465 участников (в 2007 сообщество сократилось в 10 раз - сказалась конкуренция блогов). На страничке сообщества размещаются объявления о новых материалах на сайтах участников, ведутся конференция и чат, имеется фотогалерея.

LiveJournal ( http://www.livejournal.com/ ) и другие блоги.
Блог (англ. blog, от web log, «сетевой журнал или дневник событий») — это вебсайт, основное содержимое которого - регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи вре́менной значимости. Бло́ггерами называют людей, ведущих блог. Совокупность всех блогов Сети принято называть блогосферой.
Для блогов характерна возможность публикацией отзывов (т.н. «комментариев», комментов) посетителями. Она делает блоги средой сетевого общения, имеющей ряд преимуществ перед электронной почтой, новостными группами, веб-форумами и чатами. В Рунете Живой Журнал (LiveJournal) обрёл феноменальную популярность, причём в качественном плане состав русского ЖЖ также необычайно разнообразен. Свои ЖЖ есть у многих известных в России людей, а также у партий, общественных движений и организаций.

Динамика сетевых сообществ

Сотрудничество в Сети, как и всякое другое, имеет границы существования: оно зарождается, расцветает, ширится, дробится и, увы, угасает. В этой части мы соберем вместе результаты исследований нескольких авторов: Кэт Нейгель, Е. Белинской, В. Нестерова, А. Елашкиной.

Каждый форум проходит в своем существовании через следующие стадии:

1. НАЧАЛЬНЫЙ ЭНТУЗИАЗМ. Участники представляются друг другу и много распространяются о том, как это здорово - найти родственную душу.

2. ЕВАНГЕЛИЗМ. Участники жалуются на то, как мало народу пишет в их форум, и устраивают брэйнсторминг на предмет привлечения новых подписчиков.

3. РОСТ. Присоединяется все больше и больше народу; начинаются продолжительные обсуждения разных вопросов; появляются какие-то темы, не связанные с темой самого списка.

4. СООБЩЕСТВО. Обсуждается множество тем, люди обмениваются множеством советов и другой информацией; завязывается дружба; народ начинает друг друга подкалывать; новички приветствуются тепло и вежливо; все - как старожилы, так и новички - не стесняются задавать вопросы, предлагать ответы и делиться мнениями.

5. ДИСКОМФОРТ ИЗ-ЗА РАЗЛИЧИЙ. Количество сообщений существенно возрастает; далеко не каждая тема интересна каждому из участников; начинаются жалобы на соотношение "сигнал/шум". Участник А грозится выйти из списка, если остальные не включатся в обсуждение предложенной им темы; участник Б согласен с А; участник В советует А и Б успокоится; полезное время тратится на обсуждение "процедурных вопросов"; всем становится скучно.

6-а. СНОБИСТСКАЯ ПРЕСЫЩЕННОСТЬ И СТАГНАЦИЯ. "Пуристы" наезжают на всех, кто задает "бородатый" вопрос или реагирует шуткой на серьезное письмо; новичков зажимают; трафик падает и нагоняет зевоту; все интересные дискуссии ограничены несколькими участниками и ведутся по e-mail в частном порядке, минуя список; "пуристы" тратят большую часть времени поздравляя друг друга с тем, что задавили еще одну не относящуюся к теме списка дискуссию. Или...
6-б. ЗРЕЛОСТЬ. Несколько человек покидает список, остальные держатся где-то на фазе 4, подскакивая раз в несколько недель до фазы 5; многие из оставшихся время от времени грозятся выйти из списка по второму и третьему разу, но список продолжает благополучно существовать даже если это в самом деле происходит.

В этом перечне Кэт Нейгель приведены фазы эволюции конференций - это самый быстрый и мобильный вид интернет-кооперации. Преимущественно возникновение сетевых сообществ происходит следующим образом - создается та или иная программная оболочка, позволяющая осуществлять коммуникацию, потом на этот ресурс приходят (или не приходят) пользователи глобальных сетей, в результате взаимодействия между постоянными пользователями этого ресурса социальный агрегат трансформируется в социальную группу.

Любопытны данные контент-анализа полилога на интернет-конференциях, полученные Е. Белинской:

Причины трудностей в жизни сетевых сообществ видятся самими участниками как внешние, нестабильные и глобальные, а причины возможных успехов – как внутренние, стабильные и конкретные.  Иными словами, наблюдается та же самоорганизация социальных групп, что и в обычной жизни - под некие положительные перспективы выдвигаются лидеры, вокруг них сплачивается актив "своих" (ЗА достижение этих перспектив и ПРОТИВ происков "чужих", путающихся под ногами, а то и занимающихся вредительством).  Если отличия и есть, то они только в зыбкости самого виртуального присутствия участников.  В этом отношении группа ограничена в средствах давления на участников и единственное, что остается, - отключать или вытеснять неугодных. В. Нестеров приводит данные анализа одного из крупных чатов - там за год обновилось 9/10 всего состава участников, а средний срок жизни активиста форума - не более 1,5-2 лет. Между тем, для передачи норм и традиций необходима каждодневная передача их "старожилами" новичкам. Отсюда понятна проблематичность идеологической преемственности. Положение не спасают и "долгожители" - их численность не превышает 2-7% от общего количества. То есть, нормы и традиции виртуального социума с каждым "обновлением состава" видоизменяются, иногда до полной противоположности.

Кто же эти угодные-неугодные?

А. Елашкина справедливо замечает, что в Сети доминируют Разработчики. Интернет - это специфическая область, где присутствие Разработчика (сайтов, инфраструктуры, программного обеспечения, "железа", дизайна и пр.) для посетителей проявляется напрямую. Одновременно и сами Разработчики присутствуют в сети и используют ее как свое собственное, обжитое ими пространство. Это пространство не принадлежит на сегодня ни педагогам, ни политикам, ни психологам, хотя иногда возникает иллюзия, что кто-то из гуманитариев там плотно обосновался. Для того, чтобы обжиться в пространстве Интернета, гуманитарии должны идти на контакт (лучше всего на со-проектирование) с Разработчиками.  Сообщество Разработчиков вполне удобно чувствует себя в созданной ими же сети, причем именно как сообщество.

Интерфейсы программ во многом определяются мышлением Разработчика, отразившемся в логике работы программы. Логика базы данных отражается в интерфейсе (в логике работы с ней) и не может не влиять на логику Мышления пользователя. Даже после того, как компьютер отключен! Сидя перед экраном, человек имеет дело с достаточно тонкими сущностями своего сознания, и такая мощная подстройка как постоянное видение окон, или деревьев, или таблиц при работе с информацией (а вообще-то со Знанием у себя в Мышлении) не может не оказать влияния.  Кроме логики работы, в интерфейсах прошиты определенные слова, которые находятся перед глазами несколько часов в день. Именно эти слова и начинают казаться единственно верными по смыслу и по стилю.

Сеть дает потенциальную возможность человеку быть услышанным (в пределе) всем Миром. И одновременно потенциальную возможность не быть замеченным никем, кроме нескольких друзей, которые по личному приглашению пару раз посетят сайт.  В сети, где нет определенных жестких границ, актуализируется вопрос - как адекватно представить себя и как найти единомышленников. Как мы теперь будем узнавать друг друга? Как будет организовываться Встреча? Какова топология пространства Интернет? Как будут формироваться "магистрали" и "тропинки" в новом пространстве? Какие закономерности будут формироваться? Возможно ли, что все пространство Интернет уже близко к "тепловой смерти" - полному хаосу из мелких информационных кусков. Способны ли существующие поисковые системы, каталоги и базы данных или следующее их поколение сформировать области Знания из "сетевой информационной помойки"?

Сеть глобально влияет еще на один важный аспект деятельности - на возникновение новых практик. Никогда не пересекавшиеся раньше предметные области могут встретиться в сети в одном проекте или просто в одной коммуникации. Такие встречи становятся все более частыми, поскольку в сети это сделать намного удобнее, чем в реальном мире. Сочетания представителей разных практик (да и разных культур) становятся очень разнообразными, втягивая все больше людей с различными актуальными задачами. Каждая встреча во многом уникальна, на каждой (в зависимости от состава и контекста) стихийно рождаются новые нормы, пока никак не технологизируемые. Возможно, на таких экзотических для реального пространства встречах начинают формироваться новые практики.

Можно, конечно, называть коммуникацией эпистолярный жанр электронной переписки и чатов, однако маловероятно, что так можно построить коллективную распределенную деятельность.  По мнению Елашкиной, с того момента, когда в сети появятся настоящие семантические базы знаний, Интернет станет действительно мощным отражением реального мира. Главный критерий базы знаний - она должна менять свое состояние от любого внешнего воздействия. Например, от запроса пользователя. Все воздействия оставляют в ней след. Вернуться в предыдущее состояние система уже не может. Любой человек, присутствующий в сети, начнет (желая того, или нет) постепенно отпечатывать свой образ в работающих базах знаний. Такие базы знаний можно смело назвать самообучающимися (если они накапливают и обобщают следы воздействий). Причем хозяева интеллектуальных баз знаний, обучающихся на какие-либо области знаний (например, на аналитику СМИ) будут конкурировать за человеческий ресурс не только как за пользователей. Все большую цену будут приобретать посещаемость системы пользователями-экспертами. Несколько запросов, сделанных грамотным специалистом в соответствующей области, могут хорошо продвинуть базу знаний в построении образов исследуемой области. Это похоже на то, как в реальной жизни устраивают мастер-классы.  Продвинутый клиент экспертной поисковой системы или умелый коммуникатор на коммуникативной площадке, являющийся носителем какой-либо практики и ее норм, станет важным ресурсом для держателей инфраструктуры с интеллектуальными информационными ресурсами. Такой клиент фактически оставляет свой образ посещения инфраструктуры. Этот образ внедряется в инфраструктуру и начинает там быть полезным даже без живого участия конкретного человека.


Вот и всё пока... Вопросы и замечания mailto: feod@narod.ru

До новых встреч!
Юлий Феодоритов,
 

 Источники   

Теории, концепции, прогнозы

Феномены Сети и компьютинга

На главную

Рейтинг@Mail.ru

Сайт создан в системе uCoz