Зареалье: феномены Сети и технологии работы с ними
Цикл # Гипермедиа Выпуск 22

Гипермедиа веб-серфинга

Аннотация. Этот выпуск посвящен способам существования обитателей Сети. Мы исходим из предположения, что люди не просто пользуются возможностями Интернета, а живут в нем. То есть у них там появляется своя среда обитания, свой дом, цикл жизнедеятельности, друзья и враги... - в общем полный букет обстоятельств, сопровождающих нас и в традиционной культуре. При этом аналогом веб-серфинга становятся дела и путешествия, а в более широком масштабе - влекущие нас судьба и рок.

Сюжеты - это судьбы героев

В предыдущем Опыте 19-1 мы рассматривали типологию композиций, и была предложена некая универсальная таблица, применимая для всех их уровней и аспектов. Залив в эту таблицу базовые отношения композиций, мы смогли определить место 7 из 14 пар тропов. Уважаемым подписчикам было предложено самостоятельно построить Таблицу сюжетов для систематизации остальных тропов, однако чтобы не оставить вас без поддержки в этом деле, мы переходим к "Гипермедиа веб-серфинга", поскольку композиции сюжетов ближе к теме 22-го выпуска в нашем плане. Итак, рассмотрим сюжеты веб-серфинга и судьбы веб-серферов. 

В этой теме нам поможет разработанная Вадимом Зеландом теория управления судьбой с примечательным названием "Трансерфинг" (http://transurfing.newmail.ru/ и http://content.mail.ru/pages/p_11308.html). Цель этой теории - научиться балансировать на волне удачи.

Термин "трансерфинг" означает "скольжение через пространство вариантов", "трансформация потенциально возможного варианта в реальность", "переход через линии жизни". 

Концепция судьбы у Зеланда базируется на постулате о многовариантности мира. Воспринимаемый нами мир суть реализация одной возможности из множества в пространстве вариантов. Пространство вариантов представляет собой информационную структуру. Это бесконечное поле информации, содержащее любые варианты всех событий, которые могут произойти. В пространстве вариантов есть все, что было, есть и будет, - в каждой его точке существует свой вариант того или иного события. Поскольку события связаны друг с другом причинно-следственными связями и отношениями подобия, то такое пространство делится на секторы. Чем больше расстояние между секторами, тем сильнее различия в сценариях разворачивающихся там событий. Реализация вариантов суть движение в пространстве и времени, но варианты остаются на месте и существуют вечно. Пространство вариантов служит шаблоном, оно определяет, каким образом должна проявлять себя реализация. Выбор вариантов осуществляется под воздействием мыслей участников событий ("мысленным излучением").

Заметим, что такая модель подходит к путешествиям и деятельности в Сети. Двигаясь по выбранным нами гиперссылкам и размещая информацию в Сети, мы пребываем в пространстве возможных вариантов. Реализация информации на экране происходит под воздействием мыслей участников событий в обстоятельствах ("декорациях"), задаваемых Интернетом.

Человек своими мыслями формирует ту реальность, в которой он живет, - свой сектор в пространстве вариантов. Линия жизни человека, как и любое другое движение объектов в мире, представляет собой цепочку причин и следствий. Жизнь человека течет размеренно по одной линии до тех пор, пока не происходит событие, меняющее сценарий и декорации. Тогда судьба делает поворот и переходит на другую линию жизни. Вы всегда находитесь на тех линиях жизни, параметрам которых удовлетворяет ваше мысленное излучение. Изменив свое отношение к миру, то есть параметры своего мысленного излучения, вы переходите на другую линию жизни, с другими вариантами развития событий.

Если применить эти положения к "судьбе читателя", то мы увидим процесс понимания текста. "Сектор пространства вариантов " - это контекст, "линия жизни" - это сюжет, который читатель (зритель) проживает-продумывает в ходе восприятия текста. Переход на другую линию - это смена интерпретации текста.

Далее Зеланд описывает механизмы психического заражения (психические вирусы или мемы в последнее время стали предметом изучения новой науки - меметики). Их у него 2 основных - негативное давление групп ("маятники") и счастливое стечение обстоятельств ("волна удачи")

Маятник - это скоординированное мышление. Маятник раскачивается тем сильнее, чем больше людей-приверженцев - питает его своей энергией. У каждого маятника своя резонансная частота колебаний. Если количество приверженцев маятника уменьшается, его колебания угасают. Когда приверженцев совсем не останется, маятник останавливается и как сущность умирает.
Человек, попавший под влияние деструктивного маятника, теряет свободу. Он вынужден жить по законам маятника и излучать мысли в заданной ему резонансной частоте - нравится ему это или нет. Маятник стремится привлечь к себе как можно больше приверженцев, чтобы получить больше энергии. Маятник противопоставляет группу своих приверженцев всем остальным группам и агрессивно обвиняет всякого, кто не захотел стать приверженцем. Таких он пытается либо привлечь на свою сторону, либо нейтрализовать или устранить. Маятник пользуется благообразными привлекательными масками, прикрывается высокими целями, играет на чувствах людей, чтобы оправдать свои действия и подчинить себе всех окружающих.
Одним из самых любимых способов маятника получить доступ к вашей энергии является вывод вас из равновесия. Отклонившись от равновесия, вы начинаете "раскачиваться" на частоте маятника и тем самым раскачиваете его.

Чтобы выкачать из человека энергию, маятники цепляются за его чувства и реакции: негодование, недовольство, ненависть, раздражение, беспокойство, волнение, подавленность, смятение, отчаяние, страх, жалость, привязанность, восхищение, умиление, идеализация, преклонение, восторг, разочарование, гордость, чванство, презрение, отвращение, обида, чувство долга, чувство вины, и так далее. Главная опасность для человека, поддавшегося влиянию деструктивного маятника, состоит в том, что маятник уводит свою жертву в сторону от тех линий жизни, где человек обретет свое счастье. Необходимо освободиться от навязанных целей, в борьбе за которые человек уходит все дальше от своей стези.

Волна удачи образуется как скопление благоприятных для вас линий жизни. В пространстве вариантов есть все, и в том числе вот такие золотые жилы. Если вы попали на крайнюю линию такой неоднородности и поймали удачу, вы можете по инерции скользить на другие линии скопления, где следуют новые счастливые обстоятельства. Но если за первым успехом вновь пошла черная полоса, значит вас зацепил деструктивный маятник и увел в сторону от волны удачи.

Если спроецировать эти построения на общечеловеческую культуру, то нетрудно увидеть аналогии со сказочными сюжетами противостояния добра и зла. Темные силы в сказках, как правило, хорошо организованы в группы и стремятся все вокруг подчинить своей воле, а герой-одиночка дает им отпор и ему улыбается удача. Правда, в сказках немалую роль играет и помощь герою со стороны добрых друзей, о чем у Зеланда почему-то не говорится.

Рассуждая по Зеланду, мы должны признать, что "маятником N1" является Сеть. Это она навязывает веб-серферу поле возможностей, свою культуру и свои соблазны. Это она крадет ваше время и вампирит вашу умственную энергию. Наконец, это она опустошает ваш кошелек и строит на этом свое благополучие.

Возникает естественный вопрос: почему же тогда люди пользуются услугами провайдеров, посещают сайты и подписываются на почтовые рассылки? Неужто все сошли с ума? ;0) Нет, конечно. В мире, состоящем из одних маятников, не было бы ни любви, ни дружбы, ни сотрудничества, ни высоких идеалов патриотизма, гуманизма, ни чувства прекрасного. И Сеть несет интернет-аудитории ценные знания и увлекательные переживания, открывает возможности сверхбыстрых глобальных коммуникаций - иначе бы она никого не заинтересовала.

Итак, маятник не только отбирает, но и дает. Тем не менее Зеланд прав, предостерегая от опасностей порабощения маятниками. Каждый веб-серфер должен быть начеку, чтобы не утонуть в информационной бездне Сети и взять из нее только то, что ему действительно нужно. Ведь в подавляющем числе случаев мы сталкиваемся с избыточной, а то и недостоверной информацией. Еще драматичнее ситуация с выбором источников информации - там за внимание аудитории идет настоящая война. Реклама, мода и всяческие мании (компомания и интернет-мания в том числе) готовы заполнить ваш внутренний мир всякой ерундой, подсадить на иглу игрушек, запугать, пленить, привязать...

Зеланд предлагает следующие рецепты избавления от наваждений маятников:

  1. Не бороться с попытками влияния, а пропускать их мимо себя, внутренне отстраняясь.
    Нужно все принимать как экспонаты в музее, нравятся они вам или нет. В музее может находиться много экспонатов, которые вам не понравятся. Однако вам не приходит в голову требовать, чтобы их оттуда убрали. После того, как вы признали право маятника на существование, вы имеете право уйти от него, не поддаваться его влиянию. Но главное - это не бороться с ним, не осуждать, не злиться, не выходить из себя, потому что все это будет означать ваше участие в его игре. Наоборот, надо спокойно принять его как должное, как неизбежное зло, а потом уйти от него. Проявляя неприятие в любой форме, вы отдаете энергию маятнику.
  2. Однако часто бывает, что просто проигнорировать маятник не удается. Просто отказ или защита будет означать потерю энергии, поскольку и то и другое есть борьба с маятником. В таких случаях вы можете сделать вид, что вступаете в игру маятника. Главное, чтобы вы осознавали, что вступаете в игру понарошку. Такой принцип лежит в основе борьбы Айкидо. Там буквально происходит следующее. Нападающего берут под ручку, идут вместе с ним, как бы провожая, а затем легко отпускают и отправляют лететь в ту сторону, куда была направлена его энергия. Техника такого мягкого ухода заключается в том, что на первый выпад маятника вы отвечаете согласием, а затем дипломатично отступаете или ненавязчиво направляете движение в нужную вам сторону. Например, возбужденный начальник хочет взвалить на вас работу и энергично требует, чтобы она была выполнена именно так, как считает он. Вы знаете, что это надо делать по-другому, или вообще это не ваши обязанности. Если вы начнете возражать, спорить, защищаться, он в жесткой форме потребует повиновения. Ведь он принял решение, а вы идете ему наперекор. Сделайте наоборот. Выслушайте внимательно, согласитесь со всем, дайте иссякнуть первому импульсу. А затем спокойно начните с ним обсуждать детали работы. В данный момент вы приняли энергию начальника и излучаете на его частоте. Его импульс, не встречая сопротивления, на некоторое время вязнет. Вы не говорите ему, что лучше знаете, как делать эту работу, не отказываетесь и не спорите. Вы просто советуетесь с начальником о том, как бы вы могли сделать работу быстрее и лучше, или может другой исполнитель сделает это лучше. Вы качаетесь вместе с маятником, но делаете это сознательно, не участвуя в игре, а как бы наблюдая со стороны. Он качается, полностью погруженный в игру. Это его игра - он принимает решение, а с ним соглашаются и советуются. Вы увидите, что энергия, прежде направленная на вас, уйдет в сторону - в сторону иного решения или другого исполнителя. Таким образом маятник лично для вас будет провален.
  3. Бывают случаи, когда зарвавшийся маятник провалить не удается. То есть, ни проигнорировать, ни уйти от него нельзя. Если действительно отступать некуда, можно для гашения маятника выкинуть что-нибудь экстраординарное - то, чего от вас никто не ждет. Вот так, если вы попали в ситуацию, где вам известен стандартный сценарий развития событий, сделайте что-нибудь - не важно что - не укладывающееся в этот сценарий. Маятник будет погашен. Дело в том, что пока вы действуете по сценарию, вы играете в игру маятника и отдаете свою энергию на его частоте. Но если ваша частота сильно отличается, вы попадаете в диссонанс с маятником, и тем самым сбиваете его с ритма.

Переведем эти рецепты на язык нашей темы. Пользователь Сети, чтобы избегать манипулирования собой, должен сохранять в себе ощущение парения над экраном компьютера (не впадать в эффект присутствия), а если давление обстоятельств слишком велико (компьютерные игры), то растворяться в контексте как бы понарошку, с самоиронией или же с последующим зигзагом - резкой сменой обстановки для встряски. В принципе, большинство пользователей так и поступает, чтобы сохранить психическое здоровье под лавиной валящейся на них информации. 

Теперь о волне удачи. По теории Зеланда, большинство проблем, особенно мелких, решаются сами собой, если не мешать течению вариантов. Оптимальность уже заложена в структуре поля информации. В пространстве вариантов есть все, но с большей вероятностью реализуются именно оптимальные и наименее энергоемкие варианты. Поэтому первый рецепт удачи состоит в том, чтобы не мешать стихийным процессам оптимизации событий.

Загадывая желание, вы всегда заранее составляете примерный сценарий развития событий. Так уж устроено мышление человека. Когда же наступающие события не вписываются в сценарий, вам кажется, что у вас ничего не выходит. А на самом-то деле, все идет как надо! Но поскольку ваш разум, привыкший мыслить штампами, не хочет принимать изменения в сценарии, вы начинаете действовать таким образом, чтобы все испортить. Вот в этом весь парадокс. Человек не может точно знать, как должны развиваться события, чтобы его выбор был реализован. Но если человек все-таки настаивает на том, что знает, каким именно образом выбор должен быть реализован, тогда в результате ничего и не получается. Ваши мечты кажутся труднодостижимыми потому, что вы находитесь во власти шаблонов, и просто не позволяете этим мечтам осуществиться. Ваши двери заперты на замки ваших стереотипов.

Второй рецепт - позитивное восприятие. Жизненные обстоятельства формируются не только конкретными поступками, но и характером мыслей человека. Если вы настроены враждебно по отношению к миру, он будет отвечать вам тем же. Если вы постоянно выражаете свое недовольство, поводов для этого будет все больше. Если в вашем отношении к действительности преобладает негативизм, тогда мир будет поворачиваться к вам своей худшей стороной. И напротив, позитивное отношение будет самым натуральным образом изменять вашу жизнь к лучшему.

Это означает завести привычку обращать внимание на все хорошее, позитивное. Как только вы увидели, прочитали или услышали о чем-нибудь хорошем, приятном, обнадеживающем - зафиксируйте это в своих мыслях и порадуйтесь. Впускайте в себя все позитивное, и тогда на вашем пути будет встречаться все больше хороших новостей и благоприятных возможностей. Нужно поддерживать в себе огонек праздника, лелеять это ощущение. Наблюдать за тем, как в лучшую сторону меняется жизнь, хвататься за любую соломинку радости, искать во всем добрые знаки. Когда вы находитесь в добрых отношениях с собой и окружающим миром, вы транслируете гармоничное излучение в окружающий мир. Вы создаете вокруг себя область гармоничных колебаний, где все складывается удачно. Позитивный настрой всегда ведет к успеху и созиданию.

А результат будет такой: когда вы в очередной раз встретите волну удачи, маятник не сможет увести вас в сторону. Таким образом, птица счастья останется у вас в руках. Ну, а чтобы приманить ее, нужно транслировать вокруг себя позитивную энергию. То есть быть не только исключительно позитивным приемником, но и транслятором. В результате мир вокруг вас будет очень быстро меняться к лучшему. Вы будете легко скользить на все более успешные линии жизни. В конечном итоге вы дождетесь, к вам придет волна удачи, которая подхватит вас и стремительно понесет к успеху.

Третий рецепт заключается в своевременном переходе на другие линии жизни. В этом человеку помогают путеводные знаки, указывающие на возможный поворот в течении вариантов. Другими словами, знак служит предвестником события, которое внесет более менее ощутимое изменение в размеренное течение жизни. Если вы ожидаете какой-то поворот, хоть незначительный, тогда может появиться знак, сигнализирующий о повороте. Если надвигается поворот, который вы не ожидаете, - тоже может появиться какой-нибудь характерный знак. Если вы обратили внимание на новое явление, что-то в нем вас насторожило, значит это знак.

Путеводные знаки являются отблесками новой фрейле. Этим термином Зеланд обозначает интегральный образ человека и его линии жизни, который понятен без слов. Некое постоянное ощущение, которое сопровождает вас в ваших снах, - это ваше фрейле. То же самое касается и знакомых вам людей, которые приходят к вам в воспоминаниях - постоянные ощущения, связанные с ними - это их фрейле. Так вот, когда назрел переход на новую линию жизни, то ее фрейле начинает отражаться в существующей фрейле - вот эти отблески и служат путеводными знаками. Эти знаки можно собирать и удерживать - тогда они и послужат ключом к смене фрейле и к переходу на новую линию жизни.

Волна удачи может дать о себе знать в виде хороших новостей. Она несет информацию из других линий жизни. Эти отголоски на текущей линии воспринимаются как добрые вести. Задача состоит в том, чтобы зацепиться за эту веревочку и вытащить себя на линии, откуда пришли хорошие новости. Там будут уже не просто новости, а удачные обстоятельства.

Посмотрим, что означает "волна удачи" для судьбы веб-серфера. Очевидно, это путь к интересному и полезному пребыванию в Сети, к ярким впечатлениям, открытию новых горизонтов знания и решению проблем. Рецепты Зеланда задают алгоритм избирательного восприятия: следовать за мыслью автора сайта (а не вопреки ей), подмечать все ценное в излагаемом, а когда возникнут признаки насыщения - подмечать намеки и ссылки для скачка к иному сайту. (Замечу в скобках, что этот алгоритм нисколько не запрещает вам развлекаться с увлекательным сайтом или игрой, по уши погрузившись в контент и забыв о всем окружающем. Значит, таковы были ваши потребности и такое качество контента, что не возникло насыщения. "Маятник" автора отвлек вас от груза проблем, выпил энергию перевозбуждения и дал вам отдых - и спасибо ему за это)


Обратимся теперь к типологии сюжетов веб-серфинга.

Напомню наметки, высказанные в предыдущем выпуске в порядке рекомендаций (вы можете найти и лучшие решения): строки таблицы сверху вниз берутся как норма-оценка, управление (информация), действие; столбцы слева направо выражают вариацию форм целого от органического до виртуального, существующего в языковом мышлении. Соответственно, по горизонтали мы получаем развертку по 4 типам логики - веры, классическую, диалектическую, логику возможностей. А по вертикали сюжеты будут меняться от канонических через проблемные к игровым. 

Такие тропы как монтаж, повторы и пропуски, оборачивание порядка, отрицание отрицания и доказательство могут отражаться на этой таблице через действие одних клеток в качестве операторов над другими клетками этой таблицы.

Итак, базовые сюжеты композиций могут быть уложены вот в такую таблицу:

21

Догмат веры / Ересь

22

Логика / Ошибка

23

Диал. логика / Метафизика

24

Прогностика / Реализм

51

Проповедь / Диспут

52

Конструирование / Разборка

53

Противоречие / Основание 

54

Возможность / Закономерность

81

Мистерия / Оргия

82

Производство / Потребление

83

Конфликт / Сотрудничество 

84

Инициатива / Неизбежность

Смысл этой таблицы в том, что фиксируются различия четырех типов мышления - догматического (религиозного), инженерного (логического), политического (логика борьбы и интриг), прогностического  (логика многовариантных сюжетов). Под эти типы мышления и выстраиваются сюжеты композиций.

На нормативном уровне 21-24 это могут быть классические сюжеты или каноны, утвердившиеся в культуре, - Библия, учебник логики, теория Гегеля о противостоянии диалектики и метафизики, трагедии Шекспира, народные приметы или теория оценки возможностей. Сюда же относятся произведения, в которых утверждаются, развиваются или отрицаются эти каноны.

Управленческий уровень 51-54 объединяет сюжеты проблемного характера, в которых применяются нормы и каноны соответствующего типа мышления. Авторы этих сюжетов пытаются найти решения проблем, стоящих перед ними или их героями.

Игровой или деятельностный уровень 81-84 - это сюжеты о предметно-преобразующей деятельности и сама эта деятельность, в которой сюжет предстает в виде плана.

Возьмем, к примеру, "Три мушкетера" Дюма-старшего. Куда отнести это произведение? К канону приключенческой литературы? К проповеди мужской дружбы? К раскрытию тайны, скажем, миледи? К описанию стычек и конфликтов?..  

Совершенно очевидно, что такое многоплановое произведение можно зачислить в любую из клеточек этой таблицы - все зависит от того, в каком отношении вы его берете. Можно, конечно, назвать эту особенность таблицы недостатком. Но с другой стороны настоящая таблица - это поле ваших возможностей в интерпретации или построении сюжета. Чем шире такое поле, тем лучше.

Чтобы вернуть долг предыдущему выпуску и завершить тему типологии композиций, привожу координаты оставшихся тропов:  

синекдоха-хиазм (оборачивание размера или порядка элементов) - операция 53 над 52 (53 ® 52)

эллипсис-амплификация (пропуск или повтор) - 54 ® 52

эвфемизм-упрощение (сложное вместо простого и наоборот) - 52 ® 52

отрицание отрицания-избыточное доказательство (испытание основания или его утверждение) - 53 ® 52 и 52 ® 53

драматизация-высмеивание (внушение веры или ее развенчание) - 51 ® 51

перебивка-хор (монтаж сюжетных линий или умножение последствий одной линии) - 84 ® 82 

фигура умолчания-общее основание (замалчивание или воспевание) - 21 ® 51, 52

Вы видите, что на таблице осталось множество клеточек и операций, не попавших в этот список. За ними - тропы, которые не вошли в обсуждавшийся ранее набор из 14 пар. К их описанию мы, возможно, вернемся в связи с предстоящими темами по гипермедиа. 


Применим нашу таблицу к обзору типажей вебсерфинга. При этом я воспользуюсь материалами Академии виртуального общения "Красные Глаза", созданной Николаем Поповым на http://redeyes.ru/, где собраны веселые описания судеб участников форумов и чатов.

21

Догматик (Компостер) / Диссидент (Че)

22

Формалист (Бэрримор, Бойскаут) / Незнайка (Карапуз)

23

Софист (Особист) / Соглашатель (Валенок)

24

Пророк (Клаксон) / Реалист

51

Проповедник (Кэпслок) / Циник (Демагог)

52

Строитель (Железякин) / Терминатор (Умелец)

53

Провокатор (Инквизитор, Хряк) / Миротворец (Админ, Буран)

54

Исследователь (Тролль) / Преподаватель (Знайка)

81

Мистик (Спаситель) / Весельчак (Джокер)

82

Муравей / Стрекоза (Жвачки, Нытик, Фрекен Бок, кум Тыква)

83

Боец (Дантес) / Жертва (Мишень

84

Новатор (Новатор, Эссеист) / Фаталист 

Эссе Попова представляют сатирический взгляд на завсегдатаев интернет-тусовок, поэтому в собранной им коллекции персонажей не удалось отыскать близкие к типажам Муравей, Реалист и Фаталист. Впрочем, они мало представлены на форумах - работягам Муравьям на тусовку не хватает времени, трезвые Реалисты не видят в этом проку, а Фаталисты, как известно, предпочитают молчать.

Поскольку, мы фатально приблизились к концу этого выпуска, приходится опустить занавес... до следующей встречи!


Напоминаю, что сбор феноменов по циклу "Гипермедиа" мы ведем нелинейным способом, что вполне отвечает особенностям этого цикла. Ассоциативный переход к следующей теме теперь зависит и от вашего выбора. Пишите о том, что вас интересует в первую очередь, - и это будет учетено в очередном "гиперпереходе".

До новых встреч!
Юлий Феодоритов
mailto:feod@narod.ru

 

 Источники   

Теории, концепции, прогнозы

Феномены Сети и компьютинга

На главную

Рейтинг@Mail.ru

Сайт создан в системе uCoz