Зареалье: феномены Сети и технологии работы с ними
Цикл # Гипермедиа Опыт 22-5

Футур-проекты

Аннотация. Особый жанр вебсерфинга - это искания людей, жаждущих саморазвития и оснащения средствами усиления способностей - от усилителей интеллекта до слияния с могущественными внешними силами. В отличие от креативных игр, украшающих жизнь на базе имеющихся возможностей, футур-проекты стремятся проложить дорогу в будущее и открыть возможности, казавшиеся раньше фантастическими. Как это работает и что в этой области есть интересного - содержание сборки 22-5.

Услышать будущего зов. Борис Пастернак

Перед прошлым - склони голову, перед будущим - засучи рукава. Генри Менкен

Будущее нельзя предвидеть, но можно изобрести. Денис Габор

Футур-проекты - это проекты, предполагающие совместный труд многих людей для открытия перед человечеством новых возможностей.

Футур-проекты, удачные и неудачные, могут быть в самых разных областях - технике, экономике, политике, культуре. Например, попытка построения коммунизма в отдельно взятой стране оказалась неудачной, а проекты создания индустриальных обществ в Германии и Японии - удачными.

Подобные проекты, как и отправка человека на Луну или создание термоядерной электростанции, - слишком масштабны, чтобы здесь о них говорить. Но рядом с этими колоссами существуют и малые формы таких проектов. Вот эти малые формы, присутствующие в виртуальной реальности Сети, и являются предметом нашего рассмотрения.

Поскольку футур-проекты захватывают воображение многих людей, они, конечно, являются мемами (психическими вирусами). Но они радикально отличаются от вирусов, которые мы обсуждали в Опыте 22-4 в связи с встречающимися в Сети ловушками сект и мошенников. Прежде всего тем, что энтузиасты футур-проектов хотят странного. Им не нужно привычных благ, им чужды традиции и общепринятые нормы лояльного к авторитетам поведения. Они - посланцы будущего в настоящем.

В работах Ю.В. Рождественского такая потребность в странном объясняется через чередование поколений в культуре:

"Культура является для нового поколения наследуемым имуществом, которое каждое новое поколение получает даром. Самым простым отношением нового поколения к культуре является усвоение культуры предшествующих поколений - обучение культуре и культурное воспитание.

Связь поколений в культуре не есть простая передача культурных навыков и знаний. Это всегда переоценка существующей культуры. Не говоря об оценках литературы и искусства, новое поколение может иначе подойти к обработке почвы, применению сельскохозяйственных культур, изменяет отношение к породам животных, строениям, инструментам, технологиям, считая их как бы не своими и требующими реформ или замены. Критика и переоценка традиции у нового поколения сопровождается попытками изменить форму поступков, предполагая свою форму поступков, т.е. предлагает новый стиль, по меньшей мере, в поведении. Вслед за этим могут быть созданы и новые духовные произведения и произведения новой техники и новые технологии. Новое поколение всегда делает революции и реформы

Новое поколение еще не создает культуру (не проводит отбор) и не владеет культурой. Вступая в социальную жизнь, оно должно усвоить духовную культуру, приобрести материальную и стремится к этому. Но усвоить духовную культуру в достаточном объеме трудно, прежде всего, из-за ее величины и сложности. Поэтому, нередко, проще ее начать выдумывать заново. Так начинает создаваться новый стиль, т.е. некоторый комплекс философии, искусства и взглядов на позитивное знание. Новый стиль нередко сам называет себя культурой. Ярко проявил себя модернизм, отрицавший всю предшествующую культуру. Это делалось в надежде на то, что модернизм заменит собой все духовное наследие и утвердит "новую эру" в культуре. Но так поступал не один модернизм. Все предшествующие стили вели себя сходным образом. Поэтому стиль всегда есть определенная мера культурного невежества. Отсюда характерны утверждения стилистов: "мы творим, а что останется от нас - об этом судить будущим поколениям".

Идеология нового поколения – либерализм: низвержение старой культуры, самоутверждение через новый стиль. Другие поколения не могут принять негативизм молодых и их разрушительные устремления – ведь культура уже обжита этими поколениями – в нее вложен их труд, с ней связаны святые ценности и смысл жизни. Поэтому идеологией старших поколений по отношению к молодежи является консерватизм – идеи сохранения культурного багажа и его развития эволюционными методами. Как говорится в афоризме: "У того, кто в 16 лет не был либералом, нет сердца; у того, кто не стал консерватором к 60-ти, нет головы" (Б.Дизраэли). Разрешение антагонизма этих двух идеологий достигается следующим "рецептом": "Благополучны те представители нового поколения, которые в состоянии обогатить культуру своими достижениями и адаптировать ее к новым условиям существования общества".
В культурных противоречиях поколений существенно также отношение к старейшему, уходящему поколению. Это поколение является носителем самого богатого, интегрированного с прошлым опыта культурной жизни, хранителем традиций и обычаев. Оно олицетворяет славные победы, выдающиеся достижения, т.е. святую область культуры. Оно, будучи отрешено от корыстных интересов
, способно и склонно выступать в качестве судьи в разрешении споров представителей культуры. Однако это поколение не имеет серьезных рычагов власти и всецело зависит от отношения младших поколений. Если общество ценит традиции, то старейшее поколение окружено у него почетом. Почтение к старшим, прививаемое с детства молодежи, предохраняет ее от разрушительного негативизма, способствует преемственности культуры. Выигрывают и все остальные поколения, поскольку могут своевременно разрешать конфликты, обращаясь к суду мудрейших.

Итак, тяга к странному связана с эволюционно полезным стремлением молодежи к поиску неосвоенных территорий, незанятых культурных ниш и вообще к открытию новых миров. Этот же инстинкт, называемый как "чувство нового", высоко ценится у бизнесменов, менеджеров и ученых - людей, работающих в пограничных областях общественной практики.

Но сводить все проявления тяги к странному только к инстинкту расширения зоны обитания, присущего большинству видов в живой природе, было бы слишком просто. Этот инстинкт как эволюционно оправданный способ поведения базируется на довольно хитрых закономерностях нелинейной термодинамики.

Вот как эти закономерности описываются в синергетике:

Мир, в котором мы живем, нелинеен и открыт. Этот мир креативен на всех уровнях структурной организации. Он наполнен тайнами. Неожиданное, и часто обвораживающее нас новое, появляется в нем.
Нелинейный мир часто преподносит нам сюрпризы. В таком мире возрастает вероятность совершения даже маловероятных событий.
Поэтому не покидающая нас надежда на лучшее будущее может быть связана не только с осмысленным выбором действий, согласованных с внутренними тенденциями развития сложных организаций, но и со счастливым случаем, когда достигается, казалось бы, недостижимое.
И. Пригожин для ориентации в нелинейном мире предложил философию нестабильности. Суть ее в том, что возможны конфигурации исторических событий, когда решающую роль могут играть малые флуктуации. И такие конфигурации нередки в человеческой истории - в них каскады бифуркаций (качественных скачков) делают будущее принципиально открытым и непредсказуемым для нас, но вместе с тем и подвластным нашему влиянию. Его словами, "имеется возможность сокращать историческое время выхода на сложные структуры будущего путём резонансного возбуждения метастабильно устойчивых структур-аттракторов". Фигурально выражаясь, можно строить сразу многоэтажные и отвечающие архитектурному стилю модерна дома, а не эволюционно достраивать их всякий раз через хибары.

Вот несколько примеров футур-проектов в Сети:

http://www.metacode.ru/ - "Золотая лестница" - пропагандируемая через систему 3 рассылок система политических, экономических и идеологических оснований взаимовыгодной кооперации людей.

http://why.botik.ru/ - "Виртуальная пустынь" - сообщество энтузиастов идеи собирания в Сети надорганизменных систем.

http://www.futura.ru/ - Веб-проект Futura создан для того чтобы предоставить возможность получать новейшую информацию о самых перспективных областях развития человечества. Познакомить всех заинтересованных с техникой построения сценариев. Сайт создан группой молодых российских футурологов и открыт для объединения с новыми экспертами.

http://www.rawilson.com/main.shtml - Киберия. Сообщество, базирующееся в университете U.C. Santa Cruz. Фрактал - эмблема Cyberia. Базирующийся на принципах математики хаоса, это - иконка, метафора, модное утверждение и рабочий инструмент все в то же самое время. Это одновременно - и высокотехническое воплощение компьютерной математики, и психоделическая система технического зрения - образ, который соединяет разрыв между этими двумя, по-видимому, удаленными или довольно обособленными частями Cyberia. Как только эти два лагеря соединены, реальное пространство Cyberia появляется.

А какие интересные футур-проекты известны Вам?  Поделитесь со всеми...


Вот и всё пока. Вопросы и замечания mailto: feod@narod.ru

До новых встреч!
Юлий Феодоритов,
 

 Источники   

Теории, концепции, прогнозы

Феномены Сети и компьютинга

На главную

Рейтинг@Mail.ru

Сайт создан в системе uCoz