Зареалье: феномены Сети и технологии работы с ними 
Цикл # Гипермедиа Опыт 19-1 (каркас феномена)

Композиции: блеск и нищета типологий

Мы продолжаем разговор о композициях.  (В гипермедиа это слово означает соединение, сочетание отдельных компонентов в единое смысловое целое.) И первое, что приходит на ум, - постараться обозреть все множество композиций, составив их классификацию. Классификация по существенным признакам называется типологией.

В истории науки есть блестящие примеры построения типологий. Так Менделеев построил свою знаменитую периодическую систему элементов, Линней систематизировал виды живой природы, а Цвикки предложил морфологический ящик - универсальный метод обозрения пространства возможностей.

Но с композициями типология начинает буксовать... Возьмем, к примеру, одну из композиций Новеллы Матвеевой:

Пастух по стаду выстрелил кнутом.
Дорога в лес тепла и лиловата.
Узоры листьев черным решетом
Просеивают золото заката.

Темнеет; кольца плавятся на пне...
Шум сосен сух, как теплый шорох шлака.
Между стволами, в розовом огне,
Танцуют мошки, словно крошки мрака.

А я еще живу минувшим днем,
Танцую про себя, отстав от танца,
Бегу за убегающим огнем:
"Стой, солнце, я прошу тебя: останься!"

Но вот и ночь, горячая, как весть,
Что завтра снова будет день погожий.
И чувствую, что солнце где-то здесь:
Под тонкой тьмою, точно кровь под кожей.

Трудность в том, что композиция эта уникальна - она сделана так, чтобы не походить ни на какую другую. Кроме того так же уникален набор образов, из которых она смонтирована, и образы эти существуют не сами по себе, а в особой органической взаимосвязи.

То же самое можно сказать о композициях в других видах искусства. Например, изображения "Хорошенькая девушка" (другая), "Сисадмин во гневе" или даже "Билл Гейтс, сочиняющий стихи".

Есть и еще одна причина, мешающая построению типологии композиций. Напомню, что типология опирается на существенные признаки.  Допустим, вы зашли на сайт анекдотов и там - в их каталоге - выбрали анекдоты про программистов.  Но в этом разделе вы обнаруживаете только 1-2 действительно смешных анекдота, тогда как 99,9% остальных являются просто мусором.  Так что каталог этого сайта не является никакой типологией анекдотов, поскольку игнорирует их суть, а всего лишь классификацией, причем по весьма поверхностному признаку "Тема".

В предыдущем выпуске мы установили, что качественные композиции содержат в себе тайну, которая старательно спрятана автором и которая-то и представляет собой их сущность. Соответственно, чтобы строить типологию, мы должны быть оснащены специальным "сканером", способным выявить скрытую сущность композиции.

Так возможно построение типологии композиций или нет?

Здесь нам могут помочь три сундучка - выбирайте:

1. Строим типологию,
не боясь трудностей,
и с ее помощью упорядочиваем
семейство тропов 
(может быть, и ошибочно...)

2. Начинаем размышлять
(что потребует времени и усилий...)


 

3. Созерцаем типологию
хорошеньких девушек
во флирте и в любви
(лучше 1 раз увидеть...)

Пишите о том, что вас интересует в первую очередь, - и я постараюсь это учесть в очередном "гиперпереходе". 

До новых встреч!
Юлий Феодоритов
mailto:feod@narod.ru

 Источники   

Теории, концепции, прогнозы

Феномены Сети и компьютинга

На главную

Рейтинг@Mail.ru

Сайт создан в системе uCoz