Зареалье: феномены Сети и технологии работы с ними 
Цикл # Гипермедиа Опыт 19-2 (каркас феномена)

Сознание и надсознание в композициях

Напомню, что композиция означает соединение, сочетание отдельных компонентов в единое смысловое целое. В предыдущем выпуске мы попытались обозреть все множество композиций, составив их классификацию.  На этом пути удалось упорядочить семейство тропов (смысловых искажений, служащих выразительности), обосновать 4 основных стиля речи (по Розенштоку-Хюсси) и построить портреты национальных предпочтений (по Гачеву). Но остался открытым вопрос: какие закономерности управляют динамикой композиций и насколько они обособлены от закономерностей внешнего мира?

По сути речь идет об организации моделей мира, с которыми оперирует субъект. В этих моделях мы выделяли три типа элементов:

  1. Объекты - сцепленные по смежности образы предметов, относительно которых субъект может перемещаться и смысл которых связан с перемещением (далеко-близко, проницаемо-непроницаемо, высокий-низкий, широкий-узкий, большой-маленький...).  Когда организм попадает в незнакомую местность, ориентировочный рефлекс гонит его осматривать такие объекты и составлять общее представление о карте местности.

  2. Композиции - те объекты, которые предметами или средствами труда включены в деятельность субъекта и тем самым обретают дополнительный смысл.  Это могут быть полезные объекты, опасные объекты, объекты-символы и т.п.

  3. Суггестивные композиции - те из композиций, которые обладают внушающим воздействием, т.е. способны управлять субъектом. Хорошая поэзия, талантливая картина, мастерски написанная книга завораживают - не так ли?

 Помните, у Новеллы Матвеевой:

Темнеет; кольца плавятся на пне...
Шум сосен сух, как теплый шорох шлака.
Между стволами, в розовом огне,
Танцуют мошки, словно крошки мрака.

В этих 4 строчках, 22 словах, 120 знаках можно утонуть - поселиться в них и жить целую вечность...

Кроме такого - художественного - погружения, напоминающего медитацию,  есть еще погружение в пучину и водовороты массовой информации. Современный человек, да еще подключенный к Сети, буквально снесен лавиной информации и барахтается, как лягушка в сметане. Здесь главное - не капитулировать перед натиском информационной перегрузки и ловить шансы удачи. Одним из них и могут стать четкие представления о том, как укладывается информация в нашем внутреннем мире.

Короче! Что известно о законах сборки композиций?

Здесь перед нами три мостика к ясности - выбирайте:

1. Композиции собираются
из кирпичиков. Идем к
технологу сборочного цеха 
(но не всё построено из кирпичей...)

2. Начинаем размышлять
о природе надсознания
(что потребует времени и усилий...)
 

3. Обратимся  к историям,
в которых обстоятельства
играют ламерами
(лучше 1 раз испытать...)

Пишите о том, что вас интересует в первую очередь, - и я постараюсь это учесть в очередном "гиперпереходе". 

До новых встреч!
Юлий Феодоритов
mailto:feod@narod.ru

 

 Источники   

Теории, концепции, прогнозы

Феномены Сети и компьютинга

На главную

Рейтинг@Mail.ru

Сайт создан в системе uCoz