Зареалье: феномены Сети и технологии работы с ними
Цикл # Гипермедиа Опыт19-4 (смысловой каркас)

Композиция надсознания "Зеркало"
(смысловой каркас)

"Зеркало" - технология изучения и перестройки надсознания, разработанная Сергеем Белозеровым (Белозеров С.М. Организация внутреннего мира человека и общества. Теория и метод композиций. - М.: Алетейа, 2002. - 768 с.).

"Зеркало" мы рассматриваем вслед за "Новеллой" - методом "перепрошивки БИОСа" собственной психики. Эти технологии похожи, как сестры-близнецы. Только в случае "Зеркала" вы настраиваете "БИОС" комплекса условий среды, управляющих вашим поведением.  Этот комплекс в предыдущих выпусках был назван надсознанием и было дано его схематическое описание по Курту Левину ( v19b_.htm ).  У Левина подобные настройки воспринимаемой среды обитания назывались "переструктурированием жизненного пространства".  Посмотрим, что же предлагает для этого Белозеров. Чтобы пройти процедуру "Зеркало", нужно сделать 12 шагов:

1.  Представьте себе образ, который выражает сущность вашего положения среди людей (это образ вашего внешнего Я - той роли, которую вы играете по отношению к другим людям).  // В "Новелле" предлагалось нечто подобное - составить образ вашего места в мире, среди людей.

2. Этот образ вы детализируете и развиваете по следующей схеме: в семи сферах отношений вы пытаетесь найти отношения, в которых ваша душа чувствует (или чувствовала бы) себя психологически комфортно (со знаком «+») или, наоборот, дискомфортно, не по себе (со знаком «-»). // (У вас может возникнуть вопрос, почему Белозеров так часто использует число 7. Ответ прост - он пытается полнее охватить факторы жизненного пространства, а 7 - максимальное число факторов,  которые мы можем учитывать, удерживая их в своей оперативной памяти)
Внутри каждого типа отношений вы можете выбрать несколько отношений, а можете не выбрать ни одного.
Семь типов отношений
1 тип «Я - начальник» (Я в отношениях с начальством, представителями власти, руководства и т. п.):

Я - милиционер, Я - чиновник, Я - мой руководитель, Я - хозяин, Я - директор, Я - контролер, Я - учитель, Я - преподаватель, Я - воспитатель, Я - постовой, Я - вахтер, Я - привратник.
2 тип «Я — подчиненный» (Я в отношениях с нижестоящими, подчиненными, сферой услуг и т. п.):
Я - заместитель. Я - подчиненный, Я — ученик, Я — студент, Я — воспитанник, Я — таксист, Я - банщик, Я - официант, Я - парикмахер, Я - швейцар, Я - домработница, Я - слуга.
3 тип «Я — родители» (Я в отношениях с родителями или теми, кто выполняет их роль):
Я - мать, Я - отец, Я - дедушка, Я - бабушка, Я - мачеха, Я - отчим, Я - опекун, Я - покровитель.
4 тип «Я — дети» (Я в отношениях с детьми различного возраста и родственной близости):
Я - сын, Я - дочь, Я - младенец, Я - ребенок, Я - подросток, Я - девушка, Я - юноша, Я - внук, Я - внучка, Я - племянник, Я - племянница, Я - приемный сын, Я - приемная дочь.
5 тип «Я — равные» (Я в отношениях с людьми, с которыми существуют равные отношения):
Я - Я, Я - супруг(а), Я - желаемый(ая), Я - коллега, Я - контрагент, Я - друг, Я - родственники, Я - брат, Я - сестра, Я - сводный брат, Я - сводная сестра, Я - теща, Я - тесть, Я - свекровь, Я - свекр, Я - враг, Я - продавец, Я - сосед, Я - пассажир.
6 тип «Я — неравные» (Я в отношениях с людьми, с которыми существуют неравные отношения):
Я - элитный, Я - плебей, Я - «крутой», Я - богатый, Я - бедный, Я - нищий, Я - бродяга, Я - духовное лицо, Я - преступник, Я - подонок, Я - уважаемый, Я - кумир, Я - талант, Я - гений, Я - Бог, Я - дьявол, Я - бездарный, Я - спонсор, Я - содержанка.
7 тип «Я—живое» (Я в отношениях с представителями братьев наших меньших и природы):
Я - собака, Я - кошка, Я - рыбки (акв.), Я - птица (клет.), Я - растения, Я - мышка, Я - крыса, Я - природа, Я - насекомое, Я - земноводное, Я - лошадь, Я - корова, Я - теленок, Я - коза, Я - баран, Я - ягненок, Я - волк, Я - лиса, Я - заяц, Я - сокол, Я - ласточка, Я - воробей, Я - голубь.
По каждому выбранному отношению ответьте на вопрос:
— для ряда отношений со знаком «+»: «Почему я предпочитаю именно это отношение, чем именно оно притягательно для моей души?»;
— для ряда отношений со знаком «-»: «Что в этом отношении не устраивает меня, что отталкивает мою душу именно в этом отношении?»
//Напомню, что в "Новелле" мы аналогичным образом собирали впечатления о комфортных и дискомфортных средах обитания. Здесь же собираются внешние Я - субъекты, отождествляясь с которыми, вы прирастаете или убываете.

3. Выполните то же самое, что и на первом шаге, но придумайте новый образ, который бы впитал в себя все «плюсы» и избавился бы от всех «минусов» вашего поведения и ваших отношений с людьми и с самим собой. //Полное совпадение с "Новеллой".

4. После обзора внешних отношений вашего Я наступает время заняться самоанализом. Вам необходимо эскизно описать следующие внутренние составляющие Я:
Мотивы:
желания, стремления во взаимоотношениях с людьми и миром.
Избегания:
чего вы не любите, не терпите, чего избегаете, не выносите.
Ценности
: материальные и духовные, значимые для вас, оберегаемые вами.
Сокровенное:
ваши глубинные мысли, чувства, воспоминания, переживания.
Убеждения:
принципы, которым вы следуете во взаимоотношениях, в мире.
Правила:
нормы, законы поведения, установленные самим для себя.
Характер:
особенности вашего поведения - в глазах других, в ваших собственных. //Здесь реализован иной принцип мобилизации жизненного опыта. В "Новелле" совершались путешествия в прошлое, настоящее и будущее в поисках факторов судьбы, тогда как "Зеркало" организует опыт ценностными категориями в поисках факторов надсознания. Эти факторы - каналы внешнего управления сознанием, "пружинки" или "струны", на которых окружающие играют, чтобы воздействовать на ваши чувства, мысли и поведение..

5. Ассоциативное восполнение составляющих композиции "Зеркало". Для этого Белозеров предлагает ответить на следующие группы вопросов (список вопросов открыт - можно добавлять и свои, если они приходят на ум).
Для мотивов:
Чего вы больше хотите, что притягивает сильнее? Достижение чего больше зависит от  обстоятельств? Достижение чего отнимает больше времени и сил? Достижение чего принесет больше радости, пользы вам лично? На выбор чего повлияли больше обстоятельства? Что имеет больше шансов на достижение в намеченный срок? Достижение чего принесет больше радости и пользы другим?
Для избеганий: 
Что для вас нетерпимо, невыносимо? Что бывает от других преднамеренно, с умыслом? Когда вы сами бываете причиной того, что это случается? Что вы труднее прощаете другим? Что чаще всего бывает и скорее всего снова будет? С чем удается справиться, избежать, прекратить? Что другие делают вам «во благо», а вам это неприятно?
Для ценностей:
Чем не поступитесь в ситуации социальной угрозы для вас? Чем не поступитесь даже в ситуации угрозы вашей жизни? Что хотите утвердить в других, сделать ценностью для них? Что не разделяется другими, что вызывает их неприятие? В связи с чем возникали, могут быть «угрызения» совести? Что досталось вам трудно, страданиями, переживаниями? За что вас ценят другие?
Для сокровенного:
Что вы сами больше любите в себе? Что другие в вас больше любят? В «угоду» чему вы можете или уже допускали поступки с «угрызениями» совести? Что дает вам душевные и физические силы, поддерживает и укрепляет? Что в вас как будто заложено с рождения и с трудом может быть изменено? Что в вас чувствуют, видят, знают, понимают другие? Что делает ваши отношения с другими счастливыми?
Для убеждений:
Главные: им изменять нельзя, иначе вы измените себе. Неразделенные: их мало кто разделяет до конца среди других. Независимые: на них не имеют влияния суждения и мнения других людей. Справедливые: они вносят справедливость в ваши отношения с другими. Оправдывающие: они оправдывают ваши поступки, осуждаемые другими. Неустойчивые: они недостаточно обоснованы вами, вызывают у вас сомнение. Мудрые: они обеспечивают вам жизнь, во многом устраивающую вас.
Для правил:
Гибкие: следование им делает вас гибким в жизни и в отношениях с другими. Правильные:
они делают поступки выверенными со всех позиций. Трудные: им трудно следовать в жизни и в отношениях е другими. Вынужденные: они диктуются условиями жизни или воспитаны в детстве. Произвольные: вы сами установили их для себя. Близкие: следуя им, вам легче оставаться самим собой. Полезные: они повышают качество вашей жизни и избавляют вас от ошибок.
Для характера: 
Каким вы сами себя считаете? Каким вас считают другие? Какие черты вашего характера другие считают трудными, сложными? Каким вас чаще всего желают видеть другие? Какие черты вы сами в себе стремитесь исправить, изменить? За что другие считают вас эгоистом? За что другие считают вас альтруистом? //Здесь рефлексия организуется вопросами. В "Новелле" же на аналогичном этапе составлялся перечень дел, которые затем группировались в направления. И там, и здесь смысл этапа состоит  в  сборе материала для построения матрицы.

7. Построение «линий» поведения - сборка матрицы "Дома души". Для первого столбца вы выбираете один выявленных  ранее мотивов — какой вы считаете обязательным для себя в отношениях с другими людьми (хотя сам мотив может при этом удовлетворять только ваши или только их интересы и потребности) - и размещаете его в верхней ячейке. Затем подбираете из архива одно избегание, связанное с ним, и размещаете его под мотивом. Точно так же вы подбираете к избеганию следующее решение — ценность, к ценности — одно сокровенное, к нему — одно убеждение, к убеждению — правило и, наконец, к правилу — одну черту характера.
Для второго столбца вы выбираете один из оставшихся мотивов архива. Лучше, если этот мотив будет связан с мотивом из первого столбца. Избегание второго столбца связано с его мотивом. Лучше, если и сами избегания второго и первого столбцов будут тоже связаны между собой. Таким образом, по всей матрице будет соблюдаться правило креста. Это такое правило сборки матрицы, при котором каждая ячейка связана с соседними по вертикали и по горизонтали. Так вы точнее поймете себя, и так прочнее будет Дом вашей души.
При первом заполнении матрицы это правило трудно соблюдать жестко. Важно хотя бы раз заполнить матрицу и понять, какая «картина» души и отношений получается в результате. Помните: не все связи ячеек будут при сборке матрицы для вас отчетливо ясны, они могут только интуитивно чувствоваться. Но после сборки, и даже в ее процессе они начнут осознаваться, открываться вам и могут быть четко сформулированы. Осмысление и открытие связей (часто совершенно новых для вас!) происходит из-за того, что в матрице оказываются рядом интуитивные связи и осознанные: последние освещают светом сознания первые.
Правило неповторимости. Второе правило заполнения матрицы — все ячейки композиции должны по содержанию отличаться друг от друга.
Правило реальности.
При заполнении матрицы старайтесь не обманывать самого себя, ведь никто не сможет без вашего желания посмотреть на результат, который будет вами получен по окончании сборки композиции. Старайтесь подбирать из архива только те решения, которые соответствуют образу ваших отношений и поведения, который был создан на первом шаге вашей работы. Если вы сразу начнете ориентироваться на новый образ (шаг третий), идеализировать какие-то моменты вашей души, подстраиваться под что-то желаемое и тому подобное, то запутаетесь в себе и вся работа будет сделана впустую. Только полная откровенность с собой и отсутствие собственной цензуры позволит увидеть Дом вашей души в его реальном сегодняшнем состоянии и это даст вам возможность изменить ваш внутренний мир и сделать его полностью пригодным для здоровых и желаемых взаимоотношений. //На матрице "Тонких линий судьбы" технология "Новелла" заканчивала свою работу. Но "Зеркало" не ограничивается сборкой матрицы "пружинок" внутреннего Я. Оно идет дальше - к анализу окружающей человека психологической среды, которая играет на этих "пружинках", и выработке активной позиции по отношению к ней.

8.  Определение сферы контактов. На этом этапе вам нужно понять круг контактов: с кем вы в основном общаетесь, находитесь в состоянии внутреннего диалога, даже когда этих людей нет рядом с вами. При этом вы персонифицируете столбцы матрицы "Дома души", связывая их с материалами шага 2. При этом вы отвечаете на вопрос:  в отношениях с кем вы руководствуетесь всеми семью регуляторами общения, которые представлены в каждом столбце?
Всего получится семь контактов. Они всегда парные и обозначаются, например, так «Я-Я» (с самим собой), «Я-супруг», «Я-человек» (какой-то человек, которого вы еще реально не встретили, но он необходим вам; это воображаемый контакт), «Я-друзья», «Я-дети» (или сын, дочь), «Я-родители» (или мать, отец), «Я-коллеги» (один из них), «Я-начальник», «Я-подчиненный», «Я-власти», «Я-враги» и так далее. На этом шаге вы откроете для себя картину ваших основных контактов общения, в которых живет ваша душа. При этом они не обязательно будут со знаком «+». Может оказаться, что ваша душа сегодня живет в контакте "Я-противник" .

9. Выявление позиции. Попробуйте сгруппировать ваши контакты (столбцы). В одну группу может войти два, три и даже шесть контактов. У вас должно получиться минимум две, максимум семь групп (когда каждый контакт представляет группу). Контакты объединяются в группу общим смыслом ваших отношений к участникам контактов. Этот общий смысл называется отношением. Это означает, что когда вы общаетесь, когда вы ведете с ними внутренний диалог, когда думаете, как поступить по отношению к кому-то из них, за всеми вашими мотивами, ценностями, правилами, убеждениями и т. д. стоит общее отношение к ним. В одну группу попадают те контакты, в которых у вас включается одно и то же отношение.
Когда вы определили свои отношения в контактах остается сделать последнее обобщение — понять общий смысл всех ваших отношений, единый смысл, который пронизывает все ваши отношения в контактах. Он называется позицией.

10. Анализ линий поведения. Он делается для того, чтобы понять: «Что сейчас во мне главное?» Сначала сравните ячейки между собой внутри каждого ряда: «Что сильнее влияет на мои поступки и отношения с моей позиции?» (позиция определена на предыдущем шаге). Начните с мотивов, закончите характером. Сравнивая ячейки внутри ряда, присваивайте им ранги от 7 до 1 (ранги повторять нельзя).
То же самое проделайте, сравнивая ячейки внутри каждого столбца, но уже с уточнением вопроса: «Что сильнее влияет на мои поступки в отношениях с...» (имея в виду каждый раз разных людей, отмеченных в контактах-столбцах). В результате каждая ячейка получит два ранга: первый — по горизонтали, второй — по вертикали.
Теперь сложите эти ранги — вы получите максимальную сумму для одних ячеек, равную 14 (7+7), и минимальную сумму для других, равную 2 (1+1). Ответ на вопрос «Что во мне сейчас главное?» очевиден: ячейки, получившие большие суммы баллов, главнее. К разряду «главных» рекомендуется отнести ячейки, имеющие в сумме от 8 баллов и больше. Таким образом, вы теперь знаете относительный «вес» каждого компонента вашей души в диалоге с самим собой при выборе поступка. Так вы найдете «ядра» и «скорлупу» вашей личности.
Удовлетворены ли вы полученной картиной? Может выявиться сюрприз: например, случится так, что главным в вас окажется то, что вы всегда недолюбливали в других или в самом себе. Чуть хуже вариант, когда главное в вас то, что большинство других людей терпеть не может, порицает и отвергает. Но важно другое — вы теперь это ясно осознаете и сами можете решить дальше, что с этим делать, чем это заменить из архива и стоит ли вообще заменять.
Обратите внимание на такой момент в истолковании соотношений рангов. Одно истолкование, одно правильное понимание своих отношений с каким-то одним человеком может быть типичным для всего вашего поведения во всех контактах. Особенно характерно это для «главных» ячеек композиции вашей души. А если такие «главные» ячейки сосредоточены, в основном, в каком-то одном столбце-контактe, то объяснение вашего поведения и отношений внутри этого контакта может быть ведущим объяснением ваших отношений и поведения во всех контактах.

11. Ключи к психологии душевного равновесия. Если существующая линия поведения вас не устраивает, то надо подумать о замене элементов матрицы. Начните с архива «сокровенное». Посмотрите, чем еще может жить ваша душа в беспокоящем контакте? Если в архиве нет ничего подходящего, то обратитесь к отношениям со знаком «+», которые получены по результатам работы на шаге втором.
Кроме того, подлежит замене любая ячейка, которая не имеет минимум четырех связей в матрице - с соседями по вертикали и по горизонтали.
Надо сказать, что не всегда нужно заменять ячейку. Иногда достаточно изменить свою ориентацию на ранг ячейки, например, увеличив дистанцию общения. Так вы меняете в себе свои привычные, сложившиеся отношения и взгляды на то, что происходит в контакте с конкретным человеком.

12. Связывание матрицы. Большинство моментов и внутренних регуляторов вашего поведения и взаимоотношений связаны между собой. Когда вы размышляете над своим поведением и своими сложившимися взаимоотношениями с людьми, стараясь их понять и изменить, вы фактически тем и занимаетесь, что мысленно перебираете все эти связи, пытаясь протянуть «ниточки» от своих желаний и стремлений (мотивов) до своего характера. Учесть все эти хитросплетения связей гораздо легче, когда они перед вами «как на ладони». А для этого нужно только установить свои связи в матрице.
Связь М-И (мотивы-избегания):
каждый мотив при составлении матрицы был связан с одним избеганием. Эта первая связь — ключевая, главная для вас. Посмотрите, нет ли других связей М-И, которые вам необходимо учитывать в построении взаимоотношений с людьми.
То же самое проделывается в отношениях других пар: И-Ц (избегания-ценности), Ц-С (ценности-сокровенное), С-У (сокровенное-убеждения), У-П (убеждения-правила), П-Х (правила-характер).
Связь Х-7 (характер с семью выбранными ячейками):
каждая черта характера раскрывается и обосновывается через набор ячеек матрицы. Например: «Я кажусь многим очень въедливым, занудливым (X), думаю, потому что не люблю, когда непорядок (И)». Затем свяжите эту черту характера с другими из важными для нее ячейками, стараясь довести их число до 7.
На основе выявленных связей вы можете строить внутренние схемы размышлений и переживаний, которые будут помогать вам настраиваться перед ситуациями и строить, если необходимо, внешнюю и внутреннюю психологическую защиту. Установление дополнительных связей интересно и полезно также для повышения гибкости вашего поведения: когда в один контакт могут психологически (по дополнительным связям) включиться решения и критерии других контактов (столбцов), то вы можете позволить себе гораздо более широкий спектр вариантов поступков.


Белозеров следующим образом описывает взаимодействие композиций самосознания и надсознания:

Первые же наблюдения за тем, что происходит внутри нас, приводят к простейшему представлению: при зарождении поступка в человеке происходит внутренний диалог (свернутый или развернутый) — обсуждение ситуации в невидимом для других разговоре с самим собой. Вступают в него два наших «Я»: два вечных оппонента внутри личности, которые могут не договориться — и тогда мы обречены на душевный разлад, конфликт, или придут к соглашению и санкционируют поступок. Вот эти оппоненты:
«Я—Я» «Я—другие»
«Я—другие» — это второе «Я» личности. Это адаптивное социализированное «Я», ведающее регуляцией отношений человека с другими людьми и отвечающее перед ними и перед «Я—Я» за то, чтобы эти отношения строились бесконфликтно.
«Я—Я» — это глубинное ядерное образование личности, отвечающее перед собой за сохранение своей идентификации, своих сокровенных ценностей, чувств, убеждений, без которых оно теряет свою сущность, самое себя. Это первое Я личности.
Из наличия этих двух «Я» следует тройственная структура личности:
«Я-Я» + «Я-другие» = «Я1» + «Я2» + «другие» (иными словами, Я1 - это ядро личности, ее самоидентификация; Я2 - это роли, которые она играет в разных отношениях и ситуациях; "другие" - это образы или куклы других субъектов, с которыми она взаимодействует во внутреннем мире, выстраивая планы реальных поступков)
Получается, что «Я» человека не что-то бессодержательно мистическое, невесть откуда берущееся, а во многом индивидуально преобразованный мир — «Я-мир». И в этом «Я-мире» постоянно происходят диалоги и «триалоги» между «Я1», «Я2» и миром «других». Для всех возникающих споров между двумя всегда находится третий, который рассудит распалившиеся страстями стороны с присущим судье объективным сторонним взглядом.
Надо сказать, что внутренние конфликты между ними — постоянный источник становления и развития личности или, наоборот, отступления личности от самой себя. Человек стремится сохранять баланс между двумя основными подструктурами своей личности (Я1 и Я2), то есть оставаться самим собой и в то же время сделать максимально приемлемым свою личность для общества других людей.
Для этого, соответственно, существуют три стратегии:
первая — развивать и увеличивать гибкость своего адаптивного «Я2», чтобы с его помощью строить и регулировать отношения с другими людьми;
вторая — учиться разбираться в себе, постигать себя, истинное ядро своей личности Я1, отделять «зерно» от «плевел», чтобы совершенствовать его и с его же помощью бесконфликтно строить взаимоотношения со своим вторым социальным, адаптивным «Я2», которое будет хорошим «подчиненным» у первого лица (истинного «Я1»), если только его «руководитель» не будет узурпатором, автократом, «тупым» и «недалеким» начальником, не разбирающимся ни в себе, ни в подчиненном, ни в том, для чего он управляет;
третья — время от времени разбираться в своих представлениях о мире "других", в котором живут «Я1» и «Я2», и следить за тем, чтобы не погрязнуть в иллюзиях и стереотипных взглядах. 
Именно поэтому каждый человек неминуемо должен учиться методам познания трех своих «Я» («Я1», «Я2» и «другие») и методам совершенствования их организации и развития. Легче всего это делать, имея непосредственно перед собой свой же собственный материал, на котором можно разбирать свои же учебные и опытные ситуации. Таким материалом служит ваше индивидуальное содержание, которым заполнена композиция «Зеркало».


В следующем выпуске рассылки мы рассмотрим опыт практической работы с психотехнологией "Зеркало".

Кому интересны подробности, воспользуйтесь следующими гиперссылками:
Теория композиций по С.М. Белозерову - в Опыте 19-2. В последующих Опытах 3, 4, 5 рассматриваются три основные технологии, разработанных Белозеровым на основе теории композиций: Новелла, Зеркало и План.

Вот и всё пока... Вопросы и замечания mailto: feod@narod.ru

До новых встреч!
Юлий Феодоритов,
 

 Источники   

Теории, концепции, прогнозы

Феномены Сети и компьютинга

На главную

Рейтинг@Mail.ru

Сайт создан в системе uCoz