Интересную идею предлагает Сергей
Ковалев
(см. http://www.ihep.su/~kovalev/fly_to/psylaser.HTM
)
Вот абрис его концепции:
Полезным свойством символических систем
являлось бы наличие в них
КОГЕРЕНТНЫХ СТРУКТУР, одновременно
описывающих (показывающих) абсолютно
разнородные явления. Для структуры, которая
является источником когерентного (одновременного,
согласованного) мышления о разнородных
понятиях и явлениях, на мой взгляд,
подходящее название: "ПСИХОЛАЗЕР".
Таких психолазеров может быть много, но
создавать их непросто.
(Известные всем, хотя и не очень эффективные,
слишком специализированные психолазеры -
математические теории и модели).
Для психолазеров наиболее подходящими
являются абстрактные символы, которые
можно связать с чем угодно, причем
желательно, чтобы это были широко
распространенные символы, часто
встречающиеся в обыденной жизни. Такими
символами являются числа. Числоформы в
символических системах - наиболее
очевидные кандидаты в психолазеры (и музыка).
Повторение какого-либо сигнала
свидетельствует о возможности его
искусственного происхождения. Поиск таких
сигналов в космическом радиошуме ведут
радиоастрономы - грандиозная и
дорогостоящая программа SETI.
Мне кажется, подобный анализ собственного
информационного шума земной цивилизации
может оказаться более эффективным (и не
требующим таких огромных затрат) для
установления контактов с иными формами
разума. Другой разум может быть рядом, он
может быть даже В НАС; задача - выявить и "зацепить"
его понятия, чему могут способствовать
психолазеры.
Освещенный лазером кусочек голограммы дает целостный образ объекта. Так же, "освещенный" психолазером "кусочек" информации (число, слово, знак, ассоциация, событие) дает целостную информацию о всем объекте (гештальт), а в конечном итоге для развитой символической системы - целостное мировосприятие.
Для когерентного поведения системы она должна быть СИЛЬНО НЕРАВНОВЕСНОЙ. Такие системы - "диссипативные структуры" - изучаются в неравновесной термодинамике, развитой И.Пригожиным и его сотрудниками. <Илья Пригожин, Изабелла Стенгерс "Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой". М.: Прогресс, 1986>.
Науку, исследующую неравновесные процессы в развитии символических систем в сознании, т.е. психологических систем, можно назвать: "НЕРАВНОВЕСНАЯ ПСИХОДИНАМИКА". "Молекулы" символической (психологической) системы - различные символы и знаки, слова, числа, смыслы, ощущения. Связи "молекул" устанавливаются вниманием и приданием значения.
К сожалению, я недостаточно хорошо знаком
с семиотикой, которая изучает подобные
проблемы; я считал семиотику статичной
наукой. Лишь недавно, в мае 1996 года, я
прочитал прекрасную книгу Ю.М.Лотмана "Культура
и взрыв", посвященную именно
неравновесной динамике развития
семиотических систем.
Понятие "взрыва" у Лотмана очень
близко к "бифуркации" Пригожина:
"Момент взрыва - одновременно момент
резкого возрастания информативности всей
системы. Кривая развития перескакивает
здесь на новый, непредсказуемый и более
сложный путь. Доминирующим элементом,
который возникает в итоге взрыва
иопределяет будущее движение, может стать
любой элемент из системы или даже элемент
из другой системы, случайно втянутый
взрывом в переплетение возможностей
будущего движения" <Ю.М.Лотман. "Культура
и взрыв". М.: "Гнозис", 1992, с.28>
Оба автора подчеркивают случайность,
непредсказуемость и необратимость
неравновесных процессов. Лотман, кроме того,
обращает внимание на "коренную
трансформацию события" в сознании
наблюдателя при осмыслении происшедшего
взрыва: "То, что произошло, как мы видели,
случайно, предстает как единственно
возможное. Непредсказуемость заменяется в
сознании наблюдателя
закономерностью... случайному
приписывается вид закономерного и
неизбежного" (с.30-32)
Я все же верю, что в неравновесных
психологических системах (включающих и
внеязыковую реальность) в момент взрыва,
бифуркации определяющим фактором будущего
развития является НЕ СЛУЧАЙНОСТЬ, А СВОБОДА.
А значит, самопознание мыслящего субъекта (и
познание мыслящего объекта - другого
сознания)
увеличивает возможность предсказуемости и
обратимости неравновесных процессов. И т.о.
возможно создание технологии
направленного взрывного развития,
предсказания непредсказуемого, реализации
невероятного.
Из вышеизложенного следует, что развитие
неравновесных символических (психологических)
систем может быть гибким и мощным средством
познания внутреннего мира субъекта и
внешнего объективного мира, средством
создания языка для "нового диалога
человека с природой", средством
достижения ЕДИНСТВА при сохранении
разнообразия.