Алан Тьюринг - отец информатики и первый хакер
Тьюринг, Алан Мэтисон (Turing, Alan Mathison) (23 июня 1912 — 7 июня 1954), гениально одаренный английский математик.
Алан Тьюринг может быть причислен к плеяде
составляющих гордость человечества величайших математических и философских умов,
таких, как Р.Декарт, Г.В.Лейбниц, Б.Рассел, Д.Гильберт, А.Витгенштейн.
Удивительно, сколь злую шутку сыграло с Тьюрингом его полное безразличие к
борьбе за приоритет в научных открытиях: вплоть до недавнего времени его место в
истории развития научных и инженерных идей представлялось очень неполно, если не
сказать однобоко (и не в последнюю очередь благодаря некоторым американским
историкам науки, тщательно заботившимся об абсолютизации своего национального
приоритета в создании компьютеров, да и, пожалуй, в создании всей информатики).
Мемориальная доска установленная на стене одной из лондонских гостиниц, гласит:
"Здесь родился Алан Тьюринг (1912-1954), взломщик кодов и пионер информатики".
Действительно, сейчас (но отнюдь не при жизни!) Тьюринг признан одним из
основателей информатики и теории искусственного интеллекта, его считают первым
теоретиком современного программирования и, наконец, первым в мире хакером.
(Между прочим, его "хакерская деятельность" внесла во время Второй мировой войны
существенный вклад в победу союзных войск над германским флотом, а один из
коллег Тьюринга однажды сказал: "Я не берусь утверждать, что мы выиграли войну
благодаря Тьюрингу. Однако без него могли бы ее и проиграть".)
Будущие родители Алана Тьюринга — Юлиус
Мэтисон Тьюринг и Этель Сара Стоуни познакомились и обвенчались в Индии. Тьюринг
служил в английском колониальном ведомстве, а Этель Сара была дочерью главного
инженера Мадрасских железных дорог. Это была добропорядочная английская
аристократическая семья, принадлежавшая к так называемому "высшему среднему
классу" (upper-middle-class)
и жившая в соответствии со строгими традициями Империи.
В семье Тьюрингов родилось двое детей. Младший сын,
названный Аланом Мэтисоном, увидел свет 23 июня 1912 г. в лондонской
лечебнице "Уоррингтон-Лодж". Биограф Тьюринга Эндрю Ходжес нашел символичным то,
что в этой лечебнице, позже переоборудованной в гостиницу и ставшей во время
Второй мировой войны пристанищем многих беженцев из континентальной Европы, в
1938 году остановился один из таких изгнанников с родины по имени Зигмунд Фрейд.
Тьюринг, как и Фрейд, был выдающимся исследователем человеческого Разума, хотя и
не снискавшим столь громкую славу.
В детстве Алан и
его старший брат Джон довольно редко видели своих родителей - их отец до 1926 г.
служил в Индии; дети оставались в Англии и жили на попечении в частных домах,
получая строгое английское воспитание, соответствующее их положению на
социальной лестнице. В рамках такого воспитания изучение основ естественных наук
фактически не предусматривалось.
Маленький Алан обладал очень пытливым
умом. Самостоятельно научившись читать в возрасте б лет, он просил у своих
воспитателей разрешения читать научно-популярные книги. В 11 лет он ставил
вполне грамотные химические опыты, пытаясь извлечь йод из водорослей. Все это
доставляло огромное беспокойство
По латыни — лучше:
уже предпоследнее место. По другим предметам еще чуть лучше, но вердикты
учителей однообразны: "безнадежное отставание", "безобразная успеваемость"...
Директор школы пишет: "Этот мальчик из тех, кто обречен стать большой проблемой
для любой школы или сообщества...".
Впрочем, в классном
журнале имеются и другие записи: "Если он хочет быть только научным
специалистом, он зря проводит время в
Public School...
Наверное, он будет математиком. Такие ученики, как он, рождаются один раз в 200
лет".
Юный Алан Тьюринг
продолжал ничего не делать на уроках, а в свободное время — изучать
"внеклассные" науки. Пятнадцатилетним подростком он самостоятельно изучал теорию
относительности: его дневниковые заметки сделали бы и в наше время честь
студенту-младшекурснику.
В 1928 году он
получает неожиданный стимул для развития своего интереса к науке: этим стимулом
оказывается дружба с новым одноклассником, весьма одаренным учеником по имени
Кристофер Морком. В нем Тьюринг нашел долгожданную "родственную
душу" и интеллектуального партнера — того, с кем ему наконец можно было
поделиться своими размышлениями о науке.
Юношеская жажда
знаний быстро сблизила Тьюринга и Моркома, они стали неразлучными друзьями.
Теперь они на уроках французского языка уже вместе зевали или играли в
крестики-нолики, одновременно обсуждая астрономию и математику. (Сохранилась
школьная тетрадь, исписанная почерками Алана и Кристофера. В этой тетради
карандашные рисунки перемежаются с табличками сыгранных партий в крестики-нолики
и геометрическими чертежами.)
Алан искренне
полюбил своего друга. После окончания школы они оба собирались поступать в
Кембриджский университет, и Алан, избавившийся от многолетнего одиночества,
возможно, был почти счастлив...
В 1932 году, во
время одного из посещений семьи Моркомов, он составляет в их доме документ под
названием "Природа Духа" — манифест своей веры в существование человеческого
Духа после смерти. Основное положение этой работы состоит в том, что детерминизм
традиционной физической картины мира и его очевидное противоречие с идеей
свободы воли опровергаются новой наукой — квантовой физикой. Тьюринг считал
тогда, что квантовая физика имеет прямое отношение к устройству человеческого
разума.
Еще долгое время
Тьюринг будет придерживаться подобных взглядов: пройдут годы и годы, прежде чем
его друг юности Кристофер "умрет окончательно" — Тьюринг откажется от веры в
существование разума после смерти. Но вопрос об устройстве человеческого разума
будет волновать его всю жизнь.
В 1931 году Тьюринг
стал студентом Кингз-колледжа (King's
College)
в Кембридже — знаменитого на весь мир старинного английского университета.
Кембриджский университет, обладавший особыми привилегиями, дарованными
английскими монархами, издавна славился либеральными традициями, и в его стеах
всегда царил дух свободомыслия. Здесь Тьюринг обретает — пожалуй, впервые — свой
настоящий дом, где он смог полностью отдаться науке.
Боль утраты все еще
пронизывает его чувства, но сейчас главное место в жизни занимает увлеченное
изучение столь интересующих его наук — математики и квантовой физики. Те годы
были периодом бурного становления квантовой физики, и Тьюринг в студенческие
годы знакомится с самыми последними работами в этой области. Большое впечатление
производит на него книга Дж. фон Неймана "Математические основы квантовой
механики", в которой он находит ответы на многие давно интересующие его вопросы.
Тогда Тьюринг, наверное, и не предполагал, что через несколько лет фон Нейман
предложит ему место в Принстоне — одном из самых известных университетов США.
Еще позже фон Нейман, так же как и Тьюринг, будет назван "отцом информатики"...
Но тогда, в начале 30-х годов, научные интересы обоих будущих выдающихся ученых
были далеки от вычислительных машин — и Тьюринг, и фон Нейман занимаются в
основном задачами "чистой" математики. (Отметим здесь математическую работу
Тьюринга "Эквивалентность левой и правой почти-периодичности", вышедшую в 1935
году, в которой он упростил одну идею фон Неймана в теории непрерывных групп
— фундаментальной области современной математики.)
Тьюринг происходил
из аристократической семьи, но никогда не был "эстетом": кембриджские
политические и литературные кружки были чужды ему. Он предпочитал заниматься
своей любимой математикой, а в свободное время — ставить химические опыты,
решать шахматные головоломки, играть в го (эта восточная игра тогда была еще в
диковинку). Он находил отдых в интенсивных занятиях спортом — греблей и бегом
(марафонский бег останется его поистине страстным увлечением до конца жизни).
Друзей у него было
совсем не много. Высокомерных студентов-аристократов отталкивали его несколько
беспорядочный стиль одежды, эксцентричные прически и манера говорить резким
скрипучим голосом (к тому же он иногда сильно заикался) — Тьюринг, как обычно,
не вписывался в "положенные" рамки общественных норм поведения.
Студенты Кембриджа
шептались о том, что Тьюринг никогда не пользуется сигналами точного времени по
радио, а подстраивает будильник, глядя по ночам на звезды и производя только ему
одному известные вычисления (по радио же он слушает исключительно детские
передачи). Ставя химические опыты, он играл в особую игру "Необитаемый остров",
изобретенную им самим. Цель игры заключалась в том, чтобы получать различные
"полезные" химические вещества из "подручных средств" — стирального порошка,
средства для мытья посуды, чернил и тому подобной "домашней химии"...
Тьюринг блестяще
заканчивает четырехлетний курс обучения. Одна из его работ, посвященная теории
вероятностей, удостаивается специальной премии, его избирают в научное общество
Кингз-колледжа - fellowship
(нечто среднее между аспирантурой и преподавательским корпусом). Казалось, его
ждет успешная карьера слегка эксцентричного кембриджского дона, работающего в
области "чистой" математики (don
— так в Кембридже и Оксфорде по традиции называют преподавателей).
Каждый, кто хоть немного сталкивался с программированием для компьютеров, хорошо
знает, что некоторые (неправильно написанные) программы могут "зацикливаться",
"входить в бесконечный цикл", т.е. компьютер, выполняя такие программы, никогда
не остановится в своей работе. "Зацикливание программ" является очень неприятной
вещью: при прогоне такой программы часто бывает непонятно, то ли она просто
"долго считает", то ли она "зациклилась". В программах, написанных школьниками,
такая ситуация возникает достаточно часто.
Нельзя ли определить программным способом, с помощью самого компьютера,
"зациклится" ли данная программа? Неразрешимость проблемы остановки впервые была
доказана Аланом Тьюрингом в его работе, опубликованной в 1936 г. Конечно, тогда
не было никаких компьютеров и тем более языков программирования, да и сам
Тьюринг в той работе даже не пользовался термином "программа". Но его изложение,
по сути, мало чем отличалось от современного.
В 1954 г., занимаясь
изготовлением химических веществ из обычных бытовых продуктов, Тьюринг получил
цианистый калий. 8 июня 1954 года великий ученый был найден мёртвым в своём
доме. Он покончил жизнь самоубийством, отравившись цианистым калием. Раствор
цианида Тьюринг впрыснул в яблоко. Надкусив его, он скончался. Говорят, именно
этот плод, найденный затем на ночном столике Алана, и стал эмблемой знаменитой
компьютерной фирмы «Эппл». Впрочем, яблоко – это еще и библейский символ
познания и греха...
Он умер в возрасте 41 года.
За относительно недолгую жизнь Тьюрингом были получены научные результаты,
значение которых далеко выходит за рамки чистой математики. В самом конце 1936
ученый опубликовал работу "О вычислимых числах, с приложением к проблеме
разрешимости", в которой показал невозможность существования формальной, чисто
механической процедуры, которая позволяла бы решать, выводимо ли данное
высказывание из некоторого набора математических аксиом. Независимо от Тьюринга
и чуть раньше него аналогичный результат был получен А.Чёрчем. Этот
результат, известный как тезис Чёрча - Тьюринга, имел фундаментальное значение:
Тьюринг и Чёрч вместе с К.Гёделем похоронили надежды Д.Гильберта и его
последователей, полагавших, что математику как самую формализованную часть
человеческого знания можно представить в виде набора аксиом и теорем.
Не менее важным было то, как именно Тьюринг пришел к этому результату: для его
осуществления им было разработано понятие абстрактной цифровой вычислительной
машины, получившей впоследствии название машины Тьюринга, способной имитировать
(при наличии соответствующей программы) любую машину, действие которой
заключается в переходе от одного дискретного состояния к другому.
В практическом плане Тьюринг в ходе своих работ по дешифровке убедился в
неэффективности построения специализированных машин (типа «Бомбы») для решения
конкретных логических задач и, опираясь на свою модель универсальной
вычислительной машины и мощь появившихся к концу войны электронных
вычислительных устройств, пришел к идее универсальной электронной вычислительной
машины. Разработанные в 1947 Тьюрингом «Сокращенные кодовые инструкции»
положили начало созданию, исследованию и практическому использованию языков
программирования.
Тьюринг считается основоположником не только вычислительной техники, но
также и искусственного интеллекта. Исключительную роль в развитии этого
исследовательского направления сыграла небольшая статья "Вычислительные машины и
разум", опубликованная в журнале «Mind» в 1950 и впоследствии многократно
перепечатывавшаяся, в том числе под названием "Может ли машина мыслить?", в
которой Тьюринг предложил ставший знаменитым мысленный эксперимент (тест
Тьюринга). В первоначальной формулировке «тест Тьюринга» предполагает
ситуацию, в которой два человека, мужчина и женщина, по некоторому каналу,
исключающему восприятие голоса, общаются с отделенным от них стеной третьим
человеком, который пытается по косвенным вопросам определить пол каждого из
своих собеседников; при этом мужчина пытается сбить с толку спрашивающего, а
женщина помогает спрашивающему выяснить истину. Вопрос при этом заключается в
том, сможет ли в этой «имитационной игре» вместо мужчины столь же успешно
участвовать машина (будет ли при этом спрашивающий ошибаться в своих выводах
столь же часто). Впоследствии получила распространение упрощенная форма теста, в
которой выясняется, может ли человек, общаясь в аналогичной ситуации с неким
собеседником, определить, общается он с другим человеком или же с искусственным
устройством.
Данный мысленный эксперимент имел ряд принципиальных следствий. Во-первых, он
предложил некоторый операциональный критерий для ответа на вопрос «Может ли
машина мыслить?» Во-вторых, этот критерий оказался лингвистическим: указанный
вопрос был явным образом заменен вопрос о том, может ли машина адекватным
образом общаться с человеком на естественном языке. Тьюринг прямо писал о замене
формулировки и при этом выражал уверенность в том, что «метод вопросов и ответов
пригоден для того, чтобы охватить почти любую область человеческой деятельности,
какую мы захотим ввести в рассмотрение». Следствием этого стали та важнейшая
роль, которую в дальнейшем развитии искусственного интеллекта (во всяком случае,
до 1980-х годов) играли исследования по моделированию понимания и производства
естественного языка (в 1977 тогдашний директор лаборатории искусственного
интеллекта Массачусетского технологического института П.Уинстон писал, что
научить компьютер понимать естественный язык - это все равно, что добиться
построения интеллекта вообще).
«Тест Тьюринга» и предложенный в нем подход к моделированию мышления поныне
остается предметом острых научных дискуссий.
Источники:
Павел Паршин
http://www.krugosvet.ru/articles/90/1009046/1009046a1.htm
kubinets
http://infhist.h1.ru/ppls/turin.html
Иван Долмачев
http://inf.1september.ru/1999/art/turing.htm
Владимир Анзикеев
http://www.n-t.ru/tp/it/at.htm
Вот и всё пока... Вопросы и замечания mailto:feod@narod.ru
До новых встреч!
Юлий Феодоритов