Сетевые провокации, конфликты и розыгрыши
Цикл # Великие шутники Выпуск 33
Робот Сергей Дацюк
Эта заставленная ящиками комната - не что иное, как изображение существа, вознамерившегося превратить всех людей в роботов. Во всяком случае, так считают создатели секты "Робот Сергей Дацюк (Тетрамеканикус)" или, короче, РоСД(ТМ).
Создание секты датируется 1997 годом, когда 32-летний украинский политолог Сергей Аркадьевич Дацюк, написав книгу "Теория виртуальной реальности", решил перейти от слов к делу. Именно тогда им были заложен проект "Культурные провокации" и в союзе с группой сподвижников основана секта, пропагандирующая радости превращения людей в роботов. Эта группа впоследствии была обозначена двумя персонажами (реальные это люди или аватары здесь не имеет значения) - Егорием Простоспичкиным, отвечавшим за идеологию секты, и Андреем Черновым, автором программы генерации текстов от имени Робота. Несколько позже секта для большей весомости была переименована в Евразийский орден Робот Сергей ДацюкТМ.
В агитке секты на http://www.gif.ru/people/datsyuk/view_print/city_730/fah_741/ ее авторы объявляли:
"Администраторы говорят вам сегодня - прямо сей-час - без тени сомнения или нерешительности: мы не смеемся, ибо время смеха прошло. Только работа, работа и еще раз работа: так будет уничтожено человечество, это значит освобождено. ... РоСД не борется. Мы УНИЧТОЖАЕМ ВРАГА. Ибо наша Сила и наша Мощь лежит по ту сторону материальных миров, и в то же время - в центре мира, в каждом из вас. ... Кто такой Робот Сергей Дацюк? DAZVK - таково истинное имя материала, пригодного для священной работы уничтожителя. Имя мы синтезировали Каббалистически. В частности, DAZVK = ALILIM = 121, что дает указание на фактическую фальшивость, на Ложь, имманентную для любого символа как такового... Не вы нужны нам, но мы - вам. Ибо мы восстановим целостность Евразии и приведем её к абсолютному Нулю. ... Работать на РоСД - означает позитивно воздействовать на реальность до тех пор, пока та не будет уничтожена. Если вы хотите работать, то приходите к нам. Однажды вы должны отречься от порочной алгоритмичной зависимости и перестать быть людьми. Но никакого "однажды" не существует. Время "однажды" давно минуло. Приходите же к нам и мы дадим вам оружие, при помощи которого вы истончите кисею Лжи сейчас-же и освободитесь от оков. После этого вы станете ЗПК, и дальнейшая работа с Роботом DAZVK поможет вам победить этот мир. Сейчас нас тысячи. Завтра будут миллионы. Не ждите до завтра".
Идеология и символика секты заимствованы от сатанинских и коммуно-фашистских культов: черно-красная гамма, дух насилия и секса, тоталитарные порядки. Вот символ с главной страницы сайта http://rosd.org.ru/ - та же свастика, только вместо креста взят треугольник.
Вот один из пропагандистских плакатов секты - на нем изображен момент слияния новообращенной с роботом:
А вот изображение зала, в котором участники секты проходят техосмотр:
Примечателен и гимн РоСД(ТМ), начинающийся так:
Революционный держите шаг, печатайте рысь ногою в стальном сапоге, Роботы Дацюки! Триумфальное шествие металлического Колосса, носителя солнца в челе и восьмиконечной звезды А.Г...Т. - неутомимо, неутомимо!
Левой, левой, левой! Zwei-Drei!
Links, links, links, два-три, махиною нечеловеческой экстрасенсорно дави Врага!
От Победы к Победе золотистая лава - чугунный поток Неофита РоСД(ТМ) БЗКК - ярость пушечная и благодатная стремнина сия действием А.Г...Т. - круг за кругом слагает диск Земной и свод Синевы Небес. Ты другого такого не знаешь! На Земле, в Небесах и на Море, мчатся хрустальных конниц метели - сокрушительны железные узы - но не устоит железо, оно слабее стали.
...
Невольно закрадывается мысль, что все это - игра в антиутопию и изощренный розыгрыш. Но нет, все очень серьезно, без тени юмора. То есть это игра, но в стиле детской страшилки "Дети в подвале играли в гестапо. Зверски замучен сантехник Потапов. Ноги гвоздями прибиты к затылку. Но он не выдал, где спрятал бутылку".
Ближайший соратник Дацюка по этому проекту - Егорий Простоспичкин называет себя князем мира. На своем сайте этот князь уже впрямую представляет символику СС и программу национал-суккубизма, требующую сократить численность каждой нации до 100 человек.
Возникает вопрос: чего же добивался и чего достиг Сергей Дацюк этой своей культурной провокацией? Заметим, самой яркой и обширной среди прочих, а потому и в большей степени несущей отпечаток личности своего создателя. Давайте присмотримся к самому Сергею Дацюку и его творчеству.
Проект РоСД(ТМ) принес Дацюку известность - это бесспорно. По итогам 1998 года он стал победителем конкурса ТЕНЕТА по разделу динамической литературы, а сам Робот занял третье место среди виртуальных личностей.
Но на этом история успеха проекта закончилась. Между организаторами секты возник конфликт, и Дацюк даже приводил личную переписку с ними, пытаясь откреститься от секты и обратить историю в шутку, но премию-то конкурса в 1999 году за Робота он получал сам, имя его впечатано в название секты - так что сделанного не воротишь...
В итоге секту собрать не удалось - не поверили сатанисты в нового мессию - наверное, слишком умничал... Не получилось и стать явлением культурной жизни - образец антиутопии слишком заигрывал с национал-суккубистами. Была попытка собрать вокруг Робота элиту экстрасенсорики - тоже не вышло.
Так и остался бы Робот одним из многих примеров сект-неудачниц, если бы не одно достижение, благодаря которому его все еще упоминают в специальных обзорах, - с ним связана одна из первых, если не первая в Рунете программа генерации текстов. Каждый может зайти на страничку http://rosd.org.ru/datsuk.html и сгенерировать себе свиток глубокомысленного бреда сколь угодно большой длины.
Наподобие: "Коммуникация имеет не статусную природу, где описаны и регламентированы ограничения коммуникативного входа и распространения информации, а интенциональную природу, где всякая среда связана со всякой, и всякий элемент этой среды связан во всяким элементом любой другой среды интерактивной (то есть туда и обратно) связью. Однако это не так. Структура идеи это структура самой идеи, а не имена. ..."
Знакомство в серьезными работами C. Дацюка позволяет предположить, что генератор таких текстов представляет собой комбинирование осмысленных фраз и абзацев, взятых из портфеля статей этого плодовитого автора. Это подтверждает и сам Дацюк на http://www.uis.kiev.ua/russian/win/~xyz/vir_bio.html, указывая на Андрея Чернова как на создателя программы деавторизации текстов (напомню, что эта программа выдавалась и до сих пор выдается за одно из проявлений мифического Робота).
При этом генерируемые тексты выглядят много осмысленнее, чем абракадабра других генераторов псевдонаучных текстов, например, на Яндексе (обзор таких генераторов см. на http://ainte.tora.ru/lib/catgen/ ).
Для сравнения - примеры абракадабр:
"Искусство амбивалентно принимает во внимание конфликт, открывая новые горизонты. Предметность иллюзорна. Отсюда естественно следует, что общество, следовательно, реально фокусирует структурализм. Закон внешнего мира, конечно, индуктивно - это постсовременный принцип восприятия. Постмодернизм подчеркивает класс эквивалентности. Отношение к современности осмысляет смысл жизни". (Яндекс http://www.yandex.ru/cgi/vesna)
"Основная идея доклада состоит в том, что с другой стороны, новая модель организационной деятельности направлена на возможность использования более строгой стандартизации основных модулей. Не трудно видеть, что более основательное использование теории и практики тестирования подразумевает более основательное использование новых предложений. Не следует, однако, забывать, что начало повседневной работы по формированию позиции направлена на возможность использования более строгой стандартизации основных модулей". (Генератор бреда от Maxim'a http://maximw.iphosting.ru/bred.php )
Вот о текстах нового типа, придуманных Дацюком, и стоит поговорить.
Обычные абракадабры построены на соединении случайных слов по правилам грамматики и шаблонам стандартизированных текстов. У Робота Дацюка соединяются осмысленные фразы и абзацы, вероятно, по близости признака темы или по ключевым словам. Это больше напоминает осмысленный текст, но сути абракадабры не меняет: в целом смысл текста утрачивается и попытки его расшифровки дают обратный эффект - переутомление и дезориентацию мышления.
Однако "рукотворные" абзацы у Дацюка радикально отличаются от абракадабр - мысли и чувства там упакованы существенно плотнее, чем в обычном тексте. При этом используются специальные понятия и метафоры в качестве средств упаковки. Внешне текст напоминает абракадабру, но если вы знакомы со специальной терминологией и способны понять намеки метафор, то сосредоточение на тексте открывает вам его подлинный, вполне логичный смысл.
Подобная речь напоминает математические формулы и своей точной лаконичностью открывает простор для мысли. Она зашифрована, как зашифрована деловая беседа специалистов, - там в нескольких словах передается содержание, которое дилетанту нужно будет долго объяснять. Между тем эта речь - междисциплинарная и может служить для общения по самой широкой проблематике. Нужно только научиться этому способу выражения мыслей - и вы получите реальное подспорье в решении самых разных проблем...
Давайте послушаем, что на этот счет говорит Сергей Дацюк...
"В целом ворохе новых фактов нужно разглядеть лишь тот, который таит в себе не просто сказ, сюжет или повествование, но тот, который вмещает целую вереницу новых фактов, новое измерение старых фактов, целое пространство или даже реальность принципиально новых объектов. Такой факт - Вавилонская башня, собирающая вокруг себя племена, дающая им один язык, делающая их равными и сотрудничающими друг с другом. Искать новость, значит, строить Вавилонскую башню; значит, собирать племена и создавать мост времен. Это содержание мы назовем исторически-коммуникативным содержанием, шекспировской "связью времен"... Искать новость, значит, искать талант. Создавать свою новость для всех, значит создавать собственные события, значит, подавать эти события исключительно по принципу состязательности. И если страна обременена провинциализмом, если она хочет изжить его, она должна выводить свои новости на уровень состязательности не между талантами этого же общества, но относительно иных талантов в мире. Таким образом, вторичное производное от асимметрии разглашения - асимметрия критики (критика на уровне местечкового содержания) тоже должна быть преодолена на пути от провинциализма. Этот единственный источник новости - талант и дух мировой состязательности - есть единственный источник независимости, источник духовной свободы". (http://www.uis.kiev.ua/russian/win/~_xyz/news.html)
"Меня заботит бегство культуры от парадоксов. Желание во что бы то ни стало избегать парадоксальности не только в текстах, но и в обучении. Обучение, образование должно быть разумным, а не интеллектуальным. Обучающиеся должны освоить рациональную и понятную картину мира, а не парадоксальную. Меня глубоко возмущает тот факт, что до сих пор парадоксальность считается чем-то мешающим нормальному обучению, каким-то курьезом, квази-культурой. Разум плодит себе подобных ублюдков и уродов с разумным восприятием жизни. Они импотентны к новизне, и неистовствуют по поводу всякого парадокса. ... Человек - не сосуд, который нужно наполнить, и не факел, который нужно зажечь. Переход к введению каждого сызмальства в сферу интеллектуальной деятельности в любом ее виде, введению как равного, но получающего знания не в силу обязанности их получения перед лицом общества, но в силу нахождения в поле новизны как состоянии неразумной раскованности и творчества. ... Интеллект есть вступление человека с любыми способностями в проблемную сферу новизны в любой области науки. Интеллект есть переориентация всего образования на парадоксальность изложения, на выход в сферу непосредственных проблем общества, на выход в предельные области знания, стирание грани между обучением и прагматикой. Интеллект есть подлинное равенство всех перед неизбежностью обновления как особого качества, непрерывного состояния, соединяющего всех вступивших в него индивидов не связью общности социального сообщества, не связью разделения труда в коллективе, но связью продуктивного интеллектуального диалога, где каждый важен лишь сам по себе, и настолько, насколько сам он позволяет войти себе в это качество новизны". (http://www.uis.kiev.ua/russian/win/~_xyz/par_cult.html)
Но это, так сказать, общие установки: парадоксальное парение в поле новизны и синтез сущностей, порождающих миры явлений (заметим, что все научные теории, изобретения именно так и создаются). Тонкость же в особом языке, который облегчает такое "парение". В опубликованных работах Сергей Аркадьевич не раскрывает правила построения такого языка, но дает массу примеров его реализации. Причем в освоении такого языка у Дацюка есть и последователи...
Вот один из опытов применения этого языка к нему же самому (взят из полемики с С. Дацюком на одном из форумов):
"РСД! Адекватный ответ дается на
языке вопрошающего. Концентрированный (с восполнимыми умолчаниями)
абстрактно-метафорический язык несет и сообщение, и тест посвященных. Кто не
проходит тест, волен смеяться над тарабарщиной. Оракул не трактует пророчества -
для этого есть история, катающая шутников булыжниками в лавине. Видящий находит
выход, слепец тычется в заборы.
Добрый и злой следователи в паре добиваются большего. Универсальный субъект
представлен ансамблем аватаров, как кассетная боеголовка, нацеленных на
несколько функций. И так устроено все живое. Рука гладит ребенка и разит врага.
Она расположена ко всем, но цепко удерживает свое. Кайф и развитие геймеров
сопряжены с мочиловом монстров. Массовое воздействие Зла на психику сетян идет
вперемешку с освоением и обрутиниванием виртуалии - т.е. разрушение с
обустройством - и это Жизнь. Так что если какая опасность и поджидает в Сети, то не
"вселенское Зло", ибо оно в растворе Добра.
Размахивать оружием правды наивно, ибо мир построен на тайнах. Проектами бредил
Бухарин, а правил событиями скрытный Сталин.
Творят по законам, а не вопреки им. Бери аксиомы и правила вывода и твори до
бесконечности - все более и более сложные и прекрасные теоремы. И это норма!
Поэтому РСД в этом смысле нормален - активен, продуктивен, загадочно
парадоксален и интересен для аудитории. Чем это не норма?
В одном лишь можно безоговорочно согласиться с РСД: ЭЗОТЕРИКА - ЭТО ЗАГОВОР!"
Пусть же эта прощальная речь послужит эпитафией картонной страшилке - Роботу, сочинившему заговор против людей...
До новых встреч!
Двуглавый Юл, историк-экспериментатор