Красный барон
Герой этого выпуска - Красный барон, так был назван центральный персонаж сетевого мифа, созданного Ольгой и Сергеем Бузиновскими (Ольга и Сергей Бузиновские. Тайна Воланда. Опыт дешифровки. - Барнаул, 2003 - скачать 570 Кб). Книга Бузиновских написана в редком жанре документальной фантастики, и у Красного барона есть прототип - непризнанный гений советской авиации Роберт Бартини. Этот человек прожил удивительную и трагическую жизнь. Приемный сын итальянского барона получил в детстве и юности энциклопедическое образование, стал пилотом и перед ним открывалась блестящая карьера, но судьба сделала крутой поворот: Роберта увлекли идеи антифашистского движения - и в 1923 году он эмигрировал в Советскую Россию, чтобы, как он говорил, "красные самолеты летали быстрее черных". Его изобретения, открытия и гипотезы поражали силой и новизной, намного опережая свое время, - но автор их был объявлен иностранным шпионом и 10 лет своей жизни провел в бериевских шарашках, а разработанные им конструкции самолетов или предавались забвению, или летали под именами других авиаконструкторов. Череда житейских неудач и то, что идеи Бартини растаскивались другими, более преуспевающими конструкторами, не снижали ни творческое горение, ни коммунистический энтузиазм Роберта Людвиговича - он работал для Будущего. И в своем завещании написал: "Изучите историю моей жизни, извлеките из нее уроки".
Работа Бузиновских, а также статьи и книги Л.Веремьяниной, А.Кудрявцева, И.Чутко и ряда других авторов, как раз и являют собой попытки такого изучения. Версия Бузиновских отличается многовариантностью. Авторы не ограничивали полет своей фантазии - и в поисках фактов, и в их интерпретациях всегда выбирали наиболее интересные и многообещающие продолжения.
Красный барон поможет нам представить, каково жить в условиях многомерного времени. Не менее любопытен и гипертекстовый метод Бузиновских, которым устанавливаются связи и параллели любых, сколь угодно отдаленных фактов.
Начнем мы с краткого резюме-отклика Сергея Бережного на книгу "Тайна Воланда":
Авторы оттолкнулись от
опубликованной (весьма давно) в "Технике - молодежи" статьи об
испытаниях в 1930-х годах секретного советского "невидимого
самолета" и (толчок был силен) вышли на такие криптоисторические
глубины, что все достижения "Маятника Фуко" 1)
были посрамлены и унижены. Ключевой фигурой в этой (а также, видимо,
мировой) истории ("Сегодня вечером на Патриарших прудах будет
интересная история!") стал ученый и конструктор Роберт Людвигович
Бартини, он же - барон Роберто Орос ди Бартини. Среди советских (и
не очень советских) писателей, которые, по мнению авторов, вероятно
находились под влиянием этого неординарного человека, оказались
Алексей Толстой, Михаил Булгаков, Александр Грин, Юрий Олеша,
Владимир Набоков, Илья Ильф и Евгений Петров, Валентин Катаев,
Сигизмунд Кржижановский, Леонид Леонов (список неполон), а позднее -
Иван Ефремов, Артур Кларк (!), Еремей Парнов и... Аркадий и Борис
Стругацкие. Это предположение дает авторам повод рассматривать
практически весь корпус текстов оных литераторов как некий единый
гипертекст, объединенный обширным набором общих символов и шифров.
И, само собой, после принятия такой посылки, Бузиновским не остается
ничего иного, как попробовать вычленить эти символы и разгадать эти
шифры... Здесь начинается тысячелетняя мистерия, в которой на равных принимают участие Сергей Королев и граф Сен-Жермен, Святой Грааль и Буратино, розенкрейцеры и физики-ядерщики, секретные самолеты и кумранские свитки. Передать в рецензии все многообразие тем, затронутых авторами, просто невозможно, да и не нужно. Достаточно кратко перечислить их итоговые тезисы (впрочем, некоторые из них прозвучали в книге также как тезисы исходные). Во-первых, на Земле существуют сотрудничающие, но противоборствующие силы, условно названные Прогрессорами и Консерваторами, которые с давних времен стимулируют и/или сдерживают развитие цивилизации, временами подталкивая тормозную человеческую мысль, а временами уводя человечество от опасных решений и преждевременных открытий. Их деятельность началась очень давно (видимо, задолго до нашей эры). Действуют эти силы через "агентов влияния" (адептов), которые последовательно проживают множество жизней. Во-вторых, некоторые "агенты влияния" из-за несовершенства процедуры реинкарнации утрачивают свойственную им память о своих предыдущих жизнях и из-за этого теряют цель существования. Для пробуждения памяти таких "заблудших" как раз и предназначены все найденные Бузиновскими "гипертексты" - последовательность шифров и символов, которая, по их предположению, способна заново "инициировать" уснувший разум сверхчеловеков. ____________________________________________ 1) "Маятник Фуко" (1988) - второй роман Эко, укрепивший всемирную славу автора "Имени розы" (1980). Представляет собой блестящий пародийный анализ культурной сумятицы современного сознания и несет предупреждение об опасности умственной неаккуратности, порождающей чудовищ. |
Бережной подсмеивается над авторами мифа за "умственную неаккуратность" - примечательно в связи с этим упоминание "Маятника Фуко" - и заканчивает рецензию саркастическим замечанием: уж не принимают ли авторы его самого за агента влияния, раз они обратились к нему с предложением прорецензировать эту книгу. Заключая: "Неужели они рассчитывали, что я рискну пренебречь конспирацией и укажу, где именно и в чем именно они ошиблись?.."
Можно, конечно, и так прочесть историю Красного барона, как это сделал С. Бережной. По его мнению, "Примененные Бузиновскими методы работы с текстами весьма выразительно показывают, какого роскошного эффекта может достигнуть внимательный исследователь, не отягощенный предубеждениями и принимающий упоминание в романе любой коробочки синего цвета за намек на место захоронения Ковчега Завета".
Но не будем торопиться с выводами. И тому есть два основания.
Во-первых, в философии общепризнан тезис о всеобщей связи явлений - и его там никто не оспаривает. Углубленное изучение любой мелочи способно выводить на самые широкие обобщения - так устроен человеческий интеллект. И это доблесть ума, воспетая поэтами, а никак не его патология. Вспомним Уильяма Блейка (в переводе С. Маршака):
В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир – в зерне песка, В единой горсти – бесконечность И небо – в чашечке цветка. |
Во-вторых, существуют феномены параллелизма событий человеческой истории и
гомологии (подобия) форм у различных биологических видов.
В 1920 году Н.Вавилов сформулировал закон гомологических рядов в
наследственной изменчивости. Позже было научно доказано, что в основе
этого феномена лежит одинаковое молекулярное строение генов и сходство в порядке
их расположения в хромосомах у различных видов животных и растений.
Весьма вероятно, что и параллелизм событий имеет такое же происхождение: одинаковое
устройство человеческих тел и психики, одна и та же цикличность суток, схожесть циклов
материального производства и т.п. вызывают в массовых исторических
процессах появление повторяющихся событийных структур. Вот пример параллелизма в
смене высших руководителей Восточной Римской империи и России, взятый из
статьи М.Л.
Городецкого (в скобках указан срок правления в годах):
Сам Городецкий объясняет такие параллели подтасовкой фактов исследователями - поскольку разными частями Римской империи одновременно управляли несколько «фактических правителей», а соправление двух августов и двух цезарей, начиная с Диоклетиана, было узаконено. При этом зачастую для любого отдельно взятого императора можно указать несколько вариантов сроков правления в зависимости от выбора точки отсчета: когда стал цезарем, когда августом, когда умер его соправитель, когда стал единовластным правителем на востоке или западе и т.п. Но при этом Городецкий делает оговорку: "Можно при желании легко найти и «событийные параллелизмы» между соответствующими правителями. Скажем, обращает на себя внимание пара Лжедмитрий — Непотиан, объявивший себя императором, пытавшийся с помощью гладиаторов (казаков) захватить власть в Риме и жестоко убитый заговорщиками, или легко находимые параллели событий при Екатерине Великой — Юстиниане Великом. Например: восстание Пугачева — восстание Ника, походы Велисария — Суворова".
Так существуют ли исторические параллелизмы? Или это всегда артефакты, порожденные неумеренным желанием исследователей увидеть закономерности: если факты не укладываются в закон - тем хуже для фактов... Городецкий не дает ответа на этот вопрос и только указывает на избирательное комбинирование фактов в критикуемых им трудах А. Фоменко.
Между тем, феномен параллелизмов обнаруживают и многие другие исследователи. Примечательна в этом отношении только что опубликованная книга молодого историка Константина Писаренко (Писаренко К. Искусство интриги. Дворцовые перевороты в эпоху Елизаветы Петровны. Александр и Мария. Весь мир - театр - М.: ИзографЪ. Изд. дом "Журналист", 2005. - 592 с.). В ее эпилоге он пишет: "28 апреля 2003 года в семье второго президента и 13-го руководителя России не из династии Романовых Владимира Владимировича Путина, судьба которого удивительным образом повторяет линию жизни 13-го российского императора Александра Александровича Романова (вплоть до совпадения имен двух любимых женщин - обе Людмилы - и смерти отца буквально накануне прихода сына к власти, а матери за год до этого), отпраздновали 18-летие старшей дочери - Марии. 31 августа 2004 года Путины отметили совершеннолетие младшей дочери, Кати. Скорее всего, родители, когда подбирали девочкам имена, даже не подозревали, что должны назвать их в честь двух русских княжон, которые 100 лет назад могли стать первыми русскими женами русских императоров, однако по воле, нет, не Всевышнего, а обыкновенного человека ими не стали" (с. 486). А на страницах 300-302 Писаренко приводит фактологию невероятного совпадения судеб наследников династий Генриха VIII в Англии и Петра Первого в России.
Имхо, не замечать параллелизма, подобно Городецкому, столь же ошибочно, как и вслед за Морозовым и Фоменко выстраивать на них спекуляции для сенсационной ревизии исторических летописей. Это одно из белых пятен на карте научных знаний, и подлинный смысл параллелизма когда-нибудь раскроет еще не созданная наука - социальная генетика или что-то вроде того.
Но вернемся к истории Красного барона. Самое удивительное в ней - открытие многомерного времени и осмысление с его позиций феномена параллелизма событий.
В 1965 г. в Докладах АН СССР №4 была опубликована статья Р.Бартини «Кинематическая система физических величин». Еще в 1936—1937 гг. он установил пространственно-временную размерность любой физической величины и использовал ее для проверки аналитических выкладок аэродинамики. К аналогичному результату, но в 1967 г., пришел академик Е.Седов, а в 1969 г. — академики Л.Ландау и Е.Лифшиц. Мысль о том, что для построения всей системы единиц измерений достаточно всего двух величин – длины и времени, – звучала и прежде: в 1873 году об этом говорил Дж. Максвелл, а с 1941 года ее пропагандировал и отстаивал английский ученый Б. Браун.
Развивая эту идею, Побиск Кузнецов (еще один непризнанный гений) и Роберт Бартини построили таблицу всех возможных физических величин, которая состоит из бесконечных вертикальных столбцов, представляющих собой ряд целых степеней длины и бесконечных горизонтальных строк – целых степеней времени. Пересечение каждого столбца и каждой строки автоматически дает размерность той или иной физической величины. Любопытно, что эта же таблица одновременно служит систематизации законов сохранения физических величин - массы, энергии, импульса, заряда и т.п. И, подобно Периодической системе элементов Менделеева, такая таблица позволяет открыть новые, еще не известных науке законы сохранения - например, "закон сохранения мобильности" ( см. http://n-t.org/tp/iz/chm.htm и http://www.noolab.ru/articles/article19.asp ).
Таблица эта задает условия существования и взаимодействия материальных тел, но не сами эти тела. Последние описываются как инварианты - неизменные соотношения наборов физических величин. Например, летящий камень меняет свои координаты относительно других предметов, но его собственная геометрия остается неизменной.
По расчетам Бартини, устойчивая модель мира предполагает трехмерное пространство в трехмерном времени. Иначе говоря, каждое тело имеет объем времени — длину (длительность существования в каждом из миров — число «кадров»), ширину (число дублетов) и высоту (скорость смены «кадров»).
Эта модель идеально подходит для описания параллельных событий. Объектом в 6-мерном мире является, к примеру, популяция животных. У нее 3 измерения времени: время жизни особей, число особей как вариантов жизни и темп жизни. И человеческие сообщества тоже, как оказывается, 6-мерны: время существования, число аналогов и темп времени у них сочетаются с пространственными координатами.
Мы этими двумя примерами обозначили "артиллерийскую вилку". А теперь прямое попадание: значит, и Ваша конкретная судьба, уважаемый подписчик, 6-мерна. И совсем неплохо осознать, что Вы не один на этой планете: близко или далеко живут другие Ваши ипостаси, они думают о том же, озабочены теми же проблемами и болеют теми же болезнями. И темп, и сроки жизни у них схожи с Вашими. Только даты рождения могут отличаться на годы, десятилетия, а то и столетия. И вглядываясь в истории прошлого и в окружающих людей, Вы можете увидеть себя - прошлого, настоящего и будущего.
Вот этой логикой, вероятно, и руководствовались Бузиновские, сочиняя миф о Красном бароне. Только Бартини, как мне представляется, вовсе не демонический сверхчеловек, а просто гений - как Маяковский, Ландау... - романтик и мечтатель, отразивший дух своей эпохи, оказавший и продолжающий оказывать большое влияние на многих и многих людей. Наберите в любой поисковой системе Интернета ключевое слово "Бартини" - и убедитесь в этом сами.
В воспоминаниях людей, близко знавших Бартини, меня поразил один момент. Этот
смелый и бескомпромиссный человек, проживший большую часть своей жизни в
России, прошедший сквозь репрессии и находящийся под постоянным прессингом
бюрократов и завистников, стремящихся "изнулить" его талант, - этот человек
считал себя русским и во всех анкетах в графе национальность писал: "русский".
Ясно, что не конформизм и не щедроты судьбы были тому причиной. Значит,
было что-то иное, побудившее его эмигрировать в Россию и гордиться
сопричастностью к русским...
Что же это такое, как Вы думаете???
Пишите ваши соображения на feod@narod.ru
До новых встреч! |