Марк Тилден и Robosapien
Уже более полувека бьются люди над созданием автономных
роботов, способных сравниться по интеллекту с человеком. Однако еще ни один из
них не смог «жить» в мире за пределами лаборатории.
Марк Тилден (Mark W. Tilden) из Los Alamos National Lab пошел другим путем. Он
решил, заимствуя эволюционные идеи у природы, создавать простые устройства,
которые близки скорее к насекомым. В них даже нет центрального процессора, да и
размножаться они, увы, не могут. Репродуктивную функцию, по словам Марка, пока
что выполняет для них человек. «Дикие роботы», как называет их создатель, тем не
менее, способны жить в реальном мире.
Этот новый подход был назван BEAM, что означает Биология,
Электроника, Эстетика и Механика. Кстати, принципы, которые закладывает в свои
«существа» Тилден, отличаются от сформулированных Айзеком Азимовым правил
робототехники (защищать людей, подчиняться людям и заботится о себе). А именно,
три основных правила BEAM-роботов:
Робот должен защищать свое существование любой ценой
Робот должен получать и поддерживать доступ к источнику питания
Робот должен постоянно искать лучшие источники питания
Тилден уверен, что выполнения этих правил достаточно, чтобы жить в «диком»
мире. Вот полный свод правил, по которым живут подобные существа.
Впервые он был опубликован Тилденом в конце восьмидесятых годов. На мой
взгляд, в этом Катехизисе биоморфов кроются прямо-таки бездонные глубины
житейской мудрости:
если видишь хищника, убегай от него;
если видишь представителя своего вида, быстро бегущего в какую-то сторону, беги туда же;
если видишь вокруг себя только чужих, быстро поедай пищу, чтобы другим меньше досталось;
если никого не видишь, все равно ешь столько, сколько можешь;
если нет ни хищников, ни еды - иди
куда глаза глядят.
Многоногие, с усиками и фотоэлектрическими датчиками, биоморфы Тилдена
напоминают жутковатых насекомых, собранных из детского конструктора и всяких
подручных материалов, вроде карманных плееров, калькуляторов и
радиоприемников ("Никакого экзотического программного обеспечения, -
комментирует Тилден, - только хорошая механика и обыкновенный софт").
Устрашающий облик этих ботов не прихоть художника, а функциональная
необходимость.
Как правило, конструкция биоморфов состоит из трех нежестко объединенных
"узлов". Это, в первую очередь, механическая часть, которая связана с
системой передвижения робота и предназначается для эффективного преодоления
рельефа. Конечности биоморфов снабжены датчиками внутренней
чувствительности. Сигналы от них поступают в центральное "нейронное ядро"
(нейронная часть), где формируются синхронизирующие сигналы для двигателей
ног. В сочетании с сигналами от усов, указывающих на препятствие, и
фотоэлементов, заставляющих ботов стремиться к свету и подпитываться
энергией (сенсорная часть), этого достаточно, чтобы обеспечить успешное
перемещение по незнакомой местности.
С 1989 года в лаборатории Марка Тилдена создано больше ста сорока биоморфов
двадцати разных видов (mark-tilden.biography.ms). Однако любимцами автора,
как и положено, остаются первенцы: "трехног", "паук", "двуног", "конь" и
"прыгун". Они неоднократно выставлялись в музеях современного искусства
Европы, Америки, Японии и Австралии. National Geographic, Popular Science,
Discovery Magazine, Scientific American и другие известнейшие
научно-популярные издания периодически сообщают об экспериментах Тилдена и
его коллег с биоморфами - самостоятельном выживании биокреатур в
естественных условиях, формировании иерархий при потреблении энергии,
создании независимо живущих колоний и стай роботов.
Однако настоящий успех, можно сказать даже триумф, пришел к Марку Тилдену в 2004 году с человекоподобной игрушкой Robosapien, шагнувшей на прилавки магазинов по цене $99. http://www.wowwee.com/robosapien/robo1/robomain.html
Благодаря передовым технологиям Robosapien является полнофункциональным
роботом и обладает следующими функциями:
Динамичная ходьба, бег и повороты (2 режима)
Быстрые, полностью управляемые руки с двумя различными захватами
67 программируемых функций, включающих в себя захват и бросание предметов,
удары, сгибания, танец, воспроизведение различных звуков, рэп, а также набор
движений кун-фу
Издает различные звуки, умеет рыгать, свистеть, храпеть
Программируемые движения
До 84 программируемых шагов, причем возможно программирование датчиков на ногах
и руках, акустического датчика. предусмотрено свободное программирование, то
есть заранее введенная Вами программа запускается нажатием одной кнопки на
пульте
Все команды выполняются посредством специального пульта ДУ
Работает игрушка на алкалиновых батарейках более 4 месяцев (по нескольку часов в
день)
Демонстрационные режимы: танцы в стиле диско, различные движения, в том числе
удары кун-фу.
Очень простой, доступный даже для детей 3-4 лет, продвинутый для взрослых,
практически домашний герой из компьютерной игры. Робот разработан таким образом,
что каждый, играющий с ним выберет свой уровень сложности. Не удивительно, что
он интересует и взрослых.
Высота робота 44 сантиметра.
А в сентябре 2005 гола Марк Тилден проводил европейский промоушн 200-долларовой модели Robosapien V2, и делился с потенциальными покупателями планами на будущее:
Недалек тот день, когда мы сможем через Интернет контролировать полезную деятельность человекоподобных роботов, находящихся в любой точке планеты (в том случае, разумеется, если в той будет возможно какое-либо подключение к Интернету). Для того, чтобы совершить что-нибудь полезное, скажем, в Никарагуа, вовсе не обязательно будет отправляться туда лично - с делом вполне справится многофункциональный мобильный девайс из местного робопроката.
Такие обещания раздает британским гражданам Марк Тилден (Mark Tilden), бывший инженер NASA, а ныне - создатель семейства коммерческих роботов, выпускаемых американской компанией WowWee. Уже следующая модель V3, говорит он, будет способна перемещать габаритные предметы. А V5, шутит Тилден, вполне сможет сложить дом из кирпича. А может, он и не шутит...
А как Вы думаете???
Пишите ваши соображения на feod@narod.ru
До новых встреч!
Юлий Феодоритов