Основатели: Конфуций
Уважаемые любители жизнеописаний!
В предыдущих выпусках мы отслеживали две линии судеб. В
одной из них были представлены творцы Интернета, в другой - авторы и
персонажи мифов, гуляющих по Всемирной Сети.
Эти линии будут продолжены и далее, но настал момент, когда в их
переплетение потребовалось ввести еще одну нить - судеб Основателей -
легендарных учителей, стоящих у истоков нашей цивилизации. Их идеи
продолжают освещать наш путь сквозь многие века и определяют среди
прочего и будущее Сети.
Неизвестно, что произошло на Солнце или на Земле, но очевидно не случайно в 6 веке до н.э. на разных континентах независимо друг от друга появились великаны духа, передавшие свои открытия множеству учеников и через них - будущим поколениям. Начнем, пожалуй, с Конфуция.
Основателем древнекитайской философии и даже создателем духовного облика китайца был Чжун-ни или Кун Фуцзы, ставший известным в Европе через 2 тысячелетия после своей смерти как Конфуциус (русск. - Конфуций). Свыше 2 тысячелетий официальной теорией, определявшей нормы жизни Китая было конфуцианство, спорадически обогащавшееся за счет усвоения идей и институтов других учений - легизма, даосизма, буддизма. Среди конфуцианских книг главная - "Лунь-юй". Эту книгу образованный китаец выучивал наизусть еще в детстве и руководствовался ею всю жизнь.
Конфуций родился в царстве Лу в 551 г. до н.э., когда отец его,
правивший в Лу уездом Цзоу, был очень стар, а мать молода. Умер он в 479 г. до
н.э. в возрасте 72 лет.
Конфуций происходил из древнего аристократического, но обедневшего рода. По его
словам, в детстве он жил бедно и ему приходилось быть и пастухом, и сторожем. В
15 лет он обратил свои помыслы к учебе, в 30 - обрел самостоятельность, в 40 -
освободился от сомнений, в 50 - познал волю неба, в 60 - научился отличать
правду от неправды, в 70 - стал следовать желаниям своего сердца, при этом не
нарушая ритуала.
Ученики рассказывали, что он был мягок, доброжелателен, бережлив, уступчив, не проявлял упрямства и не думал о себе лично. Хотя он часто целыми днями не ест, а ночами не спит - все думает - пользы от этого, как ему кажется, мало, и он не столько создает, сколько передает. Он учил 4 вещам: пониманию книг, моральному поведению, преданности государю и правдивости.
В основе конфуцианского идеала управления - не принуждение народа, а сила нравственного примера. Ключ к достижению повиновения низов - в повиновении детей своим родителям и старшим братьям.
Как-то раз ученик попросил Конфуция сказать ему одно слово, которым он мог бы руководствоваться всю жизнь. Конфуций ответил: "Это слово - взаимность". И далее следует формулировка высшей моральной заповеди: "Не делай другим то, чего не желаешь себе". В тексте "Лунь-юй" есть и более развернутый вариант: "Не делай людям того, чего не желаешь себе, и тогда в государстве и в семье к тебе не будут чувствовать вражды".
Этические заповеди Конфуция построены на противопоставлении благородного и низкого человека. Благородный муж поступает так, как велит ему долг, думает о морали. Низкий человек думает о том, как бы извлечь выгоду. Благородный муж относится ко всем одинаково, не проявляет пристрастия - низкий человек пристрастен. Благородный муж помогает людям совершать красивые дела и не помогает им совершать некрасивые дела. Низкий человек поступает противоположным образом. Благородный муж, впадая в нужду, стойко ее переносит. Низкий человек, впадая в нужду, распускается. Благородные живут в согласии с другими людьми, но не следуют за ними. Низкие следуют за другими, но не живут с ними в согласии.
Благородный муж проявляет осторожность к тому, чего не знает. Золотая середина или золотая мера регламентирует поведение человека. Середина в поведении - это середина между осторожностью и несдержанностью. Обычно люди или слишком осторожны, или слишком несдержанны.
До новых встреч,
Юлий Федоритов