Основатели: Пифагор

Уважаемые любители жизнеописаний!

В предыдущих выпусках мы отслеживали две линии судеб. В одной из них были представлены творцы Интернета, в другой - авторы и персонажи мифов, гуляющих по Всемирной Сети.

Эти линии будут продолжены и далее, но настал момент, когда в их переплетение потребовалось ввести еще одну нить - судеб Основателей - легендарных учителей, стоящих у истоков нашей цивилизации. Их идеи продолжают освещать наш путь сквозь многие века и определяют среди прочего и будущее Сети.

Неизвестно, что произошло на Солнце или на Земле, но очевидно не случайно в 6 веке до н.э. на разных континентах независимо друг от друга появились великаны духа, передавшие свои открытия множеству учеников и через них - будущим поколениям. Для европейской цивилизации таким основателем стал Пифагор.

Пифагор Самосский (580–500 гг. до н. э.) - философ, математик, оратор и политик - родился на греческом острове Самос. Родителями его были Мнемарх и Пифаида, но жители острова были убеждены в божественном происхождении философа, приписывая отцовство Аполлону, а род Пифагора – потомству Зевса.
По мнению Ямвлиха (греческий философ, автор трактата «Жизнь Пифагора»), Мнемарху оракулом было предсказано, что у него родится дитя, «которое будет выделяться среди всех когда-либо живших красотой и мудростью и принесет человеческому роду величайшую помощь на все времена». После рождения ребенка отец воздвиг величественное святилище Аполлону и нанял для сына лучших воспитателей. С ранних лет Пифагора местные жители начали замечать в нем признаки особого ума и раннюю мудрость, отчего и возникла молва о его божественном происхождении.
В восемнадцать лет Пифагор тайно покидает дом и по совету Фалеса отправляется в Сирию постигать тайные знания у финикийских жрецов, а затем в Египет, к лучшим в те времена жрецам и прорицателям. Двадцать два года провел Пифагор в Египте, изучая астрономию, геометрию и мистические таинства, пока персидский царь Камбис II не завоевал Египет. Пифагор в числе прочих пленных был увезен в Вавилон в качестве раба. Там он продолжил свои поиски знаний, изучая науку о числах, музыку и многие другие предметы. В возрасте 50 лет Пифагор возвращается на остров Самос. Слава о великом философе разнеслась по всей Элладе, и сотни людей начали приезжать на остров для того, чтобы увидеть и пообщаться с мудрецом.
Роль национального идола тяготила Пифагора, и он принимает решение покинуть остров и переехать в итальянский город Кротон. По прибытии в Италию Пифагор узнает, что многие города находятся в рабстве друг у друга. Мудрыми советами он вернул свободу, установил законы, устранил смуту и разногласия и примирил знать. Любимым правилом Пифагора было: «Любым способом следует избегать и отсекать огнем, железом и всеми другими средствами от тела болезнь, от души – невежество, от желудка – излишество, от города – смуту, от дома – разномыслие, от всего в целом – неумеренность». Пифагор был строгим вегетарианцем. Авторитет мыслителя был необычайно высок, власть над людьми почти безгранична: его считали полубогом. Порфирий рассказывает, что после одной зажигательной речи Пифагора две тысячи кротонских граждан отреклись от обычной жизни, от права собственности и соединились в общину.
В Кротоне Пифагор создает этико-религиозное общество, целью которого было нравственное обновление и очищение религиозных воззрений. В общину входили как мужчины, так и женщины. Всего около 600 человек. Кротонская школа имела многочисленные филиалы по всему итальянскому побережью, и ее выпускники проникали в высшие органы власти городов, неся пифагорейские идеалы порядка и гармонии в общественную жизнь и государственное управление.
В Кротоне и близлежащих городах Пифагор поставил правителей, разделяющих его взгляды. Поверх политической власти был создан Совет Трехсот - научный, политический и религиозный орден, регулирующий всю общественную и государственную жизнь. Во главе Совета Трехсот стоял сам Пифагор. Результаты не замедлили сказаться: смягчились нравы, поднялся материальный уровень горожан, прекратились грабежи и войны...
Эра гармонии и счастья продолжалась около 30 лет, но дальше случилось нечто необъяснимое. Народ буквально взвыл от порядка и, подстрекаемый оставшимися не у дел политиками, военными, торговцами и жрецами, разгромил и сжег пифагорейскую школу и все ее филиалы, перебив преподавателей и учеников. Случайно уцелели только двое — Филолай и Лизис. От них-то мы и знаем всю печальную историю взлета и падения первой попытки осчастливить человечество — построить рай на Земле. С тех пор пифгорейцы жестоко преследовались и уничтожались.
Судьба была благосклонна к Пифагору и увела его в царство теней за несколько лет до катастрофы. Великий реформатор умер в счастливом убеждении, что выполнил свою великую задачу и наставил человечество на путь истинный...

Пифагорейский союз был закрытой организацией, а его учение - тайным. В союзе было 2 ступени: акусматики (послушники) усваивали знания догматически, а математики (ученые) изучали вопросы с обоснованием. На первое место в жизни пифагорейцы ставили прекрасное и благопристойное (в т.ч. наука), на второе - выгодное и полезное, на третье - приятное. В основе пифагорейской этики лежало учение о надлежащем: это победа над страстями, подчинение младших старшим, культ дружбы и товарищества, почитание Пифагора.
Пифагорейцы вставали до восхода Солнца. Проснувшись, они проделывали мнемонические упражнения, затем шли на берег моря встречать восход Солнца. Затем обдумывали предстоящие дел, делали гимнастику, трудились. Вечером они совершали совместное купание, после чего вместе ужинали и совершали возлияние богам. Затем было общее чтение. Перед сном пифагореец давал себе отчет о прошедшем дне: "И нельзя было принять очами спокойного сна, пока трижды не продумаешь прошедший день: как я его прожил? что я сделал? какой мой долг остался невыполненным?"
Пифагорейцы видели источник организованности и разумности мира в числе. Числа же состоят из одинаковых единиц, так что в основе мира лежит единица. Между тем явление несоизмеримости открыл уже сам Пифагор. Это открытие было болезненным и хранилось в тайне, пока Гиппас не обнародовал это открытие акусматикам. За это он был изгнан из союза. Уйдя, он увел с собой часть акусматиков. Пифагорейцы прокляли Гиппаса и, применяя первобытную вредоносную магию, соорудили ему могилу. И действительно, Гиппас вскоре утонул.

Вклад Пифагора в математику не ограничивается знаменитой теоремой, связывающей длины сторон прямоугольного треугольника. Так, "золотоe сечениe" - открытие математической школы пифагорейцев. Ими была решена следующая задача: если разделить любой отрезок на две части "А" и "В" так, чтобы (А+В)/А = А/В, то при решении этого квадратного уравнения получается два корня: х1=1,618 и х2=0,618. Эти числа и получили название "золотых". Они действительно замечательные. Везде, где человек ощущает гармонию - в звуках, в цвете, в размерах, - всюду присутствует "золотое число". Огромна его роль в архитектуре и живописи. Еще пифагорейцы заметили, что музыкальный звукоряд построен по закону частот, равных "золотому числу".

Пишите свои мнения о судьбах героев нашей рассылки
mailto:feod@narod.ru

До новых встреч,
Юлий Феодоритов

 

 Источники   

Теории, концепции, прогнозы

Феномены Сети и компьютинга

На главную

Рейтинг@Mail.ru

Сайт создан в системе uCoz