Основатели: Будда

 

Уважаемые любители жизнеописаний!

В предыдущих выпусках мы отслеживали две линии судеб. В одной из них были представлены творцы Интернета, в другой - авторы и персонажи мифов, гуляющих по Всемирной Сети.
Эти линии будут продолжены и далее, но настал момент, когда в их переплетение потребовалось ввести еще одну нить - судеб Основателей - легендарных учителей, стоящих у истоков нашей цивилизации. Их идеи продолжают освещать наш путь сквозь многие века и определяют среди прочего и будущее Сети.

Неизвестно, что произошло на Солнце или на Земле, но очевидно не случайно в 6 веке до н.э. на разных континентах независимо друг от друга появились великаны духа, передавшие свои открытия множеству учеников и через них - будущим поколениям. Для цивилизации стран Южной Азии таким основателем стал Будда. В общественной жизни, культуре, искусстве многих азиатских стран буддизм сыграл роль не меньшую, чем христианство в странах Европы и Америки.

Будда жил в 6 веке до н.э. На севере долины Ганга обитало арийское племя шакьев, которым правил царский род Гаутама. У очередного царя шакьев родился сын Сиддхартха, мать его умерла при родах. Сын рос в роскоши, но однажды перед ним открылись страдания людей и это так потрясло его, что он бежал из родительского дома и стал отшельником-аскетом. Он изучал Веды и истязал свою плоть. В странствиях много испытал Сиддхартха, но не нашел истины. Однажды он сел под некое дерево и решил, что не сдвинется с мета, пока не постинет истину. На четвертый день на него снизошло просветление. Он узнал истину и начал ее всюду проповедовать. Сиддхартха Гаутама стал "буддой", т.е. "просветленным". Постепенно вокруг него сплотилось множество учеников, в том числе бывшая его жена и сын. Умер Будду на 80-м году жизни, оставив после себя многих последователей своего учения.

Буддизм возник как этическое учение. Все внимание его основатель сосредоточил на вопросе освобождения человека от страдания, которым наполнен мир. Открытый им основной нравственный закон жизни гласил, что зло и добро - абсолютные антиподы. Зло порождает только зло, а добра породить не может. "Никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она" (Дхаммапада).

Этот закон лег в основу учения о 4 благородных истинах:

  1. Жизнь есть страдание.

  2. Корень страданий - в жажде удовольствий и страстей.

  3. Избавление от страданий возможно через избавление от жажды удовольствий.

Путь к избавлению от жажды жизни восьмеричен (это правильные: понимание, решимость, речь, действие, образ жизни, усилие, внимание, сосредоточение).

Подробности восьмеричного пути:
Видение 4 благородных истин.
Решимость преобразовать свою жизнь в соответствии с ними.
Воздержание от лжи, грубости и фривольных разговоров.
Непричинение зла живому (ахимса), не укради...
Привычка жить честным трудом.
Постоянная борьба с соблазнами и дурными мыслями.
Понимание преходящести всего и отрешение от того, что привязывает человека к жизни - тела, ума чувств.
Сосредоточение проходит 4 ступени: 1) чистый и невозмутимый ум осмысливает истины, 2) потребность в исследовании и связанное с нею беспокойство отпадают - вера в 4 благородные истины рассеивает все сомнения и мы достигает душевного спокойствия и радости, 3) освобождаемся от этой радости и ощущения своей телесности, 4) достигаем состояния полной невозмутимости и совершенного безразличия. Это состояние Будда назвал нирваной (угасание, потухание).

Первоначально элементы нового религиозного учения, как утверждает буддийская традиция, передавались изустно монахами своим ученикам. Литературное оформление они начали получать сравнительно поздно во 2-1 вв. до н.э. Сохранился палийский свод буддийской канонической литературы, созданный около 80 г. до н.э. на Шри Ланка и названный позднее «Типитака» (санскр. «Трипитака») «Три корзины закона».

Свет личности Будды сохранен во множестве притч. Вот одна из них:

Однажды Будда пришел к своим ученикам с носовым платком... с очень ценным носовым платком. Возможно, какой-то царь подарил ему этот платок. Обычно Будда не принимал таких вещей, и теперь все недоуменно смотрели и думали, почему это он несет платок в руке, как бы говоря каждому: "Смотри, внимательно смотри!"
Все уставились на платок, но никто ничего не видел, кроме красивого шелкового носового платка. Затем Будда начал завязывать на нем узлы. Стояло полное молчание, все смотрели, что же он делает. Завязав пять узлов, Будда спросил:
— Это тот же самый носовой платок, который я принес с собой, или другой?
Сарипутта сказал:
— Вы подшучиваете над нами? Это тот же самый платок.
— Сарипутта, подумай еще раз. У того платка не было узлов, а на этом пять. Как же он может быть тем же самым?
Тут Сарипутта понял смысл и сказал:
— Я все понял. Хотя это тот же самый носовой платок, но теперь он в узлах, подобно страдающему человеку.
— Совершенно верно! Все что я хочу показать вам, это то, что человек, который терзается, в основе своей не отличается от Гаутамы Будды. Я — всего лишь носовой платок без узлов! Ты — носовой платок с пятью узлами. Эти узлы — агрессивность, алчность, лживость, неосознанность и эгоизм.
Затем Будда спросил:
— Я попытаюсь развязать эти узлы. Посмотрите, это поможет мне развязать их?
Он потянул за оба конца носового платка, и узлы сделались еще меньше и туже.
Кто-то воскликнул:
— Что же Вы делаете? Так узлы никогда не развяжутся. Ведь шелк такой тонкий, а Вы так сильно тянете! Узлы стали маленькими, и теперь их почти невозможно развязать!
— О, вы можете так ясно понять все относительно этого носового платка. Почему же вы не можете понять самих себя? Разве вы не в такой же ситуации? Вы тянете свои узлы, поэтому они продолжают становиться все меньше и меньше, все туже и туже.
Затем Будда спросил:
— Кто скажет, как развязать узлы?
Один ученик встал и предложил:
— Сначала нужно подойти поближе и посмотреть, как были завязаны узлы.
Он взглянул на носовой платок, и проговорил:
— Узлы были сделаны таким образом, что если мы ослабим их и позволим им стать более свободными, они развяжутся; это не трудно. Это простые узлы.
Ученик взял платок и осторожно развязал узлы один за другим. Будда сказал:
— Сегодняшняя проповедь закончена. Идите медитируйте!

Буддисты на протяжении многих столетий оттачивали медитационные методики с целью изучить природу человеческого разума, — используя сам разум и как средство, как инструмент исследования. Результаты этих исследований веками документировались и анализировались в учебных заведениях буддистских монастырей, причём совершенно научным образом — с точки зрения Западной мысли.

Буддисты утверждают, что медитация приносит огромную пользу разуму и телу. Но мир эмпирической науки требовал что-то большее, нежели частные утверждения отдельных людей.

В 2002 году доктор Ричард Дэвидсон (Richard Davidson), директор Лаборатории эмоциональной нейрологии Университета штата Висконсин ({University of Wisconsin}), использовал магнитно-резонансный аппарат для исследований медитирующего буддийского монаха Мэтью Рикарда (Matthieu Ricard).

Покуда Рикард, у которого за плечами 30-летний опыт созерцательной практики, был погружён в состояние, называемое у буддистов "сочувственной медитацией", доктор Дэвидсон изучал работу его мозга.

Полученные результаты продемонстрировали у Рикарда повышенную активность в левой части предлобной доли коры головного мозга (располагается прямо над левым глазом). Это зона, которая ассоциируется с позитивными эмоциями. Иначе говоря, счастьем.

По статистике: у людей, чей темперамент предрасположен к позитивным эмоциям, активность в этой части мозга всегда повышенная. И наоборот, люди с депрессивными характерами, склонные к негативным эмоциям, демонстрируют повышенную активность в правой части предлобной доли.

Однако активность левой части предлобной доли мозга Рикарда существенно превысила показатели других 150 человек, которые подверглись аналогичным исследованиям.

Далай-лама надеется, что исследователи найдут фактическое подтверждение тому, что медитация приносит пользу и в медицинском, и в эмоциональном плане. И тогда наука сможет предложить миру светский метод избавления от страдания и обретения счастья.

Пишите свои мнения о судьбах героев нашей рассылки
mailto:feod@narod.ru

До новых встреч,
Юлий Феодоритов

 

 Источники   

Теории, концепции, прогнозы

Феномены Сети и компьютинга

На главную

Рейтинг@Mail.ru

Сайт создан в системе uCoz