Зачем он нужен, Интернет?
Феномен 002
Анализ феномена РАСКРЕПОЩЕНИЕ УМА
Как работает интеллект и каков арсенал его средств? Вот семь ответов на этот вопрос:
Для экономии места содержание пунктов
спрятано за заголовками. Вы увидите здесь текст каждого из пунктов, если
наведете курсор мыши на соответствующий заголовок в колонке слева.
Интеллект определенный уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать все новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности (Словарь практического психолога. Минск, 2001, с. 196) Основные критерии, по коим оценивается развитие интеллекта, - это глубина, обобщенность и подвижность знаний, владение способами кодирования, перекодирования, интеграции и генерализации чувственного опыта на уровне представлений и понятий. В мировой психологии распространено понимание интеллекта как психической адаптации к наличным обстоятельствам жизни. |
Проблема - осознание невозможности разрешить трудности и противоречия,
возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта (там
же, с. 444). Проблема есть осознание тупика в работе с проблемной ситуацией, когда последнюю не удается свести к задаче, методы решения которой известны. |
Усилитель интеллекта привлекаемое средство, инструмент, с помощью
которого удается решить проблему и т.о. перевести ее в разряд задач. Примеры УИ: справочник (при отсутствии необходимых знаний), калькулятор при сложных расчетах (иначе поиск и исправление ошибок может быть бесконечным), карты, схемы и чертежи (для пространственного соотнесения деталей), морфологические таблицы Цвикки и метод мозгового штурма (для стимуляции творческого воображения). |
Компенсатор интеллекта - это средство снижения силы интеллекта в тех
случаях, когда излишние любознательность и проницательность
оказываются невыгодными или опасными. Основными компенсаторами служат стереотипы (здесь проблемная ситуация подменяется привычной) и метафоры-мифы (проблемная ситуация преобразуется в виртуальную реальность, поддерживающую интересы и ценности субъекта, либо передающую информацию о ситуации в форме иносказания). |
Арсенал - это набор усилителей и компенсаторов интеллекта, которым
располагает субъект для работы с проблемами (их решения, изоляции или
компенсации). Основными КИ служат заученные профессиональные знания о проблемной области, опыт работы и репутация, а главными УИ - освоенный инструментарий (общие методы решения задач, владение техническими и программными средствами). |
Изобретательность (смекалка) - способность субъекта придумывать новые
усилители или компенсаторы интеллекта, когда арсенал отсутствует или
неприменим к данной проблемной ситуации. Это качество в психологии называют еще креативностью. Исследования Дж. Гилфорда, В. Лоуэнфельда и К. Бейттела выявили 8 факторов креативности: умение видеть проблему; умение увидеть в проблеме как можно больше сторон и связей; гибкость как умение понять новую точку зрения и отказаться от ошибочных взглядов; оригинальность, нешаблонность мышления; способность к перегруппировке идей и связей; способность к абстрагированию и анализу; способность к конкретизации и синтезу; ощущение стройности организации идей. |
Профессиональный интеллект - это интеллект, оснащенный арсеналом и
развитой смекалкой для решения проблем в определенной проблемной
области. Для раскрытия этого понятия большое значение имеют работы А. Маслоу, который провел психологические исследования суперпрофессионалов - людей, добившихся выдающихся успехов в своих областях деятельности. Все они отличались высоким уровнем самоактуализации, т.е. руководствовались мотивами реализации своих потенций и жили не только в реальном мире, но и в более высокой реальности, в символическом мире, в реальности высших переживаний". |
1. Явление как созидание | Описание феномена "Усилители
интеллекта",
полученное с помощью гипертекстовой машины "Гегель".
Алгоритм работы этой машины состоит в трехкратном прохождении цикла
гегелевской триады "тезис-антитезис-синтез" на пути от явления к
управлению им - и далее к норме, задающей цель управления. Тем самым феномен
получает определения от трех сфер психики: чувства, мысли и воли. Всего
же с учетом антиподов мы получаем 7 точек зрения. Для экономии места содержание пунктов спрятано за заголовками. Вы увидите здесь текст каждого из пунктов, если наведете курсор мыши на соответствующий заголовок в колонке слева. |
2. Явление как разрушение | |
3.
Управление |
|
4.
Освобождение |
|
5.
Норма |
|
6.
Хаос |
|
7.
Мера |
Если Вас заинтересовал настоящий феномен, продолжение на страничке http://icho.nm.ru/002.htm - там дается обзор воздействий Всемирной Сети на интеллект пользователей и приводятся 2 рабочих модели усилителей интеллекта.
До новых встреч,
Двуглавый Юл, историк-экспериментатор