Материалы к Выпуску
2 "Провокации - злые и добрые...".
Поскольку вся рассылка посвящена
провокациям и примерам несть числа, то в
этом приложении к выпуску представлены не
примеры провокаций в сетевых тусовках, а
толкования провокаций в различных сферах
жизни.
1. Контрразведка. Из Азбуки
контрразведчика, разработки 1925 г. КРО
ОГПУ
2. СМИ. Виртуальный
анализ масс-медиа
3. Прикладная
социология. Мониторинг и анализ ситуации в регионе
4. Тактика.
Ловушки и
преследования
5.
Педагогика. Метод
развивающего дискомфорта
6. Искусство. Художественная
провокация
7. ТРИЗ. Как
найти идею? Развитие творческого мышления
Легенда или провокация
В ставших классическими
контрразведывательных операциях ОГПУ 20-х
гг. с большим успехом применялся метод
легендирования, основной целью которого
являлось создание у противника иллюзии
существования на территории СССР мощных
подпольных антисоветских организаций,
способных в нужный момент поддержать
интервенцию извне или "взрыв изнутри".
Подобная форма работы хорошо вписывалась в
реалии нэповской России.
В литературе по тематике спецслужб
существует различное толкование
оперативного термина КРО 20-х "легендированная
организация" или "легендированная
разработка". С подачи зарубежных авторов
нередко доминирует определение "провокация
в стиле русской тайной полиции", т.е. "сеть
ловушек для невинных людей,
целенаправленно завлекаемых в них, для
фабрикации громких дел". В связи с этим в
"Азбуке контрразведчика" данному
аспекту посвящены отдельные страницы. По
мнению чекистов той поры, "легендой
называется вымысел, сообщаемый кому-либо
для того, чтоб увеличить интерес и внимание
к агенту, дать понять, что он или кто-либо из
его "друзей" связан с того или иного
рода контрреволюционной работой, о его
связях с организацией, существующей лишь в
воображении, и тем самым вынудить
противника искать контакта с вымышленной
организацией, т.е. заставить его раскрыть
свои карты".
Основные требования к легенде выглядят
так: она должна соответствовать положению
дел и обстановке, быть вполне вероятной,
идеологически соответствовать той среде,
где будет использована, не изобиловать
деталями, непременно иметь пути для отхода
и маневрирования, отличаться гибкостью на
протяжении всего своего развития.
Цель легенды, по мысли автора "Азбуки
контрразведчика", - "раскрытие
существующих организаций или группировок,
выявление ведущейся контрреволюционной
или шпионской работы, но отнюдь не для
вызова к такого рода деятельности кого-либо,
что преследуется законом и принципами
контрразведывательной работы".
Из "Азбуки
контрразведчика", разработки 1925 г. КРО
ОГПУ
http://nvo.ng.ru/printed/spforces/2000-03-03/7_counterspies.html
ВВРЦСН и их назначение
Главная причина, по которой СМИ
оказываются в поле зрения нашего
пристального внимания, это то, что вместе с
глобальным развитием системы массового
информирования произошло изменение
представления общества о самой реальности.
Реальность (социальная реальность,
непосредственно недоступная или удаленная
любая содержательная реальность) дана нам
не непосредственно, а исключительно через
средства массовой информации. В известном
смысле мы смотрим на реальность глазами СМИ.
Поэтому возникает вопрос об актуализации (истинности
в смысле достоверности, удостоверения)
информации СМИ. Более того, возникает
необходимость в снятии того искусственного
разделения, которое уже сформировалось
между официально публикуемой аналитикой и
реально применяемой во власти аналитикой,
возникает необходимость прояснения для
самих аналитиков-интриганов методов и
теоретических концептов их искусства -
снятие границы между искусственным
разделением субъективного и объективного в
социальной реальности.
Более подробно мы остановимся на
искусственно созданных виртуальных
реальностях. Искусственно созданные
виртуальные реальности это такие
виртуальные реальности, целью которых
является вовлечение в свою смысловую среду
некоторых людей, чтобы затем использовать
эту вовлеченность через последующее
изменение смысла такой виртуальной
реальности со стороны ее создателя и
получить выгоды из такой ситуации для
создателя.
Вовлекающие виртуальные
реальности целевого субъект-назначения (ВВРЦСН)
предназначены не просто для манипуляции
сознанием. Само понятие "манипуляции"
есть достаточно бедное для определения той
"условной модели", которую в состоянии
создавать средства массовой информации.
Речь идет не об однократной или
одноуровневой манипуляции, а о создании
целого комплекса соотношений фактов, лиц,
событий, которые представляют определенную
реальность, поддерживаемую длительное
время и на большом пространстве. Речь идет о
создании некоторого смыслового
пространства, в которое сознание
вовлекается тотально: на уровне
атрибутированных объектов и даже
микроидеологий. Более того, виртуальная
реальность - устойчивая во времени модель,
которая работает в массовом масштабе и
поддерживается ее авторами (сознательно
или несознательно) тоже довольно
продолжительное время.
ВВРЦСН также отличны и от
заговора - в смысле их источников, структур
верификации и цели. Заговор вынашивают и
разрабатывают скрытно, сами участники
предпочитают оставаться в тени до поры до
времени, в то время как результат заговора -
всегда налицо, реальность результата
заговора в принципе верифицируема, даже
если остается тайной. После раскрытия
заговора, его можно доказать, его
создателей обнаружить и т.д. Заговор -
некоторое результативное действие, в то
время как ВВРЦСН - некоторая фиксированная
структура реальности, рассматриваемая как
смысловое пространство. ВВРЦСН - трудно
верифицируема не потому, что ее источник
тайный, а потому, что ее актуальная
структура намного сложнее. Существование
такого смыслового пространства как
фиксированной целостности некоторых
объединенных определенным образом
структур реальности трудно доказать даже
после раскрытия источника его создания,
обнаружения вовлеченных в него средств,
обнаруженных примененных технологий. И
главное, само массовое сознание
сопротивляется разоблачению ВВРЦСН, так
как вовлечено в нее тотально, захвачено
психологически и на уровне повседневности.
В данном случае нас больше будет
интересовать не направление (цель), а
технология интриг, инсинуаций, афер.
Разведки всего мира, политики и иные
аферисты давно уже используют ряд
известных правил для создания виртуальных
реальностей целевого субъект-назначения.
Субъект-создатель ВВРЦСН называется
вовлекающим субъектом, субъект-вовлеченный
в ВВРЦСН называется вовлеченным субъектом.
Есть ряд правил для ВВРЦСН.
1) ВВРЦСН для вовлеченного
субъекта должна выступать как подлинная
или подлинно-значимая реальность.
2) Вовлеченный субъект не должен
иметь возможности для самостоятельной
референции ВВРЦСН на предмет ее
достоверности с релевантной областью
актуальной реальности. ВВРЦСН может быть
недостоверной, неискренней, но это не
должно быть обнаружено. В то же время ВВРЦСН
должна быть ясной, грамотной, логичной,
успешной. Неразличение в массовом сознании
этих критериев и позволяет осуществлять
обман.
3) Полнота объектов ВВРЦСН и
полнота атрибутов каждого объекта ВВРЦСН.
4) Управляемость ВВРЦСН со
стороны вовлекающего субъекта.
5) Постоянная перепроверка
зависимости (доверия) вовлеченного
субъекта к ВВРЦСН.
Методы, применяемые при этом,
могут быть различными: интриги (задействование
иных субъектов для создания ВВРЦСН) - в этом
случае ВВРЦСН вовлеченному субъекту
никогда не дана в своей целостности или в
своем назначении, а подчас и вовсе
неизвестна; аферы (задействование всего
объектного и субъектного пространства для
создания ВВРЦСН) - в этом случае вовлеченный
субъект узнает о ВВРЦСН уже после
реализации цели вовлекающего субъекта; и
наконец, метод векторных инсинуаций (задействование
всего релевантного пространства
реальности для создания ВВРЦСН) - в этом
случае субъект знает о целостности некоей
виртуальной реальности, но весьма
продолжительное время может не
догадываться относительно ее
искусственного характера и ее назначения.
Назначение ВВРЦСН средств
массовой информации - создать у некоторой
части общества устойчивое целостное
представление о некоторых событиях, лицах,
объектах, фактах, которые можно не
однократно подтвердить на одном уровне
референтно, но поддерживать многоуровневое
подтверждение целым набором искусственной
атрибутивной информации, множеством
интенциональных отсылок извне,
искусственно созданными релевантными
побочными событиями, принудительной
референцией к наперед созданным иным
объектам и т.д.
Виртуальный
анализ масс-медиа
http://siac.chat.ru/siac_rus/Bulleten/bulleten1/virt_analiz_mass.htm
МЕТОДЫ
СБОРА ИНФОРМАЦИИ
Существуют
отработанные технологии сбора информации,
давно применяемые в журналистике и
разведке. Главное - помнить, что специфика
методов сбора информации задается самим
объектом изучения, степенью его
доступности. Как правило, собирая
информацию по какому-то одному вопросу,
человек получает целый комплекс фактов. Не
следует сразу, в процессе сбора, отсекать
"ненужную", лишнюю: потом, при анализе и
обработке, она может оказаться тем самым
недостающим звеном, которое позволяет
воссоздать картину в целом, или
превратиться в товар, необходимый другим.
...
Провокация
(на определенные действия
или высказывания) - тоже метод получения
информации. Для этого лицо-источник
информации ставится в жесткую ситуацию,
когда ему приходится либо подтвердить, либо
опровергнуть информацию. Например,
журналист никак не может получить данные у
чиновника Х. Тогда собираются сведения из
других (не очень надежных источников),
пишется материал, который передается Х со
словами: "Я собрал материал и написал
статью, которая завтра пойдет в печать. Не
будете ли вы так любезны исправить
возможные ошибки". Даже ответ "без
комментариев" станет подтверждением
ваших предположений.
Провокация
часто используется политиками. Достаточно
вспомнить свежий пример - заявление
Явлинского о коррумпированности высших
эшелонов власти. Резкое заявление
вынуждает оппонента оправдываться, а всех -
выдвигать аргументы "за" и "против".
Провокация
должна быть неожиданной, но и тщательно
подготовленной.
Мария Пастухова
Мониторинг и анализ ситуации в регионе
http://www.wildfield.ru/club/c05a004.htm
Что такое ловушки и
преследования?
- Ловушки и преследования касаются по
меньшей мере двух людей - будущего
охотника и его будущей жертвы. Когда
некто оказывается в уверенности, что
существующий порядок вещей, существующее
положение или расстановка сил
неправильны и нуждаются в коррекции;
когда в существующем порядке вещей,
положении или расстановке сил этот некто
обвиняет другого; когда ни одним из
легальных способов он не может исправить
несправедливое с его точки зрения
положение вещей; когда он обладает
достаточными знаниями, умениями и
другими ресурсами, чтобы подвергнуть
виновника наказанию или вынудить его
изменить существующий порядок вещей; он
бросает ему вызов в виде ловушки или
преследования.
- Ловушка - это специально
приспособленное место или специально
созданная ситуация, в которую
заманивается жертва с целью ее гибели или
изоляции от привычной среды
жизнедеятельности для принуждения к
определенным действиям (движению в
определенном направлении).
- Преследование - это умышленное
целенаправленное разрушение или
изгнание из привычной среды
жизнедеятельности кого-либо, создание
последовательно следующих одна за другой
ситуаций угрозы жизни, здоровью,
деятельности человека или его родных,
близких, друзей, знакомых. Преследование
не всегда доказуемо и уголовно наказуемо.
Для уголовного наказания должно быть
доказано: 1) предварительный умысел (содержащий
мотив преследования); 2) очевидная связь
преследователя с действиями
преследования (доказательства); 3) наличие
цели и последовательности в действиях
преследователя (включая факты подготовки,
сговора и шантажа); 4) создание
непосредственной (-ных) или скрытой (-тых)
угрозы (угроз) жертве.
- Смысл ловушки - заманить жертву в такое
место или такую ситуацию, где она
окажется лишена или ограничена в ее
привычных ресурсах, изолировать ее в этом
месте или ситуации и создать
непосредственную или опосредованную (безусловную
или условную) угрозу ее жизни, здоровью
или деятельности.
- Смысл преследования - лишить жертву ее
привычной среды жизнедеятельности путем
изгнания (изолирования) из этой среды или
путем разрушения этой среды, чередой
непрекращающихся испытаний вынудить
сдаться в руки преследователя или
действовать (двигаться) в нужном
преследователю направлении.
- Таким образом ловушка - это
интеллектуальное испытание,
интеллектуальный вызов. Преследование -
это экзистенциальное испытание,
экзистенциальный вызов. Ловушка
позволяет понять и продемонстрировать
себе, охотнику и возможным наблюдателям,
что жертва может сделать без всех своих
привычных ресурсов, опираясь лишь на силу
своих интеллектуальных способностей.
Преследование позволяет понять жертве и
продемонстрировать ее охотнику и другим
возможным свидетелям действительный
смысл своей жизни, реальную силу своего
духа, отстоять то, что ей действительно
дорого.
- Различают ловушки-приспособления,
простейшие формы которых всем известны
из опыта охоты на животных (лабиринт,
западня, капкан, мышеловка, удочка с
крючком, силки, липучки, сети и т.п.), и смысловые
ловушки - ловушки-ситуации и ловушки-игры
(системный набор ситуаций по
определенным правилам). Ловушка-игра
отличается от ловушки-ситуации, где также
создается мнимая ситуация, наличием
сценария развития ситуации, большим
интерактивным влиянием на ситуацию со
стороны мастера ловушек, включением в ход
развития ситуации элементов
театрализации (актеров-агентов,
декораций, зрителей и т.п.). Таким
образом, игра может представлять собой
ловушку-ситуацию, развивающуюся по
правилам, диктуемым мастером ловушки-игры.
- Различают такие преследования - простая погоня
(которая нас интересует лишь в связи с
возможным использованием ловушек) и системное
преследование (изучение, угроза,
травля). Три этапа преследования -
наблюдение, угроза и травля - не
обязательно всегда присутствуют. Этап
угрозы может отсутствовать, от
системного наблюдения могут сразу
переходить к травле. Иногда системную
угрозу или травлю могут организовывать
без предварительного наблюдения, если на
это нет времени или жертва достаточно
хорошо знакома преследователю.
Создание ловушек
- При помощи ловушек - приспособлений,
ситуаций, игр - жертву заманивают в
подготовленное место, подстроенную
ситуацию, спланированную игру с целью
умертвления, нанесения травм, изоляции (ареста,
пленения, захвата в заложники),
принуждения путем угрозы (шантажа)
действовать (двигаться) в заданном
направлении. Заманивание жертвы,
подготовленное место, подстроенная
ситуация, спланированная игра, заданное
направление предполагают наличие
создателя ловушки, кому все это нужно.
- Создатель простой непритязательной
ловушки (простого приспособления,
простой ситуации или игры), обычно сразу
распознаваемый жертвой и понимаемый с
точки зрения его действий и цели, нас мало
интересует. Нас интересует такой
создатель ловушки, который долгое время
остается скрыт от жертвы, приманки (наживки)
которого не распознаются, действия и цель
которого длительное время непонятны и
мало прогнозируются, в общем который
может обмануть жертву многократно.
Такого создателя ловушек мы будем
называть мастером ловушек, а его
искусству уделим особое внимание.
-
- Итак, почему жертва попадает в ловушку?
Для этого мастер ловушек пользуется приманкой
(наживкой) или преследует
жертву в направлении ловушки. Такие
способы заманивания жертвы связаны с управлением
мотивами жертвы. Использование приманки
или наживки связано с управлением
стимулами жертвы. Использование преследования
связано с управлением угрозами
жертве. Таким образом, мотивы жертвы -
воздействующие на нее стимулы и угрозы -
мастер ловушки предварительно изучает, а
затем использует. Одни мастера ловушек
предпочитают стимулы (мастера стимулов),
другие предпочитают угрозы (мастера
угроз). Эффективность того и другого
зависит от психологических особенностей
жертвы и специфики целей ловушки.
- Каковы могут быть мотивы самого
мастера ловушек, кроме того, что мы
сказали выше, то есть кроме благородного
желания высшей справедливости? Это
знакомые всем читателям детективов
мотивы: нажива, слава, карьера, месть,
зависть, страх, самооборона, любовь (страсть,
ревность), мотивы в состоянии
психического расстройства (фрустрации (разочарования),
перверсии (извращения), фобии (навязчивые
страхи) и т.п.).
- Какие бывают ловушки? Боевые (смертельные)
и щадящие, массовые и индивидуальные,
средства нападения и средства защиты,
способы мошенничества, компьютерные. Боевые
(смертельные) ловушки предназначены
для использования в условиях войны или
для смертельного поражения жертвы в
невоенных условиях (например, печально
известная "растяжка" - натянутая на
пути вероятной жертвы веревка, жестко
закрепленная одним концом за кольцо
гранаты с разогнутыми усиками, другим
концом к любому предмету). Щадящие
ловушки - это несмертельные ловушки (как
правило с целью наживы или несмертельной
мести жертве). Ловушка с целью мести - подставка.
Наиболее часто используемые ловушки как
способы мошенничества с целью наживы - кидок,
афера, блеф - отъем денег, ценностей,
целевых предметов путем обмана.
Инструментальные средства мошенничества
- подлоги, подстройки и подтасовки -
сами по себе редко являются ловушками.
Ловушка как средство нападения - провокация,
с привлечением многочисленных
агентов - заговор. Ловушка как
средство защиты - применяемые средства
безопасности разных объектов, которые
легко впускают жертву в подготовленное
место и затем задерживают (западня).
- Из перечисленных ловушек: подставки,
кидки, аферы, блефы, провокации -
представляют собой смысловые ловушки (чаще
всего провокации, заговоры, подставки,
кидки - ловушки-ситуации, а аферы, блефы -
ловушки-игры). Западня может представлять
собой смысловую ловушку-ситуацию и
ловушку-приспособление. Компьютерные
ловушки представляют собой
отдельный класс ловушек: компьютерные
игры (ловушки в играх) и ловушки как
средства компьютерной защиты от
хакерских атак (аппаратные и огромное
число программных, включая программные
средства защиты от проникновения, а также
компьютерные вирусы и черви).
- Какова технология ловушек?
Основными технологиями ловушек являются виртуальные
технологии, построенные на различии
действительного положения вещей и игры
на зрителя (жертву), которой пронизаны
ловушки. К виртуальным технологиям в
ловушке-игре, например, принадлежит так
называемая отбивка: когда нечто
не может быть предъявлено, им следует
поманить издалека и представить
непреодолимое правдоподобное
препятствие, почему это не может быть
рассмотрено поближе. Виртуальные
технологии, построенные на различии
мнимого и действительного, описаны в
другом месте,
и к этому мы не будем возвращаться. Здесь
мы остановимся на других инструментах и
технологиях, еще не описанных.
- В технологии создания ловушек
используются такие понятия: цель и
целевой предмет, назначение, агент,
стимул (приманка, наживка), угроза, сцепка,
прикрытие. Цель ловушки - элемент
прикрытия, то есть то, что может узнать
жертва или посторонний наблюдатель (следователь),
и назначение ловушки - та цель,
которую знает только ее создатель. Мастер
ловушки стремится к достижению
нескольких назначений ловушки. Целевой
предмет (ставка) - то, что на кону, за
чем охотится мастер ловушки или
стремится отнять у жертвы. Агент -
соучастник мастера ловушки, посвященный
в некоторые детали создания ловушки,
обычно знающий только небольшую часть
общей картины, действующий в среде
деятельности жертвы (контрагента).
Вербовка агентов мастером ловушки
происходит из числа лиц, близких к жертве
(контрагенту) или из множества случайных
людей, попавших по той или иной причине в
зависимость от мастера ловушки.
- Стимул - то, чем можно заманить
жертву в ловушку. Изучение стимулов
представляет отдельную задачу для
мастера ловушек. Угрозы -
опасность для самой жертвы или опасность
утраты чего-либо, чем жертва дорожит. Изучение
дорогого (ценного) для жертвы
представляет собой отдельную задачу
мастера ловушки. Узловые связи -
важные для ее мастера связи событий,
явления, лиц и вещей, соответствующие
назначению ловушки (формулируются как
"жертва должна (не должна) узнать, что..."
или "нечто должно (не должно) оказаться
там-то" или "нечто должно (не должно)
произойти тогда-то". Сцепка -
созданная связь или зависимость какого
либо нежелательного для жертвы действия
или угрозы или желательного для мастера и
нейтрального для жертвы события с каким-либо
отклоняющимся от плана мастера действием
или, наоборот, наступление
благоприятного хода событий для мастера
в случае желательного действия жертвы (типичная
сцепка-угроза - захват заложника). Сцепка
- это жесткая фиксация выделенных узловых
связей в ловушке при помощи специальных
ресурсов. Прикрытие - система
мер против обнаружения ловушки (мастера
ловушки, целевого предмета), запасные
ходы на случай разоблачения некоторой
части ловушки, путь отхода в случае
неудачи для мастера ловушки. Прикрытие
организовывается за счет вариантности
сценариев действий жертвы в ловушке
путем разветвления сценариев игры в
ловушке-игре, встраивания разоблаченных
частей ситуации в новую более объемлющую
ситуацию в смысловой ловушке-ситуации
или за счет дополнительных
приспособлений в ловушке-приспособлении.
- Как производится управление
мотивами жертвы? Наиболее сложное
управление мотивами в ловушке-игре.
Существует два правила управления
мотивами в ловушке - непрерывность
мотивирования и диктат правил игры.
Первое правило - должна быть обеспечена
непрерывность управления мотивами
жертвы со стороны мастера ловушки на всем
протяжении действия ловушки.
Существует пять узловых точек
ловушки-игры: приманка, правила игры,
ставка, выигрыш, отход с выигрышем без
преследования. Мотивирование
происходит на каждом из этих этапов. 1)
мотивирование причины игры (почему
жертва должна играть - приманка); 2)
мотивирование правил игры (почему
правила игры должны быть такими); 3)
мотивирование возникновение игровой
ситуации достижения цели (возникновение
ставки, целевого предмета на кону); 4)
мотивирование выигрывания, то есть
перехода ставки в руки мастера ловушки (сама
игра); 5) мотивирование того, почему жертва
должна расстаться с проигранной ставкой
и не преследовать мастера ловушки,
включая отказ от обращения к властям (угроза
плюс гарантии). Чаще всего узловые связи
устанавливаются именно в узловых точках
ловушки.
- Для каждой из этих узловых точек
существует второе правило управления
мотивами в ловушке-игре - диктовать
правила в каждой узловой точке должен
мастер ловушки, причем лучше всего так,
чтобы жертва сама думала, что делает
выбор. Нельзя допустить перехода
инициативы к жертве или посторонним
людям. Если это происходит, необходимо
обыграть возвращение инициативы. Таким
образом относительно перечисленных
узловых точек: 1) диктат причины игры; 2)
диктат собственно правил игры; 3) диктат
ставки; 4) диктат перехода ставки в руки
мастера ловушки; 5) диктат отказа от
попыток вернуть утраченное и от попыток
преследовать мастера ловушки. Мотивы
требуют постоянной их проверки и
контроля за управляемостью мотивами (обратной
связи мастера ловушки со средой
контрагента путем прослушивания или
другого способа получения информации о
деятельности жертвы). В случае ослабления
мотива производится актуализация
мотива. Таким образом, первое правило
мастера: мотивировать непрерывно - значит
управлять мотивами на всем протяжении
игры; второе правило мастера: диктовать
правила - значит устанавливать правила в
каждой узловой точке игры.
- Мотивы - стимулы и угрозы - используются
в ловушке по-разному. Стимул не
столь эффективен в процессе достижения
цели мастером ловушки как угроза, но
предоставляет большие гарантии
удержания достигнутого успеха, поскольку
часто превращает жертву в сообщника
мастера ловушек, порождает у жертвы
чувство вины и снижает сопротивляемость
жертвы в ловушке. Правило управления
мотивами - стимул лучше угрозы. Угрозы
применяются лишь тогда, когда стимулы не
могут быть действенными.
- Угрозы бывают непосредственными и
скрытыми (опосредованными,
открывающимися, проясняющимися со
временем или в связи с некоторыми
событиями). Угрозы бывают безусловными и
условными (когда известно или объявлено
условие осуществления этой угрозы). Для
управления угрозами тоже есть свои
правила. Первое правило угрозы - угроза
сильнее ее осуществления. Лучше
угрожать, красочно расписывая
последствия, чем сделать хотя бы шаг к
осуществлению угрозы. Второе правило
угрозы - скрытая неясная угроза сильнее
открытой непосредственной.
Объявленная угроза - это сообщенное
жертве намерение, позволяющее ей
подумать над сопротивлением и найти
способ переиграть мастера ловушек. Третье
правило угрозы - безусловная угроза
сильнее условной. Всякая условная
угроза должна сопровождаться
безусловной или в условной угрозе должна
содержаться безусловная угроза. Условия
угрозы нельзя сообщать сразу, так как
скрытая цель создает дополнительную
угрозу и дискомфорт от неизвестности.
Отсюда четвертое правило угрозы - не
обнаруживать главную угрозу сразу,
угроза должна нарастать постепенно,
условия угрозы тоже сразу нельзя
сообщать (жертва должна свыкнуться с
мыслью, что жизнь изменится, что чего-то
придется лишиться). Нарастание
давления угрозы и постепенное ее
прояснение без объявления и выполнения
угрозы - вот искусство управления
угрозами. Существуют также и мнимые
угрозы, которые жертва может принимать за
подлинные.
- Как создаются сложные ловушки?
Мастер ловушки должен ответить на два
вопроса: как осуществить цель и как,
осуществив цель, избежать преследования
не утратив достигнутое (то есть как
организовать прикрытие). Ловушка
разрабатывается в двух измерениях - в
виде позиционной схемы и в виде вариантных
сценариев "ход - реакция - ответный ход".
Каждый уровень ловушки должен
разрабатываться в виде позиционной схемы,
а затем прописываться в виде вариантных
сценариев. Позиционная схема - это способ
работы с ловушкой мастера ловушки.
Сценарные варианты - это представление
ловушки для жертвы, агента или вероятного
следователя с точки зрения восприятия в
картине мира каждого из них.
- Мастера ловушек создают, как правило, многоуровневые
ловушки. Это относится как к ловушкам-приспособлениям,
так и к смысловым ловушкам-ситуациям или
ловушкам-играм. Многоуровневые ловушки-приспособления
представляют собой хорошо продуманные
ловушки, как на уровне деталей, так и с
точки зрения многочисленных тупиков (лабиринтов)
на пути возможных выходов жертвы.
Классическая многоуровневая ловушка-приспособление
описана в работе Э.По "Колодец и
маятник". Ловушки-ситуации - провокации,
заговоры, подставки, кидки - основа многих
детективных сюжетов. Многоуровневая
ловушка-игра типа аферы (кидок) показана в
фильме "Афера", ловушка-игра типа
блефа - в фильме "Блеф".
Многоуровневая ловушка-игра показана в
фильме "Игра".
- Многоуровневые смысловые ловушки более
сложны и требуют больших усилий и
ресурсов для создания, нежели ловушки-приспособления.
Кроме сценарных вариантов, которые
расписываются для прикрытия каждого
возможного разоблачения части ловушки
жертвой, прописываются три слоя
прикрытия ловушки. Для удобства
работы смысловая ловушка может быть
изображена в виде позиционной схемы с
основными связями между позиционерами с
пометками, кому эта связь может быть
известна: жертве, агенту или возможному
наблюдателю-следователю. Первый слой
ловушки прописывается на уровне того, что
может быть известно жертве. Второй слой
ловушки прописывается на уровне того, что
может быть известно агенту, а также
жертве, если информация от него попадет к
ней. Третий слой прописывается на
уровне того, что будет расследовать
возможный следователь-специалист.
Целостная картина ловушки и назначение
ловушки должны быть скрыты во всех этих
слоях прикрытия. Ни одна связь не должна
вести к мастеру ловушки. Для вероятного
следователя производится версификация
- прорабатывание вторичных подтверждений
для разных возможных версий вероятного
расследования.
Преодоление ловушек
- Не всегда можно почувствовать,
что вы в ловушке, ибо требовать
подозрительности значило бы требовать от
вас быть параноиком. Нельзя жить с
постоянным подозрением мира в
злонамеренности, - у такого мировоззрения
издержки намного больше, нежели
преимущества. Чувство, знание или догадка,
что вы в ловушке, возникает внезапно, и с
этого момента ваша жизнь меняется. Очень
вам рекомендую сесть и просто перечитать
настоящий текст: двигаясь по тексту, вы
наверняка сможете уже многое понять.
Очень часто, попав в ловушку, ее жертвы
делают мыслительную ошибку: они
думают, что попали в ловушку из-за
наивности или глупости. Однако это не так:
люди попадают в ловушку чаще всего не по
глупости или неосторожности, а потому что
скрытность намерений мастера ловушки,
создание ситуации, когда жертва ни о чем
не догадывается, была специальной
задачей мастера ловушки и поддерживалась
избыточными ресурсами.
- Вторая типичная ошибка жертв
ловушки - это инерция негативного
мышления: жертва думает, что все плохо,
что кто-то в этом виноват, должен ответить
за это, и начинает строить варианты мести
в пустоту. Еще хуже подозревать кого-то
безосновательно - в этом случае вы можете
потерять потенциального сторонника, если
человек действительно не виноват и его,
например, подставили, чтобы вы думали, что
он виноват. Когда вы начинаете злиться, вы
совершаете ошибки, но именно этого и
добивается мастер ловушки - разозлить вас,
обратить ваше зло и подозрение против
ваших друзей или близких, заставить
делать ошибки.
- Перестроить сознание в условиях стресса
очень сложно, тем не менее, нужно прежде
всего успокоиться, чтобы обрести
позитивность мысли и трезво все обдумать.
Месть это блюдо, которое подают холодным,
и вначале нужно понять, кто вы в этой
игре - жертва или такой же охотник. Это
не простое интеллектуальное решение в
процессе изобретения мести, это
жизненный выбор - смириться или идти до
конца. И если на кону жизнь ваших родных,
близких, друзей, знакомых, которые вам
дороги, нужно основательно подумать,
стоит ли их жизнь любой ставки в этой игре.
- В том случае, если вы приняли решение
преодолеть ловушку, то есть сражаться с
мастером ловушки, вы становитесь
охотником, и мы поговорим о способах
преодоления ловушек. Для начала нужно
понять, что на кону в этой игре, какова
ставка в этой игре. И если вы
догадываетесь о ставке, нужно немедленно,
желательно молниеносно, обезопасить
целевой предмет (ставку) от попадания в
руки к кому бы то ни было, кроме вас (лучше
никому не доверять). После того, как
вероятный целевой предмет в безопасности,
нужно обдумать все ваши слабые места (родные,
друзья, ценности и т.п. - может ли им что-либо
угрожать). Если вы считаете, что угроза
реальна, вы должны обезопасить всех, кто
может пострадать от ваших дальнейших
шагов по противодействию.
- Ловушки строятся на том, что о вас знают
другие. Иногда продвинутые мастера
ловушек (со знанием психологии) могут
знать о вас кое-что больше, нежели другие. Лучший
способ преодолеть ловушку - это
использовать ваши скрытые ресурсы,
лучшие стороны. Ловушки очень часто
построены на ваших слабостях и
недостатках, постарайтесь бороться с
ними или хотя бы временно ограничить их
влияние на дело.
- Общая тактика противодействия
ловушкам. 1-я аксиома
противодействия ловушкам - если есть
одна ловушка, могут быть и другие (очень
часто ловушка представляет собой связь
разных видов ловушек или многоуровневую
ловушку); 2-я аксиома противодействия
ловушкам - никому и ничему нельзя
полностью доверять (все может быть
подстроено, любой человек может быть
агентом мастера ловушки); 3-я аксиома
противодействия ловушкам - игра не
закончена, пока: 1) не известна целостная
картина ловушки; 2) не разрушена
возможность выполнения назначения
ловушки (не обеспечена безопасность
целевого предмета, лучше всего в месте,
которое известно вам одному); 3) не
обнаружен мастер ловушки (не
расслабляйтесь, если даже кажется, что
все закончено, настоящий мастер
оставляет что-то на случай вашего
выигрыша, а если мастер не обнаружен, он
может снова заманить вас в ловушку).
- Структура общего анализа и
расследования ловушек.
Структурируйте ловушку по уровням и
слоям прикрытия, опишите эти уровни и
слои в понятиях и метафорах, изобразите
на позиционной схеме и проведите
позиционный анализ; сравните уровни
ловушки (тип связи уровней, повторяемость
находок мастера на разных уровнях,
отличие уровней, тип развития сложности
от уровня к уровню, направленность
ловушки по уровням, предположение
назначения ловушки); попытайтесь понять
философию мастера ловушки, воссоздать
его портрет, почувствовать его);
попытайтесь понять, почему мастер
ловушки это делает, какова цель (для вас) и
назначение (для мастера) ловушки, что
мастер вам хочет сказать своей ловушкой;
решите, насколько справедлива ловушка с
точки зрения назначения, за что вам мстят,
насколько равны ваши силы, насколько
избыточны использованные мастером
ловушки ресурсы. Обнаружить (распознать,
вычислить) мастера ловушки в ситуации
игры можно проанализировав движение
самой игры: кто диктовал причину игры, кто
устанавливал правила, кто диктовал
ставку, кто выигрывает от получения
ставки, кто пытается скрыться.
- Теперь о самих ловушках. Особняком
среди ловушек стоят ловушки-приспособления
- механические, электронные, программные
и другие приспособления, которые создают
ловушку. Ловушки-приспособления, как
правило, имеют цель изолировать вас,
задержать для чего-нибудь, подавить
психически или, в крайнем случае, лишить
жизни. Попытайтесь понять цель ловушки-приспособления,
в которую вы попали. Задача мастера
ловушки-приспособления - запугать вас,
подавить технически, заставить вас
почувствовать страх и безысходность
ситуации. Попытайтесь не поддаваться
этим настроениям. Предметный мир никогда
не бывает нулевым. Оцените имеющиеся у
вас предметы, окружающие предметы, вашу
одежду и части самой ловушки. Любой
предмет, как и части самой ловушки, имеют
многоцелевое назначение. Вы можете
использовать эти предметы как ресурсы
преодоления ловушки. Однако главный
ресурс - это ваши знания, способности,
находчивость, а также удача, поскольку
иногда приходится просто идти на риск.
- Немного иначе построена ловушка-ситуация.
Здесь вы оказываетесь пленником не
приспособлений, а подстроенных не в вашу
пользу обстоятельств. Смысловая ловушка-ситуация
строится на предоставлении жертве
мнимого смыслового контекста для
действий и доводит ее до таких поступков,
которые при помощи подстроенных
обстоятельств будут интерпретированы
против жертвы. Как только вы поняли, что
это ловушка, и приняли решение преодолеть
ее, вы должны ответить на два вопроса: 1)
откуда появилась приманка, заманившая
вас в ловушку, откуда у вас появилось
знание о смысловом контексте ситуации,
приведшей вас к ловушке (источник
происхождения этой информации часто,
хотя и опосредованно, ведет к мастеру
ловушки); 2) каков подлинный смысловой
контекст сложившейся ситуации. Для этого
необходимо: разными способами
перепроверить каждый факт и каждую часть
информации о сложившейся ситуации;
составить позиционную схему и провести
позиционный анализ ситуации на основании
новых данных). Помните, что месть мастеру
ловушки не главная задача, главная ваша
задача - выбраться из ловушки.
- В ловушке-ситуации и особенно в
ловушке-игре нельзя ничему и никому
полностью доверять. Любую информацию в
ситуации противодействия ловушке
следует проверять разными способами.
Возможно, в процессе противодействия
ловушке вам понадобится сторонник и
придется все-таки кому-нибудь довериться.
Но даже в этом случае сообщайте ровно
столько, сколько нужно для дела, любые
известные вам мотивы и намерения
маскируйте под другие, выглядящие
естественными и вызывающие доверие у
вашего возможного сторонника. Таким
образом любому человеку, знакомому или
случайно попавшему в поле вашего
действия, необходимо сообщать упрощенную
версию своего понимания ловушки, а любые
подлинные мотивы своих действий
маскировать под очевидные для другого
естественные, но мнимые для вас, мотивы.
Целевые предметы (ставку в игре) нельзя
передавать кому бы то ни было, лучше
упрятать их в недосягаемом месте (еще
лучше, если это возможно, частями в разных
местах).
- Ловушка-игра обладает еще более
сильными средствами прикрытия, поскольку
она интерактивна, мастер ловушки
непосредственно или опосредованно
постоянно влияет на ситуацию, так что
даже после разоблачения у мастера
ловушки всегда есть возможность снова
подстроить ловушку. Труднее всего
оказывается в ситуации продуманного со
стороны мастера трехслойного прикрытия
ловушки, когда части разоблаченной
правды мастер имеет возможность
встраивать в новую мнимую картину мира
для вас. Если в результате общего анализа
и специального расследования вам удалось
понять не только общую картину ловушки,
но и вскрыть все три слоя прикрытия, вы
можете сыграть с мастером ловушки в свою
игру, то есть предложить контрловушку.
- Контрловушка создается из смысла
наличной ситуации и ресурсов имеющейся
ловушки, собственных ресурсов жертвы-охотника
и вновь приобретенных (только что
созданных) ресурсов. Контрловушка
предполагает достижение некоторых
преимуществ и устройство ловушки для
мастера. В этом случае происходит
стратегический поединок или же простой
договор обмена: ваши достигнутые
преимущества на его перевес. Поскольку вы
имеете дело с мастером ловушек, то даже
заключенный договор может быть сопряжен
с риском оказаться в новой ловушке. Для
того, чтобы этого не произошло вам нужны гарантии,
которые оговариваются с мастером ловушки
в процессе договора, и страховка,
о которой мастер ловушки ничего не знает.
Гарантия - это ваш ресурс защиты, который
известен мастеру ловушки, страховка - это
ваш старый или только что созданный
ресурс, который неизвестен мастеру
ловушки. Планируя любое действие, любой
шаг, нужно разрабатывать прикрытие на тот
случай, когда все пойдет не так. Если вы
почувствуете, что вас ведут, меняйте
планы на ходу, импровизируйте.
- Существуют простые правила страховки.
До того, как куда-либо войти, найдите
выход. До того, как сделать что-либо, после
чего вас будут преследовать, подумайте,
как вы будете уходить, и позаботьтесь о
страховке на тот случай, когда все пойдет
не так, и выход будет перекрыт. Страховка -
это нечто тотально контролирующее
мастера ловушки или наносящее ему
неисправимый урон даже на расстоянии.
- Если ни одно из ваших усилий по
преодолению ловушки не привело к успеху и
вы чувствуете, что смерть близка,
боритесь до последнего вздоха. Счастье
улыбается мужественным и настойчивым
людям.
Преследование
- Многое из сказанного выше о создании
ловушек годится и для преследования.
Однако преследование обладает
собственными правилами, поскольку
изначально построено на том, что жертва
должна бежать от собственного страха, а
преследователь должен либо создавать
скрытую угрозу и подавлять жертву
ощущением неясной опасности, либо
следовать по пятам, дышать ей в затылок и
длительным поддержанием близкой
непосредственной опасности вынудить
жертву сдаться. Различают два вида
преследования - погоня и системное
преследование. Системное
преследование, как правило, производится
в три этапа - скрытое системное
наблюдение (невидимое системное
изучение потенциальной жертвы), скрытая
системная угроза (создание
обусловленной системной опасности,
агрессивной среды для жертвы) и открытое
системное преследование (беспредел
или травля).
- Погоня - частый элемент всех детективов,
военных и шпионских боевиков - это
зачастую открытое преследование, где
преследователь, как правило, известен, и
он использует обычное оружие или обычные
подручные средства обнаружения беглеца.
Хотя и здесь есть мастера своего дела: как
в погоне, так и в уходе от погони.
Искусство погони - это искусство
следопыта, а искусство ухода от погони -
это искусство запутывать следы.
- Системное преследование построено
иначе - оно работает со всей системой
жизнедеятельности потенциальной жертвы,
с системой ее образа жизни, системой ее
ресурсов, ее социальным окружением.
Системное преследование стремиться
разрушить образ жизни жертвы, сделать
среду ее существования агрессивной,
сопротивляющейся, не поддающейся ее
влиянию, опасной, враждебной, невыносимой.
Системное преследование может быть
оправдано с точки зрения справедливого
его применения только в ситуации
стратегического поединка, когда две
стороны (охотник и жертва) обладают
соизмеримым потенциалом ресурсов и
взаимно преследуют друг друга доступными
им способами.
- Каково назначение системного
преследования? Главное назначение
системного преследования - вынудить
жертву отказаться от своих
первоначальных намерений, которые
представляют опасность для заказчика
преследования или самого преследователя.
Средство достижения этого -
психологическое давление (прессинг),
которое должно создать у жертвы ощущение
нарастающего страха, безысходности и
отчаяния. Для этого разрушают привычный
образ жизни жертвы, лишают или
ограничивают имеющиеся у нее ресурсы,
разрушают ее бизнес, запугивают ее родных,
близких, друзей, знакомых, создают
препятствия в общении с людьми путем
компрометации ее перед этими людьми,
организовывают серию заказных
негативных статей в прессе, шантажируют
собранным компроматом, фабрикуют против
нее уголовное дело, вынуждают покинуть
город (страну) или, в конце концов,
устраняют физически.
- Второе назначение системного
преследования - прикрытие преследования,
достижение его скрытности. Не позволив
жертве обнаружить источник системного
преследования, преследователь ставит
цель, во-первых, лишить жертву
возможности разоблачения преследования,
во-вторых, создать дополнительное
ощущение страха на этапе скрытой
системной угрозы от ситуации
неопределенности источника угрозы. Когда
противостояние преследователя и жертвы
обостряется до крайности или
преследователь по той или иной причине не
считает нужным скрываться, системное
преследование переходит в третью фазу -
открытое системное преследование или
травлю. Иногда, если преследователь
чувствует свою безнаказанность, он может
и не пытаться делать системное
преследование скрытно.
- Как производится скрытое системное
изучение (наблюдение)? Прежде всего образ
жизни потенциальной жертвы и ее личность
подвергают основательному изучению
путем сбора информации о ее жизни,
прослушивания ее разговоров (дома, на
работе, на встречах, по телефону),
наружного наблюдения. При помощи этих
мероприятий пытаются выяснить следующее.
1) Чего хочет человек в этой жизни (его
основные мотивы жизнедеятельности и
приоритеты); 2) Что человек любит (его
стимулы, привычки, предпочтения,
тактические мотивы); 3) Чем (кем) дорожит (его
привязанности, угроза потери чего может
быть наиболее ранящей); 4) Чего боится (страхи);
5) Достоинства и недостатки (добродетели и
пороки, слабости); 6) Тип интеллекта (как
думает, настолько умен, может ли
прогнозировать ситуацию, насколько его
сознание мобильно); 7) Выживаемость,
приспособляемость, выносливость, воля; 8)
Предсказуемость в критических ситуациях
(способность на спонтанные поступки или
импровизации, авантюрность, рисковость,
героизм); 9) Интуиция, удачливость; 10) Сфера
деятельности человека - его связи, его
прошлое, особенно на предмет
компрометирующих эпизодов (компромат).
- Особое внимание уделяется при этом
изучению способов принятия решений
изучаемым человеком. Знание, что человек
ест на завтрак, - позволяет понять способы
устойчивого выбора решений в условиях
наличия опыта. Знание примеров принятия
решений в критических ситуациях его
жизни (примеры удачных поступков)
позволяет сделать вывод о мобильности
сознания и адаптации к изменяющейся
ситуации. Знание неудач, которые потерпел
человек, непреодоленных им препятствий,
пороков и недостатков позволяет играть
на темной стороне его личности. Цель
такого изучения человека - найти его
слабые стороны, удар по которым может
наиболее эффективно вынудить его
действовать в нужном преследователю
направлении или отказаться от
первоначальных намерений, угрожающих
преследователю.
- Особым образом изучается сфера
деятельности потенциальной жертвы. С
точки зрения задач следующего этапа (системной
угрозы) преследователь должен выяснить
системообразующие для жертвы области ее
жизнедеятельности (образа жизни), ее
основные ресурсы, резервы, связи (проведя
так называемый сетевой контроль, когда на
протяжении достаточно долгого периода
времени фиксируется, с кем человек
встречается, беседует, созванивается).
Подчеркнем, что преследователь выясняет
именно основу системы жизнедеятельности
жертвы с тем, чтобы разрушить прежде
всего системный характер ее жизни,
вынудить жертву тратить время на
восстановления каждого кусочка
развалившейся системы своего образа
жизни.
- После системного изучения происходит
разработка оперативных мероприятий,
включая постановку задач разным службам,
создается оперативная группа и центр по
ведению общей координации преследования
на этапе скрытой системной угрозы. Как
правило, в ситуации системной угрозы за
человеком ведется уже заметная для него
слежка (наружное наблюдение), его дом и
телефоны прослушиваются явно, до него
начинают доходить сведения о расспросах
его окружения, в его жизни появляются
проблемы. Но самое главное для этапа
скрытой системной угрозы - это то, что
жертва должна понять, почему это с ней
происходит, с чем связано системное
преследование. Таким образом системная
угроза является условной угрозой: если
жертва сама не догадывается, почему ей
системно угрожают, ей намекают об этом.
Этап системной угрозы связан с
психическим давлением на жертву, которое
обусловлено некоторым условием
преследователя (отказаться от угрожающих
преследователю намерений или текущей
деятельности преследуемого).
- Провести четкую грань между скрытой
системной угрозой и откровенной травлей,
если преследователь остается за пределам
досягаемости для жертвы, трудно. Основные
характеристики этапа системной угрозы -
по мере проявления неуступчивости жертвы
происходит постепенное снижение
морального предела допустимого в
отношении ее до той отметки, где уже не
стесняются в средствах, где для
достижения цели используют любые приемы.
Следующий этап системного преследования:
травля - форма жесткого системного
преследования (на поражение), когда
жертву лишают всех средств к
существованию, полностью разрушают ее
образ жизни, лишают работы, места
жительства, смертельно запугивают ее
окружение, изгоняют из города (страны) или
угрожают расправой. Рассмотрение приемов
этого беспредела не входит в нашу задачу.
- Остается напомнить о праве на
преследование, представление о котором
было изложено в самом начале. Те, кто
рассматривает моральный фактор как то,
чем можно пренебречь, или как досадное
ограничение, вынуждающее более тщательно
скрывать свои злые намерения, будут
удивлены действием идеалистического по
своей природе, но имеющего вполне
рациональное объяснение, принципа высшей
справедливости. В данном случае ощущение
несправедливости преследования (незаслуженность
его, изначальное неравенство условий,
избыточность задействованных ресурсов,
нарушение заключенного договора со
стороны преследователя) порождают
протест и дают преследуемому невероятные
силы к сопротивлению.
Противодействие
преследованию
- Люди, подвергшиеся системному
преследованию в условиях, когда их силы и
силы преследователя изначально неравны,
достойны уважения и всегда нуждаются в
поддержке и помощи. Поэтому если в вашей
жизни встретится человек, заявляющий, что
он подвергается системному
преследованию, который даже не может это
доказать, не считайте его сумасшедшим. Мы
живем в такое время и в таком месте, что
это не может быть невозможным. Конечно же
это не означает отнюдь, что все мы должны
стать параноиками, но осторожность
никогда не повредит. Если вы занимаетесь
крупным бизнесом, политикой или услугами
в сфере, затрагивающей влиятельных людей,
изучите литературу по безопасности,
независимо от того, есть ли у вас служба
безопасности или нет. Если с вами этого не
случалось, то это еще не значит, что и не
случится. Есть старая поговорка, бытующая
в государствах с хорошо развитыми
спецслужбами - если даже вы параноик, то
это еще не значит, что за вами не следят.
Есть простой способ разграничить манию
преследования или паранойю от собственно
преследования - наличие зафиксированных
фактов слежки, прослушивания, расспросов
и зафиксированная связь разных явлений в
вашей жизни по устойчивой схеме (ваш
нежелательный шаг - шаг угрозы
преследователя).
- Представьте себе, не дай Бог, конечно,
что в вашей жизни начинают происходить
малоприятные события: неудачи на работе,
проблемы дома, по какой-то причине
появляются трудности в общении с
друзьями и знакомыми, у ваших близких
появляются проблемы, которые напрягают
вас, ваша жизнь разваливается на кусочки -
то есть проблемы возрастают
лавинообразно (быстрее, нежели вы
успеваете их решать), и источник
происхождения этих проблем неясен. В
лучшем случае друзья вам намекнут, что их
попросили или вынудили сделать что-то,
что причиняет вам неудобства. Вполне
возможно, если вы имеете дело с людьми,
для которых можете представлять реальную
опасность, и у этих людей большой запас
ресурсов, вы имеете дело со скрытым
системным преследованием. Цель скрытого
системного преследования - не просто
создать системную опасность и вынудить
вас потратить немало сил, ресурсов и
времени на устранение возникших
трудностей, а запугать вас, поселить в вас
страх, вынудить действовать под диктовку
преследователя. Поэтому лучшее средство
противодействия системному
преследованию - это сохранение
присутствия духа и мужества. Самое
важное решение, которое вы должны принять:
кто вы в этом случае - жертва или
преследуемый, который будет бороться с
преследователями.
- Наиболее действенным оказывается
противодействие системному
преследованию, когда оно обнаружено
преследуемым еще на этапе скрытого
системного изучения (наблюдения).
Если вы обнаружили, что за вами ведется
слежка, прослушивание, изучение
материалов, расспросы вашего окружения о
вас и т.п. - заявите об этом в
соответствующие органы и сделайте об
этом публичное заявление. Очень часто
бывает, что это не помогает. В этом случае
вам самим придется бороться с
преследованием. Если вы уверенны, что
скрытое системное наблюдение (изучение)
имеет место, вам придется на время стать
параноиком. Системное преследование
поддается позиционному анализу,
расследованию, фактической фиксации
эпизодов преследования (слежки,
прослушивания, расспросов). Главное
направление расследования и анализа
системного преследования - поиск связи
между происходящими с вами событиями,
попытка понять, насколько глубоко "система"
вас отслеживает и как реагирует на ваши
действия. "Система" действует
тотально, поэтому подозревайте связи
даже там, где их на первый взгляд не видно.
- И главное - еще на этапе системного
изучения постарайтесь выяснить, кто
заказал его, кто за этим стоит.
Обнаружение преследователя упростит вам
жизнь на этапе скрытой системной угрозы:
во первых, вы не будете терпеть от
неизвестности источника угрозы (то есть
угроза не будет скрытой), а во-вторых, вы
заранее будете знать условия (причину)
системного преследования, а значит
сможете маскировать свои дальнейшие
действия, публично разоблачая при этом
преследователей. Одним из способов
анализа преследователя есть его ресурсный
анализ. Попытайтесь понять, кто
обладает ресурсами, применение которых
обнаружено вами в процессе преследования;
насколько эти ресурсы избыточны для
целей по отношению к вам. Как правило,
избыточность ресурсов свидетельствует о
трусости ваших преследователей, о том,
что запуская огромную машину системного
преследования, они не думали, что
окажутся на виду у многих. И это может
быть вашим козырем в противодействии
преследованию.
- Если вы поняли, кто преследователь,
постарайтесь понять, зачем он это делает,
что им движет, что он хочет вам сказать
своим преследованием. Попытайтесь
нарисовать себе его психологический
портрет, почувствовать, понять его
действия, понять, чего он боится. С точки
зрения морального фактора
преследователи различаются на джентльменов,
трусливых злодеев и беспредельщиков. С
джентльменами можно договориться,
трусливые злодеи могут быть публично
развенчаны с точки зрения придуманных
ими оправданий или способов сокрытия
своих действий, для беспредельщиков
можно найти союзника из их среды, который
поможет преследуемому (как правило, в
среде, где есть беспредел, есть люди,
заинтересованные в сохранении статус-кво,
для которых беспредельщики тоже
представляют угрозу).
- В системном преследовании на этапе скрытого
системного наблюдения для
преследуемого возможны нижеследующие меры
противодействия. Оцените
желательность публичного заявления об
установленных фактах системного
преследования (выступайте только тогда,
когда у вас есть доказательства).
Регулярно проверяйте свой дом, кабинет на
прослушивание, регулярно проверяйтесь на
предмет слежки (зафиксированные факты
могут стать доказательством для их
публичного представления). Не говорите в
разговорах ни об имеющихся
доказательствах, ни о намерениях их
разглашения, если не уверены, что вас не
прослушивают. Не говорите в разговорах с
кем-либо о своих намерениях любых
действий по противодействию
преследованию, сообщайте мнимые
правдоподобные мотивы своих действий.
Назначайте встречи без прямого указания
названия места встречи, используйте
косвенные указания. Смените все коды,
шифры, пароли, в случае крайней
необходимости смените место проживания,
не сообщая никому адрес и тщательно
проверяясь на предмет слежки, идя к месту
временного проживания.
- Картина мира преследуемого
существенно отличается от картины мира
обычных людей, поэтому не пытайтесь
убеждать обычных людей в том, что с вами
происходит, они скорее всего вам не
поверят и станут активно пытаться вас
успокаивать или "лечить". А если
поверят, то станут вас опасаться и
постараются ограничить свое общение с
вами. Мотивируйте для них свои поступки
естественными причинами, намекая на
возможный источник происхождения бед, но
не более. Кроме того, случайные люди могут
быть просто подставленными вам как
агенты влияния преследователя.
- Если вам не удалось обнаружить
системное преследование на этапе
системного наблюдения (изучения), то на
этапе скрытой системной угрозы вам
придется действовать в условиях кризиса,
потому как ваша жизнь станет
разваливаться на кусочки. Это не метафора
- системная угроза означает, что в вашем
образе жизни разрушат прежде всего ее
налаженный системный характер, вынудят
вас тратить время на восстановление
каждой части вашей жизни отдельно,
постепенно размельчая ее и вынуждая
тратить время на все более и более мелкие
проблемы. Системное преследование
требует системного противодействия.
Вам придется действовать системным
образом в ситуации кризиса. Системный
кризисный менеджмент отличается как
от просто системного менеджмента, так
и от просто кризисного менеджмента.
Речь идет о том, что вам нужно не просто
определить приоритетные области вашей
жизнедеятельности и отбросить все
неживое, чтобы обеспечить выживание
системы, как действуют во время кризиса в
прежней ситуации (но вы ведь в ситуации
преследования), а еще и быстро
трансформировать всю систему вашей
жизнедеятельности в систему
противодействия преследованию. Война
есть война, и не бойтесь объяснить это
родным, близким, знакомым, сотрудникам
или подчиненным вашей компании.
- Кроме тех мер противодействия, которые
были выше предложены на этапе системного
изучения, на этапе системной угрозы можно
применять более жесткие контрмеры. Если
на этапе системного наблюдения вы могли
системно защищаться, то на этапе
системной угрозы, после объявления
угрозы (которую хорошо бы зафиксировать
документально), можно приступать к
нападению, то есть применять средства
активного противодействия системному
преследованию. Главное - сохранить
присутствие духа и мужество, решить для
себя, в чем смысл противодействия
системному преследованию, чего вы хотите.
- Скрытую угрозу переведите в разряд
открытой - вынудите своих
преследователей действовать при
свидетелях, как минимум из вашего
окружения. Объясните друзьям и близким
причину и характер скрытого системного
преследования, в этом случае они должны
будут сделать свой выбор, но что бы они не
предпочли, уважайте их выбор. Не давайте
повода вас действительно в чем-либо
обвинить, не действуйте методами ваших
преследователей, помните, как минимум,
что вы на виду и у вас необычайно понижен
иммунитет против стражей порядка.
Моральный фактор должен быть на вашей
стороне: он позволит вам обрести
поддержку малознакомых и незнакомых
людей. Не соглашайтесь на компромисс или
примирение с вашими преследователями,
если хоть немного им не доверяете. Не
вступайте ни в какие переговоры и торги с
преследователями, пока вам не будет
возвращен первоначальный статус-кво.
Старайтесь привлечь на свою сторону как
можно больше посвященных в происходящее
людей, ваших потенциальных сторонников.
Помните старые тюремные правила: никому и
ничему не верь, никого не бойся, ни у кого
ничего не проси. В отношении
преследователей проводите тактику
открытого обличения их действий: если
есть возможность, публично заявите, что
не собираетесь кончать жизнь
самоубийством, отлично себя чувствуете и
соблюдаете правила движения (попытайтесь
действительно соответствовать
заявленному). Можно попробовать
спровоцировать "систему" на
обнаружение себя, подставив ей мнимый
компромат или другой мнимый важный для
"системы" объект - понаблюдайте,
откуда пойдет управление событиями,
зафиксируйте это документально.
- Если ваше противодействие на этапе
системной угрозы не увенчалось успехом,
"система" наверняка перейдет в
контрнаступление. В ситуации травли (беспредела)
возникает непосредственная угроза вашей
жизни. Поэтому вам придется уходить от
преследования кардинально. Здесь нужно
знать следующее. Все друзья, родственники
и знакомые находятся в поле зрения "системы",
за ними ведется наблюдение по принципу сетевого
контроля.
Все звонки прослушиваются, все встречи
наблюдаются, за вами круглосуточно
ведется слежка Менять место нахождения и
проживания необходимо как можно чаще.
Если есть возможность, необходимо
изменить внешность, отказаться от
мобильного телефона (пользоваться только
телефонами-автоматами), отказаться от
пользования кредитной карточкой, сняв с
нее достаточную сумму в наличных и
спрятав ее в тайнике. В случае крайней
опасности нужно как можно быстрее
покинуть город (страну), если вы знаете,
что за преследованием стоят очень
влиятельные люди, которые ни перед чем не
остановятся. Документы, записи и другие
улики на тех, кто стоит за преследованием,
необходимо спрятать в надежном, но
доступном для описания месте (помните:
угроза разоблачения сильнее
разоблачения). Если у вас есть
компрометирующая преследователей
информация в электронном виде, то этот
файл можно зашифровать и поместить в
Интернет на любом открытом для хранения
своей информации сервере (поставив
сцепку на предание гласности, если с вами
что-либо случится). Продумайте другие
гарантии и страховки на случай, если все
пойдет не так, и нужно будет торговаться
за свою жизнь или жизнь своих близких.
- Искренне желаю вам, чтобы все это не
понадобилось. Помните: добро всегда в
конце концов побеждает, хорошо бы дожить
до этой победы...
Сергей Дацюк Ловушки и
преследования
http://www.uis.kiev.ua/russian/win/~_xyz/traps_persecutes.html
Метод развивающего
дискомфорта
1. Понятие одаренности и контингент
учащихся Лицея
Сколько одаренных детей и
подростков учится в Лицее?
Большинство детей и подростков
Лицея в той или иной степени относятся к
категории одаренных. Одаренными мы считаем
таких детей, уровень интеллекта которых и
сложившаяся мотивация позволяет им достичь
в будущем высоких профессиональных, в том
числе и творческих достижений.
Благодаря конкурсу в лицей
психологи имеют возможность набирать
только тех школьников, чей интеллект
составляет не ниже 120 IQ , а учебная мотивация
в достаточной степени сформирована. Как
показывает опыт и многочисленные
психологические эксперименты, именно этот
интеллектуальный уровень является
стартовой точкой для творческих достижений.
Конечно, различия в уровне
одаренности даже при наличии конкурса
остаются и с этой точки зрения выделяются
три уровня одаренности - хорошая норма,
высокая норма и, наконец, особо одаренные
школьники. Тем не менее, с точки зрения
возможных творческих достижений в будущем,
эти различия не фатальны: жизнь настолько
непредсказуема, что очень часто более
высоких достижений добиваются не те, у кого
интеллект выше, а те, кто более креативен и
более настойчив.
Было бы логично, на наш взгляд, и
психологически правильно отказаться от
понятия одаренности в педагогической
практике лицея еще и потому, что деление
школьников на одаренных и неодаренных
приводит к заметным проблемам в общении, к
резкому психологического климата. Группу
же учащихся, которые особенно быстро
справляются со школьной программой (что не
всегда, кстати, означает столь же высокую
интеллектуальную одаренность), можно
условно называть, скажем, 'про' (продвинутые).
2. Педагогическое содержание
метода развивающего дискомфорта
Метод развивающего дискомфорта
предполагает формирование и укрепление у
школьников способностей и навыков активно
действовать и тем самым преодолевать
ситуации повышенной трудности и (или)
временной неудачи.
Предполагается, что, в конечном
итоге, возникнет и особая потребность в
преодолении трудностей, когда легкое
кажется скучным и не привлекает субъекта.
В основе предлагаемого метода
лежит развивающий “микрокризис”,
представляющий собой переломный момент,
когда ученик от состояния высокой
напряженности, тревоги, даже паники
переходит к активному преодолению своего
состояния, с одной стороны, и предпринимает
активные действия для достижения нужного
результата, с другой.
В ситуации развивающего
дискомфорта напряжение и неудача
сопровождаются выраженными отрицательными
эмоциями - страхом, тревогой, иногда даже
отчаянием. Задача этого метода в том и
состоит, чтобы научить одаренного
школьника справляться с этими состояниями,
преодолевать микрокризис, прежде всего в
познавательной сфере. Только преодоленный
микрокризис является развивающим.
Развивающий дискомфорт
противопоставляется разрушающему
дискомфорту, который не только не развивает
личность, но и прямо ее разрушает.
Вместе с тем метод развивающего
дискомфорта может применяться только на
основе и в постоянном переплетении с так
называемым 'развивающим комфортом',
который представляет собой ярко выраженные
положительные эмоции от трудной, но
интересной деятельности. Само напряжение в
ситуации развивающего комфорта
эмоционально переживается как очень
приятное, создает чувство уверенности в
себе, в своих силах.
Именно так, по типу развивающего
комфорта, “работают” познавательные
интересы, только в ситуации развивающего
комфорта могут развиваться умственные и
любые другие способности человека. Так
случилось, что современная лучшая
зарубежная и отечественная педагогика
теоретически и, главное, практически пошла
по пути, главным образом развивающего
комфорта, хотя необходимость в развивающем
дискомфорте, который дополняет развивающий
комфорт, устраняет его негативные стороны,
остается очевидной, в особенности для
одаренных детей.
Стихийно метод развивающего
дискомфорта действует в так называемой 'народной
педагогике', в реальности интуитивно
применяется многими педагогами, однако в
качестве специального метода до сих пор не
формулировался. Предлагаемый метод
необходим и реально используется (в
основном стихийно) для детей с любым
уровнем развития и любого типа
способностей. Однако наиболее полезен и
даже абсолютно необходим этот метод для
одаренных детей, и чем выше одаренность, тем
необходимость этого метода становится
очевиднее. Именно одаренные дети и
подростки испытывают недостаточный
дискомфорт в познавательной сфере,
практически не встречаясь с серьезными
трудностями во время прохождения учебной
программы. Учителя этому часто радуются,
хотя именно здесь причина их будущих неудач
(не в школе, а в жизни!), Познание у этих детей
чаще всего представляет собой развивающий
комфорт, в ходе которого развивается ум,
способности ребенка, но недостаточно
развивается его способность преодолевать
неудачи. Правда, в социальной сфере
дискомфорт у этого контингента детей есть,
и иногда очень значительный, но он носит
разрушающий характер, и жизнь этих детей (прежде
всего, высоко одаренных) такова, что они
уходят от социальных проблем вместо того,
чтобы их решать. Метод развивающего
дискомфорта призван научить одаренных
школьников справляться не столько со
школьными задачками, сколько с жизнью,
которая для них и есть самое сложное.
Три сферы, в которых должен
работать метод развивающего дискомфорта:
познавательная, социальная и физическая.
Все они должны быть предметом внимания
педагогов.
3. Возможные формы и приемы
работы по методу развивающего дискомфорта (создания
микрокризиса)
Метод развивающего дискомфорта
применяться в двух формах - групповых и
индивидуальных. Если в групповой работе по
этому методу могут участвовать все
учащиеся, то в индивидуальной только те
ученики, относительно которых есть
соответствующая договоренность с
администрацией лицея и медико-
психологической службой. Часть
предлагаемых далее приемов (прежде всего
тех, которые содержат провокацию
дискомфорта) могут применяться только в
индивидуальной работе.
Предлагаемые приемы работы:
- повышенная сложность работы,
когда у школьника не хватает ни знаний, ни
умений, чтобы с ней справиться, и нужна
специальная, в значительной мере
самостоятельная работа, чтобы ее выполнить;
- одним из вариантов такого рода
сложности является включение
значительного объема непонятной
информации в изучаемый материал (например,
много неизвестных слов на уроке
иностранного языка, сложная терминология
на уроке экономики и т.п.);
- материал для анализа,
содержащий противоречивую, а при
возможности и взаимоисключающую
информацию (несколько объяснений
одного и того же явления). (Например, задача
сопоставить дарвинизм и религиозный
креационизм, положительный и отрицательный
взгляд на роль декабристов в истории
российского общества и т.д.)
- намеренные помехи во время
напряженной деятельности (например,
громкий разговор педагогов во время работы
школьников на серьезной контрольной ) ;
- спровоцированная неудача, когда,
например, работа не принимается на
конференцию, хотя по сравнению с другими
учащимися она выполнена неплохо. Возможное
объяснение - ты можешь лучше (используется
только для индивидуальной работы);
- включение неприоритетных
моментов в творческую работу для
конференции (математику - в едином
контексте проанализировать явно
гуманитарную информацию, а гуманитарию -
наоборот);
- особая система оценивания,
когда оценка либо полностью исключается на
достаточно длительный срок, либо намеренно
снижается (“нормально” вместо “хорошо”);
4. Творчество и развивающий дискомфорт
Развитие творчества (креативность)
является главной задачей метода
развивающего дискомфорта. Наблюдения и
многочисленные исследования психологов
показывают, что в обычной школе одаренный
ребенок существует в двух состояниях: в
условиях разрушающего ^ дискомфорта (в
школе), с одной стороны, и в условиях
высокого познавательного комфорта - все
понятно и интересно - ( дома, в кружках и
студиях), с другой. Именно это причины
приводят к тому, что у многих учащихся при
высоком интеллекте творческие способности
отсутствуют.
Именно потому центром метода, его
стержнем и главной задачей является
развитие креативности у интеллектуально
одаренных школьников. Правда, следует
специально подчеркнуть, что развивающий
дискомфорт должен в творческой
деятельности постоянно “перетекать” в
развивающий комфорт. Иначе говоря, в
творческой деятельности микрокризис, чтобы
быть развивающим, должен быть. подготовлен
значительным опытом творческого комфорта,
что в значительной степени является
задачей специальных психологических
занятий. ( Сократовский урок). Вместе с тем,
любая ситуация, дискомфорта в творческой
деятельности должна завершаться только
ситуацией развивающего комфорта.
Возможные приемы и способы для
развития креативности по методу
развивающего дискомфорта:
- организация индивидуальной
работы с одаренным учащимся вокруг его
предстоящего выступления на творческой
конференции. При этом сама подготовка к
конференции может занимать не один год даже
при наличии самого серьезного отношения к
работе ученика;
- предоставление ученику права (и
обязанности) постановки темы и задачи
самостоятельной и (или) творческой работы.
Это может быть не только формулирование
темы возможного сочинения, но и темы самого
исследования;
- включение ситуаций выраженной
конкуренции, когда, например, одна тема
дается нескольким учащимся, а, в конечном
итоге, выступать будет только один (естественно,
только для индивидуальной работы);
- там, где Прямое творчество
представляется маловероятным, снизить
творчество до реальной деятельности,
например, создания собственных учебников.
Скажем, ввести в традицию, что выпускной
класс, покидая школу, должен оставить
новеньким свои задачники по физике,
математике, истории, информатике;
- там, где это, возможно, вводить
жесткие требования к новизне (“а что нового
здесь у тебя?”); - ломать привычные
стереотипы, иногда до прямой растерянности
и недоумения учащихся - например, учитель
математики может ввести музыкальное
сопровождение самой серьезной контрольной
по математике или читать стихи на
тригонометрии ( не нарушая конечно, сроков
прохождения программы);
5. Педагогические критерии
эффективности работы по методу
развивающего дискомфорта
а) наличие микрокризиса очевидно
по внешним проявлениям - наличие
растерянности, тревоги, иногда даже паники.
Тот факт, что ученик активно продолжает
работу, и в ходе работы преодолевает это
состояние, вне зависимости от успешности
самой по себе деятельности, указывает на то,
что дискомфорт носит развивающий характер.
б) в длительной перспективе
критерием эффективности используемого
метода является стремление ученика
работать самостоятельно - самообучение, а в
конечном итоге, и саморазвитие должно стать
для него наиболее предпочитаемым способом
движения вперед.
Хромова Т.В. Метод
развивающего дискомфорта
http://l1524.narod.ru/methods.htm
Художественная провокация (из
рецензии)
Колесников и Денисов сознательно
устраивают художественную провокацию,
считая такой метод легально допустимой
возможностью заявить о существующем
инакомыслии. Не для того, чтобы себя
обществу противопоставить, а для того,
чтобы народ в чувство привести. Чтобы он
смог свое психическое здоровье поправить.
Через знание. Возможно, горькое и
болезненное. Но позволяющее иммунитет
выработать с целью избавления от
пораженческой хандры, которая все
последние годы его не отпускает.
ArchiveDefault
http://www.pinakotheke.artinfo.ru/ru/news/main/ArtArchive/default.htm
Провокация как поиск
новых возможностей
Провокативный прием можно отнести
к нестандартному мышлению. Это действие
направлено на выключение стереотипного
мышления, используя внезапный скачок в
сторону. Если вы хотите найти хорошую
возможность для использования в бизнесе -
рекомендую прибегнуть к провокации.
При использовании обыденного,
логического мышления из А следует Б и далее
В в соответствии с определенными правилами.
Используя провокацию, мы забываем о
последовательности. И допускаем самые
неожиданные варианты развития событий.
Суть метода можно передать следующей
фразой: "Возможно, нет причин говорить (делать)
что-либо, пока это не было сказано (сделано)."
Используя провокацию, мы находим новую идею,
и появление данной идеи, даже если она
нереальна, невыгодна, оправдывает данную
провокацию.
Большинство из данной аудитории
сталкивалось в процессе ремонта с
трудностями при удалении старой краски со
стены. В одной иностранной лакокрасочной
компании проводили мозговой штурм по
данной проблеме. Один из сотрудников
предложил добавлять в краску порох, чтобы в
последующем поджигать ее и она полностью
сгорала бы, очищая стены. Это послужило
провокационной начальной точкой для новой
краски. Порох в краску конечно не добавляли.
А добавили определенное химическое
соединение, которое не влияло на основные
качества краски. А другое химическое
соединение использовали для опрыскивания
обработанных данной краской поверхностей,
после чего краска самостоятельно удалялась
с окрашенной поверхности.
Есть множество способов
организовать провокацию, конкретно о них
через некоторое время можно будет
прочитать на http://www.superidea.ru/
. Один из самых легких - перевернуть
ситуацию с ног на голову. Отдел одной из
пищеперерабатывающих компаний традиционно
удалял при переработке из рыбы кости. В
качестве провокации было предложено
сделать наоборот, отделять рыбу от костей.
Данная технология была разработана и
доказала свою экономическую эффективность.
Нужно добавлять творчество в
реализацию данной стратегии. Например, в
ночном клубе мало клиентов. Провокативная
идея следующая: Пусть посетители сами
развлекают посетителей. Возможная идея,
полученная при развитии данной провокации
такова. Четыре раза за ночь среди
посетителей, обладающих хоть небольшими
познаниями в музыке и технике проводят
розыгрыши. Победитель на 2 часа становиться
ди-джеем. За это с победителя, или с
участников розыгрыша можно брать
дополнительную плату.
Заранее невозможно сказать, куда
приведет провокация. Она дает лишь точку
отсчета и возникающие из нее идеи. И
полученные идеи можно трансформировать в
практические возможности. В три стадии. На
каждой из которых зададимся вопросом.
-
Давайте осуществим провокацию.
-
Какие возможности и новые идеи
следуют из данной провокации.
-
Как можно превратить полученную
идею в практическую возможность.
В любой ситуации можно
прибегнуть к провокации. Но помните -
провокация должна быть действительно
провокативной. Самая распространенная
ошибка - снижение риска до минимума уже при
поиске решения. В качестве провокации
предлагается удовлетворительное решение. А
оно неспособно реализовать большой рывок в
сторону, способный порвать стереотипы, и
мысли возвращаются обратно, к обычным
решениям. Используя такую легкую
провокацию, человек неспособен получить из
нее стоящие идеи. Ведь при проблеме с
возвратом кредитов идея о более тщательной
проверке кредитуемых явно не будет
провокативной. А вот идея о том, что надо не
давать кредит, а покупать организацию за те
же деньги - явно тянет на провокацию.
А. Малыгин. Как
найти идею? Развитие творческого мышления.
http://www.superidea.ru/statyi/screat/provokat.htm
Сайт создан в системе
uCoz