Материалы к Выпуску 3 "Виртуальные банды".

 

1. Молодежные группы

2. Связи культур поколений

3. Карнавальный стиль виртуального общения

4. Структура и генезис преступных групп

Молодежные группы

Проблемы молодежи как специфической социально-демографической группы связаны с формированием социальной зрелости, с вхождением в мир взрослых, адаптацией к нему, с одной стороны, и с неизбежностью процессов обновления, с инновациями молодых, с другой.

Юность завершает активный период социализации. Для подростков характерен ролевой конфликт, связанный с желанием иметь права, обязанности, роли взрослых и объективной неспособностью их реализовать. Подростки отличаются высоким уровнем притязаний, стремлением к автономии и независимости, отрицанием авторитетов. Для юношеского восприятия характерно как преувеличение новизны собственной жизнедеятельности и пренебрежительное отношение к прошлому опыту, так и естественный недостаток знаний, воли, навыков, способности ценить время и правильно им распоряжаться.
Вопрос о молодежи всегда стоит остро прежде всего потому, что это поколение наименее интегрировано в социальные связи, наименее устойчиво в своих взглядах, в своем поведении, в отношении к окружающему миру. Критерий возраста при распределении социальных ролей более эффективно учитывается как базовая ценность в обществе, гармонично развивающемся. Обостряется проблема молодежи, как правило, в связи с кризисными периодами в его развитии.

Возникают юношеские группы, молодежная субкультура, часто перерастающая в контркультуру со специфической системой ценностного отношения к труду, потреблению, образу жизни, досугу. Возрастная дифференциация общества тем глубже, чем более закрыты и недоступны молодежи ведущие социальные институты - политические, культурные, чем менее эффективны семья и школа как агенты социализации. Часто семья не может помочь молодому человеку достичь того социального статуса, которого он хотел бы, а иногда и мешает этому. Не случайно в так именуемой „системе“ - среди мирных противников социальных порядков, пассивных постояльцев перевалочных квартир в ряде городов, оказалось много детей из неблагополучных семей, много учащихся ПТУ, исключенных за неуспеваемость из 9 класса.

Молодежные группы могут выполнять интегративные функции, способствуя социализации молодых людей, приобщению их к определенным видам деятельности. Будучи наиболее активной, мобильной, свободной от стереотипов частью населения, молодежь играет все более возрастающую роль в социальном прогрессе. Однако возникают и девиантные группы молодежи, углубляющие процессы дезинтеграции в обществе.
Молодежный протест является реакцией на исторические, социально-культурные факторы, специфически преломленные в психологии, сознании молодых людей.

В нашей стране неформалы, „самодельщики“, группы самодеятельной песни стремятся внести свой вклад в социальное переустройство. Это своего рода группы социальной поддержки („меня здесь лучше понимают“). Объединения молодежи, не включенные в официальные структуры, как правило, отмечаются отсутствием казенщины, лжи, лицемерия. Часто юношеские группировки приобретают криминогенную направленность. Известны факты вандализма, жестокости, рэкета, хамства, аморализма, наркомании, проституции. Это в основном молодежь в возрасте 14-20 лет, приобретающая образование в средней школе, в профессионально-технических училищах и средне-специальных учебных заведениях. Рост преступности среди молодежи - это отражение кризиса нашего общества в целом...

В.А. Караваева. Социальный портрет учащейся молодежи

http://www.studioza.ru/article/202/

 

Связи культур поколений

Культура является для нового поколения наследуемым имуществом, которое каждое новое поколение получает даром. Самым простым отношением нового поколения к культуре является усвоение культуры предшествующих поколений - обучение культуре и культурное воспитание.

Связь поколений в культуре не есть простая передача культурных навыков и знаний. Это всегда переоценка существующей культуры. Не говоря об оценках литературы и искусства, новое поколение может иначе подойти к обработке почвы, применению сельскохозяйственных культур, изменяет отношение к породам животных, строениям, инструментам, технологиям, считая их как бы не своими и требующими реформ или замены. Критика и переоценка традиции у нового поколения сопровождается, по меньшей мере, попытками изменить форму поступков, предполагая свою форму поступков, т.е. предлагает новый стиль, по меньшей мере, в поведении. Вслед за этим могут быть созданы и новые духовные произведения и произведения новой техники и новые технологии. Новое поколение всегда делает революции и реформы. 

Новое поколение еще не создает культуру (не проводит отбор) и не владеет культурой. Вступая в социальную жизнь, оно должно усвоить духовную культуру, приобрести материальную и стремится к этому. Но усвоить духовную культуру в достаточном объеме трудно, прежде всего, из-за ее величины и сложности. Поэтому, нередко, проще ее начать выдумывать заново. Так начинает создаваться новый стиль, т.е. некоторый комплекс философии, искусства и взглядов на позитивное знание. Новый стиль нередко сам называет себя культурой. Ярко проявил себя модернизм, отрицавший всю предшествующую культуру. Это делалось в надежде на то, что модернизм заменит собой все духовное наследие и утвердит "новую эру" в культуре. Но так поступал не один модернизм. Все предшествующие стили вели себя сходным образом. Поэтому стиль всегда есть определенная мера культурного невежества. Отсюда характерны утверждения стилистов: мы творим, а что останется от нас - об этом судить будущим поколениям. 

Идеология нового поколения – либерализм: низвержение старой культуры, самоутверждение через новый стиль. Другие поколения не могут принять негативизм молодых и их разрушительные устремления – ведь культура уже обжита этими поколениями – в нее вложен их труд, с ней связаны святые ценности и смысл жизни. Поэтому идеологией старших поколений по отношению к молодежи является консерватизм – идеи сохранения культурного багажа и его развития эволюционными методами. Как говорится в афоризме: "У того, кто в 16 лет не был либералом, нет сердца; у того, кто не стал консерватором к 60-ти, нет головы" (Б.Дизраэли). 

Разрешение антагонизма этих двух идеологий достигается следующим рецептом: Благополучны те представители нового поколения, которые в состоянии обогатить культуру своими достижениями и адаптировать ее к новым условиям существования общества. 

В культурных противоречиях поколений существенно также отношение к старейшему, уходящему поколению. Это поколение является носителем самого богатого, интегрированного с прошлым опыта культурной жизни, хранителем традиций и обычаев. Оно олицетворяет славные победы, выдающиеся достижения, т.е. святую область культуры. Оно, будучи отрешено от корыстных интересов, способно и склонно выступать в качестве судьи в разрешении споров представителей культуры. Однако это поколение не имеет серьезных рычагов власти и всецело зависит от отношения младших поколений. Если общество ценит традиции, то старейшее поколение окружено у него почетом. Почтение к старшим, прививаемое с детства молодежи, предохраняет ее от разрушительного негативизма, способствует преемственности культуры. Выигрывают и все остальные поколения, поскольку могут своевременно разрешать конфликты, обращаясь к суду мудрейших. 

Ю.В.Рождественский. Принципы современной риторики. М.,2000


Карнавальный стиль виртуального общения

... применительно к виртуальности говорить о ситуации "человек в социуме" не совсем корректно. Многочисленные исследователи (Kelly, Reid, Белинская, Жичкина) отмечают, что в виртуальных социумах людей как таковых нет, скорее следует говорить о виртуальных образах, созданных реальными людьми. В силу изначальной анонимности и невидимости, являющихся следствием отсутствия визуального ряда в сетевых коммуникациях человек обычно творит себе виртуальный образ сообразно своим желаниям и возможностям.

В силу специфичности человеческой деятельности в полилогичных "онлайновых" коммуникативных ресурсах Сети и "отличности" "инаковости" подобных коммуникаций от общения в "реале", деятельность человека в чатах часто приобретает "бытийный" характер. Виртуальный мир чата становится для пользователя "иначе организованной реальностью", своеобразным "миром наизнанку", который, тем не менее, столь же реален, как и мир по другую сторону монитора. Подобно средневековому карнавалу в его интерпретации М.Бахтиным, чат - это "сама жизнь, но оформленная особым игровым образом". Подобное игровое оформление мира и создает в сетевых социумах своеобразный стиль общения, которое мы ... определили как "карнавальный", который характеризуется "отрицанием реальной жизни, реальных статусов, общепринятых норм общения, да и, в определенной мере, просто реальных людей. Это игра условностей и условных персонажей". "Карнавальное" общение базируется на разнообразнейших мистификациях, театральности, инсценировании реальных и нереальных ситуаций, ироничности и юморе, оно почти предельно насыщено шутками, остротами, каламбурами, игрой словами.

Однако карнавальным стилем общения виртуальные коммуникации не исчерпываются. В "карнавальном" мире живут и действуют виртуальные образы, однако за каждым образом стоит реальный человек. Рано или поздно, но каждый "виртуальщик" старается пробиться к реальному человеку, стоящему за заинтересовавшим его виртуальным персонажем. Подобный стиль общения - "общение в виртуале со сброшенными масками" мы обозначаем как "доверительное".

Сразу оговоримся, что "доверительное" общение не обязательно возникает как следующий за "карнавальным" этап общения. Этот стиль может быть принят собеседниками при общении изначально, минуя "карнавальную" стадию, особенно если знакомство состоялось не в виртуальном социуме. На наш взгляд, этот стиль виртуальной коммуникации пользуется значительно меньшим вниманием исследователей, нежели "карнавальный". Попробуем в меру своих сил восполнить этот пробел.

... Первой особенностью "доверительного" общения является то, что обычно оно не является публичным и протекает в приватных формах коммуникации.

Сетевой этикет или "нетикет" в России находится еще в стадии формирования, однако уже существуют общепринятые нормы поведения в виртуальном социуме. По одной из этих норм, публично задавать вопросы о возрасте, подлинном имени и т.п. собеседника считается как минимум неделикатным - каждый сообщает о себе столько, сколько считает нужным, а подобные вопросы требуют приватности. Если желание перевести общение на другой уровень обоюдно, люди, как правило, переходят на общение по электронной почте или через "аську" (ICQ). Этот процесс настолько распространен в Сети, что часто в виртуальных социумах, специализирующихся на общении, изначально заложена возможность приватной беседы без перехода на другой ресурс. В чатах, к примеру, обычно приняты такие приватные формы коммуникации как "шепот" (возможность при общем разговоре отправлять любому из присутствующих реплики, невидимые для остальных) и "приват" (возможность перейти в диалоговый чат "на двоих").

Из противопоставления в сознании "виртуальщиков" карнавального и доверительного общения вытекает и вторая особенность доверительного общения. Для большинства "виртуалов" переход от публичного общения к приватному накладывает на собеседников определенные обязательства.

Насколько в публичных коммуникациях распространенны мистификации, розыгрыши, провокации и т.п., настолько в приватном общении ложь "вне закона". Образно говоря, приват - это "внекарнавальная зона", зона правды, зона взаимного доверия. Там позволительно не ответить на вопрос, но не солгать.

Естественно, мы не абсолютизируем эти два принципа, а говорим только об общей тенденции. Иногда переход к доверительному общению случается и в "открытом эфире" (особенно при малом числе участников коммуникации), а бывает, что собеседники "карнавалят" в "аське" или по электронной почте (особенно, если знакомство состоялось посредством этих форм коммуникаций). Аналогичным образом обязательная правдивость в привате нигде не декларирована и не всегда осознана. Начинающие пользователи виртуальных коммуникаций, не усвоившие еще социальные нормы Сети, частенько пытаются продолжить "карнавальное" общение и в привате, и только болезненная реакция собеседников проясняет для них нежелательность подобного поведения.

Помимо закрытости пары собеседников от остальных и их открытости друг другу, доверительное общение обладает еще одной особенностью - повышенной, по сравнению с обычными социальными контактами эмоциональной насыщенностью. Очень часто и очень быстро между собеседниками возникают близкие отношения, часто переходящие во взаимную приязнь, дружбу, если собеседники одного пола, а между мужчиной и женщиной они часто приобретают более интимную форму, которая в Сети именуется "виртуальный роман". И эта особенность "доверительного" общения прекрасно осознается большинством "виртуалов".

Термин "сидеть с Имярек в привате" имеет в сознании обитателей виртуальных социумов ярко выраженную эротическую окраску. Готовность перейти на приватную форму общения означает нечто большее, нежели просто согласие пообщаться наедине, по сути, это означает согласие попробовать перевести отношения на качественно иной, более близкий уровень, не случайно в виртуальных социумах появилось устойчивое выражение "затащить девчонку в приват" (хорошо еще, не спрашивают: "Ну и как она в привате?").

...Каковы же причины столь нестандартного воздействия виртуальной коммуникации на человеческие эмоции? На наш взгляд, можно выделить общекультурную доминанту, обуславливающую этот процесс и несколько специфических характеристик, присущих только виртуальности, которые играют роль своеобразного катализатора эмоционального всплеска.

Под общекультурной доминантой мы понимаем социокультурную ситуацию, сложившуюся к концу 20 века в результате социальной революции, связанной с колоссальными изменениями форм, способов и образцов жизни человека.

Все эти изменения стали возможным благодаря начавшемуся еще в прошлом столетии процессу трансформации опыта сознания, фундаментальных сдвигов в формах человеческого мышления. Двадцатый век прошел под знаком окончательной секуляризации сознания - вспомним ницшеанское "Бог умер!". Вера в бога сменилась верой в технический прогресс, однако возрастающая значимость рационального начала в жизни человека имела своим следствием обеднение начала эмоционального.

...Наряду с этим в 20 столетии мы наблюдаем рост урбанизации, распад традиционных форм семьи, частую смену работы и места жительства, ставших нормой. Все это привело к изменению ритма жизни и увеличению числа социальных контактов. Однако количественный рост сказался на качестве - при увеличении числа социальных контактов, снизилась их глубина, эмоциональная окрашенность. Подавляющая часть наших социальных контактов утилитарна, их возникновение и содержание функционально, а на эмоциональные привязанности зачастую просто не остается времени. Человек все чаще и чаще сталкивается со стрессовой ситуацией, порожденной одиночеством и обеднением эмоциональной жизни. Как следствие - особую актуальность, особенно в больших городах, приобрела тема одиночества - причем не только для пожилых людей, но и людей в возрасте максимальной социальной коммуникативности.

В силу всех вышеперечисленных факторов жизнь современного человека эмоционально обеднена. Механизмы компенсации этого явления могут быть самыми различными. К примеру, некоторыми исследователями, расцвет массовой культуры в современном обществе связывается именно со слабой насыщенностью эмоциональной жизни, а боевики, фильмы ужасов, эротика и т.п. являются не чем иным, как суррогатной компенсацией, основное назначение которой чисто утилитарно - повысить уровень адреналина в крови. На наш взгляд, общение в виртуальном социуме часто выполняет ту же функцию (хотя это и не является единственной функцией такого общения), однако, на наш взгляд, в отличие от приведенного примера с массовой культурой, чувства, переживаемые в Сети, отнюдь не являются суррогатом.

Исследования социальных психологов установили, что существуют две детерминанты, обуславливающие возникновение первоначального влечения к человеку.

Первая - это "близость функциональной дистанции". То есть приязнь возникает между людьми, которые живут, учатся или работают неподалеку и часто сталкиваются в повседневной жизни. Как это не тривиально, но социологами установлено, что романтические поиски любви на краю света имеют очень мало общего с реальностью.

На первый взгляд, это скорее аргумент "против" виртуальных контактов, ведь не секрет, что виртуальные социумы состоят из людей, разбросанных по всему земному шару. Однако на самом деле обычно "виртуалы" встречаются со своими виртуальными друзьями много чаще, чем с друзьями реальными. Очень часто (особенно в начальный период) эти встречи происходят едва ли не каждый день и чаще, чем с "виртуальными знакомыми" общаются только с самыми близкими людьми.

Здесь надо сделать очень важную пометку - если виртуальный социум и напоминает коммунальную квартиру, обитатели которой сталкиваются между собой ежедневно, то это очень многонаселенная квартира. Фактически у человека, влившегося в виртуальный социум, количество социальных контактов увеличивается на порядок. Его коммуникативные возможности расширяются почти беспредельно, каждый день приносит несколько новых знакомств. В реальной же жизни круг возможных знакомств весьма и весьма ограничен, особенно при устоявшемся стиле жизни.

Второе обязательное условие возникновения расположения и взаимной приязни - это физическая привлекательность. Как показали исследования Элайн Хатфельд, для возникновения влечения между незнакомыми ранее людьми только одна вещь действительно имела значение на начальном этапе - физическая привлекательность. Чем привлекательнее человек, том больше он вам нравится и тем более вы склонны продолжить знакомство, причем этот принцип характерен как для мужчин, так и для женщин. По сути, физическая привлекательность служит критерием первичного отбора, на подсознательном уровне выбраковывая неинтересные для нас экземпляры еще до знакомства, и впоследствии мы идем на контакт и тем более закрепляем его только с теми, кто прошел через это "первичное сито".

Понятно, что в виртуальности первичный отбор по этому критерию просто не существует. Вследствие изначальной невидимости собеседников внешность человека в период знакомства не имеет никакого значения. Но так как свято место пусто не бывает, в виртуальности визуальный принцип отбора заменен принципом, который в реальной жизни детерминирует не начальное, а дальнейшее развитие отношений и определяет, станет ли знакомство дружбой. Имеется в виду сходство установок, убеждений и ценностей. Если они подобны нашим, то велика вероятность возникновения не только взаимного расположения, но и эмоциональной близости. Часто "прилюдное" общение в виртуальном социуме служит возможностью выделить из общей массы интересных вам (только не внешне, а внутренне) людей и перейти к более близкому знакомству.

Мы рассмотрели условия, создающие предпосылки для возникновения влечения к человеку, увеличивающие вероятность потенциальной возможности близких отношений. Однако и в реальной жизни у людей возникает "предчувствие любви", зарождения влюбленности, однако оно далеко не всегда реализуется. Поэтому рассмотрим особенности виртуальных коммуникаций, провоцирующие переход от приязни к более близким отношениям.

Но сначала - об одном весьма показательном эксперименте, проведенном Кеннетом Джергеном, Мэри Джерген и Уильямом Бартоном в далеком 1973 г., когда ни о какой виртуальности человечество и не подозревало. Они пригласили 8 незнакомых человек разного пола провести час в абсолютно темной комнате. Участникам эксперимента было заявлено, что нет никаких правил, регулирующих их поведение по отношению к другим. По истечении часа участников поодиночке выведут из комнаты и никакой возможности встретится в будущем у них не будет. Одновременно была набрана еще одна, контрольная группа, участники которой находились не в темной, а в освещенной комнате. Участники контрольной группы просто сидели и беседовали. Но в экспериментальной группе возникло стремление к интимности и нежности. Они меньше разговаривали, но больше говорили "о самом главном". 90% участников намеренно прикасались к кому-нибудь, 50% обнимали соседей. Не понравилась анонимность очень немногим, большинство были очень довольны и предлагали повторить эксперимент бесплатно.

Бесплатно... Знали бы участники и устроители эксперимента, что вскоре люди сами будут платить деньги за подобное времяпрепровождение. А если серьезно, то экспериментаторами ненамеренно с большой степенью приближения был смоделирована ситуация виртуального социума. По сути, мне остается только прокомментировать условия эксперимента, которые спровоцировали подобное поведение.

Во-первых, и на это абсолютно правильно указывали исследователи, это анонимность. Даже покинув "открытый эфир" виртуальности, где анонимность культивируется и человек чаще всего обозначен только ником, и, назвавшись в "приватности" своим реальным именем, человек остается не более чем образом, "бликами на экране монитора". От реального человека остаются только мысли, эмоции и т.п. в меру способностей переданные в письменном виде. Причем анонимность не следует понимать исключительно как отсутствие ответственности (хотя это присутствует, но об этом ниже). В силу того, что человек представлен исключительно через тексты и, по сути, отожествлен с ним, его собеседник не имеет о нем никакой информации, даже первичной, считываемой при визуальном контакте - пол, возраст, социальное положение и т.п. Кроме того, при знакомствах в реальности довольно часто определенную информацию о человеке мы получаем еще до знакомства. В виртуальном же социуме абсолютное большинство знакомств - это случайные знакомства. Поэтому каждый встреченный человек в Сети - это изначально ТАЙНА, ЗАГАДКА. Непонятное же всегда притягивает, загадка требует отгадки, такова человеческая природа.

Как мы уже отмечали, весьма значимо и такое следствие анонимности, как отсутствие ответственности. Одна единственная возможность в любой момент прервать связь и навсегда исчезнуть в не имеющей границ Сети позволяет себя вести несколько иначе, чем в реальности. Во-первых, это позволяет людям в виртуале быть более откровенными, открытыми, чем в реальности. Возникает эффект "разговора в поезде", когда незнакомым людям выворачивают душу наизнанку, потому что понимают, что при малейшем желании "возможности встретится после эксперимента не будет" и лишены опасения "потерять лицо", разоткровенничавшись со знакомым человеком. Следствием подобной откровенности становится атмосфера интимности, возникающая между собеседниками, которая, по мнению Джурард, способствует зарождению любви.

Однако, на мой взгляд, понятие "отсутствие ответственности" не следует понимать как банальное "все равно жена (муж) не узнает", а виртуальные социумы уподоблять курортам, где, как известно, все мужики холостые, а все женщины незамужние. Все несколько сложнее. Как бы не стремился человек в Сети "быть самим собой", он ВСЕГДА не тождественен себе реальному. Ваш виртуальный двойник не похож на вас хотя бы потому, что он действует, да что "действует" - живет в мире, принципиально отличном от реального. И это осознанно или на бессознательном уровне понимается большинством "виртуалов". Отношения реального человека и его виртуального воплощения больше напоминают отношения между Творцом и его Творением. А Творение часто обретает известную самостоятельность и примеры неожиданно для автора выскочившей замуж Татьяны у А.С. Пушкина или надумавшего стреляться Вронского у Л.Н. Толстого скорее правило, чем исключение. Впрочем, философского осмысление отношений реальной и виртуальной личности еще ждет своего исследователя.

Таким образом, персонаж в определенной мере дистанцируется от автора. Реальный человек может быть женат и счастлив в браке, но к его виртуальному воплощению это применимо весьма условно. Поэтому, подобно тому, как "у королев не бывает ног", "виртуалы" не бывают несвободны. Между прочим, вопрос "Является ли виртуальный роман реальной изменой" стал в виртуальности весьма значимой морально-этической проблемой. И любое решение, как и механизмы поведения, являются сугубо индивидуальными. Кто-то заведомо отрицает всякую связь виртуала с реальностью, подводя под это идейную базу или просто считая, что в виртуальности все "понарошку". Другие же, следуя изречению "изменяя в мыслях, ты уже изменял" намеренно избегают самой возможности "виртуальных романов". Очень часто для этого используется намеренно негативная самопрезентация. К примеру, одна очень интересная "виртуалка" как-то призналась, что намеренно ведет себя эпатирующе, дабы "не "накосить" массу малолетних кавалеров".

Среди факторов, способствующих распространению виртуальных романов можно упомянуть еще один, роднящий их с романами курортными. В обоих случаях человек полностью выключен из суеты реальной жизни. Войдя в чат, человек оставляет за экраном монитора большую часть своих социальных ролей. Это значит, что исчезает привычная детерминированность поступков, поведения. Человек делает не то, что должен, а то, что хочет, по сути, он свободен реализации своих желаний. И в полном соответствии с положениями фрейдизма, в первую очередь реализуются сексуальные желания. Тем более что социальная среда к подобным желаниям не только терпима, но и прямо их провоцирует. Я уже отмечал, что свобода нравов в Сети более чем либеральна и флирт в виртуальных социумах вездесущ и проявляется во всем, от тематики шуток до прямой специализированности виртуальных социумов на альковной тематике. Количество серверов знакомств, дискуссий о любви и всяческих "Интим-чатов" и "Романтических чатов" огромно.

Как мы уже говорили, виртуальные романы могут иметь самые разные последствия. Автору лично известно несколько семейных пар, которые нашли друг друга в Сети, причем даже расстояние не являлось помехой и люди уезжали к любимому на Сахалин. Известны и разводы, случившиеся из-за того, что один из супругов узнавал о виртуальном романе другого. Иногда люди сами уходили из семьи, предпочтя виртуальную любовь реальному браку. Однако большинство виртуальных романов заканчиваются ничем. Ибо, большинство виртуальных романов - это любовь-страсть, а она по определению не может быть долгой. Это состояние верно описано Б.Шоу: "Когда двое находятся под влиянием самой неистовой, самой безрассудной, самой обманчивой и самой кратковременной из страстей, им приходится заверять друг друга, что они останутся в этом возбужденном, ненормальном и изматывающем состоянии до тех пор, пока смерть не разлучит их". Увы, но это так. Бурные эмоции чувственной любви сменяются ровным и устойчивым отношениями, которые Хатфилд назвала "любовью-дружбой". Так как любовь-дружба существует между людьми, которые в реальной жизни связаны определенными обязательствами и обстоятельствами - совместное проживание, дети и т.п., а в Сети люди не связаны ничем, кроме взаимного интереса, то рано или поздно к влюбленным приходит понимание того, что в состоянии страсти вечно жить нельзя, а в чисто виртуальном виде, без перевода в реал, виртуальный роман изначально не имеет будущего. Поэтому через некоторое время (обычно через несколько месяцев из-за уже упоминавшейся "спрессованности" времени в Сети) виртуальный роман исчерпывает сам себя, а пережившие эмоциональный взрыв его участники либо прекращают контакты, либо переходят к обычным отношениями, практически лишенными романтической окраски, за исключением, пожалуй, общих воспоминаний. Однако виртуальный роман в чистом виде, несмотря на свою распространенность, все-таки не столь типичен. В большинстве случаев, влюбленные пытаются перенести его в реальный мир, прилагая для этого иногда просто титанические усилия.

Как и следовало предполагать, чаще всего эти встречи и оказываются концом романа. И дело даже не в том, что ваш "прекрасный принц" может оказаться без белого коня потому, что от его вида лошади шарахаются. Как правило, о внешности друг друга участники встречи имеют хотя бы приблизительное представление - обмен отсканированными фотографиями происходит еще на этапе становления виртуального романа. Дело в том, что при личной встрече вы ВСЕГДА увидитесь с совершенно иным человеком, и касается не только виртуальных романов. Любое ваше знакомство в Сети в реальности придется едва ли не начинать заново.

Мало того, что в Сети вы видите не человека, а его виртуальную ипостась, так и восприятие этой ипостаси сугубо индивидуально. Проще говоря, в Сети каждый строит свой образ собеседника, причем в силу недостатка средств самопрезентации этот образ редко соответствует реальности. Однако все вышесказанное не следует понимать банально и сетовать на неспособность всех "виртуалов" понять человека. Даже на неосознанном уровне подобное притягивается к подобному и часто уже после формирования устойчивых близких отношений обнаруживается, что в массе своей они возникают с людьми, близкими вам по возрасту, образованию, социальному положению и т.п. Сходство тезаурусов скрыть невозможно.

"Почувствовать другую душу по проводам" действительно вполне возможно, однако при личной встрече вам придется иметь дело не с душой, а с ее носителем. А мысли и чувства - хотя и важная, но только одна из человеческих составляющих. А образ уже создан, образно говоря, плащ принца уже сшит, но на владельце он трещит по швам. Причем не факт, что отношения обязательно не сложатся, просто вы не сможете отделаться от впечатления, что в Сети вы общаетесь с одним человеком, а в реальности - с другим.

Кстати, не всегда человек в реальности оказывается хуже, возможны всякие варианты, иногда реальный человек может оказаться интереснее своего виртуального образа. Но, как правило, это относится к людям, отношения с которыми еще не имеют надлежащей длительности и глубины. Именно поэтому, если ваш интерес к человеку выходит за рамки виртуальности, опытные обитатели виртуальных социумов советуют не тянуть с переходом в реальность и делать это желательно еще на этапе, когда в отношениях только наметилась близость, дружеская или любовная и образ еще не сформировался и не устоялся. В таком случае реальная и виртуальная составляющая будут дополнять друг друга, и вы избежите раздвоенности восприятия.

Итак, близкие эмоциональные контакты в Сети не только возможны, но и довольно распространенны и не то что с каждым годом, а с каждым месяцем количество вовлеченных в них людей увеличивается. Социальные последствия этого явления уже сейчас значимы и эта значимость неизбежно будет возрастать. И последствия этого явления, безусловно, неоднозначны. Как положительный фактор стоит отметить терапевтическое воздействие подобных контактов. Круг общения человека расширяется, причем часто это общение эмоционально окрашено. Но в отличие от большинства других механизмов социальной компенсации "эмоциональной недостаточности" виртуальное общение дает человеку не суррогат эмоций, а подлинные эмоции, чувства и переживания. Бесспорно, новизна этого явления привносит тревожность - "что же со мной происходит?", однако переход виртуальных контактов в разряд обыденных вещей - вопрос времени. Кроме того, что жизнь человека становится эмоционально насыщеннее, участниками виртуальных коммуникаций (особенно молодежью) "малой кровью" приобретается жизненный опыт. Причем этот опыт усваивается в концентрированном виде, приобретение же подобного опыта в реальной жизни сопряжено с большими, нежели в виртуальности, сложностями. Многие участники виртуальных коммуникаций отмечают, что опыт, приобретенный в Сети, в частности, опыт общения с противоположным полом, оказался им очень полезным в реальной жизни.

Для значительной части людей (особенно для людей с физическими недостатками и т.п.) виртуальные отношения являются, едва ли не единственной возможностью действовать в социуме на равных с другими и иметь нормальный круг общения. Сложно умалить значение виртуальных контактов и для людей с разнообразными комплексами. Бесспорно, реализация комплексов в Сети привносит проблемы и неудобства для других "виртуалов", но реализация их в реальной жизни нанесла бы несравненно больший вред.

Однако у каждой палки два конца и у рассматриваемого мной социального явления имеются и негативные последствия. Как и следовало предположить, эти последствия - оборотная сторона преимуществ виртуальности. В виртуальности наладить близкие отношения с человеком, безусловно, легче, чем в реальности. И для определенной части пользователей эта легкость делает виртуальность притягательней реальности - дружба и любовь в виртуальности требуют от человека несравненно меньших моральных и материальных затрат и ответственности, чем в реальной жизни. И хотя виртуальные отношения не дают многого, что могут дать реальные, тем не менее часть людей идет по пути наименьшего сопротивления и практически ограничиваются "виртуалом". Все это ведет к некоему компьютерному эскапизму и, безусловно, является одним из видов "интернет-зависимости", которая уже давно тревожит психологов, социологов и других представителей социальных наук.

В. Нестеров. К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций в Интернете      

http://www.pnec.mels.ru/alisa/mkommun.htm

 

Структура и генезис преступных групп

При анализе преступной группы выделяются следующие фигуры ее участников:

организатор группы в целом или отдельных ее участков;

исполнитель на «ответственном» участке;

второстепенный исполнитель;

оппозиционер, «слабое звено» группы (может быть волевым человеком), - субъект, внутренне не согласный с совершением преступления, в котором он принимает участие.

Часто последнее звено рождает внутри группы конфликтную ситуацию. Отказ от продолжения преступной деятельности для члена преступной группы представляет дополнительные трудности по сравнению с изменением статуса преступника-одиночки, так как любое утверждение в новом для человека общественном статусе, где важно его признание окружающими, связано с определенными трудностями, поскольку сложившееся у них представление о выполняемой субъектом роли изменяется не так просто и не так быстро, как того хотелось бы.

Основными факторами, способствующими формированию преступных групп, являются:

невозможность совершить преступление без «объединения»;

общность преступных интересов;

личные симпатии;

общие нормы поведения, общие убеждения, аналогичные дефекты правосознания и т.д.

Для преступных групп характерен ряд признаков, выраженных в большей или меньшей степени в зависимости от уровня организованности:

организованность - выражается в наличии строгой иерархической структуры, жестокой дисциплины, подчиненности низшего звена высшему;

устойчивость - выражается в длительной и стойкой преступной связи и способности восстанавливаться после ее (целиком или в части) выявления и применения мер уголовного воздействия;

сплоченность - выражается в степени связи, единения членов.

Детерминанты сплоченности: а) мотивационная основа тяготения членов, включающая совокупность их своекорыстных личных интересов и потребностей; б) побудительные мотивы членов преступной группы, отражающиеся в ее целях, программе, уставе;

защищенность - определяется, прежде всего, наличием в структуре блоков защиты, обеспечения, аппарата психического воздействия и физического насилия.

По степени организованности преступные группы подразделяются на организованные преступные группы, преступные организации и преступные сообщества.

Психологическая структура преступной группы - сложившиеся интегрированные отношения - это отношения членов преступной группы с окружающей средой. Психологическая характеристика интегрированных отношений означает характеристику отношений, сложившихся внутри группы (межличностные, горизонтальные, вертикальные). Интегрированные отношения организованной преступной группы, прежде всего, зависят от среды, в которой она совершает преступные деяния (например, отношения с правоохранительными органами и органами власти), от тех социально-экономических, социально-психологических и прочих условий, которые способствовали ее образованию и развитию (например, коррупция, теневая экономика и т.п.). Такие отношения базируются на функционально-ролевой дифференциации ее членов: распределение ролей и функций между участниками преступной группы, обусловленных характером преступной деятельности, занимаемым положением в иерархической лестнице, статусом и т.д. «По существу преступная группа - не социальная группа, а корпорация».

Многие преступники, став членами преступного сообщества, действуют активнее, поскольку такая деятельность подкрепляется групповым авторитетом. «Анализ ведущих и наиболее устойчивых качеств личности соучастников изученных преступных групп показывает очевидное влияние этих личностных особенностей на формирование намерения и подбор способов совершения преступлений».

Для функционирования преступной группы характерно постепенное расширение сферы ее деятельности во времени и пространстве, увеличение количества совершаемых преступлений, а так же, переход к более тяжким преступлениям.

В процессе расширения преступной деятельности внутри преступной группы происходит формирование психологической и функциональной структуры. Чем выше уровень развития группы, тем более отчетливо выступает ее внутренняя психологическая структура. Состав группы стабилизируется, происходит распределение ролей и функций между членами группы. На определенной стадии развития в ее внутренней структуре появляется фигура лидера, который обычно выступает в роли организатора и руководителя группы. С появлением лидера группа становится организованной и сплоченной, ее деятельность активизируется, получает целенаправленный характер и приобретает все более общественно опасный характер.

В одно и то же время с внутренней психологической структурой создается и функциональная структура преступной группы. Каждое новое преступление все более четко определяет роли участников группы: одни непосредственно исполняют деяние, другие подыскивают объект преступлений и т.д.

Закономерностью развития преступной группы является тенденция к постепенной замене эмоциональных отношений между ее участниками на чисто «деловые», функциональные (2, с.379). Так же закономерным в формировании и функционировании преступной группы является постоянное действие в ней двух противоборствующих сил: одна из них направлена на дальнейшую интеграцию и сплочение членов преступной группы, а другая - на их разобщение. Пока группа удачно совершает преступления, остается не разоблаченной, тенденция к интеграции и сплочению ее членов преобладает. При неудаче, опасности разоблачения усиливается тенденция к разобщению группы, разъединению.

Само возникновение и существование организованных преступных групп базируется на лидерстве. Лидеры преступных групп обладают психологической властью над подчиненными. Лидерам-организаторам присущи такие качества как: жизненный опыт, хитрость, сила воли, знание законов, хорошее знание производственного процесса той отрасли народного хозяйства, в которой они действуют, а так же экономической и политической ситуации в стране (3, с.384). Лидерству также способствует и то, что в современных преступных группах, по закону конспирации, создается система, при которой низшие звенья вообще не знают своих руководителей. В то же время практически для всех членов преступной организации характерна высокая самоидентификация личности с группой. Личность, как правило, всецело принимает преступную направленность группы и разделяет мотивы ее действий.

Совместное преступное действие нескольких лиц имеет ряд юридических градаций:

простое соучастие - соисполнительство при отсутствии распределения ролей в спонтанно возникшей группе;

сложное соучастие - выполнение определенной роли во временно функционирующей преступной группе;

соучастие в стабильной преступной группе - членство в преступной группе (3, с.210).

Взаимосвязь действий соучастников при простом соучастии возникает стихийно и, как правило, обусловлена частичным совпадением индивидуальных целей.

При сложном соучастии действия членов группы объединены мотивационно и общей целью.

Наиболее общественно опасной формой преступной группы являются банды - хорошо организованные и вооруженные преступные группы и социально организованные преступные объединения. Банда характеризуется направленностью на совершение тяжких преступлений путем вооруженных нападений, устойчивостью способов преступной деятельности и способов сокрытия преступлений. Преступная группа отличается так же системой устойчивых антисоциальных норм и поведенческих шаблонов. Межличностные отношения в такой группе основаны на соперничестве, эгоистическом расчете, утверждении превосходства лидеров посредством грубой физической силы.

Организованная преступная группа отличается общностью преступных интересов и умысла, устойчивыми внутригрупповыми связями и ролевой дифференциацией. Этот специализированный социально-психологический механизм усугубляет преступную деятельность. И в этом повышенная общественная опасность преступной группы.

Как показывают исследования, групповые преступления составляют одну пятую часть всех совершаемых преступлений. Общественная опасность группового преступления более высока по сравнению с индивидуальным преступлением, так как в условиях группы психически облегчается совершение преступления, усиливается решимость колеблющихся лиц под влиянием других членов группы, повышается возможность вовлечения в преступную деятельность новых лиц.

Немаловажное значение имеет и «психическое антисоциальное заражение» общества, «преступный ажиотаж». Единство антиобщественной ориентации приводит в ряде случаев к спонтанному возникновению преступной группы в криминогенной ситуации без предварительного сговора. В этих случаях существенное значение имеет выявление лица, первым приступившего к преступному действию и тем самым оказавшего определенное психическое воздействие на других соучастников. В групповых преступлениях с предварительным сговором существенное значение имеют ситуации сговора, то есть ситуации, предшествующие преступлению. Особенности поведения отдельных соучастников в этих случаях могут содействовать определению степени их ответственности. Анализируя роль организатора, подстрекателя, исполнителя и пособника, необходимо четко отграничивать сферы их деятельности, выявлять значение действий каждого их них в достижении преступного результата.

Причины и условия формирования преступных групп

http://www.shamuay.boom.ru/r2.html

 Источники   

Теории, концепции, прогнозы

Феномены Сети и компьютинга

На главную

Рейтинг@Mail.ru

Сайт создан в системе uCoz