Зареалье: феномены Сети и технологии работы с ними

Выпуск 3. Виртуальные банды

Привет необозримому сообществу Интернета!

В предыдущем выпуске была начата тема провокаций как экспериментальной истории, зондирования естественного хода событий для его исследования, активизации и проявления сущностей. И был рассмотрен пример неудачного нововведения со сравнительно мирным исходом. Таких примеров несть числа, но они охватывают только малую часть вариантов. Чтобы оценить объем возможностей, обратимся к полярному примеру.

Представьте себе самореализующуюся провокацию, которая раскручивается шаг за шагом, возможно, даже незаметно для её участников. А потом течение событий всё более и более загоняет людей в узкий тоннель, выпрыгнуть из которого всё сложнее и сложнее.

Вообще-то такое развитие событий - излюбленная тема триллеров в кино и основной прием политических технологий. Известно, что самые прочные конструкции в обществе образуются как бы сами собой. В основе большинства таких процессов лежит воля к власти - одна из базовых потребностей каждого человека.

Вспомним В. Маяковского:
"Плохо человеку, когда он один.
Горе одному - один не воин.
Каждый сильный ему господин,
И даже слабые, если двое.
Но если в партию сгрудились малые -
Сдайся враг! Сгинь и ляг!
Партия - рука миллионнопалая,
Сжатая в один громящий кулак…"

Так и в сетевом общении, особенно в локальных сетях, где постоянен круг участников и где внутри сети трафик бесплатен, - в тусовке сами собой выделяются тесные компании (а внутри их - лидеры), которые начинают упиваться властью над остальными, навязывать им свои порядки, а инакомыслие подавлять силой. Причем участники таких властных группировок в оффлайне могут быть очень милыми и культурными людьми, что не мешает им в виртуалии утверждать господство беспардонными и террористическими методами. Подобные группировки далее мы будем называть виртуальными бандами.

Термин "виртуальная банда" не противоречит общепринятому пониманию банды как вооруженной преступной группы, но виртуальный её характер несет с собою ряд нюансов:
1. Участники такой банды могут не осознавать преступный характер своего сообщества - нарушение норм сетевого общения происходит как бы понарошку, в виде игры, продолжающей агрессивные будни квейков, думов и прочих экшн-геймов, да и нормы эти часто не прописаны и никем не отслеживаются, т.е. вроде и не существуют. Свобода, блин!
2. Оружие банды обычно информационное - брань, угрозы, имитация общественного осуждения, интриги, хакинг. При этом применение оружия опять же может осознаваться просто как демонстрация мастерства - в краже паролей, вирусописательстве, владении крепкими словечками, ловкости ведения интриги и т.п. В качестве значимой аудитории воспринимаются члены банды, а жертвы террора как бы и не существуют или вскорости должны раствориться в небытии (заметим, что это общее место преступной психологии: фраер - это не человек, а материал, и после дела нужно "прятать концы в воду").

Но несмотря на всю свою виртуальность банда остается бандой - милые и симпатичные её участники утверждают свои порядки на всем доступном пространстве форумов, подавляют и изгоняют инакомыслящих, а при посягательствах на их власть (например, со стороны админа) начинают военные действия для её защиты.

В качестве примера рассмотрим ситуацию, сложившуюся в одной из районных московских сетей в марте 2001 года. К тому времени в сообществе пользователей локальной сети сложилась группа из 5-7 человек, придумавших себе в качестве развлечения блуждание по всем форумам с рассыпанием бессодержательных реплик и выставлением оценок в виде реплики "Казнить!"

Эта ситуация была отражена в юмореске одного из участников форума Design:

"В сад залетела стайка воробушков…
Весело перепрыгивая от цветка к цветку, со скамеек на головы и носы статуй…
И всюду оставляя следы пребывания…
Они громко чирикали (по-своему - пели):
А это что?
Хм…
Казнить!
Гы…
Полностью согласен!
Возмутившись такой бесцеремонностью, одна из статуй не выдержала и заговорила:
"Ты, кстати, не в тему…"
На что воробушек, отличавшийся особой находчивостью, тут же прочирикал:
А в наших ньюзах "в тему" не принято ;-))))))… Ой противный... Заебал меня совсем...
Чем вызвал еще одно чудо - каменные губы шевельнулись и статуя проскрипела:
"ХОРОШ DESIGN, ПРОСТО СУПЕР"

Учитывая протесты других участников форумов, руководство провайдера, обычно пассивно относящееся к ньюсам, решило, наконец, вмешаться. В связи с чем в общесетевой форум было помещено такое сообщение:

"Прошу нецензурные и оскорбительные выражения употреблять в конференции pikenet.XXX. В случае повторного употребления автор будет удален из списка рассылки. Администрация".

В ответ виртуальная банда развернула военные действия. Ареной служил общесетевой форум, в котором обычно имелось около 10-20 постингов. За три дня добавилось 700 сообщений! Это абсолютный рекорд данной локальной сети за все время наблюдений. Против админа (которого открыто поддержал feod и осторожнее еще несколько человек) выступала сплоченная группа пользователей, лидером-координатором которой был DerAlSem. В ходе "боевых действий" этой группой в форуме intellect были опубликованы постинги с приаттаченным вирусом (14th) и с сетевым паролем feod'a (SpaWWWn). Кроме того, в зашаренных папках одного из пользователей, выступавшего с критикой банды, некто стер описание ресурсов и разместил слово "Мудак" (расследование по горячим следам показало, что автором этой "проказы" была представительница группы поддержки банды).

Итогом военных действий явилось то, что администратор локальной сети отступил от своих требований соблюдения норм сетевого общения. Сначала пользователям сети было предложено самим выбирать модераторов в форумах, потом эти модераторы были предоставлены сами себе (им не был предоставлен обещанный административный ресурс), администратор был заменен и в итоге один из основных нарушителей и лидеров виртуальной банды был принят на работу к провайдеру в качестве помощника админа.
Таковы реалии локальных сетей: провайдера интересует не соблюдение норм сетевого общения, а чтобы было тихо, сеть росла и пользователи аккуратно платили за трафик. К тому же нужно учитывать еще один аспект: локальные сети проникают внутрь квартир и семей. А лидеры, участники и болельщики сетевых банд могут быть детьми ОЧЕНЬ авторитетных родителей, с которыми провайдеру совсем не хотелось бы выяснять отношения…

* * *

Рассмотренный пример завершился поражением админа. "Общественность", так сказать, победила административный произвол. Но история на этом не заканчивается. Сетевым бандам можно противостоять даже в одиночку и добиваться победы. Но для этого нужно выиграть сетевую войну, которая в столкновении с бандой непременно охватит сразу несколько форумов и таким образом выйдет за рамки локального конфликта, приобретет статус "мировой войны". Структуру крупных межгрупповых конфликтов мы рассмотрим в следующем выпуске в теме "Мировые войны в локальной сети".

Двуглавый Юл,
историк-экспериментатор

 Источники   

Теории, концепции, прогнозы

Феномены Сети и компьютинга

На главную

Рейтинг@Mail.ru

Сайт создан в системе uCoz