Материалы к Выпуску 8 "Гость из будущего"
Будущее
процветание и патриотизм
Смысл жизни и самотрансценденция в будущее
Вера в будущее - средство против упадка
Будущее
процветание и патриотизм
Средством борьбы за цельность культуры страны и ее культурное развитие является идея патриотизма. Любовь к Родине, составляющая основу идеи патриотизма, представляет собой постоянный интерес к ее культурному развитию, подобно тому как родители постоянно чувствуют интерес к развитию своего ребенка. В развитии ребенка и в развитии страны видится процветание в будущем. Чувство обеспечения процветающего будущего составляет суть патриотизма. Если по каким либо причинам утрачивается эта любовь, надежда и вера в будущее, то утраченным оказывается и чувство патриотизма. Поэтому патриотизм, как политическое поведение, не допускает похуления страны или умаления ее достоинств, а также действий, которые могут к этому привести.
Патриотизму противопоставлен космополитизм. Под этим словом понимаем стремление части народа отказаться от родной культуры, культуры страны и приобрести духовную, материальную и физическую культуру других стран или другой страны для своих детей. Подлинный космополитизм проявляется, например, у некоторых корпораций внутри общества: "воров в законе", "контрабандистов", "террористов" или иных групп населения, желающих жить своим законом и обычаем. Для этого данные группы разрабатывают свою мораль и требуют соблюдения этой морали от членов своих групп. Отсюда деление на "людей в законе", и "фраеров", которые как бы и не люди.
Мораль такого рода поддерживается насильственными мерами. Людей, входящих в такие группы и нарушивших мораль, карают, нередко смертью, как изменников. Таковы, в частности, религиозные секты тоталитарного характера, где религиозные установки не имеют догматики, а создаются основателем секты (часто ради обогащения), террористические группировки с классовой, или националистической, или сектанско-религиозной идеологией.
Космополитизм надо отличать от стилевых группировок людей, которые в целом признают общие законы и обычаи страны, но утверждают свою исключительность, сопротивляясь некоторым традициям и обычаям страны. Например, гомосексуалисты как движение, битники, стиляги и др. подобные. Разница между ними и космополитическими группами в том, что они противополагают себя не всем институтам общества. Стилевые группировки, напротив, стараются усовершенствовать существующие традиции.
Космополитизм
противополагается патриотизму. "Вор в
законе" или террорист говорит, что он не
имеет отечества, верен только своей группе
и ведет себя в соответствии с этим.
Ю.В.
Рождественский. Принципы современной
риторики. Второе издание. М.:
Аргус, - 2000.
Смысл
жизни и самотрансценденция в будущее
Не человек ставит вопрос о смысле жизни, а сама жизнь ставит этот вопрос перед ним, и человеку приходится постоянно отвечать на него, не словами, а действиями. Этот смысл, в принципе, доступен любому человеку, независимо от пола, возраста, интеллекта, характера, среды и религиозных убеждений. Этот смысл всегда уникален, ему нельзя научить, но человек может его создать, и несет ответственность за осуществление своего уникального смысла жизни. Причем, человек свободен, найти и реализовать свой смысл жизни всегда, при любых обстоятельствах.
В поисках смысла человека направляет его совесть. Совесть, по Франклу, - это орган смысла. Этот феномен, эту способность человека Франкл называет самотрансценденцией человека. Этот смысл человек находит вне себя. Чем больше он отдает себя делу, чем больше он отдает себя своему партнеру, тем в большей степени он является человеком и тем в большей степени он становится самим собой.
Чувство найденного смысла дает человеку огромные душевные силы для преодоления жизненных трудностей. Франкл, сам прошедший через концлагерь, утверждает, что наибольшие шансы выжить даже в такой экстремальной ситуации имели те, кто был направлен в будущее, на дело, которое их ждало, на смысл, который они хотели реализовать.
Наоборот, отсутствие смысла жизни, так называемый, экзистенциальный вакуум, ведет к развитию невроза, делает человека беспомощным перед лицом трудностей. Франкл пишет о том, что 90% алкоголиков и 100% наркоманов страдает ощущением утраты смысла жизни. Так же он считает, что агрессивные импульсы разрастаются, прежде всего, там, где налицо экзистенциальный вакуум.
Нормальное чувство счастья по Франклу, представляет собой скорее просто сопутствующее явление, сопровождающее достижение цели, следование смыслу жизни. Когда же у человека нет смысла жизни, осуществление, которого сделало бы его счастливым, он может попытаться добиться его "в обход", например, с помощью химических препаратов (алкоголь, наркотики), стремление к сексуальным и другим наслаждениям. Однако чем больше человек стремиться к наслаждению и счастью, тем больше оно от него ускользает и требует все большей искусственной и изощренной стимуляции. Таким образом, обращение на себя, на свои удовольствия, с целью обрести счастье, ведет к потере этого счастья.
Отсюда происходит и метод психотерапии Франкла - логотерапия, предназначенная избавить человека от неврозов, связанных с потерей смысла жизни.
В.Франкл.
О смысле жизни - В сб. Теории личности в
западно-европейской и американской
психологии. Самара: Бахрах - 1996
Вера
в будущее - средство против упадка
Семантическое
пространство любой речи поляризовано
базовыми отношениями: "внутрь-вовне"
социума и его "прошлое-будущее". Этим
отношениям соответствует деление новостей
на внутренние и международные, а в
хронологическом плане - на обращенные в
прошлое (знаменательные даты, традиции,
хроника текущих событий) и в будущее (прогнозы,
программные заявления, призывы,
законотворчество). Отношению "внутрь-вовне"
соответствует пара бедствий "анархия-война",
отношению "прошлое-будущее" - пара "революция-упадок".
УПАДОК выражает
состояние общества, когда у людей недостает
жизненных сил, чтобы вдохновить поколение,
следующее за ними, своими целями и идеалами.
Бедствие упадка - отсутствие веры в будущее.
/ "Упадок" означает
невозможность дожить до будущего - телом,
сознанием или душой. Упадок старшего
поколения обрекает младшее поколение на
варварство". "...слова, которыми
обмениваются родители и дети в эпоху упадка,
достигают слуха молодых людей лишенными
силы убеждения. Что-то случилось с
содержанием языка. Он, похоже, стал простым
сотрясением воздуха, мертвой формулой,
окаменелым ритуалом".
АНАРХИЯ
возникает при отсутствии у людей
стремления прийти к какому-либо соглашению.
Бедствие анархии - отсутствие единодушия. / "Единодушие
их не вдохновляет, и им не по силам вступать
между собой в регулярные контакты, чтобы в
атмосфере чистосердечия восстановить
сплоченность и единство... Каждый наживает
себе состояние, стремясь ухватить больше,
чем ему положено, непредвиденным образом
пользуясь своим членством в сообществе".
"...слова всеми употребляются так, как
если бы общество было одно. Но эти слова (такие
как справедливость, благосостояние,
всеобщее благо) имеют для людей разные
значения. Команда одного корабля, у которой,
однако, нет одного общего языка. Слова их
бескрылы, это не слова из подхваченной
всеми общей песни; они убиты взаимным
недоверием или просто взаимным равнодушием".
РЕВОЛЮЦИЯ - это насилие над существующим миропорядком и над людьми прошлого. Бедствие революции - отсутствие уважения к прошлому. / "Во времена революций и язык, и традиции прошлого обесцениваются, как вышедшая из употребления валюта. Нормы прежнего языка и другие классические ценности подвергаются осмеянию. Создается новый язык".
ВОЙНА утверждает силу и власть на территориях, до сей поры не подведомственных воюющему режиму. Это попытка включить в свой состав территорию, лежащую вовне. Бедствие войны - это отсутствие сил в организации внешнего пространства мирным путем, т.е. путем переговоров. / Война - это разрыв переговоров. "Война двух территорий заканчивается миром. Что это значит? Люди, которые не разговаривали друг с другом, снова начинают говорить".
Циркуляция осмысленной речи несет обществу жизненные силы. Речь лечит общество от болезней дисгармонии и распада во времени и в пространстве.
"Первый выкрик человеческого самосознания, касающийся общества, - это слово "Слушай!"... "Слушай, чтобы мы выжили" - говорят все, кто когда-либо заговаривал о социальных проблемах... "Слушайте, и мы выживем" - априорное утверждение, которое предполагает, что человек достаточно силен, чтобы установить с соседом отношения, возвышающиеся над их личными интересами".
Общение, ориентированное на поддержание жизни общества, призвано культивировать в качестве средств противодействия четырем базовым угрозам миропорядка:
1. Веру в будущее (против упадка)
2. Единодушие (против анархии)
3. Уважение к прошлому (против революции)
4. Силу дипломатии (против войны)
Каждому из заболеваний общества соответствует свой стиль речи, исцеляющей его:
"Это будет". Драматическая манера говорить
Вера в будущее рождается через управление этим будущим, через установление законов и следование им. Это повелительный, императивный язык. Язык глаголов и повелительного наклонения. Политическое красноречие, пророчество. Авторитет вождей. Команда. Проповедник. Здесь человек подчиняется стимулирующему воздействию. / "Когда другой ответственно говорит "Иди", а я отвечаю тем, что иду, мы вдвоем изменяем мир. Приказания изменяют мир. Мы, таким образом, достигаем будущего благодаря императивам; мир не противостоит нам как нечто чуждое и враждебное только при том условии, если мы ориентируемся в нем посредством императива... / Настоящий императив... понимают как приказание, в смысле указания на препятствие, которого не объедешь; и его выполняют, так как он не вызывает противодействия... Императив не вносит раскол в группу, потому что человек, который отдает приказ, руководствуется не лично своей волей: его голос ответственно выражает волю коллектива; и тот, кто повинуется, тоже не отъединен от остальной части группы - он делает именно то, что выразил голос другого... Когда мать говорит со своим ребенком или офицер со своими солдатами, они сильнее всех опасностей внешнего мира. Они полагаются на духовное единство; сила командира только в том, что он владеет секретом сопротивления внешнему миру... / Команда предполагает добровольное соответствие между сказанным и услышанным... приказание и повиновение должны как-то соотнестись между собой прежде, чем приказ будет отдан... Тот, кто отдает команду, действует под давлением коллективного желания, коллективного долга, коллективного побуждения или коллективного страха. Но со стороны того, кто служит, установка чистого добровольца выражается более четко и честно. Он раскован, гармоничен, ненапряжен. Те, кто находятся в услужении, ведут себя мягче и тактичнее. Им нет надобности быть жестокими. Они воплощают собой добрую волю... Подчиненные должны позволить своему генералу разделить с ним их внутреннюю свободу и гармонию, которые так легко даются тем, кто служит тихо и мирно. Этот настрой они должны затем передать своему начальнику, и его приказание прозвучит как надо... Хороший армейский офицер не станет ни заигрывать с подчиненными, ни орать на них. Так как звук и слух должны быть обоюдно настроены до того, как приказ отдан, можно с полным правом утверждать, что целое обращается к своим составным частям".
"Я его часть. Позвольте мне быть одним из вас"
Лирическая манера говорить - Внутренний аспект речи подчеркивает единство собеседников, связанных чувством единодушия: язык местоимений (мы, наш, я, ты, вы, ваше, мое, ...), прилагательных и сослагательного наклонения. Единодушие во внутреннем кругу выражается в пении. Это поэтический язык. Сфера поэзии, музыки. Песня. Художник. Здесь передается внутренний аспект поступков, сложность переживаний, лирика ситуации между становлением деятеля и завершением деяния. / "Сила языка, проявляющаяся в песне, коренится преимущественно в нем самом. Если язык во всех случаях предполагает наличие некоего внутреннего пространства, где он может священнодействовать, соединяя собеседников, то есть группу людей, пение проникает, так сказать, в самую сердцевину этого процесса. ... Когда мы поем, мы ощущаем себя внутри целого; мы чувствуем себя в мире как дома. Петь - значит говорить не от себя лично, а говорить хором, "всем миром". Это - чистое выражение в настоящем, отвлекающееся от отношения речи к будущему, к прошлому и к внешнему миру... Петь - значит добровольно участвовать, демонстрировать свою добрую волю... Колдовские чары, действующие на певца, равно как и на очарованного слушателя, ... выражают состояние полной спонтанности... Поэзия живет пунктом и контрапунктом, темой и инверсией темы, двумя темами, соревнующимися и противоборствующими одна с другой... Душа переживает смятение, эту разъятость как нечто божественное, но в то же время и как жар преисподней. Это смятение чувств - наше богатство, но в то же время и наша мука. Поэтому субъект музыкально переживаемого опыта внутреннего человека безымянен... Он пока еще не сделал себя именем, не стал самим собою из-за своих ошеломляющих чувствований. Он находится в состоянии, которое можно назвать пред-имянным - состоянии, в котором мы пребываем в ожидании своего настоящего имени в истории и своего объективного места в мире вещей... Местоимение здесь наиболее эффективно. Я, мой, наш, вы, ты - это истинные формы царства эмоций и разнородных по составу мотивов, а грамматические формы, сопутствующие этим местоимениям, обычно - сослагательное и желательное наклонения, передающие тот факт, что эти процессы - всего лишь высказывания внутреннего опыта: они еще не воплотились, не материализовались". "Во внешнем мире рсчленениям несть конца. Но стоит заговорить или запеть, и миллионы захвачены единым порывом, как в Девятой симфонии Бетховена. Когда внешний мир - или внушающий почтение мир истории, или боевой мир, полный смертельного ужаса - загоняют наш язык в глубины нашего "я", когда нам поется в лучшем случае внутри себя, поскольку внешние барьеры заставляют нас молчать, - в этом случае речь уходит в подполье".
"Это было". Эпическая манера говорить
Уважение к прошлому идет от приобщения к нему, когда прошлое рассказывается. Это язык имен и повествовательного наклонения. Исторический фон, моральный суд. История. Юрист. Здесь поступающий заслонен своим поступком, деятель как бы замещен фактом, который теперь передается и записывается для потомства. / "Рассказ переносит нас из настоящего в минувшее... наше первое утверждение относительно прошлого состоит в том, что оно мертво; значит, когда я вхожу в музей прошлого с лампой просветителя истории, я, собственно приношу в дань прошлому элемент живой воли. Говорить о прошлом значит убеждать себя и своих слушателей, что в прошлом жизнь била ключом, что прошлое - не просто мертвый материал для набивки чучел. Всякая история толкует в первую голову о великих именах. Что в нем, в имени? История человеческой расы состоит из имен. ...весь смысл истории - в свидетельстве о том, что люди, жившие на свете до нас, что-то имеют нам еще сказать, и важно встретиться с ними... / В языке любое историческое высказывание несет в себе именительный падеж - именует носителя деяния... Именованием человека, совершившего поступок, прошлое преобразовывается в частицу нашей собственной жизни... Факты объективны и мертвы; действия и поступки историчны, вследствие чего и возвращаются к жизни именем автора (этих действий)... Поступки отличаются от фактов: это не просто объективные действия, а деяния людей, ставших историческими фигурами, основателями и продолжателями традиций".
"Я вижу это. Это есть". Логическая манера говорить
Сила дипломатии
базируется на продумывании внешнего мира.
Это научный язык, язык числительных и
изъявительного наклонения.. Подчеркивание
свободы каждого партнера. Вычисление.
Ученый. Здесь путем анализа помещают то, что
требовалось, свершалось и подверглось
записи, в ту или иную категорию. / "Когда
разговор ведется с объективной точки
зрения, мы осознаем, что находимся не у себя;
мы - в объективном мире и должны ждать
сопротивления и трудностей... Когда мы не
усматривает в своих отношениях с визави и
намека на партнерство, а, напротив, находим
у него другие интересы, он становится для
нас как бы частью объективной природы. А
часть природы - крепкий орешек, твердый и
непроницаемый. В отношении объекта нам
доступен только один языковый стиль. Мы
можем измерить его и исчислить, принять в
расчет его тенденции и предпосылки, а вслед
за этими расчетами его можно
интерпретировать, оценивать и изменять..."
Подлинное совершенство достигается в речи не смешением всех четырех стилей, а так, чтобы необходимое время царил лишь один из них. Важно при этом, чтобы речь в целом оставалась четырехаспектной, так как ни один из стилей не способен передать цельную истину, которую мы пытаемся донести. / "Каждая из четырех сторон жизни встроила в каждого индивида свой "бастион" - точку опоры для самой себя. У нас имеются воспоминания в связи с прошлым, эмоции в связи с пространством нашего внутреннего мира, разум для постижения внешнего пространства и любовь для будущего. Эти силы, однако, изменяют нам. Порой мы забываем вместо того, чтобы помнить. Мы ненавидим, когда должны бы любить. Мы выходим из себя вместо того, чтобы слушаться разума. И мы остаемся безучастными там, где должны вскипеть... К счастью, мы уже знаем, что говорить - значит участвовать в эволюционном приключении человечества... Род человеческий заботится о том, чтобы скомпенсировать мою забывчивость, мою безучастность, мои страхи, мое безумие... ни один индивид не мог бы соединить в одно целое свой внутренний мир, свое внешнее окружение, свою историю и свое предназначение, выступая лично от себя. Чтобы спасти каждого из нас от безумия, равнодушия, ненависти и забывчивости, требуется коллективное участие всего человечества и постоянный перевод с языка одного типа на языки всех других типов... Говорить - значит преодолевать четыре реальных препятствия... Говорить - значит испытывать симпатию, прояснять, направлять, а также сознавать, что невозможно обладать каким-то одним из этих качеств, не культивируя в себе в то же время трех остальных".
Мы нуждаемся в том, чтобы опереться на положительные имена. Цель - внедрять в общественный обиход правильные имена. Мыслить - значит вводить все лучшие имена. / "Мы мыслим, потому что сами хотим говорить авторитетно, как говорили до этого с нами самими. Именем этой власти, которую мы узнаем посредством имен, мы теперь хотим рассказать свой собственный рассказ. Мы хотим высказаться и объяснить, каким образом мы упразднили и еще должны упразднить определенные имена, чтобы заменить их другими... Речь возводит человека на трон. Ибо каждый, кому есть чего сказать. Получает тем самым от общества свой офис. А трон - это место в офисе... Законы существуют только в том случае, если они поняты как приказания, разъясняющие нам с вами, что делать и что говорить. Закон гласит не только "не убий". Он к тому же вменяет в обязанность не отмалчиваться, когда совершено убийство. Мы должны либо сообщить в полицию, либо поговорить с преступником. Но говорить мы обязаны. Трагедия современной политической науки заключается в том, что она не подчеркивает это важнейшее обстоятельство, подразумеваемое во всех законах. Закон не только заставляет нас действовать и как-то себя вести. Закон бессилен, если он не заставляет нас говорить правду". / "Посредством речи мы питаем жизнь общества подлинной энергией... тот, кто болтает про все на свете еще не говорит. Пустомеля не разговаривает в полном смысле этого слова, поскольку за ним нет энергии убеждения... речь состоит не из абстрактных суждений или обобщений; речь - это ответ на обращение или приказ, это согласие или выражение чувств, наконец, объективный отчет о происшедшем и совершенном... По-настоящему зрелая речь - это не замечания о погоде, о Боге или о мире. Человек произносит речь, когда он может действовать своим словом. А где имеет смысл говорить? В таком месте и в такое время, где и когда то, что я имею сказать, приведет к определенным последствиям. ... Речь нельзя понять, ни утверждать, что она существует, если она не включена в реальный причинно-следственный процесс правовых отношений, выборов администрации, научного эксперимента, подготовки студентов к экзаменам; система тайной сигнализации, сплетни в женском и мужском клубе - все это имеет свои последствия. Совершенно бесцельные на первый взгляд замечания ведут к действиям ужасающей силы... Речь не завершена, если она не обращена к нужному адресату. Вот почему столь многие люди не могут отличить подлинную речь от псевдоречи. Псевдоречь - это речь, в которой вроде бы говорится то же, что и в подлинной речи. Только сказано это не тем человеком. Не в том месте и не в то время. Любая истина должна быть сказана особым образом. Если она не обращена к определенному лицу в определенное время, она обычно приносит скорее вред, чем пользу, в лучшем случае она просто бесполезна. Мир полон речей, которые произнесены не там и не тогда. Мир жив немногим числом речей, которые произнесены в нужное время в нужном месте".
О.Розеншток-Хюсси.
Речь и действительность. Москва, 1994
Временные линии. Время – важнейший элемент в функции опыта. Описывая свою временную линию (вспоминая определенные события прошлого, настоящего или будущего), человек начинает определять свои субмодальные позиции или индикаторы сортировки времени. Такими ключевыми субмодальностями могут быть местоположение, размер события на временной линии, длительность, прозрачность, яркость, фокус, цвет. Отличая прошлое и будущее, люди часто используют дискретное различие: цветной-черный-белый, неподвижная или движущаяся картина. Для большинства людей временные линии – главный способ отслеживать реальность.
Краткое изложение упражнения: Выявление. В тройках выделить свою временную линию, а затем поделить ею другую.
Экспериментирование: Подкорректировать субмодальности, которые используются чтобы обнаружить, как это меняет реакцию. Попробовать субмодальности, которые используют другие. Попробовать целиком чью-либо временную линию.
Временная линия обычно согласована с сигналами доступа данного человека: прошлое с той стороны, что и зрительная память, а будущее – с той, что и зрительное конструирование. Но существуют временные линии, перевернутые относительно их сигналов доступа. Это можно изменить.
Временная ориентация. Существуют люди, ориентированные на прошлое, настоящее и будущее. Например, если близкое будущее и настоящее – человек испытывает затруднения с перспективным планированием или обдумыванием последствий своего поведения, но компетентен в планировании событий ближайшего будущего. Можно изменить это и сфокусировать внимание на прошлом, или настоящем, или будущем, в зависимости от проблемы.
Протяженность временной линии. Ее можно изменять, например, сделать будущее растянутым по линии, сжимать его. Между прошлым и будущим существуют различия, например, - дискретные: граница, пики, островки, пропасти и т.д. местоположение – это аналоговая субмодальность, но некоторые проводят дискретные различия в локализации (жесты “стокато”, или рука, перебрасываются в воздухе как монета – категориальные альтернативы; режущее движение рукой – четкая граница между двумя местоположениями; плавное движение рукой – аналоговый континуум).
Изменение временной линии. Это очень важное изменение, которое может повлиять на все сферы жизни человека. Изменение должно быть экологичным. Новая временная линия должна генерализоваться на все остальные ситуации.
Добавление будущего. Есть люди, у которых “нет будущего”. Существует несколько способов создания будущего: будущее как набор возможных путей; будущее – расходящиеся ветви; помещение в будущее ценностей человека или общая репрезентация целей. Нельзя внедрять детального ограничения будущего. Без будущего техника “взмаха” бессмысленна. Но, когда человек ориентируется на настоящее, он толстеет. Этот метод также позволяет выяснить, не программирует ли человек свою смерть. Существуют люди, у которых нет временной линии – они плохо планируют.
Сортировка опыта приятного и неприятного. Опыт хранится в разных местах временной линии – в зависимости от его содержания. Неприятный опыт обычно позади, приятный – на видимых участках. После сортировки воспоминаний и диспозиции от тех из них, которые неприятны. Можно перейти и к реорганизации неприятных воспоминаний путем добавления ресурсов с помощью изменения истории, рефрейминга или какой-нибудь другой техники. Изменяя структуру временной линии, меняется обработка всего содержания – оказывает сильное влияние на поведение. У человека временные линии могут быть организованны по разному, в зависимости от содержания. Например, действия расположены на одной временной линии, а места – на другой. В восточных культурах временная линия, очевидно, круг, цин.
Использование времени. Описывая события, для их положения во времени используются глаголы и глагольные времена. Если надо, чтобы некто диссоциировался от прошедшей проблемы, полезно использовать простое прошедшее время: “у вас была проблема”. Если необходимо, чтобы некто полнее ассоциировался с прошлым ресурсом, используется форма “в тот момент вы ощущали этот ресурс”. Таким образом можно использовать глагольные времена для изменения последовательности событий во внутреннем субъективном опыте времени.
Шаги изменений:
Если у меня есть проблема, которую я не могу решить, то я ассоциирован с проблемным состоянием в настоящем; я не могу осознавать желаемого состояния;
Подумать о желаемом состоянии диссоциированно, как о будущей возможности;
Диссоциироваться от нынешнего проблемного состояния и ассоциироваться с будущим ресурсным, то есть “Я в будущем с ресурсом”;
С позиции будущего могу видеть старое проблемное поведение в завершенном прошлом;
Могу столкнуть будущее “сейчас” с неисполненным “сейчас”, так что я ощущаю ресурсы в настоящем, а проблему – изжитую в прошлом.
Причинно-следственные отношения. Причинно-следственные связи целиком зависят от упорядоченного ощущения времени. Люди, ощущающие себя сильными, видят себя причиной, обладающей свободой менять свою ситуацию, а это мотивирует их совершать поступки. Существуют люди, которые ощущают себя следствием. Одним из способов репрезентации является полный и детальный фильм (ассоциированный или диссоциированнный) о событиях, ведущих от причины к следствию. Еще один способ – две неподвижные картинки, соединенные стрелкой. Немного легче создать новую причинно-следственную связь (или уничтожить старую), по-новому использующую те же самые данные, чтобы затмить или обратить в противоположность пресуппозиции ограничивающей причинно-следственных связей – значительная часть того, что называется “рефреймингом смысла”.
Пресуппозиции времени. Существует девять. Наиболее часто используемая – придаточное предложение времени – включает такие слова, как “до того, как, после того, как, в течении, в то время, как, с тех пор, когда, перед тем, как, пока” и т.д. эти слова рождают предполагаемые последовательности или связи между событиями по времени. Существуют следующие пресуппозиции:
Сложные прилагательные: новый, старый, прежний, нынешний, предыдущий и т.д. “Если на Фродо его старое кольцо – мне конец” (У Фродо есть новое кольцо).
Порядковые числительные – первый, второй и т.д. “если вы сможете найти третью улику в этом письме, я сделаю вам пирожок из москитов” (существуют уже две найденные улики).
Ключевые слова повторности: тоже, также, оба, снова, обратно, другой. “Если она снова скажет мне это - я ее поцелую” (Она говорила мне это раньше).
Глаголы и наречия повторности: повторно, возвращаясь, восстанавливать, пересказать, заменять, обновлять. “Я хочу повторить с ним, если он вернется прежде, чем я уйду” (он был здесь раньше).
Глаголы смены места: прийти, уйти, покинуть, появиться, отбить, войти. “Если Сэм покинул дом - он пропал”. (Им был дома).
Глаголы и наречия изменения времени: начать, окончить, остановиться, приступить, продолжать, возобновлять, уже, еще, по-прежнему, никогда, более. “Держу пари, что Гарри будет продолжать улыбаться” (Гарри улыбается).
Смены состояния: изменяться, трансформироваться, превращаться, стать. “Я удивлюсь, если Мэй превратиться в хиппи” ( сейчас Мэй – не хиппи).
Условные придаточные предложения с противоречием фактам. Глаголы в сослагательном наклонении. “Если бы послушала меня и своего отца, то не была бы в том чудесном положении. В котором сейчас находишься” (Ты не слушала меня и отца).
Побуждающее будущее. Человек способен создавать репрезентации будущего, которое часто становится мотивирующим для него.
Упражнение:
Побуждающее будущее. Подумать о будущем, которое часто становится мотивирующим.
Непобуждающее будущее. Подумать о будущем последствии того же типа, которое не мотивирует нынешнее поведение, а человек считает, что было бы лучше, если бы мотивировало.
Сравнительный анализ. Сравнить эти две репрезентации, чтобы отделить субмодальные отличия. Проверить каждое отличие, чтобы вычислить, какие субмодальные сдвиги можно использовать, чтобы сделать непобуждающее будущее побуждающим.
Экологическая проверка. Разобраться с сомнениями по поводу линий.
Перенесение характеристик. Воспользоваться выявленными субмодальностями, чтобы трансформировать настоящее будущее в репрезентацию, мотивирующую поведение в настоящем.
Проверка. Мотивирует ли эта репрезентация будущее нынешнее поведение.
Ограничение реальности. Чтобы быть мотивирующим, последствие должно быть реальным и последовательным. Одна из характеристик позитивного побуждающего представления будущего состоит в том, что оно находится на временной линии человека. Репрезентация, не находящаяся на ней, не будет побуждать. Побуждающее будущее должно иметь такие же субмодальные характеристики, на те, что типичны для правдоподобных репрезентаций будущего. Таким образом, для планирования будущего нужно побуждающее будущее, чтобы мотивировать человека; причинно-следственные представления, чтобы знать, что делать; и синхронизация с будущим, чтобы действительно программировать это поведение.
Гриндер
Д., Бендлер Р. Из лягушек в принцы (техники
НЛП)
Аттрактор - это точка, вокруг которой самоорганизуется система. Ввод аттрактора влияет на выбор пути развития, поведение системы, и во многом предопределяет ее будущее.
С точки зрения НЛП высшие логические уровни (Предназначение, Идентификация, Ценности) могут выполнять роль аттракторов.
Использование Идентификации в качестве аттрактора и инструмента антиаварийного управления замечательно описано у Киплинга в "Книге джунглей". Когда на Маугли идет стадо буйволов, которые идентифицируют себя в качестве буйволов, то человеческий детеныш произносит: "Мы с тобой одной крови - ты и я". И буйволы признают его своим и подчиняются.
Миссия компании выполняет функцию аттрактора, вокруг которой самоорганизуется "карта" компании, со всеми потенциальными возможностями и ограничениями, способностями, стратегиями, вариантами действий.
Миссия компании реализуется через цели, стратегии, выбор направлений деятельности, должностные инструкции, работу с персоналом.
Миссия транслируется через внутренний и внешний PR, а также через рекламу, одной из частей которых может быть слоган.
Работа с будущим.
Первым в новейшей истории психологии об
этом заговорил все
тот же Пьер Жане, провозгласивший, что наша
личность - творение
общества и не является тем, что мы есть, но
тем, что мы еще сделаем
и на что способны. Адлер, в свою очередь,
заявил, что каждый из нас
определяется не только своим прошлым (как
считал и до сих пор считает
психоанализ), но и своим будущим. Цели
человека так же уникальны и
неповторимы, как и он сам. И они
направляют его, ибо человек -
целенаправлен. Адлер вводит понятие "апперцептивных
схем" - определенных неосознаваемых
нами установок по отношению к жизни.
Психотерапия в одно и то
же время ведется с целями индивида и его
апперцептивными схемами. В
отличие от нейтрального Фрейда, Адлер -
не только психолог, но и во многом
моралист (здесь, конечно, сыграли роль
его теплые отношения с социал-демократами).
"Человек - изначально социален, и в нем
есть врожденный
социальный интерес", "Человек -
строитель своего будущего"…
По-видимому, именно с Адлером в НЛП
входит идея об определении бытия
человека его будущим, которая
предполагает изначальную активность
личности. Будущее, которое мы для себя
мыслим, предопределяет наше
существование здесь и сейчас. С
пониманием этого можно уже подходить к
технике НЛП "Хорошо сформированный
результат" не только в рамках
чувственного опыта, но и на логическом
уровне убеждений. А это в свою
очередь вполне согласуется с тревогой
неоадлерианки Карен Хорни, находящей
главную проблему современности не в
конфликте желания и запрета (точка
зрения аналитиков), а в
неопределенности: человек сам не знает,
чего хочет…
Научить его грамотно ставить перед собой
цель и уметь переформировывать
негативные желания в позитивные - одно из
направлений НЛП-терапии
сегодня.
Михаил
Гринфельд. НЛП и миссия компании
http://www.nlp.ru/rus/win/articles/nlpb.html