Материалы к Выпуску 11
"Гипертекстовые машины развития мысли"
МАЙЕВТИКА (греч. maieutike - букв. - повивальное искусство), метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов.
Майевтика - представляла собой с точки зрения своей логической формы индукцию (наведение). Развитию индуктивности сократовского метода как нельзя лучше способствовал диалогический способ исследования. Он предполагал, что в начале беседы по необходимости всегда исходят из всем понятных, а потому и самых простых, как бы наглядных положений, имеющих преимущественно чувственный характер, но по мере продвижения диалога переходят к скрытым и более сущностным свойствам обсуждаемых вещей. Воспроизводя структуру диалога-исследования, индукция направлена на отыскание единого во многом: от множества явлений, в которых некая предполагаемая сущность представлена как относительное свойство, легко исчезающее и превращающееся в свою противоположность, существующее в них (явлениях) на ряду с другими свойствами, мысль переходит к такой одной вещи, в которой искомое свойство представлено само по себе, не в относительном, а в абсолютном смысле, и не как свойство даже, (любое свойство может быть отъемлемо от вещи, и последняя, хоть и изменит, но не утратит своего существования), а как некая неотъемлемая определенность, тождественная самой вещи, или даже как некая вещь. Итогом такого метания мысли должно быть определение, фиксирующее общее, универсальное свойство, имеющее всеобщее значение для сознания.
Майевтика рассматривалась Сократом как вид повивального искусства, унаследованного им от своей матери, с той только разницей, что Сократ помогал разрешаться от бремени не женщинам, а мужчинам, и рождали они не физическое дитя, а знание. Себе он отводил в этом процессе более чем скромную роль, уверяя всех, что сам он пуст и потому от него никто ничему научиться не может, а каждый производит с его помощью лишь то, чем сам был чреват. (См., напр.: Платон. Теэтет)
С.П. ЛЕБЕДЕВ. Место учения о логическом определении в философии Сократа
Основной идеей, в
соответствии с которой строится работа
инновационных консультантов, является
сократовская идея майевтики, то есть
искусства помощи рождению новых идей,
нового понимания, осознания той или иной
ситуации, проблемы, мысли. Сократ считал,
что, за неимением собственной мудрости,
учить других людей чему-либо он не может,
зато может искусной постановкой вопросов
"побуждать других находить истину".
Ставя свои вопросы, Сократ сам не знал
ответа на них. Ответ рождался в сознании
других- людей с его помощью. В этом состояла
его этическая позиция и его метод.
В наше время идея майевтики частично
возрождена в области социально-психологического
тренинга, где одна из техник работы
ведущего трактуется как работа
фасилитатора, то есть человека, который
способствует, помогает групповому развитию,
облегчает решение задачи группой.
Возможности майевтики широко используются
и раскрываются в инновационном
консультировании. Применительно к работе
консультантов этот метод рассматривается
как помощь участникам этой работы в
процессе решения ими их проблем, в ходе
оказания которой консультант не
вмешивается в конкретное содержание работы,
а работает преимущественно как организатор
творческой деятельности. Вырабатываемые
идеи и решения проходят затем экспертизу с
приглашением квалифицированных
специалистов-экспертов. Такой подход
позволяет эффективно работать над решением
проблем в разных отраслях народного
хозяйства и разных сферах общественной
жизни, начиная с производства и управления
и заканчивая культурой, просвещением и
медициной.
Майевтика относится к так называемым "мягким"
методам и может широко варьироваться в
отношении содержания ставящихся вопросов.
Неизменным остается принцип: идея
рождается в вопросе.
В.С.Дудченко.
Методология инновационного
консультирования
http://www.odn.ru/odn/dec01/dud_dec01.html
Онлайн на http://www.futura.ru/index.php3?idart=114
Примеры стратегий:
Придай значение различиям.
Потеря в неиспользованной
территории.
Используй всего лишь несколько
нот.
Наполни каждый удар чем-нибудь.
Сделай исчерпывающий список
всего, что нужно сделать, и делай последнюю
вещь из списка.
Иди медленно весь путь вокруг
внешнего.
Обнаружь рецепты, которые
используешь и откажись от них.
Преврати мелодический элемент в
ритмический.
Какие ошибки ты совершил в прошлый раз?
...