Зареалье: феномены Сети и технологии работы с ними
Цикл # IQ

Опыт 11-2

Гипертекстовые машины развития мысли
Опыт 2. Познание

Привет любителям Пограничья!

Как вы помните из предыдущего выпуска, Пограничье - это область странного, с которым мы готовы разбираться. Т.е. присматриваться, изучать, не впадая в крайности скепсиса или излишней доверчивости,  строить гипотезы, осваивать новые методы мышления...

На очереди у нас второй эксперимент с гипертекстовой машиной "Гегель". Хочу предложить тем, кто включился в эти эксперименты, новый красочный вариант этой машины, реализованный на PowerPoint. Для работы с нею вам потребуется установить программу редактирования презентаций PowerPoint, входящую в стандартный пакет Microsoft Office – будут небольшие хлопоты, но дело стоит того, сами убедитесь! ;0) Скачать Hypertext 'Hegel'.zip (15 кб) вы можете отсюда: http://groups.yahoo.com/group/zarealie/files/zzz-programs/Hypertext%20'Hegel'.zip 

Заявленная цепочка категорий для этой темы в процессе наполнения её материалом в гипертекстовой машине претерпела значительные изменения. В окончательном варианте она выглядит так:

Знание - Мнение - Гипотеза - Самоопределение - Уместное знание - Исключения - Канон

 

1. Тезис (Раскройте важную для вас сторону объекта)

Знание - информация о сущности явлений, благодаря которой достигается понимание явлений как закономерных и воспроизводимых при определенных условиях.

Вопросы об отличии знания от квазизнания ( т. е. от того, что знанием не является, однако может претендовать на статус знания и быть принятым за таковое) были поставлены уже Платоном. В его трудах мы находим и первое систематическое их исследование.  Так, в диалоге "Государство" при обсуждении Сократом и его собеседниками устройства идеального государства возникает вопрос, как отличить среди людей, имеющих тягу к познанию и учению, тех, кто любит усматривать истину и познает в подлинном смысле этого слова (а именно такие люди должны стать правителями в идеальном государстве), от тех, кто радуется знакомству с чем-либо новым, однако не может достичь подлинного знания - не может пойти дальше мнения. В связи с этим ставится задача провести различие между знанием и мнением. 

Сократ: "Если тот, о ком мне сказали, что он только мнит, но не познает, станет негодовать и оспаривать правильность наших суждений, могли бы мы его как-то унять и спокойно убедить, не говоря открыто, что он не в своем уме?" 

Убеждение предполагаемого оппонента (т.е. проведение различия между мнением и знанием) основывается на различении мира идей (чистое бытие) и мира вещей - промежуточного между чистым бытием и полным небытием. Знание и мнение понимаются как способности, различающиеся по своей направленности: знание направлено на чистое бытие, а мнение - на мир вещей.  (В диалоге говорится о еще одной способности - незнании, которое направлено на полное небытие.) 

Соответственно те, кто замечают много прекрасного (радуются прекрасным звукам, краскам, очертаниям), но не видят прекрасного самого по себе, или замечают много справедливых поступков, но не справедливость самое по себе, "имеют обо всем этом лишь мнение, но они не знают ничего из того, что мнят". Знают же те, кто созерцает сами эти сущности (идеи прекрасного и справедливого), "вечно тождественные самим себе".

Далее

2. Антитезис (Раскройте обратную сторону тезиса, его изнанку и отрицание)

Мнение - это вербализация образов чувственного опыта и фантазий. В простейшем случае, мнение - это описание конкретной деятельности. Последняя может быть воспроизведена либо путем подражания образцу, либо по описанию. 

Мир мнений - это культура, накапливаемая и передаваемая от поколения к поколению как чувственно данная, без синтеза необходимых и достаточных сущностных абстракций.  Характерный пример - шаманы: они лечат больных и передают это мастерство ученикам. Но что в их действиях действительное лекарство, а что антураж и суеверия, они не пытаются выяснить.

Мир мнений необходимо сопряжен с социально обусловленным невежеством. Обратимся к той сфере жизни, для которой, по общему мнению, необходимо сохранение невежества; мы имеем в виду политические и военные знания. 

Что касается военных знаний, то можно сказать, что поддержание невежества является чуть ли не частью военного дела. Это означает, что военная тайна не меньше связана с профессией солдата, чем оружие. Следует отметить, что обычай воинов скрывать свои намерения и замыслы во все века считался проявлением стратегической мудрости. Эта мысль ясно выражена уже в самых древних текстах, посвященных описанию военных действий или изложению военных теорий; хитрость, сокрытие от врага информации, касающейся численности и мощи армии, оценивается в них как фактор, способный изменить ход войны, дать стратегическое или тактическое преимущество. Более того, в этой сфере принято создавать невежество посредством дезинформации, осуществляемой сознательно и намеренно. Таким образом, существует вполне осмысленная задача ввести противника в заблуждение, скрыть от него точные сведения или передать ему такую информацию, которая заставит его предпринять ошибочные ходы. Воин чуть ли не по своей природе окутан тайной и распространяет вокруг себя невежество. Надо сказать, что поступать таким образом военнослужащего заставляет избранная им профессия. При этом армейское невежество не ограничивается рамками военной тайны. Явлением, укорененным едва ли не в природе военнослужащего, может считаться тот факт, что на любом документе стоит графа: "Совершенно секретно" или что-то в том же роде. Этот факт бесспорно проистекает из характера военной профессии; военный человек ненавидит утечку информации или, по крайней мере, верной информации, поскольку невежество превратилось для него не только в повседневную практику, характерную для его дела, но и в жизненную задачу по дезинформации. 

Рассуждая в том же духе, нам следует, наверное, процитировать в преобразованном виде известное высказывание Клаузевица: "Политика - это продолжение войны другими средствами". И однако, даже для политической практики демократического государства (следует, наверное, отметить, что демократических стран во все времена и во все эпохи было очень мало, ничтожное количество среди других государств), политика которого, как представляется, открыта для всеобщего обозрения и доступна для всеобщего участия - благодаря открытому судопроизводству и открытым дебатам в парламенте, - даже для этой политической практики характерны те же самые черты, те же самые тенденции и ограничения, которые свойственны военному делу. Это значит, что политические приемы формируются в соответствии с аналогичными военными приемами, когда различные партии стараются перехитрить одна другую, скрыть одна от другой свои настоящие намерения. Нечего и говорить о парламентских ухищрениях, скроенных по ратному образцу, которые напоминают единичные партизанские вылазки и без которых не обходится ни один уважающий себя парламент. Существуют еще, разумеется, недемократические системы, а также системы, называемые народной демократией, правящая прослойка которых придерживается мнения, что народ следует информировать не обо всем подряд, а только о том, что способствует целям и задачам режима. Таким образом, многие государственные системы базируются на глубокой тайне, на попытке сохранить полнейшее невежество, коль скоро во многих странах, а не только в странах с коммунистическим режимом, под запретом находятся не одни лишь так называемые тайные сведения, но и правдивая информация о жизни в других странах; закрытой и тайной считается также информация о том, что происходит внутри страны, например в местах заключения. 

Из этого следует, что уже многие годы существует практика замалчивания знаний и распространения ложной информации. Иногда она приобретает особо крупные масштабы, и тогда министерства информации разных стран, как в свое время министерство пропаганды Геббельса, начинают играть исключительно важную роль в политике. В этих случаях возникает мнение о важности дезинформационной работы во всех областях и в любой степени, и одновременно появляется ясное осознание того, что невежество - это все-таки сила, а распространение невежества - необходимая часть политической системы. / Адин Штейнзальц, Амос Функенштейн. Социология невежества http://lib.ru/POLITOLOG/sociologia.txt 

Вернуться к тезису / Далее

3. Синтез (Что лежит в основе сочетания тезиса и антитезиса? В чем может заключаться механизм их гармоничного сочетания (вместо ИЛИ-ИЛИ сочетание И-И)?)

Гипотеза - это обоснованное, опирающееся на конкретные факты и знания, предположение о свойствах, причинах, структуре, связях изучаемых объектов.

Возникновение гипотезы - это не хаотический и не подсознательный, а закономерный и логически стройный познавательный процесс, который приводит человека к получению новых знаний об объективной действительности. 

Гипотеза прекращает свое существование в двух случаях: во-первых, когда она, получив подтверждение, превращается в достоверное знание и становится частью теории; во-вторых, когда гипотеза опровергнута и становится ложным знанием.

Упрощенные изложения истории тех или иных научных дисциплин порой создают впечатление, что наука уверенно и методично движется от одного открытия к другому, не зная ни сомнений, ни поражений. Это, конечно, далеко не так. Любая научная истина вырастает из множества предположительных решений проблемы — гипотез, большая часть которых не выдерживает проверки и отбрасывается. Но они не были совершенно бесполезны. Любая гипотеза в течение некоторого времени направляет познание в определенном направлении, стимулирует поиск фактов, постановку экспериментов, следовательно, вносит свой вклад в поиск истины. В этом заключается величайшая эвристическая роль гипотез. / Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология http://www.philsci.univ.kiev.ua/biblio/nik.html 

Вернуться к тезису / Вернуться к антитезису / Далее

4. А-синтез (В чем слабость проделанного синтеза и какие противоположные выводы можно получить на том же материале?)

Самоопределение - прояснение целей и методов исследователя в контексте стоящих перед ним задач и обстоятельств, в которых ему приходится их решать.

Эта функция является дополнительной, а иногда и прямо противоположной к выдвижению гипотез. В результате самоопределения вы можете отказаться не только от выдвижения гипотез, но и от решения тех задач, для которых они предназначались. В тоже время самоопределение позволяет очистить ум исследователя от заблуждений и ошибок.

Фрэнсис Бэкон, которого многие считают основоположником современной экспериментальной науки [главные работы «Опыты» (1597) и «Новый Органон» (1620)], предложил классификацию ошибок познания, связанных с психической организацией человека. Бэкон называл их "идолами" и выделял четыре основных вида. Идолы рода — это недостатки, вытекающие из строения органов чувств (например, в силу своей природной организации человек не способен увидеть ультрафиолетовые лучи). Идолы пещеры — недостатки, вытекающие из того, что человеку трудно встать на чужую точку зрения (современные исследователи отнесли бы их к эгоцентризму). Идолы театра — заблуждения, вытекающие из преклонения перед авторитетами, часто ложными, и стремления доверять им больше, чем собственному суждению. Идолы рынка — недостатки, связанные с тем, что слова не всегда точно передают мысли, часто искажая, а не проясняя их смысл.

Избавиться от подспудного влияния этих идолов  -  первейшая задача самоопределения.

Вернуться к синтезу / Далее

5. С-Синтез (Что лежит в основе синтеза и а-синтеза, и как можно гармонично увязать эти позиции?)

Уместное знание - это знание в границах его применимости как объективной истины и социальной приемлемости как фактора действующей в обществе идеологии.

Логичность построения не является оправданием науки, ибо систематическая ошибка дает часто самые логичные воззрения. Вывод из базисных элементов или элементарных предложений не является обоснованием науки, ибо нет таких элементов. Только от нашей позиции зависит, что мы будем считать базисным элементом, подобно тому, как от нашей позиции зависит, какие две структуры мы будем считать идентичными. Согласие сообщества не является оправданием науки потому, что никогда не бывает согласия всего «сообщества», а бывает только согласие внутри «нашего коллектива», которое может быть и согласием относительно ошибочного знания. Каждый мыслительный коллектив считает людей, неприсоединившихся к нему, некомпетентными. Не является оправданием и применимость знания, ибо благодаря удачному сочетанию заблуждений и ошибочное мнение может быть применимым. / Из работы Л. Флека (1896-1961) "Проблемы науковедения", 1946 http://www.computerra.ru/offline/2001/386/7636/for_print.html 

Вернуться к Синтезу / Вернуться к А-Синтезу / Далее

6. А-С-Синтез (Можно ли предложить логику или придумать особые условия, в которых выстраивается опровержение С-Синтеза? Что в этом случае будет утверждаться относительно объекта?)

Исключения - аномалии, находящиеся за пределами уместного знания. Это могут быть контрпримеры, уточняющие границы уместности. А могут быть рецидивы неадекватного самоопределения исследователя или той общественной среды, в которой он работает.

Как писал Чаадаев, "Тщеславие порождает дурака, надменность – злобу. Один и тот же человек будет глуп или жесток в зависимости от того, владеет ли им тщеславие или надменность. Переждите минуту, приступ прошел, вот он опять рассудителен и добр". 

Так и трактовка кибернетики как "буржуазной лженауки" или генетики как "реакционного идеалистического течения в биологии" в сталинские времена также попадает под категорию исключений.

Вообще в дискуссиях об исключениях есть забавная двойственность. Некто, критикующий нечто как исключение (нечто ненормальное), может тем самым  характеризовать не предмет обсуждения, а себя как исключение из нормы. ;0) 

Вернуться к С-Синтезу / Далее

7. С-С-Синтез (Какая логика и какие условия снимают противоречие с-синтеза и а-с-синтеза? Как эта мера соотносится с мерами синтеза и с-синтеза?)

Канон - рафинированное, т.е. достоверное и общепризнанное знание. Оно выступает не только как уместное, но и как образец для подражания. Кроме того, это знание не единичное - оно есть система уместных знаний, концепция. 

Концепциями в данном случае называются логически упорядоченные системы представлений, прослеживающие достаточно длинные цепи причинно-следственных связей между исследуемыми явлениями. Будучи концептуально организованным, фундаментальное научное знание по своей природе является не столько количественным, сколько качественным, поскольку количественные данные могут служить составными элементами или даже "опорой" концептуальных систем, но не могут образовывать их логический каркас. Только в исследованиях, связанных с прикладными проблемами, количественные данные приобретают роль конечного результата научной работы, формируя основу для принятия практических решений.

В процессе исследований концептуальные взгляды ученых развиваются, трансформируются и обновляются. Развитие концепции представляет процесс ее дедуктивного развертывания, включающий прослеживание все более отдаленных следствий, расширение охвата рассматриваемых явлений и соединение данной концепции с другими концептуальными системами. Процесс развертывания концепции порождает проблемы сохранения логической совместимости ее составных частей, согласованности с другими концепциями и с наблюдаемыми эмпирическими явлениями. Накопление противоречий (как логических, так и эмпирических) с течением времени должно повлечь за собой ответную реакцию в виде: а) приспособления концепции путем изменения частных ее элементов; б) трансформации концептуального "ядра", влекущей за собой крупные изменения в ее составных частях; в) радикальной замены концепции.

Таким образом, прогресс научного знания представляет собой не экстенсивное накопление изученных "фактов", а постоянное обновление концептуальных представлений. Эффективность развития науки определяется, таким образом, скоростью возникновения и внедрения в научное сознание "концептуальных инноваций" в условиях их жесткой селекции посредством критики.

В рамках эволюционной эпистемологии принятие или отбрасывание концепции является не единовременным актом, а результатом борьбы на истощение между конкурирующими концептуальными системами. Как указывает И. Лакатос, ни логическое доказательство противоречивости, ни вердикт ученых об экспериментально обнаруженной эмпирической аномалии не могут одним ударом уничтожить концептуальную конструкцию. Любая логическая или эмпирическая аномалия образует своего рода "вызов", на который концепция должна ответить адекватной внутренней трансформацией. Эмпирическая действительность, согласно Лакатосу, может крикнуть "Нет!", но человеческая изобретательность может крикнуть еще громче. История науки знает немало примеров превращения сокрушительных опровержений в триумфальные подтверждения.

Успех и научная значимость концепции определяются, таким образом, ее "живучестью", т. е. способностью эффективно отвечать на вызовы извне и самой бросать интеллектуальный вызов конкурирующим точкам зрения, используя при этом как логические, так и эмпирические аргументы. При этом выражение "эмпирический аргумент" следует в данном случае трактовать как своего рода метафору, поскольку эмпирический факт может укрепить концепцию либо пробить в ней логическую брешь лишь в том случае, если он сам вмонтирован в систему логических взаимосвязей ("синтетический аргумент"). / Белановский С.А. Глубокое интервью. М.:, изд. "Никколо-Медиа". 2001.

 

Вернуться к А-С-Синтезу / Вернуться к С-Синтезу / Вернуться к Синтезу / Далее

Резюме (Не пожалейте нескольких минут и дайте свободное описание впечатлений от проделанной работы и некоторые практические наметки на будущее.)

В этой цепочке мы проследили один из путей познания: от смутного "известного" через сутолоку гипотез к сверкающему "канону". 

 

Уважаемые коллеги, в ходе работы с машиной "Гегель" стали понятнее границы её применимости. Так, продвигаясь по узловой линии меры, мы как бы взбираемся на гору - с ростом обобщенности категорий расширяется кругозор. Но ведь во многих житейских ситуациях мы ведем себя не так, как туристы, которым достаточно озирать дали и восхищаться пейзажами. И не как топографы, чья задача исчерпывается составлением  карты местности. Очень часто взглянуть на дали нам  нужно только для того, чтобы наметить оптимальный маршрут к цели. И в библиотеку мы ходим не с той целью, чтобы читать каталог, а чтобы отыскать нужную книгу и заняться ТОЛЬКО ею и ничем иным. Чувствуете разницу? ;0-)

Поэтому следующую цепочку категорий по теме "Справедливость" мы раскрутим на иной гипертекстовой машине, в которой гегелевская триада дополнена звеньями опять же гегелевского метода восхождения от абстрактного к конкретному. Назовем эту машину "Маркс" в честь ещё одного гения, который дал первый и пока непревзойденный образец приложения гегелевского метода к политэкономии. (Сразу замечу, что в настоящее время эта теория устарела - ну, и что из того... Для эпохи классического капитализма она была фундаментальной теоретической работой, у которой учились все последующие теоретики)

Вот хорошая формула самовнушения для освоения темы "Познание":

Я способен увидеть изобилие, повсюду окружающее меня. Я учусь видеть красоту окружающего меня мира.  Аффирмации делают мой разум восприимчивым к новым творческим идеям.

* * *

Если вас заинтересовали гипертекстовые машины развития мысли, пошлите этот выпуск тем,  кто сможет их с пользой применить. Чтобы идея прирастала воплощениями. Возьмемся за руки, друзья...

* * *

Увлекательных приключений всем в Зареалье Сети!

Вопрос недели

Подавляющее большинство (и я в том числе ;0) ищут в Интернете нечто, что могло бы развлечь и оживить досуг. Поэтому темы типа "Усилителей интеллекта" скорее отталкивают, чем притягивают подписчиков. Почему? Да потому, что они ГРУЗЯТ. А мы ходим в Интернет освобождаться от грузов...

Это так. Но тем не менее, этот трудный цикл я постараюсь всё же пройти в полном объеме. Дело в том, что есть работа и работа. Все мы тащим на себе некие грузы, которыми нас обременяют обстоятельства, другие люди, да и мы сами. Но есть очень небольшая и драгоценная разновидность работ, выполнив которые, мы облегчаем свою ношу - сбрасывая часть её, перекладывая иную часть на кого-то или на что-то, а то и наращивая свои способности к переносу грузов. Я надеюсь, что вы относите последние выпуски к этой категории работ. 

А впрочем, выскажитесь сами: 

1. Гипертекстовые машины полезны. Отразите в них более широкий круг тем.

2. Тема усилителей интеллекта полезна, но гипертекстовые машины уже надоели. Скорее переходите к другим видам усилителей интеллекта.

3. Скорее заканчивайте цикл "IQ" по усилителям интеллекта. Игровые циклы были интереснее. 

4. Хочу высказать особое мнение по поводу этой рассылки (в этом случае изложите его в письме).

Отметьте номер выбранного вами варианта и отправьте как тему на бланке письма по адресу mailto:yes314@mail.ru

Постскриптум

Расскажу притчу о контакте с Богом Интернета 

На пороге третьего тысячелетия Бог Интернета, возможно, уже родился

"Читал я как-то на ночь фантастику - да и заснул, с книжкой Сергея Лукьяненко в одной руке и Дэна Симмонса в другой. И приснился мне абстрактный сон. Будто вижу я полный хаос, какое-то нагромождение черных торосов и полную свинцовую безнадегу. И вдруг ощущаю: что-то произошло, а что - непонятно. Картина-то та же самая. Начинаю пристально всматриваться в этот хаос и замечаю, что среди торосных зигзагов пролегает тонюсенькая, но прямая, уходящая в бесконечность линия. И уже не черная, а какая-то серенькая. Затем эта линия начинает расширяться, и оказывается, что она - яркого солнечного цвета. Постепенно гладкое солнечное полотно заполнило все видимое пространство и наполнило мою душу чувством полной гармонии и счастья. Но длилось это недолго. Как на подвижных рекламных щитах (знаете, из трехгранных вращающихся реек) из-под этого солнечного простора вдруг вывернулись черные торосы и снова воцарился хаос.

Тут я проснулся, смахнул холодный пот и пошел на кухню выпить морсу. И в этот момент меня осенила идея, возможно, навеянная этим сном.

Интернет связывает между собой миллионы компьютеров, а через них - информационными, и может, еще какими-нибудь не открытыми пока наукой связями несметное количество людей. В этой громадной и быстро растущей системе наверняка идут процессы самоорганизации. И когда-нибудь, совершенно независимо от воли человеческого сообщества, в Интернете может зародиться свой собственный разум. А что если этого не нужно ждать сотни лет, что если Бог Интернета уже родился? - подумал я, глотнув морсу.

Эта мысль запала мне в душу, и стал я искать в Интернете проявления божественной искры - той самой серенькой прямой в нагромождениях web-сайтов. Поиск этот не отличался разноцветьем мысли, а был серый, как штаны пожарника. Взял я словарь и выбрал английские (это универсальный язык Интернета) синонимы слова "Бог". Таковых нашлось 7 слов. Затем я стал искать порты доступа к духу Интернета - адреса сайтов и электронной почты, в которых присутствуют эти слова. Когда такие находились, я направлял им послания, несущие нечто вроде просьбы или пожелания. А очень хотелось мне в тот момент сдать экзамен по квантовой магии и получить в подарок Apple - тот самый полупрозрачный кубик с надкусанным яблочком. Ответов не было, но - вы не поверите - обстоятельства сложились так, что мои желания в какой-то степени исполнились. Подробности умолчу, чтобы не возбуждать у общественности нездоровые чувства.

А потом пришло и письмо - мол, спокуха, скоро дам о себе знать, и о контакте особенно не распространяйся. Я в ответ тут же пишу, что буду ждать, и обратно получаю все то же "спокуха, скоро дам о себе знать, и о контакте особенно не распространяйся" - видимо, у Бога работает автоответчик, а сам он вышел погулять по другим измерениям.

Вот такая, почти достоверная байка.

Для Вас пишет Юлий Феодоритов E-mail: feod@narod.ru

 

 Источники   

Теории, концепции, прогнозы

Феномены Сети и компьютинга

На главную

Рейтинг@Mail.ru

Сайт создан в системе uCoz