Зареалье: феномены Сети и технологии
работы с ними
Цикл # IQ Опыт 12-2
Символы динамики
Известно
нам, что час невозвратим,
Что нет ни дням, ни месяцам
возврата,
Но круг календаря, иль циферблата
Мешает нам понять, что мы - летим...
Мы продолжаем серию опытов по теме "Визуализация". В прошлом выпуске речь шла о пентаграмме - карте микрокосма человека, олицетворяющей великие принципы пятеричности, "золотого сечения" и излучающей идеи добра и света. То был и есть самый древний и самый сильный символ гармонии в истории человечества. Теперь же обратимся к символам, выражающим идеи перемен: стреле, кругу и спирали. Напомню, что символистикой пришлось заняться для того, чтобы понять работу усилителей интеллекта, основанных на визуализации.
К идее перемен большинство людей относится с опаской. Популярно старинное китайское изречение "Не дай бог жить в эпоху перемен"... 28-й президент США Томас Вудро Вильсон, современник Великой Октябрьской социалистической революции, как-то сказал: "Если хочешь нажить врагов, попробуй что-нибудь изменить".
С другой стороны, опять же большинство согласно с тем, что без движения нет жизни. И тяга странствий - это же не что иное как жажда перемен. А если вы втайне обожаете перестанавливать мебель, то этот выпуск - для вас! ;0)
Как люди воспринимают перемены в своей жизни? Я задал этот вопрос в конце предыдущего выпуска, и получилась такая картина:
40% оценивают происходящее вокруг них как коллективную импровизацию.
25% воспринимают поток событий как игру случая.
15% крутятся в одном и том же цикле событий.
10% сталкиваются с навязанными сценариями и, даже зная сюжет, часто не могут выпрыгнуть из водоворота.
10% считают себя хозяином собственной судьбы.
Разброс точек зрения, как мы видим, велик. Но все их можно свести к сочетанию трех факторов: игре случая (или импровизации, если вам так нравится), диктату форс-мажорных обстоятельств и вашей способности влиять на происходящее. Эти факторы могут быть зафиксированы, осмыслены и упорядочены в специальных символах динамики.
Начнем с самого распространенного - стрелы или стрелки, как мы её по-свойски называем.
Стрела символизирует движение к цели, а в более общем случае любые перемены или влияния. В нашем динамичном и перенасыщенном символикой мире стрелки - едва ли не рекордсмен по численности среди прочих знаков. Приглядитесь - их же как муравьев в лесу жарким летом. Только на лежащей перед вами клавиатуре их 11, а если приглядеться, то 17 штук! Стрелки указывают нам направления движения, предписывают и предостерегают, а иногда собираются в стаи и тогда в качестве сетевых графиков организуют работу учреждений, заводов и корпораций... ;0)
В истории человечества
лук и стрелы долгое время были оружием
охоты и войны, что сказалось и на символике
стрелы. В исламе стрела означает гнев и
наказание божье, посылаемое на врагов его. У
христиан это мучение, страдание, гвозди
креста. Гомер использует стрелы как символ
страданий и болезней, насылаемых на
человечество богами, особенно Аполлоном. У
индусов это атрибут Рудры, бога земли,
молнии и бурь, убивающего людей и животных,
причиняющего боль и беды, но, также несущего
плодородие и целительный дождь. Стрелы,
пущенные из лука, означают действия,
последствия которых нельзя переменить.
В то
же время полет стрелы ввысь воспринимается
как восхождение к небесному. Сердце, пронзённое
стрелой, символизирует союз. Притча об
одной отдельной стреле, которую легко можно
сломать, в то время как пучок стрел остается
невредимым, распространена по всему миру
как образ силы, сообщаемой
единством.
Графически стрела представляет энергию, целенаправленный порядок и преодоление пространства. С необычными образами стрел, собранными в Интернете, вы можете познакомиться в коллекции символов на http://zarealie.narod.ru. Обратите внимание, что все стрелки направлены слева направо. Как подметил ещё Юнг, это не случайное совпадение. Вдоль горизонтальной оси левая сторона читается нами как ретроспективная (зона "происхождения", связанная с бессознательным и мраком), а правая сторона - как стремление к исходу, что согласуется с общепринятым порядком чтения текстов слева направо. Эли Стар, анализируя различные формы, образуемые пересечением вертикальных и горизонтальных линий, отметил связь вертикали с активным принципом, а горизонтали - с пассивным. Следовательно, линия, идущая из нижнего левого угла вправо вверх, обозначает восхождение и обладание правотой - "правый путь". Кроме того, прямые линии всегда выражают активность, в отличие от извилистых, обозначающих пассивность. Запомним эти законы символических пространств - они пригодятся нам чуть позже при описании эпизода борьбы с фашистской свастикой.
Для нас, читающих тексты слева направо и сверху вниз, эти направления привычны и представляются естественными. Давайте систематизируем архетипы направлений:
Слева направо = ось времени, переход от прошлого через настоящее к будущему, от задачи к результату, от обстоятельств к цели как желаемому будущему состоянию. Перспектива. Ось абсцисс в декартовской системе координат также идет в этом направлении. Вероятно, следование взглядом слева направо связано в нашем подсознании со стереотипом понимания, сборки смысла.
Сверху вниз = естественное направление движения тел под действием силы тяжести. Вверху шире кругозор, поэтому спуск вниз означает сужение кругозора. В животном мире верхние позиции занимают вожаки стада и далее по нисходящей. Люди недалеко ушли от такой пространственной иерархии - подтверждением этому служат, например, глаголы "возвыситься" и "опустить". Движение вниз, обозначаемое соответствующей стрелкой, выражает переход от причины к следствию, от решения к исполнению, от "высокого" к "низкому".
Сочетание этих двух первичных и естественных направлений дает стрелку, идущую слева направо и вниз. Она символизирует естественный ход событий, традицию, связь начал устоявшегося порядка вещей с привычным и узаконенным кругом обстоятельств.
Справа налево = движение из будущего в прошлое. Ретроспектива. Собирание следов прошлого. Это "понимание наоборот", т.е. не сборка смысла, а его разборка на составные и скрытые при сворачивании части. Излюбленное занятие критиков, ниспровергателей порядков, а также маленьких мальчиков, превращающих свои машинки в груды колес и шестеренок... ;0)
Снизу вверх = повышение статуса, расширение кругозора. Одновременно это искусственный процесс, работа как противовес естественному, стихийному процессу.
Будучи взяты вместе, два последних направления образуют стрелку справа налево и вверх. Архетип её смысла состоит в реставрации, т.е. восстановлении начал, свергнутых злой волей или же разгулом стихии. А также понимание хода событий по оставленным следам. Эта стрелка могла бы выражать дух Шерлока Холмса или Следопыта.
Для полной картины недостает ещё двух стрелок. Движение слева направо и вверх означает сочетание естественного хода событий с повышением статуса и расширением кругозора - самое любимое романтиками - юность, восходящее развитие и прогресс. Да ещё при самых благоприятных обстоятельствах, когда ветер дует в паруса и точно в направлении цели.
Напротив, обратная прогрессу стрела справа налево и вниз выражает самое ужасное - регресс, деградацию и распад, старение и смерть. Но не будем слишком сгущать краски. Разборка машины на запчасти для ремонта других машин также попадает в символику этой стрелки. И вспашка поля для посева нового урожая... Как говаривал Базаров, прежде чем строить, нужно место расчистить. Вот это разрушение для подготовки нового созидания - позитивный смысл такого символа.
Круг - вероятно, самый древний и самый почитаемый символ. Людям он изначально был явлен формой солнечного диска и луны и также изначально связан с суточным и другими циклами в природе. В большинстве культур круг как изображение солнца - основной символ созидательной энергии. Как источник тепла, солнце представляет жизненную силу, страсть, храбрость и вечную молодость. Как источник света, оно символизирует знания, интеллект; аллегорическая фигура Правды в западном искусстве часто изображается с солнцем в руках. Как наиболее яркое из всех небесных тел, солнце - эмблема королевского величия и имперского блеска. Соответственно, кольцо с точкой посредине в астрологии обозначает солнце, в алхимии - золото, у розенкрейцеров - императорскую власть, которая в центре несет творческое начало, дающее смысл всему окружению.
Как символ циклического движения круг часто изображается в виде колеса со спицами (Колесо Фортуны). Если круг как таковой воспринимается статически, то спицы колеса придают ему символическое значение вращения и динамики, а также кругового процесса, возникновения и исчезновения, свободы от локальной связи. Обод колеса разделен на секторы, иллюстрирующие фазы течения времени.
Изначальность природных циклов наложила неизбежный отпечаток на всю круговую символику и, в частности, на обрядовые венки, неотделимые от истории мировой культуры, любых эпох и народов. В венках из цветов, трав листьев и веток естественным образом соединилась символика вечного возвращения растительной жизни и небесно-космического круговорота, тайна жизни и тайна смерти. Магические функции венков чрезвычайно разнообразны: величальная (увенчание головы победителя или надевание цветочной гирлянды на шею); дожиночная, связанная с завершением сбора урожая; свадебная (откуда возникло само понятие "венчание"); погребальная (похоронные венки, надеваемые на усопшего или возлагаемые на могилу) и т.д. Магический смысл имеет уже сама форма венков - круг, тор, колесо, что полностью соответствует магической семантике солнечного сияния и распространяется на другие круглые предметы с отверстием посередине: кольца, обручи, звенья цепи, навершие ключей, выпечку - калачи, бублики, баранки и т.п. Повсеместно практиковалось гадание по венкам: их бросали в реку и по движению в воде пытались узнать судьбу; оставляли на сутки во дворе, примечая, чей венок завянет (тому грозит несчастье); подкладывали на ночь под подушку, чтобы увидеть вещий сон.
У круга или кольца нельзя увидеть ни начала, ни конца, ни направления, ни ориентировки - в этом смысле он является противоположностью стрелы. Но если стрелки соединить в замкнутый цикл, то эта противоположность снимается. И уже не имеет значения округлость формы - любой многоугольник из стрелок, начиная с треугольника, становится изображением цикла.
Если движение слева направо
выражает естественный ход событий, течение
времени, то в круге ему соответствует
вращение по часовой стрелке (представьте
колесницу, едущую справа налево и убедитесь
;0). Винты, гайки и шурупы вы закручиваете
точно так же. И это НОРМАЛЬНО!
А вот вращение против часовой стрелки
воспринимается как ненормальное,
искусственное (и потому
привлекающее к себе повышенное внимание
своей сверхъестественностью, вызовом или даже
эпатажем).
Круг является общепринятой формой обозначения объекта, его обособленности в среде. Точно так же цикл выделяется как целостный, ритмичный, воспроизводящийся процесс среди случайных событий и перемен. Особо следует выделить такую разновидность круга, как ноль. Это замкнутая граница, не содержащая внутри себя ничего, - чистый холст, жаждущий прикосновения кисти художника. Или это цикл, пока не содержащий внутри себя событий-стрелок, - точка-зародыш разворачивающейся Вселенной. Это Дао - прародитель единицы. Пифагор рассматривал этот знак как содержащий все сущее. В пиктограммах майя ноль был представлен космической спиралью.
Круг, согласно взглядам философов платоников и неоплатоников, является совершеннейшей формой. Существуют глубокие психологические предпосылки такой концепции совершенства. Как полагает Юнг, квадрат, соответствующий наименьшему из составных чисел и множителей, символизирует разобщенное состояние человека, не достигшего внутреннего единства (совершенства), тогда как круг можно соотнести с этим конечным состоянием Единства. Восьмиугольник представляет промежуточное состояние между квадратом и кругом. Сочетание круга и квадрата распространено во многих культурах, например в индийских и тибетских мандалах, в китайских знаках. Так, в Китае активное, или мужское начало (Ян) изображается в виде белого круга (обозначающего также небо), тогда как пассивное, женское начало (Инь) - черным квадратом (земля). Белый круг олицетворяет энергию и небесное влияние, а черный квадрат - земные силы. Взаимодействие, заключенное в их дуализме, представляется известным символом Ян-Инь, в виде круга, разделенного пополам волнистой линией. Белая половина (Ян) включает в себя черное пятно, а черная половина (Инь) - белое пятно. Эти два пятна обозначают постоянное присутствие в мужском начале женского, а в женском - мужского. Волнистая линия - это символ движения и взаимопроникновения. Будучи заключены в охватывающий их круг, эти 4 элемента + 1 выражают принцип пятеричности устройства мира. В китайской философии этот интегральный символ носит имя Тайцзи (Великий Предел) и обозначает вечный источник и первопричину всех вещей. Приглядитесь к этому символу - если его воспринимать как имеющий глубину, то он начинает выражать не столько кругооборот, сколько неразрывное единство двух - восходящей и нисходящей - спиралей. Белая по часовой стрелке поднимается вверх - к небу, а черная стекает вниз, к земле, двигаясь уже против часовой стрелки.
Спираль - это меняющийся цикл. Она может сворачиваться и разворачиваться, символизируя нисходящее (мы как бы проваливаемся в воронку) или восходящее, через раскрытие потенций, развитие. Спираль - символ развития и вечного изменения. Каждый виток - конец одного цикла и начало другого. Спираль - символ циклических ритмов: смена времен года, рост и убывание луны, рождение и смерть человека. Интересен знак двойной спирали, в которой оба элемента – саморазвертывание и самоконцентрация ("эволюция и инволюция") связаны в неразрывном единстве. В этом можно увидеть образ "становления и исчезновения" как процесса вечного круговорота, а также равновесие противоположностей (даосский знак "Ян-Инь" и др.). Спираль (пружина) - символ сжатой энергии.
С древнейших времен - символ жизненной силы, как на уровне Космоса, так и в микрокосмосе. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков до рисунков на человеческих пальцах и в двойной спирали молекулы ДНК, содержащейся в каждой клетке живого организма. Восходящая спираль - мужской, фаллический знак, нисходящая - женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения. Спираль как часть плавной и бесконечной линии символизирует также развитие, продолжение, непрерывность, центростремительное и центробежное движение, ритм дыхания или самой жизни.
Спираль можно завернуть как по часовой стрелке, так и против. И мистерии двух спиралей (или двух направлений) прослеживаются во многих культурах. По оценке П. Глобы, вращение спирали против часовой стрелки (совпадающее с направлением фашистской свастики) выражает примат эволюции общества, группы людей и негативно сказывается на эволюции индивидуума, полагая его всего лишь структурной единицей, не имеющей своего права голоса. А направление по часовой стрелке, напротив, утверждает индивидуальное развитие каждого человека, но при этом игнорируются общественные связи, контакты и интересы, что способно привести к анархии и развалу сообщества. Поэтому обе спирали должны выступать совместно, не создавая ситуаций, когда одна доминирует над другой. Тогда создаются гармоничные условия для развития как общества, так и отдельного человека.
Эта трактовка исходит из исторического примера нацизма, но мне представляется довольно поверхностной и ошибочной, поскольку противоречит логике более простых символов - стрелы и круга. Диктатуры Сталина и Мао не менее гитлеровской попирали индивидуальную свободу, однако при этом использовали совсем иную символику. Так что выведение символических принципов из примеров истории - довольно шаткий путь.
Логичнее связывать вращение по часовой стрелке с естественным ходом событий, а против часовой - с преодолением такого хода. Тогда как соотношение целого и части, общественной необходимости и личной свободы выносить в третье измерение, наподобие символа Тайцзи. Там, если приглядеться, два первоначала - Ян и Инь, представлены восходящей и нисходящей спиралями, которые закручены в разные стороны. При этом нисходящая (женская - Инь) ветвь выражает процессы упорядочивания и самоорганизации, свертки смысла, сохранения, ассимиляции. Восходящая (мужская - Ян) соответствует разворачивающимся процессам, расширению кругозора и экспансии, присвоению новых территорий, а также диссимиляции, разрушению и удалению всего отжившего и устарелого.
Примечательно, что ДНК живой клетки также состоит из двух спиралей, дополняющих друг друга и свернутых в спирали более высокого порядка. Вообще, спирали часто заворачиваются в другие спирали, те в третьи и т. п.: линия, являющаяся осевой для одной спирали, в ходе восходящего развития становится сама спиралью - идет процесс усложнения и объединения динамических элементов в более крупные образования.
Символ спирали уникален в своем роде. Спираль обладает статичностью (указывая основные этапы, за пределы которых нет выхода) и динамичностью (развертка процесса во времени). Она соединяет в себе окружность и прямую - две очень различные фигуры. Схематическим изображением спирали является вращающийся крест - свастика - один из древнейших знаков, встречающийся на всех континентах. Свастика была широко распространена и у славян. Достаточно указать хотя бы, что свастикой украшались резиденции Петра I; первые дензнаки Советской власти, имевшие хождение с 1918 по 1922 год, также были помечены свастикой.
Использование гитлеровцами свастики в качестве символа национального превосходства и геноцида осквернило этот символ в глазах остального человечества (заметим, что, в отличие от восточной, фашистская свастика закручена против часовой стрелки). И здесь я расскажу о любопытном примере борьбы со свастикой. Ведь сам по себе этот символ очень силен.
Психоаналитик В. Райх объяснил в своей книге, вышедшей в 1933 году, притягательное действие свастики на массы: "Она действует на подсознательные эмоции наблюдателя. Свастика - не что иное, как изображение обвившихся друг вокруг друга людей, схематическое, но в то же время вполне узнаваемое. Одна линия означает половой акт в горизонтальном, другая - в вертикальном положении. Можно предположить, что этот символ будоражит скрытые от нас самих струны в организме, притом тем больше, чем меньше удовлетворен человек, чем более он похотлив. Если же приписать этому знаку дополнительно идею верности и чести, то он сумеет удовлетворить и моральные сомнения и будет тем более охотно принят". В период распространения фашизма в Германии его сторонники часто рисовали свастику на стенах домов, заборах, вагонах поездов и т.п., тем самым распространяя дух своей идеологии.
В ответ антифашисты создали "Железный фронт", пропагандой в нем руководил выходец из России биолог Сергей Чахотин (за эффективность его прозвали "красный Геббельс"). Он и придумал символ антифашистской борьбы, способный подавить гитлеровскую настенную пропаганду. На свастику, намалеванную на заборе, сверху наносились три стрелы, параллельно идущие в направлении из левого нижнего угла в правый верхний. Как вы помните, эти символы означают активность, восхождение и обладание правотой. Нарисуйте такое сочетание - и вы сами убедитесь, что свастика повержена более сильным символом!!!
Свивающуюся и развивающуюся спираль включает в себя архетип Космического древа, олицетворяющего вечно возрождающуюся потенцию Вселенной. Если Космическое колесо только фиксирует повторяемость и цикличность вселенских событий, то растение раскрывает их во всем многоцветии и развитии. Колесо лишь монотонно вертится или катится, дерево же появляется из семени, растет, обретает сложную и постоянно меняющуюся структуру (корни, ствол, ветви, листва, плоды) и наконец умирает, оставляя после себя потомство. Древо - зримый символ развития, распространенный на всех континентах Старого и Нового Света.
Символы динамики можно применить для интерпретации результатов опроса, о которых говорилось в самом начале. Представьте себе спираль, растянутую вдоль оси времени.
Расположенная на этой оси стрела будет изображать движение к цели и соответствовать мироощущению тех, кто принимает на себя полную ответственность за события своей жизни.
Для тех, кто не может выпрыгнуть из навязанного сценария (барахтается или сплавляет себя по течению), динамику событий изобразит воронка спирали.
Кто вращается в одном и том же цикле событий - тот просто не замечает перемен, и для него витки спирали склеены в один цикл.
Игра случая - это хаос несвязанных стрелок. Коллективная импровизация - это сочетания взаимодействующих, но тоже довольно хаотичных стрелок. При таких мироощущениях вы не замечаете ни циклов, ни общей направленности хода событий.
Мне кажется, общая модель динамики сильно смахивает на задачу грузоперевозок по рекам. Допустим, вам нужно доставить груз из пункта А в пункт Б. Вы рисуете на карте стрелку, соединяющую эти два пункта. Затем начинаете искать водный маршрут, соответствующий этой стрелке. Затем начинаете движение по реке, стараясь держаться фарватера, огибая мели и рифы. На этот процесс накладываются различные циклы: смены дня и ночи, регулярного пополнения запасов топлива, питьевой воды и продовольствия в речных портах, посадки и высадки пассажиров-попутчиков и т.п.
И вот здесь очень важна работа автоматизмов подсознания. Для купца, у которого есть хороший капитан, достаточно начертить стрелку на карте - а все остальное сделается как бы само собой. И так далее по нисходящей лестнице пирамиды. К примеру, капитану не нужно заботиться о ежедневных циклах кормежки экипажа корабля - это дело судового кока. Но вся эта стройная система понятна только для информированных членов команды. Для скучающей пассажирки на верхней палубе и для кочегара в трюме дни слились в однообразный цикл. А для мальчишки, отправившегося странствовать зайцем, всё это представляется увлекательным и опасным хаосом событий, в котором нужно уцелеть и отыскать свою нишу (может, и юнгой в команду удастся пристроиться... ;0)
Как всё просто
удается - на словах и на бумаге:
Так легко на гладкой карте стрелку
начертить...
А потом идти придется через горы и овраги
Так что прежде, человечек, выучись ходить!
На этом пока всё, в
следующем выпуске мы завершим экскурс в
символику
рассмотрением знаков выбора и управления:
креста, сети и пирамиды...
* * *
В отношении управления меня давно занимает такой вопрос: Правда ли, что управление людьми обязательно связано с тайной? Виктор Конецкий, например, считал, что капитан корабля не может быть своим в доску для команды и обязан нести в себе толику непостижимого. А вы как думаете?
1. Управление - это манипулирование людьми, а потому всегда имеет тайное второе дно.
2. Управление должно быть с открытыми картами и исходить из общих интересов.
3. Управление - это
координация действий в соответствии с
планом.
Тайны, интересы - от лукавого...
4. Управление - это приложение власти. А власть - от Бога.
5. Иное (в этом случае укажите - какое).
Проставьте номера выбранных вами ответов в теме письма и пошлите автору.
(моя точка зрения представлена на http://www.feod.narod.ru )
До
новых встреч!
Юлий Феодоритов
mailto:feod@narod.ru
P.S.S. Звезда, циклы и символика рождения соединены Сергеем Карякиным вместе в синтетических символах для медитации. Мне понравилось... http://webs.silesnet.cz/sfinks/index_ru.html
P.S.S.S. Не хотел говорить, но не могу удержаться... ;0) Вот мы здесь рассуждали о символах динамики. Много любопытного, но мелковато - вы не находите? При всем уважении к Тайцзи вынужден констатировать, что не удалось найти символа равного по мощи пентаграмме. Я только обнаружил две попытки создания такого символа. Это упоминания о спиралоидной дуплекс-сфере Игоря Шмелева и дуплекс-сфере Михаила Перепелицына. О дуплекс-сфере писал ещё Виктор Токарчук. Но информации об этих проектах крайне мало, так что пока воздержусь от комментариев. Может, кто-то поможет и пришлет необходимые описания?..
А для любопытных - можете скачать анимированную картинку, на которой "Дыхание Брамы" изображается как циклическая развертка-свертка спирали на торе. Забавно то, что активная точка на картинке движется только вперед, не подозревая о циклах и восходящем-нисходящем развитии, однако геометрия пространства такова, что в итоге получается пульсирующая спираль (152 кб): images/Brama.zip