Зареалье:
феномены сети и технологии работы с ними
Цикл # IQ Опыт 12-3
Крест, сеть и пирамида
Дороги
длинные не нами придуманы.
Одето их кружево
На шар земной...
Символистика - необъятный материк, в котором можно запросто потерять голову и забыть, зачем туда пришел. А нас ждут другие темы цикла "IQ" и прочих циклов, гораздых на розыгрыши и провокации. Поэтому настоящий выпуск завершит обзор магии символов, и мы далее займемся гипермедийными картоидами, где эта магия начнет приносить практическую пользу.
Итак, символы выбора и управления: крест, сеть и пирамида. Неделю назад я обратился к членам клуба нашей рассылки с вопросом о том, как они представляют себе суть управления. Заметное большинство (свыше 60%) относят его к таинству манипулирования людьми. Второе место (менее 30%) заняла "инженерная" точка зрения, согласно которой это информационный процесс планирования и координации исполнения. Остальные варианты оказались малозначимы. Из присланных особых мнений отмечу такое: "Управление людьми - это ответственность и часто сделка с совестью". Давайте посмотрим, что на этот счет можно узнать в символистике...
С чего начинаются многие русские былины? Богатырь стоит перед выбором, решая, пойти ли ему налево, направо или прямо. Вспомним ещё дорогу, по которой он пришел к перекрестку, - и нам не избежать вывода, что былинный герой находится в центре креста.
Крест и есть древнейший символ выбора. Он не только изображает перекресток на пересечении двух дорог, но и сам выбор - это когда крестиком помечают какую-то вещь, выделяя её среди подобных. Самый универсальный среди простых символических знаков, отнюдь не ограниченный сферой христианства. Прежде всего он изображает ориентировку в пространстве, точку пересечения верха/низа и правого/левого направлений. Если рассматривать только его концы (стороны света), он представляет четверичность, но с учетом точки пересечения - также и пятеричность мироустройства. Центр креста символизирует объединяющее начало мира, Бога, а его вертикальная линия - Ось мира. Во многих культурах изображения системы мира часто даны в крестообразном оформлении. Крест внутри круга (колесный крест), имея космологическое значение, является также символом деления года на четыре сезона. Перепутья, т. е. перекрестки, часто связываются с местами пересечения путей живых и мертвых, например в символике африканских народов. Упоминания перекрестков включались в магические заклинания для зачаровывания духов, которые не решались, по какому пути пойти. Крест, увенчанный кругом или овалом, это египетский крест жизни (анхкрест), который часто изображается в руках богов или фараонов. В Египте он понимался как ключ, которым открываются врата к божественному знанию (Т-образная часть символически связывалась с мудростью, а кружок - с вечным началом); связь креста с ключом отмечена и для других традиций. В наше время анхкрест - излюбленная эмблема эзотерических групп, которые ссылаются на "древнюю мудрость".
Сразу оговорюсь, что у креста есть масса других толкований. Одни исследователи видят в нем образ летящей птицы-солнца, другие - наложение брусков для добывания огня. Крест - это буква "Х", Христос, распятие. А кроме того: знак плюс, вышивка крестиком, аллюр три креста, ХХХ как знак запрета, декартова система координат, подпись у неграмотных и многое-многое другое... (есть даже интерпретация христианского креста как символа соотнесения основных физических констант и законов сохранения http://demiurg-vatt.chat.ru/P2-2-2.HTM )
Но в качестве символа управления - это именно зона пересечения двух линий, двух направлений. Перепутье. Заметим, что на пересечении торговых путей возникали города. Почему? Да потому, что именно там осуществлялся обмен товаров, там концентрировались ресурсы, там под защитой стен и закона можно было приготовиться к отправке каравана. Т.е. крест в данном случае обозначает узел суммации и распределения ресурсов - великолепную основу для любого управления. Отсюда же и знак "+" как операция суммирования в арифметике. (Богатырь на перепутьи - это ресурс, который не знает, куда ему направиться. Сигналом управления служит вещий камень с инструкциями и предсказаниями ;0)
У креста есть еще один важный смысл,
повышающий его значение в качестве символа
управления. Это ориентация в пространстве и
концентрация внимания. Декартовы оси
абсцисс и ординат, перекрестие оптического
прицела - характерные примеры такого
применения креста. Линии сходятся в одной
точке, узле - туда и стягивается область
внимания. Концентрация внимания - это
именно сужение поля внимания, вплоть до
точки.
Одновременно крест способствует и
дополнительному к концентрации процессу -
систематизации объектов, давая основания
для их размещения и соотнесения в системе
координат.
Ситуацию выбора, вообще говоря, задают и Т-, и Y-образные символы. Но крест проще в написании и богаче по внутреннему содержанию. В нем встречаются и переходят друг в друга противоположности. Одновременно он - знак запрета, знак тайны. В этом отношении особое значение имеет косой крест. Он способен закрывать собой пространство, поскольку выражает идею динамического универсума, сочетания восходящей и нисходящей спиралей. Если круг очерчивает границы области, то косой крест закрывает эту область, исчерпывая всё её содержание. При этом он присваивает всей области то качество, которое мы с этим крестом связываем. В самом общем смысле - это знак суверенитета, собственности и тайны свободного выбора.
Сеть - это множество сцепленных между собой крестов, образующих ячейки для размещения предметов и их соотнесения между собой. Да-да... Это хорошо знакомая нам таблица. Функция систематизации предметов, отмеченная выше в семантике креста, здесь находит полное выражение в матричной структуре.
Архетип сети связан также с ловлей рыбы и с просеиванием решетом муки. Решето, решетка, сеть - способ отбраковки, отсеивания нужного от ненужного, улавливания и придания новых смыслов избранным множествам.
Можно заметить, что Интернет как всепланетная информационная Сеть, вылавливает из человечества избранное сообщество людей - нас с вами ;0) - и придает им новое качество. Узлами этой сети служат веб-сайты. Большинство таких узлов подобны планетам, которые вы посещаете в ходе своих путешествий. Но есть и звезды, свет которых сам находит вас. Забудем пока о палящих и назойливых звездах-спаммерах, от которых мы укрываемся огненными стенами (firewall) и другими зонтиками. Это обратная сторона. Лучше вспомним о почтовых рассылках... ;0)
У сети есть ещё один образ - соты, хранилища, в которых пчелы накапливают и сохраняют мед. И они обладают притягательной силой не только для самих пчел, но и для медведей. ;0) Что же до людей... - скажите, почему столько фанатов кроссвордов?
Итак, сети - это кружева дорог, коммуникаций. И одновременно это соты для сбора ценностей. Если крест мы понимали как узел концентрации и распределения ресурсов, то сеть - распределенное в пространстве множество крестов, связанных вместе в систему.
Изначально сеть рассматривается как однородная система, не имеющая выделенного центра. Подобно сети рыбака она закрывает собой семантическое пространство и служит ловле (отбору) избранных смыслов. Но как только в сеть попадает косяк рыбы, у неё обнаруживается центр - горловина, которая стягивается и превращает сеть в мешок. Появление в сети центра, а точнее иерархии центров, создает в ней пирамидальную структуру.
Простейшим символом иерархии является треугольник с выделенной вершиной, которой подчинены две остальные вершины, лежащие в его основании. Треугольник нередко используется как символ самосознания личности и даже божественной души (тогда у его главной вершины помещают глаз, от которого исходит сияние). В трехмерном пространстве той же цели служит образ пирамиды. Посмотрите на обратную сторону банкноты в 1 доллар США - именно такая "глазастая" пирамида там изображена.
Со времен египетских фараонов, т.е.
уже 5 тыс. лет (!), с пирамидами связывают
представления о власти и творимых ею
чудесах. Да и сами пирамиды как
циклопические сооружения - чудеса света. На территории Египта насчитывается 34 пирамиды, в Латинской Америке их - 16. А на Тибете, на сравнительно небольшом участке,
экспедицией Э. Мулдашева их было обнаружено более
100, причем более древних, чем египетские, и
высотой до 1800 м (пирамида Хеопса 146 м). Но
этого мало, пирамид должно быть как можно
больше - считает А. Голод, энтузиаст пирамидостроения:
"Основная рабочая
гипотеза, с которой мы работаем уже много
лет звучит примерно так: представим себе
Пространство вокруг нас. Для наглядности
разобьем его на кубики. Мы увидим ровные
плоскости, четкие, стройные линии - полная
гармония вокруг. Теперь поставим рядом
кривое зеркало и заглянем в него. Мы увидим,
как эти ровные, стройные линии и плоскости
искривились, поплыли. Вот и модель
искривленного Пространства. Человек в
искривленном Пространстве, структура
которого отклонилась от состояния Гармонии,
теряет ориентиры, он живет как в тумане,
становится неадекватен своей человеческой
сущности. Следствием искривления
Пространства, отклонения его структуры от
состояния Гармонии являются все земные
неприятности: болезни, эпидемии,
преступность, землетрясения, войны,
региональные конфликты, социальная
напряженность, экономические катаклизмы,
бездуховность, падение нравственности.
Пирамида в зоне своей деятельности прямо,
либо опосредованно исправляет структуру
Пространства, приближает его к состоянию
Гармонии. Все, что находится, либо попадает в
это Пространство, начинает развиваться в
направлении Гармонии. При этом вероятность
возникновения всех перечисленных
неприятностей падает. Динамика смягчения и
ликвидации всех негативных проявлений
существенно зависит от размера Пирамиды, ее
ориентации в пространстве и соблюдения
всех геометрических соотношений". (http://www.tigers.ru/inters/russian.html)
Здесь я не берусь судить об истинности
этих воззрений - мне достаточно того факта,
что подобные взгляды имеют глубокие
исторические корни и обладают заметным
влиянием на умы наших современников: книги
Мулдашева о сенсационных открытиях в
Тибете пользуются читательским спросом, а
Голод заряжает в пирамидах вещи и продукты
питания целебной энергией и продает их по
"эксклюзивной" цене, собирая средства на
строительство новых пирамид (http://aferizm.ru/gadal.htm#a5).
Для понимания роли треугольных и пирамидальных форм в визуализации важно понять, какие же процессы, отношения и закономерности они выражают и какое место этих процессов в нашей жизни.
Треугольники, пирамиды, деревья являются символами размножающихся или ветвящихся процессов. Их ещё называют цепными реакциями. Взрывы и лавины в неживой природе, эпидемии в биосфере, слухи, мода и прочие формы "эпидемий" психических вирусов в обществе - примеры стихийных цепных реакций. Такие процессы обладают колоссальной силой и энергией, поскольку умножают число своих активных агентов. Высвобождение этой энергии разрушительно действует на окружающую среду - при взрыве, например, или пандемии, или революции, или эскалации военного конфликта.
Но если ветвящийся процесс поддается регулированию, то он способен принести колоссальную пользу. В ядерных реакторах цепная реакция сдерживается за счет стержней-поглотителей нейтронов. В двигателях внутреннего сгорания - путем дозирования порций топлива, взрывающихся в цилиндрах. В социальных процессах - через законы для законопослушных и правоохранительную систему для всех остальных.
Вот этот принцип "сдержанной силы" и выражает собой пирамида. Расширяясь сверху вниз она символизирует умножение силы. А будучи ограничена основанием, устанавливает предел такого умножения, локальный и регулируемый способ его действия.
Необходимо упомянуть и о перевернутой пирамиде или треугольнике. При естественном движении взгляда сверху вниз она читается как символ упаковки, концентрации. Фаллическое толкование этих символов (везде оно пролезает ;0) связывает прямую пирамиду с мужским знаком, а перевернутую с женским. Наложение этих знаков трактуется как сами понимаете что. Но если отойти от примитивного натурализма, то в сочетании прямого и обратного треугольников (а в одном из вариантов такого сочетания мы получаем знаменитый Щит Давида) вполне можно различить всё то же единство восходящей и нисходящей спиралей, что и в Инь-Ян.
Если пирамиду спроецировать на плоскость, лежащую в основании, то её элементы отобразятся как область сгущения сети, причем чем ближе к вершине (центру) пирамиды, тем ячейки будут меньше и теснее расположены. Такие структуры характерны для карты дорог: мелкие улочки в центре города, проспекты на окраинах и шоссе в пригородах. Аналогичные сети обнаруживаются и в других иерархиях: тонкие, сложные, уникальные информационные процессы в центре и типизированные, массовидные, физические на периферии.
Возьмем цепочку: изобретение - проект - опытный образец - серийное производство. Она обнаруживает ту же структуру, что и карта дорог, - пирамидальную или иерархическую. Уместно спросить: почему же тогда изобретатели не являются, образно выражаясь, фараонами производственных империй?
Этот вопрос, несмотря на шутливую форму, имеет фундаментальное значение для понимания сути экономических процессов и притягивания денег в ваш кошелек. Ответ на него мы построим в виде символической карты в следующем выпуске.
* * *
А пока приглашаю задуматься вот над таким вопросом: Откуда берутся деньги в вашем кошельке?
1. Это плата за муки труда.
2. Это участие в доходе фирмы, оговоренное в трудовом соглашении.
3. Это пропуск в синекуру, полученный по знакомству.
4. Это знак любви и уважения со стороны спонсора (родителей).
5. Иное (в этом случае укажите - какое).
Проставьте номера выбранных вами ответов в теме письма и пошлите автору.
Кстати, вспомнилась притча о каменщиках собора Нотр Дам де Пари (а строили шедевр готической архитектуры 123 года с 1163 по 1285 г.). На вопрос о том, чем они заняты, один ответил "мучаюсь", другой - "зарабатываю на жизнь", третий - "строю собор на века"... ;0)
До
новых встреч!
Юлий Феодоритов
mailto:feod@narod.ru
P.S. Мы закончили путешествие по миру символики - на память о нем осталась галерея символов, собранных на просторах Сети. Там вы увидите самые интересные образы, которые мне удалось найти. От цветка жизни до портрета Духа Интернета. Заходите полюбуйтесь...