Зареалье: феномены сети и технологии работы с ними
Цикл # IQ     Опыт 12-5

Мудрость картоидов и Explain

Скорее это выход для эмоций,
Что душу в неизвестное ведут
И нам на картах тайных наших лоций
Прокладывают истинный маршрут...
(А.Вулах)

 

Эврика! Маленькое, но гениальное открытие: лучше ехать на велосипеде, чем идти пешком

Исходя из этой житейской мудрости, давайте освоим "велосипед" - редактор картоидов - а потом уже продолжим опыты составления схем и визуализации на их основе.

Идея использования схем и рисунков для лучшего изложения знаний не нова ее применяют при обучении испокон веков. Но только сравнительно недавно ее стали изучать и развивать как особый метод мышления. На Западе это течение получило названия "concept mapping", "mind mapping" его зарождение связывают с работами Джозефа Новака, выполненными в Корнельском университете (США) в 60-х годах ХХ века, а современную реализацию - с методиками английского психолога Тони Бьюзена, признанного лидера в этой области. В России примерно в это же время похожие идеи получили выражение в теоретических работах Г.П. Мельникова и П.Г. Кузнецова по системологии и широко использовались Г.П. Щедровицким и его последователями в организационно-деятельностных играх (существует даже музей схем Щедровицкого).

Вкратце техника "concept mapping" состоит в визуализации - сопровождении мыслительного процесса рисованием блок-схем, которые фиксируют все новые мысли, заключения и переходы между ними. При этом начинает активнее работать обычно заторможенное правое полушарие мозга, и становится сильнее интуиция функция мышления, локализованная именно в этом полушарии.

Большинство компьютерных программ, созданных для "concept mapping", этим и ограничиваются. Однако если нанести логические схемы на изображение-подложку, то может открыться еще один пласт способностей правого полушария мозга а именно, способности к целостному восприятию. Сравнивая два полушария, психологи отмечают: левое полушарие видит множество деревьев, а вот лес способно увидеть только правое.

Вот что говорит Эдвард де Боно, мэтр исследований в области обучения мышлению как навыку: 

"Слишком часто мы путаем "мудрость" и "сообразительность". Мы концентрируемся на сообразительности и пренебрегаем мудростью, потому что верим, что необходимо быть старым для того, чтобы быть мудрым. Сообразительность имеет отношение к решению сложных головоломок технических вопросов. Сообразительность схожа с фокусирующей линзой, которая видит детали, но неспособна воспринять полную картину. Мудрость схожа с линзой широкоформатного фотоаппарата. Мудрость это то, в чем мы нуждаемся для обдумывания обычных вопросов повседневной жизни, от маленьких решений до самых крупных".

Итак, психологи уверяют нас, что визуализация мышления в блок-схемах делает нас сообразительнее, а использование целостного восприятия в картоидах - еще и мудрее

Чтобы проверить, так ли это, нужно приобрести некоторый опыт работы со схемами. Можно, конечно, вооружиться бумагой, карандашом и ластиком, но для ХХI века это как-то архаично.  Придется освоить какой-нибудь компьютерный редактор картоидов, благо таких программ создано множество. Недавно я задался целью собрать все известные в этой области. Собралась коллекция из 33 образцов во главе с массивной (300 Мб) MS Visio. А среди прочих - MindMap, Mindjet, Inspiration, RFFLow, TheBrain, Axon...  Почти все эти программы стоят от $100 и выше. Мне же больше понравилась бесплатная отечественная Explain, разработанная Олегом Набатовым из Марий Эл. Она чем-то напомнила трехлинейную винтовку или автомат Калашникова - вместо 300 Мб всего 0,7 Мб, а толку больше... ;0)

Интерфейс Explain  в отличие от аналогичных программ не перегружен инструментарием, меньше утомляет зрение - и в то же время все инструменты под рукой через контекстные меню. Можно добавлять картинки к объектам, использовать динамическую раскраску, легко переходить от одного картоида к другому, запускать ассоциированные программы и гиперссылки. Freeware. Дистрибутив (0,7 Мб) можно взять отсюда.   После установки занимает менее 1 Мб.

 При загрузке программы высвечивается чистое рабочее поле и точка help, являющаяся гиперссылкой для перехода к руководству пользователя и основным примерам, заготовленным автором. 

Как видите, в этих инструкциях всё просто и наглядно изложено. Достаточно загрузить рисунок на рабочее поле (через контекстное меню) и далее двойным щелчком мыши создавать на нем точки с комментариями. Точки можно буксировать традиционным способом, а при нажатой правой кнопке мыши протягивать ориентированные связи между ними. Если ваш картоид очень велик, то роликом прокрутки мыши можно менять масштаб изображения или же буксировать рабочую область экрана к интересующему вас участку. 

Кроме того, у точек есть собственные меню, через которые регулируется цвет и форма точки, даются развернутые текстовые комментарии в дополнительном окне, а также гиперссылки на другие картоиды или файлы, странички сайтов и исполняемые программы. К связи можно добавить надписи, промежуточный объект, а также свернуть связь в одну точку. Всё остальное не требует пояснений - достаточно 10 минут поработать с программой, как она станет интуитивно прозрачной. Обратите внимание на планочку в самом низу окошка контекстного меню - такого сверхкомпактного интерфейса я нигде не встречал (браво, Олег Набатов!!!).

Добавлю лишь, что рисунки в формате BMP к точкам лучше подбирать размером что-то около 80х80, а на общий фон 200х200 пикселей. Иначе вам придется менять масштаб. 

Вышесказанное относилось к редактированию картоидов. Но Explain напоминает кентавра - у него есть и другая сущность: видеосинтез и расчет логических схем. Дело в том, что связывая точки в схему, вы тем самым строите нейросеть. Два нижних движка на меню точки отвечают за выбор между функциями И/ИЛИ при логических вычислениях в сетях и за перевод точки в режим логической константы (истина = +1, ложь = -1) – в этом случае сигналы по исходящим связям не зависят от значений входов. Кстати, сами связи имеют настройку: сигнал в них может менять знак. 

Вполне вероятно, что расчет таких схем может пригодиться при решении логических задач. Но в отношении картоидов я пока увидел лишь одну выгоду - можно подобрать такие параметры связей и точек, что последние будут периодически менять свой цвет - возникает иллюминация, приятно оживляющая вид картоидов (а что -  дело стоит того, посудите хотя бы, сколько денег тратят городские власти на иллюминацию улиц в дни праздников ;0). 

Но имейте в виду, что расчет нейросетей сильно загружает процессор. Поэтому неиспользуемые схемы из окна программы советую убирать, да и Explain лучше не использовать в параллель с другими программами - иначе те будут ощутимо тормозить. Впрочем, если рабочие точки-нейроны вы через контекстное меню замените спецобъектами (константами или пирамидками), то нагрузка на процессор резко упадет. 

Однако вернемся к так называемым "ментальным картам" или "картам памяти" Т. Бьюзена. На сайтах, посвященных "Mind Mapping", накоплены обширные коллекции удачных схем в качестве примеров применения этой технологии. Большинство из них можно свести к двум обобщенным типам: 

1. Это иерархические или древовидные структуры, используемые при разборе ситуаций "от общего к частному" или для конкретизации, развития, вариации исходной идеи. Большинство программ "concept mapping" так и построены изначально: в центр экрана помещается крупное ядро исходной идеи, а от него надстраиваются все более тонкие веточки уточнений и вариаций. Заметим, что подобное строение картоида как раз отвечает требованию объединения множества идей в одно целое. 
Гораздо реже встречается применение аналогичных структур при движении от частного к общему, т.е. изначально вам известна только отдаленная веточка, но, двигаясь по ней к центру, мы постепенно достраиваем ранее неизвестные ответвления и в итоге, достигнув корня дерева, можем уже осваивать его в обычном порядке. 

2. Это цепочки событий-переходов, соединяющиеся в циклы или более сложные сети. Тем самым удается фиксировать и охватывать вниманием причинно-следственные зависимости и сложные планы работ. Вот для таких схем довольно часто применяется процедура реконструкции системы по ее части. Например, сначала задаются в качестве объектов исходные условия и цель, а потом выстраивается план достижения цели как поэтапного перехода от исходных условий через промежуточные к конечным. 
В качестве примера "Синтез решений", включенного в инсталляционный пакет, приведена схема метода решения задач "От ПИРа к РЕКОРДу" И.М. Сыроежина (утверждается, что он дает вдвое более эффективные решения по сравнению с традиционным методом "расшивки узких мест"). 

Если обратиться к системологии Г.П. Мельникова, то к этим двум обобщенным классам схем следовало бы добавить еще один, связанный с процессами адаптации. 

3. Представим себе целостную систему или циклический процесс, в котором один из элементов выпал. Тогда если поместить на его место некий другой элемент, то он попадет в узел связей, которыми целое детерминирует функционирование этого элемента. Вот этот общий запрос к элементу, задающий направление его адаптации к требованиям системы, Мельников называл "детерминантой". Детерминанту можно изобразить графически – как круг объектов, внутрь которого попадает новый элемент и по отношению к которым он должен определиться: какие связи и с какими объектами следует устанавливать, а какие нужно игнорировать. 
Такие схемы полезны для налаживания ассимиляции новых элементов (например, при критическом освоении новых знаний). Пример схемы-детерминанты также включен в исходный пакет схем под именем "Сбор информации". Работа с этой схемой на паре десятков элементов, как показывает практика, прочно поселяет её в ум пользователя и позволяет более рационально организовать сбор новых знаний, избавиться от "информационного плюшкинизма". 

Вышеизложенные примеры касались пока только блок-схем. А как же насчет изображений-подложек и обещанной де Боно мудрости? Каковы условия, при которых сплав образа и слова оказывается эффективным? 

Ответ на этот вопрос зависит от авторской задачи и принятого стиля оформления мысли. Часто образная подложка выбирается такой, чтобы служить объединению текстовых включений в единое целое. Первое и всем хорошо известное применение подобных картоидов – это путешествие по географическим картам
На карту или схему транспортных коммуникаций нанесите тексты с указанием длительности и стоимости проезда по отдельным участкам, местными достопримечательностями и т.п. - и у вас появится возможность сравнивать альтернативы маршрутов и выбирать наиболее удобный вариант для, например, туристической поездки. Без карты эту работу осуществить было бы гораздо труднее. 
Этот же подход распространим и на более широкий круг задач, если удается подыскать образы, способные служить связующей основой для текстовых включений. Для одних задач это могут быть фотографии или графики изучаемых процессов, для других – структурные схемы или чертежи изучаемых или конструируемых систем, для третьих – сетевые графики работ или блок-схемы исполняемых программ. Перечень можно продолжать достаточно долго. 
В любом случае на исходный образ (подложку) впоследствии наносятся пометки с комментариями, наблюдениями, уточнениями – и все эти мелкие факты, будучи привязаны к фрагментам единого образа, гораздо легче укладываются в памяти (здесь картоид как бы увеличивает оперативную память человека) и точнее соотносятся друг с другом и с общей картиной (срабатывает эффект целого – у массы деталей появляются системные или эмерджентные свойства, становятся видны недостающие звенья). 

Впрочем, говоря о мудрости, де Боно имел в виду нечто другое. В его модели обстоятельства замыкают человека в "логические пузырьки", которые резко сужают его способность понять мышление других людей, обстоятельства жизни и деятельности которых иные. Картоид будет способствовать выходу за пределы вашего "логического пузырька" и мудрому анализу ситуации, если образ, который вы поместите в качестве фона, будет напоминать вам о других точках зрения, концепциях и парадигмах. Для этого может быть полезно: 

Экскурсы в символистику, совершённые в предыдущих трех выпусках, позволяют добавить ещё несколько ориентиров:

Но это, так сказать, общие соображения. Их реализацию мы рассмотрим в двух следующих выпусках. Первой на очереди будет пирамидальная карта здоровья (в ней снова зазвучит гипертекстовая майевтика). Эту карту мы научимся собирать и откроем её связь с таинственным и боготворимым "Цветком Жизни". 

* * *

Увлекательных приключений всем в Зареалье Сети!

До новых встреч!
Юлий Феодоритов

mailto:feod@narod.ru

P.S. Рад, что у большинства не возникло проблем с получением дистрибутива Explain. Об этом говорят ответы на прошлый "вопрос недели".

А теперь хотелось бы узнать вот что: испытали ли вы стресс от теракта в театральном центре и массовой гибели заложников? В следующем выпуске мы обсудим темы здоровья и судьбы - ваши ответы зададут тон этому обсуждению:

1 - да,

2 - нет,

3 - не понимаю вопроса,

4 - ужас не покидает меня до сих пор,

5 - иное (укажите что).

Проставьте номер выбранного вами варианта в теме бланка письма и отошлите автору.

 Источники   

Теории, концепции, прогнозы

Феномены Сети и компьютинга

На главную

Рейтинг@Mail.ru

Сайт создан в системе uCoz