Зареалье: феномены Сети и технологии
работы с ними
Цикл # IQ Выпуск 13
Калькуляторы ХХI века
Калькуляторы
вошли в нашу жизнь, как пуговицы - мы их не
замечаем, но они везде. В совсем недалеком
прошлом остались счеты, железный Феликс (если
кто помнит, был такой увесистый
механический арифмометр) и метровой длины
логарифмические линейки для расчетов
повышенной точности.
Проведем
небольшой эксперимент. Попробуем
перемножить три трехзначных числа
столбиком или при помощи калькулятора.
Столбиком это занимает около 210 секунд, а на
калькуляторе - 14, причем существенно
уменьшается вероятность ошибиться в
расчетах. Налицо ускорение мысли в 15 раз!
Могут возразить, что это
простые вычисления, а никакое не мышление.
Позвольте-позвольте... Испокон веков работа
расчетчика относилась к самым, что ни на
есть умственным занятиям, а в древнем
Египте - даже к священным, которое можно
было доверять только жрецам. А бухгалтеры -
они разве не мыслят? Еще как! Некоторых даже
через Интерпол разыскивают, настолько они
опередили свое время ;-).
Однако повсеместно
распространенные калькуляторы - давно
пройденный этап. Если их уподобить
дедушкиной берданке, то в настоящем выпуске
речь пойдет об умственном вооружении
гораздо большей силы - от автомата
Калашникова и выше. Все больше появляется
программ, оснащающих калькуляторы
функциями алгебры и высшей математики. Но
вот выйдут ли они за рамки научных и
инженерных расчетов?
Математика
пока еще очень слабо проникла в
повседневную жизнь людей. Им вполне
достаточно арифметики. А математические
знания, полученные людьми после 4-го класса,
лежат в их головах мертвым грузом, не находя
личного применения.
В этой ситуации заложен колоссальный
потенциал: с одной стороны, люди хотели бы
оправдать годы цветущей юности,
потраченные на обучение, и с пользой
применить к своей жизни полученные знания (но
не знают, как это сделать). С другой, наукой
накоплен невообразимый багаж методов и
моделей, пока еще совсем мало приложимых к
организации жизни. Мы посылаем зонды к
Юпитеру, но не в состоянии предотвратить, к
примеру, распад семей или смертельные
заболевания. Существует множество методик
правильной жизни, но ими же никто не
пользуется!
Программы, претендующие называться новым поколением калькуляторов, позволяют по-новому подойти к этой проблеме.
Advanced Grapher
- предтеча калькуляторов ХХI века.
Представляем
программу:
версия
2.06
для Windows 9x/Me/NT/2000/ХР
Разработчик:
Михаил Серпик.
Условия распространения: версия для граждан и
организаций (!) России.
Web-сайт:
http://www.serpik.com
Знакомство
с программой начинаешь с чувством
удивления. Раньше приходилось встречать,
когда российские программисты для нищих
сограждан делали скидку и давали им право
на бесплатное пользование плодом своих
трудов. Но чтобы автор давал такое право и
организациям - такое встретилось впервые.
Здесь, похоже, вмешалось какое-то другое
мировоззрение. Впрочем, разбежаться
фантазии о высоком патриотизме автора не
дает одно обстоятельство - help
у программы существует на английском и иных
языках, а на русском такого не значится. Или
автор думает, что русский смекнет, что к
чему, и без всякого help'a?
;-)) Во всяком случае, освоить программу не
так просто, как предыдущую,
да и интерфейс ее гораздо скупее на
нарядные удобства, чем у конкурентов. Но зато визуальные и
аналитические возможности
Advanced Grapher настолько выше близлежащих аналогов,
что невольно возникло сравнение с орлом в
стае первых ласточек. Отмечу
три, на мой взгляд, главных преимущества: 1)
программа не только позволяет совмещать
множество графиков, но дает средства
вычисления точек их пересечения, нулей и
экстремумов, строит графики производных и
интегралов, то есть дает мощный аппарат
исследования систем функций, решения
уравнений и неравенств, 2) если зависимость
двух величин задана набором точек, то можно
автоматически подобрать вид формулы,
связывающей эти величины и оценить ошибку
такого приближения (регрессионный анализ),
3) к любой точке графика можно поместить
численные или текстовые примечания и при
необходимости отбуксировать их в более
подходящие места, что дает возможность на
картоидах объединять визуальную и
символическую информацию. Все это
открывает невиданные ранее возможности для
сплава математического и житейски-практического
мышления.
Визуализацией вычислений для практически значимых задач мы займемся в последующей серии опытов, а пока маленькая иллюстрация...
Рассмотрим весьма принципиальную задачу - о распределении ресурсов между текущей работой и работой по созданию и поддержанию рабочего потенциала. Грустно признавать, но факт, что множество людей никак не оптимизирует свою деятельность по этому параметру. От этого утрачивается здоровье, квалификация, творческий потенциал, а в более широком плане - от этого разваливаются семьи, коллективы, государства.… Те же, кто оптимизирует, придерживаясь законов гармонии, напротив, процветают. Эти законы, наподобие "золотого сечения", существуют независимо от воли и пристрастий людей.
Сконструируем
функцию, связывающую вход (ресурсы) и выход (эффект)
изучаемой системы. Простейшая, но вполне
реальная модель такова: эффект (Y)
в какой-то интервал времени равен
произведению потенциала
(оснащенности, квалификации, здоровья),
определяющего скорость или
производительность работ, (K)
на вложенный живой
труд, характеризующий фронт работ или
число исполнителей, (L).
Y=K·L
Опять же
простейшая, но реальная - прямая
пропорциональная зависимость K и L от
объема ресурсов, выделенных,
соответственно, на потенциал (обозначим
этот объем величиной "х"), и на большее
или меньшее число выполняемых элементарных
задач в текущей деятельности. Допустим, что
наш драгоценный ресурс (время, деньги, объем
внимания, поле контактов и др.), который мы
собираемся распределять, поделен на 100
частей в адекватных ему условных единицах
измерений. На живой
труд, как мы условились, выделяются ресурсы
в объеме (100 - х). Получаем:
Y = k1
· k2
· x
· (100 - x)
Для визуализации этой задачи нам будет достаточно знаний планиметрии в объеме 4-го класса средней школы. Это не что иное как поиск фигуры с наибольшей площадью среди прямоугольников равного периметра. Такой фигурой, как всем известно, является квадрат. Отсюда важнейшее следствие: половину имеющихся ресурсов целесообразно выделять не на собственно работу, а на потенциал, влияющий на её скорость.
Примечательно, что почти все, кто ответил на вопрос предыдущей недели, выбрали "вариант лентяев" - половину ресурсов в резерве. Иными словами, наша интуиция ориентирует именно на такой оптимум. Другое дело, что вы будете вкладывать в понятия "потенциал" и "работа" - организм вполне может оптимизировать задачу откладывания жировых запасов на случай зимней бескормицы, а вовсе не повышения вашей работоспособности для стремительной карьеры... ;0) С вашими приоритетами - вам и разбираться...
В следующем выпуске мы вернемся к этой задаче уже вооруженные экономическими моделями и Advanced Grapher. Но нам пригодится и ещё одна программа, позволяющая привязывать модели к имеющейся эмпирической базе. Если вы хотите освоить этот метод, то скачайте заранее программу PF_lite (591 Кб) Николая Рыкова отсюда: http://www.pro-356.narod.ru/prog.htm
* * *
Вопрос недели я хотел бы адресовать тем, кто ворчит по поводу "зауми" и "бреда" темы "Визуализация", которую мы завершили накануне.
Символистика, как и Восток, - дело тонкое... В связи с ними вот такой вопрос:
Нужно ли придерживаться популярного, т.е. облегченного изложения тем?
1. Да
, иначе ничего не понятно.2. Нет
, надо излагать возможно проще, но адекватно затрагиваемым проблемам.3.
Нет, надо изъясняться солиднее, с обоснованием тезисов и указанием источников.4. Иное (в этом случае укажите - что именно).
Проставьте номера
выбранных вами ответов в теме письма и
пошлите автору.
До
новых встреч!
Юлий Феодоритов
mailto:feod@narod.ru