Зареалье: феномены Сети и технологии
работы с ними
Цикл # IQ Выпуск 15
Аксиологическая коммуникация
Привет искателям Зареалья!
Поговорим об аксиологии - теме таинственной и туманной. Говоря проще, о ценностях и оценках.
В прошлом выпуске был задан вопрос о вашем отношении к оценкам. Ответы распределились так: треть ответивших за осторожный вариант "не судите - и не судимы будете"; две трети готовы оценивать, но по-разному. Большинство из этой категории людей связывают право на оценку со свободой личности и с её духовным развитием, но стоят как бы в сторонке, размышляя и рефлектируя. И только один из трех потенциальных судей открыто заявляет о своей готовности отвечать за собственные решения.
Аксиология – самый загадочный из трех основных разделов философии. Два других – онтология (как устроен мир) и гносеология (как устроено мышление) гораздо более понятны и разработаны.
Аксиология представляет собой учение о ценностях и целесообразности. Она пытается осмыслить мир и мышление, отвечая на вопросы "зачем", "для чего", "с какой целью". В объективном мире аксиология охватывает все искусственные, т.е. организованные извне системы, и системы самоорганизующиеся, в т.ч. все живые. В субъективном мире аксиология исследует всяческие оценки полезности, желания, цели и связанные с ними эмоции.
В марксистской философии само существование этого раздела отрицалось, и аксиология причислялась к сонму буржуазных лженаук, наряду с генетикой и кибернетикой. И это легко объяснимо: свободное исследование того, что человек хочет от окружающего его мира и что мир хочет от него, расценивалось партийными идеологами как кощунственное вторжение в их святая святых.
Выделение аксиологии в самостоятельный раздел философии относят к началу ХХ века. В первой трети XX в. аксиология пережила самый настоящий бум, ибо ценностное учение о человеке, обществе и культуре позволило взглянуть на них изнутри и непредвзято, независимо от любых социально-экономических и партийно-политических пристрастий. Социология, например, стала подлинным и эффективным учением об обществе, когда в ее основу был положен метод отнесения к ценностям Г. Риккерта, развитый М. Вебером и др. П.А. Сорокин произвел революцию в теории социологии, подчинив последнюю ценностям как главной побудительной движущей силе в обществе. А в психологии аналогичную революцию произвели исследования А. Маслоу, в которых выстраивается иерархия человеческих ценностей.
Но мы здесь не полезем в дебри теорий, как и постараемся избежать доверительного разговора, который, как правило, начинается после второго стакана в теплых компаниях, - это когда вдруг начинают интересоваться: "Ты меня уважаешь?" или "Зачем мы живем? - Почему, мол, понятно... - Но вот зачем?"...
В рамках цикла "IQ" нас интересуют так называемые "усилители интеллекта" - компьютерные программы, дающие второе дыхание нашим способностям. Эти программы создают виртуальные среды Зареалья, в которые мы смотрим, как в зеркало или телескоп, и видим то, что не способны увидеть невооруженным глазом. Так вот, среди множества программ-усилителей интеллекта оценочные занимают особое, можно сказать даже привилегированное место.
Именно оценочными суждениями завершается процесс информационной подготовки действия, именно на их основе и под их непосредственным влиянием развертываются так называемые регулятивные процессы: принимаются решения, осуществляется целеполагание и планируется поведение. В силу указанной («краевой») специфики оценочные суждения в большей степени, чем, скажем, ощущения и восприятие, «привязаны» к мотивационным и эмоциональным процессам. В оценочных суждениях отражаются не только (а иногда и не столько) реальность, но и потребности и цели самого индивида.
Бенджамин Блум (Benjamin Bloom), известный теоретик в области образовательных технологий, поместил оценки на вершину пирамиды интеллектуальных процессов. Вот эта пирамида:
Оценка
Синтез
Анализ
Применение
Понимание
З н а н и е
Смысл этой иерархии мышления в том, что ученик сначала запоминает и приобретает способность узнавать запомненное - т.е. приобретает формальное, зазубренное знание. Выше стоит понимание, это когда он способен пересказать полученное знание своими словами и дать примеры его применения. Ещё выше расположено знание практически освоенное, применение которого вписано в планы. На более высоком уровне - анализа - знание проверяется на непротиворечивость, необходимость и достаточность, т.е. становится логически обоснованным знанием. Ещё выше синтез, где знание обобщается и приводится в систему с другими знаниями и точками зрения. Наконец, оценка - здесь знание становится нормой, эталоном и служит для прогнозирования и принятия решений.
И это ещё не всё. Чем выше мы поднимаемся по пирамиде знания, тем более личностным оно становится. Когда мы выносим оценку, то тем самым формируем и "Я-позицию" по рассматриваемому вопросу или, иными словами, совершаем акцию самоопределения. Мотивировка оценки - это и определение собственных мотивов решения, и нравственное переживание справедливости этих мотивов, и эмоциональная мобилизация организма к ожидаемым последствиям принятого решения. Теперь вы понимаете, в какой чувствительный нервный узел внутреннего пространства психики мы попадаем, когда приступаем к освоению оценочных программ...
Полноте! - может воскликнуть здесь скептически настроенный читатель, - Да я могу прекрасно оценить вкус пива и закуски, не карабкаясь по ступеням вашей пирамиды. Анализ, синтез... Даже кошка способна оценить, что ей нужно, безо всяких теорий.
В этом возражении есть резон. Более того, приведу пример распространенной в армии "сержантской болезни" - это когда сержант-наставник ловко и молниеносно заворачивает свои портянки, но при попытке объяснить словами новобранцам эту процедуру путается настолько, что разучивается (!) сам.
Дело в том, что сознание и связанное с ним языковое мышление охватывает лишь небольшую часть психических процессов - остальное происходит вне контроля сознания (в подсознании и надсознании). Когда вы читаете этот текст, я контактирую с вашим сознанием. И вы вправе в любой момент бросить чтение и забыть прочитанное, как забываете массу ненужной информации, сыплющейся на вас с телеэкранов, газет, рекламных щитов и т.п. И к тому есть мотив - ваше подсознание (автоматизмы психики) и надсознание (автоматизмы окружения) стремятся ограничить вмешательство сознания в их сферы. Поэтому вашему Я (главному ресурсу вашей свободы воли и вашей самости) не хочется (подсознание) и некогда (надсознание) отвлекаться на карабканье по пирамиде Блума и упражнения с оценочными программами. Так в большинстве случаев и происходит. Но временами мы попадаем в такие ситуации выбора, когда приходится ставить на кон многое и решать самому - здесь уже интуицией или советами окружения не обойтись. Волей-неволей приходится подключать сознание и логику...
Согласитесь, что ситуация выбора довольно мучительна для человека. Знаменитый буриданов осел, как вы знаете, сдох от голода между двумя охапками сена, не сумев выбрать, с какой начать. В античности, утверждают историки, бросали жребий, гадали на внутренностях животных, ждали знамения и делали массу других странных вещей, лишь бы снять с себя тяжкое бремя выбора. Современный человек более закален в этом отношении, но и его зачастую обуревают тяжкие сомнения, как одного из героев Карцева и Ильченко, покупавшего раков, - "мелкие по три или крупные, но по пять рублей". Вместо того, чтобы гадать, подбрасывая монету или обрывая лепестки ромашки, обратимся к следующим любопытным программам...
Итак:
Индивидуальная оценка - Right Solution (Сергей Грушин, 2002)
Описание на http://psyberia.ru/remarks/delo
Программа Right Solution предназначена для помощи в принятии решений в ситуациях, когда последствия принимаемого решения могут иметь как положительные, так и отрицательные стороны (иначе, "плюсы" и "минусы"). Принцип работы программы заключается в формировании на основании введенных данных некоторых интегральных показателей для "плюсов" и "минусов", соответственно, и последующего их сравнения. Соответственно при перевешивании того или иного параметра рекомендуется решение принимать или не принимать.
Скачать (177 Кб) можно здесь: http://psyberia.ru/biblio/rsolution.zip
Групповая оценка - Мицар (В.А. Белов, 1992)
Описание на http://www.zarealie.by.ru/u15a_.htm
Предлагаемая Вашему вниманию программа изящно решает проблему группового выбора. Только имейте в виду, что программа пришла к нам из седой dosовской старины и корректно работает только под DOS (впрочем, под WinXP старушка, хоть и со скрипом, работает нормально).
Принцип работы состоит в том, что для класса объектов, два представителя которого сравниваются между собой, устанавливаются независимые факторы, значимые в ситуации выбора. Затем один или несколько экспертов устанавливают весомость этих факторов и по каждому их них осуществляют выбор объекта. Программа позволяет посмотреть результаты оценок по каждому из экспертов и итоговые оценки по всему ансамблю экспертов. Можно установить, позиции каких экспертов близки друг другу, кто выпадает из ансамбля (их можно на время исключать из общей оценки). Когда вместо прямой оценки значимости факторов используются попарные сравнения, то программа позволяет оценить и качество работы эксперта – подошел ли он к своим обязанностям ответственно, небрежно или плохо (или у него сумбур в голове, и он противоречит сам себе). Если соответствующая эксперту "ошибка" (на экране "просмотр результата") меньше 15%, то качество оценок высокое, если больше 40%, то небрежное, а выше 60% - плохое.
Скачать (353 Кб) можно здесь: http://zarealie.by.ru/evrika/Expert2.zip
* * *
В описаниях этих программ и их интерфейсе вы найдете примеры применения - от решения устанавливать ли WinXP до выбора между свадьбой и похоронами. Примеры эти иллюстративные, шутливые, но на них можно научиться работать с оценочными программами и далее уже применять к вполне серьезному выбору - будь то обмен квартиры, выбор места работы или решение лечь на операцию. Так, Мицар была разработана для принятия решений при закупке кораблей - а там, как вы понимаете, сопоставлялись десятки параметров и цена ошибки выливалась во многие сотни тысяч долларов.
* * *
Этот выпуск озаглавлен "Аксиологическая коммуникация" потому, что любая процедура оценки представляет собой сверку с эталоном, а поскольку носителем эталона является человек, то коммуникация неизбежна, даже если это отшельник, сидящий на утесе в полной тишине...
Чтобы не перегружать выпуск, справочный аппарат аксиологии вынесен в отдельное приложение. В нем вы можете узнать об иерархии потребностей Маслоу, её развитии современными исследователями, ценностях науки и религии, природе оценок и их типичных ошибках, а также о методе Дельфы, на котором строится групповая работа экспертов. Кому интересно - милости просим сюда: u15
b_.htmИ последнее. Для
прояснения и систематизации жизненных
ценностей, а также их привязки к конкретной
проблемной ситуации вы можете испытать
гипертекстовую машину второго порядка.
Скачать её (9 Кб) можно отсюда: evrika/im201.zip
, а карту к ней (3 Кб) отсюда:
evrika/im201_map.zip
Машина представляет собой пирамиду Маслоу,
развернутую по сферам реальности. Работа с
нею состоит в итеративном заполнении
клеточек двух матриц - на обобщенную и на
конкретную ситуации.
* * *
В следующем выпуске
мы переходим к новой теме - программным средам
обучения.
"Все мы учились понемногу, чему-нибудь и
как-нибудь..."
И вот вопрос:
Что в вас вызывает крылатый лозунг "Учиться, учиться и учиться!!!"?
1.
Прилив энтузиазма.2.
Тоску по каникулам.3.
Всё же лучше, чем "Работать, работать и работать".4. Иное (в этом случае укажите - что именно).
Проставьте номера выбранных вами ответов в теме письма и пошлите автору.
До
новых встреч!
Юлий Феодоритов
mailto:feod@narod.ru