Зареалье: феномены Сети и технологии
работы с ними
Цикл # IQ Выпуск 17
Периодическая система УИ
Ум
и знание - это жизнь сердца и светоч глаз:
кто дает жизнь уму и знанию, тот не умирает.
(арабское изречение).
Этот выпуск подытоживает цикл "IQ", посвященный усилителям интеллекта (УИ). Начиная "IQ", я, честно говоря, не предполагал, что он растянется на полгода и займет больше 30 выпусков. Уж очень увлекательной оказалась эта тема - столько изящных программ создано для усиления самых разных сторон и граней интеллекта! Да и за каждым классом УИ открывались просто бездны любопытнейших теоретических вопросов...
Давайте вспомним ключевые идеи этого цикла:
Теоретическая психология исходит из постулата, что вычислительные возможности мозга беспредельны. Вы без труда узнаёте знакомое лицо в толпе прохожих, а современная компьютерная техника до сих пор надежно решать эту задачу не в состоянии. Несовершенства же реального ума вызваны тем, что много интеллекта у особи не нужно ни природе, с её межвидовым и внутривидовым отбором, ни обществу, с его иерархической организацией и конкуренцией. Вы несете в себе сверхмощный интеллект, но реально проявляется лишь малая часть его. Причем человек в состоянии регулировать силу своего ума - глупеть или умнеть в зависимости от обстоятельств.
В выпуске дается формула самовнушения для раскрепощения ума, а в приложении - освобождающие психотехники из "Пурпурной книги" Сандора и концепция интеллектуальных моделей Сенжа (замечу, что с тех пор я познакомился с монографией С. Белозерова "Организация внутреннего мира человека и общества", М. 2002 - 768 с., где эта идея детально разработана в виде теории композиций).
Гипертекстовые машины развития мысли
Принцип работы таких машин прост, и наверняка хорошо вам знаком. Вы вступаете в диалог с собой: задаете вопросы и сами же отвечаете на них. Правильно поставленные вопросы, как заметил еще Сократ, могут привести человека к неожиданным для него выводам и даже открытию глубоких истин.
В выпуске была продемонстрирована работа машины "Гегель", реализующей цикл обобщений из трех гегелевских триад "тезис - антитезис - синтез". Для демонстрации через машину прогонялась тема "Усилители интеллекта".
Майевтика, фасилитаторы и обходные стратегии - краткие справки об этих смежных вопросах вынесены в приложение к выпуску. Кроме того, через машину Гегель в порядке экспериментов были прокачаны темы "Зареалье", "Познание" и "Справедливость".
Здесь мы разбирали феномен визуализации на примерах символов (нас интересовало, как символы провоцируют мысль и организуют духовные процессы) и осваивали лучший редактор картоидов - программу Explain.
Главное открытие этого выпуска: ключом к тайному могуществу правого полушария служат СИМВОЛЫ!
В приложении к этому выпуску были представлены выдержки из работ по визуальной метафоре (Мягкова), созидающей визуализации (Гавейн) и структуре имиджа (Кичаев).
Далее последовала серия опытов, в которых была сделана попытка проникнуть в смысл великих символов - пентаграммы, спирали и креста. Кроме того, было дано описание Explain и с его помощью построены картоиды "Схема успеха", "Пирамида здоровья" и "Спиралоидная дуплекс-схема оптимального планирования" (там же конкретизированная в "Схему нахождения работы").
В этой серии выпусков мы робко приоткрыли дверь в своего рода высшую математику визуализации. Система графического анализа функций представлялась нам вроде автомата Калашникова, идущего на смену дедушкиной берданке (сиречь повсеместно распространенным калькуляторам).
С помощью этой системы мы исследовали производственную функцию Кобба-Дугласа для оптимального распределения ресурсов, а потом провели эксперимент по расчету оптимального соотношения между сбором и синтезом информации (здесь пригодилась эконометрическая программа PF_lite). Попутно были рассмотрены более простые задачи житейской оптимизации - установление оптимальных долей отдыха и хобби.Работа с электронными
текстами открывает небывалые возможности в
копировании, редактировании и
тиражировании текстов. Но самыми
интересными являются смысловые
преобразования, открывающие необычные
комбинации обычного, - иными словами,
позволяющие взглянуть на содержание под
новым углом зрения. В
этом выпуске мы коснулись самого
распространенного из этих преобразований
– смысловых срезов, т.е. выборок абзацев по
ключевым словам. Именно с такими выборками
мы имеем дело, когда просматриваем
результаты работы поисковых систем – при
блуждании по Интернету, при раскопках в
собственных архивах или при работе с
громоздкими текстами.
Здесь были представлены три лучшие поисковые системы - в Сети, на жестком диске и внутри обширного текста. А в приложении - выдержки из теоретических работ о процессах понимания текста.
Мы поговорили немного об оценочном мышлении как вершине пирамиды интеллектуальных процессов. Программ, усиливающих эту функцию интеллекта, очень мало, но всё же удалось представить пару из них - Right Solution и Мицар.
В приложении дан справочный материал по 7 аспектам аксиологии - от систем ценностей до групповой работы экспертов-оценщиков.
Знания в современном мире прирастают на 100% за 2 года - это на прорывных направлениях, а в среднем за 6 лет. Так что всем нам приходится учиться, учиться и учиться... Как же устроены обучающие среды? Кто лидирует в мире учебных программ? Об этом и шла речь... Из отечественных программ в этой области лучшей, на мой взгляд, является "Магистр", созданный и непрерывно насыщаемый новыми учебными курсами в Башкирском госуниверситете.
Панорама же зарубежных обучающих сред вкупе с принципами дидактики была дана приложении к выпуску.
* * *
Такова картина цикла "IQ". А мы, наконец, подобрались к изюминке настоящего выпуска - периодической системе элементов УИ... ;0) Подобно Дмитрию Ивановичу Менделееву, мы постараемся разместить известные элементы в таблице и выявить "белые пятна" - классы УИ, которые не были описаны в этом цикле, а то и вообще ещё не придуманы никем.
Начнем с классификации. Для различения УИ существует несколько оснований.
Можно, простоты ради, представить условно, что в голове у нас компьютер (нам эта штука понятнее мозга) и подобрать интеллектуальные утилиты так, как будто мы проводим upgrade этого компьютера: 1) наращиваем оперативную память (за счет визуализации предметной области), 2) меняем процессор на более быстрый (за счет автоматизации поиска и вычислений), 3) увеличиваем объем хард-диска (базы знаний), 4) ставим более совершенную операционную систему (сюда подойдут программы с подсказками-эвристиками решений).
Но мне больше нравятся не механические, а органические основания классификации.
Поскольку интеллект
предполагает работу со знаниями, можно
взглянуть на этапы, в которые укладывается
жизнь знания:
1. Пробуждение интереса
2. Сосредоточение
3. Штудирование азов
4. Путешествия и Открытия
5. Изложение и практическое освоение
6. Творческий синтез
7. Оценка и принятие решений
Значение этих этапов - в весьма забавной закономерности: стоит пропустить какой-либо из них, как реализация последующих становится существенно более сложной и неприятной, а усилия, потраченные на предыдущих этапах, опять же, заметно обесцениваются. К примеру, если вы не пробудили интерес к предмету, то сосредоточиться на нем будет совсем не просто. Если пренебрегли заучиванием азов, то ориентация в материале учебника превращается в мучение. Если не изложили по-своему результаты обучения, не приложили знания к решению задач и отложили выводы "на потом", то многие труды ваши уйдут в песок без следа и практической пользы. И так далее и тому подобное. В соответствии с этими этапами нетрудно выделить классы интеллектуальных утилит, помогающих усваивать и обрабатывать знания на том или ином этапе.
Органические классификации хороши тем, что они отражают внутренние принципы обработки информации, присущие мышлению. Здесь уместна параллель с таблицей Менделеева: если в классификацию элементов заложить признаки их внутреннего строения, то таблица приобретает предсказательную силу.
Добавим ещё одну такую классификацию.
Из работ по виртуальной
психологии (Н.А. Носов) известны этапы
развития мышления человека в процессе его
взросления. При этом надстраиваются принципиально
различные формы интеллекта. Вот их-то мы и
обозначим в качестве признаков
классификации УИ. Их тоже насчитывается 7:
1. Обратная связь, целеполагание и оценка
результатов.
2. Распознавание образов, их свертка-развертка,
ассоциации.
3. Абстрактно-логическое и языковое мышление.
4. Самосознание, рефлексия, эмпатия,
методологическое мышление и рефлексивное
управление.
5. Самореализация, творчество,
изобретательство, новаторское мышление,
импровизация в искусстве (когда оно развито,
то говорят, что у человека есть чувство
нового).
6. Надсознание, т.е. мышление частично (а
может быть, и полностью) выносится во
внешнюю среду, распределяясь между
предметами-напоминателями-регуляторами и
интеллектами-кооперантами. Сюда относится
коллективное мышление, и специфически
инструментальное мышление, опирающееся на
усилители интеллекта.
7. Есть еще одна, довольно загадочная фаза,
которую В. Франкл называл
самотрансценденция. Суть ее в том, что
интеллект обретает вроде как душу - его
джокер. "Душа Я" начинает существовать
не сама по себе, а включенная в особую,
духовную или трансцендентную реальность.
Интеллекту приходится различать себя как
принадлежащего и к реальности собственной
жизни, и к духовной реальности. У людей на
этой фазе развития - самых разных профессий
- окружающими отмечаются странности, будто
человек не от мира сего. Существует,
например, мнение, что на этой фазе интеллект
подключается к выполнению некой
метапрограммы, которая растворена в
окружающей его среде (ноосфере) и доступ
к которой он получает.
Если конкретные УИ разложить по полочкам этих принципов, то, конечно, многие улягутся сразу на несколько полочек (калькуляторы, к примеру, можно положить сразу на все полочки, т.к. они ускоряют вычисления, потребные всем типам интеллекта). Но есть и такие УИ, которые органичны именно отдельным типам интеллекта. И это означает, что, применяя их, мы тем самым способствуем становлению и развитию соответствующего внутреннего механизма интеллекта. Логика же этого развития такова: исходным является поддержание гомеостаза (генерация целей и обратная связь для их достижения), затем надстраивается образная системность, затем абстрактно-языковая, затем рефлексивная, затем виртуальная (творчество, экспансия самости), затем культурная (включение в надсознание) и наконец, трансцендентная (системность высших ценностей). В итоге где-то к 33 годам психика гармонично развитого человека напоминает матрешку вложенных способностей-автоматизмов, а точнее говоря, ансамбль, в котором поодиночке или вместе звучат голоса прагматика, художника-музыканта, читателя-писателя, психолога, авантюриста-путешественника, гражданина-работника, философа-верующего.
(Замечу в скобках, что все эти составляющие интеллекта в скрытом виде присутствуют на всех фазах развития. Но природа становления личности такова, что через кризисы развития происходит яркое раскрытие и становление той или иной подсистемы интеллекта. Например, хорошо известный "кризис трех лет" - это кризис становления образной системности, когда ребенок начинает осознанно выделять себя из окружения и протестует, когда взрослые продолжают обращаться с ним, как с вещью)
Эти два органических способа классификации мы и возьмем в качестве составляющих нашей периодической системы элементов УИ: по вертикали отложим фазы развития психики (или сферы интеллекта), а по горизонтали фазы цикла знания. Получится матрица 7 х 7.
Интерес | Внимание | Азы | Изучение | Освоение | Синтез | Оценка | |
Цели + ОС | 1.1.
Интерес к цели
Гиперматрица интересов |
1.2.
Внимание к цели
MindIT! book Chameleon Clock Desktop Reminder nnCron |
1.3. Язык
цели
Working Time Tracker WorkManager informazer Hot Keyboard Sled |
1.4.
Изучение возможностей
Advanced Grapher Excel и БД PolyAnalyst WIZWHY ДА-система Stratum Information Analysis |
1.5.
Освоение средств
Power Point Microsoft Project |
1.6.
Синтез и реализация плана
MetaBridge Imagination Engineering Mendel UslGrad |
1.7.
Оценка результата
Right Solution PF_lite |
Образы | 2.1.
Интерес к образу
Mind Controller Fractal Explorer Talisman Universe Image Creator Terragen |
2.2.
Внимание к образу
GipnozPRO |
2.3. Язык
образа
Eydetic |
2.4.
Изучение мира образов
Svop Geometer's Sketchpad |
2.5.
Освоение инструментария
Photoshop CorelDRAW |
2.6.
Синтез образа
Explain Axon MindManager TheBrain Nestor Wing of Thought |
2.7.
Оценка образа
Здесь, нужна технология оценки выразительности и гармонии образов. |
Тексты | 3.1.
Интерес к тексту
Геллернет |
3.2.
Внимание к тексту
Здесь нужна коллекция хрий, задающих типы организации текстов - для ориентации внимания. |
3.3. Язык
текста
Магистр Ассистент Memo Booster |
3.4.
Изучение массива текстов
AVSearch search.da.ru TextAnalyst WordTabulator Wordstat |
3.5.
Освоение редакторов и баз
Word Treepad |
3.6.
Синтез текста
Гегель Стихотворец МЭС Абриаль Promt |
3.7.
Оценка текста
ВААЛ Лингво- Худломер Analizfamilii Пси-офис |
Рефлексия | 4.1.
Интерес к рефлексии
dragon |
4.2.
Внимание к самообразу
INTELLECT TRAINER |
4.3. Язык
самообраза
eyeskeeper |
4.4.
Изучение внутреннего мира
PsychoZond Humanometr IQ Test |
4.5.
Освоение зеркал и тестов
SunRav Tester |
4.6.
Синтез самообраза
Спонтанное письмо - технология есть, а прог нет |
4.7.
Оценка самообраза
Здесь нужна технология оценки личного потенциала и степени его использования. |
Творчество | 5.1.
Интерес к самореализации
Формула самовнушения Framsticks |
5.2.
Внимание к творчеству
Сеансы внушения на CD-дисках от фирм Trans-Ameritech Enterprises Inc. и ЗАО "Фирма Зеленый остров" |
5.3. Язык
творчества
"Мозговой штурм", "Советы от Карнеги" - приложения, входящие в Power Point |
5.4.
Изучение образцов творчества
Программы с наборами эвристик от фирмы "ТРИЗ-ШАНС"
|
5.5.
Освоение приемов творчества
Analogy Random Picture |
5.6.
Синтез авторских концепций
IdeaFinder Сатикс |
5.7.
Оценка вклада автора в культуру
Здесь нужна технология оценки проблемной области и степени её покрытия решениями. |
Роли | 6.1.
Интерес к роли
Здесь нужны программы, похожие на ролевые игры, но с подключением к реальным базам знаний о рынке труда.
|
6.2.
Внимание к роли
WatzNew Anti-EyeStrain |
6.3. Язык
роли
Uspeh |
6.4.
Изучение обязанностей
SociometryPro |
6.5.
Освоение профессии
Sign 0f Misery |
6.6.
Исполнение роли
Здесь область программ социодинамики - структурирование группы, принятие и отстаивание ролей. |
6.7.
Оценка соответствия (аттестация) Мицар |
Идеалы | 7.1.
Интерес к идеалу
Программ, пробуждающих интерес к идеалам, увы, не обнаружено. |
7.2.
Внимание к идеалу
Meditacija Soaring flight |
7.3. Язык
идеала
Цитата из Библии Цитата из Корана |
7.4.
Изучение мира идеалов
QUAD |
7.5.
Освоение духовных практик
MantraWheel
|
7.6.
Синтез - служение
Здесь предполагается возможность синтеза идеалов. Технологии такие неизвестны. |
7.7.
Соотнесение и оценка идеалов
Здесь нужны технологии и программы, устанавливающие субординацию идеалов. |
Интерес | Внимание | Азы | Изучение | Освоение | Синтез | Оценка |
Как вы, наверное, догадались, полужирным шрифтом выделены названия программ, о которых говорилось в цикле "IQ", обычным шрифтом даны названия программ, имеющихся в коллекции, но до которых, как говорится, "руки не дошли". Пустые клеточки таблицы указывают на классы УИ, программы-представители которых ещё не созданы никем или же созданы, но в Сети не представлены.
* * *
Вот и всё пока... Вопросы и замечания по "Периодической системе элементов УИ" mailto: feod@narod.ru.
До
новых встреч!
Юлий Феодоритов
P.S. Со следующего выпуска мы переходим в другую сферу Зареалья - мир гипермедиа. Тема эта настолько новая и сложная, что выпуски рассылки станут выходить пореже, зато иллюстративного материала заметно прибавится...