Зареалье: феномены Сети и технологии работы с ними
Цикл # IQ     Выпуск 17

Периодическая система УИ

Ум и знание - это жизнь сердца и светоч глаз:
кто дает жизнь уму и знанию, тот не умирает.
(арабское изречение).

Этот выпуск подытоживает цикл "IQ", посвященный усилителям интеллекта (УИ). Начиная "IQ", я, честно говоря, не предполагал, что он растянется на полгода и займет больше 30 выпусков. Уж очень увлекательной оказалась эта тема - столько изящных программ создано для усиления самых разных сторон и граней интеллекта! Да и за каждым классом УИ открывались просто бездны любопытнейших теоретических вопросов...

Давайте вспомним ключевые идеи этого цикла:

Освободите свой ум

Теоретическая психология исходит из постулата, что вычислительные возможности мозга беспредельны. Вы без труда узнаёте знакомое лицо в толпе прохожих, а современная компьютерная техника до сих пор надежно решать эту задачу не в состоянии. Несовершенства же реального ума вызваны тем, что много интеллекта у особи не нужно ни природе, с её межвидовым и внутривидовым отбором, ни обществу, с его иерархической организацией и конкуренцией. Вы несете в себе сверхмощный интеллект, но реально проявляется лишь малая часть его. Причем человек в состоянии регулировать силу своего ума - глупеть или умнеть в зависимости от обстоятельств. 

В выпуске дается формула самовнушения для раскрепощения ума, а в приложении - освобождающие психотехники из "Пурпурной книги" Сандора и концепция интеллектуальных моделей Сенжа (замечу, что с тех пор я познакомился с монографией С. Белозерова "Организация внутреннего мира человека и общества", М. 2002 - 768 с., где эта идея детально разработана в виде теории композиций). 

Гипертекстовые машины развития мысли

Принцип работы таких машин прост, и наверняка хорошо вам знаком. Вы вступаете в диалог с собой: задаете вопросы и сами же отвечаете на них. Правильно поставленные вопросы, как заметил еще Сократ, могут привести человека к неожиданным для него выводам и даже открытию глубоких истин.

В выпуске была продемонстрирована работа машины "Гегель", реализующей цикл обобщений из трех гегелевских триад "тезис - антитезис - синтез".  Для демонстрации через машину прогонялась тема "Усилители интеллекта".

Майевтика, фасилитаторы и обходные стратегии - краткие справки об этих смежных вопросах вынесены в приложение к выпуску. Кроме того, через машину Гегель в порядке экспериментов были прокачаны темы "Зареалье", "Познание" и "Справедливость". 

Гипермедийные картоиды

Здесь мы разбирали феномен визуализации на примерах символов (нас интересовало, как символы провоцируют мысль и организуют духовные процессы) и осваивали лучший редактор картоидов - программу Explain.

Главное открытие этого выпуска: ключом к тайному могуществу правого полушария служат СИМВОЛЫ!

В приложении к этому выпуску были представлены выдержки из работ по визуальной метафоре (Мягкова), созидающей визуализации (Гавейн) и структуре имиджа (Кичаев).

Далее последовала серия опытов, в которых была сделана попытка проникнуть в смысл великих символов - пентаграммы, спирали и креста.  Кроме того, было дано описание Explain и с его помощью построены картоиды "Схема успеха", "Пирамида здоровья" и "Спиралоидная дуплекс-схема оптимального планирования" (там же конкретизированная в "Схему нахождения работы").

Визуальные вычисления

В этой серии выпусков мы робко приоткрыли дверь в своего рода высшую математику визуализации. Система графического анализа функций представлялась нам вроде автомата Калашникова, идущего на смену дедушкиной берданке (сиречь повсеместно распространенным калькуляторам).

С помощью этой системы мы исследовали производственную функцию Кобба-Дугласа для оптимального распределения ресурсов, а потом провели эксперимент по расчету оптимального соотношения между сбором и синтезом информации (здесь пригодилась эконометрическая программа PF_lite). Попутно были рассмотрены более простые задачи житейской оптимизации - установление оптимальных долей отдыха и хобби.

Смысловые срезы

Работа с электронными текстами открывает небывалые возможности в копировании, редактировании и тиражировании текстов. Но самыми интересными являются смысловые преобразования, открывающие необычные комбинации обычного, - иными словами, позволяющие взглянуть на содержание под новым углом зрения. В этом выпуске мы коснулись самого распространенного из этих преобразований – смысловых срезов, т.е. выборок абзацев по ключевым словам. Именно с такими выборками мы имеем дело, когда просматриваем результаты работы поисковых систем – при блуждании по Интернету, при раскопках в собственных архивах или при работе с громоздкими текстами.

Здесь были представлены три лучшие поисковые системы - в Сети, на жестком диске и внутри обширного текста. А в приложении - выдержки из теоретических работ о процессах понимания текста.

Аксиологическая коммуникация

Мы поговорили немного об оценочном мышлении как вершине пирамиды интеллектуальных процессов. Программ, усиливающих эту функцию интеллекта, очень мало, но всё же удалось представить пару из них - Right Solution и Мицар.

В приложении дан справочный материал по 7 аспектам аксиологии - от систем ценностей до групповой работы экспертов-оценщиков.

Обучающие среды

Знания в современном мире прирастают на 100% за 2 года - это на прорывных направлениях, а в среднем за 6 лет. Так что всем нам приходится учиться, учиться и учиться... Как же устроены обучающие среды? Кто лидирует в мире учебных программ? Об этом и шла речь... Из отечественных программ в этой области лучшей, на мой взгляд, является "Магистр", созданный и непрерывно насыщаемый новыми учебными курсами в Башкирском госуниверситете.

Панорама же зарубежных обучающих сред вкупе с принципами дидактики была дана  приложении к выпуску.

* * *

Такова картина цикла "IQ". А мы, наконец, подобрались к изюминке настоящего выпуска - периодической системе элементов УИ... ;0) Подобно Дмитрию Ивановичу Менделееву, мы постараемся разместить известные элементы в таблице и выявить "белые пятна" - классы УИ, которые не были описаны в этом цикле, а то и вообще ещё не придуманы никем.

Начнем с классификации. Для различения УИ существует несколько оснований. 

Можно, простоты ради, представить условно, что в голове у нас компьютер (нам эта штука понятнее мозга) и подобрать интеллектуальные утилиты так, как будто мы проводим upgrade этого компьютера: 1) наращиваем оперативную память (за счет визуализации предметной области), 2) меняем процессор на более быстрый (за счет автоматизации поиска и вычислений), 3) увеличиваем объем хард-диска (базы знаний), 4) ставим более совершенную операционную систему (сюда подойдут программы с подсказками-эвристиками решений). 

Но мне больше нравятся не механические, а органические основания классификации.

Поскольку интеллект предполагает работу со знаниями, можно взглянуть на этапы, в которые укладывается жизнь знания:  

1. Пробуждение интереса 
2. Сосредоточение 
3. Штудирование азов 
4. Путешествия и Открытия 
5. Изложение и практическое освоение 
6. Творческий синтез 
7. Оценка и принятие решений

Значение этих этапов - в весьма забавной закономерности: стоит пропустить какой-либо из них, как реализация последующих становится существенно более сложной и неприятной, а усилия, потраченные на предыдущих этапах, опять же, заметно обесцениваются. К примеру, если вы не пробудили интерес к предмету, то сосредоточиться на нем будет совсем не просто. Если пренебрегли заучиванием азов, то ориентация в материале учебника превращается в мучение. Если не изложили по-своему результаты обучения, не приложили знания к решению задач и отложили выводы "на потом", то многие труды ваши уйдут в песок без следа и практической пользы. И так далее и тому подобное. В соответствии с этими этапами нетрудно выделить классы интеллектуальных утилит, помогающих усваивать и обрабатывать знания на том или ином этапе. 

Органические классификации хороши тем, что они отражают внутренние принципы обработки информации, присущие мышлению. Здесь уместна параллель с таблицей Менделеева: если в классификацию элементов заложить признаки их внутреннего строения, то таблица приобретает предсказательную силу.

Добавим ещё одну такую классификацию.

Из работ по виртуальной психологии (Н.А. Носов) известны этапы развития мышления человека в процессе его взросления. При этом надстраиваются принципиально различные формы интеллекта. Вот их-то мы и обозначим в качестве признаков классификации УИ. Их тоже насчитывается 7:

1. Обратная связь, целеполагание и оценка результатов.
2. Распознавание образов, их свертка-развертка, ассоциации.
3. Абстрактно-логическое и языковое мышление.
4. Самосознание, рефлексия, эмпатия, методологическое мышление и рефлексивное управление.
5. Самореализация, творчество,   изобретательство, новаторское мышление, импровизация в искусстве (когда оно развито, то говорят, что у человека есть чувство нового).
6. Надсознание, т.е. мышление частично (а может быть, и полностью) выносится во внешнюю среду, распределяясь между предметами-напоминателями-регуляторами и интеллектами-кооперантами. Сюда относится коллективное мышление, и специфически инструментальное мышление, опирающееся на усилители интеллекта.
7. Есть еще одна, довольно загадочная фаза, которую В. Франкл называл самотрансценденция. Суть ее в том, что интеллект обретает вроде как душу - его джокер. "Душа Я" начинает существовать не сама по себе, а включенная в особую, духовную или трансцендентную реальность. Интеллекту приходится различать себя как принадлежащего и к реальности собственной жизни, и к духовной реальности. У людей на этой фазе развития - самых разных профессий - окружающими отмечаются странности, будто человек не от мира сего. Существует, например, мнение, что на этой фазе интеллект подключается к выполнению некой метапрограммы, которая растворена в окружающей его среде (ноосфере) и доступ к которой он получает.

Если конкретные УИ разложить по полочкам этих принципов, то, конечно, многие улягутся сразу на несколько полочек (калькуляторы, к примеру, можно положить сразу на все полочки, т.к. они ускоряют вычисления, потребные всем типам интеллекта). Но есть и такие УИ, которые органичны именно отдельным типам интеллекта. И это означает, что, применяя их, мы тем самым способствуем становлению и развитию соответствующего внутреннего механизма интеллекта.  Логика же этого развития такова: исходным является поддержание гомеостаза (генерация целей и обратная связь для их достижения), затем надстраивается образная системность, затем абстрактно-языковая, затем рефлексивная, затем виртуальная (творчество, экспансия самости), затем культурная (включение в надсознание) и наконец, трансцендентная (системность высших ценностей).  В итоге где-то к 33 годам психика гармонично развитого человека напоминает матрешку вложенных способностей-автоматизмов, а точнее говоря, ансамбль, в котором поодиночке или вместе звучат голоса прагматика, художника-музыканта, читателя-писателя, психолога, авантюриста-путешественника, гражданина-работника, философа-верующего.

(Замечу в скобках, что все эти составляющие интеллекта в скрытом виде присутствуют на всех фазах развития. Но природа становления личности такова, что через кризисы развития происходит яркое раскрытие и становление той или иной подсистемы интеллекта. Например, хорошо известный "кризис трех лет" - это кризис становления образной системности, когда ребенок начинает осознанно выделять себя из окружения и протестует, когда взрослые продолжают обращаться с ним, как с вещью)

Эти два органических способа классификации мы и возьмем в качестве составляющих нашей периодической системы элементов УИ: по вертикали отложим фазы развития психики (или сферы интеллекта), а по горизонтали фазы цикла знания. Получится матрица 7 х 7.

  Интерес Внимание Азы Изучение Освоение Синтез Оценка
Цели + ОС 1.1. Интерес к цели

Гиперматрица интересов

1.2. Внимание к цели

MindIT! 

book

Chameleon Clock

Desktop Reminder

nnCron

1.3. Язык цели

Working Time Tracker 

WorkManager

informazer

Hot Keyboard

Sled

1.4. Изучение возможностей 

Advanced Grapher

Excel и БД

PolyAnalyst

WIZWHY

ДА-система

Stratum

Information Analysis

1.5. Освоение средств 

Power Point

Microsoft Project

1.6. Синтез и реализация плана 

MetaBridge 

Imagination Engineering

Mendel

UslGrad

1.7. Оценка результата 

Right Solution

PF_lite

Образы 2.1. Интерес к образу

Mind Controller

Fractal Explorer

Talisman

Universe Image Creator

Terragen

2.2. Внимание к образу

GipnozPRO

2.3. Язык образа

Eydetic

2.4. Изучение мира образов

Svop

Geometer's Sketchpad

2.5. Освоение инструментария

Photoshop

CorelDRAW

2.6. Синтез образа

Explain

Axon

MindManager

TheBrain

Nestor

Wing of Thought

2.7. Оценка образа 

Здесь, нужна технология оценки выразительности и гармонии образов.

Тексты 3.1. Интерес к тексту

Геллернет

3.2. Внимание к тексту

Здесь нужна коллекция хрий, задающих типы организации текстов - для ориентации внимания.

3.3. Язык текста 

Магистр

Ассистент 

Memo Booster

3.4. Изучение массива текстов 

AVSearch

search.da.ru

TextAnalyst

WordTabulator

Wordstat

3.5. Освоение редакторов и баз

Word

Treepad

3.6. Синтез текста

Гегель

Стихотворец

МЭС

Абриаль

Promt

3.7. Оценка текста

ВААЛ 

Лингво-
Анализатор

Худломер

Analizfamilii

Пси-офис

Рефлексия 4.1. Интерес к рефлексии

dragon

4.2. Внимание к самообразу

INTELLECT TRAINER

4.3. Язык самообраза

eyeskeeper

4.4. Изучение внутреннего мира

PsychoZond

Humanometr

IQ Test

4.5. Освоение зеркал и тестов

SunRav Tester

4.6. Синтез самообраза

Спонтанное письмо - технология есть, а прог нет

4.7. Оценка самообраза 

Здесь нужна технология оценки личного потенциала и степени его использования.

Творчество 5.1. Интерес к самореализации

Формула самовнушения

Framsticks

5.2. Внимание к творчеству

Сеансы внушения на CD-дисках от фирм Trans-Ameritech Enterprises Inc. и ЗАО "Фирма Зеленый остров"

5.3. Язык творчества

"Мозговой штурм", "Советы от Карнеги" - приложения, входящие в Power Point

5.4. Изучение образцов творчества

Программы с наборами эвристик от фирмы "ТРИЗ-ШАНС"

 

5.5. Освоение приемов творчества

Analogy

Random Picture

5.6. Синтез авторских концепций

IdeaFinder

Сатикс 

5.7. Оценка вклада автора в культуру

Здесь нужна технология оценки проблемной области и степени её покрытия решениями.

Роли 6.1. Интерес к роли

Здесь нужны программы, похожие на ролевые игры, но с подключением к реальным базам знаний о рынке труда.

 

6.2. Внимание к роли

WatzNew

Anti-EyeStrain

6.3. Язык роли

Uspeh

6.4. Изучение обязанностей

SociometryPro

6.5. Освоение профессии

Sign 0f Misery

6.6. Исполнение роли

Здесь область программ социодинамики - структурирование группы, принятие и отстаивание ролей.

6.7. Оценка соответствия
(аттестация)

Мицар

Идеалы 7.1. Интерес к идеалу

Программ, пробуждающих интерес к идеалам, увы, не обнаружено.

7.2. Внимание к идеалу

Meditacija

Soaring flight

7.3. Язык идеала

Цитата из Библии

Цитата из Корана

7.4. Изучение мира идеалов

QUAD

7.5. Освоение духовных практик

MantraWheel

techno-feng-shui

 

7.6. Синтез - служение

Здесь предполагается возможность синтеза идеалов. Технологии такие неизвестны.

7.7. Соотнесение и оценка идеалов

Здесь нужны технологии и программы, устанавливающие субординацию идеалов.

  Интерес Внимание Азы Изучение Освоение Синтез Оценка

Как вы, наверное, догадались, полужирным шрифтом выделены названия программ, о которых говорилось в цикле "IQ",  обычным шрифтом даны названия программ, имеющихся в коллекции, но до которых, как говорится, "руки не дошли". Пустые клеточки таблицы указывают на классы УИ, программы-представители которых ещё не созданы никем или же созданы, но в Сети не представлены.

* * *

Вот и всё пока... Вопросы и замечания по "Периодической системе элементов УИ" mailto: feod@narod.ru

До новых встреч!
Юлий Феодоритов
 

P.S. Со следующего выпуска мы переходим в другую сферу Зареалья - мир гипермедиа. Тема эта настолько новая и сложная, что выпуски рассылки станут выходить пореже, зато иллюстративного материала заметно прибавится...

 Источники   

Теории, концепции, прогнозы

Феномены Сети и компьютинга

На главную

Рейтинг@Mail.ru

Сайт создан в системе uCoz