Павел Смертин, Юлий Феодоритов
Искусственный интеллект и усилители интеллекта
Журавль
в небе и синицы в руках
Поскольку кибернетика вступила в славную пору круглых дат и юбилеев (в 2001 году мы отмечали 20-летие персоналок, в этом году отпразднуем 40-летие первой видеоигры и 50-летие мыши, а в следующем не обойдем вниманием полувековой юбилей выхода компьютеров на рынок), то все больше появляется обзоров достижений этой замечательной науки, а также решенных и еще нерешенных проблем. Самая главная из них - моделирование процесса мышления и разработка усилителей интеллекта. За минувшие десятилетия не раз казалось, что тайна мышления вот-вот будет раскрыта и люди получат близкие им по интеллекту машины, а человечество в лице машинной цивилизации обретет долгожданного партнера, а может быть, и могущественного соперника. Но, к сожалению, а может быть, и к счастью, эти ожидания всякий раз не оправдывались. Примечательно, что один из основоположников этой науки, Уильям Росс Эшби, в своей монографии "Введение в кибернетику" последнюю главу отвел именно усилителям интеллекта – возможно, именно так он видел главное будущее приложение кибернетических систем.
В мировой психологии распространено понимание интеллекта как психической адаптации к наличным обстоятельствам жизни. Усилитель интеллекта - привлекаемое средство, инструмент, с помощью которого удается решить проблему и т.о. перевести ее в разряд задач.
Но резонно задать вопрос: а всегда ли чем больше интеллекта – тем лучше? Не торопитесь отвечать "ДА!" Вспомните, что на свете есть занудные работы, которые человек с живым воображением вынести, ну, никак не может, т.к. помрет со скуки; что есть опасное знание, которого лучше не знать (например, что у царя Мидаса – ослиные уши ;о); что есть пределы разумной любознательности – это когда можно забрести в трясину неразрешимых задач (типа теоремы Ферма) или попасть ловушку неизвестных опасностей (написано же для нормальных людей: "Не открывайте корпус включенного телевизора" – а там ведь 20 тысяч вольт!).
Чтобы очертить круг понятий и представлений, связанных с усилением интеллекта, рассмотрим следующую концептуальную схему:
Интеллект - "определенный уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать все новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности" (Словарь практического психолога. Минск, 2001, с. 196).
Основные критерии, по коим оценивается развитие интеллекта, - это глубина, обобщенность и подвижность знаний, владение способами кодирования, перекодирования, интеграции и генерализации чувственного опыта на уровне представлений и понятий.
Проблема - осознание невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта.
Проблема есть осознание тупика в работе с проблемной ситуацией, когда последнюю не удается свести к задаче, методы решения которой известны.
Усилитель интеллекта (УИ) – привлекаемое средство, инструмент, с помощью которого удается решить проблему и т.о. перевести ее в разряд задач.
Примеры УИ: калькулятор при сложных расчетах (ведь поиск и устранение ошибок в сложных расчетах может тянуться бесконечно), карты, схемы и чертежи (для пространственного соотнесения деталей), морфологические таблицы Цвикки для генерации новых идей, метод мозгового штурма (для стимуляции творческого воображения) и т.д.
Компенсатор интеллекта (КИ) – средство снижения силы интеллекта в тех случаях, когда излишние любознательность и проницательность оказываются невыгодными или опасными.
Основными компенсаторами служат шаблоны и стереотипы (здесь проблемная ситуация подменяется другой, привычной – школьная подсказка – знакомый всем компенсатор), а также мифы (это когда проблемная ситуация заменяется вымышленной, в которой всё ясно и никаких проблем).
Арсенал – это набор усилителей и компенсаторов интеллекта, которым располагает субъект для работы с проблемами (их решения, изоляции или компенсации).
Основными КИ в арсенале средств современного мыслителя обычно служат инструкции и профессиональные запреты, вытекающие из опыта работы, а главными УИ – освоенный инструментарий (знания, общие методы решения задач, владение техническими и программными средствами).
Изобретательность (интуиция, смекалка и творчество) – способность субъекта придумывать новые усилители или компенсаторы интеллекта, когда арсенал отсутствует, недостаточен или неприменим к данной проблемной ситуации.
Профессиональный интеллект – это разум, оснащенный широким арсеналом и развитой изобретательностью для решения проблем в некоторой предметной области.
Абрахам Маслоу провел психологические исследования суперпрофессионалов – людей, добившихся выдающихся успехов в своих областях деятельности. Все они отличались высоким уровнем особого качества личности - самоактуализации. Вот как пишет об этом А. Маслоу:
"Главными мотивами самоактyализированного
человека являются не потребности, связанные с дефицитом тех или
иных ресурсов, а мотивы роста, и потому эти люди почти не зависят от внешних
обстоятельств… Источники удовлетворения потребности в росте и развитии
находятся не во внешней среде, а внутри человека - в его потенциях и скрытых
ресурсах... Они практичны и эффективны, они живут в реальном
мире и успешно взаимодействуют с ним, но полностью самоактyализированные люди,
которым знакомы высшие переживания, живут не только в реальном мире, но и в
более высокой реальности, в реальности Бытия, в символическом мире поэзии,
эстетики, в мире религии в ее мистическом, очень личном, не канонизированном
значении, в реальности высших переживаний".
По-видимому, самоактуализация для суперпрофессионалов является своеобразным УИ, побуждая их без конца развивать и применять свои способности ради служения высшим ценностям.
В принципе, все средства, которыми человек решает проблемы, можно рассматривать как усилители интеллекта. Однако этот перечень был бы слишком велик: от узелка на платочке для удержания слабеющей памяти (которую Козьма Прутков сравнивал с увядающей незабудкой ;о) до суперЭВМ, рассчитывающих траектории космических аппаратов. В данном иллюстративном обзоре мы ограничимся лишь утилитами – небольшими по объему программными средствами, которые массовый пользователь может установить на свой персональный компьютер. Среди моря компьютерных утилит, преимущественно технической и вспомогательной направленности (дисковые, антивирусные и пр.) есть небольшая, но достаточно представительная часть интеллектуальных, т.е. специфически ориентированных на прагматическое усиление и развитие интеллекта пользователей. Вот о них и пойдет речь.
Для таких утилит существует несколько оснований классификации. Так, поскольку интеллект предполагает работу со знаниями, можно взглянуть на этапы, в которые укладывается жизнь знания:
1. Пробуждение интереса - 2. Сосредоточение - 3. Штудирование азов - 4. Путешествия и Открытия - 5. Тренинг решения задач - 6. Творческий синтез - 7. Оценка и принятие решений
Значение этих этапов - в весьма забавной закономерности: стоит пропустить какой-либо из них, как реализация последующих становится существенно более сложной и неприятной, а усилия, потраченные на предыдущих этапах, опять же, заметно обесцениваются. К примеру, если вы не пробудили интерес к предмету, то сосредоточиться на нем будет совсем не просто. Если пренебрегли заучиванием азов, то ориентация в материале учебника превращается в мучение. Если не подытожили результаты обучения и отложили выводы "на потом", то многие труды ваши уйдут в песок без следа и практической пользы. И так далее и тому подобное. В соответствии с этими этапами выделяют и классы интеллектуальных утилит, помогающих усваивать и обрабатывать знания на том или ином этапе.
Вот примеры утилит по каждому из классов:
1. Матрица личных интересов - http://www.pikenet.ru/~feod/lab.htm (соотнесение личных интересов и интересов дела).
2. Интеллект-тренажер «Глобал Т.Э.М.П.» - http://www.gi.ru/new_gi/temp/index.php3 (медитативная настройка на работу).
3. Магистр - http://mefil.euro.ru/ (быстрое обучение базовым знаниям).
4. Explain - http://explain.dem.ru/ (визуализация и систематизация знаний в картоидах).
5. Живые рисунки - http://zadachi.mccme.ru:8101/njava/ (тренинг по задачам школьной математики).
6. Приемы журналистики и Public Relations - http://www.triz-ri.ru/soft/ (эвристики синтеза тексов).
7. Мицар - http://www.pikenet.ru/~feod/lab.htm (экспертная оценка альтернатив).
А можно, простоты ради, подойти иначе: представить условно, что в голове у нас компьютер (нам эта штука понятнее мозга) и подобрать интеллектуальные утилиты так, как будто мы проводим upgrade этого компьютера: 1) наращиваем оперативную память (за счет визуализации предметной области), 2) меняем процессор на более быстрый (за счет поиска и автоматизации вычислений), 3) увеличиваем объем хард-диска (базы знаний), 4) ставим более совершенную операционную систему (сюда подойдут программы с подсказками-эвристиками решений). Как видим, часть примеров из предыдущей классификации подходят и для этой.
Но наибольший интерес представляет классификация, отражающая внутренние принципы обработки информации, присущие мышлению. Здесь уместна параллель с таблицей Менделеева: если в классификацию элементов заложить признаки их внутреннего строения, то таблица приобретает предсказательную силу.
Из работ по виртуальной психологии известны этапы развития мышления человека в процессе его филогенеза (т.е. за время его индивидуальной жизни). При этом проявляются принципиально различные стороны интеллекта. Вот их-то мы и обозначим в качестве признаков классификации УИ. Их пока насчитывается 7:
1. Обратная связь, целеполагание и оценка результатов.
2. Распознавание образов, их свертка-развертка, ассоциации.
3. Абстрактно-логическое мышление, модели мира.
4. Самосознание, рефлексия, эмпатия, методологическое мышление и рефлексивное управление.
5. Самореализация, творчество, изобретательство, новаторское мышление, импровизация в искусстве (когда оно развито, то говорят, что у человека есть чувство нового).
6. Надсознание, т.е. мышление частично (а может быть, и полностью) выносится во внешнюю среду, распределяясь между предметами-напоминателями-регуляторами и интеллектами-кооперантами. Сюда относится коллективное мышление, и специфически инструментальное мышление, опирающееся на усилители интеллекта.
7. Есть еще одна, довольно загадочная фаза, которую В. Франкл называл самотрансценденция. Суть ее в том, что ИИ обретает вроде как душу - его джокер. Я начинает существовать не сам по себе, а включенный в особую, духовную или трансцендентную реальность. Интеллекту приходится различать себя как принадлежащего и к реальности собственной жизни, и к духовной реальности. У людей на этой фазе развития - самых разных профессий - окружающими отмечаются странности, будто человек не от мира сего. Существует, например, мнение, что на этой фазе интеллект подключается к выполнению некой метапрограммы, которая растворена в окружающей его среде (ноосфере) и доступ к которой он получает.
Если конкретные УИ разложить по полочкам этих принципов, то, конечно, многие улягутся сразу на несколько полочек (калькуляторы, к примеру, можно положить сразу на все полочки, т.к. они ускоряют вычисления, потребные всем типам интеллекта). Но есть и такие УИ, которые органичны именно отдельным типам интеллекта. И это означает, что, применяя их, мы тем самым способствуем становлению и развитию соответствующего внутреннего механизма интеллекта. Вот некоторые примеры УИ, соответствующие перечисленным принципам:
1. Программы постановки и анализа целей
MetaBridge (http://www.idongroup.com/assoc/assoc.htm#top),
Cybergoal (http://www.idongroup.com/gops/cybergoal/blackbox.htm),
гипертекстовые машины (http://www.pikenet.ru/~feod/lab.htm).
2. Ассоциативно-образное мышление: программы визуализации мышления, программирования и вычислений
Advanced Grapher (http://www.serpik.com),
Axon (http://web.singnet.com.sg/~axon2000),
Explain (http://explain.dem.ru/),
TheBrain (http://www.thebrain.com).
3. Абстрактно-логические модели: программы анализа и построения концептуальных схем, экспертные системы, психолингвистические и лингвистические программы
TextAnalyst (http://www.analyst.ru),
ВААЛ (http://vaal2000.newmail.ru/demosoft.htm),
МЭС (http://www.chat.ru/~bukhnin/),
Эксперт (http://shipilov.bos.ru/download/index.htm),
Абриаль (http://www.artint.ru/packin/abrial/index.htm),
Stratum (http://stratum.pstu.ac.ru/products/s2000/).
4. Рефлексивные модели: программы НЛП-тренингов и сеансов самовнушения
диски фирм "Зеленый остров" и Trans-Ameritech Enterprises Inc.,
программы Soaring flight
(http://www.xtlan.com/ru),
QUAD Recatitulation
Tool (http://www.necromancers.com).
5. Генерация идей: программы школы ТРИЗ, программы-генераторы текстов, гипертекстовые машины вариации идей, морфологические таблицы Цвикки и др.
IdeaFinder (http://inventech.by.ru/arc/ideafinder.shtml),
Free Basic Creativity
Software (http://www.cul.co.uk/software/basic.htm),
Сатикс (http://www.hamovniki.net/~alchemist/NN/ii/ChatMas/Lansa.htm).
6. Надсознание: программы ситуационного анализа и стратегического планирования, а также компьютерной эзотерики, астрологии, гадания – эффективных или хотя бы эффектных программ для массового пользователя, увы, пока не обнаружено. Хотя, один пример можно привести – расчет биоритмов (http://biow.kc.ru/).
7. Самотрансценденция: религиозные программы, программы медитации и погружения в высшие ценности
"Цитата из Библии" (http://jesuschrist.ru/software),
то же по Корану (http://www.quran.kiev.ua/).
Какое будущее ожидает отрасль программирования интеллектуальных утилит? Если посмотреть на динамику повседневной жизни человека, то нельзя не заметить увеличение темпов и усложнение условий деятельности. А значит, интеллекту приходится все более тяжко… Но на помощь приходят машины, способные усиливать мысль. На пути к ИИ мы будем получать все более и более мощные и самые разнообразные УИ – и это действительно прекрасно и удивительно!
Что Вы думаете по поводу усиления интеллекта?
Пишите авторам...
До новых встреч!
Юлий Феодоритов
mailto:feod@narod.ru