Зареалье: феномены Сети и
технологии работы с ними
Цикл # Гипермедиа Выпуск 18
Виртуальная реальность и аретеи
Греческое арете,
охватывает целый пучок значений, а именно:
силу, мужество, богатство, хорошее ведение
дел (Йохан Хейзинга).
Тему гипермедиа мы начнем с самого важного, пожалуй, что в ней открыто, – с аретей. Это открытие связано с именем Николая Александровича Носова (1952-2002), создателя новой области знания – виртуальной психологии. Памяти замечательного ученого посвящен этот выпуск.
Главное открытие Носова, имхо, заключается в глубоком понимании того, что всякая грань, всякий уровень человеческой жизни удвоен в виртуальной реальности (ВР), которая этой гранью, этим уровнем управляет (в кибернетике такие ВР называют моделями мира). Поскольку в организации ВР ошибок не избежать, процесс управления любой сферой человеческой жизни дополняется аретеями – чудесными процедурами исправления ошибок организации.
Носов различал три вида аретей:
1. Создание недостающего элемента ВР (когда, к примеру, человек не замечает то, что обязан учитывать для успешного управления ситуацией, и ему на это обращают внимание).
2. Уничтожение излишнего или ошибочного элемента ВР (например, избавление от вредной привычки).
3. Обособление и целостное оформление ВР для автоматизации её работы и включения надежным элементом в более сложные ВР (так, в частности, осваивается метод для решения определенного класса задач).
Чтобы не заблудиться в абстракциях, рассмотрим один из примеров аретей, приводимых Носовым в его книге "Виртуальная психология" (М.: Аграф, 2000. – 432 с.).
Каждый из нас обладает телом, которое мы кормим, чистим, упражняем и украшаем как ценнейшее свое достояние. Жизнь тела удвоена в его самообразе – виртуальной реальности, задающей норму функционирования организма. Эта норма очень часто искажена стрессами: раздражение или страх вызывают мышечные зажимы (из-за чего мы не можем пройти по достаточно широкой балке над пропастью, хотя легко проходим по ней, когда она лежит на земле). Ещё сильнее самообраз искажается хроническими болезнями – именно эти искажения вызывают рецидивы болезни после казалось бы успешного курса лечения.
Но вот сам пример. Женщина 39 лет страдала от боли в спине в течение 2,5 лет. Последние 6 месяцев снимала боли только за счет сильно действующих анальгетиков либо новокаиновой блокадой. Врачам не верит. Обследование выявило наличие остеохондроза и большое напряжение в мышцах спины. Сеанс аретеи состоял в работе с воображением. Легкий массаж различных участков сопровождался просматриванием своего тела в возникающем образе (это были образы молодости) и акцентированием расслабляющего выдоха. В ходе сеанса женщина почувствовала, как молодой возраст спины стал распространяться по всему телу, а старый возраст стал словно вытекать из неё, при этом ноги стали совершенно расслабленными и она даже почувствовала биение крови в подушечках пальцев ног. Боль пропала, и тело ощущалось по-новому. В дальнейшем боль не возникала, женщина прекратила прием лекарств и потеряла 8 килограммов веса (до сеанса у неё была II степень ожирения).
Конечно, этот пример можно истолковывать по-разному. Но сам факт того, что информационное воздействие может избавить человека от хронической болезни, перестроить метаболизм тела и избавить от излишнего веса, заслуживает особого внимания. Аретея в данном случае обеспечила замену патологического самообраза тела здоровым самообразом, взятым из воспоминаний молодости.
В своей книге (с. 201) Носов называет эту аретею девиртуализацией, т.е. относит её ко второму из 3 перечисленных типов – разрушению ошибочного элемента ВР. Однако, при всём уважении к Николаю Александровичу, нельзя не заметить, что речь здесь шла не о разрушении, а о замещении, причем аретея состояла, как минимум, из трех ходов: 1) привлечение внимания к ощущениям в определенных участках тела, 2) воссоздание здорового самообраза по воспоминаниям молодости, 3) целостное закрепление нового самообраза (старый вытекает, а новый заполняет его место). Фактически, в этом случае была реализована комбинация из всех трех описанных Носовым типов аретей.
Видимо, характеризуя рассмотренный случай как аретею девиртуализации, Носов исходил из предположения, что патологический самообраз сам является виртуальным напластованием над здоровым самообразом тела. Тогда стоит разрушить больную ВР, как искажения исчезнут сами собой.
Эта логика заложена в его модель виртуальной динамики. Вкратце суть её в том, что отправной точкой служит привычная для человека психическая ситуация, которая для него суть "реальность". Виртуальная реальность (ВР) возникает как реакция на нечто необычное, привлекающее внимание и требующее осмысления и творческого реагирования. После того, как человек достаточно хорошо овладеет этой ВР, она в свою очередь становится реальностью, только более высокого уровня по сравнению с исходной. Над ней при появлении необычных явлений может надстраиваться новая ВР, а исходная реальность первого уровня при этом сворачивается, становясь виртуальным элементом реальности второго уровня (с. 417-418).
Модель красивая, надо отдать должное... Но остается открытым вопрос: в постоянно меняющейся жизни как эти напластования сливаются и сплавляются в нечто устойчивое и инвариантное по отношению к динамичной среде? Ведь если таким механизмом свертки (явлений к сущности, прецедентов к правилу, феноменов к закону) пренебречь, то психика будет крайне неустойчива и податлива любой манипуляции. Итак, где же здравый смысл и критический разум, способные познавать новое, мечтать, но оставаться тем не менее на прочном фундаменте практического опыта и знаний, не впадая во всяческие мании?
Ответ на этот вопрос хорошо известен: экран внимания управляется не только необычными событиями, но и желаниями, через конкуренцию которых многообразные реальности нашей жизни ухитряются достаточно хорошо уживаться друг с другом. Известно также, сколько ВР помещается на 1 экран - от 3 до 7, а в среднем 5 - как и пальцев на руке. На этом экране (а вообще говоря, и не только на нем - есть и другие площадки синтеза) происходит увязка противоречивых требований разных ВР в синкретичные решения, т.е. одновременно достигающие сразу несколько целей.
Если принять этот ответ, то общим случаем будет как раз не подъем-спуск по пирамиде вложенных ВР, а замещение у "пульта управления" одних ВР другими, что, имхо, и происходило в рассмотренном примере.
Концепция аретей можно распространить на более широкий круг явлений виртуальной реальности, связанных с гипермедиа. Вот два подхода к распознанию аретей в коммуникации:
Подход 1. Не все символьные последовательности имеют управляющую ими виртуальную реальность. ВР появляется в иронии, двусмысленностях..., т.е. там, где прямой смысл должен дополняться другими смыслами. Или подвешен вопрос, или содержится фигура умолчания, которую нужно расшифровывать. Например, в загадках и метафорах.
Подход 2. Виртуальная реальность соответствует всем последовательностям символов. Но в большинстве случаев она формируется автоматизированно, и её связь с порождающей последовательностью жесткая. Нет многозначности и нет управления поэтому, т.е. свободы выбора. Когда же в интерпретации символов возникают многозначность и свобода выбора, то ВР приобретает самостоятельное значение и процедуры её организации и корректировки (аретеи) выходят на передний план.
Эти подходы - спуск аретеи на микроуровень. Символ без глубокого содержания не влияет на психическую жизнь и вписан в некий автоматизм восприятия знаков. А глубокое восприятие символа (ОМ, мантры) сопрягает символ с виртуальной реальностью.
Аретея, взятая в её полнейшем проявлении, состоит в надстраивании метаэтажа управления смыслами, восполнением множества возможных смыслов, выработки критерия оценки приемлемости смыслов и принятии решения о главном смысле данной символьной последовательности. Тем самым порождаемая виртуальная реальность раскрывается во всём многообразии и получает практическое воплощение и завершение в решении проблемы, вызвавшей её появление.
Чтобы перейти от слов к делу, давайте построим микроаретею аретей-двухходовок (мышеловка - типичный пример двухходовки), взяв за основу три базовых типа аретей, описанных Носовым. При этом вместо "ИЛИ-ИЛИ" реализуется принцип Бартини "И-И", т.е. совмещение разных классов аретей в одном действии. Нашей целью будет ориентация в пространстве возможных двухходовок для выбора той, которая лучше подходит к текущей проблемной ситуации.
Фазовое пространство двухходовок само по себе неоднозначно и может быть построено по-разному. Для иллюстрации этого ниже изображены 2 пространства двухходовок. Пояснения к клеточкам матриц вы можете прочесть на всплывающих подсказках (а для любителей ребусов всё же поясню происхождение обозначений: А - аттракция, первый тип аретей по Носову; Д - девиртуализация, второй тип; С - синомия, третий тип; к - консуетал, переживание изначальной реальности; в - виртуал, переживание виртуальной реальности; с - собь, переживание ВР в её целостности и в связи с изначальной реальностью).
АА |
АД | АС |
|
11 к → к |
12 к → в |
13 к → с |
ДА |
ДД |
ДС |
21 в → к |
22 в → в |
23 в → с |
|
СА | СД |
СС |
31 с → к |
32 с → в |
33 с → с |
Над полем возможностей (в данном случае - одной из матриц 3х3) надстраивается пирамида аретеи - решающего правила, которое позволяет выбрать клеточку, соответствующую проблемной ситуации, и адаптивно реализовать обозначенный в ней способ действий.
Вы спросите: как такую пирамиду можно строить? Да тысячами способов, причем вы сами можете изобрести оригинальные, никем ещё не придуманные способы. Все творческие эвристики решения задач - это способы организации поля возможностей, т.е. аретеи в используемом здесь более широком, чем у Носова, толковании.
У лингвистов в чести порождающие грамматики, у риторов - хрии, у физиков - законы природы, у философов - системы категорий, у политиков - стратагемы и т.п. Самый простой и понятный пример - из детства: конструктор N5, детали-возможности, рисунки-образы готовых конструкций и рисунки же, показывающие последовательность сборки этих конструкций из деталей.
Играя с такими конструкторами, дети учатся аретеям. А если им покупать только готовые игрушки, то они будут сами разбирать их на части, поскольку тяга к освоению аретей - одна из глубочайших потребностей человеческой природы.
В последующих нескольких выпусках мы рассмотрим удивительные образцы гипермедиа с точки зрения изложенной выше концепции.
А пока - вот вам ссылка на
аретею танца - смотрите, изучайте, наслаждайтесь:http://www.flyingpuppet.com/shock/legato.htm
* * *
Вот и всё пока... Вопросы и замечания mailto: feod@narod.ru
До новых встреч!
Юлий Феодоритов