Зареалье: феномены Сети и технологии работы с ними 
Цикл # Гипермедиа Выпуск 19

Композиции в гипермедиа

Аннотация. Слово «композиция» происходит от латинского composition, обозначающего «сочинение, сопоставление, соединение, связь». В искусстве это слово означает соединение, сочетание отдельных компонентов в единое смысловое целое. Выстроенность произведения, композиционная завершенность – самый существенный момент в его восприятии. К.С. Станиславский говорил о том, что искусство вообще «зарождается с того момента, как создается непрерывная тянущая линия звука, голоса, рисунка, движения». Мастерство выстраивания этой линии по существу и есть мастерство композиции. В этом выпуске и ряде последующих за ним опытов мы рассмотрим теорию композиций Сергея Белозерова, относящуюся преимущественно к инженерии знаний (см. монографию "Организация внутреннего мира человека и общества: Теория и метод композиций" - 768 с. Автор: Белозеров С.М. Издательство: М: Алетейя. Год издания: 2002.  - http://www.chtivo.ru/chtivo=3&bkid=307617.htm ; см. также оглавление).

Привет неутомимым путешественникам Сети!

Мы продолжаем разговор о феноменах гипермедиа. На очереди - столь притягательное для нас гармоничное соединение разнородных частей или композиция.

Создание композиции подразумевает:

Тема композиции - необъятна, о ней размышляли лучшие умы в различных сферах искусства, а культура композиций в традиционных видах искусства имеет тысячелетнюю историю. Для кино и ТВ составить впечатление о круге рассматриваемых вопросов можно по этой ссылке: http://v-montaj.narod.ru/index.html, а для веб-дизайна - по этой: http://mrdesign.krasline.ru/articles/index.shtml 

Впрочем, если вы прочтете множество статей и книг, с упомянутых сайтов, то обогатите свою эрудицию высказываниями мэтров в различных областях искусства, почерпнете множество противоречивых частных рецептов, разовьете эстетическое чутье на канонических образцах композиций, - но общее представление о композиции вряд ли сильно изменится по сравнению с изначальным. Уж очень многоликое это явление... 

Нас же интересует именно феномен композиции как явление Зареалья Сети. Вкратце он состоит в том, что
зритель-читатель выше ценит целостные и гармонично устроенные системы образов-представлений, поданные на понятном ему и уместном языке. Причем некая недосказанность, восполняемая аудиторией, ценится еще выше. 

Вы спросите: а в чем специфика именно Сети? На этот вопрос существует несколько ответов, поскольку Сеть невероятно быстро меняется и, соответственно, меняются представленные в ней композиции.

Простейший ответ таков: специфики собственно Сети нет (в сравнении, скажем, с ТВ и кино), а есть специфика той аудитории, которая ее населяет. Интернет-аудитория более нетерпелива и динамична, в то же время характерное для веб-серферов "порхающее внимание" является предтечей нового мультидисциплинарного мышления - что в ряде случаев позволяет зрителям-читателям приходить к нетривиальным выводам по поводу предлагаемых им материалов.

Но это только начальный, "нулевой" вариант. Добавлю на ваш суд еще две ступеньки лестницы. 

 В предыдущих выпусках мы говорили об аретеях как процедурах создания, корректировки и уничтожения виртуальных реальностей. Такие реальности есть среды для объектов различных уровней общности - вот эти целые объекты и есть композиции. Иными словами, это любой целостный объект, создаваемый или выделяемый при восприятии виртуальной реальности. Как только вы сосредоточивает внимание на чем-то определенном, как только вы ввязываетесь в какое-то дело, как только поддаетесь искушению выразить себя - во всех этих случаях зыбкая вариативность виртуальной реальности сменяется устойчивыми конструкциями композиций. 

Обломовы и Маниловы, если можно так выразиться, предпочитают рассеянное времяпрепровождение в виртуальных реальностях мечтаний, тогда как энергичные Штольцы и Чичиковы  неустанно крутят кубики Рубика композиций.

С композициями связаны 3 из 300 законов человеческой психики, описанных Павлом Тарановым (http://viktr.narod.ru/select/taranov/zakony.htm):

Закон "завязывания узла" - объяснение становится исчерпывающим по ясности и доходчивости, когда факторы высвечивания смысла завязываются в узел единения их. (57) 
Закон "зацепки смысла" - людям нужна зацепка за смысл, точка отсчета, прочное в зыбком. Этому служит символ или символьное поведение, навешанное, как ярлык, на ситуацию. Так дайте же им это. Их благодарность - податливость вам навстречу. (65) 
Закон "исчерпывающего охвата" - любому человеку нравится свое всесилие: полный контроль, всеобъемлющее знание. Если ваше сообщение всесторонне, без пропусков и умолчаний, - то будьте спокойны и уверены: сообщаемое вами будет принято в благодарном и предпочтительном режиме. Вас заметят, вас услышат, вами заинтересуются. (89)

Для тех, кого заинтересовала тема композиций, небольшой вопрос-исследование. Как вы думаете, представленная ниже картинка является иллюстрацией: а) композиции, б) аретеи, в) виртуальной реальности?

Проставьте выбранный вами вариант в теме письма и пошлите автору.
Мне интересна также ваша аргументация...

На этом введение в теорию композиций завершается, и эту тему продолжит серия опытов с композициями.

Напоминаю, что сбор феноменов по циклу "Гипермедиа" мы ведем нелинейным способом, что вполне отвечает особенностям этого цикла. Ассоциативный переход к следующей теме теперь зависит и от вашего выбора. Анонсы предстоящих выпусков представлены на карте архива рассылки со значком /a. Пишите о том, что вас интересует в первую очередь, - и я постараюсь это учесть в очередном "гиперпереходе". 

До новых встреч!
Юлий Феодоритов
mailto:feod@narod.ru

 Источники   

Теории, концепции, прогнозы

Феномены Сети и компьютинга

На главную

Рейтинг@Mail.ru

 

 

Сайт создан в системе uCoz