Зареалье: феномены Сети и
технологии работы с ними
Цикл # Гипермедиа Выпуск 19
Композиции в гипермедиа
Аннотация. Слово «композиция» происходит от латинского composition, обозначающего «сочинение, сопоставление, соединение, связь». В искусстве это слово означает соединение, сочетание отдельных компонентов в единое смысловое целое. Выстроенность произведения, композиционная завершенность – самый существенный момент в его восприятии. К.С. Станиславский говорил о том, что искусство вообще «зарождается с того момента, как создается непрерывная тянущая линия звука, голоса, рисунка, движения». Мастерство выстраивания этой линии по существу и есть мастерство композиции. В этом выпуске и ряде последующих за ним опытов мы рассмотрим теорию композиций Сергея Белозерова, относящуюся преимущественно к инженерии знаний (см. монографию "Организация внутреннего мира человека и общества: Теория и метод композиций" - 768 с. Автор: Белозеров С.М. Издательство: М: Алетейя. Год издания: 2002. - http://www.chtivo.ru/chtivo=3&bkid=307617.htm ; см. также оглавление).
Привет неутомимым путешественникам Сети!
Мы продолжаем разговор о феноменах гипермедиа. На очереди - столь притягательное для нас гармоничное соединение разнородных частей или
композиция.
Создание композиции подразумевает:
приведение всех элементов произведения к единому целому, непрерывному во времени и пространстве
(компактность);
отбор основных деталей по принципу их типичности для данной ситуации
в качестве представителей какой-нибудь общности, причем отобранные типичные элементы должны быть тождественны друг другу и общему замыслу
(однородность);
в то же время сопоставляемые элементы должны быть контрастны, конфликтны по отношению друг к другу, подчеркивая, оттеняя диапазоном различий разнообразие друг друга
(контрастность);
все элементы произведения должны подчиняться единому авторскому замыслу, сформулированному в идее произведения как сверхзадаче (идейность).
Тема композиции - необъятна, о ней размышляли лучшие умы в различных сферах искусства,
а культура композиций в традиционных видах
искусства имеет тысячелетнюю историю. Для кино и ТВ составить впечатление о круге рассматриваемых вопросов можно по этой ссылке:
http://v-montaj.narod.ru/index.html, а для веб-дизайна - по этой:
http://mrdesign.krasline.ru/articles/index.shtml
Впрочем, если вы прочтете множество статей и книг, с упомянутых сайтов, то обогатите свою эрудицию высказываниями мэтров в различных областях искусства, почерпнете множество противоречивых частных рецептов, разовьете эстетическое чутье на канонических образцах композиций,
- но общее представление о композиции вряд ли сильно изменится по сравнению с изначальным. Уж
очень многоликое это явление...
Нас же интересует именно феномен композиции как явление Зареалья Сети. Вкратце он состоит в том, что
зритель-читатель выше ценит целостные и гармонично устроенные системы образов-представлений, поданные на понятном ему и уместном языке. Причем некая недосказанность, восполняемая аудиторией, ценится еще выше.
Вы спросите: а в чем специфика именно Сети? На этот вопрос существует несколько ответов, поскольку Сеть
невероятно быстро меняется и, соответственно, меняются представленные в ней композиции.
Простейший ответ таков: специфики собственно Сети нет (в сравнении, скажем, с ТВ и кино), а есть специфика той аудитории, которая ее населяет. Интернет-аудитория более нетерпелива и динамична, в то же время характерное для веб-серферов "порхающее внимание" является предтечей нового мультидисциплинарного мышления - что в ряде случаев позволяет зрителям-читателям приходить к нетривиальным выводам по поводу предлагаемых им материалов.
Но это только начальный, "нулевой" вариант. Добавлю на ваш суд еще две ступеньки лестницы.
Особенности композиций в Сети связаны с интерактивностью образов - т.е. зрители могут влиять на происходящее, вмешиваясь в ход событий.
Более того, система таких интерактивных образов способна стать управляющей по отношению к воспринимающему ее субъекту, т.е. приобрести качество надсознания.
В предыдущих выпусках мы говорили об аретеях как процедурах создания, корректировки и уничтожения виртуальных реальностей. Такие реальности есть среды для объектов различных уровней общности - вот эти целые объекты и есть композиции. Иными словами, это любой целостный объект, создаваемый или выделяемый при восприятии виртуальной реальности. Как только вы сосредоточивает внимание на чем-то определенном, как только вы ввязываетесь в какое-то дело, как только поддаетесь искушению выразить себя - во всех этих случаях зыбкая вариативность виртуальной реальности сменяется устойчивыми конструкциями композиций.
Обломовы и Маниловы,
если можно так выразиться, предпочитают
рассеянное времяпрепровождение в
виртуальных реальностях мечтаний, тогда
как энергичные Штольцы и Чичиковы
неустанно крутят кубики Рубика композиций.
С композициями связаны 3 из 300 законов человеческой психики, описанных Павлом Тарановым
(http://viktr.narod.ru/select/taranov/zakony.htm):
Закон "завязывания узла" - объяснение становится исчерпывающим по ясности и доходчивости, когда факторы высвечивания смысла завязываются в узел единения их.
(57)
Закон "зацепки смысла" - людям нужна зацепка за смысл, точка отсчета, прочное в зыбком. Этому служит символ или символьное поведение, навешанное, как ярлык, на ситуацию. Так дайте же им это. Их благодарность - податливость вам навстречу. (65)
Закон "исчерпывающего охвата" - любому человеку нравится свое всесилие: полный контроль, всеобъемлющее знание. Если ваше сообщение всесторонне, без пропусков и умолчаний, - то будьте спокойны и уверены: сообщаемое вами будет принято в благодарном и предпочтительном режиме. Вас заметят, вас услышат, вами заинтересуются.
(89)
Для тех, кого заинтересовала тема композиций, небольшой вопрос-исследование. Как вы думаете, представленная ниже картинка является иллюстрацией: а) композиции, б) аретеи, в) виртуальной реальности?
Проставьте выбранный
вами вариант в теме письма и пошлите автору.
Мне интересна также
ваша аргументация...
На этом введение в теорию композиций завершается, и эту тему продолжит серия опытов с композициями.
Напоминаю, что сбор феноменов по циклу "Гипермедиа" мы ведем нелинейным способом, что вполне отвечает особенностям этого цикла. Ассоциативный переход к следующей теме теперь зависит и от вашего выбора. Анонсы предстоящих выпусков представлены на карте архива рассылки со значком /a. Пишите о том, что вас интересует в первую очередь, - и я постараюсь это учесть в очередном "гиперпереходе".
До новых встреч!
Юлий Феодоритов
mailto:feod@narod.ru