Зареалье: феномены Сети и технологии работы с ними
Цикл # Гипермедиа Опыт 20-4

Священнодействие стилей речи

Аннотация. Как писал замечательный мыслитель О. Розеншток-Хюсси, "Говорить - значит объединять, упрощать, интегрировать жизнь. Не будь этого усилия, нас разорвало бы на части либо от чрезмерного внутреннего, невыраженного желания, либо от обилия впечатлений, полученных из окружающей среды, от чересчур многочисленных окаменелых формул, связывающих нас по рукам и ногам, или от чрезмерно беспокойной любознательности относительно будущего". В этом опыте мы рассмотрим 4 базовых стиля речи и их влияние на разрешение кризисных ситуаций: упадка, анархии, революции и войны.

Живой язык - источник жизненных сил общества

Многие опросы указывают на то, что большинство новостей население получает по телевидению. Телеканалы включают в свою программу по 2-3 часа новостей ежедневно, так как новости - популярный жанр у зрителей, а соответственно и у рекламодателей.

Новости сочетают в себе черты и массовых программ, и программ влияния. Ориентация на массового зрителя предполагает конкуренцию телеканалов: кто сможет интереснее развернуть сюжеты из стандартного набора, предлагаемого информационными агентствами, кто оперативнее отреагирует на события, кто лучше впишется в ожидания аудитории и т.п. Но содержание новостей формируется и под влиянием различных социальных групп в их борьбе за благоприятное общественное мнение. Все это чрезвычайно затрудняет выбор тем и стиля подачи новостей.

Теоретическая база решения подобных проблем была развита в работах О.Розенштока-Хюсси (1888-1973) - первоклассного мыслителя, который, подобно Декарту, смог предложить новый всеохватный метод исследования действительности и, подобно Аристотелю, создал полную типологию человеческой речи. Суть предложенного им подхода - в использовании грамматики живого языка как источника жизненных сил общества. / “Общество живет речью, умирает в отсутствие речи. Говорить - значит объединять, упрощать, интегрировать жизнь. Не будь этого усилия, нас разорвало бы на части либо от чрезмерного внутреннего, невыраженного желания, либо от обилия впечатлений, полученных из окружающей среды, от чересчур многочисленных окаменелых формул, связывающих нас по рукам и ногам, или от чрезмерно беспокойной любознательности относительно будущего. Грамматический метод - это путь, на котором человек осознает свое место в истории (позади), мире (вовне), обществе (внутри) и судьбе (впереди)”.  (Здесь и далее цит. по Розеншток-Хюсси О. Речь и действительность. М.: Лабиринт, 1994. – 210 с.)

Применительно к новостному вещанию "грамматический метод" дает следующую картину.

Аудитории интересны достоверные новости, которыми вещатель участвует в движении общества, вносит в это движение нечто свое. Т.е. социально ответственное новостное вещание. / "Речь возникает только тогда, когда за словами человека - его репутация, жизнь честь… Все, что в речи ниже критической точки истины - и, следовательно, лжесвидетельство, - это уже не речь, а сплетня, болтовня или просто лепет… Речь должна вести к определенным последствиям. Она должна иметь место в жизненном процессе; иначе это не речь, а реплика "в сторону".

Такое вещание включено в деятельность по поддержанию жизни общества и борьбу с угрозами распада социума. Олицетворением этих угроз, их масштабным выражением являются социальные бедствия - те, которые охватывают более одного поколения или более одного региона. Сталкиваясь с угрозами бедствий, аудитория жадно приникает к экранам в поисках новостей. / “Общественная дезинтеграция - это благословенное зло, ибо оно понуждает нас проснуться. ... негативные стороны общественной жизни понуждают нас думать, говорить, писать, изучать, и ничто иное не может заставить нас мыслить реально”.

Темы и стиль подачи новостей обусловлены видом социальных бедствий, которые в этих новостях упоминаются, и установкой вещателя на раскачивание, либо на стабилизацию обсуждаемой ситуации.

Задача классификации бедствий может быть решена исходя из пространственно-временной структуры общественного бытия.
Семантическое пространство любой речи, в т.ч. и новостного вещания, поляризовано базовыми отношениями: “внутрь-вовне” социума и его “прошлое-будущее”. Этим отношениям соответствует деление новостей на внутренние и международные, а в хронологическом плане - на обращенные в прошлое (знаменательные даты, традиции, хроника текущих событий) и в будущее (прогнозы, программные заявления, призывы, законотворчество). Отношению “внутрь-вовне” соответствует пара бедствий “анархия-война”, отношению “прошлое-будущее” - пара “революция-упадок”.

УПАДОК выражает состояние общества, когда у людей недостает жизненных сил, чтобы вдохновить поколение, следующее за ними, своими целями и идеалами. Бедствие упадка - отсутствие веры в будущее. / “Упадок” означает невозможность дожить до будущего - телом, сознанием или душой. Упадок старшего поколения обрекает младшее поколение на варварство”. “...слова, которыми обмениваются родители и дети в эпоху упадка, достигают слуха молодых людей лишенными силы убеждения. Что-то случилось с содержанием языка. Он, похоже, стал простым сотрясением воздуха, мертвой формулой, окаменелым ритуалом”.

АНАРХИЯ возникает при отсутствии у людей стремления прийти к какому-либо соглашению. Бедствие анархии - отсутствие единодушия. / “Единодушие их не вдохновляет, и им не по силам вступать между собой в регулярные контакты, чтобы в атмосфере чистосердечия восстановить сплоченность и единство... Каждый наживает себе состояние, стремясь ухватить больше, чем ему положено, непредвиденным образом пользуясь своим членством в сообществе”. “...слова всеми употребляются так, как если бы общество было одно. Но эти слова (такие как справедливость, благосостояние, всеобщее благо) имеют для людей разные значения. Команда одного корабля, у которой, однако, нет одного общего языка. Слова их бескрылы, это не слова из подхваченной всеми общей песни; они убиты взаимным недоверием или просто взаимным равнодушием”.

РЕВОЛЮЦИЯ - это насилие над существующим миропорядком и над людьми прошлого. Бедствие революции - отсутствие уважения к прошлому. / “Во времена революций и язык, и традиции прошлого обесцениваются, как вышедшая из употребления валюта. Нормы прежнего языка и другие классические ценности подвергаются осмеянию. Создается новый язык”.

ВОЙНА утверждает силу и власть на территориях, до сей поры не подведомственных воюющему режиму. Это попытка включить в свой состав территорию, лежащую вовне. Бедствие войны - это отсутствие сил в организации внешнего пространства мирным путем, т.е. путем переговоров. / Война - это разрыв переговоров. “Война двух территорий заканчивается миром. Что это значит? Люди, которые не разговаривали друг с другом, снова начинают говорить”.

Циркуляция осмысленной речи в новостях несет обществу жизненные силы. Речь лечит общество от болезней дисгармонии и распада во времени и в пространстве. / “Первый выкрик человеческого самосознания, касающийся общества, - это слово “Слушай!”... “Слушай, чтобы мы выжили” - говорят все, кто когда-либо заговаривал о социальных проблемах... “Слушайте, и мы выживем” - априорное утверждение, которое предполагает, что человек достаточно силен, чтобы установить с соседом отношения, возвышающиеся над их личными интересами”.

Новостное вещание, ориентированное на поддержание жизни общества, призвано культивировать в качестве средств противодействия четырем базовым угрозам миропорядка:

1. Веру в будущее (против упадка)
2. Единодушие (против анархии)
3. Уважение к прошлому (против революции)
4. Силу дипломатии (против войны)

Каждому из заболеваний общества соответствует свой стиль речи, исцеляющей его:

Подлинное совершенство достигается в речи не смешением всех четырех стилей, а так, чтобы необходимое время царил лишь один из них. Важно при этом, чтобы речь в целом оставалась четырехаспектной, так как ни один из стилей не способен передать цельную истину, которую мы пытаемся донести. / "Каждая из четырех сторон жизни встроила в каждого индивида свой "бастион" - точку опоры для самой себя. У нас имеются воспоминания в связи с прошлым, эмоции в связи с пространством нашего внутреннего мира, разум для постижения внешнего пространства и любовь для будущего. Эти силы, однако, изменяют нам. Порой мы забываем вместо того, чтобы помнить. Мы ненавидим, когда должны бы любить. Мы выходим из себя вместо того, чтобы слушаться разума. И мы остаемся безучастными там, где должны вскипеть… К счастью, мы уже знаем, что говорить - значит участвовать в эволюционном приключении человечества… Род человеческий заботится о том, чтобы скомпенсировать мою забывчивость, мою безучастность, мои страхи, мое безумие… ни один индивид не мог бы соединить в одно целое свой внутренний мир, свое внешнее окружение, свою историю и свое предназначение, выступая лично от себя. Чтобы спасти каждого из нас от безумия, равнодушия, ненависти и забывчивости, требуется коллективное участие всего человечества и постоянный перевод с языка одного типа на языки всех других типов… Говорить - значит преодолевать четыре реальных препятствия… Говорить - значит испытывать симпатию, прояснять, направлять, а также сознавать, что невозможно обладать каким-то одним из этих качеств, не культивируя в себе в то же время трех остальных".

Мы нуждаемся в том, чтобы опереться на положительные имена. Цель - внедрять в общественный обиход правильные имена. Мыслить - значит вводить все лучшие имена. / "Мы мыслим, потому что сами хотим говорить авторитетно, как говорили до этого с нами самими. Именем этой власти, которую мы узнаем посредством имен, мы теперь хотим рассказать свой собственный рассказ. Мы хотим высказаться и объяснить, каким образом мы упразднили и еще должны упразднить определенные имена, чтобы заменить их другими… Речь возводит человека на трон. Ибо каждый, кому есть чего сказать. Получает тем самым от общества свой офис. А трон - это место в офисе… Законы существуют только в том случае, если они поняты как приказания, разъясняющие нам с вами, что делать и что говорить. Закон гласит не только "не убий". Он к тому же вменяет в обязанность не отмалчиваться, когда совершено убийство. Мы должны либо сообщить в полицию, либо поговорить с преступником. Но говорить мы обязаны. Трагедия современной политической науки заключается в том, что она не подчеркивает это важнейшее обстоятельство, подразумеваемое во всех законах. Закон не только заставляет нас действовать и как-то себя вести. Закон бессилен, если он не заставляет нас говорить правду". / "Посредством речи мы питаем жизнь общества подлинной энергией… тот, кто болтает про все на свете еще не говорит. Пустомеля не разговаривает в полном смысле этого слова, поскольку за ним нет энергии убеждения… речь состоит не из абстрактных суждений или обобщений; речь - это ответ на обращение или приказ, это согласие или выражение чувств, наконец, объективный отчет о происшедшем и совершенном… По-настоящему зрелая речь - это не замечания о погоде, о Боге или о мире. Человек произносит речь, когда он может действовать своим словом. А где имеет смысл говорить? В таком месте и в такое время, где и когда то, что я имею сказать, приведет к определенным последствиям. … Речь нельзя понять, ни утверждать, что она существует, если она не включена в реальный причинно-следственный процесс правовых отношений, выборов администрации, научного эксперимента, подготовки студентов к экзаменам; система тайной сигнализации, сплетни в женском и мужском клубе - все это имеет свои последствия. Совершенно бесцельные на первый взгляд замечания ведут к действиям ужасающей силы… Речь не завершена, если она не обращена к нужному адресату. Вот почему столь многие люди не могут отличить подлинную речь от псевдоречи. Псевдоречь - это речь, в которой вроде бы говорится то же, что и в подлинной речи. Только сказано это не тем человеком. Не в том месте и не в то время. Любая истина должна быть сказана особым образом. Если она не обращена к определенному лицу в определенное время, она обычно приносит скорее вред, чем пользу, в лучшем случае она просто бесполезна. Мир полон речей, которые произнесены не там и не тогда. Мир жив немногим числом речей, которые произнесены в нужное время в нужном месте".


Сбор феноменов по циклу "Гипермедиа" ведется нелинейным способом, что вполне отвечает особенностям этого цикла. Ассоциативный переход к следующей теме теперь зависит и от вашего выбора. Пишите о том, что вас интересует в первую очередь, - и это будет учтено в очередном "гиперпереходе".

До новых встреч!
Юлий Феодоритов
mailto:feod@narod.ru

 Источники   

Теории, концепции, прогнозы

Феномены Сети и компьютинга

На главную

Рейтинг@Mail.ru

 

Сайт создан в системе uCoz