Зареалье: феномены Сети и технологии
работы с ними
Цикл # Гипермедиа Опыт 21-2
О
контенте сайта
Аннотация. Театр, как известно, начинается с вешалки, а сайт с заставки или стартовой странички. И там все важно. Но в этом опыте мы обсудим информационное наполнение сайта - те пьесы, которые разыгрываются в его театре.
В этом Опыте мы постараемся рассеять два распространенных заблуждения. Действительно, большинство авторов и читателей сайтов полагают, что:
множество контентов необозримо,
посетители сайтов и в самом деле читают все, что там понаписано.
Авторам приятно верить в это, так как они чувствуют себя первопроходцами в необъятных мирах.
Читатели же жадно хватают дармовую информацию, рассчитывая прочесть ее "как-нибудь потом".
На начальных этапах развития Сети эта, скажем так, увлеченность была милым проявлением энтузиазма, сопровождавшего открытие виртуальных миров и глобальных общедоступных коммуникаций. Но теперь число сайтов идет уже на миллионы, компьютеры и головы пользователей забиты неподъемными горами контента... Волей-неволей приходится наводить хоть какой-то порядок, чтобы не потеряться в информационном хаосе.
Для начала давайте составим карту всех возможных контентов, которые могут заинтересовать аудиторию. В приведенной ниже матрице по вертикали размещены основные интересы людей, а по горизонтали - сферы жизни, в которых эти интересы могут затрагиваться и реализоваться.
МАТРИЦА ИНФОРМАЦИОННЫХ ИНТЕРЕСОВ АУДИТОРИИ
Мотив |
Сфера: Природа |
Сфера: Общество |
Сфера: Личность |
Мегасфера: Связь сфер, |
|
(первая и вторая) 1 |
2 |
3 |
неизведанное 4 |
Безопасность
А |
Стихийные бедствия, катастрофы и преодоление их последствий. Техника безопасности. |
Преступность и борьба с ней. Экстремизм. Угроза войны.
|
Пагубные увлечения и профилактика. Манипуляция сознанием. |
Техногенные болезни цивилизации. Угроза глобальных катастроф. |
Здоровье
Б |
Эпидемии и борьба с ними. Экология и хронические болезни. Ресурсы здоровья человека. |
Недостатки и достижения здравоохранения. Борьба за здоровый образ жизни. |
Неврозы, психозы. Психологическая помощь. |
Нетрадиционная медицина. Гелио- и геомагнитные факторы здоровья и работоспособности. |
Благосостояние
В |
Природные ресурсы благосостояния общества. Домашнее и приусадебное хозяйство. Досуг. |
Реформы в экономике. Уровень жизни. Борьба трудящихся за свои права. Социальные программы. |
Развитие способностей. Система образования. Уровень культуры. Примеры и факторы личного успеха. |
Экономический потенциал общества. Новые ресурсы и факторы семейной экономики. |
Познание, творчество
Г |
Открытия в науках о природе. Достижения архитектуры, дизайна, моды. Новые изобретения. |
Открытия в науках об обществе. Коллективное и массовое творчество (театр, праздники...). |
Открытия в науках о личности. Герой нашего времени в искусстве. |
Достижения в математике, системологии, философии, эстетике. Новые течения в искусстве. |
Власть, влияние
Д |
Новые возможности техники. Программы преобразования среды обитания. |
Политическая ситуация. Местное самоуправление. Защита интересов потребителей. |
Примеры самоконтроля и саморазвития. Рекорды. |
Новые формы совместной деятельности и отдыха людей. |
Признание
Е |
Гармония общества и природы. Примеры адаптации к среде обитания. Комфорт. Активное долголетие. |
Социальное признание проектов и дел.. Примеры успешных начинаний. Жизнь лидеров и кумиров. |
Примеры источников самоуважения (мужества, сострадания...) |
Примеры канонизации признания (культ личности, религия, святые в православии...) |
Конечно, наполнение клеточек этой матрицы видами контента зависит от цели, которой эта матрица должна служить. Предложенный вашему вниманию вариант был нацелен на систематизацию новостных сюжетов. Если вас, к примеру, интересуют виды товаров или развлечений, то клеточки будут иметь иное содержание.
Обратимся теперь к вопросу о том, что же делает посетитель сайта...
В этом нам поможет весьма любопытная книга супругов Прайс "Текст для Web: доступность и привлекательность". - М.: Вильямс, 2003. - 464 с.
Сначала необходимо признать следующий фундаментальный факт:
Чтение с экрана
гораздо сложнее, чем чтение печатного текста, в основном из-за низкого
разрешения. Но свою лепту вносят и те обстоятельства, что в гипертексте
в целом гораздо труднее ориентироваться, чем в книге, и он к тому же
нестабилен - готов в любой момент появиться и исчезнуть.
По данным Якоба Нильсена (Jakob Nielsen), с экрана компьютера люди читают на 25% медленнее, чем с бумажного листа. Еще хуже они запоминают прочитанное.
Виртуальное пространство экрана гораздо лучше приспособлено для игр и фильмов, чем для чтения. В этом может убедиться каждый - стоит только сравнить время, когда компьютер создавал эффект присутствия (поглощения происходящим) в играх и в чтении книг с экрана. Бумажная книга может захватить вас и держать всю ночь. Электронная книга - никогда!
Поэтому основную часть времени посещения сайта ваша аудитория состоит из пользователей, а не из читателей. Посетитель сайта стремится побыстрее найти интересующий его кусочек информации, скопировать себе на компьютер и удрать куда-нибудь подальше. При этом он не читает тексты вашего сайта, а пользуется ключевыми словами, заголовками и гиперссылками как средствами навигации в поиске.
Кроме того, раздражающая манера поведения, чопорные сообщения об ошибках, угрозы вирусов и непостижимые сложности компьютера делают его скорее малопредсказуемым партнером, чем другом. Несмотря на многомиллионные затраты, компания Microsoft не смогла убедить пользователей, что вспомогательная утилита Скрепыш действительно является их дружелюбным персональным помощником. Невольно приходишь к мысли, что сам по себе компьютер отстраняет нас от контакта с другими людьми, увеличивает нашу рабочую нагрузку, делает из нас идиотов и принуждает выдавать больше текста, больше результатов и больше чепухи.
Однако благодаря Internet удалось "растопить" холод компьютеров, делая их более общественными, персональными и человечными. Чем больше мы обмениваемся идеями и мнениями с другими людьми в Сети, тем теплее атмосфера обсуждения в целом. Такое общение сплачивает и сближает нас, несмотря на наличие клавиатуры, экрана и расстояний между собеседниками.
Несколько советов, как согреть контент своего сайта:
• Упростите процесс просмотра текста, размещая ключевые термины в тех местах, к которым вы хотели бы привлечь внимание прежде всего, например в верхней части Web-страницы, в заголовках и т.д.
• Опишите интересующие людей темы. При обнаружении названия такой темы читатель прочитает и ее описание.
• Учитывайте потребности посетителей, которые привели их на ваш Web-узел. Чем больше вы будете использовать термины, которыми они привыкли изъясняться, тем прочнее вы привлечете их внимание к вашему тексту.
• Избегайте избыточного использования многочисленных и не имеющих отношения к делу замечаний, ссылок и изображений. Старайтесь концентрировать, а не рассеивать внимание посетителей.
• Попытайтесь написать нечто новое. Внимание читателя может привлечь нечто неожиданное, странное и необычное. Используйте необычный формат для ключевых терминов.
• Пусть ваши желания и страсти отразятся в вашем тексте. Упоминайте свои чувства и интересы. Да, будьте эмоциональны, потому что в холодном мире компьютеров, только сильные чувства способны привлечь внимание.
• Говорите о людях, потому что они всегда интересны нам. Если ваша аудитория включает своих героев или героинь, то попробуйте привести их биографические данные.
• Опишите себя, ведь вы тоже живой человек, а не машина. Открытие небольших секретов о себе автоматически привлекает интерес со стороны других людей.
Сбор феноменов по циклу "Гипермедиа" ведется нелинейным способом, что вполне отвечает особенностям этого цикла. Ассоциативный переход к следующей теме теперь зависит и от вашего выбора.
Пишите о том, что вас интересует в первую очередь, - и это будет учтено в очередном "гиперпереходе".
До новых встреч!
Юлий Феодоритов
mailto:feod@narod.ru