Зареалье: феномены Сети и технологии работы с ними
Цикл # Гипермедиа Опыт 21-4

Детали и изюминки сайта

Аннотация. Наряду с детерминантами в создании сайта присутствует немало и других начал, в которых в полной мере может проявиться творческая индивидуальность автора. Самыми яркими из них являются гэги - смысловые решения, удивляющие посетителя сайта и потому запоминающиеся надолго. Гэги - изюминки в клоунских репризах, рекламе и промоушн. И не только там - если присмотреться, то гэги рассыпаны повсюду как яркие детали, притягивающие взор. В этом Опыте мы познакомимся со структурой гэгов и многими их образцами.

Точка концентрации внимания

Несмотря на то, что внимание не является золотом, оно имеет очень высокую ценность. Миллионы людей размещают свой текст только для того, чтобы опубликовать интересующие их мысли, поделиться своей точкой зрения или просто привлечь наше внимание. Мы радуемся, когда получаем от читателей письма с высокой оценкой, а когда посылаем им ответное сообщение, то также приводим их в восторг. Писателей и читателей в равной мере радует оказанное им внимание.

Что же такое внимание? Это неосязаемая, субъективная и чрезвычайно индивидуальная субстанция. Ее нельзя полностью подчинить своей воле. Внимание играет роль разведчика. При наличии четко определенной цели можно довольно эффективно концентрировать свое внимание. Посещая сайт с четко поставленной целью, мы обычно представляем ее себе в словесном выражении. При сканировании текста наше внимание автоматически сконцентрируется на попытке найти эти ключевые слова в тексте.

Этот тип концентрации внимания довольно трудоемок. Поэтому основное внимание сначала уделяется определенным областям экрана (в частности, верхней части) и элементам форматирования (заголовкам, фразам с полужирным начертаниям, первой строке абзаца). При этом предполагается, что если слова расположены в этих областях или выделены, то они играют ключевую роль.

Уделяя внимание определенному объекту, наш мозг игнорирует все остальные объекты. Если попытаться, то можно сосредоточить внимание сразу на нескольких объектах, но это очень утомительное занятие. Дело в том, что наше сознание склонно фокусироваться, а внимание действует как фильтр.

Действительно, исследователи обнаружили, что даже при очень быстрых переключениях среди множества объектов мы склонны уделять внимание только одному их них. В большинстве случаев многозадачный режим на самом деле представляет собой переключение внимания между задачами. В любой выбранный момент наше внимание концентрируется на выполнении только одной задачи, а точка концентрации перемещается от одного объекта к другому в соответствии с логикой задачи.

При отсутствии четко сформулированной цели внимание рассеивается по всей странице, пробует найти объект приложения, просматривает все содержимое и пытается сконцентрироваться на чем-то. Почему неконцентрированное внимание переключается от одного объекта к другому?

Во-первых, такое поведение определяется инстинктом самосохранения. Мы приспособлены отслеживать любые внезапные изменения, которые рассматриваются как потенциальная угроза. Наше внимание мгновенно концентрируется на любых существенных изменениях обстановки, появлении новых или преобразовании знакомых объектов. Мигающий текст или рекламный видеоролик притягивают взор, поскольку внимание автоматически реагирует на движение. Точно так же внимание концентрируется на любом слове или фразе, выделенных полужирным начертанием или цветом, задолго до понимания смысла этих слов. Наше внимание автоматически игнорирует заурядное и концентрируется на исключительном.

Кроме того, внимание обостряется, когда мы воодушевлены желанием - будь то жадность, любовь, зависть, любопытство, идолопоклонство, амбиции, ярость или тщеславие. Это желание может возникнуть в долю секунды и сразу же привлечь наше внимание к происходящему.

Если какая-то фраза вызывает сильные чувства, то внимание быстро переключается на текст, окружающий эту фразу. Затем человек может так же быстро переключить свое внимание на другие объекты и позабыть о прежнем объекте внимания. Но невротичные или просто чудаковатые читатели склонны застревать на обдумывании и смаковании этой фразы. Даже у нормальных людей бывают минуты, когда какая-то ритмизованная фраза или мелодия застревает в голове - и от нее, как от икоты, избавиться непросто. Это состояние прекрасно было описано Марк Твеном в рассказе, герой которого был сражен стишком о кондукторе...

Кондуктор, отправляясь в путь, не рви билеты как-нибудь. Стриги как можно осторожней, чтоб видел пассажир дорожный: синий стоит десять центов, красный стоит девять центов, желтый стоит только три. Осторожней режь, смотри! Режьте, братцы, режьте! Режьте осторожней! Режьте, чтобы видел пассажир дорожный: синий стоит 10 центов...

В этом рассказе герой смог избавиться от наваждения, только передав этот психический вирус очередной жертве. Это, конечно, художественное преувеличение, но распространение слухов и анекдотов основано на чем-то похожем. Во всяком случае, концентрации индивидуального внимания и внимания общественного связаны между собой.

Неожиданный и забавный поворот смысла - основа гэга

Вот классификация шуток от А. Фоменко (оригинал):

1. Совмещение двух, на первый взгляд абсолютно разных понятий, ситуаций или предметов. Самая обширная и расплывчатая категория. Смысл в данном случае таков: берётся два разных факта, соединяются вместе, и получается нечто новое, причём смешное.
     Паззл на основе картины Малевича "Черный квадрат".
Самый типичный случай, две абсолютно обыденные и несмешные вещи - игра-головоломка паззл и картина, несколько отличающаяся от обыкновенной живописи.
     Детский альбом для раскрашивания PLAYBOY.
Тоже самое. Два печатных издания, каждое занимает свою нишу на рынке. В комплекте представляет собой прикольный экземпляр.
     Можно ли загадать желание, если сидишь между двумя пpогpаммистами?
    - Можно! Только глючить будет!

То, что можно загадывать желание, находясь между двумя тёзками, довольно обыденно. И жалобы компьютерщиков на постоянные глюки тоже всем известны. Результат налицо.
      Давайте, перейдём на "ты", а то мне дать по морде Вам неловко.
Тут чуть тоньше ситуация. Обычный мордобой не сочетается с интеллигентным общением.

2. Использование синонимичного толкования слов. Берётся одно слово или понятие, которое может иметь несколько значений, из на основе этого создаётся что-то новое.
     Она работала в ЗАГСЕ 25 лет. Поженила 17645 пар и развела 12723 семьи. Она - Властелин Колец.
Кольцо может быть простым обручальным или Всевластья.
     Человек на 80% состоит из жидкости. А в вашем случае - в ней 50% тормозной.
Жидкости бывают разные, простая вода и некая специальная. Соединение детали тормозной системы автомобиля с намёком на некоторую заторможенность мыслительного процесса человека.
     КГБ сегодня стукнуло 70! Это на 20 человек больше, чем вчера.
Стучать можно по-разному - или кулаком по столу, или в соответствующую инстанцию.

3. Инвертирование события. Берётся самый простой факт и как бы выворачивается на изнанку, рассматривается с совершенно нестандартной стороны.
     Настоящий мужчина в своей жизни должен построить жену, отрастить живот и посадить печень.
Совершенно стандартная фраза, у которой понятия изменены на противоположные.
     Все-таки хорошо, что у полена Папы Карло сучек был сверху, а то ведь как могла из-за этого измениться сказка.
Несколько нецензурная шутка, но простое изменение маленькой детали, переворачивание с ног на голову дало вот такой результат.

4. Абсолютно курьёзный вывод. Чем-то похож на первый пункт, только здесь есть некое утверждение и вывод, которые менять местами нельзя. Иначе соль теряется.
     Российский ВПК сворачивает свои программы по созданию оружия с элементами искусственного интеллекта - опытный образец "умной" бомбы так и не удалось ВЫПИХНУТЬ из самолета.
Вот до чего прогресс доводит, слишком умная становится техника.
     Ничто так не красит стол, как петарда в оливье!
Только никому не советую так украшать свой праздник. Свечи, салфетки, цветы и прочая обычная атрибутика намного лучше.
     Если тебя послали за пивом... значит, тебе доверяют!
Утешительная отговорка для гонцов.
    Я пробовал много средств для мытья посуды, но выбрал одно - жену!
Это конечно жестоко использовать жену в качестве посудомоечной машины, но такое завершение утверждения забавно.

5. Гипербола (преувеличение). Раздутие факта до комичных размеров.
     В Зеленоград провели метро. Вход - через первую дверь первого салона. Выход - через последнюю дверь последнего салона.
Простая замена надоевших всем и забитых пассажирами автобусов на метро результата бы не дала, а вот увеличение вагона до размеров всей дороги оказался выигрышным вариантом.
     Дорогая, я опять не могу найти свой галстук! Куда ты снова шкаф переставила?
Хорошо, что у жён нет возможности изменять планировку квартиры, тогда было бы ещё хуже.
     Если Ваши дети выросли, манную кашу можно готовить им на пиве.
Здесь больше не гипербола события, а логическая подмена, но всё же и преувеличение тоже есть.

Национальные отличия гэгов

Известно, что в разных культурах наборы гэгов отличаются. В России существует понятие американского - «тупой, еще тупее», английского – «чопорный, меланхоличный, малокровный», французского - «исключительно на тему взаимоотношений полов», немецкого – «топорного, грубого, прямолинейного» юмора.

Британские учёные в 2002 году представили общественности самую смешную шутку в мире по окончании самого масштабного изучения в области юмора из всех когда-либо предпринятых. Эксперимент под названием "Лаборатория смеха" проводился под руководством физиолога Ричарда Вайсмана из университета Хэртфордшира. Более 40 тысяч шуток оценивали около двух миллионов человек. Шутки оценивались по пятибалльной шкале специальным "шуткомером" от "не очень смешно" до "очень смешно".

Шутка, которая получила самые высокие оценки по миру в целом: Два охотника выходят из леса, и один из них вдруг падает на землю. Кажется, он не дышит, его глаза остекленели. Другой охотник выхватывает телефон и вызывает 911. Задыхаясь от волнения, он кричит в трубку: "Мой друг мёртв! Что мне делать?" Оператор отвечает: "Успокойтесь, мы вам поможем, но сначала давайте удостоверимся, что ваш друг действительно мёртв". Некоторое время в трубке тишина, потом слышится выстрел. Охотник говорит диспетчеру: "Ладно, он мёртв, что теперь?"

Лучшая шутка в Шотландии: Я хочу умереть тихо и мирно во сне так же, как мой дедушка. А не крича от ужаса как его пассажиры.

Лучшая шутка в Великобритании: Двое сидят на скамейке. Один, чтобы оскорбить другую, кричит: "Я спал с твоей матерью!" Молчание. Первый снова вопит: "Я переспал с твоей матерью!" Другая, наконец, отвечает: "Иди домой, папа, ты пьян".

Лучшая шутка в США: Двое мужчин играют в гольф. Вдруг они видят, что на дороге рядом с полем появляется похоронная процессия. Один из мужчин застывает в момент удара, снимает кепку, закрывает глаза и кланяется. Его друг говорит: "Ничего себе, это самый трогательный жест, который я когда-либо видел. Вы, наверняка, очень добрый человек". Другой отвечает: "Да, мы были женаты 35 лет".

Лучшая шутка в Бельгии: Почему у уток перепончатые лапы? Чтобы тушить пожары. А почему у слонов плоские ноги? Чтобы давить горящих уток.

В ходе исследования были получены и другие интересные результаты. Так, выяснилось, что немцы, не особо славящиеся своим чувством юмора, посчитали смешными практически все шутки подряд, не отдав особого предпочтения ни одной из них. Ирландцы, британцы, австралийцы и жители Новой Зеландии больше ценят шутки с игрой слов.

Русские почему-то не принимали участия в исследовании, а зря. Наверняка бы выяснилось, что у русских, так долго из-под палки игравших в «союз нерушимый республик свободных» самыми смешными шутками до сих пор считаются анекдоты на тему межнациональных отношений и на тему политики. Человечество смеясь расстается со своим прошлым, которого на самом деле боится. (Е. Киселева. Кому смешнее жить на свете?)

Гэги как тесты - авторов и аудитории

Чувство юмора связано с умением находить противоречия в окружающей действительности, осмыслять их. Критерием наличия чувства юмора является понимание человеком шуток, шаржей, карикатур, комизма ситуации. Отсутствие или недостаточная выраженность чувства юмора чаще всего свидетельствуют об изменениях в эмоциональной сфере или недостаточном интеллектуальном развитии.

Однако в ряде случаев недоразвитие чувства юмора является признаком приобретенным. В частности, юмор алкоголиков и наркоманов отличается брутальностью, плоскими, циничными шутками. Часто больной в своих остротах не щадит и себя, обнажает свою интимную жизнь, представляет в черном цвете своих близких. Характерна своеобразная бравада пагубной привычкой. В юморе таких людей часто виден элемент агрессивности, направленной против окружающих, придающих ему мрачный характер. Смешным становится то, что вовсе не представляется смешным здоровому.

Применение гэгов связано с намерением привлечь внимание и вызвать усмешку как реакцию на неожиданную двусмысленность ситуации. Специфика гэгов как средства коммуникации заключается в тенденции активно использовать пространство полусерьезного стиля общения. При этом подбор гэгов автором и реакция на них аудитории служат провокациями (т.е. отступлениями-вариациями серьезного изложения) для проявления глубинных установок. Недаром говорят: "В каждой шутке есть доля шутки".


Вот и всё пока... Вопросы и замечания mailto: feod@narod.ru

До новых встреч!
Юлий Феодоритов,
 

 Источники   

Теории, концепции, прогнозы

Феномены Сети и компьютинга

На главную

Рейтинг@Mail.ru

Сайт создан в системе uCoz