Феномен: КОМПОЗИЦИИ
Уважаемые коллеги!
На этой страничке мы проясним понятие "композиция" с помощью программы, позволяющей делать выборку абзацев по ключевым словам.
Этот усилитель интеллекта доступен и вам:
В качестве "породы"
1) Белозеров С.М. Организация внутреннего мира человека и общества. Теория и
метод композиций. - М.: Алетейа, 2002. - 768 с.
2) Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта:
Пер. с англ. / Под ред. Г.С Батыгина и Л.A. Козловой; вступ. статья Г.С.
Батыгина. - М.: Институт социологии РАН, 2003. - 752 с.
Текст книги Белозерова был отфильтрован по ключевому для его теории термину "композиция" - при этом размер файла сократился со 182 кб до 38,8 кб, т.е. почти в 5 раз!
Аналогично текст Гофмана по ключевому для него термину "фрейм" был ужат с 654 кб до 186 кб - в 3,5 раза!
И дело не только в уменьшении объема - декомпозиция текста выводит вас из плена авторской логики, создавая простор для собственных размышлений.
Чтобы не загромождать эту страничку деталями, познакомлю вас лишь с основными выводами.
У Белозерова композиции - это двухслойные смысловые целостности - в них есть план выражения (обычно целостный, но не всегда) и план содержания (всегда целостный).
Почувствуйте разницу: вот вы зашли в незнакомое помещение и вам на глаза попалась железяка непонятного назначения. Это не композиция. Но затем вы прошли курс обучения у сантехника дяди Васи и в итоге узнали, что эту железяку называют "газовый ключ", узнали приемы работы с таким ключом. Теперь эта железяка заняла подобающее место в вашем арсенале инструментов, к ней привязаны методы и уместные ситуации ее использования - теперь "газовый ключ" стал композицией.
Гофман же различает во фреймах (сиречь тех же композициях) три слоя, добавляя к уже упомянутым слой человеческого вмешательства в ход событий, связанный с оценками и целеполаганием.
При этом системы фреймов всегда находятся в процессе своего формирования. Иными словами, происходит постоянное "фреймирование" реальности. Гофман говорит о "ключах", обозначающих тональность восприятия.
Бесчисленное количество ситуаций, с которыми сталкиваются люди, казалось бы, требует для входа в них бесчисленного количества "ключей". Однако Гофман предлагает всего пять основных "ключей" к первичным системам фреймов. Это выдумка (make-believe), состязание (contest), церемониал (ceremonial), техническая переналадка (technical redoing), пересадка (regrounding). Выдумки превращают серьезное в несерьезное, создают вымышленные миры. Любое драматургическое представление реальности - "выдумка". Имея ключ к такого рода ситуациям, люди (во всяком случае, режиссеры) отличают инсценировки от реальности. Таковы фреймы театра, кинематографа, массовой информации. Состязание - это переключение фрейма схватки в безопасную форму игры, которая поддерживает ощущение риска и неопределенности обстоятельств. Церемониал временно отделяет участников от мира и превращает ("фреймирует") их в живое воплощение ролей, демонстрируя тем самым образцы надлежащего поведения. Церемониал присяги создает солдата, присуждение ученой степени превращает нормального человека в доктора наук, а свадебная церемония являет собой ключ к фрейму жениха и невесты. Техническая переналадка - собирательное слово для обозначения разного рода презентаций, инсценировок, демонстраций, выставок и т. п. Во всех этих случаях реальная ситуация превращается в ее изображение и сопровождается отчетливыми фоновыми указаниями на ее восприятие как реальной. Пересадка - своеобразный ключ к пониманию мотивов действия в ситуациях, когда изображение не соответствует реальности. Например, казино нанимает псевдоигроков, которые должны изображать увлеченность игрой, хотя на самом деле они нанимаются не для игры.
Кроме перестроек с одного ключа на другой, средством изменения первичных систем фреймов служат фабрикации. Фрейм является сфабрикованным, когда он специально направлен на введение в заблуждение некоторых участников взаимодействия, которые не могут знать, что на самом деле происходит внутри фрейма. Легкая форма фабрикации не опасна и морально оправданна. Например, вера юного музыканта в то, что его игра доставляет слушателям удовольствие, а не отвращение, - вполне полезная фабрикация. Иное дело - фабрикация в корыстных целях, то, что называется обманом. У Гофмана нет и следа морализаторского осуждения обманов. Наоборот, обманы являются одной из наиболее структурированных и упорядоченных форм социального взаимодействия, а жертвы нередко оказываются не менее коварными, чем проходимцы. Особенно виртуозные различения создаются тогда, когда речь идет не о тривиальном надувательстве, a о подслушивании, подсматривании, попытке поймать в ловушку. Для этого надо знать о контрагенте нечто такое, что относится к скрытой стороне его жизни. Проникновение в замыслы другого человека (эмпатия) опять же осуществляется с помощью специфической настройки фрейма.
Здесь мы впервые подходим к пониманию таинства композиции. Автор интригует своего читателя или зрителя, фабрикуя у него мотивы продолжать чтение книги или созерцание картины. Таких приемов совсем немного и они хорошо вам знакомы, но не надоедают, поскольку автор всегда скрывает их применение - т.е. свою игру на интересах аудитории. Все происходит как бы само собой - якобы по логике сюжета (или темы), разворачивающегося на площадке композиции.
Возьмем, к примеру, бессмертные книги Дюма-отца. Вот крючочки, на которые он вот уже почти 2 столетия без промаха насаживает аудиторию: путешествие (желание оглядеться в новых обстоятельствах), опасность (понять истоки), схватка (кто победит), метаморфоза (оборачивание отношений), роскошные пиршества и дворцы (сны наяву), близость к трону и тайнам владык (переживание могущества), роковые страсти и коварство, вечная дружба и любовь (борьба добра и зла).
Вопросы и замечания mailto:feod@narod.ru
До новых встреч!
Юлий Феодоритов