Поиски типологии композиций
Уважаемые коллеги!
В предыдущем выпуске "Феномен: композиции" мы остановились на том, что наиболее интересны композиции, имеющие тайное влияние на аудиторию, т.е. скрытый третий слой смысла.
Почему третий?
Потому что есть три уровня активности восприятия:
Нулевая активность характерна для созерцательного восприятия. Таков, например, Обломов, который наблюдает, но предпочитает не вмешиваться в происходящее. Вещи здесь существуют сами по себе.
Субъективная активность - это деятельность Маниловых и Чичиковых, которые крутят "кубики Рубика" композиций (Манилов - в воображении, Чичиков - наяву). Вещи здесь служат исполнению замыслов.
Объективная активность - это уже не субъект играет обстоятельствами, а наоборот - обстоятельства подчиняют себе его мышление и поступки. Хрестоматийный пример - Плюшкин, ставший рабом накопленных им вещей. (Заметим, что в наши дни получил распространение информационный плюшкинизм: юзеры подписываются на десятки бесплатных рассылок и забивают винчестеры гигабайтами халявных файлов из Сети без реальных перспектив извлечь из них пользу). Вещи (или лица) здесь управляют людьми.
Композиции, несущие в себе суггестию (гипнотическое влияние), как раз вызывают активность третьего уровня. Примеров таких композиций вокруг множество: книги, от которых невозможно оторваться; культовые фильмы, песни из которых поет вся страна; кумиры, вызывающие чувства преклонения; люди, к которым вы привязаны; слухи и анекдоты, вызывающие потребность передать их другим лицам; модные вещи и товары, пробуждающие желание приобрести их; священные символы; талисманы; атрибуты комфорта; ...
Чтобы построить типологию таких композиций, нужно решить 2 задачи:
1) научиться видеть тайную суть композиции, скрытую ее автором, - тот набор приемов внушения, которым он приковывает наше внимание, ласкает восприятие и поражает воображение;
2) понять, как соотносить объекты, претендующие быть ни на что не похожими.
Решение этих задач не так уж и сложно, просто оно требует специальных знаний - здравый смысл тут пасует.
Приемы внушения, очевидно, бывают разные - для разных каналов восприятия, задач и ситуаций. Поэтому и специальные знания таких приемов привязаны к областям, где они уместны.
Что касается непохожести, то уникальные произведения искусства, тем не менее, группируются по родам и школам со своими законами гармонии и стилем передачи мыслей и чувств. То есть уникальность сама по себе не исключает наличия общих существенных качеств, по которым композиции могут быть типизированы. Более того, существуют довольно удачные попытки разглядеть так называемую "всеобщую связь явлений" и через нее соотнести все многообразие культур современных и древних народов, все индивидуальные особенности человеческой психики, все информационные и материальные продукты человеческого труда.
Двинемся мы от общего к частному - и в этом нам поможет
усилитель интеллекта, делающий выборку абзацев по ключевым словам
[вот его координаты для тех, кто еще не скачал:
В качестве "информационной руды" по этой теме мы загрузим следующие фундаментальные работы (в скобках указано ключевое слово, по которому производилась выборка):
Келли Дж. А. Теория личности. Психология личных конструктов. - СПб.: Речь, 2000. - 249 с. (конструкт)
Розеншток-Хюсси О. Речь и действительность. - М.: Лабиринт, 1994. – 210 с. (стиль)
Гачев Г. Ментальности народов мира. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 544с. (логос)
Цветков Э. А. Психоактивный словарь или Книга о тайном влиянии известных слов. — М.: Агентство «Яхтсмен», 2001. — 304 с. (слово)
Результаты сопоставления полученных смысловых срезов представляю на ваш суд.
Очевидно, что третий слой смысла композиций связан с оценками, мотивацией и целеполаганием в мышлении человека.
Келли первым из психологов теоретически осмыслил процессы оценки в психике человека и предложил методику их выявления. Будучи психологом-клиницистом, он был нацелен на выявление реальных оснований, на которых конкретный пациент строит свои оценочные суждения (ошибки в таких суждениях и служат причинами неврозов). Им был разработан метод репертуарных решеток, с помощью которого врач исследует оценочную сферу мышления пациента и определяет источники неврозов.
Репертуарная решетка (оценочная система) у каждого человека индивидуальна, что вполне соответствует уникальности его личности. Келли для его задач этого было вполне достаточно, но нас интересуют общие основания оценочных систем всех людей - поэтому из теории Келли мы берем только знание об устройстве оценочного мышления. Этому и послужил смысловой срез его фундаментального труда по ключевому слову "конструкт" (сжатие со 137 кб до 67 кб - в 2 раза).
В основу своей теории Келли положил тот факт, что мышление интересуется прежде всего будущим и все мыслимые предметы (композиции) пронизаны прогнозированием. Простейшей и базовой формой прогнозирования является шкала, на которой соотносятся возможные состояния предмета. Такую шкалу он назвал конструктом, и выдвинул гипотезу, что все мышление сложено из конструктов и только из них. Любой наблюдаемый предмет помещается в сетку шкал, причем действительное состояние предмета оказывается в облаке возможных состояний, которые актуализируются (прогнозируются, планируются) под влиянием других предметов, задействованных в мышлении. Нам важно здесь, что конструкты могут объединяться, так что из них образуются и предметы, и конструкты более высокого уровня. Репертуарные решетки выявляют уникальные наборы уникальных конструктов конкретных личностей, но глубоко в основе их могут лежать универсальные всеобщие конструкты - пространственные, временные, ценностные.
Как проявляются и проявляются ли эти базовые конструкты в человеческой культуре? Если ДА, то мы можем получить основания для всеобщей типологии композиций...
На этот счет есть поразительные обобщения, которые удалось обнаружить в работах О. Розенштока-Хюсси и Г. Гачева. Оказывается, что макроконструкты, построенные по аналогии с базовыми, могут давать основу для эффектных оценок, предсказаний и суггестий. Вероятно, это связано с тем, что мышление и поведение организма в элементарных актах восприятия имеет подобие с более сложными поведенческими актами - и не только организма-субъекта, но и социальных организмов (групп, фирм, партий... - и общества в целом).
Обратимся к работам этих двух авторов. (Смысловые срезы здесь делались вручную из-за отсутствия электронных версий источников. При этом степень сжатия была раз в 10 выше, а трудоемкость - раз в 100)
Розеншток-Хюсси на основании 2 базовых конструктов определил 4 основных кризиса общества и 4 стиля речи, противодействующих этим кризисам. Эти конструкты: прошлое - будущее и внутреннее - внешнее (или свое - чужое).
В его концепции эта пара конструктов задает "путь, на котором человек осознает свое место в истории (позади), мире (вовне), обществе (внутри) и судьбе (впереди)". Люди в массе своей не склонны к активному познанию, и пробудить их мышление могут только кризисы, с которыми они сталкиваются лицом к лицу: "негативные стороны общественной жизни понуждают нас думать, говорить, писать, изучать, и ничто иное не может заставить нас мыслить реально”. Таких кризисов множество, но в основе их всего 4 - остальные лишь комбинации этих 4-х.
УПАДОК выражает состояние общества, когда у людей недостает жизненных сил, чтобы вдохновить поколение, следующее за ними, своими целями и идеалами. Бедствие упадка - отсутствие веры в будущее. (Кризис будущего)
АНАРХИЯ возникает при отсутствии у людей стремления прийти к какому-либо соглашению. Бедствие анархии - отсутствие единодушия. (Внутренний кризис)
РЕВОЛЮЦИЯ - это насилие над существующим миропорядком и над людьми прошлого. Бедствие революции - отсутствие уважения к прошлому. (Кризис прошлого)
ВОЙНА утверждает силу и власть на территориях, до сей поры не подведомственных воюющему режиму. Это попытка включить в свой состав территорию, лежащую вовне. Бедствие войны - это отсутствие сил в организации внешнего пространства мирным путем, т.е. путем переговоров. (Внешний кризис)
Когда человек, социальная группа или общество в целом сталкивается с каким-либо из этих кризисов, то он ощущает острую потребность в коммуникативной поддержке, поскольку мышление существует именно в языковой среде - образной и речевой. Циркуляция осмысленной речи несет человеку и обществу жизненные силы. Речь лечит от болезней дисгармонии и распада во времени и пространстве. Вот базовые суггестии композиций по Розенштоку-Хюсси:
Вера в будущее (против упадка). Вера в будущее рождается через управление этим будущим, через установление законов и следование им. Это повелительный, императивный язык. Язык глаголов и повелительного наклонения. "Это будет". Драматическая манера говорить. Политическое красноречие, пророчество. Авторитет вождей. Команда. Проповедник. Здесь человек подчиняется стимулирующему воздействию.
Единодушие (против анархии). Внутренний аспект речи подчеркивает единство собеседников, связанных чувством единодушия: язык местоимений (мы, наш, я, ты, вы, ваше, мое, …), прилагательных и сослагательного наклонения. "Я часть общего. Позвольте мне быть одним из вас". Лирическая манера говорить. Единодушие во внутреннем кругу выражается в пении. Это поэтический язык. Сфера поэзии, музыки. Песня. Художник. Здесь передается внутренний аспект поступков, сложность переживаний, лирика ситуации между становлением деятеля и завершением деяния.
Уважение к прошлому (против революции). Уважение к прошлому идет от приобщения к нему, когда прошлое рассказывается. Это язык имен и повествовательного наклонения. "Это было". Эпическая манера говорить. Исторический фон, моральный суд. История. Юрист. Здесь поступающий заслонен своим поступком, деятель как бы замещен фактом, который теперь передается и записывается для потомства.
Сила дипломатии (против войны). Сила дипломатии базируется на продумывании внешнего мира. Это научный язык, язык числительных и изъявительного наклонения. "Я вижу это. Это есть". Логическая манера говорить. Подчеркивание свободы каждого партнера. Вычисление. Ученый. Здесь путем анализа помещают то, что требовалось, свершалось и подверглось записи, в ту или иную категорию.
Итак, драматизация и приказ, лирика и единство, обращение к опыту и моральный суд, беспристрастность и логика - вот 4 суггестии, которые могут быть востребованы аудиторией. Дело лишь в том, чтобы вовремя и к месту их применять. Например, пролетарская революция готовилась расширением и сплочением рядов оппозиции, для чего использовались песни, пропагандирующие ненависть к прошлому.
Обратимся теперь к работам Гачева. В своем исследовании культур народов мира он стремился докопаться до некого единого принципа в основании национальной жизни, определить «энтелехию» (целевую причину), которая по Аристотелю одушевляет развитие организма и ведёт его за собой.
Фундамент истории народа есть история его труда по преобразованию природы, среди которой он живёт. Идёт двуединый процесс. Человек пропитывает окружающую среду своими целями, а быт (дом, одежда, пища), всё тело, пропитывается природой. Культура – есть прилаженность народа к тому варианту природы, который ему дан. Аналогия с взаимопроникновением друг в друга супружеской пары в браке. Культура есть любовь народа к Природе в супружестве Истории. Труд, история и культура - это Творчество между полюсами Судьбы и Свободы.
Национальное самосознание начинается лишь в актах сравнения с другими народами. История – род трения. Национальные организмы в ходе мировой истории формируются, отливаются в самосознающие личности: все и самосделанные, и другими сделанные.
Для выражения духовных, материальных и эмоциональных явлений национальной культуры Гачев предлагает метаязык четырёх стихий: Земля, Вода, Воздух и Огонь (жар и свет).
Земля – твёрдое, тяжёлое, инертное, человек, тяжкий на подъём.
Вода – тягучее, мягкое, всесвязующее женское начало.
Воздух – небо, дыхание, духовное, душа.
Огонь – активность, воля, энергия, мужское начало.
У Гачева выработаны такие соответствия в темпераментах: флегматик=земля, холерик=огонь, сангвиник=воздух и меланхолик=вода.
Здесь мы на минуту остановимся и обратим внимание, что в принятом Гачевым метаязыке 4-х стихий определенно содержатся 2 базовых конструкта. Во-первых, стихии у него группируются в 2 пары противоположностей: земля-воздух и вода-огонь. Во-вторых, для тех, кто знает, напомню, а остальным сообщу, что тест Айзенка 4-х темпераментов и сами их понятия базируются на 2-х шкалах (т.е. конструктах): сильный-слабый и экстраверсия-интроверсия. Поэтому-то и темпераментов всего 4, ибо столько получается сочетаний признаков. Флегматик - это сильный тип нервной системы, ориентированный на внутренний мир. Сангвиник - сильный экстраверт. Холерик - слабый экстраверт. Меланхолик - слабый интраверт. Получается, что стихий у Гачева 4, а конструктов - всего 2 (как и у Розенштока-Хюсси), и метаязык не что иное, как разнообразное комбинирование и наслоение 2 базовых конструктов (заметим, что компьютерам для всего многообразия их функций достаточно даже 1 конструкта ДА-НЕТ).
Приведу далее 2 примера описаний в метаязыке Гачева: портрет национального Космо-Психо-Логоса России и архитектоника языковой среды (всеобщего пространства культуры у Розенштока-Хюсси). В этих описаниях вам встретятся 2 термина - гония и ургия. По Гачеву они выражают 2 разных подхода к происхождению миров, соответственно: самопроизвольное / искусственное, т.е. созданное Творцом.
Россия - мать сыра земля, то есть водо-земля. Государство - огонь. Народ - воздух, Светер. Он России-матери - сын. Муж России - государь, чужеземец. Аморфность безбрежно расползающейся России призваны стянуть закон и форма, власть и труд=огне-земля.
По составу стихий Россия –
мать-сыра земля, то есть водо-земля. Бесконечный простор,
беспредельность-аморфность. Россия – огромная белоснежная баба, распростёрлась
от Балтики до Китая. Аморфность должна быть восполнена формой. По Пространству
должно врубиться и работать Время (ритм истории).
Природина, Россия-Мать рождает себе сына – русский народ, что ей и Мужем
становится. Его душа – нараспашку, в ней изобильна стихия воздуха. Русский
народ СВЕТЕР. Он - летучий, странник и солдат, плохо укоренённый. Малый, да
шалый. Женщине-жене России понадобилось завести второго мужа, который бы её
продраил по вертикали и крепко обнял обручем с боков, чтобы она не
расползалась пограничной заставой. Это мужик-чужеземец. СВЕТЕР недодаёт России
Жару. Россия притягивает править то грека для установления православия, то
половца и турка, то татаро-монгола. Потом немцы с Петра правили, западный
социализм с Ленина, грузин Джугашвили, хохлы-малороссы (Хрущёв, Брежнев,
Горбачёв).
Стратегия русских войн тоже происходит от охоты России-бабы до чужеземца. Она
приманивает завоевателя (никогда не даёт отбой на границах), вовлекает внутрь.
А в глубине России происходит самый оргазм битв: летят головы и тех, и других,
орошают её топкое лоно огненной кровью, как спермой, а ей – страсть да сласть.
Ещё в «Слове о полку Игоревом» битва была описана как свадьба, смертельное
соитие. Германская тактика клин-стержень, русская – котёл, мешок (влагалище).
В каждом национальном Космосе обитает свой национальный Эрос. Небо - мужское
начало, Земля - женское. В жарком климате - резкая полярность мужского и
женского начал. В семитских языках нет среднего рода. В северном климате Эрос
не такой страстный. Вектор выси переходит в тягу дали-горизонтали.
В Русском Космосе три главных агента Истории: Россия – Мать-сыра Земля, Народ
и Государство-Кесарь. Народ протягивается по горизонтали, готов собою Россию
покрыть. Но он бегл, не сидит на месте. Понадобилось жесткое начало власти,
формы, порядка, пришедшее с Запада. Оттуда индустрия (огне-земля) и город.
Народ=воля. Государство=закон. Психея-душа русской женщины.
В русском романе 2 мужские ипостаси реализуют 2 героя. Онегин и Генерал.
Вронский и Каренин. Обломов и немец Штольц. При Аксинье Григорий и есаул
Листницкий.
Чтобы заселить пространство России путём естественного размножения инертного
народа понадобились тысячелетия. Но Россия была окружена динамичными и
агрессивными народами – страстными кочевниками-степняками, которые вожделели
обладать холодной русской красавицей. В защиту понадобилось выстроить
государство. Государство не только милитарное, но и оно главный хозяин и
предприниматель. Символы Государства русского - Пётр с топором и Ленин с
бревном.
У Народа и Государства разные темпоритмы во времени. Народ тяготеет к развитию
медленным шагом времени, что органично для русского медведя, Государство его
подгоняло кнутом и насилием («ускорение, перестройка»).
Русский народ привык трудиться не столько движимый охотой к зажиточности,
сколько исполняя волю державы. Командно-административная система – костяк,
присущий Космосу России. Все фазы истории в России должны бы протекать
медленнее. Несовпадение шага Пространства и такта Времени – вечная судьба и
трагедия России.
Для индивида - ускорение по душе, его жизнь коротка, он падок на права человека
и демократию.
Русский логос – функция четырёх аргументов: России, Народа, Государства и
Личности. Россия – разреженное пространство с островками жизни. Пунктир, а не
сплошняк цивилизации. Плохие дороги, слабость среднего сословия. Строгая
философия здесь не работает, философия в России на грани с художественной
литературой. Россия, как Богоматерь – объект христианский. Государство в
России осуществляет принцип Формы, излучает рассудочный, догматический ЛОГОС и
им обслуживается (бюрократия). Культ рассудка и научности, неприятие Случая и
свободы воли.
Логос Народа (Светера) – песня, поэзия, мат, блатной язык и безмолвие. В
силовом поле 3-х сверхличных субъектов бьётся Логос русской личности (Пушкина,
Достоевского, Бердяева и др.) с их мукой объять необъятное.
Русский ум начинает с отрицания, критики. Оттолкнувшись в критике, мысль
начинает шуровать в поиске решения. Но это дело трудное и в воздухе повисает
вопрос. Изобретение у нас ракеты, иллюстрирует самооталкивание мысли.
Жаркую полемику Гачев объясняет необходимостью разогрева в промозглом Космосе.
Для этой же цели служит увлечение водкой (огневодой), разогрев в злости.
Русский работяга хорошо работает, когда разозлится, раззадорится.
Схема Гачева для русского космоса →∞ - это путь-дорога, Русь-тройка, космодром
в бесконечность. Здесь открытость, вопрошание и недосказанность. Русские
литературные шедевры не завершены - «Мёртвые души», «Братья Карамазовы» и т.д.
Есть начало, нет конца. Не устаём начинать.
Силён Задний Ум. Очухивание постфактум и посткоитум. В силу несовпадения шага
времени с шагом пространства возникает истерика биений и шараханий.
Сопоставление России и Америки. Обе цивилизации искусственны: в России
наполовину, в Америке – целиком. В России агент строительства – государство, а
в Америке – индивид. В России первично Целое, а в Америке – индивиды. В
Америке и России большие пространства. В России бесконечный простор, в Америке
– открытые возможности. В России слаба обратная связь. В Психее – согласие на
долготерпение. Рассудок слабо работает. Для работы Закона и судебной власти
нужна определённость Космоса, социума, а не беспредел. Главная разница между
Россией и Америкой в темпоритмах времени. В России Север присоединён к линии
умеренных широт. В США к умеренным широтам присоединён Юг. Вегетационный
период в США почти круглый год, в России – 5 месяцев. В США все темпы ускорены
ургией, у нас естественно замедлены, но ускоряются волей державы.
Анализ фонетики и грамматики языков даёт большой материал по сравнению истоков культур.
Во рту совершается таинство перетекания материи в дух, язык еще вещественен (звуки), но уже и спиритуален (смыслы). В фонетике каждого языка имеем портативный космос в миниатюре.
Рот может служить моделью пространственно-временного континуума. Нёбо=небо. Язык=человек, индивид. Он подвижный, живой, аналогичен стихии огня: есть выражение язык пламени. Язык – мужское начало, самец, фаллос. Губы=женское (как вагина), мягкое, влажное, формой – волна, стихия воды, их - пара, они олицетворяют парность, баланс. Зубы=кость, твёрдое, горы, стихия – земля, принцип – множество. Дыхание=воздух, лёгкое, дух, энергия, воля. Нос=труба музыкальная, резонатор, водо-воздух.
Звуки, фонемы содержат в себе особые идеи, сосмыслы. Они могут их излучать сами, независимо от слогов.
Гласные = чистые координаты пространственно-временного континуума. А=вертикаль, открытое пространство. Е и И = горизонталь мира, причём Е = ширь, И(Ы) = даль. О = центр, круг, шар. У = глубь, нутро, недро. Удельный вес гласных в языке представляет шкалу ценностей в национальном Космо-Психо-Логосе.
Согласные заполняют чистый космос, сетку координат разнообразием. Глухие смычные, взрывные (п, т, к) – звуки мужские, энергии-воли-усилия, огне-земли. Звонкие смычные (б, д, г) – означают то же, но в женском, увлажнённом варианте. Фрикативные (трущиеся) знаменуют стихию воздуха, в них дыхание свистит, шипит. Из них глухие с, х, ш, ф – мужские звуки, а з, гх, ж, в – женские. Носовые: м, н – воздухо-вода, женские звуки. Сонорное л - женское, звук милосердия, любви. Звук р - звук мужества, активности, энергии, труда, гордыни, самости. Полугласные j,w,y выражают огне-воздух, свет.
В лаборатории рта удаётся просчитать иерархию ценностей в данном национальном Космосе. По ландшафту фонетики можно представить природу данного национального мира.Например, в польском языке видим потрясающее преобладание шипящих звуков. Шипение – есть огонь в воде. Фильм Вайды «Пепел и алмаз» - самоидеализация Польства. Музыка Шопена: клубление, пассажи, овевания, мелизмы выражают активность воды и воздуха. Пассажи Шопена, его трепещущая фактура, рокотание и дрожь – аналог шипящим в фонетике. Даже звук р здесь превращается в ж. Это оженствление ургийного начала, выражение активной роли женщины, пани. Пена - состав Афродиты. Пена=пани.
Фонетика языка аналогична национальному Космосу, а грамматика является средством проникнуть в национальный Логос.
В индоевропейской группе языков существует 2 типа: языки синтетический и аналитический. Синтетические – санскрит, латинский, греческий, русский, немецкий. Аналитический – французский, английский.
Синтетические (от греческого слова со-положение, со-ставление) языки более древние, естественные, гонийные. Аналитические (от греческого развязывать, разделять) осуществляют принцип «разделяй и властвуй». Этим методом работает абстрактная мысль и наука: разделить объект на части и поочерёдно орудовать с ним. Аналитический способ связи слов в языке приспособлен к ургийному стилю жизни и в мышлении, он хорошо служит более чёткому и быстрому принятию команд и приказов.
Языки развивались от синтетического типа к аналитическому. Английский прогрессировал значительно, французский меньше и немецкий ещё слабее. Русский язык остаётся синтетическим. Английский язык имеет черты синтетического, что выражается в нерациональном правописании. Англичане держатся своей метрической системы (дюймов, баррелей и т.п.).
Латинский и русский языки примитивны по сравнению с английским, но так, как Библия примитивна в сравнении с компьютером.
Грамматический
термин склонение есть вариант гравитации и выражает сыновство Логоса по
отношению к Космосу, что естественно в странах Евразии, где народы рожались
местными природами, потом стали трудиться среди природы, постепенно созидая
культуру.
Термин падеж означает некое припадание, поклонение, словно прижимание к груди
Земли. Именительный падеж – нулевой, наименование. Родительный – падеж гонии,
выражает отношение к родителям. Он сообщает идею рождения и принадлежности – чей
ты. У англичан есть аналогичный Possessive case. Дательный падеж предлагает
дары, это падеж любви и жертвы. Винительный падеж выражает идею противостояния,
оппозиции, отношение к врагу. Падеж Творительный - это падеж творения, туда,
ургии. Это как бы христианский падеж – служения к ближнему и самопожертвования.
Падеж Предложный выражает уважение к пространству, к ложу и дону, слова
становятся вместилищами других сущностей. В других языках есть ещё падеж
Отложительный, он выражает отношение к ценности вещи. Падеж Звательный – падеж
коммуникации.
Тенденция развития языков от синтетического типа к аналитическому шла
параллельно и отражала развитие Труда, ургийного отношения к Бытию, вытеснение
Природы культурой. Язык отсекался от естества и чувства и шёл в направлении от
субстанциальности к рациональности и функциональности. Спиленное дерево
обрубается от сучьев и ветвей. В аналитических языках слово обтёсывается от
суффиксов и флексий, укорачивается почти до корня. Слова английского языка стали
большей частью короткие, односложные. Идеи и значения, придававшиеся суффиксами
и окончаниями, трансформировались в различные операторы, указатели,
вспомогательные знаки. Это предлоги и артикли.
В результате этой хирургической операции слово стало стандартной деталью,
подобное детали машины. Его можно изымать и вставлять с помощью операторов и
индикаторов и работать в любой функции: как существительное, глагол,
прилагательное. Слово work может быть work (работа), to work (работать),
work-shop (мастерская). Было слово организмом, стало слово механизмом.
Строгий
порядок слов в аналитическом предложении – это дисциплина в гражданском
обществе, с разделением труда между индивидами. В синтетическом языке слова
способны к Инверсии, то есть могут занимать разные места в предложении.
Возможность инверсии – это роскошь и красота в стиле литератур, поэзии на
синтетических языках.
Строгий порядок слов и инверсия хороший пример парадокса, что в ходе истории
человек утрачивает самостоятельность. Современный человек, профессионал в химии,
умрёт, если профессионал в сельском хозяйстве ничего не произведёт. Архаичный
человек сам строил дом, выращивал хлеб. Он был целостным человеком, а не рабом в
системе разделения труда.
Строгий порядок слов строит предложение посредством операции сложения,
прибавления значений, который проще, чем умножение значений при свободном
порядке слов в синтетическом предложении.
Система родов была разрушена в процессе прогресса языков к аналитическому типу.
Священный Эрос претерпел операцию обрезания, стерилизации. Раньше все имена были
сущностями, прикреплённые у мужскому или Женскому началу и переживались как
более одушевлённые, поэтические. Ныне мы работаем с кастрированными словами в
жанре унисекс.
Минусы в синтетических языках. Роскошь и изобилие выражается в том, когда одно и
то же отношение выражено и в существительном и в прилагательном. Слова
аналитического языка мобильны и оборотисты, а синтетического - неуклюжи.
Посмотрим теперь, что построения Гачева дают для понимания суггестивных таинств композиций.
Его модель звукообразования дает ключ к национальной фоносемантике, т.е. какие звуки каким культурам приятны, а какие нет. Аналогично и модель грамматического строя речи - дает приятные и неприятные варианты построения фраз для различных культур.
Особый интерес для наших целей представляют синтезированные Гачевым портреты национальных культур. Вот их краткие резюме:
Россия = двуединство Народа и Государства (в т.ч. в каждом россиянине как носителе национальной культуры). Народ тяготеет к Воздуху Воли, Государство - к Огню Закона, охотно заимствуемому от других наций.
США = здесь не соборность, как в России (один за всех, все за одного), а собирательность с девизом «каждый и все». Здесь население – не народ, а съезд, сборище иммигрантов. Культ творения мира: американец ценит себя как хорошее или не очень хорошее орудие производства. Девиз американцев – нет проблем! Оптимизм. В американской концепции души иметь успех и работу – главное. Безработица – катастрофа. Американец не способен наслаждаться ничегонеделанием. У американцев самый короткий отпуск. Душа американца одержима работой, беззащитна от стрессов на этой почве.
Англия = характерна психология традиционализма, консерватизма. Умеренность в подходе ко всему, способность видеть многие стороны в каждом явлении. История Англии с древних времён – это самосделывание и самопознание. Суровый стиль жизни сформировал свободных земледельцев с сильным чувством собственного достоинства, которые образовали хребет английского народа. Идеал англичанина - Джентльмен. Это самосделанный человек, зависящий от себя. Моральные принципы джентльмена: самоограничение и воздержание. Страсти могут ввести в зависимость от других, заставить унижаться. Джентльмен может рисковать жизнью, но не самоуважением.
(У англичан самоуважение, в отличие от французского уважения другими. Немец тоже отличается самоуважением, но впадает в высокомерие, что чуждо джентльмену. Еврей не заботится о самоуважении, его беспокоит результат. Для достижения цели еврей не остановится перед самоуничижением.)
Франция = это самоцентрированный, центростремительный Космос, занимающийся самой собой. Париж претендует быть идеологической и культурной столицей мира. В космосе Франции преобладает огонь+вода. Французский Космос центрирован на Кровь, Эрос, Женщину. Сладкая Франция заключает в себе сладость, солнечный сок, огне-воду. Для француза существовать значит существовать в глазах соседа, производить впечатление.
Германия = превосхождение меры, границ Природы и Бога, отличает огненный немецкий дух от греческого принципа Гармонии и Меры. Стремление к превосхождению пределов – динамический дух германства и объясняет его склонность к бунту, протесту и атеизму. В то же время немцы привержены к механическому повиновению приказам любой власти, даже фашистов. У немца – априори уважение к ФОРМЕ закона. Уважение к форме закона, как самоуважение.
Это портреты оседлых народов. Их дополняют образы культуры кочевников (киргизы) и мигрантов (евреи).
Мигранты (евреи) = еврейство существует посреди чужих. Еврейство – это Психо-Логос минус Космос. Минус Космос еврейства заключается в оторванности от земли, природы, всё загнано в глубину. Те субстанции и энергии, которые в других народах распространяются на территориях (уходят в возделывание земли, постройку городов, тратятся на войну с соседями), сгущаются в Психею и Логос, делая их чрезвычайно активными и дифференцированными. Жизнь – главная ценность и сверхидея в Еврействе. Еврей не заботится о самоуважении, его беспокоит результат. Для достижения цели еврей не остановится перед самоуничижением. Комбинаторика - область проявления еврейского гения.
Кочевники (киргизы) = принцип жизни кочевника: всё моё ношу с собой. Этот народ не опредмечивал себя ни в городах, ни в храмах, ни в статуях, ни в письменности, ни в удобренной земле. Это - народы–ферменты, движущиеся в порах истории. Для киргиза-кочевника главная добродетель животного и человека – самодвижение. Кочевник не может вынести напряжения, оставаясь на месте, для разрядки он должен куда-то мчаться. Из стихий Космоса более чтится не огонь, а вода. Переходы кочевников – от воды до воды. Вода воспевается в поэзии наравне с конём.
Эти образы, при всей их краткости, дают представление о струнах национальной души, на которых могут играть композиции, притягивая к себе внимание аудитории. Коллекция таких струн - тоже типология...
При всем уважении к работам Розенштока-Хюсси и Гачева нельзя не заметить, что конструкты, взятые ими в качестве базовых, как бы висят в воздухе - они взяты в отрыве от других конструктов, не менее фундаментальных. В самом деле, возьмем ли мы вслед за Розенштоком-Хюсси пару (прошлое-будущее и внутреннее-внешнее) или по Гачеву основание его 4 стихий (сильное-слабое и внутреннее-внешнее), нам остается непонятным, как эти конструкты соотносятся между собой и посредством чего они вписаны в фундамент всех надстраиваемых над ними композиций.
Чтобы прояснить этот вопрос, обратимся к исследованиям Э.А. Цветкова. Его фундаментальный труд "Психоактивный словарь" написан в виде словаря и потому крайне труден для чтения - кто же читает словари целиком?.. Но построение смыслового среза по ключевому термину "слово" существенно упростило эту задачу (при этом текст сократился с 500 Кб до 39,4 Кб, т.е. в 12,7 раза).
Психика человека сложена из композиций (у Цветкова - слов), и поэтому композиции не только описывают, но и пишут мир. Какие слова человек употребляет - таков его мир и есть. Конкретная жизнь отдельного субъекта складывается в точном соответствии с тем, что и как он говорит. Мы зачастую сами не подозреваем о том, сколь мощная и сакральная сила обитает в недрах слов, которые мы произносим. Связывая друг с другом слова и предложения, мы связываем варианты своих судеб.
Любое слово изначально представляло собой некую сакральную, то есть священную, формулу. Сакрализовано же было лишь то, что составляло часть Космоса, причастно к нему, включалось в структуру непосредственных взаимоотношений с ним, в то время как все остальное принадлежало Хаосу, миру случайностей. Отсюда понятно, что сакрализации подвергалось лишь то, что представляло существенную важность, жизненную необходимость. Существенную же важность представляло лишь одно — выживание. Это и есть единственная и жизненная базовая необходимость. Стало быть, сакральное — не идеологическая надстройка, но бытийный базис, утвержденный в самой основе корневого, органического существования рода и призванный обеспечить его прочное поддержание и эффективное продолжение.
Отсюда мы
делаем важный вывод о том, что ритуал никоим образом не следует сводить к
некоему театральному действию, иллюстрирующему миф. Ритуал является сугубо
практической деятельностью, хотя и выражающейся в форме самодостаточного
действа, и встраивается в четко обусловленную систему кодов. Говоря же о
последних, мы, основываясь на данных смежных исследований, с интересом
отмечаем, что строение сакрального кода идентично коду генетическому.
Сакральный же код выражен прежде всего в языке!
В силу того, что сакральное всегда противопоставлялось мирскому (=
профанному), то вход в систему священных кодов был доступен лишь
посвященным. То есть слово изначально представляло собой сакральную формулу,
понятную только жрецам.
Проявившееся в ходе наших рассуждений разделение Священное/Мирское
обнаружило себя вполне логичным путем и отнюдь не является произвольным.
Можно вполне определенно утверждать, что оппозиционная бинарность
обусловлена физиологически и отражает чувственную и пространственную
ориентацию (ЧПО) человека в осваиваемом им мире. Главными,
«атомными», дуальными контрастами являются следующие: Верх/Низ,
Левое/Правое, Внутреннее/Внешнее, Теплое/Холодное, Сухое/Влажное,
Близкое/Далекое, Большое/Маленькое, Тихое/Громкое, Светлое/Темное,
Вертикальное/ Горизонтальное.
Далее парные различия по мере развития познающего аппарата и эволюции
самоосознания включаются в контексты более умозрительные, хотя и остаются
при этом все теми же «элементарными кирпичиками» утвержденных смыслов.
По мере
эволюции самоосознания образ мира дополняется такими его моделями, как:
Космогоническая Модель (КМ), Социально-этическая Модель
(СЭМ), Экзистенциальная Модель (ЭМ), Магистральная
Модель (ММ).
Бинарные оппозиции КМ: Небо/Земля, Солнце/Луна, День/Ночь, Огонь/Вода,
Лето/Зима, Север/Юг, Запад/Восток, Земля/Подземный мир.
Бинарные оппозиции СЭМ: Свой/Чужой, Мужчина/Женщина, Старший/Младший,
Высший/Низший, Господство/Подчинение, Хорошо/Плохо.
Бинарные оппозиции ЭМ: Жизнь/Смерть, Добро/Зло, Счастье/Несчастье,
Правда/Ложь.
И, наконец,
магистральное противопоставление Священное/Мирское. Последняя ось
пронизывает всю мирорефлективную систему координат и устанавливает с ней
ряды четких и однозначных соответствий.
Цветков дает такой вариант архетипической матрицы коллективного
Бессознательного (с явным креном в патриархат - но позиции в матрице можно и
поменять...):
|
Священное: |
Мирское: |
ЧПО |
Верх |
Низ
|
КМ |
Небо Солнце Огонь |
Земля Луна Вода |
СЭМ |
Мужчина Старший Господство |
Женщина Младший Подчинение |
ЭМ |
Жизнь Добро Счастье |
Смерть Зло Несчастье |
Матрица Цветкова определенно не полна - в ней нет базовых конструктов Гачева и Розенштока-Хюсси. Но все же это первая попытка дать системное описание первичного множества конструктов. Кроме того, Цветков первый обращает внимание на таинства композиций - их скрытый сакральный (священный) смысл.
Он пишет: "сакральное представляет собой не последствие трансового опьянения, а витально необходимый способ адаптации к миру и познания его" (с. 17).
Итак, слово имеет явное значение, скрытый смысл и на самом глубинном уровне являет собой символ, архетипическую матрицу. Благодаря явному значению мы обмениваемся информацией, скрытый смысл нас программирует, символ обладает действием предопределяющим.
При этом важно отметить, что на нас воздействует не только само слово как общеупотребительный знак того или иного понятия, но в гораздо большей степени — его семантическое поле. Для примера возьмем то же самое слово «делать». Его семантическое поле: Говорить — Речь — Слово — Участвовать в ритуале — Давать — Дар — Воспринимать — Думать — Уметь — Подниматься (к Божеству) — Верх.
Выходит, что известное нравоучение вроде «поменьше говори, а побольше делай» в действительности лишено логики и по сути своей нелепо. Ведь, как выяснилось из приведённого анализа, тот, кто говорит, тот уже осуществляет дело. Тем более хорошо известно, что значение «действие» переплетается в истории индоевропейских языков со значением «слово», «речь»! Кстати, не следует путать понятия «дело» и «труд», «работа». Их онтологическая и смысловая основа совершений различны, если не сказать — оппозиционны. Его семантическое поле: Труд — Мять — Жать — Давить — Щемить — Тереть — Трудность — Беспокойство — Забота — Страдание — Травма — Утомление — Труп — Гниение — Работа — Рабство — Слабый — Беспомощный — Сирота.
Как первотворение Слово соотносится с Огнем. Семантическое поле: Слово — Мужчина — Меч — Рок — Речь — Язык — Судьба — Огонь.
Далее Цветков высказывает гипотезу, которую мы пока оставим без комментариев (этому будет посвящен отдельный цикл выпусков): "система базовых кодов жизнеобеспечения рода располагается в двух пространствах — генетическом и языковом. То есть кодовые структуры слова и гена идентичны. Следовательно, тот, кто владел информацией о языке, тот и мог управлять генной информацией. Наивысшая же концентрация психоактивных свойств словесной энергии была заключена в молитве. ... Первопричина страданий человека заключается в его внутренней, глубинной разорванности между Священным и Мирским. Отсутствие сопричастности Сакральному составляет его базовый конфликт." (с.17, 20).
Вопросы и замечания mailto:feod@narod.ru
До новых встреч!
Юлий Феодоритов