Вернадский и ноосфера

1942 год. Вернадскому 79 лет

Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) - основоположник комплекса современных наук о Земле - геохимии, биогеохимии, радиогеологии, гидрогеологии и др. Автор учения о ноосфере (1937) - сфере разума, к которой приводит эволюция биосферы.  Согласно этому учению, Интернет как планетарная информационная сеть является носителем всеобщего научного знания - движущей силы ноосферы.

Он родился в Петербурге в 1863 году, всего через два года после отмены крепостного права в России, в семье профессора политической экономии, а по совместительству - чиновника особых поручений при министре внутренних дел. Через пять лет семья Вернадских переехала в Харьков, где глава семьи состоял управляющим конторой Государственного банка. Там на формирование личности юного Вернадского повлиял его двоюродный дядя - Е.М. Короленко, офицер в отставке, увлекавшийся научно-философскими изысканиями.

В 1876 году семья вернулась в Петербург. Петербургская классическая гимназия, где с третьего класса учился Вернадский, была одна из лучших в России. Здесь хорошо преподавались иностранные языки, история, философия. В дальнейшем Вернадский самостоятельно изучил несколько европейских языков. Он читал литературу, преимущественно научную, на пятнадцати языках, а некоторые свои статьи писал по-французски, по-английски и по-немецки. Интерес к истории и философии ученый сохранил на всю жизнь.

По окончании гимназии Вернадский поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, где среди профессоров находились светила русской науки: Менделеев, Бекетов, Сеченов, Бутлеров. Однако большее влияние на Вернадского оказал Докучаев, преподававший в университете минералогию. Молодой ученый неоднократно принимал участие в экспедициях по изучению почв Нижегородской губернии под руководством Докучаева. Но сфера научных интересов Вернадского в то время не ограничивалась минералогией. Он занимался и достиг некоторых результатов также в геологии, кристаллографии, истории.

В то время Вернадский искренне увлекся учением Толстого и разделял многие его сомнения. Однако Толстой не верил в то, что наука способна удовлетворить стремление человека найти "смысл жизни", примириться с неизбежностью смерти, обосновать высокие моральные принципы. Вряд ли подобные идеи были близки Вернадскому. В отличие от Толстого он всю свою жизнь сохранял веру в научное знание и стремился найти ответ на множество вопросов бытия на основе логического анализа фактов, достоверных сведений о мире и человеке.

В 1885 году Вернадский стал хранителем Минералогического кабинета Московского университета. Работая на этом месте ученый много ездит, работает в химических и кристаллографических лабораториях, совершает геологические экспедиции. В 1897 году Вернадский защищает докторскую диссертацию и становится профессором Московского университета. В 1906 году его избирают членом Государственного совета от Московского университета. Два года спустя он делается экстраординарным академиком. По инициативе и под председательством Вернадского в 1915 году создается комиссия по изучению естественных производительных сил России при Академии наук. В конце 1921 года Вернадский основал в Москве Радиевый институт и был назначен его директором.

Очень ценя экспериментальную работу, Вернадский признавался: «Но руки мои как экспериментатора были средние — больше давали идеи». Владимир Иванович много путешествовал: проводя полевые исследования, читая лекции, участвуя в конгрессах и дискуссиях, изучая минералогические музеи и опыт научной деятельности. Он работал в Подмосковье, на Украине, Кавказе, в Средней Азии, в Сибири, побывал почти во всех европейских странах, США, Канаде. Под его руководством велись поиски радиоактивных минералов в России (с 1909 года) и были открыты некоторые месторождения этих минералов.

Трудоспособность ученого была поразительна. Он работал до поздней старости по десять — двенадцать часов в сутки и даже больше, сочетая при этом постоянный и острый интерес к исследованиям и одновременно строгую организованность труда.

В 1926 году выходит его знаменитая работа "Биосфера", после чего он пишет массу исследований о природных водах, круговороте веществ и газах Земли, о космической пыли, проблеме времени в современной науке. Но главной для него остается тема биосферы - области жизни и геохимической деятельности живого вещества.

Еще в молодые годы, т. е. в конце XIX века, внимание Вернадского привлекала все возрастающая техническая мощь человечества, которая становилась в ряд с самыми грозными геологическими процессами. Подобные мысли рождались не только у Вернадского. В 1933 г. американский геолог Чарлз Шухерт предложил рассматривать современную эпоху как начало новой психозойской эры истории Земли, подчеркивая этим названием значение психической деятельности человечества как геологического фактора.  А.П. Павлов, пригласивший в 1890 г. Вернадского преподавать минералогию в Московском университете, также считал, что с появлением на Земле человека начался новый геологический период ее истории, который он предложил назвать антропогенным (от греческого слова "антропос" - человек). Были в конце XIX и начале XX века и другие высказывания подобного рода. Однако Вернадский, не ограничиваясь общими высказываниями, начал кропотливую работу по количественной оценке масштабов человеческой деятельности. Уже в курсах "Минералогии", которые издавались в годы его работы в Московском университете (с 1891 по 1912 г.), Вернадский отмечал минералы и новые химические соединения, образующиеся в результате индустриальной деятельности человечества, и давал первые оценки суммарного объема и веса таких "техногенных" минералов.

Параллельно с изучением влияния человеческой деятельности на изменение природы Земли Вернадский еще в 1914-1916 гг. начал разрабатывать учение о биосфере - той оболочке Земли, в которой сосредоточено "живое вещество". Он не любил излишнего словотворчества, создания новых терминов, но великолепно знал мировую научную литературу и широко использовал ее терминологию. Так было и с термином "биосфера", который был впервые употреблен еще в 1804 г. французским ученым Жаном Батистом Ламарком в труде по гидрогеологии для обозначения совокупности живых организмов, населяющих земной шар. В конце XIX в. его употребляли австрийский геолог Эдуард Зюсс и немецкий ученый Иоган Вальтер, но опять-таки в смысле, близком к пониманию Ламарка. Вернадский вложил в этот термин совершенно иной, гораздо более глубокий смысл. Для совокупности населяющих Землю организмов он ввел термин "живое вещество", а биосферой стал называть всю ту среду, в которой это живое вещество находится, т. е. всю водную оболочку Земли, поскольку живые организмы существуют и на самых больших глубинах Мирового океана, нижнюю часть атмосферы, в которой летают насекомые, птицы и люди, а также верхнюю часть твердой оболочки Земли - литосферы, в которой живые бактерии в подземных водах встречаются до глубины порядка 2 км, а человек своими шахтами в золотоносных районах Индии, Южной Африки и Бразилии сейчас проник до еще больших глубин, превышающих 3 км. В биосфере существует "пленка жизни", в которой концентрация живого вещества максимальна. Это поверхность суши, почвы и верхние слои вод Мирового океана. Кверху и книзу от нее количество живого вещества в биосфере Земли резко убывает.

В 1922-1926 гг. во время своей длительной зарубежной командировки Вернадский читал в Коллеж де Франс в Париже лекции по биогеохимии и развитию биосферы, а в 1927 г. французский математик Эдуард Леруа развил идеи Вернадского и  в своих лекциях в Коллеж де Франс ввел понятие "ноосферы" как современной стадии, геологически переживаемой биосферой. Он подчеркивал при этом, что он пришел к такому представлению вместе со своим другом, крупнейшим геологом и палеонтологом Тейяром де Шарденом.

Это понятие было использовано Вернадским как ключевое в работах "Научная мысль как планетное явление" (1937-1938), "Несколько слов о ноосфере" (1944) и ряде других.  Учение о ноосфере - это итог раздумий Вернадского о будущем человечества. Это первый во всей мировой литературе опыт обобщения эволюции нашей планеты как единого космического, геологического, биогенного и антропогенного процесса. В нем научная мысль рассматривается и анализируется как важнейшая сила преобразования и эволюции планеты.

"Основной геологической силой, создающей ноосферу, является рост научного знания... Научная мысль - научное творчество - научное знание идут в гуще жизни, с которой они неразрывно связаны, и самим существованием своим они возбуждают в среде жизни активные проявления, которые сами по себе являются не только распространителями научного знания, но и создают его бесчисленные формы выявления, вызывают бесчисленный крупный и мелкий источник роста научного знания. Далеко не всегда, таким образом, человеческая личность, даже в наше время организованности науки, является творцом научной идеи и научного познания; ученый-исследователь, живущий чисто научной работой, крупный и мелкий, является одним из создателей научного знания. Наряду с ним из гущи жизни выдвигаются отдельные люди, случайно, т.е. жизненно-бытовым образом, связывающиеся с научно важным и из соображений, часто науке чуждых, вскрывающие научные факты и научные обобщения, иногда основные и решающие, гипотезы и теории, наукой широко используемые. Такое научное творчество и научное искание, исходящее из действий, лежащих вне научной, сознательно организованной работы человечества, являются активно-научным проявлением жизни мыслящей человеческой среды данного времени, проявлением ее научной среды. По массе нового в этой форме научной мысли, вносимого в науку, и по его важности в историческом итоге эта часть научно построяемого сравнима, мне кажется, с тем, что вносится в науку сознательно над ней работающим ученым, что вскрывается сознательной организованностью научной работы".

Отметим у Вернадского следующие принципиальные моменты:

При этом Вернадский замечает: "Здесь перед нами встала новая загадка. Мысль не есть форма энергии. Как же может она изменять материальные процессы? Вопрос этот до сих пор научно не разрешен. Его поставил впервые, сколько я знаю, американский ученый, родившийся во Львове, математик и биофизик Альфред Лотка. Но решить его он не мог.  Как правильно сказал некогда Гете (1749-1832) - не только великий поэт, но и великий ученый, - в науке мы можем знать только, как произошло что-нибудь, а не почему и для чего".

Налицо открытый вопрос. В его постановке - принципы научного познания, исповедуемые Вернадским. Вот как он формулировал эти принципы в своем дневнике:
Проводить детальный анализ.
Видеть за частным общее.
Не ограничиваться описанием явления, а глубоко исследовать его сущность и связь с другими явлениями.
Прослеживать историю идей.
Собирать как можно больше сведений о предмете исследований из литературных источников (преимущественно научных), обращаясь к оригиналам.
Изучать общие закономерности научного познания (думать о том, как думаешь).
Связывать науку с другими областями знания, с общественной жизнью.
Не только решать проблемы, но и находить новые, нерешенные.
Заметим, что все эти принципы направлены на содействие развитию идей и освобождение их от влияния субъективных склонностей и интересов авторов.

И еще одно примечательное высказывание: "Создание ноосферы из биосферы есть природное явление, более глубокое и мощное в своей основе, чем человеческая история".

Иными словами, ноосфера как природный процесс вполне может перешагнуть человечество и "научная мысль" найти себе иную, более прогрессивную форму воплощения.

Концепция ноосферы была чересчур авангардной для своего времени. Тейяру де Шардену - иезуиту, увлеченному идеей ноосферы, церковное начальство не разрешало публиковать свои философские труды. То же самое было и с работами Вернадского - его книга о ноосфере при жизни не была опубликована, да и впоследствии подвергалась цензуре за слишком вольное обращение с марксистско-ленинской философией.
И понятно почему. Представления о том, что человечество - часть природы и подчиняется законам ее развития; что наука - не служанка господствующих классов, а производительная сила; что развитием ноосферы заправляют какие-то идеи... - все это власть имущими воспринималось, да и сейчас воспринимается как идеологическая диверсия, подкрепляющая претензии академиков на власть.

Однако за прошедшие полвека бурной эволюции ноосферы многие идеи Вернадского о планетарной сфере Разума получили своих сторонников и последователей. Вот лишь некоторые из публикаций:
Демьянов В.В. Эвалектика ноосферы. Новороссийск, 2001
Кушнаренко И.А. На пути к ноосферному государству. М.: изд. РАГС, 2000
Попов В.П., Крайнюченко И.В.  Глобальный эволюционизм и синергетика ноосферы. Ростов-на-Дону: Издательство АПСН
СКНЦ ВШ, 2003 http://holism.narod.ru/
Урсул А.Д. Переход России к устойчивому развитию. Ноосферная стратегия. М., 1998

Это примеры прямых преемников ноосферной концепции. Но на самом деле в ее рамки вписывается гораздо большее число современных научных школ (и, заметим, гораздо более влиятельных). Их можно сгруппировать в 3 ключевых направления:

  1. Информационное общество
    Начиная с середины 60-х годов западными социологами и социальными философами (Д. Белл, Д. Рисман, О. Тоффлер, А. Турен и др.) активно обсуждается вопрос о вступлении наиболее развитых стран в качественно иную стадию социального развития, охарактеризованную ими как постиндустриальное или информационное общество, главным отличающим критерием которого является определяющая роль информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности людей.
    Основной смысл концепции информационного общества, сформулированной учеными этого направления, может быть представлен следующими тезисами:
        большая часть населения развитых стран будет занята информационной деятельностью;
        одной из главных социальных ценностей, объединяющих общество, главным продуктом производства и основным товаром становится информация;
        власть в обществе переходит в руки информационной элиты;
        классовая структура общества лишается смысла, постепенно уступает место элитарно-массовой структуре.

    По подсчетам науковедов, с начала нашей эры для удвоения знаний потребовалось 1750 лет, второе удвоение произошло в 1900 году, а третье - к 1950 году. Это явление, получило название "информационный взрыв".
    В 2000 году принята "Окинавская Хартия глобального информационного общества", в которой говорится: "Суть стимулируемой информационно-коммуникационными технологиями  экономической и социальной трансформации заключается в ее способности содействовать людям и обществу в использовании знаний и идей". 
    Д.С. Робертсон (США) выдвинул идею взаимообусловленности цивилизационного и информационных процессов; "цивилизация - это информация" - утверждает ученый. Он ранжирует цивилизации по критерию количества производимой ими информации. По мнению Д.С. Робертсона, новые информационные технологии каждый раз, поднимая на несколько порядков возможности обработки и объем циркулирующей в обществе информации, радикально меняли объем и глубину знания, а вместе с ними и уровень социально-экономического развития и культуры общества в целом:
    Уровень 0 - информационная емкость мозга отдельного человека - 107 бит;
    Уровень 1 - устное общение внутри общины, деревни или племени - количество циркулирующей информации ~ 109 бит;
    Уровень 2 - письменная культура; мерой информированности общества служит Александрийская библиотека, имеющая 532800 свитков, в которых содержится 1011 бит информации;
    Уровень 3 - книжная культура: имеются сотни библиотек, выпускаются десятки тысяч книг, газет, журналов, совокупная емкость которых оценивается в 1017 бит;
    Уровень 4 - информационное общество с электронной обработкой информации объемом 1025 бит.

    Фаза перехода общества к постиндустриальной и информационной стадиям развития, возможно, может быть определена на основе следующих критериев:
        если в обществе более 50% населения занято в сфере услуг, наступила постиндустриальная фаза его развития;
        если в обществе более 50% населения занято в сфере информационно-интеллектуальных услуг, общество становится информационным.
    По данному критерию США вступили в постиндустриальный период своего развития в 1956-1960 гг. (штат Калифорния - "силиконовая или кремниевая долина" - преодолел этот рубеж еще в 1910 году). Начало ХХI века США встретило, следующей структурой занятости: 75% - в сфере информационно-интеллектуальных услуг, 25% - в материальном производстве и в агросекторе. Финляндия вступила в постиндустриальное общество на 20 лет позже США. Россия, как и мировое сообщество в целом, по данному критерию находится на индустриальном этапе развития.
    Однако многие страны принимают значительные усилия для преодоления информационной отсталости. В их числе и Россия - в 1999 году разработана "Концепция формирования информационного общества в России", реализуется Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002-2010 годы)".

    Наряду с информатизацией общества идут процессы создания сетевых сообществ - общин, коммерческих интернет-структур и даже виртуальных государств. Выдвинуты концепции интернет-психологии (Дж. Сулер), нейросоца .В. Бощенко), мирового суперорганизма (Ф. Хейлигхен). Из практических шагов в этом направлении можно отметить проект "Золотая Лестница", реализация которого начата в 2005 году.
     
  2. Искусственный интеллект и перенос человеческого сознания в компьютеры (е-существа)
    Начало этих работ связывают со статьей английского математика Алана Тьюринга, опубликованной в 1950 году. Основные вехи этого направления таковы: В 50-х годах ХХ века исследователи в области ИИ пытались строить разумные машины, имитируя мозг. В 60-х годах предпринимались попытки отыскать общие методы решения широкого класса задач, моделируя сложный процесс мышления. В начале 70-х годов специалисты в области ИИ сосредоточили свое внимание на разработке методов и приемов программирования, пригодных для решения более специализированных задач: методов представления (способы формулирования проблемы для решения на средствах вычислительной техники) и методах поиска (способы управления ходом решения так, чтобы оно не требовало слишком большого объема памяти и времени).  В конце 70-х годов была принята концепция, которая заключается в том, что для создания интеллектуальной программы ее необходимо снабдить множеством высококачественных специальных знаний о некоторой предметной области. Развитие этого направления привело к созданию экспертных систем. Например, программа, созданная Хао Вангом, за 3 минуты работы на IBM-704 вывела 220 относительно простых лемм и теорем из фундаментальной математической монографии, а затем за 8,5 мин. выдала доказательство еще 130 более сложных теорем, часть которых к тому времени еще не была выведена математиками. Позже были созданы другие экспертные системы ИИ: MYCIN (предназначена для диагностики и лечения инфекционных заболеваний крови), PROSPECTOR (прогнозирует залежи полезных ископаемых), SIMER (система оценки качества воды), CASENET (диагностика и лечение глаукомы) и др. Сегодня разработка систем ИИ продолжается еще более интенсивными темпами. Над этой проблемой работают крупнейшие мировые институты - но уже в закрытом режиме...
        В последние годы появился ряд работ с оценками перспектив переноса человеческого сознания в компьютеры.  А.А. Болонкин предсказывает появление в ХХI веке е-существ и замены человечества как носителя Разума е-цивилизацией. Эту точку зрения разделяют Вернор Виндж,  В. Баранов и ряд других авторов.
     
  3. Виртуальная реальность и программирование человеческой психики
    Это прежде всего нейролингвистическое программирование, меметика и виртуальная психология.
        НЛП появилось во второй половине 70-х годов ХХ века. Его родоначальники - американские ученые
    Ричард Бэндлер (программист) и Джон Гриндер (лингвист), попытавшиеся проанализировать алгоритмы экриксоновского гипноза (Милтон Эриксон - один из самых талантливых психотерапевтов ХХ века, открывший способы гипнотического воздействия на бодрствующего человека). В настоящее время это мощное направление прикладной психологии, занимающееся способами внушения идей. 
        Меметика - наука о психических вирусах, идеях, самораспространяющихся по умам людей. Ее возникновения связывают с работами Ричарда Докинза
    "Эгоистический ген" (1976) и "Расширенный фенотип" (1982). В них автор впервые ввел понятие "мема" для описания процессов хранения и распространения отдельных элементов культуры. В эти же годы Ламсденом и Вильсоном была предложена концепция культургена для установления аналогии между механизмами передачи генетической и культурной информации. Меметика в настоящее время бурно развивается в связи с вирусным маркетингом. См., например книги Виктора Орлова на http://download.gudzonhost.ru/freebook.htm
        Виртуальная психология - теория виртуальной реальности как моделирования мира в мышлении человека. Ее основы заложены в работах Н.А. Носова (2000). Суть этой теории в том, что
    всякая грань, всякий уровень человеческой жизни удвоен в виртуальной реальности (ВР), которая этой гранью, этим уровнем управляет. Поскольку в организации ВР ошибок не избежать, процесс управления любой сферой человеческой жизни дополняется аретеями – процедурами исправления ошибок организации.

Приведенные выше направления не исчерпывают современную динамику ноосферы, но являются базовыми. В самом деле, виртуальная реальность раскрывает механизмы самодвижения и самореализации идей для индивидов,  информационное общество - для человеческих социумов, а искусственный интеллект - для кибернетических систем.
И над всеми этими сверхактуальными разработками царит учение о ноосфере - единственная научная теория развития цивилизации.

Или Вы думаете иначе?

Пишите, обсудим...


До новых встреч!
Юлий Феодоритов
feod@narod.ru

 Источники   

Теории, концепции, прогнозы

Феномены Сети и компьютинга

На главную

Рейтинг@Mail.ru

Сайт создан в системе uCoz