Вернадский и ноосфера
Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) - основоположник комплекса современных наук о Земле - геохимии, биогеохимии, радиогеологии, гидрогеологии и др. Автор учения о ноосфере (1937) - сфере разума, к которой приводит эволюция биосферы. Согласно этому учению, Интернет как планетарная информационная сеть является носителем всеобщего научного знания - движущей силы ноосферы.
Он родился в Петербурге в 1863 году, всего через два года
после отмены крепостного права в России, в семье профессора политической
экономии, а по совместительству - чиновника особых поручений при министре
внутренних дел.
Через пять лет семья Вернадских переехала в Харьков, где глава семьи состоял
управляющим конторой Государственного банка. Там на формирование
личности юного Вернадского повлиял его двоюродный дядя - Е.М. Короленко, офицер в
отставке, увлекавшийся научно-философскими изысканиями.
В 1876 году семья вернулась в Петербург.
Петербургская классическая гимназия, где с третьего класса учился Вернадский,
была одна из лучших в России. Здесь хорошо преподавались иностранные языки,
история, философия. В дальнейшем Вернадский самостоятельно изучил несколько
европейских языков. Он читал литературу, преимущественно научную, на
пятнадцати языках, а некоторые свои статьи писал по-французски,
по-английски и по-немецки. Интерес к истории и философии ученый сохранил на всю
жизнь.
По окончании гимназии Вернадский поступил на физико-математический факультет
Петербургского университета, где среди профессоров находились светила русской
науки: Менделеев, Бекетов, Сеченов, Бутлеров. Однако большее влияние на
Вернадского оказал Докучаев, преподававший в университете минералогию. Молодой
ученый неоднократно принимал участие в экспедициях по изучению почв
Нижегородской губернии под руководством Докучаева. Но сфера научных интересов
Вернадского в то время не ограничивалась минералогией. Он занимался и достиг
некоторых результатов также в геологии, кристаллографии, истории.
В то время Вернадский искренне увлекся учением Толстого и разделял многие его
сомнения. Однако Толстой не верил в то, что наука способна удовлетворить
стремление человека найти "смысл жизни", примириться с неизбежностью смерти,
обосновать высокие моральные принципы. Вряд ли подобные идеи были близки
Вернадскому. В отличие от Толстого он всю свою жизнь сохранял веру в научное
знание и стремился найти ответ на множество вопросов бытия на основе логического
анализа фактов, достоверных сведений о мире и человеке.
В 1885 году Вернадский стал хранителем Минералогического кабинета Московского
университета. Работая на этом месте ученый много ездит, работает в химических и
кристаллографических лабораториях, совершает геологические экспедиции. В 1897
году Вернадский защищает докторскую диссертацию и становится профессором
Московского университета. В 1906 году его избирают членом Государственного
совета от Московского университета. Два года спустя он делается экстраординарным
академиком. По инициативе и под председательством Вернадского в 1915 году
создается комиссия по изучению естественных производительных сил России при
Академии наук. В конце 1921 года Вернадский основал в Москве Радиевый институт и
был назначен его директором.
Очень ценя экспериментальную работу, Вернадский признавался: «Но руки мои как экспериментатора были средние — больше давали идеи». Владимир Иванович много путешествовал: проводя полевые исследования, читая лекции, участвуя в конгрессах и дискуссиях, изучая минералогические музеи и опыт научной деятельности. Он работал в Подмосковье, на Украине, Кавказе, в Средней Азии, в Сибири, побывал почти во всех европейских странах, США, Канаде. Под его руководством велись поиски радиоактивных минералов в России (с 1909 года) и были открыты некоторые месторождения этих минералов.
Трудоспособность ученого была поразительна. Он работал до поздней старости по десять — двенадцать часов в сутки и даже больше, сочетая при этом постоянный и острый интерес к исследованиям и одновременно строгую организованность труда.
В 1926 году выходит его знаменитая работа "Биосфера", после чего он пишет массу исследований о природных водах, круговороте веществ и газах Земли, о космической пыли, проблеме времени в современной науке. Но главной для него остается тема биосферы - области жизни и геохимической деятельности живого вещества.
Еще в молодые годы, т. е. в конце XIX века, внимание Вернадского привлекала все возрастающая техническая мощь человечества, которая становилась в ряд с самыми грозными геологическими процессами. Подобные мысли рождались не только у Вернадского. В 1933 г. американский геолог Чарлз Шухерт предложил рассматривать современную эпоху как начало новой психозойской эры истории Земли, подчеркивая этим названием значение психической деятельности человечества как геологического фактора. А.П. Павлов, пригласивший в 1890 г. Вернадского преподавать минералогию в Московском университете, также считал, что с появлением на Земле человека начался новый геологический период ее истории, который он предложил назвать антропогенным (от греческого слова "антропос" - человек). Были в конце XIX и начале XX века и другие высказывания подобного рода. Однако Вернадский, не ограничиваясь общими высказываниями, начал кропотливую работу по количественной оценке масштабов человеческой деятельности. Уже в курсах "Минералогии", которые издавались в годы его работы в Московском университете (с 1891 по 1912 г.), Вернадский отмечал минералы и новые химические соединения, образующиеся в результате индустриальной деятельности человечества, и давал первые оценки суммарного объема и веса таких "техногенных" минералов.
Параллельно с изучением влияния человеческой деятельности на изменение природы Земли Вернадский еще в 1914-1916 гг. начал разрабатывать учение о биосфере - той оболочке Земли, в которой сосредоточено "живое вещество". Он не любил излишнего словотворчества, создания новых терминов, но великолепно знал мировую научную литературу и широко использовал ее терминологию. Так было и с термином "биосфера", который был впервые употреблен еще в 1804 г. французским ученым Жаном Батистом Ламарком в труде по гидрогеологии для обозначения совокупности живых организмов, населяющих земной шар. В конце XIX в. его употребляли австрийский геолог Эдуард Зюсс и немецкий ученый Иоган Вальтер, но опять-таки в смысле, близком к пониманию Ламарка. Вернадский вложил в этот термин совершенно иной, гораздо более глубокий смысл. Для совокупности населяющих Землю организмов он ввел термин "живое вещество", а биосферой стал называть всю ту среду, в которой это живое вещество находится, т. е. всю водную оболочку Земли, поскольку живые организмы существуют и на самых больших глубинах Мирового океана, нижнюю часть атмосферы, в которой летают насекомые, птицы и люди, а также верхнюю часть твердой оболочки Земли - литосферы, в которой живые бактерии в подземных водах встречаются до глубины порядка 2 км, а человек своими шахтами в золотоносных районах Индии, Южной Африки и Бразилии сейчас проник до еще больших глубин, превышающих 3 км. В биосфере существует "пленка жизни", в которой концентрация живого вещества максимальна. Это поверхность суши, почвы и верхние слои вод Мирового океана. Кверху и книзу от нее количество живого вещества в биосфере Земли резко убывает.
В 1922-1926 гг. во время своей длительной зарубежной командировки Вернадский читал в Коллеж де Франс в Париже лекции по биогеохимии и развитию биосферы, а в 1927 г. французский математик Эдуард Леруа развил идеи Вернадского и в своих лекциях в Коллеж де Франс ввел понятие "ноосферы" как современной стадии, геологически переживаемой биосферой. Он подчеркивал при этом, что он пришел к такому представлению вместе со своим другом, крупнейшим геологом и палеонтологом Тейяром де Шарденом.
Это понятие было использовано Вернадским как ключевое в работах "Научная мысль как планетное явление" (1937-1938), "Несколько слов о ноосфере" (1944) и ряде других. Учение о ноосфере - это итог раздумий Вернадского о будущем человечества. Это первый во всей мировой литературе опыт обобщения эволюции нашей планеты как единого космического, геологического, биогенного и антропогенного процесса. В нем научная мысль рассматривается и анализируется как важнейшая сила преобразования и эволюции планеты.
"Основной геологической силой, создающей ноосферу, является рост научного знания... Научная мысль - научное творчество - научное знание идут в гуще жизни, с которой они неразрывно связаны, и самим существованием своим они возбуждают в среде жизни активные проявления, которые сами по себе являются не только распространителями научного знания, но и создают его бесчисленные формы выявления, вызывают бесчисленный крупный и мелкий источник роста научного знания. Далеко не всегда, таким образом, человеческая личность, даже в наше время организованности науки, является творцом научной идеи и научного познания; ученый-исследователь, живущий чисто научной работой, крупный и мелкий, является одним из создателей научного знания. Наряду с ним из гущи жизни выдвигаются отдельные люди, случайно, т.е. жизненно-бытовым образом, связывающиеся с научно важным и из соображений, часто науке чуждых, вскрывающие научные факты и научные обобщения, иногда основные и решающие, гипотезы и теории, наукой широко используемые. Такое научное творчество и научное искание, исходящее из действий, лежащих вне научной, сознательно организованной работы человечества, являются активно-научным проявлением жизни мыслящей человеческой среды данного времени, проявлением ее научной среды. По массе нового в этой форме научной мысли, вносимого в науку, и по его важности в историческом итоге эта часть научно построяемого сравнима, мне кажется, с тем, что вносится в науку сознательно над ней работающим ученым, что вскрывается сознательной организованностью научной работы".
Отметим у Вернадского следующие принципиальные моменты:
Движущей силой ноосферы являются идеи.
В инженерном воздействии на природу они базируются на естественнонаучном знании.
А на развитие общества - на ином базисе (эту сторону Вернадский по понятным причинам умалчивает)
Важно и то, что авторы этих идей - не более чем участники массового процесса самореализации идей, в который вовлечены многие лица, в том числе и те, кто эти идеи не разделяет.
При этом Вернадский замечает: "Здесь перед нами встала новая загадка. Мысль не есть форма энергии. Как же может она изменять материальные процессы? Вопрос этот до сих пор научно не разрешен. Его поставил впервые, сколько я знаю, американский ученый, родившийся во Львове, математик и биофизик Альфред Лотка. Но решить его он не мог. Как правильно сказал некогда Гете (1749-1832) - не только великий поэт, но и великий ученый, - в науке мы можем знать только, как произошло что-нибудь, а не почему и для чего".
И еще одно примечательное высказывание: "Создание ноосферы из биосферы есть природное явление, более глубокое и мощное в своей основе, чем человеческая история".
Концепция ноосферы была чересчур авангардной для своего времени. Тейяру де
Шардену - иезуиту, увлеченному идеей ноосферы, церковное начальство не разрешало
публиковать свои философские труды. То же самое было и с работами Вернадского -
его книга о ноосфере при жизни не была опубликована, да и впоследствии
подвергалась цензуре за слишком вольное обращение с марксистско-ленинской
философией.
И понятно почему. Представления о том, что человечество - часть природы и подчиняется
законам ее развития; что наука - не служанка господствующих классов, а
производительная сила; что развитием ноосферы заправляют какие-то идеи... - все
это власть имущими воспринималось, да и сейчас воспринимается как идеологическая
диверсия, подкрепляющая претензии академиков на власть.
Однако за прошедшие полвека бурной эволюции ноосферы многие идеи Вернадского
о планетарной сфере Разума получили своих сторонников и последователей. Вот лишь
некоторые из публикаций:
Демьянов В.В. Эвалектика ноосферы. Новороссийск, 2001
Кушнаренко И.А. На пути к ноосферному государству. М.: изд. РАГС, 2000
Попов В.П., Крайнюченко И.В. Глобальный эволюционизм и синергетика
ноосферы. Ростов-на-Дону: Издательство АПСН
СКНЦ ВШ, 2003
http://holism.narod.ru/
Урсул А.Д. Переход России к устойчивому развитию. Ноосферная стратегия. М.,
1998
Это примеры прямых преемников ноосферной концепции. Но на самом деле в ее рамки
вписывается гораздо большее число современных научных школ (и, заметим, гораздо
более влиятельных). Их можно сгруппировать в 3
ключевых направления:
Приведенные
выше направления не исчерпывают современную динамику ноосферы, но являются
базовыми. В самом деле, виртуальная реальность раскрывает
механизмы самодвижения и самореализации идей для индивидов,
информационное общество
- для человеческих социумов, а
искусственный интеллект - для
кибернетических систем.
И над всеми этими сверхактуальными разработками царит учение о ноосфере
- единственная научная теория развития цивилизации.
Или Вы думаете иначе?
Пишите, обсудим...
До новых встреч!
Юлий Феодоритов
feod@narod.ru