История рода Феодоритовых...
...а также других замечательных фамилий, породнившихся с
ним:
Божбины
Ветошины
Жаровы
Катасоновы
Кузнецовы
Образцовы
Русины
Фомины
История эта составлена Феодоритовым Ю.И. в ноябре 2004 года из воспоминаний родственников, материалов семейных архивов и сведений, полученных из всемирной Сети. Документальные данные в ней сочетаются с личными впечатлениями и семейными преданиями, содержание которых передавалось по возможности точно, без купюр и интерпретаций. История постоянно пополняется новыми событиями из жизни современников, результатами архивных изысканий - поэтому настоящий текст открыт для всяческих уточнений, исправлений и дополнений. Все ваши замечания будут с благодарностью приняты и учтены на feod@narod.ru
Истоки нашей фамилии, вероятно, связаны с выходцами из княжества Феодоро, которых называли феодоритами. Это княжество возникло в XII веке в районе крымского плато Мангуп и располагалось между татарскими владениями (те занимали степной Крым) и генуэзскими колониями, растянувшимися по южному и восточному побережьям. Население княжества состояло из огреченных потомков тавров, скифов, сарматов, аланов; были также греки и караимы, армяне и татары, принявшие христианство. Занимались в основном полеводством, огородничеством, садоводством, виноградарством и виноделием, скотоводством. Жители прибрежных районов — рыболовством, горожане — ремесленным производством: гончарным, кожевенным и другими.
Ядро населения составили поборники икон, высланные из Византии во времена иконоборчества. (Иконоборчество - широкое движение в Византийской империи в VIII-IX веках, направленное против монастырей и монастырского землевладения. Движение проходило под лозунгом борьбы с иконопочитанием. Власти использовали это движение для подрыва монастырского землевладения в пользу военно-земледельческой знати, но в дальнейшем испугались его широкого демократического размаха. В 843 году иконопочитание было восстановлено.) Княжество Феодоро стало оплотом крымского православия и в XIV—XV веках играло заметную роль не только в истории Крыма. Письменные источники упоминают о связях княжества с Москвою, Валахией (Молдавией). Это была политическая сила, с которой считались не только генуэзцы, но и татары. Когда золотоордынский темник Ногай в 1299 году разгромил города юго-западной Таврии, Феодоро устояло. Княжество не погибло и в 1399 году, когда полчища хана Едигея огнем и мечом прошли снова по этому краю, разрушили и сожгли многие города и селения, в том числе Херсонес. Расцвет княжества приходится на время княжения Алексея (1420-1456), когда численность феодоритов достигла 200 тыс. - числа, весьма значительного для Крыма того времени. Однако в 1475 году после героического сопротивления, воспетого в одной из легенд Крыма, Феодоро пало под нашествием турок и превратилось в кадылык - округ Османской империи.
Выходцы из княжества Феодоро оставили след в истории России. Москвичам знакома старинная усадьба Ховрино. Название усадьбы восходит к XIV-XV вв. и связано с представителями знатного рода Гаврасов-Ховриных, прибывших из Крыма на службу Великому князю Московскому. В русских источниках (летописное свидетельство, "Бархатная книга" Головиных и др.) упоминается "князь Готии" Степан Васильевич Ховра с сыном Григорием, который выехал из своих владений - "вотчин" в Судаке, Кафе и Мангупе - в Москву в конце XIV в. (1391 или 1405 гг.). Здесь он был принят с честью князем Дмитрием Донским, получил подворье в Кремле, отмеченное на старинных картах города. Позднее он принял монашество под именем Симон, а сын его, Григорий Ховра, от которого пошли семьи Ховриных и Головиных, согласно преданию, основал в окрестностях Москвы Симонов монастырь. Известно также, что московский великий князь Иван III намеревался женить сына на дочери князя Феодоро, предварительные переговоры вел русский посол Н.В. Беклемишев в 1474-1475 гг., однако трагическая гибель княжества и пленение турками семьи князя помешало осуществиться этим планам.
Дополнительным доводом в пользу крымской
версии происхождения фамилии может служить невозможность возникновения нашей фамилии как одной из
производных от распространенного на Руси имени Федор. Поиск в архивах Сети по фамилиям обнаруживает,
что до последнего времени не существовало гражданского варианта
"Феодоров" - исключительно "Федоров". Фамилия Феодоров
(от др.-греч. theodoros -
'дар богов')
встречалась только у церковнослужителей; существуют Феодоровские женский и
мужской монастыри.
Имя Феодорит встречается гораздо реже, и оно
также было распространено только у служителей церкви - сохранились жизнеописания
Феодорита
Кирского, крупнейшего писателя времен раннего христианства,
Феодорита Кольского, просветителя лопарей,
Феодорита
Рязанского, способствовавшего воцарению Дома Романовых.
В истории Русской церкви были и другие Феодориты, не
столь прославленные. Один из них, Феодорит Киевский, попытался в
1352 году обманным путем возглавить церковь в качестве митрополита
Киевского и всея России. Для этого он воспользовался возведением в сан со
стороны патриарха Болгарского. Но Москва и Константинополь не признали его
полномочий, и после нескольких лет борьбы Русскую церковь возглавил избранный
уже в России епископ Владимирский Алексий. В хрониках упоминается также
Феодорит, епископ Тверской и Кашинский, живший в 16-м веке.
Церковных фамилий Феодоритов сетевым поиском найти не удалось. Немаловажно и то, что известные старейшины ветвей рода Феодоритовых не были церковными деятелями (об этом далее будет сказано подробнее). Вместе с тем, не исключено, что более ранние корни фамилии были все же в церковных кругах.
Рассмотренные версии происхождения фамилии не противоречат друг другу и вполне могут быть истинны обе. Напомню, что княжество Феодоро было оплотом православия в иноверческом Крыму, отбивало множество нашествий - и можно заключить, что религиозная солидарность его жителей была очень высока. О том свидетельствуют и упомянутые выше судьбы Степана и Григория Ховра (монашество, основание монастыря).
Если взять год массового расселения феодоритов за точку отсчета начала фамилии (падение княжества в 1475 году) и учесть примерное расстояние между поколениями в 30 лет, то получается, что старейшины известных ветвей рода представляли 13-е поколение Феодоритовых.
В настоящее время известны две ветви рода, восходящие к Феодоритову Федору Григорьевичу (эта ветвь знаменита экономистами) и к Феодоритову Власу Михайловичу (здесь отличились крупные ученые-инженеры). Не исключено, что эти ветви имеют разные исторические корни, т.е. их представители являются однофамильцами. Однако есть несколько доводов в пользу общего происхождения: редкость самой фамилии, подобие психогенотипа (профилей способностей и характерных привычек), а главное - примечательная фамильная черта - некоторая асимметрия лица, устойчиво встречающаяся у многих представителей рода. Другая примечательная особенность - "нежаркий, но огонь в крови", как это поэтически сформулировал выдающийся представитель нашего рода В.П. Феодоритов. О поэтической линии рода - смотрите специальное исследование.
Поиски в Сети обнаруживают, что фамилию Феодоритов довольно часто перекраивают на Федоритов, как более привычную для русского слуха. Федоритовы обитают в Сасове, Южно-Сахалинске и, наверное, еще во многих городах и селах России. Можно предположить, что ассимиляция выходцев из племени феодоритов, совмещалась и с переделыванием фамилий на русский лад. Поэтому весьма вероятно, что Федоритовы и Феодоритовы - отдаленные родственники.
Завершая это пространное введение в историю рода, хочется пригласить всех неравнодушных к историческим корням своих фамилий сотрудничать в сборе материалов из семейных архивов и расшифровке психогенотипов родов. Дело это, как оказалось, помогает восстановить казалось бы забытые родственные связи и проливает свет на тайны рода, влияющие на судьбы его представителей. Пример такой расшифровки - исследование на тему "Генетика и эзотерика рода Феодоритовых" - можно посмотреть здесь.
ФЕОДОРИТОВЫ |
|
Ветвь Власа Михайловича | Ветвь Федора Григорьевича |